North-American B-25C «Mitchell»


  • В 1960-х гг. руководство фирмы FROG придерживалось политики создания пресс-форм для моделей, которые не пересекались бы с аналогичной продукцией от конкурентов, вроде Airfix и Matchbox. Однако, в случае с наиболее популярными самолётами периода 2-й мировой войны британцы пошли на принцип, решив самостоятельно разработать оснастку для «Spitfire», «Tempest», «Mosquito» и целого ряда других машин.

    Не стал исключением и B-25 «Mitchell», реальные прототипы которого успешно воевали в составе RAF, USAAF, ВВС РККА и других стран, продолжив свою карьеру в гражданских вариантах уже после войны.

     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам Sauron и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay .

  • Для замены средних бомбардировщиков В-10 и В-12, в середине 1930-х гг. составлявших основу бомбардировочных групп USAAC, командование армейской авиации дважды объявляло конкурс, но самой удачной стала попытка, предпринятая в 1937 году. Среди представленных проектов особо выделялись два – Martin Model 179 (будущий В-26) и North-American NA-40 (будущий В-25). Фаворитом стала фирма Martin, но и North-American тоже кое-что перепало…
     

    Инженеры фирмы North-American менее чем за два месяца подготовили и представили сразу два проекта, NA-40 и NA-41, все различие которых заключалось в том, что второй из них оснащался шасси с хвостовым колесом и имел несколько измененную центровку. В остальном проекты были практически идентичны. Бомбардировщик NA-40 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с крылом среднего расположения, дюралевой обшивкой и двухкилевым разнесенным оперением. Фюзеляж типа полумонокок получил хорошо остекленную часть, где размещалась кабина бомбардира и носовая пулеметная установка. Далее, немного выше, размещалась кабина для двух пилотов с продольным расположением кресел, закрытая общим фонарем. На «спине» и в хвостовой части фюзеляжа находились стрелковые установки. Шасси самолёта трехопорное: основные стойки вместе с тормозными колесами убирались в ниши мотогондол, носовое колесо складывалось в нишу под кабиной штурмана. На прототипе устанавливалось два радиальных двигателя Pratt & Whitney R-1830-56СЗ-G мощностью по 1115 л.с. каждый, оснащенные трехлопастными винтами изменяемого шага.

    Оборонительное вооружение состояло из двух пулеметов Browning в носовой установке, одного – в верхней башенной турели и еще одного в хвостовой турели (все пулеметы имели калибр 7,62-мм). Также предполагалась установка ещё двух 7,62-мм в крыле. Нормальная бомбовая нагрузка составляла всего 545 кг и полностью размещалась в бомбоотсеке.
     

    Опытный образец NA-40 впервые поднялся в воздух в январе 1939 года, но из-за недостаточной мощности двигателей его максимальная скорость составила только 426 км\ч, что совершенно не устроило заказчика. Самолёт отправили на доработку, в результате которой была произведена замена двигателей на Wright GR-2600-А71 мощностью 1370 л.с. каждый. Обозначение изменили на NA-40B и в марте 1939 года прототип вновь передали на испытания USAAC. На этот раз удалось достичь приемлемой скорости 460 км\ч, однако через две недели самолёт разбился и доверие к нему было серьёзно подорвано. Тем не менее, поскольку прототип бомбардировщика Martin B-26 всё ещё не был готов, было принято решение построить небольшую партию машин. Фирма North-American вновь пересмотрела проект и разработала улучшенный вариант под фирменным обозначением NА-62.

    Новый самолёт с армейским обозначением ХВ-25 был рассчитан на бомбовую нагрузку массой 1050 кг, что повлекло за собой увеличение размеров бомбоотсека и удлинение фюзеляжа. Соответственно, это позволило сделать кабину пилотов более просторной и разместить их плечом к плечу. Фирма дала настолько серьёзные гарантии, что командование USAAC в сентябре 1939 года согласилось оформить контракт на первую партию из 184 серийных бомбардировщиков В-25. Между тем, макет будущего серийного бомбардировщика был утвержден только 4-го ноября 1939 года. В проекте гарантировалась максимальная скорость 483 км\ч, а оборонительное вооружение состояло из четырех 7,62-мм (в носовой части, верхней турели и по бортам) и одного 12,7-мм пулемета (в хвостовой установке).
     

    Первый полёт ХВ-25 состоялся 19-го августа 1940 года, снова опередив В-26. Испытания подтвердили многие расчетные характеристики, а посадочная скорость оказалась даже ниже расчетной, что очень пригодилось во время эксплуатации бомбардировщика с небольших аэродромов в Новой Гвинеи и в Китае. Вместе с тем, «гарантированная скорость» так и не была достигнута, но после замены двигателей на Wright R-2600-9 “Cyclone” 14 мощностью по 1700 л.с. каждый она увеличилась до 518 км\ч, что более чем устроило USAAC. Кроме того, поперечное V сохранили только между фюзеляжем и мотогондолами, в результате чего получилось крыло типа «чайка».
     

    B-25 – первая серийная модификация с двигателями R-2600-9 мощностью 1350 л.с. каждый и бомбовой нагрузкой 1600 кг. Построено 24 самолёта, которые фактически являлись оценочными экземплярами и не предназначались для использования в боевых условиях.

    B-25A – версия В-25 модифицированная для боевого использования. Были установлены протектированные топливные баки, бронирование кабин экипажа и модифицированная хвостовая установка. Было заказано 160 самолётов, но построили только 40. Остальная партия достраивалась как В-25В. Примечательно, что эти бомбардировщики на фронт так и не попали, а в 1942 года их перевели в разряд «устаревших самолётов» и присвоили индекс RB-25A.

    B-25B – модификация на базе В-25 с модернизированными стрелковыми установками. В частности, верхняя турель была оснащена двумя 12,7-мм пулеметами и ещё два пулемета аналогичного калибра устанавливались в носовой части (один подвижный и один фиксированный). Из 120 построенных самолётов 23 было отправлено в Великобританию, где они получили обозначение «Mitchell» Mk.I. Эта модификация также известна тем, что именно 16 В-25В в «палубном» варианте использовались для проведения рейда на Токио в апреле 1942 года под командованием Дуллитла.

    B-25C – модификация на базе В-25В с двигателями R-2600-13, противообледенительным оборудованием и новым блистером кабины штурмана. Всего было построено 1625, часть которых поставили в Великобританию как «Mitchell» Mk.II, а также в Канаду, Китай и СССР.

    B-25D – серия самолётов аналогичных В-25С, производство которых было налажено на заводе в Канзас Сити. Первый бомбардировщик был поставлен 3-го января 1942 года, а всего было собрано 2290 самолётов, включая 4 метеоразведчика.

    F-10 – модификация фоторазведчик на базе B-25D. В общей сложности было перестроено 45 самолётов, с которых снимали все вооружение и бомбардировочное оборудование. Вместо них устанавливали три фотокамеры K17.

    XB-25E – один из серийных В-25С модифицированный для тестов антиобледенительной системы, проводимых в 1942 году.

    XB-25F-A – один из серийных В-25С модифицированный для тестов электрической антиобледенительной системы.

    B-25G – штурмовая модификация с измененной носовой частью в которой устанавливалась одна 75-мм пушка М4 и два 12,7-мм пулемета. Был построен один прототип и 463 серийных самолёта, включая 63 переделанных из серийных В-25С. по одному самолёту для оценочных испытаний было предоставлено Великобритании и СССР.

    B-25H – модификация с измененным расположением верхней башенной установки (сдвинута вперед) и двумя 12,7-мм пулеметами по каждому борту фюзеляжа. Построено 1000 самолётов.

    B-25J – модификация с двигателями Wright R-2600-92 и 12 неподвижными пулеметами в носовой части фюзеляжа. Всего было построено 4318 самолётов из которых 316 было поставлено RAF под обозначением «Mitchell» Mk.III.

    CB-25J – транспортный вариант В-25J.

    VB-25J – небольшое количество B-25J переделанных в VIP-транспорты. Последний из этих самолётов использовался на авиабазе Эглин во Флориде (Eglin Air Force Base) и был списан в мае 1960 года.

    TB-25D – учебный бомбардировщик на базе B-25D первоначально обозначенный как AT-24A. Всего построено 60 самолётов.

    TB-25G – учебный бомбардировщик на базе B-25G первоначально обозначенный как AT-24В.

    TB-25C – учебный бомбардировщик на базе B-25G первоначально обозначенный как AT-24С.

    TB-25J – учебный бомбардировщик на базе B-25J первоначально обозначенный как AT-24D. В послевоенный период было переделано около 600 серийных самолётов.

    TB-25K – учебная модификация с радаром ведения огня Hughes E1. Построено 117 самолётов.

    TB-25L – учебный бомбардировщик для тренировок пилотов переделанных фирмой Hayes Aircraft Corporation, построено 90 самолётов.

    TB-25M – учебная модификация с радаром ведения огня Hughes E5. Построено 40 самолётов.

    TB-25N – учебный бомбардировщик для тренировок пилотов переделанных фирмой Hayes Aircraft Corporation, построено 47 самолётов.

    PBJ-1C – аналог В-25С для US Navy. Часто использовался с радаром для поиска подводных лодок. Получено 50 экземпляров.

    PBJ-1D – аналог B-25D для US Navy и US Marine Corps, но с 12,7-мм пулеметами в хвостовой и бортовых установках. Также использовался для поиска подводных лодок. Получено 152 экземпляра.

    PBJ-1G – аналог B-25G для US Navy и US Marine Corps использовавшийся только для обучения. Получен 1 экземпляр.

    PBJ-1H – аналог B-25Н для US Navy и US Marine Corps. Получено 248 экземпляров.

    PBJ-1J – противолодочный аналог B-25J для US Navy и US Marine Corps с улучшенным внутренним оборудованием и возможностью подвески 5-дюймовых ракет под крылом. Получено 255 экземпляров.
     

    Кроме того, несколько серийных бомбардировщиков были переделаны в самолеты общего назначения и для перевозки персонала, получив обозначения ZB-25C, ZB-25D, ZXB-25E, CB-25J и VB-25J. На фоне общего успеха фирма North-American представила проект высотного бомбардировщика под обозначением NA-63. Самолёт имел фюзеляж круглого сечения с герметической кабиной на пять человек и однокилевым оперением, а вооружение состояло из трех неподвижно закрепленных пулеметов стреляющих вперед и шести оборонительных пулеметов, размещенных в дистанционно управляемых башнях. Бомбовая нагрузка, размещавшаяся только в бомбоотсеке, составила 1817 кг. В феврале 1940 года командование USAAC подписало контракт на сборку трех прототипов с армейским обозначением ХВ-28, но в итоге серийная постройка этого самолёта так и не состоялась.
     

    Кроме Великобритании, Австралии и Франции бомбардировщики В-25 различных модификаций поставлялись во многие другие страны. Правда, за исключением Советского Союза, экспортные поставки носили скорее «штучный» характер, а основными потребителями снимаемых с вооружения USAAF самолётов В-25 стали страны «третьего мира»: Венесуэла, Колумбия, Куба, Китай, Боливия, Бразилия, Голландская Ост-Индия (впоследствии Индонезия), Мексика, Доминикана, Перу, Уругвай, Чили и даже недолго существовавшее африканское квази-государство Биафра. Кроме того, один интернированный самолёт находился на вооружении ВВС Испании.
     

    Отдельно стоит рассказать о В-25 поставленных в рамках ленд-лиза в СССР. Советская делегация проявила интерес к этому самолёту ещё в 1941 году и уже в начале 1942 года удалось договориться о поставках. Всего было получено 862 бомбардировщика модификаций В-25В, В-25С и В-25D, а также один B-25H, о котором говорилось ранее. Советские пилоты отмечали высокую надежность и живучесть американских самолётов, но не обошлось без недостатков. Например, в процессе испытаний одного из B-25D претензии предъявлялись к бомбоприцелу и бомбодержателям, которые не выдерживали подвеску советских бомб.

    После окончания войны в Европе американские бомбардировщики всё ещё продолжали поступать на оснащение частей авиации дальнего действия. Этот процесс продолжался более пяти лет – например, в начале 1950-х гг. эти бомбардировщики поступили в состав 330-го ДБАП в Бобруйске и 132-го БАП на Сахалине. Тем не менее, большинство уцелевших В-25 постепенно переводили на второстепенные роли, заменяя на реактивную технику или тяжелые бомбардировщики Туполева. Эксплуатация В-25 была прекращена в 1954 года после катастрофы экипажа капитана Колпикова, когда во время ночного тренировочного полёта оторвалась консоль.
     

    Интересная деталь – после 2-й мировой войны американцы (а впоследствии и NATO) начали присваивать собственные имена все самолётам, находившимся на вооружении советских ВВС. Не избежал этой участи и В-25, который стали именовать как «Bank».

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    North-American NA-40 - первый прототип в в первоначальной конфигурации с двигателями R-1830-S63C-G и без остекления носовой части фюзеляжа, 1939 г.
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма для модели одного из лучших средних бомбардировщиков 2-й мировой войны была готова в 1964-м году. Первое издание вышло в нестандартной упаковке типа EX с двумя проекциями В-25С на лицевой стороне (вид с левого борта и сверху). В каталоге FROG модель получила индекс F159 и вошла в Orange Series. В продажу модель поступила под коробочным названием «North American B-25 Mitchell II Bomber».

    Стоит отметить, что по версии разработчиков из FROG прообразом для модели послужил B-25C-15. Данная модификация имела фирменное обозначение NA-93 и была выпущена в количестве 150 экземпляров с серийными номерами от 42-32383 до 42-32532.

    Схема окраски и декаль содержали только один вариант для самолёта с номером FV914 из состава No.98 Sqn.RAF, что было вполне логично для тех лет, учитывая страну происхождения пресс-формы. Модель F159 приняла участие в акции Golden Tokens и, вместе с Vickers «Vimy», являлась одной из самых дорогих – при её приобретении покупатель получал 12 «золотых» купонов.
     

    Часть отливок первого издания (общее количество не установлено) в 1964-м году вышла в коробках под логотипом Air Lines, причем первый вариант содержал «фроговский» бокс-арт и декаль для самолёта RAF из комплекта FROG. В дальнейшем упаковка была «американизирована» — для лучшего продвижения на рынке США было принято решение изменить полиграфию, разместив бокс-арт и декаль для самолёта из состава USAAF.
     

    После тотальной ревизии модельного ряда и дизайна упаковок начиная с 1965-го года модель получила коробку типа F1, содержавшей полноценный бокс-арт при сохранении прежней декали. Длину коробочного названия сократии до «North American Mitchell II». В этот период выпуск «фроговского» B-25C производился очень небольшими сериями и до 1972-го года включительно было поставлено всего 12.000 комплектов второго издания.
     

    На 1968-й год у фирмы FROG были большие планы. В частности, предполагалось очередное переиздание B-25C под индексом F231 с ревизией набора деталей и инструкцией на два варианта, но по ряду причин от дальнейших работ в этом направлении отказались.
     

    В 1967-1968 гг. фирма-партнер АМТ из США перепаковала некоторое количество «фроговских» B-25, выпустив их в двух вариантах коробок. Аналогично ситуации с Air Lines один из вариантов содержал бокс-арт с изображением американского B-25, а его альтернативное издание отличалось рисунком самолёта из состава ВВС Китая.
     

    Несколько слов о вариантах оформления. Самый первый вариант от FROG предполагал только одну схему окраски для самолёта с номером FV914 принадлежавшего No.98 Sqn.RAF. Два последних издания отличались наличием двух вариантов:

    No.320 Sqn.RAF, NO-G\FR145, Brussels, late 1944 – в составе этого эскадрона служили голландские пилоты и после завершения 2-й мировой войны уцелевшие самолёты были переданы ВВС Нидерландов. Официальная передача этого самолёта (кстати, он относился к модификации В-25С-10 и имел серийный номер 42-32276) состоялась 22-го июля 1947-го года, а использовался он до 1949-го года.

    No.180 Sqn.RAF, EV-W\FL218, England, 1943 – самолёт разбился 25-го января 1945 года близ Хоукинджа (Hawkinge) в Великобритании.

     

    Выпуск модели F159 продолжался вплоть до ликвидации торговой марки FROG. Следующее, четвертое по счету издание, выпускалось в 1973-1974 гг. в коробках типа G2 с немного измененным бокс-артом и коробочным названием «North-American Mitchell Mk.II (B-25C)». Помимо новой инструкции наконец-таки появилась двухвариантная декаль. Объём выпуска составил 20.000 экземпляров.
     

    Интересный факт!
    В очередной раз фирма FROG не смогла удержать лидерство в отношении новинок на модельном рынке, хотя все предпосылки для этого имелись. Ко времени готовности пресс-формы в широкой продаже была только одна модель от американской фирмы Monogram – это была достаточно примитивная (с современной точки зрения) разработка 1955-го года, выполненная в масштабе примерно 1:70. Но уже в 1965-м году фирма Airfix выпустила набор с номером 485, который по уровню детализации полностью обошел «фроговское» изделие. Кроме того, он изначально содержал три варианта оформления. Модель оказалась настолько удачной, что производится до настоящего времени, выдержав не менее 12 переизданий, не считая перепаковок другими фирмами.

    Пятое издание отличалось только коробочным названием «Mitchell Mk.II (B-25C) Medium bomber» и упаковкой типа «Н». В течении 1974-1977 гг. было выпущено 30.000 экземпляров, после этого производство в Великобритании было прекращено, а пресс-форма продана Советскому Союзу.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "North American B-25 Mitchell II Bomber" F159 - верхняя часть упаковки типа E, акция Golden Tokens, 1964-1965 гг.
    Slider

    Наверх

  • После распределения пресс-форм B-25C был отправлен на Донецкий завод игрушек, где лежал на складе долгие годы. В советский период отливки если и выпускались, то в очень ограниченном количестве, хотя слухи о появлении «донецкого митчелла» периодически «барражировали» в среде моделистов. Неизвестно также, существовали ли упаковки от Novo Toys Limited, но для внутреннего рынка СССР они точно были сделаны. На лицевой стороне, как обычно, размещался утрированный «фроговский» рисунок, заимствованный с коробки типа «Н», так что можно предположить, что эскизы для экспортного варианта всё же существовали. Таким образом, модель В-25С в «нововские» каталоги не попала и шестизначный индекс ей не присваивался.
     

    Интересный факт!
    Полным названием на донецкой коробке для внутреннего рынка было обезличенное «Сборная модель самолёта Ф159», однако на инструкции было отпечатано «Норт-Америкен Б-25 Митчелл». Не исключено, что в 1990-е гг. эти элементы смогли смешиваться в одном комплекте и существует советская инструкция более раннего образца.

    Одной из возможных причин отсутствия в производстве данной модели послужило перенасыщение ДЗИ британскими пресс-формами, для которых банально не хватало производственных мощностей. Как ни странно, но именно это и спасло целый ряд интереснейших образцов – это были DH «Sea Vixen» (F409), Blackburn «Shark» (F179) и, разумеется, NA B-25C «Mitchell» (F159).
    К периоду массового производства, который пришелся на 1993-1994 гг., пресс-формы подошли в очень приличном состоянии. Первые донецкие наборы не имели коробок, но снабжались «фирменной» инструкцией советского образца, предположительно изъятых из старых советских запасов. Приблизительно в 1998-м году появилась стандартизированная коробка нового образца и декаль, содержавшая два варианта оформления, но только для ВВС РККА. Теперь модель позиционировалась как B-25C\D из состава 229-го ГвБАП («Рославльский», бортовые номера «5» и «10»).
     

    Вполне естественно, что внушительная часть отливок от ДЗИ «перекочевала» в коробки других фирм. В Польше их упаковывала фирма Chematic, а в России – фирма Eastern Express (Восточный экспресс). Российское издание с коробочным названием «Средний бомбардировщик В-25С\Д Митчелл \ Bomber North-American B-25C\D Mitchell» (Cat.No.72253) получило новую упаковку и содержало варианты декали для бомбардировщика B-25D-25-NA с серийным номером 287293 и собственным названием «Mitch The Witch» из состава USAAF, а также для B-25D с бортовым номером «25» из состава ВВС РККА.
     

    Кстати, «Mitch The Witch» с эффектным ноуз-артом и серийным номером 44-86747, пережил войну и после «демобилизации» находился на хранении, пока в мае 1959-го года его не продали частному владельцу. Бывший бомбардировщик, получивший гражданскую регистрацию N8163H, был переоборудован в «летающий танкер», полностью лишившись военного снаряжения, но получив взамен топливный резервуар на 2000 галлонов. Этот самолёт прекрасно сохранился до нашего времени и сейчас является музейным экспонатом.
     

    С фирмой Eastern Express сотрудничество завершилось после ликвидации в 2007-м году завода в Донецке, а пресс-формы были выкуплены фирмой ARK Models из Москвы, где производство модели было возобновлено под коробочным названием «Средний бомбардировщик Митчелл \ North-American B-25C Mitchell Bomber» (Cat.No.72001) и продолжается до настоящего времени (2018 г). Оснастка неплохо пережила бурную эксплуатацию предыдущих десятилетий и модель собирается не хуже, чем 40 лет назад.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная модель самолёта Ф159" - упаковка ДЗИ советского типа, выпущенная ограниченным тиражом в 1990-е гг.
    Slider

    Наверх

  • Модель F159 в первоначальном варианте от FROG содержала 80 деталей, которые изготовлялись из черного пластика. Поздние издания лишились подставки из прозрачного пластика, которую удалили в целях экономии. Донецкие отливки были преимущественно серого цвета, но их качество по мере наращивания производства отличалось в худшую сторону от британского оригинала.
     
    По копийности модели можно сказать следующее – в варианте «из коробки» она близка к оригиналу. Геометрические размеры выдержаны более-менее точно, а самым «узким» местом являются мотогондолы, который очень плохо вписываются в чертежи. Модель содержит минимальное количество мелкой детализации, а те детали, которые идут в комплекте (кресла, пулеметы и т.д.), можно сразу выкинуть. Кроме того, было бы здорово как-то более правильно реализовать нижнюю турель, но разработчики FROG почему-то этого не сделали. В общем, при доступности аналогов от Hasegawa, Italeri и Airfix, модель от ARK Models выгодно отличается исключительно ценой.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная модель самолёта Ф159" - отливки производства ДФИ из пластика светло-серого цвета, начало 1990-х гг.
    Slider

    Наверх


  • Ссылки (модель):
    ScaleWiki — B-25 Mitchell
    Catalogue FROG — North American B-25 Mitchell II ref F159
    F159 N.A. Mitchell Mk.II (B-25C) Донецкий завод игрушек, Америка России подарила самолёт.
    Каропка.ру — FROG B-25C — Frog /Novo без границ
    Каропка.ру — North American B-25 Mitchell (Airfix, 1:72, A4005)
    GASOLINE ALLEY ANTIQUES
     

    Ссылки (инфо):
    USAF Serial Number Search Results
    B-25 MITCHELL/44-86747
    North American B-25C/D and B-25J: RAF and RNlNAS
     

    Литература:
    В.Котельников «Норт Америкэн B-25 Митчелл» («Авиация и Космонавтика» 2009-02)
    В.Котельников «Норт Америкэн B-25 Митчелл. В строю советских ВВС» («Мир Авиации» 1993-04)
    Мировая Авиация 101\102
    Ernest R.McDowell «B-25 Mitchell in Action» (Squadron/Signal)
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639
     

    Чертежи B-25C «Mitchell» («Мир Авиации» 1994-02):