HMS «Trafalgar»


  • Одной из самых редких моделей кораблей, выпускаемых в Советском Союзе в 1970-1980 гг., был совершенно неизвестный у нас (зато известный на Западе) эскадренный миноносец HMS «Trafalgar», выполненный в очень нестандартном масштабе 1:325. Пресс-форма для этой модели была изготовлена в 1960-м году фирмой FROG (IMA) и спустя 15 лет продана советской фирме Novoexport, после чего оказалась на московском опытно-экспериментальном заводе Огонёк, где выпуск HMS «Trafalgar» продолжался до конца 1980-х гг.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые представили нам С.Просвирнин и Custo, а также с интернет-аукционов eBay и Молоток.

  • Эсминец HMS «Trafalgar» принадлежал к классу «Battlle», запущенному в проектирование и производство уже после начала Второй Мировой и с учетом новейшего боевого опыта. Он недвусмысленно давал понять, что современный боевой корабль должен быть в состоянии защитить себя от авиации противника. Крупные суда спешно ощетинивались стволами ПВО, а вот эсминцы не обладали достаточным запасом по водоизмещению, что приводило к необходимости ради установки зенитных установок отказываться от другого вооружения. В проект эсминцев, создаваемый в 1941 г., уже изначально закладывалось мощное ПВО, а также дополнительное бронирование, защищавшее от авиационного вооружения артпогреба, установки ГК, ПВО, наиболее важные, с точки зрения применения зенитного вооружения, посты и кабельтрассы к радиолокационному оборудованию.

    Две двухорудийные башни главного калибра были установлены в передней части корабля, угол вертикальной наводки от −5° до +80° позволял достаточно эффективно вести огонь как по морским, так и по воздушным целям.

    Для защиты от нападения с воздуха устанавливались 4 спаренные стабилизированные установки 40-мм “Bofors” L60 — по две на средней и кормовой надстройках. Они имели угол вертикальной наводки от −10° до +90°, практическая скорострельность составляла 120 выстр/мин на ствол. Приводы наведения были электрическими, а управление огнём обеспечивалось радаром типа 282. “Бофорсы” дополнялись 20-мм автоматами «Oerlikon», расположение и количество которых на отдельных кораблях могло несколько варьироваться. Дополнительно в центральной части корабля монтировалось 102-мм универсальное орудие

    Противолодочное вооружение включало два бомбомёта и такое же количество бомбосбрасывателей. Новый ЭМ нёс мощное торпедное вооружение из двух четырёхтрубных 533-мм ТА и по два бомбомета и бомбосбрасывателя. Уже осенью 1941-го во время одного из финальных обсуждений проекта первый лорд Адмиралтейства A.B.Александер потребовал установки трех башен. Данная идея потребовала бы слишком много времени на переработку чертежей и в серию под обозначением пошел первоначальный вариант. Названия выбрали в честь примечательных в истории Британии битв — так родился тип “Battle”.
     

    HMS “Trafalgar” был назван в честь знаменитой морской битвы при Трафальгаре 1805 г, в которой английский флот разбил силы Наполеона. Он относился к первой серии эсминцев, известных, как “ранний Battle” и предназначался на роль лидера флотилии. Строился корабль на верфи компании Swan Hunter & Wigham Richardson в Тайне и был зачислен в состав флота 12 января 1944 под номером D77.

    Осенью 1945 г. корабль проходил испытания в районе Мальты. Во время стрельб на из-за преждевременного срабатывания взрывателя разнесло один из стволов башни В. Хотя жертв удалось избежать, кораблю потребовался ремонт. На Мальте у эсминца срезали повреждённый ствол и вместо него установили деревянный макет, с которым корабль ходил до тех пор, пока из Великобритании не доставили новое орудие.
     

    В боевых действиях Второй мировой корабль поучаствовать не успел и в 1946 году HMS “Trafalgar” включили в в состав 19-й Флотилии эсминцев на Дальнем Востоке, которая состояла из его систершипов и выполняла различные служебные обязанности в этом регионе. Однако это было непродолжительное пребывание, уже в следующем году HMS “Trafalgar” вместе с остальной частью 19-й флотилии вернулся в Великобританию через Средиземное море. Там он был помещен в резерв, что было довольно типично для 1950-х годов. В 1953 году эсминец приняла участие во флотском смотре в честь празднования коронации королевы Елизаветы II.

    В 1958 году HMS “Trafalgar” стал лидером 7-й эскадры эсминцев, присутствуя как во флоте Метрополии, так и в Средиземноморском. Незадолго до возвращения в Великобританию в 1961 году корабль случайно был протаранен другим “Battle” — HMS «Solebay». Вообще, весь класс был на редкость “притягательным” для навигационных происшествий, один только HMS “Trafalgar” четырежды сталкивался с другими судами.

    В 1962 году HMS “Trafalgar”, вместе с кораблями эскадры, в последний раз отправился в акваторию Средиземного моря, выполняя ряд военно-морских учений, а также демонстрируя флаг в дружественных портах. По возвращению в Великобританию в 1963 году, он, наряду с другими кораблями 7-й эскадры был выведен из эксплуатации, а затем помещен на хранение в доки Девонпорта, где находился до 1970 года, после чего был разрезан на металлолом в Далмуире.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    HMS "Trafalgar" (D77)
    Slider

    Наверх

  • В 1960-м году фирма IMA, более известная под торговой маркой FROG, начала выпуск первой в своей истории пластиковой модели корабля под обощенным названием “Battle class Destroyer of WWII” в уникальном масштабе — 1:325. Первое издание включало декаль для эсминцев HMS «Armada» (D14), «Cadiz» (D79) и «Trafalgar» (D77), а индекс на коробке был указан как просто 346, в то время как в каталогах индекс был указан как 346Р (что указывало на возможную ошибку при тиражировании полиграфии).

    Спустя некоторое время от многообразия было решено отказаться и во втором издании оставили вариант оформления только для HMS «Trafalgar». В общей сложности, до 1968-го года включительно, было выпущено 50.000 комплектов обоих типов.
     

    Возобновление производства состоялось в 1970-м году, причем в каталоге FROG было изображение корабля с бортовым номером R09, который принадлежал эсминцу HMS «Cadiz» в годы 2-й мировой войны, а вот на новой упаковке типа G2X номер был указан правильно. Коробочное название изменилось на «H.M.S. Trafalgar».

    Несмотря на это расхождение, «неправильный Трафальгар» присутствовал в каталогах вплоть до 1973 года. На момент завершения выпуска в 1977-м году фирмы FROG успела выпустить ещё 70.000 комплектов под индексом F143. На американский рынок ее поставляла фирма UPC под каталожным номером 2103-200 в варианте HMS “Cadiz” (D79).

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Battle class Destroyer of WWII” 346P - упаковка типа C2, 1960-1968 гг.
    Slider

    Наверх

  • Наряду с другими «фроговскими» пресс-формами, оборудование для производства эсминца было приобретено СССР. Выпуск организовали на московском заводе Огонек. В каталоге фирмы Novo toys Limited модель присутствовала под индексом 76114 с конца 70-х, при этом, на картинке, перекочевавшей с «фроговской» коробки, бортовой номер D77 был заменен на R09, который носил на борту во время войны HMS “Cadiz”. Чем была вызвана данная правка – пока не ясно. Возможно, “Трафальгар” засветился в каких-то действиях против просоветских сил во время Холодной войны.

    В период с 1977-го по 1980-й год в Великобританию было поставлено 95.000 комплектов отливок, что поставило HMS «Trafalgar» на 4-е место среди всех моделей судов и кораблей, выпускавшихся на экспорт. В большем количестве выпустили только HMS «Exeter» (около 100.000 экз.), а также HMS «Royal Sovereign» и «Shell Welder Coastal Tanker» (по 105.000 экз.).
     

    Для внутреннего рынка модель выпускалась в простенькой синей коробке под названием “Эскадренный миноносец Индекс 143” и аскетичной картинкой по мотивам бокс-арта Novo с серым кораблем и синей водой. Это было довольно странно, поскольку выпускавшиеся параллельно корабли в масштабе 1:500 получили полноцветные коробки, практически полностью копировавшие экспортный вариант.

    За период массового производства с комплектом завода Огонёк произошло всего одно изменение, которое было введено приблизительно в 1984-1985 гг. и затронуло логотип предприятия, который вместо красно-белого стал черно-белым. Ну и, разумеется, без ремонта пресс-форм качество отливок с каждым годом ухудшалось.
     

    Модель не была такой же распространенной, как минский HMS “Exeter” и встретить ее можно было в основном только в Москве — в крупных городах и столицах союзных республик она появлялась очень редко. Пресс-форма на HMS “Trafalgar”, как и на прочие на «огоньковские» корабли, пострадала при потопе на заводе в конце 1980-х гг., после чего он был снят с производства. И поныне HMS «Trafalgar» остается единственной выпускавшейся моделью эсминцев данного класса, очень редко встречающейся на торговых интернет-площадках.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "HMS Trafalgar - Battle Class Destroyer" Cat.No.76114 - лицевая сторона коробки Novo, 1977 г.
    Slider

    Наверх

  • В отличие от более поздних эсминцев в 500-м масштабе, HMS «Trafalgar» был неплохо детализирован. На корпусе внутренним кроем были даны обшивка и иллюминаторы, надстройки также имели иллюминаторы и двери, на палубе был дан рельеф, хоть и заметно гипертрофированный, даже надувные спасательные лодки вышли весьма правдоподобными. Основные геометрические размеры были также приведены без особых отклонений.

    Теперь о недостатках. Уже упомянутый внутренний раскрой получился чрезмерно широким, что в 325-м масштабе действительно вполне соответствует определению «траншейный». Ажурная конструкция мачты, хоть и выглядела правдоподобно, имела слишком большую толщину стоек, кронштейнов и прочих элементов. Состав вооружения, присутствовавшего на модели HMS «Trafalgar» в нужном количестве, получилось упрощенным.

    Вместе с тем, несмотря на древность пресс-формы, даже московский набор собирался практически без щелей и позволял получить на выходе весьма зрелищную модель. Несколько повозиться надо было только с палубой, мачтой и надстройками, но в целом «экс-фроговская» модель HMS «Trafalgar» оставила только положительные впечатления при сборке в варианте «из коробки».

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Эскадренный миноносец Индекс 143" - литники с деталями
    Slider

    Наверх

  • Ссылки (модель):
    funkoffizier.com — HMS Armada, Vigo, Corunna, Finisterre, Trafalgar y Cadiz
    Scalemates — H.M.S. Tralfalgar
    karopka.ru — Эсминец типа «Battle»
     

    Ссылки (инфо):
    Forces Reunited — Members who served with HMS Trafalgar
     

    Литература:
    А.Харук, В.Пахмурин ««Битвы» Королевского флота (эсминцы типа «Бэттл»)» («Морская Коллекция 2010-05)
    J.J.Colledge, Ben Warlow «Ships of the Royal Navy: The Complete Record of all Fighting Ships of the Royal Navy». London. Chatham Publishing. 2006. ISBN 978-1-86176-281-8.
    Peter Hodges «Battle Class Destroyers». London. Almark Publishing. 1971. ISBN 0-85524-012-1
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639