«Shell Welder» Coastal Tanker


  • Модель каботажного танкера «Shell Welder», пресс-форма для которого была разработана в 1961-м году, является далеко не самой известной из продукции британской фирмы FROG. И это не удивительно, поскольку военные корабли и самолёты, обильно «обвешанные» вооружением, внешне смотрятся намного более эффектно. Тем не менее, выполненная в масштабе 1:130 модель вполне достойна внимания, хотя бы потому, что является уникальной в своём классе. В настоящее время «Shell Welder» выпускается российской фирмой ARK Models.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые представил нам С.Просвирнин, а также с интернет-аукционов eBay и Мешок.

  • Английский каботажный танкер класса река-море «Shell Welder» – типичный представитель послевоенного поколения судов, предназначенных для перевозки различных жидких грузов. Корабль был построен в 1955 г. на британской верфи Clelands Shipbuilding & Co Wallsend UK для нефтяной компании Shell-Mex & BP Ltd, и был введен в эксплуатацию в следующем году. Это был уже второй корабль компании, носивший данное имя, его предшественником был бункеровочный танкер 1928-го года постройки, предназначенный для заправки судов на рейде или прямо на ходу. Shell-Mex & BP Ltd приобрела его в 1936 г, после чего он верой и правдой прослужил до 1954 г., когда был продан другому владельцу, а имя перешло новому кораблю.

    Танкер «Shell Welder» был оснащен надежным и неприхотливым многотопливным шестицилиндровым нефтяным двигателем, обладавшим эффективной мощностью в 570 лошадей и полезным объемом для транспортировки нефтепродуктов около 582 кубометров.

    В 1973 г. танкер «Shell Welder» был продан компании Northwood, у которой получил новое имя – «Steel Welder» и специализацию – земснаряд для добычи песка. В этом качестве он трудился до конца своей трудовой карьеры и в 1993 г. пошёл на слом.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Shell Welder" Coastal Tanker
    Slider

  • Под логотипом FROG модель каботажного танкера под коробочным названием «Shell-BP Coastal Tanker» вышла на рынок в 1961 года. В каталоге она получила индекс 347P. Британские разработчики из фирмы IMA (которая тогда владела правами на торговую марку FROG) выбрали для нее редкий масштаб 1:130, который позволял максимально детализировать судно при сохранении более-менее приемлемых габаритных размеров, благо предпосылки для этого имелись – в первом издании, для которого была выбрана упаковка типа C2 (большая прямоугольная коробка с бокс-артом на лицевой стороне) так и было указано: «Modelled from Official Plans». Другими словами, модель разрабатывалась на основе реальных чертежей танкера.

    В этом виде она производилась вплоть до 1964 года, когда после ревизии модельного ряда индекс был изменен на F347. Впрочем, для обоих вариантов продолжалось использование упаковок типа С2, а вплоть до 1969 года включительно было собрано 45.000 комплектов.
     

    Поскольку «Shell Welder» в миниатюре неплохо продавался было решено продолжить его производство, но уже с рядом изменений. В период с 1970-го по 1974-й год, модель танкера выпускалась под индексом F137 в новой упаковке типа G2. Отличия новой коробки заключались не только в размерности (она была более квадратная), но и в абсолютно новом бокс-арте, на котором судно было показано более крупным планом и в несколько другом ракурсе. На момент завершения производства в Великобритании успели собрать ещё 70000 комплектов, поступившими в продажу под упрощенным коробочным названием «Shell Welder».
     

    Еще один интересный момент с использованием изображения танкера связан с другой моделью – на известной коробке с «SEPECAT Jaguar» (F402) полыхает корабль, хоть и носящий другое имя, но крайне похожий на изображенный на боксарте «Shell Welder»!
     

    Модель танкера в ограниченном количестве поставлялась за рубеж. В течении 1968-1969 гг. американская фирма UPC, имевшая тогда тесные контакты с FROG, реализовала на территории США небольшое количество отливок в собственных упаковках под коробочным названием «Shell Tanker» (Cat.No.5013-300).
     

    На этом первая часть истории модели танкера «Shell Welder» закончилась и началась вторая, ещё более интересная. Попав в сложное финансовое положение родительская компания Rovex (с 1969-го года обладавшей правами на торговую марку FROG) решилась на отчаянный шаг – продажу всех «фроговских» пресс-форм. Покупатель на большинство из них, в лице советской фирмы Novoexpor, нашелся очень быстро, поскольку в 1974-м году советское правительство санкционировало закупку зарубежного оборудования для увеличения ассортимента игрушек. В список пресс-форм, предназначенных для отправки в СССР, также значился «Shell Welder».

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Shell-BP Coastal Tanker" 347P - верхняя часть упаковки типа "C2", 1961-1969 гг.
    Slider

    Наверх

  • Дата прибытия в Советский Союз пресс-формы для модели с «фроговским» индексом F137 определяется 1976-м годом. Испытания, вероятнее всего, были проведены в ЦКТБИ, а с 1978-го года выпуск «Shell Welder — Coastal Tanker» был налажен на Донецком заводе игрушек.

    Созданная к тому времени фирма-посредник Novo Toys Limited успела отпечатать большую партию полиграфии, а в каталоге модель получила индекс 76111. Донецкие отливки упаковывались в стандартизированные коробки для крупных моделей кораблей. На лицевой части был нанесён бокс-арт, практически повторявший «фроговский», а на боковинах имелись боковые проекции танкера.

    В совокупности с массовыми поставками из СССР, вплоть до конца 1980-го года, удалось продать около 105.000 комплектов. Дальнейшее сотрудничество было прервано банкротством компании Rovex и всех её филиалов, включая весьма успешный Novo Toys Limited.
     

    На внутреннем рынке СССР модель продавалась в невзрачной коробке ДЗИ с обезличенным названием «Сборная модель танкера Ф137». Вместе с тем, на первой странице инструкции судно обозначалось как «Танкер Шелл Велдер». Достать данную модель в годы существования СССР было проблематично, хотя ДЗИ в течении 1980-х гг. успел упаковать модель в коробки двух основных цветов: зелёный (темно-зелёный) и синий (фиолетовый).
     

    С приходом «перестройки» и дальнейшим распадом СССР концепция производства моделей в Донецке существенно изменилась – на ТПА наконец-то поставили пресс-формы, долгие годы использовавшиеся спонтанно, либо вообще лежавшие на складах. Для многих таких образцов, включая «Shell Welder», это означало эпоху по-настоящему массового выпуска.
    В течении 1990-х гг. завод в Донецке не только выпустил более приличную упаковку и инструкцию для модели «Танкер Шелл Велдер», но и наладил поставки своей продукции за рубеж.

    ZTS Plastyk (Польша) — «Shell Welder Tankowiec», Cat.No.S-144

    Chematic (Польша) — «Shell Welder», Cat.No.A022

    Modelcraft (Канада) — «Shell Welder», Cat.No.130-001

    Впрочем, сказать, сколько именно отливок было поставлено зарубежным «производителям» очень затруднительно. Учитывая давность событий, крах ДЗИ в 2007-м году и текущую ситуацию в Украине эти данные вряд ли удастся восстановить.
     

    На территории постсоветского пространства модель танкера получила наибольшее распространение в упаковке от Eastern Express (Восточный экспресс) (Cat.No.40004). Помимо коробки с названием «Танкер Шелл Велдер» и немного доработанным донецким бокс-артом российская фирма комплектовала модель новой инструкцией и собственной декалью.
     

    После ликвидации производства моделей в Донецке и продажи практически всего оборудования пресс-формы оставили «на хранении» где-то на задворках бывшего завода-гиганта. Тут их и обнаружили представители российской фирмы ARK Models, которые ранее уже проявляли заинтересованность к экспортной производственной оснастке. По счастливому стечению обстоятельств большинство «экс-фроговских» пресс-форм сохранились очень хорошо, что дало возможность реанимировать выпуск столь раритетной модели под новым коробочным названием «Английский танкер Шелл Велдер» (Cat.No.AK40011).

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Shell Welder - Coastal Tanker" Cat.No.76111 - верхняя часть экспортной упаковки Novo, 1978-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Как и все другие модели флота британского производителя, «Shell Welder» довольно грубо имитирует оригинал – стенки корпуса, ходовой рубки, как и ограждение чрезмерно толсты, корпус снаружи абсолютно гладок, лебедки, кнехты, детали трубопровода и прочие внешние элементы требуют изрядной доработки. Интерьер и остекление отсутствуют, хотя при таких размерах – около 40 см в длину, внутреннюю обстановку в ходовой рубке было бы можно неплохо рассмотреть. Вместе с тем, набор безальтернативен не только, как модель данного конкретного судна, но и этого типа кораблей, как такового.

    Учитывая, что модельные фирмы крайне редко обращают внимания на суда торгового флота, желающим расширить свою коллекцию в этом направлении никак нельзя пройти мимо танкера, благо его деталировку можно улучшить с помощью выпускаемого фирмой Atlantic Models набора фототравления.
    В Сети представлено достаточное количество примеров, когда в опытных руках дубовые отливки превращаются в очень симпатичный и зрелищный корабль. Также, ввиду немаленьких размеров, модель, при желании, можно сделать действующей, поставив двигатель, руль и позаботившись о герметичности.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Английский танкер Шелл Велдер" Cat.No.40011 - литники с деталями в заводской упаковке
    Slider

    Наверх


  • Ссылки (модели):
    Scalemates — Shell BP Coastal Tanker
    shipmodels.info — Shell Welder Coastal Tanker 1/130
    Scalemodels — Восточный Экспресс 1/130 Танкер Shell Welder(Eastern Express)
    karopka.ru — MT Shell Welder, Английский старикашка. В очередной раз
    Drive2.ru — Конверсия танкера Shell Welder в газовоз
    litnik.in.ua — Модель танкера Shell Welder NOVO 1/130 от rome_beetle
    britmodeller.com — Shell Welder Coastal Tanker 1/130
     

    Ссылки (инфо):
    SHELL MEX & BP LTD., London.
    Picture(s) of the Shell Tanker ‘Shell Welder (2)
    Dan’s Harbor — SHELL WELDER 1:130
    balticshipping.com — STEEL WELDER, IMO 5322439
     

    Литература:
    Richard Lines,‎ Lief Hellstrom,‎ Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976: The Complete History of the Flying Aircraft & the Plastic Kits». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639