Douglas B-66 “Destroyer” — Comet Series

  • Для USAF бомбардировщик Douglas B-66 “Destroyer”, созданный на базе тяжелого палубного штурмовика A3D “Skywarrior”, стал своего рода аналогом советского Ил-28. Схожесть между ними заключалась не только в периоде выпуска, но и в строевой карьере – оба бомбардировщика были “рабочими лошадками”, отслуживших верой и правдой много лет, но практически не использовавшихся в боевых действиях. Впрочем, “Destroyer” успел принять деятельное участие во Вьетнамской войне, но уже в виде разведчика и самолёта РЭБ.
     

    Модель Douglas B-66 “Destroyer” (именно в варианте бомбардировщика) в 1954-м году первой выпустила фирма “Comet”. Сохраняя форм-фактор “Fit-the-Box” она получилась в масштабе 1/130. Спустя два года фирма International Model Aircraft (торговая марка FROG) скопировала пресс-формы и выпускала свой вариант этой модели, а в 1957-м году “кометовская” производственная оснастка была продана фирме “Aurora”, которая на непродолжительное время возобновила выпуск.

     

    Редакция сайта Ретро-модели.ру выражает благодарность С.Васюткину и Михаилу (участника форума “Украiнська модельна хата”) за предоставленные графические материалы. При подготовке статьи также использованы фотографии с интернет-аукциона eBay.

  • История бомбардировщика Douglas B-66 “Destroyer” началась в конце 1940-х гг. с палубного тяжелого штурмовика A3D “Skywarrior”, созданного по заказу флота. Машина получилась добротной и могла нести атомные боеприпасы, что натолкнуло разработчиков на мысль о создании модели аэродромного базирования для USAF.

    В то же время руководство USAF пыталось найти замену отличным бомбардировщикам Douglas B-26 “Invader”, которые к началу 1950-х гг. устарели не только морально, но и технически. В новых требованиях, изданных в 1951-м году, особо подчеркивалась возможность использования разрабатываемого заменителя в качестве бомбардировщика, разведчика и самолета РЭБ. Ближе к завершению тендера спецификация сместилась к преимущественно разведывательному варианту.

    На конкурсной основе было представлено шесть самолётов: North American В-45, Martin В-51 и Martin В-57, Boeing В-47, Douglas B-66 и Vickers “Valiant”. Из этого ассортимента USAF выбрали B-66, хотя впоследствии ничто не помешало переделать B-45 и B-47 в те же стратегические разведчики. Между тем, фирма Douglas продолжала работать по обоим вариантам самолёта, что привело к разделению ветвей проектирования на разведчик RB-66 и бомбардировщик B-66.
     

    Первый контракт на постройку четырех серийных RB-66A был заключен с фирмой Douglas 4 февраля 1952 года. Прототипы не строились как таковые, а вскоре к фоторазведчикам добавился контракт на 72 бомбардировщика B-66B (позже был выдан ещё один заказ на 69 самолётов, но впоследствии его отменили). Конструктивно оба самолёта были очень близки, но имелся и ряд отличительных моментов.

    Помимо того, что в сравнении с A3D было перепроектировано крыло и добавлены катапультируемые кресла, B-66B отличался от разведывательного варианта удлиненным на 17,5 дюймов бомбоотсеком, бомбовой системой K-5, увеличенным объёмом топливных баков в фюзеляже и возможностью нести дополнительные 500-галлонные баки на пилонах под крылом. Первые серии B-66B оснащались двигателями Allison J71-A-11, но впоследствии большинство машин получили Allison J71-A-13.

    Наступательное вооружение состояло из 15000 фунтов (6803,9 кг) бомб различного калибра, размещаемых на внутренней подвеске в бомбоотсеке. Самолёт мог нести “специальный боеприпас” типа атомной бомбы. Для защиты задней полусферы предназначались две 20-мм пушки М24 в хвостовой турели, наводимые на цель с помощью радарной системы.
     

    Первый серийный B-66B выкатили из цеха 4-го января 1955 года, в состав Tactical Air Command бомбардировщики стали передавать с марта 1956 года. Первым новую технику получило 17th Light Bombardment Wing, дислоцированное на авиабазе Hurlburt Field в штате Флорида. С сентября 1956 года, по мере прибытия остальных самолётов, состоялась переброска B-66B в Западную Европу. Поставки бомбардировщиков B-66B были завершены в 1957 году.
     

    Строевая карьера B-66B в первой линии USAF оказалась очень короткой – сказались проблемы с силовой установкой и системой бомбометания, которая не обеспечивала достаточной точности. В связи с этим уже в 1962 году B-66B стали выводить в резерв или модернизировать до уровня разведчиков и самолётов РЭБ. В ходе войны во Вьетнаме EB-66B и RB-66B неплохо показали себя в этом качестве, но и их жизненный цикл в скором времени подошел к концу.
     

    Наиболее долго использовались бывшие бомбардировщики, переделанные в летающие лаборатории. Например, самолёты с серийными номерами 53-0488 и 54-0481 применялись для высотных тестов космических капсул кораблей “Gemini” и “Apollo”, в то время как на других машинах испытывали РЛС для новых истребителей F-4, F-14, F-15 и F-111. К настоящему времени ни одного B-66B в чистом виде не сохранилось.
     

    Список модификаций:

    RB-66A (Douglas Model 1326) — всепогодный разведчик, построено 5 самолётов.

    RB-66B (Douglas Model 1329) — модификация RB-66A с двигателями J71-A-13, построено 149 самолётов.

    B-66B (Douglas Model 1327A) — тактический бомбардировщик на основе RB-66B, построено 72 самолёта.

    EB-66E — модификация разведчика на основе B-66B.

    EB-66C — четыре RB-66C модернизированные до уровня самолётов РЭБ.

    NB-66B — один тестовый самолёт переделанный из B-66B с носовой частью от F-111 и новой РЛС.

    RB-66C — модификация на основе RB-66B с экипажем из 4-х человек и улучшенным составом оборудования, построено 36 самолётов.

    WB-66D — самолёт метеоразведки с обновленным составом оборудования, построено 36 самолётов.

    X-21A — два самолёта WB-66D модернизированные по заказу фирмы Nortrop, использовались для тестов нового типа крыла
     

    Серийные номера:

    52-2828/2832 — Douglas RB-66A-DL

    53-0482/0507 — Douglas B-66B-DL

    54-0477/0505 — Douglas B-66B-DL

    54-0548/0551 — Douglas B-66B-DL

    55-0302/0314 — Douglas B-66B-DL

    53-0409/0481 — Douglas RB-66B-DL

    54-0417/0446 — Douglas RB-66B-DL

    54-0506/0547 — Douglas RB-66B-DL

    54-0447/0476 — Douglas RB-66C-DT

    55-0384/0389 — Douglas RB-66C-DT

    55-0390/0425 — Douglas WB-66D-DT

    55-0408/55-0410 — Northrop X-21A

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Douglas RB-66A "Destroyer", USAF, борт BB-828 (Photo USAF)
    Slider

  • Модель бомбардировщика с коробочным названием “Douglas B-66” и индексом PL-20 была издана в 1954-м году, войдя в серию “Jet Bombers”. Поскольку при разработке использовался форм-фактор “Fit-the-Box” сама модель получилась в масштабе, близком к 1/130. Отливки упаковывались в стандартизированные картонные коробки, верхняя часть которых была разделена по диагонали на три цветные секции: центральная была белой, а верхняя и нижние – красными. В центральной части располагался рисунок бомбардировщика в красно-белых тонах.
     

    Графический дизайн первого издания сохранялся в первые два года производства модели “Douglas B66” и в таком же виде она была включена в подарочный набор “Comet`s Big 6”. Данное издание представляло собой большую картонную упаковку из двух частей, внутри которой компактно укладывались стандартизированные коробки для шести “больших” моделей. Также на ней было опробовано улучшенное графические оформление, стилистика которого впоследствии использовалась для последних выпусков моделей фирмы “Comet”.
     

    К созданию бокс-арта для второго издания в фирме “Comet” отнеслись очень творчески, если не сказать больше. Изометрическая проекция бомбардировщика с бортовым кодом BB-405 осталась, однако сама картинка стала не просто полноцветной и гораздо более красочной. Теперь самолёт изображался не на пустом белом “полотне”, а на фоне острова с фигурками людей в купальниках. Такой пейзаж был выбран далеко не случайно, поскольку бомбардировщики B-66B как минимум один раз принимали участие в сбросе атомного боеприпаса над атоллом Бикини в Тихом океане. Да и в 1950-1960 гг. было модно наблюдать за испытаниями на атомных полигонах, находясь в непосредственной близости от них.

    В таком виде модель с немного измененным коробочным названием “Douglas B66” выпускалась до 1958 года, когда производственная оснастка была продана фирме “Aurora”. Кроме того, в конце 1950-х гг. часть отливок была продана в упаковках британской фирмы “Kleeware” под внутренним индексом 9107 и, как это ни странно, под логотипом “Comet Series”.

     

    Новый владелец пресс-форм выпустил две коробочные версии, различия которых заключались только в упаковках двух совершенно разных типов, но с одинаковым содержимым. Точная дата завершения производства модели “Douglas B-66” фирмой “Aurora” на данный момент не установлена.

     

    ********

    Относительно резкий старт и короткий период строевой службы “обеспечили” данному самолёту едва ли не забвение среди крупных изготовителей пластиковых моделей. Тем не менее, ещё в 1955 году американская фирма “Monogram” выпустила своё видение модели “Douglas B-66” (индекс P10) в масштабе 1/82.

    Как говориться, сравнительно с разработкой от “Comet” в ней было прекрасно всё! Начать можно с того, что “Monogram” имитировала отрытый бомболюк с бомбой, шасси и элементы стрелкового вооружения. Присутствовала также имитация кабины пилотов вместе с самими пилотами, а декаль была выполнена в более красочном варианте для самолета с регистрационным номером 22828, который относился к первому серийному самолёту модификации RB-66A.

    Оформление коробки было выполнено в более агрессивном стиле, чем у “Comet” – на бокс-арте изображался бомбардировщик, сбрасывающий бомбы на “город N”, который по какой-то странной причине, был по внешнему виду далёк от населенных пунктов вероятного противника. В 1967-м году, когда в самом разгаре была Вьетнамская война, стилистика изменилась – теперь самолёт позиционировался как RB-66B и изображался в совместном полёте с парой F-105. Такой вариант, с незначительными доработками, сохранялся вплоть до полного завершения выпуска в середине 1990-х гг. Кроме того, модель B-66 входила в состав подарочных наборов “Air Force Patrol” и “Air Power”, выпускавшихся в 1960-х гг.

     

    В начале 1970-х гг., кроме “Monogram”, модель бомбардировщика “Douglas B-66” (Kit 175) выпускалась фирмой “Airmodel” из ФРГ. Несмотря на то, что это была “вакушка”, она стала одной из первых, выполненных в масштабе 1/72.

     

    Впрочем, наиболее известной моделью в “классическом 72-м масштабе” стал “Douglas B-66B Destroyer” от фирмы “Italeri”, релиз которой состоялся в 1986 году. В начале 1990-х гг. эти комплекты в массовом количестве попали на рынок бывшего СССР и пользовались неплохим спросом, благодаря отсутствию альтернативы и невысокой цене. Итальянская модель пережила три издания, также выпускаясь в конце 1980-х гг. под логотипом фирмы “Testors”. На сегодняшний день модель от “Italeri” является не просто единственной из доступных, а лучшей в своём масштабе.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Douglas B66" (PL-20) - коробка фирмы "Comet" второго издания, 1956-1957 г.
    Slider

  • Как известно, в 1956-м году фирме International Model Aircraft (известной под торговой маркой FROG) удалось договориться с “Comet” об аренде 10 комплектов пресс-форм для выпуска в Великобритании моделей из серий “Jet & Fighters” и “Jet Bombers”. Но если для первых шести всё закончилось достаточно быстро, то для бомбардировщиков сделали исключение – производственная оснастка для них была скопирована, а сами модели поступили в продажу в 1958 году (то есть на год позже, чем истребители из “Comet Series”).
     

    В отличии “арендных” моделей, которые частично сохраняли атрибутику “Comet” и выпускались в стандартизированных коробках типа C1X, все бомбардировщики, включая “Douglas B66” (индекс 379P), упаковывались в полноцветные коробки типа D. Кроме того, эти модели были включены в каталоги FROG.

    Очень интересно поступил британский художник-оформитель с бокс-артом. Оригинальный “кометовский” рисунок самолёта был выполнен как бы в зеркальной проекции, а экзотический пейзаж тихоокеанского острова заменили на вполне “родной” британский, с холмами и полями.
     

    Выпуск “фроговской” модели продолжался вплоть до 1965 года включительно, когда руководство IMA “созрела” для снятия с производства морально устаревших пресс-форм. В этот период пресс-формы на короткое время успели переехать во Франции, где не местном производстве выпустили неопределенное количество отливок под торговой маркой “Tri-ang”.
     

    Несмотря на более длительный, чем у моделей из “Comet Series”, период выпуска, в общей сложности было изготовлено всего 35.000 комплектов моделей “Douglas B66”. Причиной тому послужила не высокая стоимость (модель продавалась за 2 шиллинга), и не столько оригинальный масштаб, на который тогда просто не обращали внимания – американский бомбардировщик оказался не популярным среди британцев, для которых вполне разумным было желание получить побольше новинок собственной авиапромышленности. В результате, модель “Douglas B66” сейчас вышла на уровень “раритет” и торгуется на интернет-аукционах со стартовой ценой от 20 фунтов стерлингов.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Douglas B66" (379P) - коробка типа D, FROG, 1957-1965 гг.
    Slider

  • Очередной комплект от фирмы “Comet”, который в 1958-1965 гг. выпускался под торговой маркой FROG, порадовал британского и американского моделиста аж 16 деталями! Цвет пластика для данной модели был в обоих версиях серебристый, по аналогии с реальным прототипом. Полный перечень деталей выглядел так.

    — две половинки фюзеляжа

    — две консоли крыла

    — одна деталь для цельнолитого горизонтального оперения

    — четыре детали подвесных контейнеров

    — четыре детали мотогондол двигателей

    — прозрачная деталь фонаря кабины пилота

    — две прозрачные детали подставки

     

    По традиции на модели отсутствовала какая-либо имитация шасси, а кабина пилотов была выполнена “глухой”. С другой стороны, разработчики ввели в комплект подвесные контейнеры, что заметно оживило внешний вид модели. Глубокий внутренний раскрой был нанесен по большей части схематично (что, учитывая масштаб и год создания пресс-форм, было не столь критично), причем им же отметили посадочные места для нанесения декалей.

     

    Наиболее важным отличительным элементом, между моделями от “Comet” и FROG, была подставка – в американской версии она изготовлялась из серебристого пластика, а британцы выполнили её прозрачной, снабдив логотипом FROG.

     

    Единственный вариант декали включал опознавательные знаки для самолёта с бортовым кодом BB-405 и регистрационным номером 42405, который не соответствует ни одному из известных диапазонов серийных номеров. С учетом того, что у модели на законцовках крыла присутствуют контейнеры для поисковой системы AN\APD-4, она относилась скорее к разведчику RB-66C, чем к бомбардировщика B-66B.

     

    Итог.

    По современным представлениям модель “Douglas B66”, конечно же, не шедевр, но и отворачиваться от неё, как от не ненужных “дров”, всё же не стоит – для своего времени она была совсем неплоха, да и аналогов у неё практически не было. Вообще, в этой старой американской разработке есть своя “изюминка”, которая придется по вкусу далеко не каждому, поскольку сборка подобных раритетов является уделом истинных ценителей начального периода пластикового моделизма.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Douglas B66” (379P), FROG - модель в частичном сборе
    Slider

  • Douglas B-66 “Destroyer” (“FROG”)
    Автор модели — Михаил (участник форма “Украиньска Модельна Хата”)

    Douglas B-66 “Destroyer” (“Monogram”)
    Модель с аукциона eBay, продана в 2016 г.


  • Ссылки (модель):
    Scalemodels.ru — Oбзор Соmet 1/130 Douglas B-66
    Old Kit Corner — Aurora Douglas B-66, Kit #298-50
    FROG and Tri-ang Kits
    The Airfix Tribute Forum — Italeri 1/72 Douglas B-66B Destroyer (149)
    Каропка.ру — B-66B Destroyer
     

    Ссылки (инфо):
    Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft — Douglas B-66 Destroyer
     

    Литература:
    Rene J.Francillon, M.Roth “Douglas B-66 Destroyer” (“Minigraph” Nr.19)
    “Airplane” (Issue 210, Douglas B-66)
    “Encyclopedia of Aircraft” (Issue 170, Douglas A-3 & B-66 cutaway drawing)