HMS “Trafalgar” — FROG


  • Одной из самых редких моделей кораблей, выпускаемых в Советском Союзе в 1970-1980 гг., был совершенно неизвестный у нас (зато известный на Западе) эскадренный миноносец HMS “Trafalgar”, выполненный в очень нестандартном масштабе 1/325. Пресс-форма для этой модели была изготовлена в 1960-м году фирмой “International Model Aircraft” (торговая марка FROG) и спустя 15 лет продана советской фирме “Novoexport”, после чего оказалась на московском опытно-экспериментальном заводе “Огонёк”, где выпуск HMS “Trafalgar” продолжался до конца 1980-х гг.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые представили нам С.Просвирнин и Custo, а также с интернет-аукционов eBay и Молоток.

  • Эсминец HMS “Trafalgar” принадлежал к классу “Battle”, запущенному в проектирование и производство уже после начала Второй Мировой и с учетом новейшего боевого опыта. Он недвусмысленно давал понять, что современный боевой корабль должен быть в состоянии защитить себя от авиации противника. Крупные суда спешно ощетинивались стволами ПВО, а вот эсминцы не обладали достаточным запасом по водоизмещению, что приводило к необходимости ради установки зенитных установок отказываться от другого вооружения. В проект эсминцев, создаваемый в 1941 г., уже изначально закладывалось мощное ПВО, а также дополнительное бронирование, защищавшее от авиационного вооружения артпогреба, установки ГК, ПВО, наиболее важные, с точки зрения применения зенитного вооружения, посты и кабельтрассы к радиолокационному оборудованию.

    Две двухорудийные башни главного калибра были установлены в передней части корабля, угол вертикальной наводки от −5° до +80° позволял достаточно эффективно вести огонь как по морским, так и по воздушным целям.

    Для защиты от нападения с воздуха устанавливались 4 спаренные стабилизированные установки 40-мм Bofors L60 — по две на средней и кормовой надстройках. Они имели угол вертикальной наводки от −10° до +90°, практическая скорострельность составляла 120 выстр/мин на ствол. Приводы наведения были электрическими, а управление огнём обеспечивалось радаром типа 282. Пушки Bofors дополнялись 20-мм автоматами Oerlikon, расположение и количество которых на отдельных кораблях могло несколько варьироваться. Дополнительно в центральной части корабля монтировалось 102-мм универсальное орудие

    Противолодочное вооружение включало два бомбомёта и такое же количество бомбосбрасывателей. Новый эсминец нёс мощное торпедное вооружение из двух четырёхтрубных 533-мм ТА и по два бомбомета и бомбосбрасывателя. Уже осенью 1941-го во время одного из финальных обсуждений проекта первый лорд Адмиралтейства A.B.Александер потребовал установки трех башен. Данная идея потребовала бы слишком много времени на переработку чертежей и в серию под обозначением пошел первоначальный вариант. Названия выбрали в честь примечательных в истории Британии битв — так родился тип “Battle”.
     

    HMS “Trafalgar” был назван в честь знаменитой морской битвы при Трафальгаре 1805 г, в которой английский флот разбил силы Наполеона. Он относился к первой серии эсминцев, известных, как “ранний Battle” и предназначался на роль лидера флотилии. Строился корабль на верфи компании Swan Hunter & Wigham Richardson в Тайне и был зачислен в состав флота 12 января 1944 под номером D77.

    Осенью 1945 г. корабль проходил испытания в районе Мальты. Во время стрельб на из-за преждевременного срабатывания взрывателя разнесло один из стволов башни В. Хотя жертв удалось избежать, кораблю потребовался ремонт. На Мальте у эсминца срезали повреждённый ствол и вместо него установили деревянный макет, с которым корабль ходил до тех пор, пока из Великобритании не доставили новое орудие.
     

    В боевых действиях Второй мировой корабль поучаствовать не успел и в 1946 году HMS “Trafalgar” включили в в состав 19-й Флотилии эсминцев на Дальнем Востоке, которая состояла из его систершипов и выполняла различные служебные обязанности в этом регионе. Однако это было непродолжительное пребывание, уже в следующем году HMS “Trafalgar” вместе с остальной частью 19-й флотилии вернулся в Великобританию через Средиземное море. Там он был помещен в резерв, что было довольно типично для 1950-х годов. В 1953 году эсминец приняла участие во флотском смотре в честь празднования коронации королевы Елизаветы II.

    В 1958 году HMS “Trafalgar” стал лидером 7-й эскадры эсминцев, присутствуя как во флоте Метрополии, так и в Средиземноморском. Незадолго до возвращения в Великобританию в 1961 году корабль случайно был протаранен другим “Battle” — HMS “Solebay”. Вообще, весь класс был на редкость “притягательным” для навигационных происшествий, один только HMS “Trafalgar” четырежды сталкивался с другими судами.

    В 1962 году HMS “Trafalgar”, вместе с кораблями эскадры, в последний раз отправился в акваторию Средиземного моря, выполняя ряд военно-морских учений, а также демонстрируя флаг в дружественных портах. По возвращению в Великобританию в 1963 году, он, наряду с другими кораблями 7-й эскадры был выведен из эксплуатации, а затем помещен на хранение в доки Девонпорта, где находился до 1970 года, после чего был разрезан на металлолом в Далмуире.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    HMS "Trafalgar" (D77)
    Slider

    Наверх

  • В 1960-м году фирма “International Model Aircraft” (IMA), более известная под торговой маркой FROG, начала выпуск первой в своей истории пластиковой модели корабля под обобщенным названием “Battle class Destroyer of WWII” в уникальном масштабе 1/325. Столь необычный подход к масштабированию объяснялся весьма прозаически — в те годы все “фроговские” модели упаковывались в коробки из очень плотного картона, который тоже стоил денег. В свою очередь, если бы для моделей кораблей унифицировали какой-либо один масштаб (например 1/500), то таких коробок пришлось бы делать несколько типов. Исходя из этого разработчики решили подгонять масштаб моделей под форм-фактор стандартизированных коробок, что логическим образом привело к их к концепции “fit-the-box”.
     

    Первое издание от FROG образца 1960 года выпускалось в очень эффектной коробке типа C2, на которой изображалось два британских корабля. Комплект включал декаль для эсминцев HMS “Armada” (D14), “Cadiz” (D79) и “Trafalgar” (D77), а также лист с сигнальными флагами. Индекс на коробке был указан как просто 346, в то время как в каталогах он включал букву принадлежности к серии Penguin — 346Р (что указывало на возможную ошибку при тиражировании полиграфии). В общей сложности, до 1968-го года включительно, было выпущено 50.000 комплектов без изменения типа коробок — подобное исключение сделали только для некоторых лайнеров и кораблей.
     

    Возобновление производства состоялось в 1970-м году под индексом F143, когда была введена не менее эффектная коробка типа G2X с более массивными габаритами и новой цветовой гаммой. Коробочное название изменилось на “H.M.S. Trafalgar”, но в каталоге FROG почему-то добавили изображение корабля с бортовым номером R09 (который принадлежал эсминцу HMS “Cadiz” в годы 2-й мировой войны), а на новом бокс-арте номер был указан правильно — D77. Несмотря на это расхождение, рисунок “неправильного Трафальгара” присутствовал в каталогах вплоть до 1973 года.

    Примечательно, что для модели эсминца сделали ещё одно исключение, оставив в качестве стандартной упаковки коробки типа G2X, в то время как ещё в 1974 году состоялся переход на коробки типа H. Вплоть до завершения выпуска в 1977 году британский производитель успел выпустить ещё 70.000 комплектов, после чего пресс-формы были проданы советской фирме “Novoexport” и отправлены в СССР.
     

    Экспортные поставки оказались очень скромными. В конце 1960-х гг. на американский рынок модель поставлялась фирмой “UPC” под каталожным номером 2103-200, причем был выбран вариант HMS “Cadiz” с послевоенным номером D79. Впрочем, за исключением новой полиграфии никаких изменений сама модель не претерпела (что, впрочем, не помешало стать ей своего рода раритетом).

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Battle class Destroyer of WWII” (346P) - верхняя часть упаковки типа C2, FROG, 1960-1968 гг.
    Slider

    Наверх

  • Наряду с другими “фроговскими” моделями, производственная оснастка для производства эсминца “H.M.S. Trafalgar” была доставлена в СССР в конце 1970-х гг. Выпуск организовали на московском заводе “Огонёк”. В каталоге фирмы “Novo toys Limited” модель под индексом 76114 присутствовала с 1978 года. По иронии судьбы на бокс-арте, перекочевавшем с “фроговской” коробки, бортовой номер D77 был заменен на R09, который носил на борту во время войны HMS “Cadiz”. Чем была вызвана данная правка – пока не ясно. Возможно, HMS “Trafalgar” засветился в каких-то действиях против просоветских сил во время Холодной войны.

    В период с 1979-го по 1980-й год в Великобританию было поставлено 95.000 комплектов отливок, что поставило HMS “Trafalgar” на 4-е место среди всех моделей судов и кораблей, выпускавшихся на экспорт. В большем количестве выпустили только HMS “Exeter” (около 100.000 экз.), а также HMS “Royal Sovereign” и “Shell Welder Coastal Tanker” (по 105.000 экз.).
     

    Для внутреннего рынка модель выпускалась в простенькой синей коробке под названием “Эскадренный миноносец Индекс 143” и аскетичной картинкой по мотивам бокс-арта Novo с серым кораблем и синей водой. Это было довольно странно, поскольку выпускавшиеся параллельно корабли в масштабе 1/500 получили полноцветные коробки, практически полностью копировавшие экспортный вариант.

    За период массового производства с комплектом завода “Огонёк” произошло всего одно изменение, которое было введено приблизительно в 1984-1985 гг. и затронуло логотип предприятия, который вместо красно-белого стал черно-белым. Ну и, разумеется, без ремонта пресс-форм качество отливок с каждым годом ухудшалось.
     

    Модель не была такой же распространенной, как минский HMS “Exeter” и встретить ее можно было в основном только в Москве — в крупных городах и столицах союзных республик она появлялась очень редко. Пресс-форма на HMS “Trafalgar”, как и на прочие на “огоньковские” корабли, пострадала при потопе на заводе в конце 1980-х гг., после чего модель была снят с производства. И поныне HMS “Trafalgar” остается единственной выпускавшейся моделью эсминцев данного класса, очень редко встречающейся на торговых интернет-площадках.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "HMS Trafalgar - Battle Class Destroyer" Cat.No.76114 - лицевая сторона коробки Novo, 1977 г.
    Slider

    Наверх

  • В отличие от более поздних эсминцев в 500-м масштабе, HMS “Trafalgar” был неплохо детализирован. На корпусе внутренним кроем были даны обшивка и иллюминаторы, надстройки также имели иллюминаторы и двери, на палубе был дан рельеф, хоть и заметно гипертрофированный, даже надувные спасательные лодки вышли весьма правдоподобными. Основные геометрические размеры были также приведены без особых отклонений.

    Теперь о недостатках. Уже упомянутый внутренний раскрой получился чрезмерно широким, что в 325-м масштабе действительно вполне соответствует определению “траншейный”. Ажурная конструкция мачты, хоть и выглядела правдоподобно, имела слишком большую толщину стоек, кронштейнов и прочих элементов. Состав вооружения, присутствовавшего на модели HMS “Trafalgar” в нужном количестве, получилось упрощенным.

    Вместе с тем, несмотря на древность пресс-формы, даже московский набор собирался практически без щелей и позволял получить на выходе весьма зрелищную модель. Несколько повозиться надо было только с палубой, мачтой и надстройками, но в целом “экс-фроговская” модель HMS “Trafalgar” оставила только положительные впечатления при сборке в варианте “из коробки”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Эскадренный миноносец Индекс 143" - литники с деталями
    Slider

    Наверх

  • Ссылки (модель):
    funkoffizier.com — HMS Armada, Vigo, Corunna, Finisterre, Trafalgar y Cadiz
    Scalemates — H.M.S. Tralfalgar
    karopka.ru — Эсминец типа «Battle»
     

    Ссылки (инфо):
    Forces Reunited — Members who served with HMS Trafalgar
     

    Литература:
    А.Харук, В.Пахмурин “«Битвы» Королевского флота (эсминцы типа «Бэттл»)” («Морская Коллекция” 2010-05)
    J.J.Colledge, Ben Warlow “Ships of the Royal Navy». London. Chatham Publishing. 2006. ISBN 978-1-86176-281-8.
    Peter Hodges “Battle Class Destroyers”. London. Almark Publishing. 1971. ISBN 0-85524-012-1
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639