Blackburn «Skua»


  • Став первым монопланом британской морской авиации пикирующий бомбардировщик Blackburn «Skua» заслужил много хвалебных отзывов и успешно применялся в боевых условиях в начальном периоде 2-й мировой войны. Однако, из-за недальновидности командования британского флота, дальнейшее развитие британских пикирующих бомбардировщиков было фактически остановлено на несколько лет, а все уцелевшие «Skua» в конце 1941-го года перевели во вторую линию, где они закончили карьеру в качестве буксировщиков мишеней и тренировочных самолётов.
     

    Модель этого примечательного самолёта от фирмы FROG, пресс-форма для которого появилась в 1964-м году, имела несколько другую историю. Не отличаясь высокой степенью копийности «Skua» выпускался в Великобритании вплоть до 1971-го года, пользуясь высокой популярностью. Более того, в виду немногочисленности альтернатив, «фроговская» модель уверенно чувствовала себя на рынке и в 1990-2000 гг., когда пресс-форма обосновалась в Донецке.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, С.Просвирнин, А.Алов и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • История первого и последнего британского палубного пикирующего бомбардировщика-моноплана началась в 1934 году. Как это ни странно, но первоначально Министерство авиации выдало спецификацию 0.27/34 на многоцелевой самолет для воздушных сил Королевского флота (Fleet Air Arm/FAA). Чиновникам очень хотелось получить скоростной и хорошо вооруженный двухместный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси и полностью закрытой кабиной экипажа, способный эффективно выполнять две основные функции – пикирующего бомбардировщика и истребителя сопровождения.
     

    Победителем в конкурсе вышел коллектив инженеров Blackburn во главе с заместителем Главного конструктора Дж.Э.Петти (G.E.Petty). Предложенная ими разработка в наибольшей степени удовлетворила заказчика. В апреле 1935 г. фирма получила контракт за No.400778/35 на постройку двух прототипов. Проектное обозначение Blackburn Type В.24 заменили на Blackburn D.B.1.

    Первый экземпляр новой машины со звездообразным двигателем воздушного охлаждения Bristol “Mercury” IX мощностью 840 л.с. был закончен постройкой в конце 1936 г. После проведения цикла наземных тестов прототип, получивший серийный номер К5178, впервые взлетел 9 февраля 1937 года с аэродрома Броу (Brough) под управлением шеф-пилота фирмы флайт-лейтенанта А.М.Блейка (A.M.Blake). Полет прошел успешно и началось прохождение обширной программы испытаний.

    После окончания программы испытаний в А & АЕЕ самолёт К5178 отправился на авианосец “Pegasus” для отработки взлета/посадки на палубу и некоторых других тестов. После одного из них — а именно, проверки на плавучесть 9 марта 1939 года — в карьере первого прототипа “Skua” была поставлена точка: самолет износился настолько, что его ремонт сочли нецелесообразным и “первенца” списали в утиль…

    экземпляр “Skua” (сер.номер К5179) появился спустя почти год после первого. В свой дебютный полет он отправился 4 мая 1938 года под управлением флайт-лейтенанта Г.Бэйли (Н.Bailey). Самолет имел тот же мотор, отличаясь от первого прототипа некоторыми доработками, самой крупной и заметной из которых было довольно значительное увеличение — на 2 фута и 4 3/4 дюйма (примерно 73 см) — длины носовой части фюзеляжа, предпринятое с целью изменения центровки самолета.
     

    В условиях роста политического напряжения в Европе необходимость в новом истребителе-бомбардировщике для Королевского флота ощущалась настолько остро, что серия в 190 экземпляров будущего “Skua” была заказана Министерством авиации еще до дебютного полета первого прототипа — в июле 1936 г. В контракте No.534298/36 этим самолетам присваивались серийные номера с L2867 по L3056. Главным изменением по сравнению с прототипами стала установка нового двигателя Bristol “Perseus” XII. С новой силовой установкой самолет стал именоваться Blackburn D.B.1A “Skua” Mk.II. Для скорейшего выполнения заказа производство отдельных узлов разместили на разных предприятиях: несущие поверхности делали на заводе Olympia Works Leeds, а фюзеляжи и прочие детали изготавливала фирма General Aircraft Ltd.
     

    Параллельно развивалась история чисто истребительного варианта “Skua”, получившего название “Roc” и фирменное обозначение B.25. В рамках очень спорной концепции «башенного истребителя» (где считалось, что пилот не должен отвлекаться от управления самолётом, а сбивать противников должен отдельный стрелок) на пикирующий бомбардировщик была установлена башня фирмы Boulton-Paul с четырьмя 7,71-мм пулеметами Vickers. Результат оказался вполне ожидаемым — самолёт сильно прибавил в массе, что повлекло за собой снижение маневренных качества и скорости. Но самое главное, истребитель было трудно использовать как наступательное вооружение. Тем не менее, была выпущена небольшая серия “Roc” Mk.I, которые в боевых действиях практически не участвовали.
     

    Серийные “Skua” начали поступать в части FAA в октябре 1938 г., когда 800-я эскадрилья приступила к перевооружению на новый самолет с безнадежно устаревших бипланов Hawker “Osprey”. Честь быть первым строевым “Skua” выпала на долю аппарата с серийным номером L2869. Однако замена авиапарка и освоение незнакомой техники летным составом несколько затянулось и только в январе 1939 г. часть была полностью доукомплектована и переведена на авианосец “Ark Royal”, где экипажи продолжили усиленные тренировки уже в условиях палубного базирования. В декабре 1938 года 6 “Skua” поступили в 803-ю эскадрилью, также на замену “Osprey”. В апреле следующего года эта авиачасть присоединилась к 800-й на борту “Ark Royal”. Еще 6 аппаратов в марте 1939 года получила 801-я эскадрилья на авианосце “Courageous”, но в мае ее переквалифицировали в учебно-тренировочную с присвоением нового номера (769) и изменением места базирования, которым теперь стал один из береговых аэродромов. Первой строевой частью FAA, получившей на вооружение “Roc” в апреле 1939 года стала 803-я эскадрилья. Месяц спустя самолеты начала получать и 800-я. Стандартную численность эскадрилий на лето 1939 года определили в 6 “Skua” и 3 “Roc”. Однако, несмотря на то, что заводы исправно выпускали серийные машины, к началу осени только две боевые эскадрильи имели на вооружении новые аппараты.
     

    В течении осени 1939 – зимы 1940 года эскадрильям “Skua”пришлось действовать по большей части как истребители – перехватчики. В сентябре-октябре 1939 года они несколько раз поднимались на перехват немецких разведывательных самолётов и бомбардировщиков, правда, без особого успеха. Из-за низких скоростных характеристик “Skua” не могли не равных бороться с немецкими истребителями сопровождения – ни скоростной Bf.109E, ни гораздо более медлительный двухмоторный Bf.110C догнать они не могли.

    В апреле 1940 года “Skua” вступили в настоящую схватку с противником. Использовали их по прямому назначению, причем первое время очень успешно. Первой целью пикировщиков стал поврежденный 8 апреля береговыми батареями крейсер “Кенигсберг”, отошедший в гавань порта Берген. Корабль представлял собой очень удачную мишень и действовать предстояло быстро, пока немцы не перевели его на ремонт в Германию. Добившись полной внезапности, “Skua” нанесли три прямых попадания, четвертая бомба легла рядом с бортом, а остальные разорвались на пристани. Спустя непродолжительное время крейсер перевернулся и затонул. Англичане потерь не понесли, лишь два самолёта получили незначительные повреждения.
     

    Этот успех в карьере «Skua» оказался единственным. Следующими целями для пикировщиков должны были стать линейные крейсера “Шарнохорст” и “Адмирал Хиппер”. Атака пикировщиков, проведенная 13-го мая 1940-го года в гавани Тронхейма, была проведена крайне неудачно – из 15 самолётов немецкие истребители и ПВО сбили 10.

    С этого момента “Skua” были освобождены от выполнения бомбардировочных задач и переведены на второстепенные цели. Не лучшая жизнь ожидала и пикировщики, оставшиеся на базах в Великобритании. В то время, как немецкие “штуки” в массовом количестве бомбили отступавшие английские и французские части, оказав существенное влияние на ход боевых действий, “Skua” из 801-й эскадрильи лишь изредка совершали налеты на “ненужные” мосты, вражеские склады и баржи. Английские пилоты подошли к этой работе творчески – например, при атаке у мыса Гри-Не экипажи бомбардировщики “Skua” развлекались тем, что сбрасывали на немцев пустые бутылки.
     

    В конце июня 1940 года у Мерс-эль-Кабира была проведена операция “Катапульта”. Смысл её заключался в уничтожении французских кораблей, которые могли оказаться в руках немцев, если бывшие союзники добровольно не согласятся перейти на сторону англичан или не уйдут в нейтральные порты. На всякий случай палубные торпедоносцы “Swordfish” засеяли минами вероятные пути отхода французской эскадры, что никак не способствовало дружественному отношению к англичанам. В ходе переговоров компромисс так и не был достигнут, и 3 июля 1940 года в 5:55 утра британские корабли открыли огонь. В тот день пикировщики сражались уже с французскими истребителями, потеряв ещё три самолёта…

    В конечном итоге 800-я и 806-я эскадрильи получили истребители “Fulmar”,а 801-я и 803-я переучились на истребители “Sea Hurricane”. Оставшиеся пикирующие бомбардировщики больше никогда не принимали участие в боевых операциях и окончили свою жизнь в качестве учебных самолётов, пока их окончательно не списали в начале 1943 года.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Blackburn "Skua" - первый прототип с номером K5178, 1937 г.
    Slider

    Наверх

  • История модели Blackburn «Skua» от фирмы FROG в 72-м масштабе началась ещё в 1939-м году. Набор деталей из ацетилциллюлозы выглядел достаточно точным для своего времени и продавался вплоть до 1941-го года под индексами 56Р и 57РМ, отличавшихся вариантами оформления. В 1946-1947 гг. вышло «переиздание» в новой коробке под индексом 058Р. Интересная особенность заключалась в том, что фирма FROG решила немного сэкономить и мотокапот к «Skua» был идентичен с аналогичной деталью для моделей «Lysander», «Blenheim» and «Hampden».
     

    Второй «подход к снаряду» был предпринят почти на 20 лет позже. В 1964-го году была готова пресс-форма для производства модели под коробочным названием «Blackburn Skua». В каталоге FROG она получила индекс F162 и входила в Red Series. Модель поставлялась в упаковке типа «ЕX» (коробка с двумя проекциями на лицевой стороне), но с нестандартными пропорциями графических элементов и черным фоном вместо обычного белого. Декаль предусматривала оформление только на один вариант FAA с номером L2928 из состава No.759 (Training) Sqd.FAA. Также эта модель успела принять участие в акции Golden Tokens – за её приобретение полагалось 6 «золотых» купонов.
     

    С 1965-го по 1971-й год модель производилась в упаковке типа «F1», под коробочным названием «Blackburn Skua Dive Bomber» с бокс-артом на лицевой стороне и проекциями на нижней части. В каталоге FROG модель присутствовала в Red Series под тем же индексом. Общий тираж составил 190.00 экземпляров.
     

    Интересный факт!
    Бокс-арт был создан по мотивам первой победы «Skua» во 2-й мировой войне. События разворачивались 28-го сентября 1939-го года между 11:00-11:30, когда с британских кораблей были замечены немецкие летающие лодки Dornier Do-18, совершие разведывательный полёт. На перехват разведчиков с борта авианосца HMS «Ark Royal» были подняты «Skua», быстро догнавшие «немца» с бортовым кодом M7+YK и сбившие его. Победу записал на свой счет экипаж в составе лейтенанта МакИвена (McEwen) и пайлот-офицера Сеймура (Seymour). Летающая лодка совершила посадку на воду, а её экипаж был подобран эсминцем HMS «Somali». Другие два Do-18 были обстреляны самолётами из состава No.800 и No.803 Sqd.FAA, но сумели вернуться на свою базу.

    Как и многие другие старые модели «Skua» должен был вновь пойти в серию с 1973-го года, получив декаль уже на два варианта и войдя в Blue Series, но в силу различным обстоятельств этого не случилось.
     

    На экспорт в 1964-1965 гг. продукция британского производства поставлялась дочерними фирмами. На американский рынок модель поступила в упаковке от фирмы Air Lines под коробочным названием «Skua» и новым бокс-артом. Для продажи во Франции решили использовать немного доработанную упаковку типа EX с коробочным названием «Blackburn Skua Bombardier en Pique» — распространением этой версии занималась фирма Tri-ang.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Blackburn Skua" F162 - верхняя часть упаковки типа EX, акция Golden Tokens, 1964 г.
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма для Blackburn «Skua» Mk.II (F162) была продана Советскому Союзу в 1975-м году, однако точная дата её доставки пока остаётся не выясненной. На экспорт модель поставлялась под названием «Blackburn Skua Dive Bomber» и номером по каталогу Novo – 76026. В комплекте находилась декаль «экс-фроговского» типа и «лепесток», который в зависимости от страны-импортера был синим (Novo) или красным (Novoexport). За счет удаления из комплекта подставки количество деталей сократилось с 41 до 39. Кстати, бокс-арт был заимствован не от позднего «фроговского» комплекта, а от Air Lines.
     

    На внутреннем рынке модель появилась далеко не сразу. По всей видимости, после изготовления пробных отливок в ЦКТБИ, пресс-форма отправилась на Донецкий завод игрушек, где до 1980-го года производились только экспортные поставки. До прекращения сотрудничества с британской стороной было поставлено 70.000 комплектов отливок, но часть из них впоследствии была возвращена в СССР вместе с остатками полиграфии.
     

    В массовых количествах донецкий «Skua» появился после 1992-го года, без коробки и декали. Более-менее адекватная упаковка от ДЗИ появилась спустя несколько лет, когда значительная часть отливок успешно уходила за границу, где проходила «ребрендинг». В Европе этим занималась фирмы Chematic и Revell, причем немецкий производитель, кроме своей коробки, предложил вариант для самолёта с номером L3011\L6G, входившего в состав No.806 Sqd.FAA.
     

    В начале 2000-х гг. к распространению продукции ДЗИ подключилась российская фирма Eastern Express (Восточный Экспресс). На постсоветском пространстве модель реализовывалась под коробочным названием «Пикирующий бомбардировщик Скуа \ Naval Dive Bomber Skua» (Cat.No.EE72255)

    После краха ДЗИ пресс-форма была выкуплена фирмой ARK Models и перевезена в Москву, где с 2015-го года налажено её перепроизводство. Для упаковки был использован бокс-арт от Eastern Express, но коробочное название изменилось на «Палубный пикирующий бомбардировщик Скуа \ Blackburn Skua Dive Bomber» (Cat.No.ARK72011). Фирма ARK Models предлагает два варианта оформления модели, полностью соответствующие таковым от Eastern Express:

    «Skua» Mk.I — L2933\K, No.800 Sqd. FAA, HMS «Ark Royal», ноябрь 1939 г. (принимал участие в поиске «Graf Spee» в Южной Атлантике

    «Skua» Mk.I — L2987\6G, No.800 Sqd.FAA, HMS «Ark Royal», июнь 1940 г. (разбит 17-го ноября 1940 года после вынужденной посадки на о.Сицилия в ходе Operation White).

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Blackburn Skua Dive Bomber" Cat.No.76026 - экспортный комплект Novo, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Когда-то, в далёком теперь 1993-м году, на прилавках пост-советских магазинов появился первый номер журнала «М-Хобби». Помимо массы интереснейших статей в рубрике «Вернисаж» было опубликовано фото двух «экс-фроговских» моделей. В подписи к ним было сказано следующее:
    «На этих двух снимках представлены модели Swordfish и Skua, изготовленные нашим корреспондентом Виталием Купцовым. «Прямо из коробки,» – скажите вы? Да, но настоящий любитель FROG стремится воссоздать не облик прототипа, а облик модели FROG, и всегда уверен, что если модель от прототипа отличается, то в лучшую сторону.»

    Да уж, действительно, с обликом прототипа «Skua» у фирмы FROG получилось, мягко говоря, не очень. Даже скажем более точно – по большей части вообще не получилось. О том, что именно нужно переделать в своё время было написано в комментарии к модели на сайте karopka.ru:

    — перерезать расшивку с внешней на внутреннюю (тем более, что сделана она неправильно)

    — доработать крыло (его хорда намного меньше требуемой)

    — полностью переделать хвостовое оперение

    — сделать интерьер кабины пилота и воздушного стрелка

    — переделать ниши шасси, стойки, створки, колеса (передние и заднее)

    — доработать двигатель и воздушный винт (кок можно оставить)

    — доработать капот (открытые створки сделаны очень упрощенно)

    — доработать подкапотный воздухозаборник

    — сделать БАНО

    — сделать подфюзеляжный бомбодержатель

    — сделать мелочевку, включая посадочный гак
     

    Ну и после всего этого модель предстоит покрасить, благо, есть разнообразие интересных вариантов для «Skua».

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Пикирующий бомбардировщик Скуа Naval Dive Bomber Skua" (Cat.No.EE72255) - литники с деталями из комплекта фирмы Eastern Express
    Slider

    Наверх

  • Автор модели — Сергей Васюткин

  • Ссылки (модель):
    Britmodeller.com — 1:72 Special Hobby Blackburn Skua
    Duggy’s Reference Hangar — Blackburn Skua and Roc
    NoFineLine — Blackburn Skua ~ Frog Novo 1:72
     

    Ссылки (инфо):
    Skua — First blood
     

    Литература:
    В.Р.Котельников «Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны». Моделист-конструктор. 2004
    А.Подопригора «Африканский «Восход» («Авиация и Время» 2000-03)
    David Hobbs «British Aircraft Carriers: Design, Development & Service Histories». Seaforth Publishing. 2003. ISBN-10:1848321384
    Andrew Thomas «Royal Navy Aces of World War 2». Osprey Publishing. 2007. ISBN-10:1846031788
    Peter C. Smith «SKUA!: The Royal Navy’s Dive-Bomber». Pen and Sword. 2007. ISBN-10:1844154556
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639