English Electric “Canberra” PR.7

  • Среди множества модификаций британского самолёта English Electric “Canberra” особо выделялись разведывательные модификации типа PR (Photo-Reconnaissance). Именно один из высотных разведчиков “Canberra” PR.7 в 1953 году совершил очень рискованный полёт над советским полигоном Капустин Яр, где испытывалось атомное оружие. Карьера этих самолётов оказалась очень продолжительной — последний PR.9 из состава No.39 (1 PRU) Squadron RAF был выведен из эксплуатации в июле 2006 года.

     

    Фирма “International Model Aircraft” оказалась в числе первых, кто выпустил разведывательную модификацию самолёта “Canberra” в масштабе 1/72. На внутренний британский рынок она попала под коробочным названием “English Electric Canberra P.R.7” и каталоге FROG проходила под индексом 323P. Выпуск этой модели продолжался с 1955-го по 1968-й год, когда морально устаревшая пресс-форма была снята с производства, а на её место пришла новая разработка под индексом F203.

     

    Редакция сайта Ретро-модели.ру выражает благодарность Михаилу (Москва) и С.Васюткину за предоставленные графические материалы. При подготовке статьи также использованы фотографии с интернет-аукциона eBay.

  • Разведывательные варианты самолёта “Canberra” большую часть времени оставались в тени бомбардировщиков, но и они сыграли не последнюю роль в составе RAF, дольше всего оставаясь на вооружении.

    Всё началось со спецификации PR.31/46, выданной ещё в 1946 году. Под новые требования Министерства авиации специалисты фирмы English Electric решили доработать хорошо освоенный в производстве бомбардировщик B.Mk.2. Наиболее радикальные изменения свелись к добавлению 14-дюймовой (360 мм) секции между кабиной пилота и передней кромкой крыла, благодаря чему длина фюзеляжа увеличилась до 19,96 м.

    В расширенном пространстве смонтировали шесть наклонно установленных фотокамер F52 и одну вертикальную камеру F49. В качестве альтернативного варианта можно было установить две фотокамеры F89 для ночной съёмки. Кроме того, был увеличен запас топлива, а бомбоотсек был модифицирован для размещения 1,75-дюймовых осветительных ракет в специальных отсеках, которые также предназначались для ночных миссий.

     

    Первый прототип фоторазведчика, обозначенного как PR.Mk.3 (или просто PR.3), поднялся в воздух 19 марта 1950 года. В ходе испытательных полётов выяснилось, что из-за увеличения длины фюзеляжа самолёт испытывал сильные вибрации планера, и в предъявленном виде не мог быть принят в эксплуатацию. Фирма English Electric провела серию доработок, ограничив при этом максимальную скорость фоторазведчика до 0,75 Маха, в то время как исходный бомбардировочный вариант имел ограничение 0,84 Маха. Впрочем, тестовые полёты в Боскомб Дауне не привели к полному исправлению ситуации, что задержало ввод самолёта в строй почти на год.

    Серийное производство PR.Mk.3 начали в конце июля 1952 года, построив в общей сложности 35 самолётов. Первые фоторазведчики поступили в состав No.540 Sqd.RAF уже в декабре, где они заменили поршневые “Mosquito” PR.34. Экспортные поставки составили всего два самолёта, которые были приобретены Венесуэлой под обозначением PR.83 и находились в составе Grupo Aereo de Bombardeo 13 вплоть до 1990 года.

     

    Вторая модификация разрабатывалась на базе бомбардировщика B.Mk.6 и получила обозначение PR.Mk.7. В отличии от предшественника она оснащалась двигателями Rolls-Royce “Avon” Mk.109 и несла дополнительные топливные баки в передней части крыла. Набор фотооборудования остался без изменений.

    Первый фоторазведчик PR.Mk.7 с номером WH773 был поднят в воздух 16-го августа 1953 года, а с июня 1954 года серийные самолёты стали заменять PR.Mk.3 не только в эскадронах, дислоцированных в Великобритании, но и в ФРГ, где также находились базы британской авиации. Всего было собрано 74 самолёта, причем PR.Mk.7 можно было считать первыми “боевыми” фоторазведчиками, так как они совершали полёты над территорией Советского Союза.

    Несколько экспортных фоторазведчиков приобрели ВВС Индии, причем разработкой “тропической” модификации PR.Mk.57 занималась фирма Boulton-Paul, а самолёты модификации PR.Mk.67 представляли собой два восстановленных PR.Mk.7, ранее служивших в составе RAF. По состоянию на 2001 год в строю оставалось 4 индийских фоторазведчика (по два каждого варианта), причем самолёты с номерами IP-990 и P-1098 находились в лётном состоянии.

     

    Последняя модификация фоторазведчика PR.Mk.9 была создана на базе модернизированного бомбардировщика B(I).Mk.8. Эти самолёты, будучи в составе No.39 Sqd.RAF, успели принять участие в войне с Аргентиной за Фолклендские острова, причем три из 22 построенных самолётов впоследствии были переданы Чили в знак благодарности за предоставление авиабаз. Завершилась карьера PR.Mk.9 лишь в июне 2006 года, когда последние фоторазведчики этого типа были сданы на хранение.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    English Electric "Canberra" B.Mk.6 (WT307)
    Slider

  • В период существования СССР советским моделистам была хорошо знакома только одна из двух “экс-фроговских” моделей бомбардировщика “Canberra”, которая выпускалась с 1972 года и в последнем издании от FROG имела индекс F203 и коробочное название “Canberra Mk.8/12 Low Level Bomber”. Но была и другая, намного более ранняя разработка, которая относилась к самой первой серии моделей, выпущенной этим британским производителем в 1955 году.

     

    Причина появления модели English Electric “Canberra” в списке новинок от FROG была вполне объяснима — в то время основной акцент делался либо на самолёты 2-й мировой войны, либо на абсолютные новинки — этой стратегии придерживались инженеры и маркетологи из “International Model Aircraft” (IMA), которые решили начать именно с современной реактивной техники, и уж потом добавить такие “хиты продаж”, как “Spitfire” или FW-190.

    На выбор тогда имелось несколько модификаций “Canberra”, наиболее массовой из которых была B.Mk.2. Но как уже рассказывалось в разделе История, с 1950 года было налажено производство разведывательных вариантов PR.Mk.3, которых в 1953 году на конвейере сменили PR.Mk.7 — на нем и решили остановиться.

     

    Пресс-формы для модели с коробочным названием “English Electric Canberra P.R.7” были готовы в 1955 году, но на прилавках магазинов она появилась только год спустя. В комплекте, получившем индекс 323P, присутствовали детали из серебристого и прозрачного пластика, инструкция и декаль на один вариант оформления. В качестве упаковки использовалась стандартизированная коробка типа C1.

    В таком виде выпуск модели продолжался до 1964 года включительно, когда из IMA выделилось подразделение детских игрушек из полистирола, получившее название “Penguin Toys”. Чтобы не вносить путаницу для продукции, выпускавшейся под торговой маркой FROG, выделили индекс F. Одновременно с этим была проведена ревизия модельного ряда и упаковок.

    Все эти процессы практически не затронули моделей первой серии выпуска, которые продолжали выпускаться в коробках типа C1. Единственными изменениями для “English Electric Canberra P.R.7” стала смена индекса на F.323 (позднее унифицированного в каталоге до F323), а также корректировка шрифтов в инструкции. В общей сложности, с 1955 по 1965 год, было выпущено 15.000 комплектов обоих подтипов.

     

    Второе издание, вышедшее на рынок Великобритании также в 1965 году, получило коробку типа F2 и название “English Electric Canberra PR7 Bomber”. Обновление комплекта вовремя подоспело к акции Golden Tokens, в рамках которой разыгрывалось более 500 призов и “один день с флотом” (условия акции распространялись только на территорию Великобритании). При покупке модели её счастливый обладатель получал 10 “золотых” купонов, которые печатались на развороте инструкции нового образца.

    Выпуск модели “English Electric Canberra PR7 Bomber” был прекращен в 1967 году, всего за год до завершения акции Golden Tokens. К этому времени под торговой маркой FROG успели произвести ещё 25.000 комплектов.

     

    Информация о количестве моделей была взята из книги Лайнса и Хеллстрома “Frog Model Aircraft 1932-1976”, где не совсем ясно указано, включались ли в него отливки, произведенные в конце 1960-х гг. французским отделением фирмы “Tri-ang” под старым индексом 323P. Комплекты для внутреннего рынка Франции сохранили коробки типа C1, но отличались текстом на французском языке (с измененными текстовыми блоками в инструкции) и атрибутами местного производителя.

     

    Дальнейшая судьба пресс-форм достаточно туманна. В 1967-1969 гг. часть производственной оснастки для моделей FROG первого выпуска (в СССР их было принято называть “пионерской серией”) была отправлена в Новую Зеландию, где их выпуск должна была продолжить фирма “Tri-ang Pedigree”. В её списки довелось попасть модели под индексом F323, причем для неё планировалась обновленная упаковка. Не исключено, что новозеландское издание если и состоялось, что было очень скромным в количественном отношении. Как бы там ни было, в 1971 году произошел “окончательный развод” с Великобританией, что повлекло за собой прекращение производства всех “экс-фроговских” моделей.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “English Electric Canberra P.R.7” (323P/F323) - верхняя часть коробки FROG типа C1, 1955-1965 гг.
    Slider

  • По стечению целого ряда обстоятельств, в период появления “English Electric Canberra P.R.7” от FROG у этой модели более 15 лет не было достойного конкурента на британском рынке. Ближайший для FROG аналог появился в США, причем фирма “Revell” пошла от обратного, сначала выпустив в 1956 году модель “Martin B-57B NIGHT INTRUDER LIGHT BOMBER” (H-230:98) и затем, в 1961-м году, сделала на её базе пресс-форму для модели “British Canberra Bomber” (H157-129).

    Несмотря на технологическую близость как британской, так и американской разработки, достойного противостояния не получилось — модели от “Revell” (как уже перечисленные, так и все последующие в этой серии) были выполнены в масштабе 1/81.

     

    ********

     

    Фирма “Airfix” выпустила модель “BAC Canberra” (05012-8) лишь в 1972 году — то есть одновременно с новой “фроговской” разработкой под индексом F203. Эта модель относилась к модификации B(I).Mk.6, на базе которой была разработана разведывательная модификация PR.7, и в какой-то мере заполнила нишу, пустовавшую после прекращения производства фроговского “English Electric Canberra PR7 Bomber”. Декаль включала варианты оформления для самолётов с номерами A84-233 (No.2 Sqd.RAAF) и WT307 (No.213 Sqd.RAF).

     

    На протяжении 1970-х гг. эта модель несколько раз переиздавалась, меняя дизайн упаковки. Однако, ничто не вечно под Луной, и в 1987 году вышло радикально обновленное издание “Martin B-57B/RB-57E Canberra” (05018) в состав которого были добавлены как новые детали, так и изменены текущие, чтобы британский бомбардировщик превратился в американский. Новый вариант декали включал варианты для самолётов с номерами BA-888 и BA-264, причем второй из них был “вьетнамским”.

    Завершился выпуск изданием 1995 года, в составе которого в очередной раз провели косметическое улучшение полиграфии. Далее последовал очень долгий перерыв и лишь в 2009 году фирма “Airfix” выпустила модели “English Electric Canberra B(I)8” (A05038) и “English Electric Canberra PR.9” (A05039), которые были выполнены на совершенно другом технологическом уровне и не относились к первым модификациям этого самолёта.

     

    ********

     

    Из последних разработок в масштабе 1/72 можно отметить комплект “English Electric Canberra B.2/T.4” от фирмы “S&M Models”, появившийся в 2017 году. Модель имеет очень высокую степень детализации, однако на постсоветском пространстве практически не встречается.

     

    Кроме того, существуют конверсионные наборы, выпускаемые различными производителями отдельно. Например, в 1990-х гг. британская фирма “Aeroclub” предлагала литые детали носовой части для моделей Martin B-57 от “Italeri” и “Airfix”, позволявшие доработать его до уровня модификаций B.2/6 и PR.3/7 (комплект K801).

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “BAC Canberra” (05012-8) - коробка модели фирмы "Airfix" издания 1972 г.
    Slider

  • Комплекты моделей “English Electric Canberra P.R.7” (323P\F323) и “English Electric Canberra PR7 Bomber” (F323) имели принципиальные различия только в типе упаковок и инструкций. Первый вариант с коробкой типа C1 имел стандартный для того периода бокс-арт с очень характерным “рисуночным” изображением фоторазведчика на голубом фоне. Во втором издании 1965 года было введено уже картинное изображение, где самолёт летел на фоне морского порта. В обоих случаях это был фоторазведчик “Canberra” PR.7 с серийным номером WH773.

     

    Интересный факт!

    WH773 — это первый серийный PR.7, который совершил свой первый полёт 16-го августа 1953 года. Карьера этого самолёта оказалась насыщенной перемещениями среди авиационных соединений RAF, причем первые три эскадрона базировались на одной авиабазе Уайтон (Wyton). Сначала фоторазведчик был принят в состав No.540 Sqd., но вскоре его передали No.80 Sqd., где он оставался весь 1954 год. После этого WH733 недолго числился в составе No.82 Sqd., откуда он был направлен в No.31 Sqd. Четвертый по счету эскадрон базировался на авиабазе RAFG Laarbruch в ФРГ, а его составе самолёт выполнял низковысотные тактические разведывательные полёты. Но вот прошло ещё немного времени, и WH773 вновь оказался в составе No.80 Sqd., который в 1957 году передислоцировался на авиабазу Брюгген (Bruggen), также находившейся на территории ФРГ.

    Далее самолёт вернулся в Великобританию и снова оказался на авиабазе Уайтон, где его принял No.58 Sqd. В составе этого эскадрона WH773 находился по меньшей мере до 1970 года, когда его передали No.13 Sqd. и перебросили на авиабазу Акротири (Akrotiri), расположенную на Кипре. Здесь британские самолёты выполняли функцию сдерживания, но это не уберегло островное государство от вторжения Турции и образования на его территории Турецкой Республики Северного Кипра.

    Тем не менее, именно в составе No.13 Sqd. первый серийный PR.7 оставался дольше всего. После возвращения на родину WH773 использовался вплоть до июня 1981 года, когда порядком изношенный самолёт был официально выведен из эксплуатации. Но и это не было концом его эпопеи!

    Фоторазведчик решили не отправлять на металлолом, а использовать как наглядное пособие (Ground Instructional Airframe No.8696M) в составе 2331 ATC Sqd. Однако, руководство RAF внезапно решило, что такое завершение карьеры будет недостойно для WH773, благодаря чему самолёт был включен в состав одного из трех Стражей Ворот (Canberra Gate Guards) всё той же авиабазы Уайтон.
    Функцию почетного охранника WH773 выполнял до 1990 года, когда в результате нового решения там оставили только один PR.9 с номером XH170. Самолёт был демонтирован и отправлен в Велленс Байвейс (Vallance Byways,Charlwood), где и оставался до настоящего времени.

    Комплект отливок включал 19 деталей из серебристого пластика, 2 прозрачные детали для остекления кабин пилота и штурмана, а также две прозрачные детали подставки с круглым основанием. Основные геометрические размеры были выдержаны достаточно точно (в чем можно убедиться по фото, опубликованным на форуме Britmodeller.com), при сильном упрощении элементов шасси и отсутствии прочей необходимой мелочевки.

     

    Не самой приятной особенностью данной модели является чрезмерно утрированная имитация носовой части двигателей — обычно она выполняется в виде отдельной детали (пусть и упрощенно, как у F203), но у “фроговского” PR.7 вход в туннель был “заглушен” по передней кромке, из которой торчал цилиндрический обтекатель. Получилось очень неестественно, но зато технологически просто для разработки пресс-формы.

     

    Раскрой модели тонкий, наружного типа. Им же обозначены ниши шасси и посадочные места для нанесения опознавательных знаков. Кстати, сам раскрой не имеет сильного расхождения с чертежами.

     

    В общем итоге “фроговская” модель с индексом 323P/F323 получилась очень неплохой по размерности в 72-м масштабе, но положительное впечатление сильно портят “глухие” воздухозаборники двигателей и “монолитные” отливки колес (основные — вместе со щитками, носовые — вместе со стойкой).

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “English Electric Canberra P.R.7” (F323) - отливки фюзеляжа из комплекта FROG, 1964-1965 гг.
    Slider

  •  

  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — English Electric Canberra PR.7 Réf F323
    The Unofficial Airfix Modellers\’ Forum — Frog 1/72 Canberra Build on Modelling Madness
    HyperScale Forums — Canberra PR.3 Conversion Part 1
    NoFineLine — English Electric / BAC Canberra B(1)6 – Airfix 1/72 (with DB Productions Canberra T MK17 resin nose)
    Britmodeller.com — S&M Models 1/72 Canberra T4 RAAF A84-501
    GAF Canberra Mk.20 — 1/72 Scale — High Planes Models
    S&M Models 1:72 English Electric Canberra B.2/T.4

     

    Ссылки (инфо):
    Фильм из цикла «Знаменитые самолеты» на Youtube
    English Electric Canberra PR-7 WH773
    bywat.co.uk — PR.7 — WH773
    Warbirds of India — The Canberras Still Fly!

     

    Литература:
    И.Михелевич “Леди «Канберра»” (“Авиация и Время” 2010-06)
    И.Михелевич “«Канберра» — бестселлер пяти континентов” (“Авиация и Время” 2011-02)
    “Canberra: type by type” (“Air Pictorial” 1999-05)
    Chris Chant “Air War in the Falklands 1982”. Osprey Publishing. 2001
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639