Boeing B-52 “Stratofortress” — Comet Series

  • Как только не называли этот самолёт во времена существования Советского Союза — и “оружие империалистической агрессии”, и “носитель ядерного разрушения” и “большая дубинка НАТО” и т.д. Многие из тех, кому сейчас за 30, наверняка догадались, что речь идет о стратегическом бомбардировщике Boeing B-52 “Stratofortress”, первый прототип которого поднялся в воздух ещё в 1952 оду. Конструкция этого самолёта оказалась настолько удачной, что модификация B-52H продолжает оставаться на вооружении USAF вплоть до настоящего времени, поскольку адекватной замены ему так и не нашлось.

     

    Модель этого “стратега” также очень популярна среди производителей пластиковых моделей, но в период вторжения на рынок торговой марки FROG (1956-1958 гг.) ставка в отношении американских самолётов была сделана на получение отливок с пресс-форм, арендованных у фирмы “Comet”. Несмотря на абсолютно несуразный с современной точки зрения масштаб 1/317 модель B-52 весьма неплохо продавалась, что побудило FROG сделать копию пресс-форм и после продажи оригинальной оснастки продолжить её выпуск вплоть до 1965 года.

     

    Редакция сайта Ретро-модели.ру выражает благодарность Михаилу (участника форума “Украiнська модельна хата”) за предоставленные графические материалы. При подготовке статьи также использованы фотографии с интернет-аукциона eBay.

  • Ещё до официального принятия на вооружение стратегического бомбардировщика Convair B-36 руководство USAF начало строить планы по его грядущей замене. Приоритет отдавался самолётам с реактивными двигателями, что привело к постройке в 1946-1949 гг. целой гаммы различных по характеристикам самолётов: XB-46, XB-47, XB-48 и XB-49. Тогда победителем оказался бомбардировщик фирмы Boeing, но всегда хочется большего и уже в 1948 году начались работы по намного более крупному самолёту с восемью двигателями.

     

    Фирма Boeing использовала собственные наработки по собственным реактивной технике и в итоге новый самолёт, заказанный USAF под обозначением XB-52, внешне был очень схож с ним. Помимо восьми двигателей J57-PW-1 первые два прототипа оснащались каплевидной кабиной пилотов. Ещё одной отличительной чертой XB-52 стало шасси велосипедного типа.

     

    На постсоветском пространстве принято считать, что B-52 являлся чуть ли не продолжением развития B-47. Конечно же, это в некоторой мере справедливо, однако проект будущей “Stratofortress” имел нелёгкую судьбу, пройдя с 1946 года несколько стадий, радикально отличавшихся друг от друга — от шестидвигательного Model 462 с прямым крылом и высоким килем, до восьмидвигательного Model 464, ставшего основой для прототипов B-52.

    Так уж получилось, что второй прототип был закончен раньше первого, а свой первый полёт он совершил 15 апреля 1952 года. Несмотря на то, что конструкция бомбардировщика требовала доработок, USAF остались довольны проделанной работой и в 1954 году приняли этот самолёт на вооружение под официальным обозначением B-52 “Stratofortress”. В свете начала работ надо сверхзвуковыми самолётами того же класса планировалось, что новые крепости прослужат около 20 лет, но фактически боевая служба B-52 продолжается вплоть до настоящего времени, поскольку по сумме тактико-технических характеристик ни один из более новых самолётов не превзошел его.

     

    Список модификаций B-52 выглядит если не огромным, то уж по меньшей мере внушительным.

     

    XB-52 (Model 464-67) — первый прототип B-52 с двигателями J57-PW-1 и каплевидным фонарем кабины, серийный номер 49-230. Первый полёт совершил 2 октября 1952 года, позже второго прототипа.

    YB-52 (Model 464-67) — второй прототип B-52 с двигателями J57-PW-1, каплевидным фонарем кабины и полным составом БРЭО, серийный номер 49-231. Первый полёт совершил 15 апреля 1952 года по маршруту Renton Field Рентон (штат Вашингтон) — авиабаза Ларсон.

    B-52A (Model 464-201-0) — первая производственная серия с двигателями J57-PW-9W и новой кабиной пилотов. В 1954 году остроено 3 самолёта с серийными номерами: 52-001, 002, 003. Приняты на вооружение в 1955 году.

    NB-52A — последний B-52A с серийным номером 52-003 переоборудованный в исследовательский самолёт-носитель NB-52A ракетоплана North American X-15 в 1959 году. Первый пуск был произведён 10 марта 1959 года, а всего самолёт выполнил 199 полётов по программе исследований, из которых 59 с ракетопланом X-15.

    B-52B (Model 464-201-3) — первая серийная модификация с двигателями J57-PW-19W, принятая на вооружение ВВС США 29 июня 1955 года. Построено 50 самолётов и серийными номермиа: 53-373 — 53-376 и 53-380 — 53-398, завод Boeing Seattle (Washington). Все бомбардировщики модификации B-52B были сняты с вооружения к июню 1966 года. Семь бомбардировщиков были дооборудованы до варианта B-52C по проекту Sunflower.

    RB-52B — носители разведывательного контейнера в бомбоотсеке на базе В-52В, но с двигателями J57-P-3, серийные номера 52-004-52-013, 52-8710-52-8716, 53-366-3-372, 53-377 — 53-379.

    NB-52B исследовательский самолёт-носитель ракетоплана North American X-15, серийный номер 52-0008, переоборудован в 1967 году. Бомбардировщик получил неофициальное название «Balls 8» и использовался НАСА до 17 декабря 2004 года, пока не был заменён модифицированным B-52H.

    B-52C (Model 464-201-6) — вторая серийная модификация с двигателями J57-PW-19W и серийными номерами 53-399-53-408 и 54-2664-54-2688. В 1955-1956 гг. построено 35 самолётов. Последний В-52С был выведен из боевого состава ВВС США 29 сентября 1971 года.

    JB-52C — два В-52С оборудованных для испытаний средств РЭБ.

    RB-52C — аббревиатура для обозначения самолётов способных носить разведывательный контейнер аналогично самолёту RB-52B.

    B-52D (Model 464-201-7) — модификация с двигателями J57-PW-19W без разведывательной аппаратуры. В 1956-1957 гг. построено 170 самолётов. Сняты с вооружения в течение 1978-83 годов.

    GB-52D — учебный бомбардировщик для наземной подготовки экипажей. Переоборудовано семь B-52D.

    JB-52D — модификация на основе B-52D для испытаний различных вооружений (Special Weapon Center).

    B-52E (Model 464-259-7) — серийная модификация с двигателями J57-PW-19W и усовершенствованным прицельно-навигационным оборудованием. Серийные номера: 56-669-56-712 и 57-095-57-138. Первый полёт совершил в декабре 1957 года, с вооружения сняты в течение 1967-68 годов.

    GB-52E — учебный бомбардировщик на основе B-52E, переоборудовано 2 самолёта.

    NB-52E — три бомбардировщика B-52E переоборудованных для различных испытаний.

    B-52F (Model 464—260) — серийная модификация с двигателями J57-PW-43WA. Серийные номера: 57-030-57-073 и 57-139-57-183. Сняты с вооружения в течение 1967-73 годов.

    GB-52F — учебный бомбардировщик на основе B-52F, переоборудовано 3 самолёта.

    XB-52G — опытный бомбардировщик переоборудованный из B-52A.

    B-52G (Model 464—253) — серийная модификация с двигателями J57-PW-43WA. Серийные номера: 57-6468-57-6520, 58-0158-58-0258, 59-2564-59-2602. Сняты с вооружения в 1994 году.

    GB-52G — учебный бомбардировщик на основе B-52G, переоборудовано 3 самолёта.

    JB-52G — бомбардировщики на основе B-52G, переоборудованные для различных испытаний.

    YB-52H — опытный бомбардировщик с двигателями TF33-PW-1 переоборудованный из B-52G.

    B-52H (Model 464—261) — серийная модификация с двигателями TF33-PW-1. В 1960—1962 годах построено 102 самолёта. Серийные номера: 60-0001-60-0062 и 61-0001-61-0040.

    EB-52H — проект самолёта РЭБ на базе бомбардировщика B-52H.

    JB-52H — бомбардировщики на основе B-52H, переоборудованные для различных испытаний.

    NB-52H — бомбардировщик B-52H с серийным номером 61-0025 переоборудованный в исследовательский самолёт для нужд НАСА.

    B-52H CEM (Conventional Enhancement Modification) — модификация на основе B-52H с универсальными узлами подвески для корректируемых авиабомб JASSM, JDAM, JSOW, WCMS и другими улучшениями.

    B-52H CCJ (Core Component Jammer) — проект самолёта РЭБ с мощным источником помех для защиты истребителей с дальних дистанций.

     

    Как и следовало полагать, карьера B-52 оказалась далеко не мирной. Бомбардировщики активно применялись во время войны во Вьетнаме, а последний пик их использования пришелся на время проведения операции “Linebaker II” в 1972 году, в ходе которой за 12 дней было совершено 729 боевых вылетов и сброшено 15237 тонн бомб по. Целями стали Ханой, Хайфон и другим объекты на территории Северного Вьетнама. Цена этой операции оказалась достаточно дорогой — в общей сложности было сбито 15 B-52.

     

    Дальнейший перечень конфликтов также весьма достоин внимания. Можно начать с того, что в 1991-2003 гг. бомбардировщики B-52 привлекались для ударов по территории Ирака, причем за это время произошла только одна потеря, которую принято считать небоевой. В 1999-м году они также приняли участие в операции Союзная сила (удары по Югославии), а с 2001 года В-52 периодически участвуют в налётах на позиции талибов в Афганистане. Но если в начале операции буквально гремели громкие фанфары, то в последнее время об успехах экипажей В-52 ничего не слышно.

    Последние эпизоды боевого применения “Stratofortress” связаны с Сирией в 2016-2018 гг. В попытке оказать помощь дружественным демократическим формированиям США несколько раз использовали стратегические бомбардировщики против Сирийской Арабской Армии. Впрочем, успех этих ударов оказался довольно сомнительным.

     

    Интенсивная эксплуатация B-52 имела и свою обратную сторону — именно этот тип бомбардировщика стал абсолютным рекордсменом по числу аварий и катастроф с потерей термоядерного оружия. В период с 1961-го под 1968-го имело место четыре лётных происшествия, в ходе которых с борта B-52 выпало 12 бомб. Благо, большинство из них удалось найти, но как минимум одна всё ещё остаётся где-то у берегов Гренландии.

     

    По состоянию на 2013 год в составе USAF имелось 78 бомбардировщиков типа B-52. После модернизации в 2015-2018 гг. планируется, что последние самолёты будут списаны к 2040 году.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Boeing XB-52 - второй прототип, серийный номер 49-231, 1952 г. (Photo USAF)
    Slider

  • Фирма “Comet”, разработавшая оснастку для пластиковой модели бомбардировщика B-52, выделялись среди остальных производителей не столько количественным ассортиментом, сколько оригинальностью самих моделей самолётов и их масштабами.

    Излишне говорить о том, что в 1950-1960-е гг. практически каждый новой самолёт воплощался в пластике с очень небольшой задержкой по времени и тут фирма “Comet” не отставала от других, выпустив целую серию американских реактивных самолётов. Нашлось в ней место и для одной из первых модификаций B-52 и не было бы здесь ничего необычного, если бы не масштаб 1/317 (в книге о FROG он ошибочно указан как 1/320).

    Почему так нестандартно? Да потому, что для моделей истребителей и бомбардировщиков были разработаны свои стандартизированные коробки, под которые подгонялись литники с отливками деталей. Вот и получалось, что B-66 был сделан в масштабе 1/146, B-47 — в масштабе 1/207, а B-52 — в масштабе 1/317.

     

    Первое издание, вышедшее в 1954 году под коробочным названием “Boeing B-52 Stratofortress” и индексом PL21, получило коробку с очень простым двухцветным оформлением, где отличительным цветом был зеленый. При условии нахождения на рынке фирм “Revell” и “Aurora”, которые сразу делали полноцветную полиграфию, такой маркетинговый ход был явно проигрышным и действия не заставили себя долго ждать — уже в 1955 году фирма Comet” радикально изменила подход к оформлению, став выпускать коробки с настоящими бокс-артами. Кроме того, индекс модели B-52 изменился на PL11-29.

     

    Но и это ещё не всё. В 1954 году фирма “Comet” выпустила два подарочных набора под названиями “Comet`s Squadron Six” и “Comet`s Big 6”. В состав первого вошли исключительно истребители, а второй содержал “Jet Bombers and Executive Planes”, включая модель B-52 в коробке первого издания.

     

    После недолгого пребывания пресс-форм у фирмы “International Model Aircraft”, где модели выпускались для внутреннего рынка Австралии, в 1958 году они были проданы фирме “Aurora”. Та, в свою очередь, делегировала права на выпуск фирме “Kleeware”, которая в начале 1960-х гг. выпустила серию моделей в собственной упаковке с тем же названием, но под индексом 9108. На этом история “Boeing B-52 Stratofortress” закончилась.

     

    Надо сказать, что упоминаемые конкуренты в лице фирм “Revell” и “Aurora” тоже отличились не хуже “Comet”. Первая из них выпустила свою модель “Boeing B-52 Giant Stratofortress” (H-207-98) в том же 1954 году, переиздавая её в течении следующих 25 лет. Особо оригинальным получился вариант “Boeing B-52 with in scale North American X-15” (H-162-129), выпущенный в 1961 году. Масштаб модели определялся как 1/175.

     

    В свою очередь, фирма “Aurora” поступила ещё более оригинально, включив свою модель “Boeing B52 Stratofortress” (494-49), выполненную в масштабе 1/270, в серию “Famous Fighters”. Выпускалась она в 1956-1961 гг.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Boeing B-52 Stratofortress” (PL21) - коробка первого издания фирмы "Comet", 1954 г.
    Slider

  • В целях расширения ассортимента фирма “International Model Aircraft, владевшая тогда торговой маркой FROG, развернула активную фазу сотрудничество с фирмой Comet из США. В рамках подписанного соглашения в течении 1956-1958 гг. американцы представили в общей сложности 10 комплектов производственной оснастки, получившие индексы из 370-й и 380-й серий:

    “Grumman Cougar F9F-6” 371P

    “North American Super Sabre F100C” 372P

    “Lockheed Starfire F94C” 373P

    “Douglas Skyknight F3D-2” 374P

    “Douglas Skyray F4D-1” 375P

    “Republic Thunderstreak F84F” 376P

    “Boeing B47E” 377P

    “Boeing B-52 Stratofortress” 378P

    “Douglas Destroyer B66B” 379P

    “Douglas Invader B26B” 385P

     

    Весь этот ассортимент вошел в отдельную Comet Series и никогда не появился в каталогах FROG, поскольку данные модели предназначались для внутреннего рынка Австралии, где они распространялись через сеть магазинов “Woolworths”. Более того, в силу очень неплохих продаж, британский производитель скопировал пресс-формы для моделей самолётов B-47, B-52 и B-66.

     

    Модель “Boeing B-52 Stratofortress” выпускалась в коробках типа D с полноцветным рисунком стратегического бомбардировщика на лицевой стороне. Внутри находилась инструкция “кометовского” образца, а оформление включало только один вариант для бомбардировщика USAF с номером 5049.

     

    По данным из книги “Frog Model Aircraft 1932-1976” за весь период производства с 1958-го по 1965-й год включительно было выпущено 25.000 комплектов. Такое количество не должно говорить об исключительной редкости данной модели, однако приобрести “фроговский” B-52 сейчас практически невозможно.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Boeing B-52 Stratofortress" (378P) - верхняя часть коробки типа C1X, Comet Series, 1956-1957 гг. (фото с форума "Украиньска Модельна Хата")
    Slider

  • Модель “Boeing B-52 Stratofortress” от фирмы FROG (она же “Comet”), выполненная в форм-факторе “Fit-the-Box”, в своём роде получилась уникальной. Начать можно с того, что обе фирмы-производители избегали указания точной модификации, однако, номер 5049 на хвостовом оперении косвенно говорит о том, что прототипом для этой модели может быть B-52D-1-BW с серийным номером 55-0049, периодически светившийся в прессе тех лет. Этот самолёт интересен тем, что именно он был первым из 69 B-52D, построенной на заводе фирмы Boeing в Уичите, штат Канзас (Whichita, Kanzas), согласно контракту AF33(600)-26235 от 29 ноября 1954 года.

    Вместе с тем, абсолютно точно определить модификацию невозможно в связи с миниатюрностью масштаба и упрощенности целого ряда отличительных элементов (хотя мотогонодолы и хвостовая часть действительно близки к B-52D).

     

    Вместе с тем, нельзя сказать, что “Boeing B-52 Stratofortress” получился чрезмерно упрощенным. Как раз наоборот — комплект содержал весьма внушительное для Comet Series количество деталей:

    — две половинки фюзеляжа

    — две детали консоли крыла

    — одна цельнолитая деталь горизонтального оперения

    — четыре детали пилонов подвески двигателей

    — восемь деталей двигателей

    — две детали дополнительных топливных баков

    — одна прозрачная деталь остекления кабины пилотов

    — две прозрачные детали подставки

     

    В общей сложности комплект содержал 24 детали непосредственно для сборки модели и две детали подставки, что для “Comet” можно было считать большим достижением. Впрочем, от полётной конфигурации так и не отказались, поэтому детали шасси принципиально не прорабатывались. Модель имела глубокий внутренний раскрой, которым также обозначались места для нанесения опознавательных знаков.

     

    Итог.

    В исполнении FROG эта модель настоящий мега-раритет, хотя ценность в данном случае представляет разве что полиграфия. Впрочем, если у вас имеется в наличии от 50 USD, то можно без особого труда найти “кометовский” комплект, присутствие которого в коллекции может быть обусловлено только искренним желанием коллекционировать “динозавров”.

  •  

  • Ссылки (модель):
    Internetmodeler.com — Comet 1/317 scale B-52C, Kit No. PL-21
     

    Ссылки (инфо):
    Joe Baugher Serials Encyclopedia — Boeing B-52 Stratfortress
    B-52 Stratofortress History
    Популярная механика — Кабину бомбардировщика B-52 показали изнутри
    Военное обозрение — Boeing B-52 Stratofortress, полвека на службе
     

    Литература:
    Е.Подольный “Крепость в стратосфере” (“Крылья Родины” 1995-01\02)
    Robert F.Dorr “B-52 Stratofortress” (General Aviation). Osprey Publishing. ISBN-13:978-1841760971. 2000
    Walter J.Boyne “Boeing B-52: A Documentary History”. ISBN13:9780887406003
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639