HMS «Exeter»


  • История модели тяжелого крейсера HMS “Exeter” и её реального прототипа получились очень похожими. В обоих случаях образцы можно было считать не столько удачными, сколько компромиссными. Несмотря на то, что оба изделия обладали целым рядом недостатков, на популярность у публики это практически не влияло. А вот завершение карьеры для корабля и крейсера оказалось трагическим — тяжелый крейсер пошёл на дно в марте 1942-го года у острова Ява, а пресс-форма сгинула где-то после банкротства минской фирмы “Корпак”.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые представили нам С.Просвирнин, Дмитрий (Минск) и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • В рамках кораблестроительной программы, утвержденной британским Адмиралтейством в 1925 году, была заложена серия из 7 однотипных тяжелых крейсеров типа “York”. Непосредственно постройка ограничилась только двумя единицами (“York” и “Exeter”), поскольку в 1930 году Великобритания, в числе других стран-участниц, подписала Лондонский морской договор, ограничивающий количество кораблей данного типа.
     

    В натуральную величину тяжелый крейсер “Exeter”, заложенный 1-го августа 1928 года и вступивший в строй 27-го июля 1931 года, имел следующие размеры: наибольшая длина – 175,25 м, длина между перпендикулярами – 16,59 м, ширина – 17,68 м, осадка – 5,18-6,17 м. Максимальная скорость достигала 32 узлов (59 км\ч).

    Вооружение первоначально состояло из шести 203-мм и четырех 102-мм орудий, двух одноствольных 40-мм автоматов типа Pom-Pom и больше десятка 7,62-мм пулемётов Lewis. Откровенно слабым было бронирование, которое составляло на поясе 76 мм, траверзы – 76-111 мм, башни и барбеты – по 25 мм.
     

    В период с 1932-го по 1941-й год “Exeter” трижды прошел модернизацию, получив самолётные катапульты, перестроенный капитанский мостик, новые усиленные мачты («треноги»), радары, систему управления зенитным огнем и усиленное зенитное вооружение. Кроме того, в 1939 году гидросамолёты Fairey IIIF были заменены на более современные Supermarine “Walrus”. В межвоенные годы служба тяжелого крейсера “Exeter” выдалась спокойной, хотя этому кораблю пришлось один раз совершить поход к Абиссинии в целях демонстрации силы британского ВМФ.
     

    Первым боевым испытанием стала погоня за немецким “карманным” линкором “Admiral Graf Spee”, предпринятая британским флотом в самом начале 2-й мировой войны. В ходе боя 13-го декабря 1939 года у берегов Уругвая между ним и английской эскадрой, в которую входил “Exeter”, крейсер получил значительные повреждения, вынудившие его выйти из боя. По всему кораблю полыхали пожары, была разбита вторая носовая башня, командирский мостик, выведена из строя связь и рулевые механизмы,в результате попадания в правый борт погибла почти вся команда торпедистов. Линкор “Graf Spee” намеревался добить своего главного противника и пошел на сближение с “Эксетером”, продолжая обстрел. Столбы воды, поднятые упавшими с недолетом снарядами, помогли затушить огонь, но следующие залпы уничтожили оставшиеся установки главного калибра. Спасли корабль два других члена эскадры — легкие крейсеры “Ajax” и “Achilles”, в начале боя принятые командиром “Graf Spee” фон Лангсдорфом за эсминцы, и потому не подвергавшиеся обстрелу из его тяжелых орудий. Бесстрашно бросившись на превосходивший их по всем параметрам “карманный” линкор, они повредили его систему управления огнем и заставили отступить, ведя преследования до наступления ночи.

    Фон Лангсдорф приказал идти на ремонт в нейтральный порт Монтевидео, опасаясь подхода главных сил англичан. Британская разведка, узнав, что их смертельно опасный противник оказался в ловушке, начала кампанию по дезинформации, целью которой было убедить немцев, что у выхода из залива их ожидает крупное соединение союзных сил.

    Не видя возможности прорваться из мнимого кольца блокады и не желая напрасной гибели своей команды, фон Лангсдорф приказал затопить корабль и сам разделил его судьбу, застрелившись 20 декабря.

    По возвращению в Англию команда “Exeter” была принята Черчиллем и королем Георгом VI, командиры эскадры и корабля были удостоены высоких наград.
     

    После капитального ремонта крейсер отправился в Юго-Восточную Азию воевать против японцев, но и тут его боевая карьера сложилась не лучшим образом. В ходе двух сражений в Яванском море (27-28 февраля 1942 года) объединенная британо-голландская группа потеряла 7 эсминцев и 3 крейсера, включая “Exeter”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    HMS "Exeter" до модернизации, 1930-е гг.
    Slider

    Наверх

  • На модельном рынке тяжелый крейсер “Exeter” являлся нечастым гостем и FROG весьма вовремя заполнила эту нишу. Оснастка для модели в масштабе 1:500 разрабатывалась в начале 1960-х гг., но нельзя сказать, что по уровню копийности и качеству “Exeter” вышел плохим. Впрочем, это не избавило модель от наличия целого ряда недочетов и откровенной упрощенности отдельных деталей, общее количество которых составило 124 штуки.
     

    Пресс-форма была готова к серийному производству в 1963 году, а на рынок эта модель поступила под индексом 121P и в упаковке типа Е. В каталоге FROG модель входила в Orange Series. Декаль в комплекте отсутствовала.
     

    Важно отметить, что модель, выпущенная фирмой FROG представляла собой “Exeter” в финальной конфигурации, каким он был потоплен 28-го февраля 1942 года. В частности, отличия заключаются в усиленной зенитной артиллерии, треножной мачте, башне управления с радаром и перестроенным мостиком.
     

    Появление “Exeter” на модельном рынке состоялось в 1964 году и в первоначальной комплектации эта модель производилась до 1965 года включительно – всего было собрано 17000 комплектов. Примечательно, что при оформлении упаковки Е-типа была допущена ошибка – название модели было указано как “H.M.S. Exeter Battle Cruiser”, что по классификации означало “линейный крейсер” — военный корабль гораздо больших размеров, по характеристикам более сходный с линкором, нежели с крейсером.
     

    Летом 1965 года, фирма FROG объявила конкурс “Win three days with the Navy” (Выиграй три дня на флоте) и приурочила к нему выпуск подарочного набора с названием “The Sea Wolves” (Морские волки, F149). В состав набора включили четыре модели:

    Hawker “Sea Fury” FB.Mk.11 (F154, ex-154P)

    Westland “Wessex” (F335, ex-335P)

    HMS “Exeter” (F121, ex-121P)

    HMS “Torquay” (F125, ex-125P)

    Набор продавался в упаковке типа Х, что подразумевало бумажный “чехол», внутри которого находились четыре стандартные коробки. Соответственно, комплектность моделей не изменялась. Всего, до 1968 года включительно, было выпущено 8000 наборов.

    Также нетрудно заметить, что в названиях моделей Р-индексы уступили место F-индексам. Подобное переименование стало следствием тотальной ревизии модельного ряда, проведенной в 1965 году, в ходе которой изменился как стиль оформления упаковок, так и индексы в каталогах. Фирма FROG приняла решение заменить не слишком удачные с визуальной точки зрения упаковки типа Е на тип F, на лицевой стороне которых унылые боковые проекции были заменены цветными бокс-артами (художественными рисунками). Если быть более точным, то до 1969 года крейсер продавался в упаковке подтипа F2 с коробочным названием “HMS Exeter”, после чего модель временно сняли с производства.
     

    Возвращение на конвейер состоялось в 1974-1977 гг., когда модель под коробочным названием “HMS Exeter — Cruiser” стала выпускаться в упаковке типе Н1, являвшейся стандартной для моделей позднего выпуска. Кроме того, в комплект было добавлено ещё две детали – гидросамолёт Supermarine “Walrus”, состоявшего из цельнолитого фюзеляжа с нижним крылом и верхнего крыла. Имитация двигателя отсутствовала. В таком виде пресс-форма образца 1974 года была предложена Советскому Союзу.
     

    Как это ни странно, но “фроговские” корабли не были фаворитами при экспортных поставках. В 1964-1966 гг. некоторое количество моделей реализовала на территории Франции фирма “Tri-ang”, использовав коробки типа Е, но с французским текстом. Далее, в 1968-1969 гг. около 15.000 отливок перепаковала фирма “UPC” (Cat.No.2100), продавая модель на территории США под коробочным названием “H.M.S. Exeter”.
     

    Как уже было сказано ранее, с альтернативой у крейсера “Exeter” в 500-м масштабе не сложилось. Лишь в 1977-м году фирма “Matchbox” выпустила модель этого крейсера в масштабе 1:700 (PK-162), сохранив стилистику изготовления деталей из двух цветов пластика. Перепаковкой этой модели занималась фирма “AMT”, а впоследствии британская пресс-форма стала собственностью фирмы “Revell”. Примечательно, что в начале 2000-х гг. отливки выходили в коробках от российской фирмы “Alanger” (Nr.40061).
     

    Похоже, 2018 год окончательно переводит “фроговскую” модель в категорию представляющих исключительно коллекционный и исторический интерес — к радости любителей 350 масштаба фирма Trumpeter выпустила ЛВД-модель крейсера, которая уже появилась в продаже в ноябре. Также не обойдён стороной и 700 масштаб — компания Aoshima анонсировала собственный вариант под коробочным названием “HMS Exeter Battle of the Java Sea” (Nr.05270). . Кроме того, фирма “ROP o.s. Samek Models” из Чехии выпускает смоляную версию “Exeter” в масштабе 1:700, довольно простую, но снабженную платой фототравления.

    Ещё одним не самым дешевым вариантом будет приобретение «смоляных» моделей от польской фирмы “Niko Model” под названиями “HMS Exeter 1939” и “HMS Exeter 1942”. Для своего масштаба они очень неплохо детализированы и снабжены фототравлением, но стоимость каждой из них вряд ли оправдает удовольствие от покупки…

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Exeter" (121P) - коробка типа Е образца 1963 г. Ниже коробка типа "C2" для модели "Shell Welder Coastel Tanker"
    Slider

    Наверх

  • Надо полагать, что модель прибыла в Минск из Москвы одной из первых (предположительно в 1978 году). Во всяком случае, номер ТО 17 БССР 04-125-79 намекает на то, что пресс-форма была в работе уже в 1979 году. Косвенным подтверждением этому служит также каталог “Novo 1978”, где модель “HMS Exeter” шла под номером 76092. Фирменная упаковка, рисунок на которой был заимствован с оригинала Н-типа (но с каким-то более фиолетовым оттенком), содержала более полное название – “HMS Exeter — Cruiser”. Выпуском “Exeter” занимался 3-й филиал Минского производственного объединения по выпуску игрушек Мир, расположенный в Минске (БССР).
     

    Экспортные поставки велись с размахом — менее чем за два года из СССР было поставлено около 100.000 отливок! Между тем, история экспортных отливок не так проста, как кажется. Из книги о FROG стало известно, что документах от 1977-го года фигуриловали три модели под индексами для внутреннего пользования: F404 (“Lavochkin La-7”), F921 (“HMS Exeter”) и F922 (“HMS Royal Sovereign”). Эти модели в пакетированной упаковке были проданы неизвестному покупателю в количестве 7000, 1000 и 2000 штук соответственно.

    Впрочем, даже такие объёмы не спасли “Novo Toys Limited от неминуемого конца — разорившаяся в 1981-м году компания DCM “потянула на дно” дочернюю фирму “Rovex”, включая её филиалы (хотя именно они убыточными не были). Небольшие остатки полиграфии (коробки и инструкции) впоследствии были переданы Советскому Союзу.
     

    На внутренний рынок СССР модель поступила под обезличенным названием “Игрушка пластмассовая сборная Крейсер”, а начало массовых продаж датируется приблизительно 1981 годом, когда закончился “валовый экспорт”. При стоимости 90 копеек “крейсер” был доступен буквально каждому, что создало ему определённый ореол популярности.
     

    Тем временем, началась “перестройка” и в 1990-м году ПО “Мир” переименовали сначала в фирму “Актамир”, а затер обратно в “Мир”. На качестве моделей это никак не отразилось в лучшую сторону, поскольку ремонтом пресс-форм никто не занимался. С другой стороны, сильного ухудшения также не отмечалось. Стиль упаковки с убогим цветным рисунком на картоне всё это время не менялся.
     

    Но вот “перестройка” внезапно закончилась и начались “лихие 90-е”, во время которых на постсоветском пространстве все выживали как могли. Фирма Мир не стала исключением, поскольку из-за потери торговых связей внутри бывшего СССР рынок сбыта сжался до минимума. В сложившейся ситуации какая-то часть отливок была продана в Польшу, где модель продавалась в новой упаковке фирмы “Chematic”. Объём такой коммерции пока остаётся неизвестным.
     

    С ноября 1993-го года минские модели, сделанные на “экс-фроговских” пресс-формах, выходили в тех же упаковках, но уже под маркой фирмы “Корпак”. Переименование вновь никак не отразилось на качестве отливок, зато с коробками удалось продвинуться в лучшую сторону.

    В 1995-м году последовал радикальный ребрендинг, благодаря которому модели стали поступать в продажу в намного более приличных коробках с фирменной черной окантовкой, хотя для модели под новым коробочным названием “Exeter \ Эксетер” она была фиолетового цвета. Кроме того, изменили дизайн инструкции, в которую добавили историческую справку.
     

    Финал “минской одиссеи” наступил в 1996 году, когда фирма Корпак прекратила своё существование, а имевшиеся к тому времени складские запасы отливок, среди которых было незначительное количество “Exeter”, были распроданы частным лицам. Судьба пресс-формы не выяснена – предположительно, после продажи одной из российских фирм, она была отправлена в Воронеж, где впоследствии сгинула на необъятных российских просторах. Есть ли в этом что-то удивительное или странное — надо полагать, что нет, поскольку на завершающей стадии производства деградации пресс-формы достигла столь высокого уровня, что её ремонт был экономически нецелесообразен.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "HMS Exeter - Cruiser" Cat.No.76092 - верхняя часть экспортной коробки Novo
    Slider

    Наверх

  • Не секрет, что в СССР качество отливок «для народа» было крайне ужасным, вот и “Exeter” не повезло в очень крайней степени. Уже к середине 1980-х гг. в наборе присутствовало такое количество облоя, что некоторые детали можно было просто выкинуть. В первую очередь это касалось конструкции катапульт, имевших тонкий бортовой «переплёт», и мачты с антенной. В то же время, экспортное исполнение «HMS Exeter — Cruiser» оставалось на достаточно приемлемом уровне (как это удавалось сделать на одной пресс-форме – до сих пор непонятно).
     

    В общем, несмотря на то, что сейчас “Exeter” является раритетом, рекомендовать его можно только ортодоксу моделей FROG\Novo.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Крейсер" - отливки корпуса и палубы, цвет пластика - серый, начало 1980-х гг.
    Slider

    Наверх

  • Ссылки (модель):
    Airfix Collecting — AMT
    modelwarships.com — Frog/Novo 1/500 Scale HMS Exeter (Review by Ian Wilkins)
    Britmodeller — Photo Etch Detail Set for Frog/Novo HMS Exeter — 1:500 Atlantic Models
     

    Ссылки (инфо):
    HMS Exeter Association
    Naval History — HMS EXETER — York-class Heavy Cruiser
    World War II Today — HMS Exeter’s final battle
     

    Литература:
    А.И.Донец «Тяжелые крейсера типа «York» (Крейсера Британии)». Владивосток. Рюрикъ. ISBN 5-7042-1157-7. 2003.
    Ю.Ю.Ненахов «Энциклопедия крейсеров 1910—2005». Минск. Харвест. 2007.
    M.J.Whitley «Cruisers of World War Two: An International Encyclopedia». London. Cassell. ISBN 1-86019-874-0. 1995
    Richard Lines,‎ Lief Hellstrom,‎ Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639