Blackburn “Skua” — FROG


  • Став первым монопланом британской морской авиации пикирующий бомбардировщик Blackburn “Skua” заслужил много хвалебных отзывов и успешно применялся в боевых условиях в начальном периоде 2-й мировой войны. Однако, из-за недальновидности командования британского флота, дальнейшее развитие британских пикирующих бомбардировщиков было фактически остановлено на несколько лет, а все уцелевшие “Skua” в конце 1941-го года перевели во вторую линию, где они закончили карьеру в качестве буксировщиков мишеней и тренировочных самолётов.
     

    Модель этого примечательного самолёта от фирмы FROG, пресс-форма для которого появилась в 1964-м году, имела несколько другую историю. Не отличаясь высокой степенью копийности “Skua” выпускался в Великобритании вплоть до 1971-го года, пользуясь высокой популярностью. Более того, в виду немногочисленности альтернатив, “фроговская” модель уверенно чувствовала себя на рынке и в 1990-2000 гг., когда пресс-форма обосновалась в Донецке.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, С.Просвирнин, А.Алов и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • История первого и последнего британского палубного пикирующего бомбардировщика-моноплана началась в 1934 году. Как это ни странно, но первоначально Министерство авиации выдало спецификацию 0.27/34 на многоцелевой самолет для воздушных сил Королевского флота (Fleet Air Arm/FAA). Чиновникам очень хотелось получить скоростной и хорошо вооруженный двухместный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси и полностью закрытой кабиной экипажа, способный эффективно выполнять две основные функции – пикирующего бомбардировщика и истребителя сопровождения.
     

    Победителем в конкурсе вышел коллектив инженеров Blackburn во главе с заместителем Главного конструктора Дж.Э.Петти (G.E.Petty). Предложенная ими разработка в наибольшей степени удовлетворила заказчика. В апреле 1935 г. фирма получила контракт за No.400778/35 на постройку двух прототипов. Проектное обозначение Blackburn Type В.24 заменили на Blackburn D.B.1.

    Первый экземпляр новой машины со звездообразным двигателем воздушного охлаждения Bristol “Mercury” IX мощностью 840 л.с. был закончен постройкой в конце 1936 г. После проведения цикла наземных тестов прототип, получивший серийный номер К5178, впервые взлетел 9 февраля 1937 года с аэродрома Броу (Brough) под управлением шеф-пилота фирмы флайт-лейтенанта А.М.Блейка (A.M.Blake). Полет прошел успешно и началось прохождение обширной программы испытаний.

    После окончания программы испытаний в А & АЕЕ самолёт К5178 отправился на авианосец “Pegasus” для отработки взлета/посадки на палубу и некоторых других тестов. После одного из них — а именно, проверки на плавучесть 9 марта 1939 года — в карьере первого прототипа “Skua” была поставлена точка: самолет износился настолько, что его ремонт сочли нецелесообразным и “первенца” списали в утиль…

    экземпляр “Skua” (сер.номер К5179) появился спустя почти год после первого. В свой дебютный полет он отправился 4 мая 1938 года под управлением флайт-лейтенанта Г.Бэйли (Н.Bailey). Самолет имел тот же мотор, отличаясь от первого прототипа некоторыми доработками, самой крупной и заметной из которых было довольно значительное увеличение — на 2 фута и 4 3/4 дюйма (примерно 73 см) — длины носовой части фюзеляжа, предпринятое с целью изменения центровки самолета.
     

    В условиях роста политического напряжения в Европе необходимость в новом истребителе-бомбардировщике для Королевского флота ощущалась настолько остро, что серия в 190 экземпляров будущего “Skua” была заказана Министерством авиации еще до дебютного полета первого прототипа — в июле 1936 г. В контракте No.534298/36 этим самолетам присваивались серийные номера с L2867 по L3056. Главным изменением по сравнению с прототипами стала установка нового двигателя Bristol “Perseus” XII. С новой силовой установкой самолет стал именоваться Blackburn D.B.1A “Skua” Mk.II. Для скорейшего выполнения заказа производство отдельных узлов разместили на разных предприятиях: несущие поверхности делали на заводе Olympia Works Leeds, а фюзеляжи и прочие детали изготавливала фирма General Aircraft Ltd.
     

    Параллельно развивалась история чисто истребительного варианта “Skua”, получившего название “Roc” и фирменное обозначение B.25. В рамках очень спорной концепции «башенного истребителя» (где считалось, что пилот не должен отвлекаться от управления самолётом, а сбивать противников должен отдельный стрелок) на пикирующий бомбардировщик была установлена башня фирмы Boulton-Paul с четырьмя 7,71-мм пулеметами Vickers. Результат оказался вполне ожидаемым — самолёт сильно прибавил в массе, что повлекло за собой снижение маневренных качества и скорости. Но самое главное, истребитель было трудно использовать как наступательное вооружение. Тем не менее, была выпущена небольшая серия “Roc” Mk.I, которые в боевых действиях практически не участвовали.
     

    Серийные “Skua” начали поступать в части FAA в октябре 1938 г., когда 800-я эскадрилья приступила к перевооружению на новый самолет с безнадежно устаревших бипланов Hawker “Osprey”. Честь быть первым строевым “Skua” выпала на долю аппарата с серийным номером L2869. Однако замена авиапарка и освоение незнакомой техники летным составом несколько затянулось и только в январе 1939 г. часть была полностью доукомплектована и переведена на авианосец “Ark Royal”, где экипажи продолжили усиленные тренировки уже в условиях палубного базирования. В декабре 1938 года 6 “Skua” поступили в 803-ю эскадрилью, также на замену “Osprey”. В апреле следующего года эта авиачасть присоединилась к 800-й на борту “Ark Royal”. Еще 6 аппаратов в марте 1939 года получила 801-я эскадрилья на авианосце “Courageous”, но в мае ее переквалифицировали в учебно-тренировочную с присвоением нового номера (769) и изменением места базирования, которым теперь стал один из береговых аэродромов. Первой строевой частью FAA, получившей на вооружение “Roc” в апреле 1939 года стала 803-я эскадрилья. Месяц спустя самолеты начала получать и 800-я. Стандартную численность эскадрилий на лето 1939 года определили в 6 “Skua” и 3 “Roc”. Однако, несмотря на то, что заводы исправно выпускали серийные машины, к началу осени только две боевые эскадрильи имели на вооружении новые аппараты.
     

    В течении осени 1939 – зимы 1940 года эскадрильям “Skua”пришлось действовать по большей части как истребители – перехватчики. В сентябре-октябре 1939 года они несколько раз поднимались на перехват немецких разведывательных самолётов и бомбардировщиков, правда, без особого успеха. Из-за низких скоростных характеристик “Skua” не могли не равных бороться с немецкими истребителями сопровождения – ни скоростной Bf.109E, ни гораздо более медлительный двухмоторный Bf.110C догнать они не могли.

    В апреле 1940 года “Skua” вступили в настоящую схватку с противником. Использовали их по прямому назначению, причем первое время очень успешно. Первой целью пикировщиков стал поврежденный 8 апреля береговыми батареями крейсер “Кенигсберг”, отошедший в гавань порта Берген. Корабль представлял собой очень удачную мишень и действовать предстояло быстро, пока немцы не перевели его на ремонт в Германию. Добившись полной внезапности, “Skua” нанесли три прямых попадания, четвертая бомба легла рядом с бортом, а остальные разорвались на пристани. Спустя непродолжительное время крейсер перевернулся и затонул. Англичане потерь не понесли, лишь два самолёта получили незначительные повреждения.
     

    Этот успех в карьере «Skua» оказался единственным. Следующими целями для пикировщиков должны были стать линейные крейсера “Шарнохорст” и “Адмирал Хиппер”. Атака пикировщиков, проведенная 13-го мая 1940-го года в гавани Тронхейма, была проведена крайне неудачно – из 15 самолётов немецкие истребители и ПВО сбили 10.

    С этого момента “Skua” были освобождены от выполнения бомбардировочных задач и переведены на второстепенные цели. Не лучшая жизнь ожидала и пикировщики, оставшиеся на базах в Великобритании. В то время, как немецкие “штуки” в массовом количестве бомбили отступавшие английские и французские части, оказав существенное влияние на ход боевых действий, “Skua” из 801-й эскадрильи лишь изредка совершали налеты на “ненужные” мосты, вражеские склады и баржи. Английские пилоты подошли к этой работе творчески – например, при атаке у мыса Гри-Не экипажи бомбардировщики “Skua” развлекались тем, что сбрасывали на немцев пустые бутылки.
     

    В конце июня 1940 года у Мерс-эль-Кабира была проведена операция “Катапульта”. Смысл её заключался в уничтожении французских кораблей, которые могли оказаться в руках немцев, если бывшие союзники добровольно не согласятся перейти на сторону англичан или не уйдут в нейтральные порты. На всякий случай палубные торпедоносцы “Swordfish” засеяли минами вероятные пути отхода французской эскадры, что никак не способствовало дружественному отношению к англичанам. В ходе переговоров компромисс так и не был достигнут, и 3 июля 1940 года в 5:55 утра британские корабли открыли огонь. В тот день пикировщики сражались уже с французскими истребителями, потеряв ещё три самолёта…

    В конечном итоге 800-я и 806-я эскадрильи получили истребители “Fulmar”,а 801-я и 803-я переучились на истребители “Sea Hurricane”. Оставшиеся пикирующие бомбардировщики больше никогда не принимали участие в боевых операциях и окончили свою жизнь в качестве учебных самолётов, пока их окончательно не списали в начале 1943 года.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Blackburn "Skua" - первый прототип с номером K5178, 1937 г.
    Slider

    Наверх

  • История модели Blackburn “Skua” от фирмы FROG в 72-м масштабе началась ещё в 1939-м году. Набор деталей из ацетилциллюлозы выглядел достаточно точным для своего времени и продавался вплоть до 1941-го года под индексами 56Р и 57РМ, отличавшихся вариантами оформления. В 1946-1947 гг. вышло «переиздание» в новой коробке под индексом 058Р. Интересная особенность заключалась в том, что фирма FROG решила немного сэкономить и мотокапот к “Skua” был идентичен с аналогичной деталью для моделей “Lysander”, “Blenheim” and “Hampden”.
     

    Второй “подход к снаряду» был предпринят почти на 20 лет позже. В 1964-го году была готова пресс-форма для производства модели под коробочным названием “Blackburn Skua”. В каталоге FROG она получила индекс F162 и входила в Red Series. Модель поставлялась в упаковке типа ЕX (коробка с двумя проекциями на лицевой стороне), но с нестандартными пропорциями графических элементов и черным фоном вместо обычного белого. Декаль предусматривала оформление только на один вариант FAA с номером L2928 из состава No.759 (Training) Sqd.FAA. Также эта модель успела принять участие в акции Golden Tokens – за её приобретение полагалось 6 “золотых” купонов.
     

    С 1965-го по 1971-й год модель производилась в упаковке типа F1, под коробочным названием “Blackburn Skua Dive Bomber” с бокс-артом на лицевой стороне и проекциями на нижней части. В каталоге FROG модель присутствовала в Red Series под тем же индексом. Общий тираж составил 190.000 экземпляров.
     

    Интересный факт!
    Бокс-арт был создан по мотивам первой победы “Skua” во 2-й мировой войне. События разворачивались 28-го сентября 1939-го года между 11:00-11:30, когда с британских кораблей были замечены немецкие летающие лодки Dornier Do-18, совершавшие разведывательный полёт. На перехват разведчиков с борта авианосца HMS “Ark Royal” были подняты “Skua”, быстро догнавшие “немца” с бортовым кодом M7+YK и сбившие его. Победу записал на свой счет экипаж в составе лейтенанта МакИвена (McEwen) и пайлот-офицера Сеймура (Seymour). Летающая лодка совершила посадку на воду, а её экипаж был подобран эсминцем HMS “Somali”. Другие два Do-18 были обстреляны самолётами из состава No.800 и No.803 Sqd.FAA, но сумели вернуться на свою базу.

    Как и многие другие старые модели “Skua” должен был вновь пойти в серию с 1973-го года, получив декаль уже на два варианта и войдя в Blue Series, но в силу различным обстоятельств этого не случилось.
     

    На экспорт в 1964-1965 гг. продукция британского производства поставлялась дочерними фирмами. На американский рынок модель поступила в упаковке от фирмы “Air Lines” под коробочным названием “Skua” и новым бокс-артом. Для продажи во Франции решили использовать немного доработанную упаковку типа EX с коробочным названием “Blackburn Skua Bombardier en Pique” — распространением этой версии занималась фирма “Tri-ang”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Blackburn Skua" F162 - верхняя часть упаковки типа EX, акция Golden Tokens, 1964 г.
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма для Blackburn “Skua” Mk.II (F162) была продана Советскому Союзу в 1975-м году, однако точная дата её доставки пока остаётся не выясненной. На экспорт модель поставлялась под названием “Blackburn Skua Dive Bomber” и номером по каталогу “Novo” – 76026. В комплекте находилась декаль “фроговского” типа и “лепесток”, который в зависимости от страны-импортера был синим (“Novo”) или красным (“Novoexport”). За счет удаления из комплекта подставки количество деталей сократилось с 41 до 39. Кстати, бокс-арт был заимствован не от позднего “фроговского” комплекта, а от “Air Lines”.
     

    На внутреннем рынке модель появилась далеко не сразу. По всей видимости, после изготовления пробных отливок в ЦКТБИ, пресс-форма отправилась на Донецкую фабрику игрушек (впоследствии ставую заводом), где до 1980-го года производились только экспортные поставки. До прекращения сотрудничества с британской стороной было поставлено 70.000 комплектов отливок, но часть из них впоследствии была возвращена в СССР вместе с остатками полиграфии.
     

    В массовых количествах донецкий “Skua” появился после 1992-го года, без коробки и декали. Более-менее адекватная упаковка от ДЗИ появилась спустя несколько лет, когда значительная часть отливок успешно уходила за границу, где проходила “ребрендинг”. В Европе этим занималась фирмы “Chematic” (Польша) и “Revell” (ФРГ), причем немецкий производитель, кроме своей коробки, предложил вариант для самолёта с номером L3011\L6G, входившего в состав No.806 Sqd.FAA.
     

    В начале 2000-х гг. к распространению продукции ДЗИ подключилась российская фирма “Eastern Express” (“Восточный Экспресс”). На постсоветском пространстве модель реализовывалась под коробочным названием “Пикирующий бомбардировщик Скуа \ Naval Dive Bomber Skua” (Cat.No.EE72255)

    После краха ДЗИ пресс-форма была выкуплена фирмой “ARK Models” и перевезена в Москву, где с 2015-го года налажено её перепроизводство. Для упаковки был использован бокс-арт от Eastern Express, но коробочное название изменилось на “Палубный пикирующий бомбардировщик Скуа \ Blackburn Skua Dive Bomber” (72011). Фирма “ARK Models” предлагает два варианта оформления модели, полностью соответствующие таковым от “Eastern Express”:

    “Skua” Mk.I — L2933\K, No.800 Sqd. FAA, HMS “Ark Royal”, ноябрь 1939 г. (принимал участие в поиске “Graf Spee” в Южной Атлантике

    “Skua” Mk.I — L2987\6G, No.800 Sqd.FAA, HMS “Ark Royal”, июнь 1940 г. (разбит 17-го ноября 1940 года после вынужденной посадки на о.Сицилия в ходе Operation White).

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Blackburn Skua Dive Bomber" Cat.No.76026 - экспортный комплект Novo, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Когда-то, в далёком теперь 1993-м году, на прилавках пост-советских магазинов появился первый номер журнала “М-Хобби”. Помимо массы интереснейших статей в рубрике “Вернисаж” было опубликовано фото двух “экс-фроговских” моделей. В подписи к ним было сказано следующее:
    “На этих двух снимках представлены модели Swordfish и Skua, изготовленные нашим корреспондентом Виталием Купцовым. “Прямо из коробки,” – скажите вы? Да, но настоящий любитель FROG стремится воссоздать не облик прототипа, а облик модели FROG, и всегда уверен, что если модель от прототипа отличается, то в лучшую сторону.”

    Да уж, действительно, с обликом прототипа “Skua” у фирмы FROG получилось, мягко говоря, не очень. Даже скажем более точно – по большей части вообще не получилось. О том, что именно нужно переделать в своё время было написано в комментарии к модели на сайте Karopka.ru:

    — перерезать расшивку с внешней на внутреннюю (тем более, что сделана она неправильно)

    — доработать крыло (его хорда намного меньше требуемой)

    — полностью переделать хвостовое оперение

    — сделать интерьер кабины пилота и воздушного стрелка

    — переделать ниши шасси, стойки, створки, колеса (передние и заднее)

    — доработать двигатель и воздушный винт (кок можно оставить)

    — доработать капот (открытые створки сделаны очень упрощенно)

    — доработать подкапотный воздухозаборник

    — сделать БАНО

    — сделать подфюзеляжный бомбодержатель

    — сделать мелочевку, включая посадочный гак
     

    Ну и после всего этого модель предстоит покрасить, благо, есть разнообразие интересных вариантов для “Skua”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Пикирующий бомбардировщик Скуа Naval Dive Bomber Skua" (Cat.No.EE72255) - литники с деталями из комплекта фирмы Eastern Express
    Slider

    Наверх

  • Blackburn “Skua”, L2987/6G, FAA
    Автор модели — А.Пировских
    Донецкая фабрика игрушек

     

    Blackburn “Skua”, L2934/N, FAA
    Автор модели — С.Васюткин
    Донецкая фабрика игрушек

     

    Blackburn “Skua”, L2928, FAA
    Модель из частной коллекции (продана на аукционе eBay в 2019 г.)
    FROG. F162

     

  • Ссылки (модель):
    Britmodeller.com — 1:72 Special Hobby Blackburn Skua
    Duggy’s Reference Hangar — Blackburn Skua and Roc
    NoFineLine — Blackburn Skua ~ Frog Novo 1:72
     

    Ссылки (инфо):
    Skua — First blood
     

    Литература:
    В.Р.Котельников “Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны». Моделист-конструктор. 2004
    А.Подопригора “Африканский «Восход»” (“Авиация и Время” 2000-03)
    David Hobbs “British Aircraft Carriers: Design, Development & Service Histories”. Seaforth Publishing. 2003. ISBN-10:1848321384
    Andrew Thomas “Royal Navy Aces of World War 2”. Osprey Publishing. 2007. ISBN-10:1846031788
    Peter C.Smith “SKUA!: The Royal Navy’s Dive-Bomber”. Pen and Sword. 2007. ISBN-10:1844154556
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639