Vickers «Vimy» Mk.IV


  • Многие любители авиации хорошо знают, что в Германии ещё до 2-й мировой войны успешно продвигался проект “Amerika-Bomber” и завершить его выбором бомбардировщика для серийной постройки помешала только “подковёрная борьба” среди руководства Третьего Рейха. Но совсем немногим известно, что почти за 20 лет до это в Великобритании приступили к разработке дальнего бомбардировщика, способного наносить бомбовые удары по Берлину — именно таким самолётом стал Vickers “Vimy”, но появился он слишком поздно, чтобы принять участие в Первой Мировой войне.
     

    Модель этого известного бомбардировщика была разработана фирмой FROG в 1964-м году и более 10 лет успешно продавалась на западном рынке. После банкротства фирмы пресс-формы были проданы Советскому Союзу и попали на Донецкую фабрику игрушек, где модель выпускалась ограниченными сериями. В в настоящее время они находятся в Москве, где компания “ARK Models” с успехом продолжает производство модели.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, А.Алов, М.Груднев, Sauron и C.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Требования к новому самолёту были очень жёсткими: максимальная дальность полёта — 1800 км, высота полёта — 3500 метров и бомбовая нагрузка — 30 бомб массой 250 фунтов (около 2400 кг). В конкурентной борьбе на приз «Berlin-Bomber» сошлись две фирмы – Handley-Page и Vickers. Первая из них проектировала четырехмоторный вариант бомбардировщика 0\400 под обозначением 0\1500, а вторая занималась разработкой с чистого листа. Так уж получилось, что в июле 1917-го года, ещё до завершения проектных работ, было принято решение о начале серийной постройки бомбардировщика Vickers FB-27 “Vimy”. Между тем, первый прототип поднялся в воздух 30-го ноября, а к апрелю 1918-го были готовы ещё три опытных образца, причем все они оснащались разными двигателями: Hispano-Suiza (Mk.I), Sunbeam “Maori” (Mk.II) и FIAT A-12 (Mk.III).

    Испытания “Vimy” проходили не очень удачно – два из них разбились в результате аварий, связанных с дефектами в силовых установках. В итоге на серийных бомбардировщиках была запланирована установка двигателей Rolls-Royce “Eagle” мощностью 360 л.с. Соответственно, название изменилось на “Vimy” Mk.IV.

    Тем временем, созрели планы на 1919-й год и первоначальный заказ из 150 бомбардировщиков довели до 200 штук. Для проведения войсковых испытаний бомбардировщик c заводским номером Р9569 перелетел 11 октября 1918 года на аэродром у города Нанси во Франции. Пока шли приготовления и готовились испытания сложной и громоздкой радионавигационной системы, Первая мировая война закончилась. До конца 1918-го фирма успели собрать 26 “Vimy” Mk.IV, а общий выпуск составил 112 самолётов.

    Таким образом, с боевой карьерой в составе RAF у бомбардировщиков “Vimy” Mk.IV не заладилось. Вплоть до 1925-го года они находились в частях первой линии, после чего их постепенно заменили на Vickers “Virginia”. Последние самолёты этого типа, находившиеся в составе Специальной Резервной эскадрильи бомбардировщиков, были выведены из эксплуатации в 1929-м году. Однако, вплоть до 1938-го года немногие уцелевшие «Vimy» Mk.IV использовали как самолёты-мишени для тренировок ночной ПВО.
     

    Намного больше этот самолёт стал известен как участник сверхдальних перелётов. Всего на счету “Vimy” три значительных достижения, успех которых тогда трудно было переоценить:

    Трансатлантический перелёт – июнь 1919 года, пилоты Элкок и Браун. Самолёт успешно пересёк океан, но был разбит при посадке в Ирландии на заболоченной местности. Сейчас является экспонатом в London Science Museum.

    Перелёт Великобритания-Австралия – австралийский экипаж в составе 4-х человек успешно завершил его к 10 декабря 1919 года.

    Перелёт Великобритания-Южная Африка – в 1920-м году британский экипаж сменил два “Vimy”, прежде чем добраться до Южной Родезии, где второй самолёт был также разбит. Остаток пути до Кейптауна они преодолели на Airco DH.9.

     

    А вот гражданской модификации “Vimy Commercial”, первый прототип которой прошел испытания в 1920-м году, довелось повоевать. Эти самолёты, созданные для коммерческого использования, отличались новым фюзеляжем круглого сечения увеличенной вместимости – внутренний объём был рассчитан на 10 пассажиров или 1135 кг груза или почты. В Европе на них покупателей практически не нашлось — всего лишь по одному экземпляру купили британская авиакомпания Instone Airline и французская Grands Express Aériens, а ещё один самолёт в 1922-м году был продан Советскому Союзу. Небольшой партией в 5 самолётов выпустили санитарную модификацию “Vimy Ambulance”. Зато перерождающийся Китай заказал сразу 100 самолётов.

    По факту, доставили около 40 из 43 собранных машин, а китайцам удалось ввести в строй не более 7 для гражданского использования. Во время Второй Чжили-Фэнтяньской войны (15 сентября – 3 ноября 1924 года) около 20 “Vimy Commercial», находившихся в руках Чжилийской клики, были переделаны в бомбардировщики. В налётах на позиции противника, включая Шанхай, участвовал генерал Жао Були, но 17-го сентября его самолёт был подбит огнём с земли и совершил вынужденную посадку. Война закончилась победой Фэнтяньской клики и почти все захваченные самолёты были включены в состав 1-й группы тяжелых бомбардировщиков.
     

    Последней серийной модификацией стал Vickers “Vernon”, базой для которого послужил “Vimy Commercial”. Первый прототип поднялся в воздух в 1921-м году, а всего было собрано 55 самолётов модификаций Mk.I, Mk.II и Mk.III. В эксплуатации он находились до 1927-го года.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Vickers "Vimy" Mk.IV
    Slider

    Наверх

  • Фирма FROG пройти мимо такого самолёта просто не смогла, хотя бы потому, что до этого никто Vickers FB-27 “Vimy” в 72-м масштабе не делал (примечание редакции — и не сделал до сих пор). Пресс-форма для трансатлантического варианта была готова в 1964-м году, а в каталоге FROG модели был присвоен индекс F163. Как можно догадаться, “Vimy” вошел в знаменитую серию Trail Blazers и был участником акции Golden Tokens (за его покупку полагалось 12 “золотых” купонов). Вплоть до 1965-го года эта модель выпускалась в упаковке типа F1X, а затем, до 1970-го года включительно, отливки паковались в коробки типа F2. Вдобавок к этому, специально для Австралии был сделан юбилейный выпуск 1969-го года в отдельной упаковке и соответствующим вариантом оформления.
     

    После закрытия серии Trail Blazers, модель перенесли в Orange Series, а внутри фирмы FROG созрела мысль вернуть “Vimy” в исходное состояние – то есть сделать из него бомбардировщик. Особо мудрствовать тут не стали, просто доработав фюзеляж и убрав дополнительную стойку шасси. Получившийся в итоге “Vimy” Mk.IV должен был пойти в производство под индексом F254, но в 1970-м году от этого решения отказались и проект на некоторое время приостановили.
     

    Выпуск модели бомбардировщика “Vimy” Mk.IV был вновь налажен только в 1974-м году, когда фирма FROG испытывала серьёзный экономический кризис. Индекс остался прежним (F163), а отливки паковались в коробки типа H1 с новым бокс-артом, который выполнил художник Крис Голдс (Chris Golds). Впрочем, это было не главное.

    Поскольку тема рекордных самолётов в 1970-е гг. уже мало кого интересовала, разработчики из FROG решили выпускать модель именно в военном варианте. Соответственно, был доработан фюзеляж, а в наборе появились пулеметные турели и бомбовая подвеска. Декаль и схема окраски предусматривала два варианта оформления:

    “Vimy” Mk.IV — самолёт выпуска RAE, самолёт для экспериментальных полётов, 1920-1921 гг.

    “Vimy” Mk.IV — самолёт выпуска фирмы Vickers, бомбардировщик принадлежал No.70 Sqd.RAF, Heliopolis, Egypt

    Выпуск под торговой маркой FROG модели “Vimy” Mk.IV был завершен в 1975-м году, по сути, не успев толком начаться. Всего успели произвести 20.000 новых комплектов, после чего пресс-форма покинула Великобританию. А вот экспортные поставки оказались намного более удачными.

     

    В середине 1960-х гг. фирма IMA активно продвигала торговую марку FROG на других рынках. Первая попытка была предпринята в 1962-м году во Франции, где британское предприятие в Кале использовало “фроговские” пресс-формы и поставляло готовые комплекты под торговой маркой “Tri-ang”. Для французского рынка использовалась упаковка типа F1 и инструкция “фроговского” типа с той лишь разницей, что была немного изменена цветовая гамма оформления и появились обязательные надписи на французском языке. Артикульный номер FROG при это сохранялся. К несчастью, в 1966 году предприятие пришлось закрыть из-за финансовых неурядиц (впрочем, суммарные запасы готовых отливок оказались столь велики, что их реализация в коробках FROG продолжалась до начала 1970-х гг.)

     

    Аналогичным образом завершилась попытка экспансии в США. Здесь для реализации “фроговских” моделей была основана дочерняя фирма “Air Lines”, в ассортименте которой также была модель “VICKERS VIMY”, имевшая артикульный номер 12901. Помимо коробки американского образца для неё был создан новый бокс-арт, основой для которого послужил рисунок художника Джо Котулы (Jo Kotula), где самолёт изображался на фоне грозового неба. Следует также отметить, что для “экспортных” моделей отливки не поставлялись из Великобритании, а производились в США на британских пресс-формах. Надо полагать, что оснастка прибыла в США после эксплуатации во Франции, поскольку качество американских отливок последних серий, по западным меркам, было просто ужасным. Последний выпуск был произведен в 1966 году, после чего фирма “Air Lines” прекратила своё существование в связи с неблагополучным экономическим состоянием.

     

    Между тем, после прибытия в Великобританию и обязательного ремонта, пресс-формы вновь пошли в дело — на этот раз новый владелец торговой марки FROG в лице компании “Rovex” развернул широкомасштабное сотрудничество с фирмой “Hasegawa”. В течении 1967-1974 гг. британский производитель поставил в Японию более 1 миллиона отливок, среди которых 45.000 пришлось на долю модели с коробочным названием “VICKERS VIMY British Royal Army Bomber 1917” и артикульным номером JS-033.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Vickers Vimy" F163 - верхняя часть упаковки типа "F1X", 1964-1965 гг.
    Slider

    Наверх

  • Предположительное время прибытия пресс-формы в СССР датируется 1976-м годом. Оснастка была отправлена на Донецкую фабрику игрушек (впоследствии — завод). Экспортный вариант имел только синюю “нововскую” упаковку с немного изменённым бокс-артом от FROG и коробочное название “Vickers Vimy Mk.IV Heavy Bomber”. По каталогу модель проходила под индексом 76071. До ликвидации британской фирмы “Novo Toys Limited” советская сторона поставила около 105.000 комплектов отливок.
     

    В 1977-1980 гг. донецкие модели в основном шли на экспорт, однако часть отливок попала на внутренний рынок СССР в стандартно убогих коробках “а-ля Ново”, причем коробочное название было не обезличенным — модель обозначалась как “Виккерс Вими МК.IV Ф163”. При этом коробки были двух типов, отличавшихся окантовкой (синяя или зелёная).

    Исходя из имеющихся фотографий, можно утверждать, что выпуск “Виккерс Вими МК.IV Ф163” точно производился в 1982-1983 гг. Вероятнее всего в середине 1980-х гг. производство модели было свёрнуто. Точное количество комплектов, предназначавшихся советскому покупателю, сейчас установить невозможно.
     

    Возвращение на модельный рынок состоялось в середине 1990-х гг., когда на ДЗИ возобновили выпуск ряда “непродажных” моделей. В случае с “Vimy” Mk.IV использовали старый задел по упаковкам советского образца, лишь незначительно улучшив цветовую часть. В течении 1993-1994 гг. модели продавались именно в таких коробках, пока в Донецке не пришли к выводу о необходимости смены морально устаревшей полиграфии. Впрочем, даже тогда “Vimy” не особо часто появлялся на прилавках магазинов.

    Ситуация изменилась спустя несколько лет, когда было налажено сотрудничество с российскими фирмами “Maquette” (“Макет”) и “Eastern Express” (“Восточный экспресс”). Первые поставки состоялись в начале 2000-х гг., причем “Maquette” решил не просто заниматься перепаковкой модели, а изменить её, добавив в него отливки фюзеляжа для военно-транспортной модификации — этот комплект поступил в продажу под коробочным названием “VICKERS 66 VIMY Commercial \ Виккерс ВЕРНОН” (орфография и шрифты с оригинальной полиграфии сохранены) и артикульным номером MQ-7222. После реогранизации название этой фирмы сменилось на “MSD”, а модель стала периодически появляться в продаже как “Английский самолёт Виккерс ВЕРНОН \ VICKERS 66 VIMY Commercial” (MSD-7222).

    Впрочем, наибольший размах приняло сотрудничество ДФИ с фирмой “Eastern Express”. В тот же период тысячи донецких отливок поставлялись в Россию, где они продавались под коробочным названием “Тяжелый бомбардировщик Вимми \ Heavy Bomber Vickers Vimy” (EE 72256). В отличии от “ново-фроговского” варианта был изменен один из вариантов оформления — вместо самолёта с номером F8643 был добавлен H5055.

     

    После краха ДЗИ пресс-форма в 2009 г. была выкуплена российской фирмой “ARK Models”, которая производит выпуск модели под коробочным названием “Тяжелый бомбардировщик Вими \ Vickers Vimy Mk.IV Heavy Bomber” (ARK 72034) небольшими партиями. Примечательно, что в инструкции сохранилась орфографическая ошибка (“Вимми”), доставшаяся в наследство от комплекта полиграфии фирмы “Eastern Express”. Как говорилось выше, это единственная в мире модель данного самолета в 72-м масштабе, да и выпускаемый британской фирмой “Alley Cat” смоляной набор в 48-м масштабе при цене в 100$ трудно считать массовым продуктом.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Vickers Vimy Mk.IV Heavy Bomber" Cat.No.76071 - верхняя часть экспортной упаковки Novo, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Хоть пресс-форма и была разработана в 1963-м году, модель получилась на славу! Даже по теперешним меркам степень её копийности достаточно высока, что впрочем не лишает “ново-донецкую” модель целого ряда недостатков и просчетов, допущенных британскими разработчиками при “конверсии” трансатлантического самолёта в бомбардировщик. Хороший обзор по Vickers FB-27 “Vimy” (F163) был в своё время опубликован на сайте scalemodels.ru, так что в рамках данной статьи перечислим основные моменты:

    — неверная имитацию нервюр (кроме того, отсутствуют нервюры в носке крыла)

    — длина гаргота («горба») несколько избыточна

    — задняя стрелковая точка и окно не на своих местах

    — отсутствуют передние окна

    — на модели присутствуют выемки на мотогондолах

    — практически полностью отсутствует мелочевка

     

    Итог

    Модель вполне достойна того, чтобы занять лучшее место на вашей полке не только среди моделей FROG\Novo. Кроме того, ничто не мешает сделать из бомбардировщика обратную конверсию в трансатлантический самолёт.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Vickers Vimy Mk.IV Heavy Bomber" Cat.No.76071 - литники с деталями из экспортного комплекта Novo, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх


  • Vickers FB.27 “Vimy” Mk.IV, H651, RAF
    Автор модели — Михаил Груднев, пользователь сайта karopka.ru


  • Ссылки (модель):
    Scalemodels.ru — Novo/Frog 1/72 Vickers Vimy — Совсем не страшный
    Catalogue FROG — Vickers Vimy Alcock & Brown Réf F163
    Airfix Collecting — A Child’s Garden of Vimys
    NoFineLine — Vickers Vimy Mk.IV – Frog / Novo 1/72
     

    Ссылки (инфо):
    The first aircraft to make a direct non-stop Trans-Atlantic flight in 1919
    ACES FLYING HIGH — Ross & Keith Smith Vickers Vimy & the 1919 England to Australia Air Race
    BAE Systems — The first aircraft to make a direct non-stop Trans-Atlantic flight in 1919
     

    Литература:
    J.M.Bruce “Vickers Vimy”. Albatros Productions Ltd. 1994. ISBN-10:0948414723
    C.F.Andrews, E.B.Morgan “Vickers Aircraft Since 1908”. Putnam. 1988. ISBN: 9780851778150
    В.Драч “Бомбардировщик Виккерс ФБ-27″ (“Моделист-конструктор” 1991-05)
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639