Supermarine S.6B


  • Середина 1960-х гг. была «золотым веком» для FROG. В этот период массово выпускались не только модели знаменитых самолётов (в первую очередь — боевых), но и достаточно редкие на модельном рынке рекордные и экспериментальные машины. В 1964-м году серия Trail Blazers пополнилась одним из самых миниатюрных экземпляров — моделью гоночного гидросамолёта Supermarine S.6B. Она оказалась настолько успешной, что только в Великобритании выпускалась более 10 лет, а после банкротства FROG производство наладили в Советском Союзе на Донецком заводе игрушек.
     

    Несмотря на некоторую примитивность «экс-фроговский» Supermarine S.6B, практически не имеет доступных массовому покупателю альтернатив и выпускается до настоящего времени, но уже российской фирмой ARK Models.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С. Просвирнин, С.Ф.Васюткин, А.Алов, Pit, Дмитрий (Минск) и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • В 1911 году сыном известного французского военного промышленника и авиатором-любителем Жаком Шнейдером, поклонником гидросамолетов, был учрежден переходящий приз для команды, победившей в гонках на скорость. Дополнительным условием, подстегивающим конкуренцию, было то, что команда, ставшая победительницей три раза подряд, оставляла приз себе. Вопрос победы был фактором национального престижа и в борьбу за трофей вступили Англия, Италия, Франция и США. Соревнования проводились в 1913—1914 и 1920—1931 гг., изначально ежегодно, с 1927-го г — раз в 2 года, что было обусловлено увеличивающейся сложностью разработки и производства самолетов. Изначально дистанция составляла 280 км, позднее ее увеличили до 350 км.

    В 1927-м победителем стал англичанин лейтенант Сидни Уэбстер, пилотировавший поплавковый самолет Supermarine S.5 с двигателем Napier «Lion» мощностью 875 л.с. Скорость прохождения треугольной трассы составила 453,26 км/ч. Следующие гонки были назначены на 1929, и конструкторы немедленно приступили к проектированию новой машины, получившей название S.6. Ее сердцем должен был стать обещанный компанией «Rolls-Royce» 1500-сильный мотор, а цельнометаллическая дюралюминиевая конструкция была разработана инженерами Supermarine впервые в истории компании.

    В итоге к 1929 г. был создан феноменальный 36-листровый 1900-сильный двигатель Rolls-Royce «R», работавший на высокоэнергетическом топливе, состоявшем из 11% авиационного бензина, 89% бензола, и пяти кубических сантиметров третраэтилсвинца на галлон. Он отличался огромными расходом топлива и тепловыделением, так что в середине поплавков были размещены баки, а сверху, в их передней части находились радиаторы охлаждения. Система охлаждения масла располагалась также почти по всей длине фюзеляжа — горячая жидкость проходила вдоль фюзеляжных радиаторов к верхней части киля, далее по внутренней стороне обшивки киля через нервюры по желобам шла в оснащенный фильтром несущий топливный бак, откуда, уже охлажденная, вновь попадала в двигатель. Небольшие лопасти, размещенные в маслопроводе охладителя, держали масло в контакте с внешними поверхностями, и этот метод, примененный после многочисленных экспериментов, повысил эффективность системы охлаждения масла на 40%.
     

    В гонке, проводившейся в английском городе Кэлшот Спит, участвовали только команды Великобритании и Италии. Из-за недоведенности новых итальянских самолетов Fiat C.29 и Savoia-Marchetti S.65 на старт вышли только три — пара выбывших в итоге из гонки по техническим причинам Macchi М.67 и участвовавший в предыдущих соревнованиях М.52R. Победу праздновал Генри Уэгхорн на S.6, пролетевший дистанцию со скоростью 528 км/ч.

    Для гонок 1931 года увеличением рабочей частоты двигателя, передаточного числа нагнетателя и размеров воздухозаборника эффективная мощность двигателя «R» была увеличена до колоссальной величины 2350 л.с.! В качестве топлива использовалась смесь из 30% бензола, 60% метанола, 10% ацетона, и 4.2 кубиков тетраэтилсвинца на галлон. Радиаторы теперь занимали практически всю поверхность поплавков, а большинство топлива было сосредоточено только в одном из них для компенсации невероятного крутящего момента двигателя. Получившийся самолет был назван S.6B.

    Итальянцы имели все шансы на победу, но перед началом соревнований сломался двигатель их главной надежды — Macchi M.72. Франция и Италия за 10 дней до гонок обратились с просьбой отложить их до следующего года. Однако англичане не согласились: ведь перенос для них был крайне невыгоден — серьезных конкурентов не предвиделось. В это время в английских ВМС зрело недовольство командованием и правительством, и завоевание кубка Шнейдера стало расцениваться как фактор, способствующий поднятию воинского духа.

    13 сентября 1931-го в Ли-Оксленте состоялись последние и самые неинтересные гонки в истории данных соревнований. Английским летчикам уже незачем было рисковать. Все равно кубок достался бы только им. Джон Бутмэн — пилот Супермарина S.6B спокойно прошел всю дистанцию в 350 км со средней скоростью 547,32 км/ч и принес победу Великобритании.

    Но, как ни крути, показанная скорость была слишком мала чтобы ею гордиться. И тогда на S.6B флайт-лейтенант Стэйнфорд в тот же день установил новый мировой рекорд на базе 3 км — 610,01 км/ч. Но и это был не предел. Буквально за две недели на S.6B установили форсированный двигатель повышенной мощности с новым винтом, и 29 сентября на базе 3 км тот же пилот достиг скорости 657,76 км/ч. Вот это уже стало важнейшим достижением английских конструкторов, тем более, что абсолютный рекорд скорости, установленный Орлебаром на S.6 в 1929-м, перекрыт сразу на 80 км/ч!
     

    Кубок Шнейдера навечно остался у Англии. Она расформировала эскадрилью больших скоростей и свернула все работы над гоночными гидросамолетами. Исторический победитель гонок S.6B (бортовой номер S1595) был подарен лондонскому музею науки, где экспонируется рядом со своим потомком — истребителем Supermarine Spitfire 1940 года выпуска.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Supermarin S.6B (S1595)
    Slider

    Наверх

  • В индустрии пластиковых моделей-копий этому эффектному гоночному самолёту повезло чуть больше, чем остальным, хотя бы потому, что именно он стал первым в серии Trail Blazers от фирмы FROG. Пресс-форма для «Supermarine S.6B» (индекс по каталогу F164) была готова в 1964 году, а первая серия комплектовалась нестандартной упаковкой типа F1X без схем окраски на нижней части. Кстати, неофициально именно S.6B считается первой моделью FROG получившей новый F-префикс. Часть комплектов была перепакована фирмой Air Lines.
     

    Справедливость была восстановлена в 1965-м году, когда на рынке появилась стандартизированная коробка. В тот же период модель участвовала в акции Golden Tokens – за приобретение F164 покупатель получал 5 «золотых» купонов. В таком виде выпуск был завершен в 1969-м году, когда собрали 150.000 комплектов S.6B.
     

    В период с 1969-го по 1972-й год модель продавалась в «лепестках» типа J2, находясь в каталоге в Black Series. Общий выпуск за эти годы составил 100.000 комплектов.
     

    Последний выпуск состоялся в 1974-м году. Отливки в количестве 20.000 штук паковались в коробки типа Н1. В каталоге того же года модель находилась в Blue Series.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Supermarine S.6B" - упаковка типа F1X, серия Trail Blazers, акция Golden Tokens, 1964-1965 гг.
    Slider

    Наверх

  • В 1975-м году пресс-форма для S.6B была продана Советскому Союзу и переехала на Донецкий завод игрушек. Производство на экспорт было развернуто предположительно в 1977-м году, причем поставлялась модель только в «лепестках» синего (Novo, для Великобритании) или красного цвета (Novoexport, для стран соцлагеря). Индекс по каталогу Novo – 76005. Названием модели позиционировалось как «Supermarine S 6B».

    Очень необычная история произошла с упаковками для первых экспортных моделей. Продавая в 1975-1976 гг. «фроговские» пресс-формы, в качестве оплаты за которые предполагалось получать готовые отливки из Советского Союза, компания Rovex заранее озаботилась наличием полиграфии. Изобретать велосипед тут не стали, решив использовать уже имеющийся задел – в качестве выбора фигурировали коробки типа H1 и H2, разница между которыми заключалась в следующем:

    H1 – это была коробка образца 1974-го года, состоявшая из двух отдельных частей – верхней и нижней. На обоих половинках размещались рекламные мини-арты, а на боковых сторонах верхней части размещались рисунки подставки Skybase (спереди) и описание модели на 8 языках (сзади).

    H2 – после введения режима экономии с 1976-го года коробки стали изготовлять из цельного листа картона, а подставка Skybase была удалена из комплекта. Соответственно, это отразилось на графическом оформлении, которое стало более скромным (с нижней части мини-арты также были убраны). Такая коробка открывалась наподобие шкатулки.

    Для тестовой коробки выбрали некий промежуточный вариант – фактически, это была коробка типа H1, но с рядом нюансов. Конечно же, ни о какой подставке Skybase не могло идти и речи (хотя изначально она входила в «фроговский» комплект), поскольку советская сторона решила вообще удалить все подставки из наборов, поэтому место «подставочных» рисунков осталось пустым. На нижней части коробки (в англоязычном варианте она именуется как «base») была сохранена схема окраски, а вот с одной из боковин удалили мини-арт для «неполиткорректного» Messerschmitt Bf.109F, присутствовавшего на оригинальной «фроговской» коробке, также оставив пустое белое поле. Ещё одним интересным моментом было наличие «фроговского» индекса F405, который к тому времени уже был присвоен модели «Twin Mustang».

    В 1977-м году фирма Rovex изготовила три партии тестовых коробок по 2000 штук в каждой для моделей Supermarine S.6B, Lavochkin La-7 и De Havilland D.H.60. Не исключено, что они могли вполне попасть в продажу, но тут подоспело создание фирмы-посредника Novo Toys Limited, которая выбрала свой дизайн упаковок, и все тестовые коробки остались лежать на складе.

    Судьба полиграфии от Rovex решилась в конце 1980-го года, когда эта компания подверглась процедуре банкротства. Все нереализованные в Великобритании остатки были переданы советской стороне и, по неподтвержденным данным, частично распределились между Москвой и Донецком. Впоследствии основная часть тестовых коробок «разошлась по рукам» и даже в наше время не составляет труда найти «солянку сборную S.6B», состоящую из коробки Rovex в очень приличном состоянии, старой инструкции от ДЗИ и пластика с декалью от московского Eastern Express.
     

    На внутренний рынок СССР донецкие комплекты поставлялись в унифицированных картонных коробках с очень утрированным «нововским» рисунком. В зависимости от года выпуска полиграфия отличалась цветовой гаммой, включая экономичную «сеточку» в окантовке вместо сплошного цвета. Ранние версии коробок на лицевой стороне содержали название «Гидросамолёт С.6Б Ф164», но приблизительно с 1984-1985 гг. оно изменилось на обезличенное «Сборная модель самолёта Ф164».
     

    Претерпела метаморфозы и инструкция. В «нововском» варианте на второй странице, под последним пунктом сборки с номером «7», был сделан вырез под логотип фирмы. В связи с тем, что верстальщики на ДЗИ не совсем полностью копировали общую схему, от этого элемента решили отказаться, оставив поле пустым — по крайней мере, в инструкциях к комплектам выпуска 1980-го года было именно так. Но прошло совсем немного времени и образовавшийся «вакуум» решили заполнить весьма оригинальным по нынешним меркам способом, который тогда был широко распространен в СССР.

    Суть заключалась в следующем — как «фроговские», так и «нововские» оригинальные комплекты содержали хоть и маленькую, но всё же декаль. Изготовление этого важного для рядового моделиста элемента подразумевало определённые трудозатраты, поэтому возиться с декалями особо не хотелось. Чтобы максимально сэкономить, в 1983-1985 гг. целая партия «экс-фроговских» моделей получила «весёлые картинки», а проще говоря — элементы опознавательных знаков печатались обычной полиграфической краской на отдельных листочках бумаги или прямо в инструкциях. В отношении «Сборной модели самолёта Ф164» такая вот «декаль» перекочевала в тот самый пустующий угол.

    Возможно, так могло продолжаться бесконечно долго, но гром грянул, откуда не ждали. В последние годы «застоя» (1984-1985 гг.), когда «холодная война» и гонка вооружений вошли в пиковую стадию, в Советском Союзе была инициирована активность по ужесточению борьбы с «любыми проявлениями натовской агрессии». Под раздачу попали и модели, причем в такой степени, что на некоторое время пришлось свернуть производство «Фантомов» и «Ягуаров». Но ещё раньше на ДЗИ решили отказаться сначала от британских опознавательных знаков на схеме нанесения декалей, а потом и вовсе убрали «три проекции», которые были заменены данными о товаре. Впрочем, когда пришла «перестройка», возвращаться к первоначальному варианту не стали, зато в комплектах появились хоть и крайне низкого качества, но всё же долгожданные, декали.
     

    На просторах Советского Союза эта модель не была особой редкостью, а в некоторых случаях на прилавках появлялись экспортные комплекты с «лепестками» Novo и Novoexport. Вплоть до 1991-го года стоимость донецкого комплекта составляла всего 50 копеек, но несколькими годами ранее стало ухудшаться качество полиграфии, а ближе к развалу страны практически исчезли коробки.
     

    В 1990-е гг. донецкий завод производил эту модель в достаточно крупных количествах, первое время продолжая использовать коробки советского образца, пока не появились упаковки нового типа с бокс-артами художника Мильяченко. Разумеется, часть отливок S.6B отправлялась на экспорт, однако перепаковкой не самой распространенной модели занималась только польская фирма Chematic (коробочной название «Supermarine S 6B»).
     

    Ближе к началу 2000-х гг. началась активная фаза сотрудничества с российской фирмой Eastern Express (Восточный Экспресс), которая также занималась в основном «репаками». На постсоветский рынок модель поступила в упаковке под коробочным названием «Гоночный гидросамолёт S-6B \ Hydroplane Supermarine S-6B»  (Cat.No.72257). В комплект входила схема сборки с «нововскими» шагами, расположение которых на листе было немного изменено, но никакой исторической справки, в отличии от обновленного донецкого варианта, не прилагалось. К преимуществам можно было отнести только декаль, содержавшую намного большее количество элементов, чем оригиналы от FROG\Novo.
     

    Везение этой модели заключалось в том, что после банкротства предприятия в Донецке пресс-форма была выкуплена российской фирмой ARK Models, и это позволило наладить перевыпуск модели под новым коробочным названием «Английский гоночный самолёт Супермарин S.6B \ Supermarine S.6B British racing seaplane» (Cat.No.72003). Тут, в очередной раз, также решили отказаться от «изобретения велосипедов», позаимствовав у Eastern Express бокс-арт и декаль.
     

    На сегодняшний день альтернатив у «экс-фроговского» S.6B немного. В 72-м масштабе имеется достаточно свежая модель от чешской фирмы Pavla Models, изготовляемая по технологии ЛНД. Также можно поискать модель от фирмы AIrfix, но необходимо учитывать, что пресс-форма для неё была разработана в 1956-м году и с тех пор по меньшей мере 8 раз сменила упаковку, но не исполнение.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Supermarine S 6B" - тестовая упаковка от фирмы Rovex была именно такой. В качестве образца была взята коробка от FROG типа H1 с которой были удалены все "опознавательные знаки" предыдущего производителя. Партия из 2000 штук была изготовлена фирмой Rovex в 1976-1977 гг., но в продажу они так и не поступили - образованная к тому времени фирма Novo Toys Limited выбрала другой дизайн...
    Slider

    Наверх

  • Как модель, S.6B получился у фирмы FROG весьма противоречивым. Если не обращать внимания на некоторые отклонения в геометрических размерах, то основные усилия придётся сосредоточить на мелких деталях. Само-собой, надо будет воссоздать интерьер пилотской кабины, где кроме убогого кресла и фигурки пилота совсем ничего нет. Отдельно стоит повозиться с поплавками и стойками для них, поскольку в инструкции не совсем точно указаны посадочные места. Кроме того, на реальном S.6B продольные балки между поплавками отсутствовали.
     

    Окраска самолёта S.6B была своеобразной. Кок воздушного винта, консоли крыла, а также верхняя часть фюзеляжа и поплавков имели цвет полированного алюминия. Наружная сторона лопастей винта тоже имела аналогичный цвет, в то время как внутренняя красилась черной краской.

    Относительно того, какой именно «британский синий» использовался для окраски киля, форкиля, нижней части фюзеляжа от уровня обтекателей блока цилиндров и нижней части поплавков сейчас единого мнения нет. Современные схемы окраски, прилагаемые к моделям, однозначного ответа на это не дают. Например, в инструкции к модели фирмы Testors (1\48) цвет обозначается как Dark Blue, но это определение слишком расплывчато. Чуть более точное описание есть в издании «Supermarine S.6B (S1595) Walk Around», где цвет определяется как Royal Blue, но и он может быть слишком тёмным для данного самолёта. У фирмы ARK Model всё несколько проще – это Sea Blue (FS 35050). Вместе с тем, на одной из фотографий сохранившегося до наших дней S.6B (S1595) заметно, что под слоем синей краски имеется ранний слой более светлого оттенка. Так что этот вопрос в какой-то мере остаётся открытым.

    Руль направления получил с обеих сторон три равные по ширине полосы красного, белого и синего цветов. Регистрационные коды, которые наносились поверх «триколора», были черного цвета, но с небольшим белым кантом. Гоночный номер «1» на борту фюзеляжа был белым с черным кантом. Кроме того, на поплавки наносились по две белые продольные полосы в районе стоек. Кабина пилота не окрашивалась и сохраняла цвет натурального дюралюминия.
     

    Декаль для «фроговской» и донецкой модели, включая перепаковку от Chematic, предусматривала только один вариант оформления – это был самолёт флайт-лейтенанта Дж.Бутмана (John B. Boothman) с регистрационным кодом S1595 и гоночным номером «1», который в сентябре 1931-го года выиграл Кубок Шнейдера. Изменила традиции только фирма Восточный Экспресс, дав декаль на рекордный самолет Стэйнфорда с регистрационным кодом S1596 и гоночным номером «7».
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Гидросамолёт С 6Б" - цветовая гамма отливок, пластик серого цвета, 1992 г.
    Slider


  • Наверх

  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — Supermarine S.6B — Frog /Novo без границ
    Britmodeller.com — Supermarine S6B — Frog 1/72
    UAMF — Airfix Supermarine S6b
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    В.Бакурский «Летающие «торпеды» («Крылья Родины» 1992-09)
    C.F.Andrews, W.G.Cox «Supermarine S4-S6B» Airplane Aircraft Specs Profile Publications #39. 1965
    C.F.Andrews, E.B.Morgan «Supermarine Aircraft Since 1914». Naval Institute Press. 1989. ISBN:9780870216145
    R.Pegram «Schneider Trophy Seaplanes and Flying Boats: Victors, Vanquished and Visions». Fonthill Media. 2012. ISBN-10:1781551790
    Richard Lines, Lief Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639