Fairey «Barracuda» Mk.II


  • Если спросить человека, хоть немного интересовавшегося авиацией периода 2-й мировой войны, какой самый необычный пикирующий бомбардировщик он знает, то наверняка ответом будет Ju-87. Безусловно, немецкая «штука» имела целый ряд оригинальных технических решений, однако действительно называться необычным может британский самолёт Fairey “Barracuda”. Помимо того, что это был пикирующий бомбардировщик, он вдобавок являлся торпедоносцем и предназначался для базирования на авианосцах.
     

    На модельном рынке “Barracuda” не такой уж частый гость и разработка 1964-го от фирмы FROG была одной из первых. Кстати, при всей простоте модель в масштабе 1:72 получилась очень неплохой и на редкость долгоживущей — после краха Донецкого завода игрушек она продолжает выпускаться московской фирмой ARK Models.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам Sauron и С. Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay .

  • В начале 1930-х гг., когда основная ставка делалась на совершенствование бипланной конструкции самолётов (в частности – торпедоносцев), специалисты фирмы Fairey пришли к выводу, что добиться радикального увеличения ТТД можно только применив монопланную схему и двигатель большой мощности. В 1931 году КБ своими силами начало разработку перспективных двигателей “Felix” мощностью 1000 л.с., V-образного 16-цилиндрового двигателя мощностью 1500 л.с. (Р-16) и Х-образного 24-цилиндрового (Р-24) мощностью 2000 л.с. Самолётный отдел фирмы, под руководством Марселя Лобеля, в это время занимался проектированием самолёта-моноплана. Подоспевшая тут же спецификация Министерства авиации Великобритании G.4\31, впрочем, не предусматривала постройку подобной машины, вот Лобелю и пришлось одновременно проектировать биплан, что съело драгоценное время.
     

    Согласно заказу по следующей спецификации Р.27\32, КБ представило моноплан, ставший впоследствии известный как “Battle”. На его основе (по заказам S.13\33 и S.15\33) фирма представила проекты многоцелевых самолётов. Практически, их можно считать прародителями “Barracuda”, только с низкорасположенным крылом и двигателем Р-16. Машины были весьма перспективны, однако фирме не разрешили выполнить утолщения по задней кромке крыла для проводки управления полностью убираемыми элеронами, несмотря на то, что у КБ имелся задел по проектированию и постройке схожих по конструкции самолётов “Battle”.

    Попытка Fairey приспособить проекты по спецификации на дневной истребитель F.5\34 и дневной бомбардировщик по спецификации Р.4\34 тоже не увенчалась успехом. Дальнейшая разработка дневного бомбардировщика “Battle” привела к созданию проектов с двигателем Р-24, четырьмя крыльевыми пулеметами и без оборонительного вооружения со стороны хвоста. В процессе проектирования от фирмы потребовали проработок под двигатель Rolls-Roys “Vulture” и “Exe Plus”, Napier “Sabre”, Napier E 108 “Dagger” и Bristol “Taurus”. Сам первоначальный проект был возвращен заказчиком из-за большого размаха крыла (53 фута, вместо 50 требуемых). После этого Министерство Авиации потребовало предусмотреть общий фонарь для пилота, штурмана и стрелка-наблюдателя и улучшить подвеску торпеды под фюзеляжем.

    Лобель в тайне надеялся, что фантазии авиационных чиновников закончатся и можно будет создать самолёт, который действительно отвечал бы требованиям времени, но это были ещё цветочки. Считавшуюся лучшей конфигурацию с двигателем Р-16 или Р-24 отвергли в пользу усовершенствованного “Merlin”. Вдобавок МА выдвинуло дополнительное требование посадить стрелка лицом вперед по полету (!), якобы для наилучшего восприятия действительности. КБ ничего не оставалось, как перекомпоновать самолет под высокораспложенное крыло. При этом стойки шасси удлинялись, грозя увеличением общей массы и, как следствие, падением ТТД. Лобель вышел из положения изогнув стойки в виде буквы “Г” (сама стойка с колесом убиралась в крыло, а её остальная часть – в фюзеляж).
     

    Схожие с “Barracuda” проекты низкопланов P.03\35 (двухместный морской истребитель) и S.9\36 (трехместный истребитель-бомбардировщик) с фирменными двигателями Р-16 и Р-24 не нашли поддержки у МА, хотя последний проект показался заказчику более привлекательным. Следующая спецификация S.24/37 предусматривала только установку мотора “Merlin” 30, а общая схема высокоплана была оставлена.
     

    Первый опытный самолет поднялся в воздух 7 декабря 1940 года и представлял собой свободнонесущий цельнометаллический высокоплан с мотором фирмы Rolls-Roys и трёхлопастным винтом De Havilland. На складывающихся крыльях устанавливались закрылки Fairey-Youngman, которые обеспечивали самолету намного лучшие летные характеристики по сравнению с его предшественниками. В фюзеляже под общим фонарем тандемно располагались места для экипажа из трех человек. Главные стойки трехопорного шасси с хвостовым колесом убирались в фюзеляж. Начиная с прототипа наступательное стрелковое вооружение не устанавливалось.

    На испытаниях самолёта в аэродинамической трубе выяснилось, что закрылки имеют одну очень неприятную особенность – при их использовании как воздушных тормозов торпедоносец резко менял своё поведение. Фирме разрешили не убирать закрылки полностью в крыло, а смонтировать их в подвешенном положении под задней кромкой крыла. Тут же выяснилось, что подобный вариант отрицательно влияет на управление рулем высоты, поэтому на втором прототипе (заводской номер Р 1770, регистрационный номер F.4469) стабилизатор подняли под киль и укрепили подкосами. Самолёт впервые поднялся в воздух 29 июня 1941 года. Только теперь поведение “Barracuda” в полёте признали удовлетворительным и торпедоносец был рекомендован в серийное производство, хотя его ТТД порядком устарели.
     

    Первая серийная “Barracuda” Mk.I была оснащена “Merlin” 30 и винтом Rotol. 18 мая 1942 года состоялся её первый полёт, после чего построили опытную серию в 30 машин. Все выпущенные торпедоносцы имели недостаток мощности, в следствии установки слабого мотора, и отличались низкой скоростью набора высоты (особенно с подвешенной торпедой) и отвратительными взлётными характеристиками. Зато в полёте и на посадке “Barracuda” вела себя изумительно. Особенно эффективными при бомбометании с пикирования оказались закрылки Youngman. В это время на первый прототип установили мотор “Merlin” 32 (1640 л.с.), что позволило рассматривать его как прототип “Barracuda” Mk.II. Успех от испытаний опытной серии был вскоре омрачен несколькими катастрофами в 827-й эскадрильи, куда были отправлены эти самолёты – при имитации торпедных атак самолёты падали в воду, причем иногда с переворотом “на спину”. Расследование катастроф с привлечением специалистов из RAE показало, что причиной тому была перебалансировка руля поворота и работа закрылок на выходе из атаки.
     

    Производство торпедоносцев, тем не менее, было продолжено. В 1943-1944 гг. на самолёте проводилась серия экспериментов по установке радиолокаторов ASV, ускорителей RATOG, тормозящего винта и американской системы катапультирования. К тому моменту заказ на “Barracuda” разместили и на предприятиях фирмы Boulton-Paul. Стандартная “Barracuda” Mk.II оснащалась радаром ASV Mk.II (или Mk.IIN), а самолёты модификации “Barracuda” Мk.III получили радар ASV Mk.X, работавший в сантиметровом диапазоне.

    Планируемое широкомасштабное применение британской авиации на Тихом Океане поставило перед торпедоносцем-пикировщиком новые задачи. В первую очередь требовалось увеличить мощность двигателя – “Merlin” практически исчерпал резервы для модернизации и тогда фирма решила установить на самолёт более современный Rolls-Roys “Griffon” VII (1850 л.с.). Под установку этого мотора переделали обычную “Barracuda” Mk.II и 11 ноября 1944 года доработанный самолёт совершил свой первый полёт. Затем на него поставили “Griffon” VIII той же мощности и провели некоторые мелкие доработки создав прототип для серии “Barracuda” Mk.IV. Однако серийно данная модификация не выпускалась, так как на Fairey полным ходом шли работы по многоцелевому самолёту “Spearfish” с мотором Bristol “Centaurus” 58 (2320 л.с.). Машина могла бы заменить не только “Barracuda”, но и американский “Avenger”, поставляемый в Великобританию по ленд-лизу и только недостаточно отлаженная работа двигателя не позволила наладить серийное производство “Spearfish”.
     

    Неудача с новым самолётом заставила КБ Fairey снова обратиться к “Barracuda”. Вслед за прототипом Mk.IV по его образцу переделали ещё шесть машин, обозначив из как “Barracuda” Mk.V. Первая же “настоящая” Mk.V с двигателем “Griffon” 37 (2020 л.с.) взлетела после войны – 22 ноября 1945 года. Самолёт был значительно доработан – конструкцию фюзеляжа усилили, увеличили крыло, киль, емкость баков и боевую нагрузку (до 908 кг). Оборонительный пулемёт сняли вообще, оставив самолёт беззащитным со стороны хвоста. Первоначальный заказ на 140 “Barracuda” Mk.V вскоре сократили до 30, последнюю из которых авиация флота получила в октябре 1947 года.

    Всего заводы Fairey и Boulton-Paul (с 1942 по 1944 год) выпустили 2572 самолётов модификации Mk.I, Mk.II и Mk.III, а также 37 (c 1945 по 1947 год) самолётов модификации Mk.V, семь из которых были переделаны из ранних моделей “Barracuda”.
     

    Имея множество недостатков “Barracuda” тем не менее, внесла заметный вклад в историю боевых действий в Европе и на Тихом Океане. Первой новые торпедоносцы получил 810-й эскадрон, а самым долгоживущим стал 815-й. Оба базировались на авианосце “Illustrious”. До этого их пилоты достаточно долго летали на “Swordfish”, а затем лётчики 815-го эскадрона пересели на “Albacore”. С октября 1943-го года 815-й эскадрон весьма успешно воевал на “Barracuda” и сдал их только в мае 1953 года. Позднее “Illustrious” был направлен в Тихий Океан. Там самолёты из 810-го и 847-го эскадронов поддерживали американские десанты и, совместно с машинами 860-го (голландского) эскадрона участвовали в нанесении ударов по японцам на бывших голландских островах. Впоследствии пикировщики все 860-го эскадрона передали голландцам.
     

    К январю 1944 года были сформированы 12 эскадронов c “Barracuda”, причем как торпедоносцы их применяли крайне редко. Основной работой “Barracuda” было бомбометание с пикирования. Настоящей эпопеей с применением “Barracuda” в качестве пикировщиков стало потопление немецкого линкора “Tirpitz”.

    4 апреля 1944 года торпедоносцы с авианосца “Victorious” первыми атаковали корабль – тогда из 42 самолётов, летящих двумя волнами, британцы потеряли три, добившись четырёх прямых попаданий бомбами калибра 500 кг и десяти попаданий бомбами 250 кг.
    Следующей рейд состоялся 17 июля – 40 пикировщиков и 48 истребителей не обнаружили цели, зато потеряли два бомбардировщика в скалах. 22 августа 31 “Barracuda” и 67 истребителей наконец вышли к линкору, но потеряв в двух безрезультатных атаках 3 самолёта, поспешили ретироваться. 24 и 29 августа состоялись последние налеты пикировщиков на “Tirpitz” – в линкор попала всего одна 250-кг бомба, а британцы лишились 8 из 59 “Barracuda”.
     

    После этого пикировщики больше не привлекались к подобного рода операциям, сосредоточившись на рутинной работе. Последние самолёты модификации Mk.V направили в 705-й, 744-й и 753-й эскадроны, где их использовали как учебные до 1950 года. Последнее упоминание о “Barracuda” относится к 1958 году. Очевидцы утверждали, что французы использовали два таких самолёта в Алжире как транспортно-связные.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Fairey "Barracuda" - первый прототип, 1940 г.
    Slider

    Наверх

  • Впервые фирма FROG выпустила модель бомбардировщика-торпедоносца Fairey «Barracuda» практически сразу после войны – в январе 1946-го года был опубликован список моделей из серии Penguin 9, где «Barracuda» шла под индексом 911.Р9. Речь о какой-либо точности воспроизведения самолёта-прототипа даже не шла, поскольку серия Penguin 9 больше относилась «наборам для детского творчества», включая деревянные и пластиковые детали. При этом стоимость таких комплектов составляла примерно 35-40% от стоимости моделей довоенной серии Penguin 1, изготовлявшихся из целлулоида.
     

    Между тем, в том же 1946-м году фирма FROG вернулась на рынок с новой партией целлулоидных моделей, в число которых была включена «Fairey 100 Barracuda T.B.R.II» (индекс 111Р). Выпускалась она до 1949 года включительно.
     

    Возвращение к данной теме состоялось в 1964 году, когда на рынке появилась пластиковая модель той же модификации под индексом F161. Как раз «Barracuda» Mk.II стала ещё одним «фроговским» долгожителем, оставаясь в каталогах вплоть до 1975 года. За это время сменилось 4 варианта оформления:

    F161 – коробочное название «Fairey Barracuda», выпуск 1964-1969 гг., упаковка типа F1 (Red Series), декаль на один вариант FAA, 125000 экз. Существовал также подтип упаковки, который выпускался в 1964-1965 гг., в течении действия акции Golden Tokens. Изменения заключались в добавлении информации об акции на верхней и нижней частях коробки (в «красном» блоке), а также в инструкции. За приобретение модели «Fairey Barracuda» покупатель получал 6 «золотых» купонов.

    F230 – коробочное название «Fairey Barracuda Mk.II», выпуск 1970-1971 гг., упаковка типа G1 (Red Series), декаль на два варианта FAA, 40000 экз.

    F422 – коробочное название «Fairey Barracuda Mk.II», выпуск 1972-1973 гг., упаковка типа «лепесток» J4 (Blue Series), декаль на два варианта FAA, 45000 экз.

    F161 – коробочное название «Barracuda Mk.II Torpedo-Bomber», выпуск 1974-1975, коробка типа H1 (Red Series), декаль на два варианта FAA, 20000 экз.
     

    Относительно декалей – начиная с 1970 года и вплоть до завершения производства в СССР предлагалось два варианта оформления модели. Первый относился к «Barracuda» лейтенанта П.Пула (Lt.P.Poole) из состава No.812 Sdq., действовавшем на Тихом океане в 1945-м году. На схеме окраске и декали указан серийный номер PM863, но на самом деле правильный номер для этого самолёта был PM963. Второй вариант предполагал оформление самолёта из No.829 Sqd., базировавшемся на авианосце HMS «Victorious» в 1944-м году и принимавшем участие в атаке на линкор «Tirpitz».
     

    В 1960-е гг. перепаковкой «фроговских» отливок для модели «Barracuda» Mk.II занималось несколько фирм. Первой из них была дочерняя фирма Air Lines, которая занималась реализацией британской продукции в США и при оформлении упаковки заимствовала бокс-арт от первого «фроговского» издания 1964-1969 гг. Модель продавалась под сокращенным коробочным названием «Barracuda» (Cat.No.7902).
     

    Нельзя сказать, что стремления продвинуться на американский рынок были совсем безуспешными, но в скором времени деятельность фирмы Air Lines пришлось свернуть в связи с жесткими экспортными ограничениями. Вторая попытка была предпринята в 1967-1969 гг., когда было развернуто сотрудничество с фирмой UPC. Местный производитель перепаковывал «фроговские» модели в собственные коробки и «Barracuda» (Cat.No.5086) на короткий период появилась в продаже на территории США.
     

    Кроме того, в 1968-1969 гг. FROG имела тесные контакты с японской фирмой Hasegawa, благодаря чему был налажен взаимный обмен моделями. На рынок Японии модель британского самолёта попала под коробочным названием «Fairey Barracuda» (Cat.No.JS-043).
     

    Стоит также отметить, что 35 лет «фроговская» модель Fairey «Barracuda» в масштабе 1:72 практически не имела альтернатив, если не считать «смоляную» модель «Fairey Barracuda TR MkV» от британской фирмы Magna Models (Cat.No.2672), выпущенную ограниченным тиражом.
     

    Настоящий прорыв произошел в 1999-м году, причем отличились фирмы из Чехии. Первой в этом ряду была MPM со своей версией «Fairey Barracuda Mk.II» (Cat.No.72078). Спустя 9 лет данная модель была «переформатирована» фирмой Special Hobby, которая выпустила её на рынок сразу в двух модификациях: «Fairey Barracuda Mk.II Home Fleet» (Cat.No.SH72306) и «Fairey Barracuda Mk.III with Radar ASV Mk.X» (Cat.No.SH72060). В дополнение к этому появился очередной «смоляной» набор от фирмы Planet Models – как ни странно, это снова была модификация «Fairey Barracuda TR Mk.5 Torpedo Bomber» (Cat.No.PLT157).

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Fairey Barracuda" F161 - верхняя часть упаковки типа F1, Red Series, выпуск 1964-1969 гг.
    Slider

    Наверх

  • В 1977 году пресс-форма для «Barracuda» прибыла в СССР и в скором времени оказалась на Донецкой фабрике игрушек. Модель поставлялась на экспорт под названием «Fairey Barracuda Mk.II Torpedo-Bomber» и могла иметь два варианта «лепестка»: синий Novo – для капстран, и красный Novoexport для стран соцлагеря. В каталоге Novo Toys Limited модель получила индекс 76022. После ликвидации британской фирмы-посредника в конце 1980-го года значительная часть не реализованной полиграфии была передана СССР.
     

    На внутреннем рынке точную дату появления этой модели определить затруднительно. Не исключено, что это могло произойти в 1980-1981 гг. Донецкая упаковка советского периода представляла собой картонную коробку с утрированным «нововским» рисунком и названием «Сборная модель самолёта Ф161». Впрочем, на первой странице инструкции по сборке было указано название самолёта «Барракуда».
     

    В истории с «экс-фроговскими» пресс-формами имеется один интересный момент. На рубеже 1989-1990 гг. данная модель появилась в продаже в упаковке от производственного объединения «Закарпатприбор», расположенного в Ужгороде. В отличии от донецких комплектов, упакованных в коробки, здесь решили обойтись простым «лепестком» размерами 200х193 мм. В то же время, сохранилась шаблонная инструкция ДЗИ (бумага высокой плотности, 360х190 мм, полиграфия отпечатана черной краской).

    Судя по имеющимся в наличии отливкам из весьма специфического по цвету оранжевого пластика (датированным мартом-апрелем 1990-го года), их качество по сравнению с донецкими образцами ухудшилось. Это даёт определённые основания полагать, что в предпоследний «перестроечный» год пресс-форма находилась в Ужгороде. Начиная с 1991-го года в продаже вновь стали появляться наборы из Донецка, о чём говорили штампы ОТК на упаковках.
     

    После развала СССР модель продолжали выпускать уже без каких-либо коробок – только пакет, литники и инструкция. «Родная» декаль могла присутствовать «опционально», поскольку с 1992 года появились варианты с комплектацией декалями других производителей. Несколько лет спустя появился новый вариант оформления от ДФИ, с которым модель «Barracuda» Mk.II дожила до краха этого предприятия. В 1990-е гг. перепаковкой донецких отливок занималась польские фирмы ZTS Plastik, Chematic\Gomix и Modellhobby, причем последняя из них комплектовала набор черно-белой картинкой-вкладышем и декалью на один вариант FAA.
     

    Начало 2000-х гг. ознаменовалось появлением модели «Торпедоносец Барракуда II \ Torpedoplane Fairey Barracuda II» (Cat.No.EE72254) в упаковке от фирмы Eastern Express (Восточный экспресс).  После закрытия ДФИ пресс-форма стала собственностью московской фирмы ARK Models, которая позаимствовала бокс-арт от Eastern Express, немного изменив коробочное название на «Палубный торпедоносец Барракуда \ Torpedolane Fairey Barracuda Mk.II Torpedo plane» (Cat.No.72010). Что примечательно, декаль всё ещё содержит «нововские» варианты оформления. Выпуск модели на старых «фроговских» пресс-формах периодически продолжается до настоящего времени.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Fairey Barracuda Mk.II Torpedo-Bomber" Cat.No.76022 - "лепесток" комплекта Novoexport, 1979-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Модель Fairey «Barracuda» Mk.II, как впрочем и самолёт, вряд ли кого оставит равнодушным – на высоких «ногах» и с закрылками Янгмена она смотрится очень эффектно. Комплект не представляет трудностей в сборке, причем особой подгонки детали не требуют.
    В комплект входит 58 деталей из цветного пластика и 6 деталей из прозрачного пластика. Несмотря на «древность» пресс-формы геометрические размеры выдержаны достаточно точно, но от многочисленных доработок это не спасает. Для получения более-менее пристойной копии следует:

    — добавить детализацию ниш шасси и кабины лётчиков

    — заменить основные стойки шасси

    — доработать воздухозаборники

    — нарезать новую расшивку

    — добавить БАНО
     

    В общем, при желании модель ex-FROG можно «допилить» до требуемого уровня. К тому же, производители сумели сохранить пресс-форму в хорошем состоянии, так что облой и прочие «прелести» советских отливок хоть и присутствуют, но в минимальном количестве. Впрочем, всё это теория.
     

    На практике у Александра Жуковского (г.Кишенев, Молдова) получилось следующее — на снимках ниже представлена конкурсная модель Fairey «Barracuda» Mk.II №812 Scuadron, HMS Vengeence. 1945. Все доработки производились на основании чертежей и схем взятых из брошюры «Бомбардировщик-торпедоносец Фэйри Барракуда» издательства «Акустик», а так же подборок компоновочных схем, рентгенограмм и фотографий из интернета.

    Фюзеляж был разрезан и сокращен до необходимой длины. Проработан интерьер кабины: доработано рабочее место пилота, штурмана и стрелка-радиста, сделаны кресла, имитированы механизмы управления, приборные доски и системы радиооборудования самолета. Сделана подфюзеляжная ниша крепления подвесного вооружения с имитацией силового набора. Сделано занижение на месте установки выхлопных патрубков. Доработан вход в туннель и рассекатель воздухозаборника радиатора, установлена сетка. Доработаны воздухозаборники карбюратора В задней нижней части части фюзеляжа сделано место для гака в убранном положении.

    На крыле, на передней кромке в районе ниши шасси сделан характерный шишкобразный выступ, полностью изготовлена ниша шасси с имитацией силового набора. В передней кромке правого крыла сделана ниша для посадочной фары с имитацией силового набора и сама фара. Сделаны АНО и строевые огни.

    Собран планер, зашпаклеван, вышкурен, нарезан внутренний расшив. На капотах двигателя имитрованы замки, дренажные трубки, мелкие воздухозаборники, щели и выштамповки. Сделан выпускной савок радиатора. Изготовлены стойки основного шасси с механизмом уборки и створками закрывания. Доработаны колеса основного шасси. Сделаны узлы подвески торпеды и сама торпеда, на верхней стороне плоскостей сделаны системы фиксации крыла в сложенном положении, сделаны новые подкосы стабилизатора и новый гак. Приклеен фонарь котрый по месту вышкурен и заполирован, нанесены самодельные маски.

    Модель была окрашена красками GS. На модель были нанесены самодельные декали, кроме тактического номера и технички. Окончательная сборка включала в себя установка шасси, подвесного вооружения, были изготовлены и установлены гидроцилиндры на закрылки, антенны радиовысотомера, штыревая антенна, посадочные огни и ПВД на нижней стороне плоскостей, на верхней стороне крыльев имитированы дренажные трубки. Сделана растяжка антенны и системы «свой-чужой».
     

    Фотографии конечных этапов работы и доводки прилагаются.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Fairey "Barracuda" Mk.II - доработки фюзеляжа, модель из коллекции Александра Жуковского
    Slider

    Наверх

  • Fairey «Barracuda» Mk.II — автор А.Жуковский\Мистюк

     


  • Ссылки (модель):
    dishmodels.ru — Как из «Лягушки» вырастить «Барракуду»
    Catalogue FROG — Fairey Barracuda Réf F161
    Scalemates — Fairey Barracuda

     

    Ссылки (инфо):
    Great Britain’s Fairey Barracuda torpedo bomber / dive bomber
     

    Литература:
    В.Р.Котельников «Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны 1939-1945». Моделист-Конструктор. 2004
    В.Я.Кравченко «Бомбардировщик — торпедоносец Фэйри «Барракуда»». кооператив Акустик. 1992
    Мировая Авиация 122\123\190
    W.A.Harrison «Fairey Barracuda». Warpaint No.35. 2002. Hall Park Books Ltd. UK.
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639