Breguet Br.1050 “Alize”

  • Эта статья о модели противолодочного самолёта Breguet Br.1050 “Alize” открывает цикл, посвященный серии “Cadet” — её основоположником была французская фирма “Heller”, а в 1965-1968 гг. реализацией моделей в собственной упаковке занималась британская фирма FROG. Серия была известна не только широким ассортиментом, но ещё и концепцией “fit-the-box”, в рамках которой масштабность моделей буквально подгонялась под типоразмер упаковки, причем далеко не всегда это была коробка.
     

    Не менее интересен и реальный прототип модели. Самолёт Breguet Br.1050 “Alize”, хоть и был построен в очень скромном количестве (всего 89 экземпляров), но оставался на вооружении почти 30 лет. Более того, индийские “Alize” приняли активное участие в войне с Пакистаном 1971-го года, добившись больших успехов.

     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставил нам С.Васюткин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Ещё до завершения Второй мировой войны командование ВМФ Франции твердо решило иметь в составе флота авианосцы как минимум в количестве двух единиц. Начатая программа привела к постройке в 1955-1963 гг. двух кораблей одного класса, получившихся названия “Clemenceau” и “Foch”, компанию которым составил авианосец “Arromanches” британской постройки.

     

    Параллельно с этим, с 1946 года фирма Breguet вела разработку самолёта палубного базирования, что привело к созданию штурмовика Br.950 “Vulture”. В его конструкции была использована концепция смешанной силовой установки — турбовинтовой двигатель должен был использоваться для крейсерского полета на большое расстояние, а дополнительный турбореактивный двигатель в хвостовой части фюзеляжа предусматривался для взлета с тяжелой боевой нагрузкой или для обеспечения высокой скорости в бою. Испытания Br.960 начались в августе 1951-го года, но опыт использования смешанной силовой установки для штурмовиков оказался не столь положительным, как на это рассчитывали ранее.

     

    К этому времени фирма Breguet разработала трехместный противолодочный вариант Br.962 ASM, который должен был оснащаться только одним ТВД Armstrong Siddeley “Mamba” VI мощностью 1650 л.с. и нести радар APS 33B. Эта модель осталась только в проекте, но на её базе в 1954-м году была начата постройка двух улучшенных самолётов, получивших обозначения Br.963 и Br.965 — последний из них в мае 1955-го года потерпел аварию и после восстановления был обозначен как Br.1050 (хотя ранее предполагалось Br.966).

    Обновленный самолёт конструктивно был близок к Br.965, но в процессе проектирования облик Br.1050 претерпел ряд изменений — была перекомпонована кабина оператора РЛС, изменена форма хвостового оперения, увеличен фюзеляж и внесён ряд других доработок. Ещё одним важным отличием стала установка ТВД Rolls-Royce “Dart” R.Da.6.
     

    Испытания первого прототипа начались 5-го октября 1956-го года, а первую посадку на палубу авианосца совершил второй прототип в декабре 1958-го года. Третий опытный образец оснащался более мощным двигателем Rolls-Royce “Dart” R.Da.20, установка которого уже была отработана на более раннем самолёте.

    Поскольку испытания продвигались более-менее успешно, первый заказ на Br.1050, получивший к тому времени название “Alize” (франц. “Пассат” — ветер, дующий между тропиками круглый год), составил 100 экземпляров. Однако, не лучшее экономическое положение страны и сокращение военного бюджета привело в 1958-м году к пересмотру соглашения, в результате чего флот получил бы всего 75 самолётов. В общей сложности было построено 87 машин (включая экспортные) и 5 прототипов. Вооружение серийных Br.1050 могло включать пять 160-кг глубинных бомб, одну акустическую торпеду, шесть НУРС и две управляемые ракеты Nord SS.11
     

    Поставки Br.1050 для французского флота начались 31-го марта 1959-го года и завершились 19-го июля 1961-го года. Принятые на вооружение ВМФ Франции самолёты, имевшие порядковые номера 1-61, 64,65, 68-70, 72-77, 80, 86 и 87, поступили в состав флотилий 4F, 6F и 9F, где они заменили отслужившие своё Grumman “Avenger”. Самолёты, прошедшие модернизацию отличались номерами, к которым прибавляли 100 (например, 72 — 172).

    Карьера французских Br.1050 оказалась на редкость спокойной. Если не считать рутинных патрульных вылетов в районе испытаний атомных бомб, то никаких примечательных событий в жизни этого самолёта не произошло. Всё закончилось тем, что флотилию 9F расформировали в середине 1972 года. В составе флотилий 4F и 6F самолёты Вr.1050 оставались на вооружении до конца 1980 года, после чего их постепенно заменили вертолётами SA.321.
     

    Интерес к Br.1050 проявили и иностранные заказчики, в числе которых были Индия, Индонезия и Бразилия. Самая короткая история вышла с индонезийцами — им отказали, поскольку были опасения использования новой техники против конфликтующих с ними Нидерландами. Бразильцы провели в 1960-м году сравнительные испытания Вг.1050 и Grumman “Tracker”, признав американский самолёт более подходящим. А вот с индийцами удалось договориться на поставку 12 самолётов — именно этим Br.1050 действительно пришлось понюхать порох.

    Первый самолёт из экспортного заказа впервые поднялся в воздух 21 октября 1960 года и в торжественной обстановке был передан Индии в январе 1961 года. Остальная партия была передана в течении следующих четырех месяцев. В составе ВМС Индии Br.1050 получили номера от 62 до 85 (бортовые IN201-IN212) и базировались на авианосце “Vikrant”, который Индия приобрела у Великобритании в том же году. Это был далеко не новый корабль — ранее авианосец носил название “Hercules” (R11) И относился к классу “Glory” (полное водоизмещение авианосца — 19 500 тонн, наибольшая скорость — 24,5 узла). Его построили в 1945-м году, но после завершения войны имеющееся количество авианосцев в составе флота Её Величества было признано избыточным и их начали распродавать союзникам. Погрузку самолётов на авианосец осуществили на Мальте, после чего “Vikrant” отбыл к берегам Индии (кроме четырех Br.1050 авиагруппа включала 10 реактивных истребителей-бомбардировщиков Sea Hawk и 4 многоцелевых вертолёта “Allouette”).

    Все принятые индусами Br.1050 вошли в состав No.300 и No.310 Squadron, причем в 1968-м году два индийских самолёта были переданы Франции взамен двух французских, ранее выведенных из состава флота. В войнах с Пакистаном отличился No.310 Squadron, самолёты которого оказались особо успешными в конфликте 1971-го года. Тогда авианосец “Vikrant” находился у берегов Восточного Пакистана (ныне Бангладеш), используя свою авиагруппу для ночных атак наземных целей, постановки минных заграждений и патрулирования прибрежных вод. Примечательно, что индийские пилоты заявили об уничтожении одной из подводных лодок типа “Daphne”, хотя официально все они были выведены из эксплуатации в 2006-м году. Кроме того, считается, что экипажам Br.1050 удалось потопить шесть канонерок, вооружённых пароходов и катеров, а также восемь торговых океанских судов. Единственная боевая потеря состоялась юго-восточнее Карачи, когда индийский самолёт был сбит ракетой, пущенной с истребителя F-104.

    Индийские самолёты оставались на вооружении вплоть до 1991-го года включительно и впоследствии практически все были утилизированы. К настоящему времени сохранилось всего два Br.1050 — один из них находится в музее на острове Гоа, а другой — во Франции.

    Самолёт Br.1050 часто сравнивают с британским Fairey “Gannet”, причем сходство между ними имеется не только в назначении, но и внешне. Можно сказать, что обе машины оказались примерно равноценны по тактико-техническим данным, но в силу специфики их использования, ни “Alize”, ни “Gannet” не получили широкого распространения, хоть и оказались надежными в эксплуатации. Кроме того, есть и ещё одна общая деталь — модели этих самолётов выпускались под торговой маркой FROG, но в разных масштабах и в разные временные периоды…

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Breguet Br.960 "Viltur" - предшественник противолодочного самолёта "Alize"
    Slider

  • Рассвет пластикового моделизма подарил нам множество интересных форматов и масштабов, одна часть которых осталась только в качестве эксперимента, в то время как другая оказалась на редкость долгоживущей. Второе в полной мере относится к серии “Cadet” от французской фирмы “Heller”, которая появилась в начале 1960-х гг.

     

    Одним из первых вопросов, который предстояло решить производителем моделей, был вопрос с полиграфией, а если быть более точным — с упаковками. И дело было даже не в том, как оно должны быть оформлена — проблема заключалась в геометрических размерах.

    Например, в планах фирмы имеются модели F-86 “Sabre”, B-25 “Mitchell” и XB-70 “Valkyrie”. Если делать их в масштабе 1:72, то придется задуматься над тремя разными форматами коробок. А что делать, если в дальнейшем захочется добавить Morane G или модель корабля с том же масштабе? Предыдущие три типоразмера будут для них не адекватны. И вот тогда созрел единственно верный план…

    Решение было простым и изящным — зачем придумывать многообразие форм коробок, если можно дешево и быстро упаковывать содержимое комплектов в упаковку унифицированного типа. Так появился формат, впоследствии получивший название “fit-the-box” (или “fit-a-box”). Заключался он в том, что масштаб модели выравнивался под размеры упаковки, и не важно, была ли это коробка или пластиковый пакет. В наше время это кажется странным, но на рубеже 1950-1960-х гг. масштабность модели и точность её соответствия реальному прототипу играли второстепенную роль.

    Для фирмы “Heller” одним из таких уравнителей стала серия “Cadet”, содержавшая более 50 моделей. Среди них была не только авиационная техника, но также корабли, автомобили и даже лунный модуль “Apollo”! В общем списке фигурировала модель патрульно-противолодочного самолёта “Alize”, которая в результате выравнивания была выполнена в масштабе 1:101. Первое издание 1962-го года упаковывалось в пластиковый пакет с “лепестком”, а четыре последующих (1969, 1978, 1988 и 1999 гг.) были уже коробочными, причем масштаб на них указывался как 1:100. Кроме того, в 1979-м году появился “репак” от французской фирмы “Sitaplex”. То есть, по сути, жизненный цикл модели от Heller завершился одновременно со снятием “Alize” с вооружения.

    Интересно и то, что ещё в 1960-м году “Heller” выпустила модель самолёта “Alize” в масштабе 1:50. При этом, как на коробке, так и в рекламе указывалось, что она создавалась на основе реальных чертежей.

     

    На сегодняшний день фирма “Heller” свою модель давно не производит, но выбор всё же имеется, правда, уже не в 100-м, а в 72-м масштабе.

    Первой, в начале 1990-х гг., отличилась французская фирма “Mach 2”, которая выпустила первый вариант комплекта без артикульного номера. Повторный выпуск, уже на новой оснастке, состоялся в 2000-е гг. После этого, в 2016-м году фирма “Azur FRROM” (также из Франции) порадовала любителей авиационной экзотики сразу четырьмя комплектами, отличавшихся между собой только бокс-артами и вариантами оформления: ALH, ALM, 1G France и 1G India.

    Говорить о том, что все перечисленные модели стоят на уровень выше “Heller” совершенно избыточно. Тем не менее, старая французская модель периодически появляется на интернет-аукционах за вполне приемлемые деньги и вполне может дополнить вашу коллекцию в масштабе 1:100 (что может быть актуально для отечественных моделистов, собиравших модели от Plasticart).

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Breguet 1050 Alize" - хронология упаковок фирмы "Heller" для моделей в масштабе 1:100 по артикульным номерам, сверху-вниз, слева-направо: L020 (1962), L020 (1979), 020 (1969), Sitaplex (1979), 80073 (1988), 79843 (1999)
    Slider

  • Модную тенденцию выпускать собственные “репаки” моделей других фирм FROG никак не могла обойти стороной. После сотрудничества с Comet и Renwal настала очередь молодой французской фирмы “Heller”, которая в начале 1960-х гг. выпускала множество моделей в серии “Cadet”. Аналогичным образом решили поступить и британцы, назвав серию перепакованных моделей “FROG Cadet”.
     

    Одной из первых в списке шла модель “Breguet Alize”, получившая в каталоге индекс F.182 (позднее F182). В книге о FROG указывается, что весь тираж в 50.000 экземпляров был выпущен в 1965-м году, но в продажу он поступил не сразу — реализация со склада продолжалась до 1968-го года включительно.

    Модель комплектовалась лепестком типа J1, который использовался только для серии “FROG Cadet”, на внутренней стороне которого печаталась инструкция по сборке. Декаль содержала опознавательные знаки морской авиации Франции, однако какие-либо номера, определяющие принадлежность данного самолёта к конкретной эскадрильи, полностью отсутствовали. Розничная цена на “Breguet Alize” составляла 1 шиллинг и 9 пенсов (1/9), что для такой скромной модели было немало.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Breguet Alize" (F.182) - лицевая часть "лепестка" типа J1, FROG Cadet, 1965 г.
    Slider



  • Breguet Br.1050 «Alize» — автор модели С.Васюткин

     


  • Ссылки (модель):
    Britmodeller.com — A NOSTALGIC TRIBUTE TO FROG MODEL KITS
    Britmodeller.com — Breguet Br.1050 Alizé — 1:72 Azur FRROM
     

    Ссылки (инфо):
    Каропка.ру — Breguet 1050 Alize (Naval Aviation Museum, Goa)
    L’Alizé souffle encore
    FFAA — Breguet Br.1050 Alizé
    Air Vectors — The Breguet Alize & Fairey Gannet
    JetPhotos — Breguet 1050 Alize
     

    Литература:
    А.Чечин, Н.Околелов Многоцелевой и многонациональный (Моделист-Конструктор)
    Arnaud Prudhomme “Breguet 1050 Alizé” (“Arnaud Prudhomme” Nr.14). Histoire & Collections. ISBN-10:978-2-35250-230-2. 2013
    Christophe Touzet “Breguet 1050 Alizé” (3rd edition). Christophe TOUZET self Editor. ISBN-13:978-2-7466-7655-8. 2017
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639