Ryan NYP «Spirit of Saint Louis»


  • В 1980-е годы в Советском Союзе внезапно приобрела популярность весьма необычная модель в масштабе 1:72, которая выпускалась московским заводом «Кругозор» и обозначалась как «Сборная модель самолёта Индекс 166». Необычным в ней было отсутствие лобового остекления, которое в какой-то мере компенсировали большие окна в бортах и с верхней части фюзеляжа.
     

    Мало кто из советских покупателей догадывался, что данная модель является копией известнейшего на Западе самолёта Ryan NYP «Spirit of St. Louis», на котором в мае 1927-го года Чарльз Линдберг впервые в истории мировой авиации совершил одиночный трансатлантический перелёт. Производственную оснастку для него фирма FROG разработала в 1964-м году и в течении семи следующих лет выпускала модель совсем не мелкими партиями.

    К сожалению, в «лихие 90-е» практически все «экс-фроговские» пресс-формы, принадлежавшие заводу «Кругозор», были выведены из эксплуатации и впоследствии утилизированы. Вероятнее всего, такая же участь постигла и «Индекс 166″…
     

    При подготовке статьи использованы материалы, котореы предоставили нам С.Васюткин, А.Алов, С.Просвирнин, В.Троицкий, Дмитрий (Минск) и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • В 1919 году двое английских летчиков, вылетев с острова Ньюфаундленд у северо-восточных берегов Северной Америки пересекли Атлантику и приземлились вблизи находящегося недалеко от западного побережья Великобритании поселка Клифден. Впечатленный этим достижением американский бизнесмен Раймонд Ортейг объявил, что выплатит приз в 25000 долларов первому пилоту, которому в течение 5 лет удастся совершить беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Париж или обратно. Это были немалые деньги и несколько пилотов рискнули принять этот вызов, но все попытки закончились трагически, смельчаки погибали или получали ранения.

    Когда истек назначенный срок, Ортейг продлил его и в 1927-м счастья решил попытать 25-летний американский пилот Чарльз Линдберг. Он понимал, что для успешного полета требуется специально подготовленный самолет и смог убедить девять предпринимателей из Сент-Луиса выдать ему кругленькую сумму в 10.000 USD на его постройку. По его заказу фирма Ryan Air Lines из Сан-Диего, взяв почтовый самолет Ryan M-2 собственной разработки за прототип, выпустила его специальную версию.
     

    В разработке проекта участвовал сам Линдберг, а получившийся одномоторный высокоплан назвали «NYP», что означало New-York-Paris, а в честь спонсоров – «Spirit of St. Louis» («Дух Сент-Луиса»). Самолет получил регистрационный номер N-X-211. Для улучшения центровки было решено перенести топливный бак вперед, на место пилота, лишавшегося, таким образом, переднего обзора. Смотреть вперед позволяли только два боковых окна без остекления и перископ, позволяющий смотреть вперед вдоль левого борта. В борьбе за облегчение конструкции кабина потеряла место штурмана с секстантом, топливомером и радиостанцией. Из навигационного оборудования присутствовал электромагнитный компас (крыльчатка его генератора была установлена сверху хвостовой части фюзеляжа). Крыло двухлонжеронное, цельнодеревянное, нервюры армированы металлом. Передняя часть крыла обшита фанерой, а остальная, включая элероны, – полотном. Два профилированных подкоса крепились к лонжеронам. В средней части крыла между лонжеронами размещались три топливных бака на 700 литров топлива.
     

    10 мая 1927 года Линдберг принял самолет у фирмы Ryan в Сан-Диего и, боясь что его опередят, отказался от предварительных испытаний, сразу перелетев на нем через весь континент в Нью-Йорк. Свой исторический перелет Чарльз Линдберг начал 20 мая 1927 года в 7 часов 52 минуты местного времени, взлетев с заполненного бурлящей толпой аэродрома “Рузвельт Филд” (Roosevelt Field).

    Нагруженный топливом «по горлышко» самолёт с трудом оторвался от земли и стал постепенно набирать высоту. Некоторое время Ryan NYP сопровождал самолёт с фотографами, но вскоре Линдберг остался один, начав свой длинный путь к Европе. Около четырех часов пополудни самолёт миновал мыс Брейтон, а еще тремя часами позднее была преодолена последняя точка американского континента. К моменту, когда над Атлантикой Ryan NYP поглотил густой туман, он шёл на высоте всего 3000 метров.

    Самолёт Линдберга заметили в 11:30 21-го мая в 200 милях от Британских островов, а около 13:30 сам пилот заметил рыбацкую шхуну и, приглушив двигатель, справился о направлении полёта. Затем, пролетев над Ирландией и Великобританией, Ryan NYP приземлился на аэропорту Ле Бурже (Aeroport Le Bourget) под Парижем в 22:24. Полное расстояние между точками взлёта и посадки составило 5800 километров, которые Линдберг преодолел за 33 часа 30 минут. Стать на твердую поверхность он смог только через полчаса после прилета — толпа несла его на руках под несмолкавшие аплодисменты! Впереди у Линдберга были правительственные награды, всемирная известность, долгая служба в авиации и личная трагедия.
     

    В отличии от других «рекордсменов» самолёт Ryan NYP не остался без дела. В 1928-м году, на этой же машине Ч.Линдберг совершил агитационный тур по странам Латинской Америки. Последний полёт Ryan NYP состоялся 30-го апреля, после чего он некоторое время стоял на хранении, а затем был передан National Air and Space museum в качестве экспоната.
     

    Мало известен факт, что спустя всего 45 дней после рекордного перелёта фирма Ryan построила ещё один экземпляр самолёта, названного NYP-2. Эта машина предназначалась для японской газеты Mainichi Shinbun и в 1927-1928 гг. успешно выполняла дальние рейсы, пока не была разбита в аварии.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Ryan NYP "Spirit of St-Louis" (N-X-211) понимается в воздух с аэродрома Rockwell Field, Сан-Диего, Калифорния, 10 мая 1927 г. (National Air and Space Museum Archives)
    Slider

    Наверх

  • Фроговская серия рекордных самолетов Trial Blazers не могла обойти стороной это легендарное событие и в 1964 году была готова пресс-форма для модели с коробочным названием «SPIRIT OF St.-LOUIS». В каталоге FROG модель получила индекс F166. Разумеется, декаль предусматривала только один вариант для трансатлантического перелёта под гражданской регистрацией N-X-211.

    Несмотря на скромные размеры и простоту исполнения в акции Golden Tokens (1964-1965 гг.) за приобретение этой модели полагалось 6 «золотых» купонов. Более того, количество выпущенных «акционных» коробок оказалось столь велико, что ещё в течении нескольких лет они поступали в продажу, но уже со стикерами, закрывавшими упоминания о «золотых» купонах и имевшими надпись «Gold Token scheme now discounted».
     

    Вплоть до завершения выпуска в 1972-м году фирма FROG произвела 115.000 комплектов, часть которых была продана в упаковках от Air Lines на территории США. Непосредственно «фроговская» коробка типа F1 (Red Series) немного видоизменилась только один раз в 1968-м году, в рамках общей ревизии упаковок. Кроме того, в 1967 году, под логотипом AMT\FROG, был выпущен специальный набор (Cat.No.3901-8A), включавший модели Ryan NYP, Bleriot XI и Fokker F.VII/3m.
     

    На 1973-й год были планы продолжения производства, однако они не состоялись в виду кризисного положения фирмы FROG. К этому времени у родительской компании Rovex уже созрел план продажи «фроговской» производственной оснастки для покрытия долгов и покупатель на неё нашелся очень быстро — это была советская фирма Novoexport.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "SPIRIT OF St.-LOUIS" F166 - упаковка типа F1 со стикером, предупреждающим о завершении акции Golden Tokens, 1966 гг.
    Slider

    Наверх

  • После прибытия в Советский Союз пресс-форма для Ryan NYP (кстати, вместе с пресс-формой для Westland «Lynx») попала в Институт игрушки, который располагался тогда в Загорске – как пробные, так и первые экспортные отливки из пластмассы серого цвета были сделаны именно там. С 1980-го года производственная оснастка находилась на заводе Кругозор в Москве.

    В каталоге Novo Toys Limited модель получила индекс 76051 и до 1980-го года входила в Series 3. Интересно, что экспортное коробочное название, в отличии от изданий FROG, было более полным — «Ryan Spirit of St.Louis».
     

    Интересный факт!
    По воспоминанию очевидца, в 1980-м году, когда институт переезжал в Москву, в пустующем здании было оставлено несколько десятков вполне кондиционных комплектов отливок Ryan NYP. Откуда происходила такая безответственность по отношению к моделям, изготовляемым из дорогого британского пластика, понять не трудно – в те годы в Советском Союзе, за исключением определённого круга лиц, мало кто имел понятие о ценности производимой на импортных пресс-формах продукции.

    Массовый выпуск масштабной копии «Spirit of St.Louis» для внутреннего рынка СССР наладили примерно в 1981-1982 гг. Именно с этого времени пластик, из которого изготовлялась модель, был только белого цвета. Для советского комплекта была разработана «фирменная» коробка с названием «Сборная модель самолёта Индекс 166». В стандартном варианте на её лицевой части присутствовали две проекции самолёта желтого цвета (вид сбоку и сверху, как на «фроговских» коробках типа Е), а на задней обычно печатали название и артикульные атрибуты. Окантовка была только зелёной, но различных оттенков. Стоит также отметить, что часть коробок имела несколько измененную полиграфию – на задней части, по центру белого поля, размещалась рамка с тремя полями, где в верхнем было написано «Экспорт». Куда и в какой период поставлялись модель в таких «экспортных» коробках ещё предстоит разобраться.
     

    Производство «Сборной модели самолёта Индекс 166» продолжалось до начала 1990-х гг., причем на завершающей стадии отливки упаковывались в коробки нового типа, на которых уже было указано более правильное название «Спирит от Сент-Луис (Индекс 166)». После прекращения производства моделей «экс-фроговская» пресс-форма вроде как отправилась на склад, но в настоящее время её местонахождение неизвестно.
     

    Тот, кто думает, что у «фроговского» изделия альтернативы нет, глубоко заблуждается. Как это ни странно, но фирма FROG была не первой, кто пытался воспроизвести пластиковую копию этого легендарного самолёта. Ещё в конце 1950-х гг. американская фирма Hawk выпустила первую в мире пластиковую модель Ryan NYP (Nr.608), которой, как впоследствии выяснилось, была уготована очень долгая жизнь.

    За следующие несколько лет модель сменила ещё две упаковки с бокс-артами от Билла Кэмпбелла (Bill Campbell, Nr.608-50) и Тома Моргана (Tom Morgan, Nr.608-60, 1965 г.), а в начале 1970-х гг. она появилась под логотипом Testors\Hawk. В 1977-м году появилось юбилейное издание, посвященное 50-летию перелёта через Атлантику, после которого модель надолго пропала из продажи.

    Дальнейшие переиздания состоялись в 1994-м и 2009-м гг. в серии Classics, уже на реставрированной пресс-форме, так что в продаже найти этот раритет ещё можно. Стоит ли приобретать эту модель – вопрос открытый. В интернет-барахолках типа E-bay цена за комплекты различных годов выпуска колеблется от 9 до 30 USD, не считая стоимости пересылки, которая будет составлять ещё порядка 20-30 USD. Также принимаем во внимание, что по всем параметрам Testors\Hawk совсем не лучше FROG. Впрочем, если вы всё же решились добавить в свою коллекцию модель Ryan NYP от американского производителя, вам должна быть интересна эта статья по ссылке ниже.
     

    Своё слово сказала и чешская фирма RS-Models, которая представила свою модель Ryan NYP в 2006 году. По сравнению с Testors\Hawk и FROG уровень исполнения повысился (модель более детально проработана и даже оснащена фотоэтчетом), но в целом качественного скачка не получилось. Дополнительный интерес представляет декаль, благодаря которой модель можно оформить аж в 4-х вариантах:

    1. Ryan NYP. Атлантический перелёт Ч.Линдберга 20-21 мая 1927 г.

    2. Ryan NYP. Тур по Латинской Америке Ч.Линдберга (Latin American Goodwill Tour), 1928 г.

    3. Ryan NYP-2. Газета Mainichi Shinbun, 1927 г.

    4. Ryan NYP-2. Газета Mainichi Shinbun, 1928 г.
     

    Ещё можно добавить, что в 2005-м году фирма Revell выпустила модель Ryan NYP в 48-м масштабе. Как это ни странно, но при высочайшем уровне детализации столь скромной модели, разработчики зачем-то добавили стёкла в бортовых окнах, которых на Ryan NYP никогда не было. Та же ошибка имеется у моделей от FROG и RS-Models.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Ryan Spirit of St.Louis" Cat.No.76051 - экспортная упаковка Novo, верхняя часть, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Модель Ryan NYP от фирмы FROG состояла из 38 деталей, размещенных на трех литниках. Советский вариант отличался только отсутствием двух деталей для подставки. Несмотря на преклонный возраст модель неплохо укладывается в чертежи и не требует радикальных доработок. Исключение составят разве что двигатель, элероны и законцовки крыла, а также вырезы под детали «остекления» в бортах фюзеляжа и в центроплане. Стоит обратить внимание, что на «фроговской» модели отсутствовала разметка для двери пилотской кабины в правом борту.

    Отдельно о мелких деталях. Трансатлантический Ryan NYP был максимально облегчён и потому внутренний интерьер получился небогатым. Необходимо будет воспроизвести только кресло пилота (деталь из набора лучше не использовать), силовой набор, рычаги и педали управления, а также приборную доску с минимумом приборов.

    Окраска модели полностью в серебристый цвет не должна вызвать особых затруднений. Черный цвет имели пневматики колёс, головки цилиндров двигателя и надписи на фюзеляже, включая регистрационный код.
     

    Интересный нюанс был с связан с носовой частью капота, которая на реальном Ryan NYP имела фактуру типа «рыбья чешуя». Такой эффект возникал после обработки стальной поверхности полировочным дисками и воспроизвести его в 72-м масштабе весьма непросто.

    Чтобы не оставлять модель без такой «изюминки» разработчики из FROG решили поступить просто – носовая часть от мотора до передней кромки крыла была выполнена шероховатой, что примерно соответствовало той самой «чешуе». В таком виде отливки выпускались во всех «фроговских» изданиях. Первые годы выпуска (с 1978-го примерно до 1981-1982 гг.) этот «спецэффект» также сохранялся и на отливках от «Кругозора», но по мере износа производственной оснастки он всё больше утрировался и в конечном итоге вся поверхность фюзеляжа стала полностью гладкой – вероятнее всего форму отшлифовали в ходе «ремонта». Соответственно, именно по этому признаку (а также по количеству облоя на других деталях) можно без особых проблем определить период выпуска московских отливок Ryna NYP.
     

    P.S.

    В 1957-м году кинокомпания Warner Browsers выпустила замечательный фильм «The Spirit of St. Louis», специально для которого был построен самолёт-реплика. На церемонии «Оскар» 1958-го года он была представлен в номинации «Лучшие спецэффекты», но проиграл не менее хорошей киноленте о подводниках «The Enemy Below».

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Проекции самолёта Ryan NYP "Spirit St.Louis" из журнала "Аэроплан" 1994-01
    Slider

    Наверх

  • Ryan NYP «Spirit of Sent-Louis» — автор В.Троицкий

     


  • Ссылки (модель):
    Internetmodeler — RS Models 1/72 Ryan NYP & NYP-2
    Catalogue FROG — Ryan NYP Spirit of Saint Louis Ref F166
     

    Ссылки (инфо):
    NYP-3 Spirit of St. Louis (flying replica)
    The Ryan NYP
    The Log of the Spirit of St. Louis—Charles A. Lindbergh, Pilot
    Ryan NYP ‘Spirit of St. Louis’ by Rogério ‘Rato’ Marczak
     

    Литература:
    М.Волощук, С.Сергеев «Дух Сент-Луиса». Самолёт и модель» («Аэроплан» 1994-01)
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639
     

    Видео:
    First Solo Transatlantic Flight: Charles Lindbergh, Spirit of St. Louis 1927 Fox Kinograms Newsreel
    The Spirit of St. Louis (1957) – Takeoff From Roosevelt Field