HMS “Tiger” — FROG


  • Лёгкие крейсера типа HMS “Tiger” — последний тип боевых кораблей данного типа созданных для Royal Navy. Закладывались они еще в разгар войны — в 1941-42 гг., как часть класса “Minotaur”, но, после постройки трех кораблей, работы были приостановлены в связи с близящимся окончанием боевых действий. Тем не менее, в течении 1959-1961 гг. крейсера вошли в состав ВМФ Великобритании, но в изначальном состоянии служили очень недолго. Так, например, HMS “Tiger” переоборудовали в вертолетоносец и использовали в этом качестве до конца 1970-х гг.

     

    Фирма “International Model Aircraft” (торговая марка FROG) отличилась и в данном случае, выпустив модель HMS “Tiger” в нестандартном масштабе 1/415. Можно сказать, что британской пресс-форме повезло — на родине модель крейсера выпускалась вплоть до ликвидации FROG, а после продажи в СССР она использовалась очень ограниченно, что позволило сохранить её в приличном состоянии вплоть до настоящего времени.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые представили нам С.Просвирнин и Suede, а также с интернет-аукциона eBay.

  • После 2-й мировой войны командование флота осознавало, что авиация стала представлять собой грозную силу, которой должна противостоять мощная ПВО, но специализированные на одной только противовоздушной защите корабли не смогут противостоять своими недостаточно мощными скорострельными орудиями “одноклассникам” из флотов противника и решать задачи по бомбардировке береговых укреплений. Решением проблемы виделось создание крупнокалиберной артустановки с автоматическим заряжанием, вооруженные которой крейсера будут эффективно бороться со всеми видами целей. Перспективную 152-мм артиллерийскую систему решено было установить на 3 из находящихся на стапелях “Минотавра”, еще 2 были разобраны. Корабли нового проекта получили название класс “Tiger”. Схема размещения используемого вооружения и его состав на протяжении нескольких лет неоднократно менялись, появилась идея оснастить крейсера ракетными установками, разработка которых была еще в разгаре, но появление в СССР новой серии кораблей — 68 бис, или класса “Свердлов” по классификации НАТО, заметно превосходивших британские легкие крейсера, потребовало скорейшего ответа.
     

    В 1954 году было принято решение достроить крейсера типа “Tiger” как быстроходные эскортные корабли для авианосных соединений, в 1957-м году, наконец, был готов окончательный проект, со всего двумя башнями 152-мм универсальных орудий на носу и корме и зенитным вооружением из 3-х установок сдвоенных новых автоматических 76-мм пушек. Расчетная скорострельность главного калибра составляла 20, зениток — 90 выстрелов в минуту. На мачтах устанавливались современные радары, предназначенные для обнаружения воздушных целей.
     

    HMS “Tiger”, первый из серии, вступил в строй только в марте 1959-го года, спустя семнадцать с половиной долгих лет после закладки, в следующие 2 года было сдано еще по одному кораблю. Эксплуатация была связана с частыми поломками сложных и требующих квалифицированного обращения механизмов кораблей, ввиду чего основное количество времени они были боеготовы только ограниченно. Вместе с тем, это были новейшие крейсера британского флота, они активно использовались для демонстрации флага в самых разных уголках земного шара. Во время Карибского кризиса все трое базировались в Гибралтаре, готовые к действиям.
     

    В 1965-66 гг. крейсер “Tiger” присутствовал на Дальнем востоке в связи с усилившейся международной напряженностью вокруг Индонезии и Малайзии, после чего был выведен в резерв. К 1967-му году все три корабля стояли на приколе. Проблема состояла в том, что как крейсера ПВО они уже не отвечали современным требованиям по борьбе с реактивной авиацией и ракетами. “Tiger” и его систершип “Blake” были перестроены в вертолетоносцы, лишившись кормовых башен, на месте которых были сооружены ангар и вертолетная площадка. На месте двух бортовых 76-мм установок появились две счетверенные пусковые зенитного ракетного комплекса “Sea Cat”.

    Модернизация “Tiger” закончилась в 1972-м году и он успел принять участие в торжествах по поводу 25-летия вступления королевы на престол. Дальнейшее урезание расходов на ВМС вынудило командование вновь отправить оба корабля в резерв в 1978-79 гг.
     

    Звездный час крейсеров мог наступить во время Фолклендской войны 1982 г, когда корабли спешно начали восстанавливать, но она закончилась еще до завершения работ. В 1982 году “Blake” был продан на лом, а в 1986 был разобран “Tiger”. В итоге, можно сказать, что компромиссное решение использовать слишком узкие готовые корпуса и затянувшаяся разработка установки универсального калибра обусловили неудачливую судьбу крейсеров.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    HMS "Tiger" (D20). Photo by Ronald Yoshioka
    Slider

    Наверх

  • Сборная модель под коробочным названием “H.M.S. Tiger R,.N. Cruiser” выпущена в 1961-м году формой “International Model Aircraft” (более известной под торговой маркой FROG) в год окончания постройки третьего и последнего крейсера данного типа под названием “Blake”. В каталоге модель получила индекс 342P. Правда, корону первенства завоевать в данном случае не удалось – новинку Royal Navy годом ранее презентовали главные конкуренты из “Airfix”. Если их масштаб — 1/600, был тогда стандартным для прочих кораблей данной фирмы, то FROG в очередной раз отличился, выпустив модель в 1/415!

    Надпись на коробке типа С2 сообщала о длине модели ровно в 16”, что наводит на мысль, что масштаб был подобран ради красивой цифры или же, прозаически, подгонялся под размеры стандартной коробки. Картинка была весьма приличной, на ней корабль был изображен с точки, расположенной немного выше уровня воды, что добавляло ему внушительности, на фоне некой скалы и безмятежного неба.
     

    На рынок модель HMS “Tiger” продавалась в таком виде до 1968-го года включительно, а всего выпустили 35.000 комплектов первого издания. Интересно отметить, что даже после того, как в 1964-м году фирма FROG произвела ревизию упаковок и сменила индексы с постфиксом “Р” на индексы с префиксом “F”, модель крейсера HMS “Tiger” всё равно продолжали выпускать с индексом 342Р на коробках типа С2. Стоимость комплектов первого издания составляла 10 шиллингов 6 пенсов.
     

    Спустя несколько лет последовала ревизия упаковок и с 1970-го отливки помещались в нестандартные (более квадратные) коробки типа G2X. Коробочное название модели изменилось на более простое “H.M.S. Tiger”, а в каталоге она получила индекс F142. Новая коробка отличалась новым высокохудожественным бокс-артом, где вид на крейсер приводился уже с борта авианосца, подчеркивая, что он являлся эскортным кораблем ПВО. В таком состоянии набор просуществовал до продажи производственной оснастки в Советский Союз. На момент завершения производства в 1977-м году собрали ещё 65.000 комплектов.
     

    Репаком модели традиционно отметилась американская фирма “UPC”, которая в 1967-1970 гг. с переменным успехом продавала моделями от FROG. В данном случае творческий подход был использован только по отношению к упаковке. Модель под внутренним индексом 5014 сохранила коробочное название “H.M.S. Tiger”, но получила совершенно новый бокс-арт с изображением крейсера, стоящего в порту.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "H.M.S. Tiger RN.Cruiser" (342P) - верхняя часть упаковки типа C2, FROG, 1961-1968 гг.
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма для модели HMS “Tiger” попала на Донецкую фабрику игрушек, где производилась на экспорт в течении 1979-1980 гг. В каталоге фирмы “Novo Toys Limited” она была анонсирована в 1978 году и получила индекс 76113, войдя в состав Series 7, выделенную для больших моделей кораблей. При оформлении полиграфии был сохранен “фроговский” бокс-арт от последнего издания, декаль с номером C20 и коробочное название “HMS Tiger — Cruiser”. Экспортный пластик был серого или светло-серого цвета, причем качество самих отливок находилось на очень хорошем уровне. В общей сложности на экспорт в Великобританию было отправлено около 90.000 комплектов отливок, а остатки коробок и инструкций в 1981 году (после ликвидации “Novo Toys Limited”) передали советской стороне.
     

    Вопрос производства этой модели для внутреннего рынка СССР не выяснен окончательно. Предположительно, в течении первой половины 1980-х гг. выпускались мелкие партии отливок, но в любом случае крейсер очень быстро вошел в категорию “непродажки” и на прилавках советских магазинов практически не появлялся. Тем не менее, для модели был разработан собственный вариант полиграфии — донецкие отливки должны были упаковываться в “фирменные” коробки ДФИ с упрощенным видом корабля сбоку и “мультяшными” волнами, сделавшими бы честь художнику-третьекласснику. Коробочное название модели максимально обезличили и в советском издании оно определялось как “Сборная модель крейсера Ф142”. В инструкции оставили нововские шаги сборки, но декаль в комплект больше не входила.
     

    Большие подвижки в деле возвращения многих пресс-форм в производство стали происходить в годы перестройки. Среди таких моделей Донецкой фабрики игрушек оказался и крейсер, контрольные отливки которого были изготовлены в конце 1987 года — этой радостной новостью поделился Справочно-информационный бюллетень Бакинского клуба ИТСМ (1988-01). Между тем, большие модели явно не были фаворитами массового выпуска и ждать действительного насыщения рынка пришлось более 5 лет.

    Модель перестала быть дефицитом вскоре после распада СССР модель. Помимо предприятия в Донецке, которое тогда стало именоваться заводом, в течении 2000-х гг. она перепаковывалась польской фирмой “TK-models и российской “Eastern Express” (“Восточный Экспресс”, 40005), причем на коробке московской фирмы в разные годы модель обозначалась сначала как “Крейсер Тайгер \ Cruiser H.M.S. Tiger”, а затем как “Тяжелый Крейсер Тайгер \ Battleship H.M.S. Tiger”, хотя правильным всё же будет первое название.
     

    Производство модели крейсера (как и всех остальных) было прекращено в Донецке в 2006 году, а пресс-формы отправились на хранение. Своего рода историческую справедливость восстановила фирма “ARK Models”, выкупившая практически всю производственную оснастку на “экс-фроговские” модели у разорившегося предприятия. Возобновление производства состоялось в 2009 году — модель получила новую коробку, а комплект был совершенно справедливо назван как “Английский легкий крейсер ‘Tiger’ \ “Tiger” HMS Cruiser” (AK40012). Бокс-арты у обоих российских компаний были свои, но в плане художественных достоинств пальму первенства стоит отдать “ARK Models”, чей разрезающий темно-зеленые волны в сопровождении чаек корабль смотрится гораздо выигрышнее собрата на фоне неба кислотно-оранжевых оттенков у “Восточного Экспресса”.

    В 2019 году модель от “ARK Models” получила обновленную коробку в стиле Novo, в котором к этому времени было выпущено большинство производимых фирмой “экс-фроговских” моделей. Наконец-то был возвращен классический бокс-арт, сопровождающийся тремя картинками с изображением предыдущих вариантов упаковки модели — две непосредственно от FROG и, естественно, единственная от Novo. Приятным бонусом является упоминание нашего сайта в описании модели, размещенном на боковой стороне упаковки, коллектив авторов Retromodels рад вниманию компании к нашей работе!

     

    Поскольку прототип модели в масштабе 1/415 не пользовался особой популярностью среди модельных фирм (если не сказать больше), то и различных дополнительных наборов к ней практически не выпускалось. Из более-менее доступных сейчас имеется разве что набор фототравления от фирмы “Atlantic Models”, позволяющий не только хорошо детализировать модель, но и решить проблему с решетчатыми мачтами.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "HMS Tiger - Cruiser" (76112) - верхняя часть коробки из экспортного комплекта Novo, 1977 г.
    Slider

    Наверх

  • С крейсером HMS “Tiger”, в плане конкуренции, сложилась совершенно другая история, чем с большинством кораблей от FROG. В 1960-е гг. крейсера типа “Tiger” оставались одними из немногих классических кораблей с крупнокалиберной артиллерией, неизбежно привлекая к себе внимание публики. Оставаться в стороне от этой темы было нельзя и, ещё до появления разработки от FROG, фирма “Airfix” представила свою модель под названием “H.M.S. Tiger” (F301S). Насколько она была удачной — это отдельный вопрос. Главное, что “фиксовская” модель в масштабе 1/600 стала первой и выпускалась в разных упаковках вплоть до середины 1970-х гг. Кроме того, в 2002-м году вышел набор “HMS Tiger & HMS Daring” (04213).

    Благодаря относительно невысокой стоимость модель неплохо продавалась, а вместе с ней на рынок стали поступать другие корабли от “Airfix”, причем в большом количестве. Всё это создало очень благоприятную почву для конверсии и в мартовском номере “Airfix Magazine” за 1978-й год была представлена статья о конверсии HMS “Tiger” в один из других кораблей аналогичного типа.
     

    Своим путем пошли разработчики из “Matchbox”, которые решили, что воспроизведение полного корпуса кораблей будет явным излишеством. В итоге на свет появилась целая waterline-серия в масштабе 1/700, куда попал не только “HMS Tiger” (PK-164), но и тяжелый крейсер HMS “Exeter”, модель которого также выпускалась под торговой маркой FROG, но в масштабе 1/500.

    Модель “HMS Tiger” выпускалась с некоторыми перерывами до 1993-го года, когда большинство пресс-форм “Matchbox” выкупила фирма “Revell”. Пролежав долгое время на хранении их извлекли только в 2012 году, ограничившись выпуском небольшой партии моделей “H.M.S. Tiger” (05116).
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "H.M.S. Tiger" (03201-0) - коробка модели фирмы "Airfix", образца 1973 г., масштаб 1/600
    Slider

  • Модель крейсера HMS “Tiger” от FROG является одной из наиболее проработанных (в состав комплекта входит 100 деталей) и достаточно точно для уровня тех лет воспроизводит свой реальный прототип. Британские разработчики решили выполнить этот корабль именно в классическом виде — то есть до его переделки в вертолетоносец, что лишний раз подчеркивает его изящество и красоту.
     

    Сама модель была весьма крупной — её полная длина составляла 16 дюймов (40 см), что и обусловило довольно пристойный уровень детализации. На надстройке имелись сквозные иллюминаторы и рельефные двери, а стыки броневых плит корпуса имитировались очень тонким наружным раскроем. Также стоит отметить, что прочие мелкие детали, включая антенны, шлюпбалки, гребные винты и т.д., были выполнены очень аккуратно.

    Отдельно стоит упомянуть мачты, с которыми было связано очередное ноу-хау от FROG – решетчатые “пирамиды” представляли собой детали из прозрачного пластика, на которые наносилась декаль, изображающая каркас. Конечно же, не чурающиеся доработок моделисты заменяли их самодельными.
     

    В общем итоге, “фроговский” крейсер HMS “Tiger”, выполненный в масштабе 1/500, и в наше время находится вне конкуренции. Модель вполне доступна для сборки моделисту с уровнем чуть выше начального, так что, при наличии сейчас в свободной продаже комплектов от фирмы “ARK Models”, есть есть шанс приобщиться к прекрасному прошлому…

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "HMS Tiger - Cruiser" Cat.No.76112 - отливки корпуса из экспортного комплекта Novo, внешний вид, 1977 г.
    Slider

    Наверх

  • Ссылки (модель):
    Scalemates — H.M.S. Tiger
    karopka.ru — Cruiser H.M.S. «Tiger” («Восточный Экспресс”)
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    J.J.Colledge, Ben Warlow “Ships of the Royal Navy: The Complete Record of all Fighting Ships of the Royal Navy”. London. Chatham Publishing. 2006. ISBN 978-1-86176-281-8
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639