Morane-Saulnier MS.406


  • Очередной моделью-копией французского самолёта от FROG в масштабе 1:72 стал истребитель Morane-Saulnier MS.406C1, реальный прототип которого поступил на вооружение Arme de l`Air в 1938-м году. К несчастью для французов, производственные трудности, связанные с образованием концернов, не позволили организовать своевременное массовое производство MS.406, так что его карьера фактически завершилась в 1942-м году.

    Напротив, появившаяся в 1964-м году модель этого истребителя выпускалась многотысячными тиражами, причем не только в Великобритании, но и в Советском Союзе. Впрочем, за высокую популярность (при отвратительной копийности) пришлось заплатить высоким износом пресс-формы, что в середине 2000-х гг. привело к снятию модели с производства.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам А.Алов, С.Просвирнин и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • В 1934 г. во Франции был объявлен конкурс на новый современный истребитель-моноплан, который выиграла авиастроительная фирма Morane-Saulnier (Моран-Cолнье). В ее КБ под руководством Поль-Рене Готье закипела работа и уже летом 1935-го опытный самолет MS.405 поднялся в небо. Истребитель был маневренным, легким в управлении и доступным для пилотирования даже неопытному летчику.

    Ради скорости разработки проект опирался на существующие технологии и проверенные конструктивные решения, но испытания затянулись, и заказ на серийное производство MS.406С1 последовал только в 1938 г.

    Самолет вооружался 20-мм мотор-пушкой Hispano-Suiza HS.404, в крыле устанавливались два 7,5 мм пулемёта MAC 1934 с магазинным питанием, максимальная скорость составляла 486 км/ч.
     

    Еще в начале 1939-го самолет считался современным, хотя и не лишенным недостатков, но уже в первых боях с Ме-109Е проявилась его отсталость и уязвимость. Немецкий самолет был быстрее на 50-70 км/ч, превосходил «Моран» в скороподъемности и вооружении. Французские военные прилагали массу усилий для перевооружения ВВС на новые D.520 и MB.151.
    Их массовый выпуск был налажен только к маю 1940-го, до этого времени было построено 1098 MS.406 и его более раннего варианта MS-405, что сделало самолет самым массовым истребителем в истории страны.
     

    После капитуляции Франции большинство авиачастей были расформированы и «Мораны» несли свою службу уже в колониях, а также, небольшие партии поставлялись на экспорт.

    Модернизированный вариант MS.406H также производился в Швейцарии, где устанавливалось иное оборудование и вооружение, позже двигатель был заменен на более мощный.
     

    Немало MS-406 повоевал в составе финских ВВС. Довольно эффективно он показывал себя во время Зимней войны с СССР, пока ему противостояли советские истребители устаревших моделей, но с началом Великой Отечественной «Мораны» столкнулись с новыми самолетами, с которыми они уже не могли сражаться на равных. В 1943 финны модернизировали истребитель путем установки закупленных в Германии отремонтированных двигателей М-105П, в развале цилиндров которого монтировался советский пулемет УБК. Также была перепроектирована носовая часть самолета, изменены размеры и расположение масляного и водяного радиаторов. В результате максимальная скорость увеличилась до 525 км/ч, заметно улучшилась скороподъемность, особенно на малых высотах, потолок поднялся с 9400 до 12000 м. Модернизированный вариант получил название «Morko-Moran» («Моран-оборотень»), в бой против советских ВВС этим самолетам пришлось вступить в 1944 г, но уже в сентябре, после заключения перемирия с СССР, они сражались против немцев.
     

    В целом, MS-406 был вполне современной машиной для времени создания проекта, но задержки с производством и внедрением в строевые части свели на нет преимущества быстрой разработки, а устаревшие технические решения, которыми она была достигнута, привели к отсутствию возможности далее развивать и совершенствовать конструкцию самолета.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Morane-Saulnier MS.405C1
    Slider

    Наверх


  • Продолжая тему французских истребителей, столь успешно начатую с D.520 (F155) разработчики из FROG в 1964-м году представили модель под коробочным названием «Morane Saulnier 406C1 Fighter». В каталоге она находилась под индексом 157P и входила в Blue Series.
    Первое издание имело упаковку типа «Е» с изображением самолёта в двух проекциях (сбоку и сверху). В комплект входила декаль для MS.406C1 из состава Arme de l`Air (французские ВВС) с номером 107. В каталоге FROG модель числилась в Blue Series, но так продолжалось недолго.
    В том же 1964-м году последовала ревизия ассортимента и упаковок, в следствии чего индекс 157P был заменен на F157, а модель переместилась в Black Series. Второе издание включало упаковку типа «F2», содержавшую полноценный бокс-арт на лицевой стороне, однако, количество упаковок типа «Е» оказалось столь большим, что в старый вариант поступал в продажу вплоть до 1966-го года. Вплоть до 1969-го года включительно было произведено 115.000 комплектов моделей MS.406 обоих вариантов.
     

    Перепаковкой «фроговского» MS.406 в середине 1960-х гг. занималась только фирма Air Lines, которая являлась филиалом FROG и занималась реализацией британской продукции в США. Для американского рынка была сделана упаковка с новым бокс-артом, но инструкция и декаль остались без изменений.
     

    Производство «коробочной» упаковки было прекращено в связи с экономическим кризисом, очень сильно отразившемся, в том числе, и на индустрии игрушек. В такой ситуации руководство FROG решилось пойти на максимальное удешевление готовых комплектов, в связи с чем многие модели стали продаваться в обычных пластиковых пакетах с «лепестами» типа «J2». Такая же участь постигла и «Моран», которому одновременно присвоили «пакетный» индекс F224F и сокращенное название «Morane Saulnier 406».

    Помимо новой упаковки была введена декаль с двумя вариантами оформления. Первый соответствовал самолёту известного французского аса Пьера Ле Глоана (Pierre Le Gloan) из 5e Esc. GC III/6 по состоянию на апрель 1940-го года. Второй был не менее оригинальным и принадлежал швейцарской лицензионной версии D-3801 с бортовым номером J-49.

    Выпуск данного варианта продолжалось с 1968-го по 1974-й год включительно, после чего модель исчезла из каталогов. В 1973-м году у фирмы FROG были мысли вернуть MS.406 в Blue Series, но по всей видимости, что-то не сложилось.
     

    Как это ни странно, но столь известный истребитель не пользовался большой популярностью у ведущих производителей сборных моделей. В середине 1960-х гг., кроме FROG пресс-форму для «Морана» в масштабе 1:72 изготовила только французская фирма Heller. Впоследствии, эта модель перепаковывалась фирмой Buzko (США), а на постсоветском пространстве она стала известна благодаря фирме Smer из Чехословакии. Кстати, в 2014-м году вышла перепаковка «эллеровских» отливок от компании Mistercraft, а в 2017-м году уже сама Heller перевыпустила свою модель в новой упаковке.

    Лишь в 1990-2000 гг. стали появляться пресс-формы новой разработки. Одной из первых стала японская фирма Hasegawa, представившая свой набор в 1993-м году и впоследствии не раз его переиздававшая. За ней, в 2007-м году, последовала китайская Hobby Boss, выпустившая модель типа «easy kit», и чешская AZ Model c «обоймой» MS.406 в различных вариантах оформления (финский, хорватский, французский). Разумеется, французская фирма Azur также выпустила «Моран» в собственном исполнении.

    Ну а самой плодовитой оказалась фирма RS Models – в её активе порядка 10 вариантов MS.406, включая как обычные «ассортиментные репаки» с новыми коробками и декалями, так и «модернизированные» комплекты, вроде швейцарских Dorflug D-3801 и D-3802\3803.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Morane Saulnier 406" 157P- комплект FROG в упаковке типа E, лицевая сторона, 1964-1966 гг.
    Slider

    Наверх

  • Свертывание выпуска MS.406 было связано как с «усталостью» пресс-формы, так и её продажей в СССР. Экспортный вариант под коробочным названием «Morane Saulnier 406» предусматривал стандартный синий «лепесток» с полным сохранением «фроговского» бокс-арта и схем окраски из набора F224F. В каталоге фирмы Novo Toys Limited модель получила индекс 76009 и вошла в Series 1.

    Пресс-форма была доставлена на московский завод «Огонек», где с 1978-го года был налажен массовый выпуск. Вплоть до начала 1980-го года, основная часть отливок шла на экспорт, однако, после ликвидации Novo Toys Limited, эта модель появилась в широкой продаже на прилавках советских магазинов под наименованием «Самолёт индекс 157». Параллельно продавались остатки экспортных комплектов, которые были переданы советской стороне в 1981-м году.
     

    Дальнейшая судьба пресс-формы весьма неоднозначна. Приблизительно в середине 1980-х гг. она была доставлена на Одесскую фабрику игрушек, где выпуск модели под коробочным названием «Самолёт МС406 \ Моран-Сольнье 406» продолжался приблизительно до 1992 года. На тот момент качество отливок было просто ужасающим – самым страшным был даже не облой, а утяжины и недоливы. В ряде комплектов пострадала даже такая ключевая деталь, как фонарь кабины пилота.

    Под конец существования СССР в продажи появились коробки с новым цветным рисунком, изображавшим самолёт «МС406» с другого ракурса, но уже вскоре их сменил черно-белый вариант. Более интересным было то, что «Моран» нёс опознавательные знаки RAF, а в набор входила декаль на один вариант с британским номером AX674 на фюзеляже и французским №8 на руле направления.
     

    Интересный факт!
    Появление истребителей MS.406 в составе RAF носило случайный характер. В конце июня 1940-го года британское командование запросило у французов авиационной поддержки для действии в Ливии. В качестве помощи 23-го июня из Ливана вылетели три «морана» из состава CG I/7, но уже через сутки Франция подписала акт перемирия с Германией и пилотам было приказано вернуться обратно.
     

    Предвидя, что в скором времени им придётся воевать на стороне немцев, два французских пилота решили остаться — их самолёты получили номера AX674 и AX675, войдя в состав 2-го французского истребительного авиакрыла (No.2 French Fighter Flight) вместе с двумя разведчиками Potez 63.11.
     

    По всей видимости, декаль из позднего одесского комплекта относится к варианту окраски на сентябрь-октябрь 1940 года, только на «бокс-арте» она двухцветная коричнево-зелёная, в то время как реальный прототип нёс трехцветный серо-коричнево-зелёный камуфляж. Кроме того, в составе Arme de l`Air упоминаемый самолёт имел №826.

    После распада СССР участь производственной оснастки для MS.406 могла оказаться не завидной. В 1992-1993 гг. предприятие в Одессе вошло в стадию затяжного кризиса из которого выбраться так и не смогло. Снятые с ТПА пресс-формы отправляли «на хранение» где-то на задворках фабрики, где они и заканчивали свою жизнь. Тем не менее, MS.406 повезло.

    Существует версия, что какое-то время модель отливалась в Брянске, но точных сведений на этот счет нет. Но совершенно точно, под конец 1990-х гг. пресс-форма обрела очередного владельца – на этот раз им стал индивидуальный предприниматель из Ростова. В то же время фирма Maquette (Макет) выпустила модель под коробочным названием «Истребитель М.С.406 \ Morane-Saulnier M.S.406C1» (Cat.No.MQ-7220), которая наконец-то приобрела упаковку мирового уровня, но на качестве литья это никак не отразилось. Поставлял отливки для этого набора, как раз, упомянутый ИП.

    Помимо основного варианта российский производитель занялся выпуском модели под коробочным названием «Истребитель Мерко-Моран \ Morko-Morane Finnish Fighter» (Cat.No.MQ-7238), отличавшуюся измененными половинками фюзеляжа и обтекателями пулеметных барабанов, новым остеклением, а также декалью для финских истребителей с номерами MS-624 и MS-632. Спустя некоторое время Maquette сменил название на Micro Scale Design (MSD), и обе этих модели появились в новых коробках практически под теми же индексами, но с префиксами MSD вместо MQ.
     

    На рубеже 1990-2000 гг. модель также можно было встретить в упаковке от Eastern Express (Восточный экспресс). Обновленный комплект содержал те же «экс-фроговские» литники с деталями, но упаковывался в новую коробку. В набор входила новая декаль, позволявшая оформить MS.406 в варианте ВВС Франции или Финляндии. Коробочное название изменилось на «Истребитель Моран-Солнье MS.406C1 \ Fighter Morane-Saulnier MS.406C1» (EE72232).
     

    По имеющимся у нас данным, производственная оснастка для «Морана» по-прежнему находится в Ростове, но, ввиду износа, не без проведения ремонта использовать ее в производстве уже не имеет смысла.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Marone Saulnier 406" (Cat.No.76009) - экспортный "лепесток" Novo, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Сказать, что модель истребителя MS.406C1 у фирмы FROG получилась посредственной – означает ничего не сказать. Даже с учетом того, что пресс-форма была разработана в начале 1960-х гг., количество откровенной “халтуры” таково, что проще задуматься о приобретении аналогичной модели от другого производителя, благо сейчас на модельном рынке MS.406 не является редкостью. А что не так, возможно спросите вы? Да практически всё!

    — раскрой не везде соответствует чертежам

    — прозрачную деталь фонаря кабины пилота можно сразу выкинуть

    — неверно воспроизведена носовая часть фюзеляжа, искажены продольные сечения

    — отсутствует имитация носового водорадиатора

    — неверно выполнены выхлопные патрубки

    — вместо выдвижного маслорадиатора какая-то «глухая» коробка

    — за исключением кресла полностью отсутствует интерьер кабины пилота

    — руль направления и элероны малы по площади

    — неверно выполнены основные стойки, колеса и щитки шасси

    — вырез под ниши основных стоек шасси выполнены грубо и неточно

    — имитация мотор-пушки по размеру больше напоминает антенну

    — имитация прицела больше напоминает «палку на ножках»

    — обтекатели барабанов для крыльевых пулеметов выполнены неправильно
     

    Но если это не пугает отважного моделиста, то ему понадобится полкило шпатлевки, поскольку в местах стыка фюзеляжа с консолями крыла и горизонтальным оперением образуются огромные щели. Вот как-то так.

    Наверх

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "МС406" - литники с деталями из белого пластика, комплект Одесской фабрики игрушек, конец 1980-х гг.
    Slider


  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — Morane Saulnier MS.406 Réf F157
    Morane Saulnier MS 406, Frog, 1/72, 1964

    Ссылки (инфо):
    Morane Saulnier MS 406
    WWII French Aircraft Photos. Morane Saulnier MS-406

    Литература:
    Kari Stenman, Christian-Jacques Ehrengardt “Morane-Saulnier MS.406 Aces”
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639