Miles M.14 «Magister»


  • Спортивные и тренировочные самолёты редко пользуются популярностью у широкого круга моделистов в силу вполне объективных причин – в таких случаях ранее шутили на тему «не был, не участвовал, не привлекался». Тем не менее, в модельном ряду фирмы FROG присутствовало целое семейство таких моделей в масштабе 1/72, которые весьма неплохо продавались благодаря простоте сборки и невысокой стоимости.
     

    Одной из первых в 1963 году была готова пресс-форма для Miles M.14a «Magister» Mk.I — этой британской разработке посчастливилось пережить двух владельцев и сейчас модель выпускается российской фирмой ARK Models.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам А.Алов, Pit, Дмитрий (Минск), Sauron, Sarma_T и С. Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.


  • В 1936-м, учтя успешный опыт эксплуатации партии самолетов “Hawk Trainer” в школе резервистов, министерство авиации решило использовать их в учебных заведениях ВВС. Фирме «Miles Aircraft Limited» предложили доработать машину под требования задания Т.40/36. Это задание было примечательно в двух отношениях: впервые Королевские ВВС решили в массовых масштабах использовать для первоначального обучения летчиков монопланы вместо традиционных бипланов и, опять же, впервые после окончания Первой мировой войны ВВС собирались заказать самолет деревянной конструкции.
     

    Результатом доработки “Hawk Trainer” стал М.14, отличавшийся от предыдущих моделей в основном уширенными кабинами, сиденьями под парашюты и полным комплектом приборов для обучения «слепым» полетам. Вместо обтекателей — «штанов» на колеса надели каплевидные обтекатели и аккуратно закапотировали свободнонесущие стойки, лишенные теперь задних подкосов. Колеса оснастили тормозами «Бендикс». Костыль заменили хвостовым колесом.
     

    Первый полет М.14 совершил в апреле 1937-го. Пилотировал его сам Фредерик Майлс. В тот же день жена конструктора окрестила самолет «Magister» – «Магистр». Через несколько недель машину перегнали на один из аэродромов для официальных испытаний. Но при первом же полете летчик-испытатель не смог вывести самолет из штопора и выбросился с парашютом. Как потом доказали продувки в аэродинамической трубе, причиной стало изменение конфигурации кабин, повлиявшее на обтекание оперения. При некоторых режимах полета это уменьшало эффективность рулей. Положение исправили после увеличения высоты задней части фюзеляжа, введения форкиля и изменения формы вертикального оперения. Последнее стало выше примерно на 15 см. Этот вариант назвали М.14А. На нем также внедрили ряд деталей из магниевых сплавов.
     

    Был сделан вариант «Magister» под двигатель Blackburn «Cirrus Major» 2 в 135 л. с. Он именовался М.14В. Военные заказы полностью загрузили небольшой завод Майлса и вынудили его расширить производство. С мая 1937-го «Магистры» начали поступать в летные школы Королевских ВВС. Первые серии выпускались по стандарту М.14, а все последующие — М.14А. Завод давал до 15 самолетов в неделю. «Magister» хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации.
     

    Самолеты поставлялись не только в ВВС, но и в аэроклубы, а также за рубеж. К началу Второй мировой войны «Magister» уже являлся основной машиной в летных школах. Их использовали непосредственно в строевых частях — для поддержания летной формы, выработки навыков «слепого» полета и как связные.

    В июне 1940-го, когда англичане готовились отразить вторжение немцев, «Magister» начали поспешно переоборудовать в легкие бомбардировщики, получившие неофициальное название «Maggiebomber». Самолет на специальной раме под центропланом нес восемь бомб по 10 кг. Подразделения, укомплектованные инструкторами и курсантами летных школ, должны были присоединиться к боевым эскадрильям в случае вторжения. Успели переделать 15 машин. Но в бой они не попали. Десант не состоялся, учебные самолеты остались учебными.
     

    В годы войны несколько “Magister” использовали для оригинальных экспериментов. На одной машине испытывали так называемое «буксируемое крыло». Предполагалось, что бомбардировщик сможет тянуть за собой на жесткой сцепке большое крыло с собственными вертикальными и горизонтальными рулями, несущее бомбы или дополнительный запас горючего. Концепцию решили проверить на самолете поменьше и подешевле. Выбрали «Magister». Полеты начались летом 1941-го. Сначала были проблемы с устойчивостью. Меняя размеры и конфигурацию рулей, постепенно пришли к вполне удовлетворительным характеристикам, но к этому времени парк бомбардировочной авиации в британских ВВС разросся настолько, что новинка уже не представляла большого интереса.

    Другой «Magister» использовали для экспериментов с устройствами для повышения подъемной силы крыла. На третьем испытывали новый аэродинамический профиль. На четвертом отрабатывали оригинальное шасси, все колеса которого являлись поворотными. К началу 1941-го построили 1203 шт. «Magister», в следующем году — еще 90. Из них -1225 поступили в английские ВВС. Они служили всю войну.
     

    В послевоенный период, когда «Magister» сняли с вооружения, еще пригодные для эксплуатации машины были по-дешевке распроданы. Их приобретали аэроклубы, частные владельцы и ВВС небольших стран (таких, как Ирландия или Ливан). Часть машин стала одноместными, на других установили закрытые фонари кабин. Интересно, что сама фирма Miles продавала самолеты после капитального ремонта под названием «Hawk Trainer» Мк.III. После войны в Турции по лицензии построили 100 «Magister».
     

    Еще до войны два самолета этого семейства попали в СССР. Один из них (заводской №480) в феврале 1937-го закупили через фирму «Аркос», выполнявшую функции советского торгпредства в Англии. В советских документах она именуется «Hawk», но по всем признакам соответствует серийному М. 14. Летом того же года самолет прошел испытания в НИИ ВВС. Всего выполнили 76 полетов общей продолжительностью 17 часов 2 минуты.

    Второй «Magister» попал в ВВС РККА после присоединения прибалтийских республик в 1940-м. Он принадлежал ранее эстонским ВВС. Остатки бывшей национальной авиации Литвы, Латвии и Эстонии свели в эскадрильи, приданные сформированным на базе их армий стрелковым корпусам. В составе 22-й корпусной эскадрильи на 9 ноября 1940-го числились семь самолетов «Hart», пять Hs-126В, три учебных РОN, два РТО-4 и один «Майлс» (это и был «Magister», фото и текст можно найти здесь (Latvianaviation). Эта техника находилась в эскадрилье до начала Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба «Майлса» неизвестна.
     

    previous arrow
    next arrow
    Miles M.14 - первый прототип, 1937 г.
    ArrowArrow
    Slider

    Наверх

  • Как уже было сказано во введении, пресс-форма для пластиковой модели тренировочного самолёта Miles «Magister» в масштабе 1:72 была разработана на FROG в 1963-м году. Первое издание под коробочным названием «Miles Magister 1» получило упаковку типа Е. В каталоге FROG модель имела индекс 153P и входила в Blue Series. Данный вариант содержал один вариант декали для самолёта с регистрационным кодом G-AFBS.
     

    Второе издание, появившееся в 1966-м году, отличалось упаковкой типа F2, на верхней части которой появился цветной бокс-арт вместо самолёта в двух проекциях. В связи с ревизией индексов в каталоге, модель стала обозначаться как F153, параллельно перейдя в Black Series. Коробочное название изменили на «Miles Magister I», но инструкция и декаль остались прежними.
     

    В общей сложности было выпущено 130.000 комплектов. Имелись планы на 1973-й год произвести модель в новой упаковке, но и от них отказались по причине внутреннего кризиса фирмы FROG.
     

    По обыкновению, «фроговские» отливки в 1964-1965 гг. можно было встретить в упаковках от фирм Tri-Ang и Air Lines. Под этими торговыми марками модели продавались на территории Франции и США соответственно.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Miles Magister 1" 153P - верхняя часть упаковки типа "E", 1963-1965 гг.
    Slider

    Наверх


  • После распределения внутри СССР в конце 1970-х гг. пресс-форма попала на Донецкий завод игрушек, где производилась вплоть до начала 2000-х гг. За более чем 20 лет выпуска модель сменила три упаковки при относительно стабильном качестве отливок. Наиболее известной был упаковка Novo типа «лепесток» синего цвета с цветной схемой окраски на задней части и декалью на один вариант RAF (G-AFBS).
     

    Для внутреннего рынка модели, выпускаемые ДЗИ, выпускались в двух вариантах упаковок, в основном различавшихся только цветами фона (синие или зелёные), но имевших утрированную копию бокс-арта от упаковки Air Lines и русскоязычную инструкцию. С чем было связано изменение цветовой гаммы – сказать сейчас затруднительно. Не исключено, что в процессе печати просто закончилась соответствующая краска и её заменили на более-менее подходящую. Из других вариантов – заказ на коробки разместили на другом полиграфическом предприятии, либо цвет изменили осознанно (кстати, это случилось с коробками других донецких моделей). Во всех случаях использовалось коробочное название «Самолёт Майлс Магистр Ф153».
     

    Отдельное слово надо сказать о «декали». Почему-то считалось, что такой буржуазный пережиток, как переводные картинки для пластиковых моделей, для советского человека являются излишеством. Поэтому, в комплект к «Самолёту Майлс Магистр Ф153» шли опознавательные знаки и номера, просто напечатанные краской на бумаге. Но и это было ещё не всё! Смещение цветов на таких картинках было настолько ужасающим, что использовать их по прямому назначению не представлялось возможным.
     

    В первые годы «незалежности» картонные упаковки исчезли, и модели продавались в обычных пластиковых пакетах с декалью Novo, благо, запасы накопились немалые. В конце 1990-х гг. наконец-таки появились неплохие коробки ДЗИ с оригинальным бокс-артом и новой декалью сразу на три варианта:

    RAF, серийный номер R1847

    RAF, серийный номер N3825, Aer-Chor na h-Eireann (Irish Air Corps), 133

     

    В этот же период донецкие отливки можно было встретить в упаковках фирм польских фирм-перепаковщиков ZTS Plastik (Cat.No.S-130) и Chematic. Помимо новых инструкций они различались вариантами оформления (схемы окраски и декали были уже не «экс-фроговские»).
     

    В начале 2000-х гг. началось активное сотрудничество с российской фирмой Eastern Express, которая продавала донецкие отливки в собственном варианте комплектации и под коробочным названием «Майлс М14 Магистр I \ Training Aircraft Miles M14 Magister I» (Cat.No.72288).
     

    Надо отметить, что пресс-форме на F153 сильно повезло – после краха ДЗИ она была продана фирме ARK Models. Название набора было изменено на «Тренировочный самолёт Магистр \ Miles Magister Mk.I Training plane» (Cat.No.72019). При этом, бокс-арт, схемы окраски и декаль были заимствованы у Eastern Express.
     

    Несмотря на относительную непопулярность тренировочных самолётов среди моделистов, нельзя сказать, что «экс-фроговская» модель не имеет альтернатив. В течении 2000-х гг. Miles «Magister» в различных модификациях встречался в ассортименте фирм Choroszy Modelbud (Польша) и RS Models (Чехия). Более того, эти производители выпускал такие уникальные варианты, как «Magister Prototype» и «Maggiebomber».

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Males Magister 1 Trainer" Cat.No.76008 - экспортный "лепесток" Novo, 1977-1979 гг.
    Slider

    Наверх

  • Модель Miles «Magister» (F153) является одной из самых миниатюрных в коллекции FROG. В комплект изначально входила 31 деталь на двух литниках: 27 из цветного пластика (консоли крыла и фюзеляж были без литников), 2 детали остекления и 2 детали подставки. В советском наборе подставка отсутствовала.
     

    Версия «из коробки» смотрится весьма неплохо, ну а если вы хотите сделать настоящую модель-копию, то придётся повозиться со стойками шасси, колесами, капотом двигателя и интерьером кабин пилота и курсанта. В остальном расхождения по «геометрии» незначительные.

    К счастью для моделистов, авиамузей в Даксфорде располагает уцелевшим экземпляром с гражданской регистрацией G-AFBS, который во время 2-й мировой войны был реквизирован для нужд RAF и временно получил серийный номер BB661 и по доступным в Сети фотографиям можно изучить все особенности конструкции самолета.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Самолёт Майлс Магистр Ф153" - отливки производства ДЗИ из серого пластика, 1981 г.
    Slider

    Наверх

  • Miles M.14 «Magister» — оригинальные чертежи FROG

  • Miles M.14 «Magister» — автор неизвестен


  • Ссылки (модель):
    Scalemates — Miles Magister 1
    karopka.ru — Miles Magister Mk.I (Дмитрий Петров)
     

    Ссылки (инфо):
    Уголок неба: Miles M.14
    Miles M14A Magister «G-AFBS» RAF
     

    Литература:
    Дениэл Дж.Марч «Английские военные самолёты Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель. 2002
    Владимир Котельников «Хок» для командарма Алксниса» («Крылья Родины»)
    Don L. Brown «Miles Aircraft Since 1925». Putnam. 1970
    Richard Lines, Lief Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639