HMS «Ashanti»


  • Среди огромного множества боевых кораблей особое место занимают эскадренные миноносцы, без которых не обошелся ни один флот современности. Как правило, это были обычные «труженики морей», не ставшие знаменитыми, но принесшими много пользы. Одним из таких кораблей был HMS «Ashanti», сборная модель которого в масштабе 1:500 в 1960-1970 гг. выпускалась под торговой маркой FROG.

    После продажи пресс-формы Советскому Союзу производство этой модели было возобновлено на московском заводе Огонёк, причем «HMS Ashanti Tribal Class Destroyer» стал одним из первых, поставленных на экспорт. Выпуск эсминца продолжался небольшими (по советским меркам) партиями до конца 1980-х гг., пока производственная оснастка не погибла после потопа в подвалах предприятия-изготовителя.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные Suede и С. Просвирниным, а также с интернет-аукционов eBay.

  • В 1934 году британское Адмиралтейство пришло к осознанию того факта, что как стоящие на вооружении, так и только вводимые в строй эскадренные миноносцы заметно отстают по боевой мощи не только аналогов европейских флотов, но и вероятного противника на Востоке – Японии. Необходимы были более крупные и мощные корабли с превосходящим своих конкурентов артиллерийским вооружением и ПВО, не уступающие им в скорости – лидеры эсминцев. В итоге новый класс получил четыре двухорудийные 120-мм артустановки, счетверенную 40-мм зенитную пушку, два счетверенных 12.7-мм пулемета, глубинные бомбы и два бомбоммета, и, нетрадиционно для английской школы, всего один четырехтрубный 533-мм торпедный аппарат.

    В конце ноября 1935 года корабли получили названия в честь диких племён, населяющих британские колонии, став преемниками эсминцев Первой мировой типа «Tribal» (англ. Tribe — племя, англ. Tribal — племенной, принадлежащий к племени). Что интересно, компанию им составили казаки и татары в лице HMS «Cossack» и «Tartar» соответственно. Ашанти же – это народность, живущая на территории современной африканской Ганы, которая тогда была британской колонией под названием Золотой Берег. Что интересно, ашанти дали не только название девятому эсминцу серии, но и девиз – «Убей тысячу, тысяча придет!»

    Корабль строился на верфях фирмы William Denny & Brothers, в Дамбартоне и был введен в строй 21 декабря 1938 года, получив бортовой номер F51. Эсминец HMS «Ashanti» пережил североатлантические штормы, технические проблемы, норвежскую кампанию, сильные повреждения при посадке на мель, арктические конвои (включая печально известный PQ-18), вторжение в Северную Африку, атаки на подводные лодки, авиационные атаки и некоторые из самых жестоких боев Второй мировой войны.
     

    Наиболее яркие эпизоды его боевой биографии произошли летом 1944 года. Первым было сражение 9 июня, вскоре после высадки союзников в Нормандии. В этот день патрулировавшим Ла-Манш отрядом, куда входил HMS «Ashanti», вблизи французской Бретани была обнаружена немецкая группа эсминцев. В результате завязавшегося боя было уничтожено или выведено из строя 3 вражеских корабля. Вторым — предотвращение эвакуации немецкого персонала из Франции. 5 августа 1944 года британские эсминцы перехватили немецкий конвой с Иль-д’Иу, затопив два эскортных тральщика и одно патрульное судно.
     

    К концу войны было уже ясно, что корабль изношен и даже проведенный ремонт не смог переломить его послевоенную судьбу. В 1947-м году эсминец был исключен из списков флота и использовался как мишень для других судов, а через год разобран на металл.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    HMS "Ashanti" (F51)
    Slider

    Наверх

  • Набор с первоначальным индексом 123P и коробочным названием «H.M.S. Ashanti» вышел бороздить просторы рынка Великобритании в 1963 году в упаковке типа Е (коробка с проекциями корабля на лицевой стороне) в Red Series каталога FROG. В общей сложности, до 1968 года включительно, было выпущено 55.000 комплектов первого выпуска.

    В 1968-1969 гг. «фроговские» отливки перепаковывались фирмой UPC, торговавшей продукцией FROG в США.
     

    В 1970-м модель получила новый индекс F123F и упаковку типа J2 (так называемый «лепесток», Black Series), на которой эсминец был изображен в бою посреди бушующих волн. В 1972-м году последовало новое изменение — изменился тип серии в каталоге FROG (Blue Series) без изменения индекса каталога. В общей сложности, за 1970-1974 гг. выпустили всего 150.000 комплектов в “лепестках”.
     

    В 1974-м году была выпущена ещё одна партия в упаковке типа Н1 (Black Series) и с индексом F123. На финальной стадии существования торговой марки FROG в продажу поступило ещё 15.000 комплектов, после чего производство данной модели было свёрнуто. Причиной тому стало сложное финансовое положение материнской компании Rovex, что привело к распродаже в 1975-1976 гг. всех пресс-форм.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "HMS Ashanti Destroyer" 123P - упаковка типа Е, FROG, 1963 г.
    Slider

    Наверх

  • После подписания соглашения с советской фирмой Novoexport, производственная оснастка для модели HMS “Ashanti”, наряду с несколькими другими, попала на московский завод Огонек, предварительно пройдя испытания в ЦКТБИ. Судя по всему, эти события происходили в 1975-1976 гг., однако в иллюстрированных каталогах фирмы Novo Toys Limited данная модель по не выясненной пока причине отсутствовала. Тем не менее, HMS “Ashanti” получил индекс 76028, одновременно сохранив «фроговский» номер F123. Отливки продавались в «лепестках» под коробочным названием «HMS Ashanti Tribal Class Destroyer».
     

    К 1978-му году британская сторона напечатала внушительный объём полиграфии, что в совокупности с поставками из Москвы позволило продать порядка 70.000 экспортных комплектов. Другими словами, за три года тесного сотрудничества советская сторона выпустила столько же отливок, сколько было выпущено в Великобритании за предыдущие 12 лет!

    Большие объёмы производства позволили задуматься над расширением рынка сбыта, и в 1979-1980 гг. была напечатана серия полиграфии для продажи моделей в странах социалистического содружества. Отличия заключались в том, что для Великобритании цвет окантовки «лепестков» был синим, а для стран Восточной Европы — красным. На логотипе название Novo заменили на Novoexport при сохранении всех индексов.

    Эйфория советско-британского сотрудничества завершилась в самом конце 1980-го года — банкротство компании Rovex привело к автоматической ликвидации всех её филиалов, включая Novo Toys Limited. В рамках дополнительного соглашения остатки экспортных комплектов для «HMS Ashanti Tribal Class Destroyer» и других моделей были переданы Советскому Союзу.
     

    На внутреннем рынке СССР модель продавалась под названием «Эсминец Индекс 123» с 1976-1977 гг., причем варианты оформления коробок различались в зависимости от периода выпуска. Самый ранний вариант сохранил практически полноценные «нововские» цветные рисунки как на лицевой, так и на нижней части коробки. Инструкция была выполнена по «фроговскому» образцу с логотипом советского предприятия на первой странице. Декаль с бортовым номером отсутствовала.

    В более позднем варианте, появившемся в середине 1980-х гг., от такого излишества, как цветной рисунок, полностью отказались. Вместо него на лицевой стороне оставили упрощенное изображение корабля в коричневых тонах, окантовка исчезла, зато цвет коробки и фона стал полностью синим. Претерпела изменения и инструкция — на первой странице появился черно-белый «корабль с коробки», но без логотипа предприятия, а на второй странице размещалась схема сборки.

    Последние партии моделей «Эсминец Индекс 123» были выпущены заводом Огонёк предположительно в 1989-1990 гг, после чего они практически полностью пропали из продажи. Как выяснилось впоследствии, все пресс-формы для производства «экс-фроговских» моделей были временно сняты с ТПА и помещены на хранение в подвал предприятия, где произошел сильный потоп. Из-за царившего в годы «перестройки» тотального разгильдяйства никто не догадался вовремя отремонтировать оснастку, в результате чего она полностью проржавела и стала непригодной для дальнейшего использования. Дальнейшая судьба пресс-форм была вполне предсказуема…
     

    По воспоминаниям москвичей, в 1991-1992 гг. кое-где ещё «всплывали» комплекты «огоньковских» моделей с полиграфией, испытавшей на себе сильное воздействие воды — вероятно, какую-то часть складских запасов успели вынести с завода советские «предприниматели».
     

    Казалось бы — ну вот и конец истории, но не тут-то было! В 2000-е гг. на модельном рынке появилось изделие от польской фирмы «Mistercraft» (она же «Mastercraft») под коробочным названием «HMS Ivanhoe», чей реальный прототип также принадлежал к классу «Tribal». Причем тут герой статьи? Да при том, что разработчики из Польши, используя «фроговские» отливки, создали собственную пресс-форму, снабдив её коробкой с отличным бокс-артом, новой инструкцией и декалью. К сожалению, выпускалась эта модель очень недолгое время.

    Интересна история корабля-прототипа. Эсминец HMS «Ivanhoe» был спущен на воду 11-го января 1937-го года и завершен 24-го августа. В годы Гражданской войны в Испании этот корабль, входивший в состав Средиземноморской эскадры, участвовал в блокаде побережья, противодействуя прохождению судов обоих враждующих сторон. Непосредственно перед началом 2-й мировой войны HMS «Ivanhoe» прошел модернизацию, заключавшейся в установке оборудования для постановки минных заграждений. В сентябре 1939-го года эсминец вошел в подчинение Western Approaches Command и уже в октябре участвовал в потоплении немецкой подводной лодки. В скором времени HMS «Ivanhoe» полностью переделали в минный заградитель и в новом качестве он принял участие в Норвежской кампании.

    Впоследствии минзаг использовался для эвакуации британских войск из Дюнкерка, получив 1-го июня 1940-го года сильные повреждения от немецко авиации. После ремонта HMS «Ivanhoe» вновь вошёл в строй, но карьера его оказалась недолгой — во время очередного боевого похода 1-го сентября 1940-го года корабль  наскочил на немецкую мину и затонул.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "HMS Ashanti Tribal Class Destroyer" (Cat.No.76028) - экспортный "лепесток" Novo, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Относительно модели HMS “Ashanti” особо сказать нечего, в виду её раритетности и фактической безальтернативности на данный момент. Масштаб 1:500 определил небольшие размеры и большое количество упрощений модели. Например, якорные цепи и иллюминаторы были даны рельефом, мачты и ограждения площадок имели непомерную толщину, спасательные катера были отлиты одной деталью. Впрочем, по габаритным размерам «фроговская» модель более-менее соответствовала оригиналу.
     

    Справедливости ради, стоит сказать, что на фоне выпускаемых главным конкурентом (а в 1960-1970 гг. это была Airfix) корабликов еще меньшего размера в масштабе 1:600, изделие FROG выглядело более точным и качественным.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Эсминец Индекс 123" - отливки деталей завода "Огонёк", 1979 г.
    Slider

    Наверх

  • Ссылки (модель):
    uboat.net — HMS Ashanti (F 51)
    Scalemates — HMS Ashanti
    mojehobby.pl — MisterCraft S99 HMS Ivanhoe
     

    Ссылки (инфо):
    uboat.net — HMS Ashanti (F 51)
    Forces Reunited — Members who served with HMS Ashanti
     

    Литература:
    M. J.Whitley «Destroyers of World War Two». Annapolis. Maryland. Naval Institute Press. 1988. ISBN 0-87021-326-1
    Martin H.Brice «The Tribals». London. Ian Allan. 1971. ISBN 0-7110-0245-2
    Richard Lines,‎ Lief Hellstrom,‎ Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976: The Complete History of the Flying Aircraft & the Plastic Kits». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639