Ан-24- Кругозор


  • Период с середины 1950-х до середины 1970-х гг. вне всякого сомнения можно назвать “Золотым веком” в истории ОКБ им.О.К.Антонова. Именно тогда появилась целая плеяда самолётов различного назначения, наиболее известным из которых стал транспортно-пассажирский Ан-24.

     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставил нам В.Троицкий, а также с сайтов Scalemodels и Каропка.ру.

  • Разработка этой машины началась в 1958 году в соответствии с постановлением СМ СССР № 1417-656 от 18 декабря 1957 года. Техническое задание определяло использование двух турбовинтовых двигателей типа АИ-24, при наличии которых самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/ч.

    На весь период проектирования и постройку опытного самолёта ушло менее двух лет – 20-го октября 1959-го года первый Ан-24 поднялся в воздух с экипажем под командованием лётчика-испытателя Г.И.Лысенко. Заводские и государственные испытания были проведены в течении 1961-го года, а серийное производство началось в 1962-м году на заводе №473 в Киеве. Коммерческая эксплуатация Ан-24 началась с сентября того же года на авиалинии Киев-Херсон, а серийное производство продолжалось до 1979-го года включительно.

     
    Несмотря на то, что сам главный конструктор О.К.Антонов оценивал ресурс Ан-24 в 30.000 лётных часов, что соответствовало примерно 10-15 лет эксплуатации в мирное время, самолёты этого типа летали гораздо дольше. Достаточно сказать, что по состоянию на 2017-й год военно-транспортные варианты ещё находились на вооружении ВВС стран бывшего СССР, а также КНДР, Монголии, Кубы, ДР Конго, Мали, Сирии и Камбоджи. Из коммерческих операторов Ан-24 остался в авиакомпаниях России, Казахстана и КНДР.

     
    Причиной успеха многочисленных модификаций этого самолёта, среди которых самой массовой стала Ан-24Б (построено 400 из 1387 экземпляров), стала высокая надежность конструкции, позволявшая проводить эксплуатацию с неподготовленных грунтовых аэродромов, которыми изобиловала территория бывшего СССР и стран социалистического содружества. Более того, до разрыва отношений с Китаем советская сторона успела передать пакет документации для производства Ан-24РВ, но из-за последовавшей вскоре “культурной революции” его серийная постройка под обозначением Xian Y-7 началась только в декабре 1970-го года и продолжалась до 2000-го года (построено 70 экземпляров). Как это ни странно, но на смену ему пришел вариант Xian MA60, являющийся глубокой модернизацией Y-7.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Ан-24 - первый прототип с регистрационным номером СССР-Л1960 и собственным именем "Жар-птица", 1959 г.
    Slider

  • “АН-24” московского производства стал настоящей одой минимализму. Масштаб модели можно оценить как 1:157, что делает её в своём роде уникальной. В комплект входило всего 9 деталей: половинки фюзеляжа, горизонтальное оперение, крыло, две прозрачные детали и две детали для унифицированной подставки. Модель не отличалась высокой точностью в геометрических размерах. Особенно в этом плане “пострадал” фюзеляж, сечение которого было выполнено почти идеально круглым, а также профили крыла и оперения. Фирменным элементом этой московской модели с винтомоторной группой была имитация вращающихся винтов дисковидными деталями из прозрачного пластика, которые больше напоминали “волчков”. В комплект также входила “липкая аппликация” с бортовым номером и ливреей “Аэрофлота”.
     

    Отчего же так просто (если не сказать — примитивно)? Да потому, что пресс-форма для модели “АН-24” разрабатывалась на основе масштабного макета из ОКБ им.Антонова. Кроме Ан-24 “антоновцы” также поделились наработками по самолёту Ан-10А, который также выпускался в Москве, а в Киеве было налажено производство модели Ан-2.
     

    Первым издателем “АН-24” стало предприятие “Юный техник”, которое занималось выпуском данной модели в первой половине 1970-х гг. Сейчас найти столь “древние” отливки затруднительно, но в статье В.Троицкого “Сага о Кругозоре” модель имела следующее описание: “…это был вполне узнаваемый опытный самолет со скругленным носом и обрезанными хвостами мотогондол (всем известная “Жар-птица”), отлитый из очаровательной прозрачно-голубой пластмассы, он очень красиво светился под люстрой”.

    Таким образом, первое издание от “Юного техника” больше соответствовало прототипу реального Ан-24 с символическим регистрационным номером СССР-Л1960. Интересно, что этот номер был нанесен наружным раскроем на крыло “техническим” шрифтом, который был близок к “аэрофлотному”, а вот на фюзеляже была нанесена “гравировка” с номером СССР-1964, выполненная явно от руки. Что это была за фантазия московских разработчиков – сейчас остаётся только догадываться, но Ан-24 именно с таким номером никогда не существовало, а вот номер СССР-Л1964 принадлежал самолёту Ан-2Т (с\н 13047308). С другой стороны, буква “Л” с советских регистрационных номерах была отменена в 1958-м году, так что “Юный техник” не так уж сильно был не прав.
     

    Во второй половине 1970-х гг., когда пресс-формы были переданы на завод “Кругозор”, с моделью произошли некоторые метаморфозы. В виду определённого износа оснастки её ремонт провели вполне традиционным способом – форму не просто почистили – на крыле относительно тонкий наружный раскрой был заменен на очень грубый внутренний, а носовая часть фюзеляжа приобрела очертания серийного Ан-24, одновременно лишившись номера СССР-Л1964 на борту. Вдобавок к этому была предпринята попытка доработать киль и форкиль, увеличив их по площади, но полученный результат трудно было назвать положительным. Стоит также отметить, что “короткие” мотогондолы были сохранены – в итоге из модели получился некий “агрегированный вариант” серийного и опытного самолёта.

    Ещё один нюанс касался подставки. С начала производства и до 1980-х гг. в комплект включались детали собственной разработки, включавший платформу овальной формы и высокий изогнутый кронштейн. Однако, после знакомства с продукцией фирмы “Plasticart”, московский производитель принял решение перенять зарубежный опыт, изготовив новую пресс-форму для подставки “немецкого” типа. Для полноты эффекта была заменена полиграфия – вместо буклета в комплекте теперь находился лист-инструкция, а коробка была заменена на образец нового стандарта с более утрированным рисунком.
     

    Последняя попытка предложить модель “АН-24” состоялась уже на постсоветском, когда “Кругозор” решил ввести унифицированную упаковку, разработанную в начале 1990-х гг. Внутри же находился всё тот же комплект советского образца с “липкой аппликацией” и старой инструкцией, а масштаб указывался как 1:125. В таком виде модель “АН-24” от “Кругозора” завершила свой жизненный цикл на просторах бывшего СССР.
     

    Впрочем, история “АН-24” не будет полной без упоминания об экспортных поставках. Как это ни странно, но в 1970-е гг. фирма “DIWI” из ГДР активно занималась импортом советских моделей, производившихся на заводе “Кругозор”. Для модели “AN-24” была разработана новая коробка с намного более красочным бокс-артом, а к советскому буклету прилагался только лист с инструкцией на немецком языке.

    Ещё один интересный момент связан с польской фирмой “ZTS Plastik”, которая также перепаковала часть поздних советских (или уже российских) отливок. Комплект продавался в новой коробке под названием “ANTONOV AN-24 samolot komunikacyjny”, а вместо советского варианта предлагалась полноценная декаль с ливреей польской авиакомпании “LOT” для самолёта с регистрационным номером SP-LTZ. Фактически это был Ан-24Б с серийным номером 87304504, который принадлежал ВВС Польши и входил в состав 36 Specjalny Pułk Lotnictwa Transportowego.
     

    Из наиболее доступных аналогов в советский период была только модель “AN-24” от фирмы “Plasticart” из ГДР. Немецкая разработка была выполнена в масштабе 1:100, отличаясь намного лучшей детализацией, наличием различных вариантов оформления и красками к комплекте. Единственное, в чем не был хорош “AN-24” – это всё те же геометрические размеры, поскольку при разработке мастер-модели использовались не чертежи, а фотографии различных самолётов этого типа.

    При наличии выбора советский моделист выбирал “Plasticart”, но при всех преимуществах “немца” его розничная стоимость не была ниже 3 рублей 50 копеек (и в разы больше – на “толкучках”), в то время как “кругозоровская” модель стабильно находилась в продаже вплоть до конца 1991-го года по цене 50 копеек.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "АН-24" - упаковка предприятия "Юный техник", 1970-е гг.
    Slider

  • Ан-24 — автор модели В.Троицкий

     


  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — Не Фрогом единым…, Или как все начиналось
     

    Ссылки (инфо):
    Авиафорум — Реестр Ан-24
    russianplanes.net — Киргизское УГА
    Полярная Почта — СССР-46211 (Ан-24ЛР)
    Polot — Antonow An-24
     

    Литература:
    С.Дроздов «Основной пассажирский «Антонов»» («Авиация и Время» 2015-03)
    М.Жирохов «Опаленные джунгли Камбоджи» («АвиаМастер» 2007-02)
    А.Хаустов «Начало большого пути?» («Авиация и Время» 2012-04)

Запись опубликована СССР