Bristol 138A


  • Ещё одним абсолютным раритетом в модельном ряду фирмы FROG стал неизвестный при советской власти экспериментальный высотный самолёт Bristol 138A, разработанный специально для установления высотного рекорда. Данная модель ещё при существовании британской фирмы стала своего рода раритетом — в Великобритании эта Bristol 138A производился только в 1965-1969 гг. После продажи пресс-формы Советскому Союзу выпуск продолжался в 1977-1985 гг., после чего он был прекращен по не выясненной причине.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам А.Алов, С. Просвирнин, Sauron, Pit и Кристобаль_Хунта, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Самолёт создавался по отдельной спецификации Министерства авиации Великобритании под индексом F.2/34 на базе более раннего проекта Bristol 138 и был готов в 1934 году. Примечательно, что в британской системе спецификаций буква «F» в индексе обычно использовалась для истребителей.
     

    После длительной подготовки первый рекорд был установлен 28-го октября 1936 года пилотом Ф.Свэйном, который в ходе многочасового полёта достиг высоты 15223 метра. Повторное “взятие новых высот” состоялось 30-го июня 1938 года, когда под управлением лейтенанта М.Дж.Эдема самолёт смог подняться до 16440 метров. К сожалению, до наших дней единственный Bristol 138A не сохранился, поскольку в годы 2-й мировой войны он был разобран в училище авиатехников.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Bristol 138A (K4879)
    Slider

    Наверх

  • Фирма FROG была единственной, кто не остался равнодушным к этому уникальному самолёту. Пресс-форма для модель с коробочным названием “Bristol 138/A” была готова в 1965 году, а сама модель попала в серию Trail Blazers (индекс F165) и вплоть до 1966 года участвовала в акции Golden Tokens – за приобретение Bristol 138A давали сразу 9 “золотых” купонов, в то время как за другие модели только 5. Комплект включал декаль и схему окраски на один вариант оформления (K4879, 1936 г.).
     

    На протяжении всего выпуска, завершившегося в 1969 году, использовалась только одна упаковка типа F1 (Green Series в более поздних каталогах FROG). Начиная с 1966 года упоминание на лицевой стороне коробки заклеивали стикером “Golden token scheme now discontinued”. В общей сложности было выпущено 70.000 комплектов. Планы на возобновление выпуска в 1973-м году не были осуществлены.
     

    В рамках экспортных поставок британские отливки упаковывались в коробки дочерних фирм. Например, на рынке США короткое время пребывала дочерняя фирма “Air Lines”, которая разработала упаковку с новым бокс-артом (Cat.No.9802), продавая модель под коробочным названием “Bristol” в 1964-1965 гг.
     

    Во Франции в тот же период “фроговская” продукция продавалась под торговой маркой “Tri-ang”. Здесь модель также упаковывалась в коробку собственной разработки, но коробочное название было было полным (“Bristol 138 A”, Cat.No.165P).
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Bristol 138/A" F165 - упаковка FROG типа F1, акция Golden Tokens, 1965 г.
    Slider

    Наверх

  • В 1977 году пресс-форма для Bristol 138A была продана Советскому Союзу и оказалась на московском заводе “Огонёк”. В каталоге “Novo Toys Ltd”. эта модель шла под номером 76054 и коробочным названием “Bristol 138A — Research Plane”. Отливки советского производства упаковывались в стандартные коробки синего цвета, отпечатанные в Великобритании. Для экспортного варианта использовали бокс-арт, ранее созданный для упаковки “Air Lines”, но в немного доработанном виде.

    За годы сотрудничества с “Novo Toys Ltd” в Великобританию было поставлено около 100.000 отливок. После ликвидации этой фирмы Советский Союз получил оставшуюся часть полиграфии, но её было крайне мало, так как почти весь тираж успешно разошёлся за рубежом. Тем не менее, с 1981-го года небольшие партии в экспортных упаковках всё же мелькали на прилавках советских магазинов.
     

    На внутреннем рынке Bristol 138A продавался с 1978 года (то есть в одно время с экспортными поставками) в убогой картонной коробке с имитацией “нововского” рисунка и упрощенной инструкцией. Зато качество отливок было очень хорошим, несмотря на солидный возраст пресс-формы. Так продолжалось несколько лет, но приблизительно в 1986-м году выпуск модели был внезапно прекращен. Совсем и навсегда…

    Сколько именно было выпущено моделей Bristol 138A на “фроговских” пресс-формах сейчас вряд ли удастся восстановить. Тем не менее, если принять во внимание заказы на изготовление полиграфии советского образца, то по количеству тиражей (хотя он не всегда соответствовал количеству отливок) можно сделать осторожный вывод о том, что только для внутреннего рынка планировалось поставить не менее 160.000 комплектов.
     

    О том, что именно произошло на “Огоньке” в середине 1980-х гг., достоверных сведений нет. По одной из версий пресс-формы были потеряны, но когда именно и при каких условиях, остаётся полной загадкой. Можно предположить, что формообразующие были повреждены, а поскольку на тот момент фирмы “Novo Toys Ltd”. уже не существовало, то ремонтировать их не стали. По другой версии пресс-формы были демонтированы для отправки на другое предприятие, но до него они так и не добрались. Также нельзя исключать вероятности возврата оснастки в Великобританию, где тоже не смогли наладить выпуск Bristol 138A. В любом случае, вот уже более 30 лет эта модель никем не производится.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Bristol 138A - Research Plane" Cat.No.76054 - верхняя часть экспортной упаковки Novo, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Модель рекордного самолёта Bristol 138A, несмотря на “древнее” происхождение, получилась на редкость удачной – по геометрическим размерам никаких доработок не требуется вообще! Правда, есть мелкие неточности в абрисе кабины пилота и слишком упрощенной имитации двигателя. Ну и, как обычно, из интерьера кабины пилота имеется только кресло.
     

    Ещё один интересный нюанс связан с шасси. В своей начальной конфигурации, ещё до рекордных полётов, самолёт Bristol 138A оснащался каплевидными обтекателями на колесах – это хорошо видно на фотографиях 1936 года.
     

    Модель Bristol 138A (F165) имеет несколько грубоватый внешний раскрой, который дотошный моделист как правило удаляет и нарезает новый внутренний. В нашем случае ничего нарезать не надо. Дело в том, что раскрой, как таковой, имелся только в местах стыка консолей крыла с центропланом и в месте соединения металлических передних панелей с остальной деревянной частью фюзеляжа. Кстати, на модели фюзеляжный стык почему-то не воспроизвели. Реальный самолёт имел идеально гладкую обшивку из тонких листов высококачественной фанеры, соединения между которыми были в буквальном смысле «зализаны» и затем тщательно окрашены. Соответственно, выступающих частей был только необходимый минимум, что только упрощает работу моделиста.
     

    В общем-то, на этом месте можно приступать к окраске, но если вы желаете сделать из модели “суперконфетку”, то в обязательном порядке (кроме интерьера кабины и двигателя с системой выхлопа) необходимо воспроизвести пилота в высотном скафандре. Можно и без него, но именно этот «высотный костюм» спас жизнь лейтенанту М.Дж.Эдему – во время установления рекорда 30-го июня 1937 года кабина разгерметизировалась на большой высоте и только наличие скафандра позволило избежать катастрофы.
     

    В годы установления рекордов Bristol 138A был почти полностью окрашен алюминиевой краской. Исключение составили:

    — секция в передней части фюзеляжа до уровня передней стойки шасси (не окрашивалась, вид полированного металла типа дюраль);

    — капот двигателя (не окрашивался, вид полированного металла типа дюраль);

    — верхняя часть фюзеляжа до уровня гаргота (овальный наплыв черного матового цвета с синеватым оттенком);

    — верхняя часть крыла с каплевидным наплывом на фюзеляже (черный матовый цвет с синеватым оттенком);

    — воздушный винт (светло-серого цвета).
     

    Британские опознавательные знаки (трехцветные кокарды с равной шириной кругов) наносились на среднюю часть фюзеляжа с обеих сторон, а также на верхнюю и нижнюю часть крыла. Соответственно, в 72-м масштабе диаметр фюзеляжных кокард составит 25 мм, а крыльевых – 15,4 мм.
    Серийные номера черного цвета наносились на фюзеляж, крыло и руль направления с обеих сторон по направлению от фюзеляжа к крылу. В 72-м масштабе высота крыльевых номером составит 8 мм, на фюзеляже и оперении – по 3 мм.
     

    Что можно ещё добавить? С чертежами на Bristol 138A не густо. В своё время добротные проекции публиковались в журнале «Аэроплан» №8 (1994-04), но без сечений и подробностей интерьера. Зато в интернете есть целая серия фотографий, выполненных в ходе обоих рекордных полетов.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Самолёт индекс 165" - отливки деталей из серого пластика, комплект завода "Огонек", 1985-1986 гг.
    Slider

    Наверх

  • Bristol 138A — автор Владимир (Redvostok)

     


  • Ссылки (модель):
    FROG Model Aircraft — The Frog Trail blazers (part one)
    The Airfix Tribute Forum — Frog/Novo 1/72 Bristol 138 A (F165/76054)
     

    Ссылки (инфо):
    nhungdoicanh.blogspot.com.by — Bristol 138
     

    Литература:
    М.Волощук “Бристоль138А: самолёт и модель” (“Аэроплан” 1994-04)
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639