General Aircraft G.A.L.48 “Hotspur” II


  • Так уж получилось, что не самый известный британский десантный планер времен 2-й мировой войны стал одной из самых распространенных моделей в 1960-1990 гг. выпускаясь огромными количествами не только под маркой FROG в Великобритании, но и Донецким заводом игрушек в СССР. Несмотря на массу неточностей, допущенных при создании пресс-формы в начале 1960-х гг., модель General Aircraft G.A.L.48 “Hotspur” Mk.II (индекс 152P\F152) была очень дешевой и простой в сборке, что гарантировало ей успех на рынке. Более того, данная модель выпускается и в настоящее время российской фирмой “ARK Models”!

     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам Sauron и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Спроектированный в соответствии со спецификацией Министерства авиации 10/40 как десантный планер, General Aircraft GAL.48 запустили в серийное производство с первоначальным заказом 400 машин. GAL.48 “Hotspur” Mk.I (в переводе — “горячий, вспыльчивый человек, cорвиголова”) имел традиционную цельнодеревянную конструкцию с фанерной обшивкой, среднерасположенным крылом с посадочными щитками по всему размаху.Трехопорное шасси состояло из двух главных стоек со спаренными колесами и резиновой амортизацией, хвостовой лыжи, а также длинной центральной лыжи, смонтированной на резиновых блоках для посадки на неровную поверхность после сброса основного шасси. В носовой части фюзеляжа находилась кабина пилотов с двумя сиденьями, расположенными тандемно, далее следовал небольшой отсек за крылом для размещения шести десантников.
     

    На испытаниях Mk.I выяснилось, что запроектированная дальность планирования с полной загрузкой от точки отцепки не обеспечена, в результате только 20 планеров поступили в войска. Он стал стандартным тренировочным планером в планерных школах, для которых построили почти 1000 планеров, в основном на мебельной фабрике Харриса Лебуса Тоттенхейме (Лондон) для оснащения 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й планерных школ. Выпущенный позднее “Hotspur” Mk.II имел крыло меньшего на 4,88 м размаха. В отличие от Mk.I на Mk.II поставили двойное управление и модифицированные закрылки и элероны. Последняя серийная модификация Mk.III, имела полное дублирование управления и приборов у обучаемого пилота. Конструктивные отличия заключались во внешних подкосах крепления хвостового оперения.
     

    В 1942 году появилась ещё одна, на этот раз не совсем стандартная модификация планера, получившая название “Twin Hotspur”. В экспериментальном порядке на ней попытались решить проблему вместимости путем соединения двух фюзеляжей cерийных планеров в одну общую конструкцию, соединенной дополнительной секцией крыла длиной 3,70 м. Помимо увеличившихся габаритных размеров “Twin Hotspur»; имел ещё одно отличие, заключавшееся в изменении шасси, которые теперь не выдерживали повысившейся взлетной массы. Испытания планера начались в августе 1942 года. Изрядно потяжелевший сдвоенный планер буксировался переоборудованным бомбардировщиком “Whitley” и, хотя результаты получились вполне приемлемыми, до серийного производства дело так и не дошло. Командование ВВС разумно рассудило, что гораздо выгоднее будет использование аппаратов обычной схемы, таких как CG-4 или “Hamilcar”, а не запуск в производство немного улучшенного “Twin Hotspur”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Hotspur" Mk.II с бортовым кодом "J" и номером BT615
    Slider

    Наверх

  • Несмотря на наличие в составе RAF более именитых планеров (например, “Hamilcar” и “Horsa”), именно General Aircraft G.A.L.48 “Hotspur” II был удостоен фирмой International Model Aircraft (IMA), владевшей тогда торговой маркой FROG, чести быть воссозданным в модели масштаба 1:72. Пресс-форма была разработана 1962, году а сама модель находилась в продаже сравнительно недолгий период времени под двумя индексами:

    152P – упаковка типа Е (Red Series), 1963-1966 гг.

    F152 – упаковка типа F2 (Black Series), 1966-1969 гг.

     

    Для обоих вариантов предусматривался только один вариант декали и схема окраски со специфическими черно-желтыми полосами. Отливки первого издания изготовлялись из пластика желтого цвета. Всего в Великобритании было выпущено 115.000 комплектов, но у фирмы IMA были широкие планы на экспорт.

     

    Начиная с 1958-го года британцы неоднократно пытались войти на рынки других стран и в числе первых оказались США. Чтобы избежать таможенных пошлин, неизбежно отразившихся на стоимости моделей, производственную оснастку размещали на мощностях фирмы “Pyro”, а официальным дистрибьютером стала специально созданная для американского рынка фирма “Air Lines”. Практически для всех моделей были разработаны новые бокс-арты, а коробочные названия были сокращены, но в отношении модели планера “фроговский” рисунок решили сохранить. В США она продавалась как “Hotspur” и имела индекс 7904.

    Европейская экспансия началась с Франции — в Кале было основано производство, куда из Великобритании доставляли пресс-формы, а отливки шли только на французский внутренний рынок. Модели поставлялись под торговой маркой “Tri-Ang”, но вся полиграфия копировалась у FROG, за исключением текста на французском языке и небольшого изменения цветовой гаммы коробок. Так, модель планера получила коробочное название “Hotspur II Planeur”, сохранив “фроговский” индекс 152P. Дизайн верхней части коробки получил некоторые графические улучшения — помимо названия фирмы нижняя боковая вставка была желтого цвета, а на основном поле были добавлены надписи “Lines Freres — S.A. Calaise. Made in France”. Период производства во Франции определяется 1965-1966 гг., хотя эти данные пока не подтверждены.

    К разочарованию фирмы IMA как французский, так и американский проект пришлось закрыть в 1966-м году из экономических соображений, однако, отливок на складах “Tri-Ang” было сделано так много, что они продавались вплоть до начала 1970-х гг. в коробках от FROG.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Hotspur II Glider" (152P) - верхняя часть коробки типа "E" для модели FROG, Red Series, 1963-1965 гг.
    Slider

    Наверх

  • В истории производства “Сорвиголовы” в Союзе все было довольно буднично. В СССР пресс-форма оказалась в 1978 году и был отправлена на Донецкую фабрику игрушек (впоследствии ставшую заводом), где с перерывами выпускалась на протяжении более 25 лет (кстати, поставив своеобразный рекорд). На экспорт модель поставлялась в стандартной синей коробке под названием “Hotspur Troop Carring Glider” (F152, Cat.No.76059). Цвет пластика экспортных отливок был темно-серого или серого цвета.
     

    На внутренний советский рынок модель сначала попала под названием “Планер Хотспур Ф152”. Инструкция и декали были “нововского” типа (но с упрощениями), а на коробках присутствовали британские кокарды. В таком состоянии планер выпускался вплоть до 1984 года, когда в ходе последней кампании по борьбе с “натовской агрессией” на ДФИ приступили к “тотальной зачистке” полиграфии. Результатом этих “мероприятий” стало удаление опознавательных знаков враждебных стран и замена обычных названия на обезличенные. Для модели планера это закончилось введением коробочного названия “Сборная модель самолёта Ф152”., но кокарды удалили не полностью, а только внутренний красные круги.

    В таком виде модель производилась вплоть до начала 1990-х гг. Внутренние изменения коснулись только цвета пластика, который мог быть серым, коричневым, желтым, синим и т.д. Кроме того, с 1993-го года на инструкции начали печатать текст на украинском языке.
     

    Наиболее крупные изменения произошли во второй половине 1990-х гг., когда донецкая упаковка сменилась на более качественную с бокс-артом от художника Мильяченко. В отличии от советского периода, когда цветовая гамма полиграфии была очень разнообразной, данный тип коробок имел только две версии — с красной и синей окантовкой. Коробочное название модели изменили на “G.A.L.48 HOTSPUR”.
     

    За рубежом донецкие отливки нашли себе место в коробках польской фирмы “ZTS Plastik” и чешской “AIRMolds”. Вторая из них предлагала расширенную версию набора, из которого можно было собрать как «Hotspur II», так и его экспериментальный вариант “Twin Hotspur” с двойным фюзеляжем.

    Далее, в начале 2000-х гг. отливки донецкого производства модель появились в упаковке от московской фирмы “Eastern Express” (“Восточный экспресс”) под новым коробочным названием “Десантный планер Хотспур” (Cat.No.72251).

     

    В 2009-м году, после краха предприятия в Донецке, пресс-форма для модели “Hotspur II” перешла в собственность российской фирмы “ARK Models», которая наладила её выпуск, использовав бокс-арт и коробочное название от упаковки “Eastern Express”. Изменился только индекс в каталоге (Cat.No.72009). Начиная с 2016-го года используется обновленная версия упаковки, сделанная по мотивам Novo — на коробке используется бывший “нововский” бокс-арт и приведен исторический список индексов модели.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Hotspur Troop Carring Glider" F152, Cat.No.76059 - лицевая часть экспортной коробки Novo
    Slider

    Наверх

  • “Нововский” (он же “донецкий”, он же “фроговский”) комплект содержит четыре литника с 31 деталью (3-3-13-12) и один литник с 4 прозрачными деталями. К сожалению, нормальными чертежами этот планера даже в наше время разжиться трудно, однако есть возможность ознакомиться с многочисленными фотографиями и рисунками. Впрочем, геометрические размеры модели выдержаны достаточно точно, что, при отсутствии альтернативы, делает “Hotspur II” поистине уникальным.

    В целом, комплект деталей стыкуется очень хорошо – модель “из коробки” можно собрать в течении часа. Если хочется чего-то большего, то тогда придётся повозиться с интерьером кабины пилотов и десантного отсека. Кроме того, вырезы под иллюминаторы придётся заделать и выполнить новые. Ту же операцию желательно провести с дверью десантного отсека.

    Стойки шасси и колеса необходимо заменить – все эти детали выполнены утрировано, что не удивительно, учитывая возраст пресс-формы. Детали из прозрачного пластика тоже никуда не годятся, хотя фонарь кабины пилотов можно оставить в виде исключения (если очень не хочется изготавливать новый).

    Вариантов окраски у планеров “Hotspur II” было немного, а наиболее эффектным с визуальной точки зрения, смотрится “родной”, включающий черно-желтые полосы. Более детальной с данной темой можно было ознакомиться с статье B.Gunston “Hotspur hindsight” (издание “Aeroplane Monthly”, 1976-07).

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Цветовая гамма "Сборной модели планера Ф152" - отливки из голубого пластика, середина 1980-х гг.
    Slider

    Наверх


  • General Aircraft GAL.39 «Hotsupr» Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941
    Автор модели — Владимир (Redvortok)

     

    GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok)

    General Aircraft GAL.39 «Hotsupr» Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941
    Автор модели — Николай Почколин

     

    General Aircraft “Twin Hotspur” от фирмы Airmolds
    Автор модели — Сергей Васюткин

     


  • Ссылки
    Обзор ARK models 1/72 GAL.48 Hotspur Mk.II (Novo/Frog)
    In Box Review of Air Lines 1/72nd Scale Hotspur II Training Glider
    General Aircraft Hotspur Glider
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639

Запись опубликована Novo