HMS «Tiger»


  • Лёгкие крейсера типа HMS “Tiger” — последний тип боевых кораблей данного типа созданных для Royal Navy. Закладывались они еще в разгар войны — в 1941-42 гг., как часть класса “Minotaur”, но, после постройки трех кораблей, работы были приостановлены в связи с близящимся окончанием боевых действий. Тем не менее, в течении 1959-1961 гг. крейсера вошли в состав ВМФ Великобритании, но в изначальном состоянии служили очень недолго. Так, например, HMS “Tiger” переоборудовали в вертолетоносец и использовали в этом качестве до конца 1970-х гг.

     

    Фирма FROG (IMA) отличилась и в данном случае, выпустив модель HMS “Tiger” в нестандартном масштабе 1:415. Можно сказать, что британской пресс-форме повезло — на родине модель крейсера выпускалась вплоть до ликвидации FROG, а после продажи в СССР она использовалась очень ограниченно, что позволило сохранить её в приличном состоянии вплоть до настоящего времени.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые представили нам С.Просвирнин и Suede, а также с интернет-аукциона eBay.

  • После 2-й мировой войны командование флота осознавало, что авиация стала представлять собой грозную силу, которой должна противостоять мощная ПВО, но специализированные на одной только противовоздушной защите корабли не смогут противостоять своими недостаточно мощными скорострельными орудиями “одноклассникам” из флотов противника и решать задачи по бомбардировке береговых укреплений. Решением проблемы виделось создание крупнокалиберной артустановки с автоматическим заряжанием, вооруженные которой крейсера будут эффективно бороться со всеми видами целей. Перспективную 152-мм артиллерийскую систему решено было установить на 3 из находящихся на стапелях “Минотавра”, еще 2 были разобраны. Корабли нового проекта получили название класс “Tiger”. Схема размещения используемого вооружения и его состав на протяжении нескольких лет неоднократно менялись, появилась идея оснастить крейсера ракетными установками, разработка которых была еще в разгаре, но появление в СССР новой серии кораблей — 68 бис, или класса “Свердлов” по классификации НАТО, заметно превосходивших британские легкие крейсера, потребовало скорейшего ответа.
     

    В 1954 году было принято решение достроить крейсера типа “Tiger” как быстроходные эскортные корабли для авианосных соединений, в 1957-м году, наконец, был готов окончательный проект, со всего двумя башнями 152-мм универсальных орудий на носу и корме и зенитным вооружением из 3-х установок сдвоенных новых автоматических 76-мм пушек. Расчетная скорострельность главного калибра составляла 20, зениток — 90 выстрелов в минуту. На мачтах устанавливались современные радары, предназначенные для обнаружения воздушных целей.
     

    HMS “Tiger”, первый из серии, вступил в строй только в марте 1959-го года, спустя семнадцать с половиной долгих лет после закладки, в следующие 2 года было сдано еще по одному кораблю. Эксплуатация была связана с частыми поломками сложных и требующих квалифицированного обращения механизмов кораблей, ввиду чего основное количество времени они были боеготовы только ограниченно. Вместе с тем, это были новейшие крейсера британского флота, они активно использовались для демонстрации флага в самых разных уголках земного шара. Во время Карибского кризиса все трое базировались в Гибралтаре, готовые к действиям.
     

    В 1965-66 гг. крейсер “Tiger” присутствовал на Дальнем востоке в связи с усилившейся международной напряженностью вокруг Индонезии и Малайзии, после чего был выведен в резерв. К 1967-му году все три корабля стояли на приколе. Проблема состояла в том, что как крейсера ПВО они уже не отвечали современным требованиям по борьбе с реактивной авиацией и ракетами. “Tiger” и его систершип “Блэйк” были перестроены в вертолетоносцы, лишившись кормовых башен, на месте которых были сооружены ангар и вертолетная площадка. На месте двух бортовых 76-мм установок появились две счетверенные пусковые зенитного ракетного комплекса “Си Кэт”.

    Модернизация “Tiger” закончилась в 1972-м году и он успел принять участие в торжествах по поводу 25-летия вступления королевы на престол. Дальнейшее урезание расходов на ВМС вынудило командование вновь отправить оба корабля в резерв в 1978-79 гг.
     

    Звездный час крейсеров мог наступить во время Фолклендской войны 1982 г, когда корабли спешно начали восстанавливать, но она закончилась еще до завершения работ. В 1982 году “Блэйк” был продан на лом, а в 1986 был разобран “Tiger”. В итоге, можно сказать, что компромиссное решение использовать слишком узкие готовые корпуса и затянувшаяся разработка установки универсального калибра обусловили неудачливую судьбу крейсеров.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    HMS "Tiger" (D20). Photo by Ronald Yoshioka
    Slider

    Наверх

  • Сборная модель под коробочным названием “H.M.S. Tiger R,.N. Cruiser” выпущена в 1961-м году британским производителем в год окончания постройки третьего и последнего крейсера данного типа под названием “Blake”. В каталоге модель получила индекс 342P. Правда, корону первенства завоевать в данном случае не удалось – новинку Royal Navy годом ранее презентовали главные конкуренты из “Airfix”. Если их масштаб — 1:600, был тогда стандартным для прочих кораблей данной фирмы, то FROG в очередной раз отличился, выпустив модель в 1:415!

    Надпись на коробке типа С2 сообщала о длине модели ровно в 16”, что наводит на мысль, что масштаб был подобран ради красивой цифры или же, прозаически, подгонялся под размеры стандартной коробки. Картинка была весьма приличной, на ней корабль был изображен с точки, расположенной немного выше уровня воды, что добавляло ему внушительности, на фоне некой скалы и безмятежного неба.
     

    На рынок модель HMS “Tiger” продавалась в таком виде до 1968-го года включительно, а всего выпустили 35.000 комплектов первого издания. Интересно отметить, что даже после того, как в 1964-м году фирма FROG произвела ревизию упаковок и сменила индексы с постфиксом “Р” на индексы с префиксом “F”, модель крейсера HMS “Tiger” всё равно продолжали выпускать с индексом 342Р на коробках типа С2.
     

    Спустя несколько лет последовала ревизия упаковок и с 1970-го отливки помещались в нестандартные (более квадратные) коробки типа G2X. Коробочное название модели изменилось на более простое “H.M.S. Tiger”, а в каталоге она получила индекс F142. Новая коробка отличалась новым высокохудожественным бокс-артом, где вид на крейсер приводился уже с борта авианосца, подчеркивая, что он являлся эскортным кораблем ПВО. В таком состоянии набор просуществовал до продажи производственной оснастки в Советский Союз. На момент завершения производства в 1977-м году собрали ещё 65.000 комплектов.
     

    Репаком модели традиционно отметилась американская фирма “UPC”, которая в 1967-1970 гг. с переменным успехом продавала моделями от FROG. В данном случае творческий подход был использован только по отношению к упаковке. Модель под внутренним индексом 5014 сохранила коробочное название “H.M.S. Tiger”, но получила совершенно новый бокс-арт с изображением крейсера, стоящего в порту.
     

    ********

     

    Острой конкурентной борьбы среди модельных фирм в отношении HMS “Tiger” не получилось. Как уже было сказано ранее, за год до появления модели от FROG британская фирма “Airfix” выпустила собственный комплект в масштабе 1:600 и под коробочным названием “H.M.S. Tiger” — в течении 1960-1973 гг. было выпущено четыре издания в различных упаковках, а в 2002-м году был издан комплект “HMS Tiger & HMS Daring” (Cat.No.04213), содержавший два набора отливок.
     

    Спустя всего пару лет после ликвидации торговой марки FROG, в 1979-м году, другая британская фирма “Matchbox” представила модель “HMS Tiger” (Cat.No.PK-164). Эта разработка, выполненная в масштабе 1:700 имела одно оригинальное отличие — поскольку в положении на воде у корабля видна только верхняя часть, нижняя была обрезана по самую ватерлинию. Кстати, аналогичным образом поступили с моделью “HMS Exeter”, выполненной в том же масштабе.
     

    Под маркой “Matchbox” модель “HMS Tiger” производилась до 1992-го включительно, пока пресс-формы не перекупила фирма “Revell”. После нескольких лет хранения в 2002-м году было выпущено единственное на данный момент переиздание под коробочным названием “H.M.S. Tiger” (Cat.No.05116).

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "H.M.S. Tiger RN.Cruiser" (F142) - верхняя часть упаковки типа C2, FROG, 1961-1968 гг.
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма для модели HMS «Tiger» попала на Донецкий завод игрушек, где производилась на экспорт в течении 1978-1980 гг. В каталоге фирмы Novo Toys Limited она получила индекс 76113, сохранив «фроговски» бокс-арт на коробке и название «HMS Tiger — Cruiser». Экспортный пластик был серого или светло-серого цвета.
     

    На внутренний рынок модель поставлялась очень ограниченными партиями под названием «Сборная модель крейсера Ф142» в “фирменных” страшных коробках ДЗИ с простеньким видом сбоку в качестве картинки и «мультяшными» волнами, сделавшими бы честь художнику-третьекласснику. Вплоть до начала 1990-х гг. достать даже этот вариант модели было очень непросто, но всё изменилось с переходом на рыночные отношения.
     

    Вскоре после распада СССР модель перестала быть дефицитом. Помимо ДЗИ в 2000-х гг. она активно перепаковывалась польской фирмой TK-models и российской “Eastern Express” (“Восточный Экспресс”, Cat.No.40005), причем на коробке московской фирмы в разные годы “Tiger” обозначался и как Cruiser/Крейсер и как Battleship/тяжелый крейсер.
     

    Историческую справедливость восстановила компания “ARK Models”, выкупившая пресс-формы у разорившегося предприятия и наладившая выпуск в своей коробке, где этот корабль совершенно справедливо назван как “Английский легкий крейсер ‘Tiger’ \ “Tiger” HMS Cruiser” (AK40012). Боксарты у обоих российских компаний были свои, а в плане художественных достоинств пальму первенства стоит отдать “ARK Models”, чей разрезающий темно-зеленые волны в сопровождении чаек корабль смотрится гораздо выигрышнее собрата на фоне неба кислотно-оранжевых оттенков у “Восточного Экспресса”.
     

    Нельзя не упомянуть производимый фирмой “Atlantic Models” набор фототравления, позволяющий не только хорошо детализировать модель, но и решить проблему с решетчатыми мачтами.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "HMS Tiger - Cruiser" Cat.No.76112 - верхняя часть коробки из экспортного комплекта Novo, 1977 г.
    Slider

    Наверх

  • Набор позволяет собрать корабль в его первоначальном виде (корабль по состоянию перед переделкой в вертолетоносец), что естественно. Модель была весьма крупной, что обусловило довольно пристойный уровень детализации. На надстройке имелись сквозные иллюминаторы и рельефные двери, немасштабность толщины мачт чуть менее бросалась в глаза. С ними же было связано и очередное ноу-хау от FROG – решетчатые “пирамиды” мачт представляли собой детали из прозрачного пластика, на которые наносилась декаль, изображающая каркас. Конечно же, уважающие себя моделисты заменяли их самодельными.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "HMS Tiger - Cruiser" Cat.No.76112 - отливки корпуса из экспортного комплекта Novo, внешний вид, 1977 г.
    Slider

    Наверх

  • Ссылки (модель):
    Scalemates — H.M.S. Tiger
    karopka.ru — Cruiser H.M.S. «Tiger” («Восточный Экспресс”)
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    J.J.Colledge, Ben Warlow “Ships of the Royal Navy: The Complete Record of all Fighting Ships of the Royal Navy”. London. Chatham Publishing. 2006. ISBN 978-1-86176-281-8
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639