HMS “Torquay”


  • Первая половина 1960-х гг. выдалась очень богатой на пластиковые модели самолётов и кораблей, которые впоследствии не переиздавались и стали настоящими раритетами. Одним из них был эскадренный миноносец HMS “Torquay”, пресс-форма для которого была изготовлена FROG в 1963-м году. Несмотря на неказистый внешний вид и сильную упрощенность многих элементов, эту британскую разработку вряд ли можно было назвать неудачной.

    В 1976-м году производственная оснастка для этой “фроговской” модели была отправлена на московский завод “Огонек”, где производство продолжалось до конца 1980-х гг. Дальнейший выпуск “Противолодочного корабля индекс 125” (такое название эта модель получила в СССР) был вынужденно прекращен по причине повреждения пресс-форм.

     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые представили нам С.Просвирнин и Suede, а также с интернет-аукциона eBay и сайта bidrustbelt.com.

  • После Второй мировой перед Англией, как членом НАТО, встала задача борьбы с советскими подлодками, скорости которых постоянно росли. Для этой задачи как переоборудовались старые эсминцы времен войны, так и строились новые специализированные суда — фрегаты. В начале пятидесятых начали закладываться корабли 12-го класса (Type 12), получившего название “Whitby”. Каждый из них получал название одного из прибрежных английских городов. Главной его отличительной особенностью стал своеобразный корпус с возвышенной носовой частью, V-образной в сечении и переходящей с резким уклоном в широкую и более низкую среднюю часть, имевшую чуть ли не линкорное “квадратное” образование. Все это придавало кораблю довольно непривычный вид, однако оказалось высокоэффективным средством хорошо держать скорость при сильном волнении. Еще одним «хитом» стали огромные (почти 4 метра в диаметре) для столь небольшого корпуса винты, обеспечивавшие малошумный ход.

    Что касается вооружения, то первоначально в качестве главного калибра предполагалось установить спаренный 76-мм автомат, однако “артиллерийское лобби” в Адмиралтействе настояло на более солидной спарке 114-мм полуавтоматических орудий в башенной установке, аналогичной примененной на послевоенных эсминцах. Изначально выбранная лишь в качестве временной меры, характерная объемистая прямоугольная конструкция также надолго стала характерной чертой британских фрегатов.

    Легкое зенитное вооружение было представлено полностью стабилизированной 40-мм спаркой STAAG, имевшей также автономную систему наведения со своим радаром. Мощным выглядело противолодочное вооружение: два бомбомета “Limbo” дополнялись 12-ю торпедными трубами, из которых две спарки могли наводиться, а остальные являлись неподвижными. Неудача с проектируемыми самонаводящимися противолодочными торпедами и явная перегрузка привели к тому, что все корабли типа “Whitby” лишились своего торпедного оружия вскоре после вступления в строй.
     

    Первый из шести кораблей, носивший имя HMS “Torquay”, был заложен 11 марта 1953 г. на верфи компании Harland and Wolff в Белфасте и первым из серии зачислен в списки флота под номером F43 через три с небольшим года. Расчетная скорость корабля составляла 30 узлов, максимальная дальность плавания составляла 7,780 км 12-узловым ходом. В том же 1956 году корабль участвовал в операции в Суэце, а в 1958 году он был отправлен в Тобрук после убийства Иракской королевской семьи.
     

    Примечание
    Название эсминца “Torquay” не переводится дословно и читается с английского как “Торки” — это небольшой город в графстве Девоншир (Англия).

    Между 1967-1971 годами HMS “Torquay” был одним из фрегатов, выделенных в Дартмутскую учебную эскадру, а в 1972-1985 годах он базировался в Портсмуте и служил учебным кораблем для навигации.  В 1971 году судно было модернизировано — решетчатая главная мачта была заменена на более прочную полностью обшитую металлом, так характерную для более поздних кораблей. Также на месте передней бомбометной установки была сооружена большая учебная навигационная комната, Она также была приспособлена для проведения испытаний CAAIS (Информационная система с компьютерными операциями). В конце своей карьеры HMS “Torquay” принял участие в «Серебряном юбилейном флотском смотре» 1977 года, когда он был частью 2-й эскадры фрегатов.

    Замененный фрегатом “Juno” (F52) класса “Leander” в качестве навигационного учебного судна для Королевского флота, HMS “Torquay” был исключен из списков флота 23 марта 1985 года. В то время он был самым старым судном своего класса, все еще состоящим на службе и, к тому же, вообще самым старым фрегатом Королевских ВМС. Он был продан на металлолом в 1987 году и покинул Портсмут 1 июля того же года, чтобы быть утилизированным в Барселоне.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    HMS "Torquay" (F43)
    Slider

    Наверх


  • Сборная модель “H.M.S. Torquay” была выпущена фирмой International Model Aircraft, владевшей тогда торговой маркой FROG, под индексом 125P в тот же период, что и его собратья по масштабу 1:500 — в 1963 году. Набор деталей первого выпуска упаковывался в коробки типа Е с боковой проекцией на лицевой стороне и в каталоге входил в Red Series. Вплоть до 1969-го года было выпущено 55.000 комплектов, включая часть отливок, которые в 1965-м году были включены в подарочный набор “The Sea Wolves!”, куда также входили “Sea Fury”, “Wessex”, HMS “Exeter”.
     

    В период с 1970-го по 1974-й год упаковка сменилась на стандартный для тех лет “лепесток” типа J2 с бокс-артом на лицевой стороне. Индекс изменился на F125F, а в каталоге FROG модель переместилась в Black Series. Следующие изменения произошли в 1972-м году, когда F125F перевели в Blue Series. За пять лет производства собрали ещё 135.000 экземпляров, которые поступили в продажу под коробочным названием “H.M.S. Torquay — Anti-submarine Frigate”.

    Завершающий этап производства пришелся на 1974-1975 гг. Последние 30.000 комплектов были упакованы в коробки типа Н1 под индексом F125, бокс-арт которых был аналогичен более ранним выпускам. Коробочное название было незначительно изменено на “HMS Torquay — Anti-submarine Frigate”, а в каталоге FROG модель завершила свой долгий путь снова в Black Series.
     

    С зарубежными поставками особо не сложилось. В середине 1960-х гг. реализацией “фроговской” продукции во Франции занималась фирма “Tri-ang”, использовавшая тот же формат и дизайн коробок, но с французским текстом. При этом отливки поставлялись не из Великобритании, а производились на местных производственных мощностях — чтобы избежать финансовых потерь от таможенных пошлин пресс-формы на непродолжительное время находились во Франции.

    Перепаковкой этой модели занималась только фирма “UPC”, которая продавала модели FROG на территории США в 1968-1970 гг. В данном случае на американский рынок эсминец попал под “фроговским” коробочным названием “H.M.S. Torquay” (Cat.No.6062-100). В каталоге “UPC” модель имела индекс 6062-100.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "H.M.S. Torquay" 125P - упаковка типа Е, FROG, 1963 г.
    Slider

    Наверх

  • Точная дата прибытия пресс-формы на “Torquay” (F125) в Советский Союз пока остаётся невыясненной. Вполне вероятно, что она вошла в одну из первый партий, поскольку есть сведения о том, что модель появилась в продаже на внутреннем рынке в 1976-1977 гг. Для экспортных поставок предусматривалось два типа “лепестков”: синий Novo для Великобритании и красный “Novoexport” для стран социалистического содружества. Впрочем, второй дошел до покупателя уже после ликвидации британской фирмы-посредника.

    Коробочное название “HMS Torquay Anti-Submarine Frigate” для обоих вариантов позаимствовали от последнего издания FROG. В каталоге фирмы “Novo Toys Limited” модель входила в отдельную серию для кораблей и имела индекс 76030.

    В общей сложности московский завод поставил на экспорт 65.000 комплектов отливок, что было не так много на фоне других моделей боевых кораблей, выпускавшихся на “экс-фроговской” оснастке. Меньшие объемы были только у “HMS Undine — Anti-Submarine Frigate”, которые ушли в Великобританию в количестве 55.000 штук. После ликвидации британской фирмы-посредника в конце 1980-го года нереализованная часть полиграфии была отправлена в Советский Союз, но её количество было столь небольшим, что найти сейчас полноценный “нововский” комплект на постсоветском пространстве крайне затруднительно.
     

    В советские магазины “Torquay” первоначально попал в синей коробке с названием “Противолодочный корабль индекс 125”, со смещенным немного вправо рисунком и красным логотипом завода “Огонёк”. В середине 1980-х гг., после нового витка “экономии и стандартизации”, дизайн коробки подвергся существенным изменениям — теперь на синем фоне размещалcя очень утрированный “бокс-арт” от FROG\Novo — двуцветный корабль на синем фоне занимал всю лицевую часть коробки, а логотип завода исчез. Аналогичным образом поступили и с инструкцией, уменьшив формат листа, но оставив те же шаги сборки.
     

    По последним данным, вся оснастка для производства HMS “Torquay”, как и других кораблей ex-FROG, была повреждена где-то в конце 1980-х гг. после потопа в заводском подвале “Огонька”. Информация о том, что пресс-формы были кем-то проданы в Польшу, ничем не подтверждена. Впрочем, именно в начале 1990-х гг. появилась модель “Fregata typu «61» — Whitby” от польской фирмы “ZTS Plastic”, детали которой были размещены на одном литнике, но удивительным образом походили на “Torquay”. Впрочем, здесь скорее можно говорить о копировании и создании новой оснастки, и то, выпуск этой модели был очень ограничен по количеству.
     

    На данный момент модель HMS “Torquay” никто не производит. Лишь в 2000-х гг. появился набор фототравления от фирмы “Atlantic Models” (ATEM 50006), но при условии труднодоступности исходных моделей найти применение ему будут сложно.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "HMS Torquay Anti-Submarine Frigate" (Cat.No.76030) - лицевая часть "лепестка" Novo, 1977 г.
    Slider

    Наверх

  • Отливки были традиционно для того времени упрощенными и для них справедливо все, сказанное в соответствующих статьях про другие малые модели кораблей от FROG. Вместе с тем, детали хорошо стыковались и требовали минимума усилий при сборке. Традиционно требуется добавить мелочевки, а также обновить мачты и леера.
     

    Для всех вариантов (FROG, UPC, Novo) был предусмотрен только один вариант окраски для корабля с номером F43, он же “Torquay”. А вот наши польские коллеги, видимо, чтобы сильнее отличаться от исходника, предложили вариант для F36 “Whitby”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Противолодочный корабль Индекс 125" - отливки деталей, завод "Огонёк", 1980-е гг.
    Slider

    Наверх

  • Ссылки (модель):
    “Родословная” модели HMS Torquay на Scalemates
    Britmodeller.com — Photo Etch Detail Sets for Frog/Novo HMS Ashanti and HMS Torquay kits
     

    Ссылки (инфо):
    Forces Reunited — Members who served with HMS Torquay
     

    Литература:
    Leo Marriott “Royal Navy Frigates 1945-1983”. Ian Allen Ltd. 1983. ISBN 07110-1322-5
    D.K.Brown, George Moore “Rebuilding the Royal Navy. Warship design since 1945”. Chatham Publishing. 2003. ISBN 1-86176-222-4
    Richard Lines,‎ Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639