General Aircraft G.A.L.48 “Hotspur” II


  • Так уж получилось, что не самый известный британский десантный планер времен 2-й мировой войны стал одной из самых распространенных моделей в 1960-1990 гг. выпускаясь огромными количествами не только под маркой FROG в Великобритании, но и Донецким заводом игрушек в СССР. Несмотря на массу неточностей, допущенных при создании пресс-формы в начале 1960-х гг., модель General Aircraft G.A.L.48 “Hotspur” Mk.II (индекс 152P\F152) была очень дешевой и простой в сборке, что гарантировало ей успех на рынке. Более того, данная модель выпускается и в настоящее время российской фирмой “ARK Models”!

     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Просвирнин, М.Чизганов и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Спроектированный в соответствии со спецификацией Министерства авиации 10/40 как десантный планер, General Aircraft GAL.48 запустили в серийное производство с первоначальным заказом 400 машин. GAL.48 “Hotspur” Mk.I (в переводе — “горячий, вспыльчивый человек, cорвиголова”) имел традиционную цельнодеревянную конструкцию с фанерной обшивкой, среднерасположенным крылом с посадочными щитками по всему размаху.Трехопорное шасси состояло из двух главных стоек со спаренными колесами и резиновой амортизацией, хвостовой лыжи, а также длинной центральной лыжи, смонтированной на резиновых блоках для посадки на неровную поверхность после сброса основного шасси. В носовой части фюзеляжа находилась кабина пилотов с двумя сиденьями, расположенными тандемно, далее следовал небольшой отсек за крылом для размещения шести десантников.
     

    На испытаниях Mk.I выяснилось, что запроектированная дальность планирования с полной загрузкой от точки отцепки не обеспечена, в результате только 20 планеров поступили в войска. Он стал стандартным тренировочным планером в планерных школах, для которых построили почти 1000 планеров, в основном на мебельной фабрике Харриса Лебуса Тоттенхейме (Лондон) для оснащения 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й планерных школ. Выпущенный позднее “Hotspur” Mk.II имел крыло меньшего на 4,88 м размаха. В отличие от Mk.I на Mk.II поставили двойное управление и модифицированные закрылки и элероны. Последняя серийная модификация Mk.III, имела полное дублирование управления и приборов у обучаемого пилота. Конструктивные отличия заключались во внешних подкосах крепления хвостового оперения.
     

    В 1942 году появилась ещё одна, на этот раз не совсем стандартная модификация планера, получившая название “Twin Hotspur”. В экспериментальном порядке на ней попытались решить проблему вместимости путем соединения двух фюзеляжей cерийных планеров в одну общую конструкцию, соединенной дополнительной секцией крыла длиной 3,70 м. Помимо увеличившихся габаритных размеров “Twin Hotspur»; имел ещё одно отличие, заключавшееся в изменении шасси, которые теперь не выдерживали повысившейся взлетной массы. Испытания планера начались в августе 1942 года. Изрядно потяжелевший сдвоенный планер буксировался переоборудованным бомбардировщиком “Whitley” и, хотя результаты получились вполне приемлемыми, до серийного производства дело так и не дошло. Командование ВВС разумно рассудило, что гораздо выгоднее будет использование аппаратов обычной схемы, таких как CG-4 или “Hamilcar”, а не запуск в производство немного улучшенного “Twin Hotspur”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Hotspur" Mk.II с бортовым кодом "J" и номером BT615
    Slider

    Наверх

  • Несмотря на наличие в составе RAF более именитых планеров (например, “Hamilcar” и “Horsa”), именно General Aircraft G.A.L.48 “Hotspur” II был удостоен фирмой International Model Aircraft (IMA), владевшей тогда торговой маркой FROG, чести быть воссозданным в модели масштаба 1:72. Пресс-форма была разработана 1962, году а сама модель находилась в продаже сравнительно недолгий период времени под двумя индексами:

    152P – упаковка типа Е (Red Series), 1963-1966 гг.

    F152 – упаковка типа F2 (Black Series), 1966-1969 гг.

     

    Для обоих вариантов предусматривался только один вариант декали для планера с номером J\BT615 (принадлежавший No.2 Glider Training School, базировавшейся в 1941 году в Croughton) и схема окраски со специфическими черно-желтыми полосами. Отливки первого издания изготовлялись из пластика желтого цвета. Всего в Великобритании было выпущено 115.000 комплектов, но у фирмы IMA были широкие планы на экспорт.

     

    Начиная с 1958-го года британцы неоднократно пытались войти на рынки других стран и в числе первых оказались США. Чтобы избежать таможенных пошлин, неизбежно отразившихся на стоимости моделей, производственную оснастку размещали на мощностях фирмы “Pyro”, а официальным дистрибьютером стала специально созданная для американского рынка фирма “Air Lines”. Практически для всех моделей были разработаны новые бокс-арты, а коробочные названия были сокращены, но в отношении модели планера “фроговский” рисунок решили сохранить. В США она продавалась как “Hotspur” и имела индекс 7904.

    Европейская экспансия началась с Франции — в Кале было основано производство, куда из Великобритании доставляли пресс-формы, а отливки шли только на французский внутренний рынок. Модели поставлялись под торговой маркой “Tri-Ang”, но вся полиграфия копировалась у FROG, за исключением текста на французском языке и небольшого изменения цветовой гаммы коробок. Так, модель планера получила коробочное название “Hotspur II Planeur”, сохранив “фроговский” индекс 152P. Дизайн верхней части коробки получил некоторые графические улучшения — помимо названия фирмы нижняя боковая вставка была желтого цвета, а на основном поле были добавлены надписи “Lines Freres — S.A. Calaise. Made in France”. Период производства во Франции определяется 1965-1966 гг., хотя эти данные пока не подтверждены.

    К разочарованию фирмы IMA как французский, так и американский проект пришлось закрыть в 1966-м году из экономических соображений, однако, отливок на складах “Tri-Ang” было сделано так много, что они продавались вплоть до начала 1970-х гг. в коробках от FROG.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Hotspur II Glider" (152P) - верхняя часть коробки типа "E" для модели FROG, Red Series, 1963-1965 гг.
    Slider

    Наверх

  • В истории производства “Сорвиголовы” в Союзе все было довольно буднично. В СССР пресс-форма оказалась в 1976 году и была отправлена на Донецкую фабрику игрушек, впоследствии ставшую заводом. Здесь модель планера выпускалась на протяжении более 25 лет, заодно поставив своеобразный производственный рекорд.

    На экспорт модель поставлялась в стандартной синей коробке под названием “Hotspur Troop Carring Glider”. В каталоге фирмы “Novo Toys Limited”, которая являлась официальным дистрибьютером в Великобритании, модель проходила под номером 76059, однако на упаковке и в инструкции сохранялся “фроговский” индекс F152,как своеобразная дань память разработчику пресс-форм. Цвет пластика экспортных отливок был темно-серого или серого цвета.
     

    На внутренний советский рынок модель сначала попала под названием “Планер Хотспур Ф152”, почти одновременно с тиражами для Novo, но в конце 1970-х гг. приоритетными были экспортные поставки. Первый вариант коробочной полиграфии содержал инструкцию “нововского” типа, но в очень своеобразном варианте — в ней отсутствовали 10 советов по сборке и историческая справка, но зато имелись цветные опознавательные знаки RAF, которые печатались на второй странице слева от схемы сборки. Кстати, на коробочном изображении планера британские кокарды тоже присутствовали в полном объёме.

    В таком состоянии модель планера выпускался вплоть до 1984 года, когда в ходе последней кампании по борьбе с “натовской агрессией” руководство ДЗИ получило разнарядку на проведение “тотальной зачистки” полиграфии. Результатом этих “мероприятий” стало удаление опознавательных знаков враждебных стран и замена обычных названия на обезличенные. Для модели планера это закончилось введением коробочного названия “Сборная модель самолёта Ф152”, но кокарды удалили не полностью, а только внутренний красные круги. Между тем, на первой странице инструкции (словно в компенсацию за удаление британских кокард) всё же появились “10 советов по отделки и сборке” и состав комплектности модели.

    Именно такой обезличенный вариант полиграфии стал наиболее массовым и печатался вплоть до начала 1990-х гг., когда уже можно было не прятать реальное название планера за ширмой индексов. Также в перестроечный период в комплекты на постоянной основе стали включать декали. Внутренние изменения коснулись только цвета пластика, который мог быть серым, коричневым, желтым, синим и т.д. Кроме того, с 1993-го года на инструкции начали печатать текст на украинском языке.
     

    Наиболее крупные изменения произошли во второй половине 1990-х гг., когда донецкая упаковка сменилась на более качественную с бокс-артом от художника Мильяченко. В отличии от советского периода, когда цветовая гамма полиграфии была очень разнообразной, данный тип коробок имел только две версии — с красной и синей окантовкой. Коробочное название модели изменили на “G.A.L.48 HOTSPUR”.
     

    За рубежом донецкие отливки нашли себе место в коробках польской фирмы “ZTS Plastik” и чешской “AIRMolds”. Вторая из них предлагала расширенную версию набора, из которого можно было собрать как “Hotspur II”, так и его экспериментальный вариант “Twin Hotspur” с двойным фюзеляжем.

     

    Впрочем, период наиболее массовых экспортных поставок начался чуть позже. В начале 2000-х гг. отливки донецкого производства модель появились в упаковке от московской фирмы “Eastern Express” (“Восточный экспресс”) под новым коробочным названием “Десантный планер Хотспур” (Cat.No.72251). Российский комплект отличался не только новой коробкой и инструкцией, но и расширенным вариантом декали, в которую были добавлены опознавательные знаки для планера с номером W\BT590.

     

    В 2009-м году, после краха предприятия в Донецке, пресс-форма для модели “Hotspur II” перешла в собственность российской фирмы “ARK Models”, которая вновь наладила её выпуск, использовав бокс-арт и коробочное название от упаковки “Eastern Express”. Изменился только индекс в каталоге на 72009.

    Начиная с 2017-го года используется обновленная версия упаковки, сделанная по “мотивам Novo” — на коробке появился “ново-фроговский” бокс-арт и приведен исторический список индексов модели вместе с мини-артами прошлых изданий от FROG. Чтобы более полно соответствовать “канонической” версии этой модели из декали был удален вариант для W\BT590.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Hotspur Troop Carring Glider" F152, Cat.No.76059 - лицевая часть экспортной коробки Novo
    Slider

    Наверх

  • “Нововский” (он же “донецкий”, он же “фроговский”) комплект содержит четыре литника с 31 деталью (3-3-13-12) и один литник с 4 прозрачными деталями. К сожалению, нормальными чертежами этот планера даже в наше время разжиться трудно, однако есть возможность ознакомиться с многочисленными фотографиями и рисунками. Впрочем, геометрические размеры модели выдержаны достаточно точно, что, при отсутствии альтернативы, делает “Hotspur II” поистине уникальным.

    В целом, комплект деталей стыкуется очень хорошо – модель “из коробки” можно собрать в течении часа. Если хочется чего-то большего, то тогда придётся повозиться с интерьером кабины пилотов и десантного отсека. Кроме того, вырезы под иллюминаторы придётся заделать и выполнить новые. Ту же операцию желательно провести с дверью десантного отсека.

    Стойки шасси и колеса необходимо заменить – все эти детали выполнены утрировано, что не удивительно, учитывая возраст пресс-формы. Детали из прозрачного пластика тоже никуда не годятся, хотя фонарь кабины пилотов можно оставить в виде исключения (если очень не хочется изготавливать новый).

    Вариантов окраски у планеров “Hotspur II” было немного, а наиболее эффектным с визуальной точки зрения, смотрится “родной”, включающий черно-желтые полосы. Более детальной с данной темой можно было ознакомиться с статье B.Gunston “Hotspur hindsight” (издание “Aeroplane Monthly”, 1976-07).

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Цветовая гамма "Сборной модели планера Ф152" - отливки из голубого пластика, середина 1980-х гг.
    Slider

    Наверх


  • General Aircraft GAL.39 «Hotsupr» Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941
    Автор модели — Владимир (Redvortok)

     

    GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941 - автор модели Владимир (Redvostok) GAL.39 "Hotsupr" Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941  - автор модели Владимир (Redvostok)

    General Aircraft GAL.39 «Hotsupr» Mk.II, BT615, No.2 Glider Training School, Croughton, 1941
    Автор модели — Николай Почколин

     

    General Aircraft “Twin Hotspur” от фирмы Airmolds
    Автор модели — Сергей Васюткин

     


  • Ссылки
    Обзор ARK models 1/72 GAL.48 Hotspur Mk.II (Novo/Frog)
    modellversium.de — GAL.48 Hotspur Mk.II von Thomas Hannecke (1:72 Ark Models)
    In Box Review of Air Lines 1/72nd Scale Hotspur II Training Glider
    General Aircraft Hotspur Glider
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    Tim Lynch “Silent Skies: Gliders At War 1939–1945”. Barnsley. Pen & Sword Military. 2008. ISBN:0-7503-0633-5
    Claude Smith “History of the Glider Pilot Regiment”. London. Pen & Sword Aviation. 1992. ISBN:1-84415-626-5
    Gordon Swanborough “British Aircraft at War, 1939–1945”. HPC Publishing. 1997. ISBN:0-9531421-0-8
    Owen Thetford “Aircraft of the Royal Air Force 1918–57”. London. Putnam. 1968. ISBN:0-370-00101-X
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639