HMS “Undine”


  • Очередной моделью в масштабе 1:500 от FROG стал эскадренный миноносец HMS “Undine” (“Русалка”), реальный прототип которого был создан в рамках британской кораблестроительной программы по замене аналогичных кораблей военной постройки. Этот британский корабль имел не слишком насыщенную событиями строевую карьеру и был списан уже в 1963 году.
     

    Годом позже фирма IMA (владевшая торговой маркой FROG) выпустила на внутренний британский рынок модель H.M.S. “Undine” под индексом 126P. Дальнейшая судьба пресс-формы, сложилась трагически — после успеха модели в Великобритании фирма-владелец была вынуждена продать её Советскому Союзу, чтобы рассчитаться с долгами, и в конечном итоге оснастка осталась ржаветь в подвале московского завода “Огонёк”.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые представил нам С.Просвирнин, а также с интернет-аукционов eBay и Мешок.

  • HMS “Undine” строился в рамках британской чрезвычайной программы военного времени, по которой за годы Второй Мировой войны флот получил 112 эсминцев различных классов. Заложенный в марте 1942,  он уже через полтора года вступил в строй под бортовым номером R42. “Русалка” относилась к классу U, строившемуся для 7-й флотилии чрезвычайной программы на верфях компании John I. Thornycroft and Company, в г.Вулстон. Данный проект отличался от своих предшественников новыми одноорудийными артиллерийскими установками главного калибра с бóльшим углом возвышения, меньшим количеством иллюминаторов корпуса, клиперным носом как у “Tribal”, установкой “арктического” оборудования, увеличенным запасом топлива. Максимальная скорость при стандартном водоизмещении составляла 36 узлов, а при экономическом 20-узловом ходе дальность плавания достигала 4675 миль.

    Вооружение состояло из 4-х 120-мм однобашенных установок главного калибра, 2-х 533-мм четырехтрубных торпедных аппаратов. ПВО было представлено одной сдвоенной 40-мм Bofors Mk.IV и 4-х спарок 20-мм автоматических пушек Oerlikon. С субмаринами противника эсминец мог бороться с помощью гидролокационной станции ASDIC, 2-х бомбомётов для глубинных бомб и 4-х бомбосбрасывателей. Проектом предусматривалась возможность снятия кормового орудия для увеличения числа бомбометов до 8 и запаса ГБ — до 120 шт., но во время войны перевооружения на данный вариант не производилось.
     

    После завершения постройки корабль был направлен в Средиземноморье, куда и прибыл в апреле 1944-го. Далее он вернулся к берегам Британии для прикрытия транспортов, обеспечивавших наступление союзников в Нормандии, в августе опять отправился в Средиземное море, а в конце года был переведен на Тихоокеанский театр боевых действий, где участвовал в эскортировании конвоев и соединений боевых кораблей, обстреливал береговые укрепления и базы японской армии на удерживаемых ей островах .
     

    В 1953 году «Undine» было решено переоснастить в противолодочный корабль Типа 15, работы проводились на верфях Дэйвенпорта. В результате бывший эсминец был оснащен большой надстройкой с хорошим обзором и антирадиационной защитой, большим количеством радиолокационного оборудования и электроники и парой вращающихся на 360 градусов автоматических трехствольных бомбометов Mark 10 Limbo A / S. Артиллерия была представлена сдвоенной установкой 102-мм орудий в передней башне и 40-мм зениткой Bofors.
     

    В 1956 году под номером F141 корабль вошёл в состав 6-й эскадры и, в числе прочих, участвовал в Суэцкой операции. В 1958/59 годах проводил бомбардировки позиций греческих сепаратистов в горах Кипра. HMS “Undine” был выведен из эксплуатации в 1963 г. и в 1965 г. утилизирован.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    HMS "Undine" (F141)
    Slider

    Наверх

  • Выбор разработчиками из FROG эсминца HMS “Undine” для реализации в виде пластиковой модели может показаться несколько странным, но тут необходимо учитывать, что дело происходило в начале 1960-х гг., когда Великобритания вела активные боевые действия в колониальных владениях, как сохранившихся, так и бывших. Названия различных кораблей то и дело появлялись в печати, да и к тому времени HMS “Undine” не представлял собой военной тайны.
     

    Разработка рабочих чертежей для модели с первоначальным коробочным названием H.M.S. “Undine” производилась в период с 28-го ноября по 27-е декабря 1962 года. Интересно, что её разработка велась параллельно с моделями “Ashanti”, “Torquay” и “Hero” — для этой четверки был выбран масштаб 1/500, специально под форм-фактор упаковок типа E. Сама модель представляла собой корабль, модернизированный до уровню фрегата, что соответствовало последнему периоду его существования. В каталоге HMS “Undine” имел индекс 126P и находился в Blue Series.

     

    Упаковки типа Е представляли собой прямоугольные коробки из плотного картона. Нижняя часть была обычной “картонкой” без каких-либо картинок и надписей, а вот верхняя была “лицом модели”, на верхней части которой печаталась боковая проекция корабля и соответствующие надписи с логотипом фирмы-производителя.

    Данный тип коробок был введен в 1962-м году, но оказался крайне неудачным и был фактически выведен из обращения двумя годами позже, в результате радикального пересмотра модельного ряда и его коробочного оформления.

    Как это ни странно, но для моделей кораблей коробки типа Е использовались дольше, чем для самолётов. Затем новая родительская компания “Rovex” пришла к выводу, что на такие упаковки тратится слишком много картона. Вместо них, во втором издании с коробочным названием “H.M.S. Undine Anti submarine Frigate Type 15”, ввели “лепестки” типа J2 с полноценным бокс-артом.

    Серия выпущенная в 1970-1972 гг. получила индекс F124F и в каталоге FROG была перемещена в бюджетную Black Series. Впрочем, в течении следующих двух лет (до 1974 года включительно) она снова стала числиться в Blue Series. В общей сложности, за 1964-1974 гг. было выпущено 60.000 комплектов первых двух изданий.

     

    Третье издание, вышедшее в начале 1970-х гг. под коробочным названием “HMS Undine Anti-submarine Frigate” после очередного ребрендинга, снова вышло в коробке, но уже нового типа H1. Несмотря на наличие “белофроговской” коробки (что было очень приятным фактором) модель всё же перенесли в Black Series, а индекс при этом изменился на F126. Окончательно выпуск модели этого корабля был свернут в 1975 году, после изготовления 20.000 комплектов, а пресс-форма отправлена в Советский Союз.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "H.M.S. Undine" 126P - комплект в упаковке типа "Е", 1963 г.
    Slider

  • В советской инкарнации набор вышел в 1976 году под номером 76029 в каталоге фирмы “Novo Toys Limited” и коробочным названием “HMS Undine — Anti-Submarine Frigate”. Стандартный для моделей кораблей в 500-м масштабе “лепесток” унаследовал бокс-арт от FROG с пролетающим ударным самолётом “Sea Vixen”, причем в советские времена увидеть его там было гораздо реальнее, чем на коробке с недоступной широким массам моделью собственно самого самолета. Через год в страны социалистического содружества пошли пакетики “Novoexport” с “красным” лепестком, которые можно было прикупить и на внутреннем рынке.

    Производство модели были налажено на московском заводе “Огонёк” ударными темпами. В общей сложности, до конца 1980-го года, на экспорт было поставлено около 55.000 комплектов отливок. После ликвидации фирмы “Novo Toys Limited” остатки полиграфии были переданы Советскому Союзу, но их количество оказалось настолько мизерным, что в открытую продажу на внутреннем рынке они практически не поступали.
     

    В большинстве же случаев среднестатистический советский пионер получал модель фрегата в упаковке Огонька под названием “Противолодочный корабль”. Первый вариант упаковки образца 1976-го года обладал полноцветной полиграфией, с рисунком от Novo и схемой окраски. В середине 1980-х гг. от этих “излишеств” решили избавиться, внедрив в серию стандартизированную “синюю” “огоньковскую” коробку с двуцветным изображением корабля. Прежняя инструкция типа “книжечка” уступила место простому листу с двухсторонней печатью.
     

    До середины восьмидесятых модель не была особенным дефицитом, но после затопления одного из подвалов завода в конце 1980-х гг. она, вместе с другими кораблями, по всей видимости, заржавела, и восстанавливать же ее было уже некому — фирма Novo канула в лету…
     

    Вот так тривиально закончилась советская страница истории этой уникальной модели. А есть ли выбор сейчас? Как это ни странно — есть.

    Для поклонников современных наборов компания “UK MT Miniatures” производит смоляную модель фрегата класса 15 HMS “Relentless” в масштабе 1:700, снабженную деталями из белого металла и фототравлением.

    В 2016 фирма “Atlantic models” немало порадовала любителей антикварных наборов, выпустив для “Undine” набор фототравления, включающий леера, мачты, радары, орудия ПВО, лесенки, якорные цепи и другие элементы, которые в исходном наборе не блещут изяществом и детализацией.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "HMS Undine Anti-submarine Frigate" Cat.No.76030 - лицевая часть "лепестка" из комплекта Novo, 1977 г.
    Slider

    Наверх

  • Все, сказанное о других моделях данной серии, справедливо и для HMS “Undine” — сильное утрирование мелких деталей, немасштабная толщина стенок, мачт и прочего. Опять же, для того периода это была адекватная времени модель, позволяющая знатокам флота сразу распознать прототип.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Противолодочный корабль Индекс 126" - литники с деталями из комплекта завода "Огонёк", 1980-е гг.
    Slider

    Наверх

  •  

  • HMS “Undine”
    Оригинальные чертежи модели FROG

     


  • Ссылки (модель):
    Britmodeller.com — A NOSTALGIC TRIBUTE TO FROG MODEL KITS
    “Родословная” модели HMS Undine на Scalemates
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    Alan Raven, John Roberts “War Built Destroyers O to Z Classes”. Bivouac Books. 1978. ISBN 0-85680-010-4.
    J.J.Colledge, Ben Warlow “Ships of the Royal Navy: The Complete Record of all Fighting Ships of the Royal Navy”. Chatham Publishing. 2006. ISBN:978-1-86176-281-8
    Richard Lines,‎ Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639