RNLI North Sea Lifeboat


  • Не останавливаясь на достигнутом FROG во второй половине 1960-х гг. продолжала удивлять видавших виды моделистов, да и просто любителей пластиковых моделей, весьма необычными продуктами. В 1967-м году была создана пресс-форма для уникального плавсредства — спасательной лодки R.N.L.I. Lifeboat, 37ft Oakley Type. И снова масштаб был выбран крайне необычный — 1:48, который больше относится к моделям авиационной техники.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые представили нам С.Просвирнин и Suede, а также с интернет-аукциона eBay.

  • RNLI – Royal National Lifeboat Institution (Королевское национальное учреждение спасательных лодок) – старейшая организация по спасению потерпевших кораблекрушение. Она была основана под патронажем короля Георга V в 1824 году под названием “Национальное учреждение по сохранению жизни при кораблекрушении”. Базы организации создавались на самых неспокойных участках побережья, где морские катастрофы были совсем не редки. При этом, несмотря на государственное финансирование, многие члены организации являются волонтерами-добровольцами, мужественно выходящими в море в любой шторм. За время существования членами RNLI было спасено около 140 000 жизней, при этом домой не вернулось и 600 спасателей.
     

    Уже в середине XIX-го столетия остро встал вопрос о специализированной шлюпке, самостоятельно становящейся на киль после переворачивания в неспокойном море. На объявленный конкурс было прислано 280 проектов самых разнообразных лодок, 6 лучших из которых было объединено членом оргкомитета Пиком в одной гребной шлюпке. Остойчивости ей придавал усиленный 6-пудовой металлической полосой киль, непотопляемость обеспечивали воздушные резервуары по бортам и заполненное пробкой подпалубное пространство, а на оконечностях были установлены высоко поднятые водонепроницаемые объемы, не позволявшие лодке ровно плавать в перевернутом положении, касаясь воды обоими бортами. В результате она, будучи перевернутой, достаточно быстро самостоятельно возвращалась в правильное положение.
     

    На шлюпки новой конструкции последовала масса заказов, причем они несли службу у берегов как Англии, так и Германии, Франции, Нидерландов, Дании и России. Со временем были выявлены и минусы проекта – утяжеленный киль приводил к более сильной качке и более легкому переворачиванию во время шторма, чем у обычных лодок, что, вкупе с появлением моторных катеров со временем привело к отказу от строительства и использования различных спасательных судов, основанных на принципе самовосстанавливания.
    Тем не менее, спасательные катера с экипажами продолжали гибнуть и необходимость в малых судах, самостоятельно выравнивающихся после переворачивания за несколько секунд и полностью сохраняющих функциональность, быстро стала очевидной.
     

    К идее снова вернулись спустя век после изобретения шлюпок Пика. Задача по созданию всепогодного современного моторного катера, способного к самовосстановлению, была решена инженером RNLI Ричардом А.Окли. Роль балласта исполняла вода, закачивавшаяся в резервуар под палубой. В один из бортов был встроен другой резервуар, остававшийся пустым, но сообщавшийся с нижним через несколько снабженных клапанами труб. В случае опрокидывания судна вода перетекала в бортовую цистерну и, благодаря сместившемуся центру тяжести катер за 6-7 секунд переворачивался в нормальное положение. Недостатками данной схемы были сложность конструкции и самовосстановление только поворотом через один борт. В шторм сила стихии могла препятствовать восстановлению бота именно со стороны, где располагалась цистерна.
     

    Несмотря на эти минусы, катер посчитали достаточно перспективным. В 1958-и году был изготовлен первый 37-футовый прототип, имевший деревянный корпус с обшитым железом килем. Водоизмещение составляло 9 тонн, максимальная скорость 8 узлов, а дальность плавания экономическим ходом – внушительные 420 миль, экипаж насчитывал 7 человек. В серию бот пошел в 1961-м году, а через 2 года был выпущен уже 48-футовый вариант. К этому времени уже был полностью прекращен выпуск предшествующих классов спасательных ботов — конструкции Баррета и Уотсона. Всего было построено 26 37-футовых и 5 48-футовых моделей.

    Катера типа «Oakley» производились до 1971-го года, хорошо зарекомендовали себя на службе, поучаствовав во множестве спасательных операций, и были списаны только в 1993 г.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    RNLB "Ernest Tom Neathercoat" 37-15 (Photo Galley Boy)
    Slider

    Наверх

  • Сборная модель спасательной лодки R.N.L.I. Lifeboat, 37ft Oakley Type была выпущена фирмой FROG появилась в 1967-м году в упаковке типа F2 и выпускалась до 1969-го года под индексом F139. Коробочная версия названия звучала как “North Sea Lifeboat”. Бокс-арт на коробке изображал катер, идущий сквозь ночное бушующее море к выпускающему сигнальную ракету танкеру. В общей сложности было выпущено 40.000 комплектов.
     

    Начиная с 1970-го и до 1974-го года модель выпускалась в упаковке типа G2, но под тем же коробочным названием. На этот раз рисунок содержал изображение катера, который идёт на помощь терпящему бедствие судну. Таких комплектов выпустили 45.000 штук, после чего пресс-форма была снята с производства и отправлена на хранение.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “North Sea Lifeboat” F139 - упаковка типа F2, 1967-1969 гг.
    Slider

    Наверх

  • В 1975 году пресс-форма на спасательную лодку была куплена Советским Союзом и перевезена на московский завод Кругозор. Производство на экспорт под коробочным названием “RNLI North Sea Lifeboat” должно было начаться в 1977-1979 гг. В каталоге Novo Toys Limited модель проходила под индексом 76091 и была включена в отдельную серию для кораблей и судов. Для экспортной коробки был выбран доработанный бокс-арт от “фроговской” упаковки типа G2.

    Наладить выпуск “RNLI North Sea Lifeboat” в те годы не удалось, хотя тестовые отливки были предоставлены британской стороне. После ликвидации фирмы Novo Toys Limited в конце 1980-го года запас нереализованной полиграфии был передан Советскому Союзу.
     

    Для внутреннего рынка модель выпускалась в простой белой коробке с названием “Катер Спасатель” и простенькой картинкой “по мотивам”, на которой читавшееся в оригинале название “Royal Thames” было заменено на “Спасатель”, а декали – лавсановыми наклейками. Набор в обеих ипостасях лишился литников с остеклением и экипажем, в остальном качество сохранялось довольно неплохим.
     

    В отличие от печальной судьбы, постигшей пресс-формы кораблей на Огоньке, кругозоровская оснастка благополучно дожила до краха завода и в 2006 году была выкуплена фирмой Alanger, где набор получил индекс 048001, упаковку с русским названием “Английский спасательный бот класса “Окли” и английским “The Royal Thames” Oakley class Lifeboat” с очередным новым бокс-артом, приличную инструкцию и аналогичную нововской декаль.
     

    После банкротства Alanger судьба пресс-формы осталась невыясненной, и модель быстро превратилась в раритет, изредка мелькающий на различных модельных сайтах и торговых площадках.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “RNLI North Sea Lifeboat” Cat.No.76091 - экспортная упаковка Novo, верхняя часть, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Крайне нетипичный для моделей кораблей «самолётный» масштаб 1:48 позволил выполнить хорошую детализацию и качественную проработку мелких деталей, благодаря чему собранный набор смотрится интересно и весьма реалистично. Присутствует рифленая поверхность палубы, приборная доска, различные технологические лючки и отверстия, а также 4 члена экипажа. Декали давались для катера “The Royal Thames” (No.37-11), базировавшегося в городке Кейстер на побережье Северного моря.

  • Ссылки (модель):
    RNLI Oakley Lifeboat (Alanger — Nr. 048001)
     

    Ссылки (инфо):
    Lifeboat World On-Line
    Lifeboats — Station history
     

    Литература:
    Nicholas Leach «Oakley Class Lifeboats: an Illustrated History of the RNLI’s Oakley and Rother Lifeboats». Tempus. 2006. ISBN 978-0-7524-2784-3
    Edward Wake-Walker, Heather Deane «Purches, Georgette (1989). Lifeboat! Royal National Lifeboat Institution». Ian Allan. ISBN 0-7110-1835-9
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639