Dewoitine D.520


  • Dewoitine D.520 — один из самых удачных предвоенных французских истребителей с очень трудной судьбой и интереснейшей карьерой. Сначала служба в составе ВВС Франции, затем в ВВС Перемирия и Luftwaffe, а также в ВВС Италии и Болгарии, куда эти самолёты были переданы немцами. С 1944-го года D.520 вновь вернулись в состав объединенных французских ВВС, где и завершили свою карьеру в 1953-м году.

    Модель D.520 от FROG тоже оказалась не такой простой, как это кажется. На пресс-форме, созданной в начале 1960-х гг., только в Великобритании производство продолжалось более 10 лет, а после продажи Советскому Союзу выпуск модели “девуатина” был продолжен и осуществляется до настоящего момента. И это при том, что “фроговский” D.520 имеет чудовищные отклонения в геометрических размерах, лишь приблизительно напоминая свой реальный прототип!

     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Ф.Васюткин, С.Просвирнин, Pit, Sauron и Дмитрий (Минск), а также с интернет-аукциона eBay.

  • История самолёта D.520 началась в сентябре 1936 года, когда фирма Dewoitine начала работу по проектному заданию на одноместный истребитель класса С1. Ранее, пытаясь заменить истребитель D.510C1, армейская авиация остановила свой выбор на Morane-Saulnier MS.405C1. Правда, развертывание серийного производства “морана” затянулось настолько сильно, что в пору было выдавать новое техническое задание, что и было сделано).
     

    Проанализировав собственные ошибки Эмиль Девуатин поручил главному конструктору Роберту Кастелло создать совершенно новый самолёт, применив в его конструкции новейшие технологии. В январе 1937 года Service Technique Aeronautique одобрила постройку прототипа D.520-01, а 2-го октября 1938 года он впервые поднялся в воздух. Как оказалось, двигатель Hispano-Suiza 12Y-21 и использованные технические решения не позволили достичь скорости 530 км\ч, буквально «выдавив» из невооруженного самолёта только 480 км\ч.

    В ходе дальнейших доработок были построены прототипы D.520-02 и D.520-03, которые оснащались полным комплектом вооружения из одной 20-мм мотор-пушки Hispano-Suiza HS.9 и двух 7,5-мм крыльевых пулеметов МАС 1934. Помимо доработок фюзеляжа и оперения замена двигателя на Hispano-Suiza 12Y-31 также благотворно сказалась на скоростных качествах, что позволило получить максимальную скорость 550 км\ч при достаточно высоких характеристиках маневренности.

    В результате, именно истребитель фирмы Dewoitine стал победителем конкурса, обойдя таких конкурентов, как Morane-Saulnier M.S.450, Loire-Nieuport 60 (C.A.O 200), Caudron-Renault C.770, Bloch MB.152.01 и Arsenal VG.33. Впрочем, последние два также поступили в серийное производство в связи с острой нехваткой современных самолётов.
     

    Выпуск D.520C1 был развернут в апреле 1939 года, когда фирма Dewoitine уже была включена в состав концерна SNCAM (собственно, именно эта «консолидация» привела к фатальным последствиям для боевой авиации Франции). Два первоначальных контракта предусматривали постройку 800 самолётов, но в июле 1939 года его сократили до 710, ожидая получения в скором времени более новых самолётов. Между тем, морская авиация заказала для себя 120 самолётов, а в апреле 1940 года был утвержден план постройки 2250 D.520C1 с темпом 350 самолётов в месяц. Понятно, что реализовать эти планы французы не смогли.

    В период Странной войны D.520C1 даже не поступили на вооружение, а первые боевые вылеты состоялись незадолго до начала Битвы за Францию. В ходе 40-дневной кампании мая-июня 1940 года “девуатины” показали себя с наилучшей стороны, но в количественном отношении они никогда не были самыми массовыми в составе Armee de l’air (ВВС Франции). Самым результативным асом стал Пьер ле Глоан, сбивший за этот период 4 немецких и 7 итальянских самолётов (впоследствии к ним добавились ещё 7 британских).

    Всё изменилось после подписания перемирия с Германией, когда немцы разрешили ВВС Виши провести ревизию оставшейся боевой авиации. В качестве основного истребителя был выбран именно D.520C1, выпуск которого был продолжен, в то время как трофейные истребители использовались как учебные в составе Luftwaffe. Впоследствии 60 трофейных D.520C1 было передано Regia Aeronautica (ВВС Италии) и ещё 48 отправились в Болгарию.

    В течении практически всего период эксплуатации D.520C1 постоянно совершенствовался, что привело к разработке целого ряда модификаций, как реализованных в металле, так и оставшихся в проекте:

    D.521 – вариант с двигателем Rolls-Royce “Merlin” III, построен один прототип, 1940 г.

    D.522 – проект с двигателем Allison V-1710 C-1, отменен в июне 1940 г.

    D.523 – высотный истребитель с двигателем Hispano-Suiza 12Y-51 и турбокомпрессором Szydlowski-Planiol, прототип поступил на испытания в июне 1940 г.

    D.524 – вариант с двигателем Hispano-Suiza 12Y-89ter, построен один прототип который никогда не летал, 1940 г.

    D.525 – проект улучшенного варианта D.523

    D.530 – проект с двигателями Rolls-Royce “Merlin” мощностью 1400 л.с. или Hispano-Suiza 12Y мощностью 1940 л.с., отменен в 1940 г.

    HD.780 – гидроистребитель на поплавковом шасси, в 1940 г. построен один прототип который никогда не летал, серийная постройка отменена в июне 1940 г.

    D.790 – проект палубного истребителя с морским посадочным оборудованием

    D.550 – построен один невооруженный экземпляр поставивший неофициальный рекорд скорости в 1939 г.

    D.551 \ D.552 – истребителя на базе D.550, в течении 1940 г. построено 12 экземпляров впоследствии утилизированных

    D.520Z – прототип с двигателем Hispano-Suiza 12Z, никогда не летал, программа серийной постройки под обозначением SE.520Z окончательно отменена в 1949 г.

    M.520T – проект с новой конструкцией фюзеляжа.

     

    Истребитель оказался настолько удачным, что последние партии собирались вплоть до июня 1944 года, когда вся Франция была полностью оккупирована немецкими войсками. В общей сложности было построено 910 самолётов, несколько десятков из которых благополучно пережили войну и впоследствии не менее 13 из них были переделаны в учебно-тренировочные истребители D.520DC (double commande – с дойным управлением). Последние самолёты этого типа были списаны только в 1953 году и к настоящему моменту уцелело 4 экземпляра.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Dewoitin D.520 - первый прототип, 1938 г.
    Slider

    Наверх

  • Столь же неоднозначной получилась и модель Dewoitine D.520 от фирмы FROG, пресс-форма для которой была готова в 1963-м году. Разрабатываемая в одно время с рядом других моделей из Black Series, имевших индексы от F152 до F162 и вошедших в каталог 1964 года, F155 появился в широкой продаже на год позже. Между тем, сам каталог “FROG 1964” содержал рисунок D.520, но с подписью для MS.406. Эту модель также планировали включить в подарочный набор “Four Famous Fighters” (Gift Pack, F148), выпускавшийся в 1964-1967 гг., но в последний момент D.520 заменили на МС.202.
     

    Модель D.520 от FROG, несмотря на все свои недостатки (о них будет рассказано чуть ниже, в разделе “Модель»), пользовалаcь хорошим спросом и выпускалась до 1974-го года включительно, последовательно выдержав три издания:

    Е (коробка) – выпуск 1963-1966 гг. под коробочным названием “Dewoitine D520C Fighter”, бокс-арт содержал две проекции D.520. Модель имела индекс 155P и входила в Blue Series каталога FROG.

    F2 (коробка) – выпуск 1966-1968 гг. Бокс-арт содержал рисунок D.520. В каталоге FROG второе издание получило индекс F155, а модель перенесли в Black Series. Суммарный объём выпуска составил 130.000 комплектов, включая ранние 155P в упаковке типа Е.

    J2 (“лепесток») – выпуск 1969-1974 гг. под коробочным названием “Dewoitine D520C”. Бокс-арт содержал тот же рисунок D.520, но несколько сокращенный в размере. В каталоге FROG третье издание получило индекс F222F без изменения серии. До завершения производства было выпущено ещё 200.000 комплектов.

     

    Два последних издания содержали следующие варианты оформления:

    24° Gruppo C.T. Autonomo, 370° Sqn. C.T. (бортовой номер 370-2), Regia Aeronautica, September 1943

    6 Esc. GC 3/6 «Roussillon», Armee de l’Air de Vichy, Syria, June 1941

     

    В течении 1964-19646 гг. “фроговский” D.520 также выпускался в коробках фирмы “Tri-Ang” и “Air Lines”, которые продавали модели на территории Франции и США соответственно. Двумя годами позже американская фирма “АМТ” выпустила набор из трех моделей под названием “Four Famous Fighters II” (Cat.No.3956-135), в состав которого входили “Hakwer Tempest”, “Dewoitine D.520” и “Focke-Wolf FW-190А-3” — этот уникальный в своём роде “сет” продавался ограниченным тиражом в 1968-1969 гг.
     

    Из фирм-конкурентов модель Dewoitine D.520 выпускалась далеко не всеми грандами. Например, “Airfix” и “Matchbox” обошли этот самолёт стороной, зато французская “Heller” просто не могла остаться безучастной и в 1965-м году всё-таки выпустила свою версию в масштабе 1:72. Несмотря на двухлетнюю разницу модель от Heller” получилась гораздо лучше, что гарантировало ей не менее долгую жизнь — с начала 1980-х гг. “девуатин” можно было встретить в упаковке от чехословацкой фирмы “Smer”, а в 2016-м году вышло переиздание от MisterCraft”. В наше время D.520 на пресс-формах собственной разработки выпускают фирмы “Hasegawa” и “RS Models”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Dewoitine D520C Fighter" 155P - модель FROG в упаковке типа Е, 1963-1965 гг.
    Slider

    Наверх

  • После того, как фирма Rovex подписала с СССР контракт о продаже значительной части оснастки и документации для производства пластиковых моделей, большинство пресс-форм «осели» на Донецкой фабрике игрушек. В их число попал D.520, который с 1978 года поставлялся в Великобританию под брендом Novo в синем “лепестке“. Название модели сменили на “SNCAM Dewoitine D520C” (номер по каталогу 76002).
    Для поставок в страны соцлагеря была выполнена обновленная версия упаковки красного цвета с логотипом “Novoexport” (фактически, на экспорт она не поставлялась). Как это ни странно, но в обоих случаях в наборе сохранилась декаль с двумя вариантами “вражеской” окраски.

    В общей сложности британская сторона получила около 70.000 отливок, часть которых в начале 1981-го года была передана обратно вместе с остатками полиграфии в связи с ликвидацией фирмы “Novo Toys Limited”.
     

    Интересный факт!
    Бытует мнение, что рисунок D.520 с номером “88” на крыле появился на упаковке от фирмы Novo в целях политкорректности, поскольку схема раскраски предлагала вариант ВВС Виши. На самом деле, этот рисунок был ещё на коробке F2 в 1966-м году, но что заставило художника изобразить D.520 именно в таком виде – нет ясности до сих пор. Забавно, что на схеме окраски от FROG никакого номера “88” не было.
    Относительно немецкого бомбардировщика на заднем плане (по ряду признаков это Do.17Z) однозначно можно сказать, что это не «встреча союзников в 1941-м году», иначе вряд ли стоило изображать “дорнье” с отваливающимся крылом.
    Как ни странно, но неправильный номер исчез в третьем издании 1969-1974 гг., хотя в каталогах FROG прежний рисунок D.520 присутствовал вплоть до 1973-го года. По всей видимости, именно тогда редактор всё же решился полностью исправить эту ошибку, но при создании “лепестка” для Novo почему-то опять взяли старый бокс-арт.

    На внутренний рынок СССР модель поступила примерно в 1980 году в “фирменной” донецкой коробке с примитивной имитацией “нововского” рисунка и названием “Сборная модель самолёта Ф155”. Соответственно, столь же упрощенной была и инструкция, причем в одном из её вариантов “декаль” была отпечатана вместе со схемой сборки.
     

    В середине 1990-х гг. часть отливок была поставлена в Польшу, где их продавали в упаковке фирмы “Chematic”. Незадолго до ликвидации ДЗИ пресс-форма для D.520 была продана в Россию, где эта модель в начале 2000-х гг. продавалась фирмой “Eastern Express” (“Восточный Экспресс”)с в собственном варианте упаковки и под коробочным названием “Истребитель Девуатин D.520 C1 \ Fighter Dewoitine D.520 C1” (Cat.No.72280).
     

    В 2009-м году пресс-форма, после краха ДЗИ лежавшая “на хранении”, была выкуплена фирмой “ARK Models” (г.Москва) – здесь она прошла ремонт, после чего производство было возобновлено. Бокс-арт и варианты оформления позаимствовали от Eastern Express, а вот коробочное название изменили на “Французский истребитель Девуатин 520 \ Dewoitine D.520 C Fighter” (Cat.No.72016)
     

    Стоит также упомянуть, что на базе “фроговского” D.520 в 2000-е гг. фирма “MGD Models” выпустила ограниченную серию моделей учебного истребителя D.520DC. Изменения заключались в небольшой доработке фюзеляжа и добавлению новых деталей для двухместной кабины: фонарь боковые панели, приборные доски и кресла пилотов. Декаль предусматривала только один вариант для послевоенных ВВС Франции.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    SNCAM Dewoitine D520C“ (Cat.No.76002) - экспортный комплект Novo в синем "лепестке", 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Что не сложилось у фирмы FROG с D.520, так это со степенью копийности, поскольку во многом он получился “моделью на тему”. Описание того, что нужно сделать, чтобы превратить набор деталей в полноценную модель-копию, было опубликовано в журнале “Аэроплан” №4 (ноябрь-декабрь 1993 г.) – в общей сложности насобиралось 15(!) пунктов критических замечаний:

    — неточный раскрой

    — фюзеляж короче на 7 мм

    — размах крыла меньше на 3 мм

    — отсутствует воздухозаборник маслорадиатора в носовой части фюзеляжа

    — неточно сделаны выхлопные патрубки

    — руль направления мал по площади

    — мачты антенн не на своих местах (кроме того, нижняя слишком короткая и неправильно сделанная)

    — крыло выдвинуто вперёд на 2 мм, а элероны шире на 1 мм

    — стойки шасси смещены вперёд на 3 мм

    — диаметр колёс меньше на 1 мм

    — неправильно сделаны щитки шасси

    — неправильно сделана вилка хвостового колеса

    — подвижный совок туннеля радиатора меньше по ширине на 2 мм и длиннее на 2,5 мм

    — неверно сделан фонарь кабины пилота

    — лопасти винта длиннее на 1,5 мм

     

    Это не считая упрощенной детализации ниш шасси и кабины пилота. Тем не менее, D.520 от FROG\NOVO неплохо собирался и его можно было рекомендовать новичкам, либо матерым моделистам, для которых перепилить отвратную модель – дело чести.

    Наверх

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Dewoitine D.520" - отливки из белого пластика производства ДЗИ, конец 1980-х гг.
    Slider

  • Dewoitine D.520 — оригинальные чертежи FROG

     


  • Dewoitine D.520C1, номер 14, ВВС Болгарии, 1944
    Автор — Александр Пировских

    Dewoitine D.520C1, номер 88, Arme de l`Air, 1940
    Модель имеет ранний вариант оформления FROG
    Автор — Марк Чизганов


  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — Dewoitine D.520C Réf 155P
    ScaleModels — Нужны чертежи Dewoitine D.520
    Dewoitine D.520 Modelismo
    Recordando a Frog
    Каропка.ру — Dewoitine D 520
    Каропка.ру — Dewoitine D.520C (ARK) — Frog/Novo без границ
     

    Ссылки (инфо):
    Sud-Est (SNCASE) SE 580 Fighter
     

    Литература:
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639