HMS «Hero»


  • В 1963-м году ещё один рядовой «труженик флота» вошел в модельный ряд кораблей, выполненных в масштабе 1:500 фирмой IMA, боле известной тогда под торговой маркой FROG. На этот раз это был эскадренный миноносец HMS «Hero». Несмотря на гордое имя, этот корабль нельзя было назвать героическим. Не исключено, что именно по этой причине FROG остановила свой выбор именно на нём, ведь широко известные корабли британского флота выпускались практически всеми модельными фирмами, создавая сильную конкуренцию на модельном рынке.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые представили нам С.Просвирнин и Custo, а также с интернет-аукциона eBay и сайта frogmodelaircraft.co.uk.

  • HMS «Hero» («Герой»), бортовой номер H99, принадлежал к восьмой серии британских межвоенных серийных эсминцев — классу H, строительство кораблей в рамках которого велось в 1934-1940 годах. Он был заложен в 1935 г. в Тайне, на верфях компании Vickers-Armstrongs и уже через полтора года был включен в состав флота. Вооружение составляли 4 120-мм орудия в одноорудийных башнях, 2 счетверенных зенитных автомата калибра 12.7 мм, глубинные бомбы, 2 бомбомета и 2 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата. Двигательная установка суммарной мощностью в 34 000 л.с. позволяли кораблю развивать скорость до 35 узлов.
     

    В начале войны Hero охотился на немецкие рейдеры в Атлантике, участвовал во Второй битве при Нарвике во время Норвежской кампании апреля-июня 1940 года, а в мае был переведен на Средиземное море, где сопровождал британские конвои на Мальту. Корабль принял участие в битве на мысе Спада в июле 1940 года, операции «Абстеншон» в феврале 1941 года и эвакуации английских экспедиционных сил из Греции и Крита в апреле-мае 1941 года. В октябре 1941 при спасении выживших с подбитого немецкими пикирующими бомбардировщиками Ju-87 тральщика Латона, он сам попал под их удар и был поврежден.
     

    После этого события «Герой» снова прикрывал конвои, транспортировавшие грузы в ливийский Ливия во время африканской компании, сражался во Второй битве при Сирте в марте 1942 года и в операции «Энергия» в июне. В 1942-м он затопил на Средиземном море две немецкие подводные лодки и вернулся домой в конце года для переоборудования в эскортный эсминец. Корабль был переведен в Королевский военно-морской флот Канады (RCN) в 1943 году и получил там новое имя — HMCS «Chaudière». В начале 1944 года эсминец стал канадских частью эскортных сил и в мае вернулся в британские прибрежные воды, где прикрывал транспорты во время операции «Оверлорд». В течение года он вместе с другими кораблями уничтожил еще три немецких подводных лодки. Есть среди потопленных им целей и собственный систершип — 23 августа 1940 «Hero» пришлось торпедировать эсминец «Hostile», подорвавшийся на мине во время перехода на соединение с более крупными силами английского флота. Конец войны «Герой» застал в достаточно изношенном состоянии, и его биография завершилась совсем негероически — в августе он был списан, а в следующем году продан на металлолом.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    HMS "Hero" (H99)
    Slider

    Наверх

  • Модель эсминца была выпущена FROG в 1964 г. в масштабе 1/500. Упаковки типа Е (Blue Series) этого года выпуска были интересны тем, что на их лицевой стороне присутствовал индекс 124PK — именно с префиксом PK (Plastic Kit) фирма FROG планировала выпускать пластиковые модели. Однако, в конечном итоге решили остановиться на F-индексе, хотя верхниe части упаковок были уже отпечатаны. В результате на прилавках какое-то время продавались “гибридные” коробки. Всего же, до 1969 года включительно в упаковках типа «Е» выпустили 60.000 комплектов моделей.
     

    Изменение упаковки на “лепесток” типа J2 (Black Series) произошло в 1970-м году. Соответственно, индекс изменился на F124F. В 1972-м году фоновый цвет упаковки был изменен на голубой (Blue Series).
     

    Завершилось производство в 1974-м году, когда модель вышла 20.000-тысячными тиражом в упаковке типа Н1 и индексом F124. Коробочное название последнего «фроговского» издания было изменено на «HMS Hero — Destroyer».
     

    Годом ранее в своих коробках «H.M.S. Hero» начала продавать на американский рынок компания UPC.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "HMS Hero" 124PK - верхняя часть коробки типа "Е", 1963 г.
    Slider

    Наверх

  • В Советский Союз пресс-форма для модели с индексом F124 попала в 1976-м. Экспортное коробочное название «HMS Hero Destroyer»практически полностью соответствовало последнему «фроговскому» изданию, а по каталогу фирмы Novo Toys Limited модель проходила под индексом 76031 и входила в отдельную серию для кораблей. Отливки упаковывались в пластиковые пакеты с «синими лепестками».

    Производство было налажено на московском заводе Огонек, что благотворно сказалось на качестве отливок, а до момента ликвидации британской фирмы-посредника в Великобританию успели отправить около 70.000 комплектов отливок. Впрочем, некоторое количество «HMS Hero Destroyer» было предназначено для реализации в странах Восточной Европы, для поставок в которые появились «красные лепестки» с логотипом советской фирмы Novoexport.
     

    Большинству отечественных покупателей эта модель попадала в руки в упаковках от завода Огонек под коробочным названием «Эсминец Индекс 124». Интересно, что первый вариант оформления, разработанный в 1976-м году, имел полноцветный бокс-арт и схему окраски на нижней части коробки. Однако, после внедрения на московских предприятиях принципа «Экономика должна быть экономной», со второй половины 1980-х гг. отливки упаковывались в стандартизированные «синие» коробки с очень упрощенным изображением «фроговского» бокс-арта и незначительно обновлённой инструкцией. Цветная схема окраски с нижней стороны коробки была удалена, а на её месте печатались данные завода-изготовителя.
     

    Увы, но пресс-формы кораблей,выпускавшихся Огоньком, пострадали при злополучном потопе в подвалах предприятия еще в конце восьмидесятых, после чего их производство прекратилось. Запасы отливок позволили еще какое-то время продолжить поставки, но в начале 90-х набор исчез из продаж. Уже в 2000-х годах модель «всплыла» под брендом Mastercraft, но детали, при сохранившихся внешнем виде и размерах, расположены на литниках по-другому. Вместо крепления «елочкой» — детали по бокам одного питателя, здесь они расположены на привычной рамке. Польский производитель, хоть и с некоторым ухудшением качества, скопировал изделие Огонька, особенно разница видна на примере иллюминаторов. Одни и те же отливки пакуются в коробки с названиями HMS «Hero», HMS «Harvester» и «HMS Ivanhoe», при том, что последний это исторически другой класс кораблей — «I», отличавшийся установкой пятитрубных торпедных аппаратов. Желающим же собрать современную версию модели придется выложить кругленькую сумму за смоляной набор от Niko Models в масштабе 1:700.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "HMS Her Destroyer" Cat.No.76031 - лицевая сторона "лепестка" экспортного комплекта Novo, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Сама модель достаточно мелкая, так что все детали экстерьера упрощены до предела, так, якорная цепь, кнехты и иллюминаторы даны просто рельефом на палубе и корпусе, башни открытого типа представляют собой цельнолитые детали. Немасштабная толщина пластика больше всего бросается в глаза на бортах спасательных шлюпок, имевших бы в жизни бронирование, не уступающее линкору! Впрочем, выпущенные Airfix в те же годы в масштабе 1:600 модели кораблей были еще мельче и ничем не лучше по качеству, не говоря уже о совсем микроскопических наборах в масштабе 1:1200 от Eaglewall, так что смело можно говорить, что разработка находилась на современном уровне 🙂
     

    Из положительных моментов можно отметить что литье было аккуратное и чистое, половинки корпуса и палуба стыковались между собой почти без зазоров, так что даже юный и неопытный моделист мог собрать модель в достаточно приличном виде.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Эсминец Индекс 124" - отливки деталей завода "Огонек", 1980-е гг. (фото: retromodels.ru)
    Slider

    Наверх

  • Ссылки (модель):
    All at Sea…. A numbering mystery
    Naval History — HMS HERO (H 99), later HMCS CHAUDIERE — H-class Destroyer
    Scalemates — H.M.S. Hero
    karopka.ru — HMS Hero (1/500)
     

    Ссылки (инфо):
    uboat.net — HMS Hero (H 99)
    Naval History — HMS HERO (H 99), later HMCS CHAUDIERE — H-class Destroyer
     

    Литература:
    M. J.Whitley «Destroyers of World War Two: An International Encyclopedia». Naval Institute Press. 1988. ISBN 0-87021-326-1
    William Patrick Gossett «The lost ships of the Royal Navy, 1793-1900». Mansell. 1986. ISBN:0-7201-1816-6
    J.J.Colledge, Ben Warlow «Ships of the Royal Navy: The Complete Record of all Fighting Ships of the Royal Navy». Chatham Publishing. 2006. ISBN:978-1-86176-281-8
    Richard Lines,‎ Lief Hellstrom,‎ Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976: The Complete History of the Flying Aircraft & the Plastic Kits». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639