Westland PV.6


  • В 1964 году фирма FROG выпустила серию моделей под общим названием Trail Blazers, в которую вошли гоночные и рекордные самолёты британского производства. В числе таких “счастливчиков” оказался Westland “Wallace”, на котором 3-го апреля 1933-го года лейтенант Макинтайр совершил первый в истории облёт горы Эверест, впервые выполнив снимки высочайшей вершины мира с высоты.
     

    Модель этого самолёта от фирмы FROG под индексом F167 выпускалась в Великобритании до 1972-го года включительно, а спустя три года пресс-форма была продана Советскому Союзу и оказалась на заводе “Кругозор”.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам Sauron и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Свою историю “Wallace” ведёт от модернизированного варианта самолёта общего назначения под названием “Wapity”, один из образцов которого, оснащенный двигателем A.S.“Panther”, успешно показал себя во время демонстрационных полётов в Южной Америке в 1931-м году. Несмотря на то, что сама идея модернизации носила характер частной инициативы от фирмы Westland Aircraft, RAF с удовлетворением восприняли появление новой модели столь удачного самолёта.

    Следующим шагом стало создание опытного образца под фирменным индексом PV.6, который был сделан на базе серийного «Wapity» Mk.V. Помимо установки более мощного двигателя Bristol “Pegasus” IV с кольцом Тауненда и ассиметричными выхлопными патрубками прототип получил пирамидальную конструкцию основных стоек шасси без сквозной оси, но с обтекателями и тормозами колёс. Вместо хвостового костыля разработчики применили свободно-ориентируемый дутик. Благодаря возросшей мощности на подкрыльевых держателях теперь можно было подвесить 263 кг бомб вместо 227 кг у серийных “Wapity”. Вместе с тем, двигатель стал сильнее нагреваться, что привело к установке дополнительного маслорадиатора на левой стороне фюзеляжа.

    Первый полёт PV.6 под управлением летчика-испытателя Пенроуза состоялся 30-го октября 1931 года, а спустя всего три дня прототип был приобретен Министерство Авиации, после чего ему присвоили военный номер K3488. Первоначально планировалось, что самолёт будет иметь название “Wapity” Mk.VIII, но вскоре решили изменить его на “Wallace” Mk.I.

    Начальный заказ на 12 экземпляров по спецификации 19/32 подразумевал не постройку новых самолётов, а переделку готовых “Wapity” Mk.IIA. Помимо доработок, произведенных на прототипе, серийные машины отличались выпуклыми накладками на фюзеляже, закрывавшими пулеметы, а также двумя выпуклостями на кольце Тауненда для обеспечения просветов стрелковому прицелу и переднему пулемету Vickers. Кроме того, дюралевой обшивкой закрыли всю переднюю часть фюзеляжа. Переделку всей партии завершили в начале 1933-го года, а головная машина имела номер K3562.

    Второй заказ на переделку ещё 8 самолётов “Wapity” соответствовал спецификации 7/33 был выполнен в марте 1934-го года, а третью партию из 35 самолётов, доработанных по спецификации 9/33, сдали к началу 1935-го года. Таким образом, суммарный “тираж” самолётов “Wallace” Mk.I составил 56 экземпляров.
     

    Тем временем шла работа по улучшению конструкции. В 1935-м году первый прототип с номером K3488 оснастили закрытым фонарем кабины пилота с модной тогда задней частью типа “рачья шея” (такая конструкция состояла из узких секций, при складывании вдвигавшихся друг в друга). Соответственно, при закрытом фонаре турельный пулемет опускался вниз и откидывался влево, укладываясь на фюзеляж. Заказ на 75 самолётов модификации “Wallace” Mk.II был получен в июне 1935-го года — первая серийная машина получила номер K6012. Второй заказ на Mk.II, выданный в феврале 1936-го года, составил 29 самолётов. В обоих случаях строились новые машины, последняя из которых получила номер K8702. Соответственно, общее количество “Wallace” составило 160 экземпляров.
     

    Перевооружение на новые самолёты было начато в январе-марте 1933-го года — первым с “Wapity” Mk.IIA на “Wallace” Mk.I пересел No.501 Sqd., дислоцированный в Филтоне. Далее модернизированные самолёты получили No.504 Sqd. (февраль 1934 г., Хакнелл), а также No.502 Sqd. (Алдгроув) и No.503 Sqd. (Уоддингтон) — с октября 1935 года.

    В течении первых двух лет службы “Wallace” числились чисто тренировочными самолётами, попутно выполняя роль буксировщиков мишеней для тренировок зенитных расчетов, но в октябре 1935-го года их перевели в первую линию, переклассифицировав в бомбардировщики. Эта мера была временной, до появления в массовых количествах Hawker “Hart”, поэтому к маю 1937-го года все “Wallace” перевели обратно в учебные части.

    Высокая интенсивность эксплуатации привела к значительному сокращению парка “Wallace”, так что к сентябрю 1939-го года в строю оставалось всего 83 самолёта. В боевых действиях они участия не принимали, выполняя в тылу роль вспомогательных самолётов самолётов. Дольше всего служили буксировщики мишеней, которые были списаны только в 1943-м году.
     

    Таким образом, строевая карьера “Wallace” оказалась ничем ни примечательной. Возможно, об этом самолёте не вспомнили бы совсем, не будь он выбран для экспедиции Хьюстона в Гималаи. Одна из задач экспедиции заключалась в облёте Эвереста с фотографированием местности, для чего прототип PV.6 получил закрытую кабину для фотографа (но не для пилота!) с отопительной электросистемой и кислородным оборудованием. Поскольку взлётная масса самолёта выросла, пришлось отказаться от обтекателей на стойках шасси. Также была установлена высотная версия двигателя Bristol “Pegasus” IS.3 мощностью 680 л.с. Военный номер при этом изменили на гражданскую регистрацию G-ABCR.

    Первый полёт, совершенный 3-го апреля 1933-го года, прошел удачно, но фотосъёмку не удалось выполнить по причине сильной облачности. Удачной оказалась попытка, предпринятая 11-го апреля — именно тогда удалось сделать несколько снимков гималайской вершины. Впрочем, гораздо большую пользу принесла систематическая съемка прилегающих горных районов, позволившая составить их топографическую карту.

    Стоит также отметить, что вместе с “Wallace” G-ABCR в полётах над Гималаями участвовал прототип Westland PV.3, который проектировался как палубный торпедоносец, но проиграл конкурс — тогда, вместо военного, ему придумали чисто гражданское применение.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Westland PV.6 - первый прототип самолёта общего назначения с бортовым кодом Р6 после установки военного оборудования, 1933 г.
    Slider

    Наверх

  • На заре своего появления знаменитая “фроговская” серия Trail Blazers пополнилась ещё одной уникальной моделью — на этот раз британцы отдали дань памяти самолёту Westland PV.6. Исходя из датировки оригинальных чертежей разработка модели проводилась с октября по декабрь 1963-го года, а сама пресс-форма была готова в 1964-м году. При воссоздании Westland PV.6 в масштабе 1/72 британские разработчики достаточно скурпулезно подошли к целому ряду мелких деталей, но в определённом смысле не обошлось без “оптимизации” — сиденья для пилота и фотографа позаимствовали от модели Airspeed Oxford, о чем свидетельствовали подписи “Use Oxford pattern”. В остальном “фроговский” Westland PV.6 представлял оригинальную разработку, причем выполненную на весьма высоком уровне в плане общего соответствия оригинальному самолёту.

    Первое издание под коробочным названием “Westland Wallace” выпускалась под торговой маркой FROG с 1964-го по 1971-й год в коробках типа F1. В каталоге фирмы ей был присвоен индекс F167). За это время было выпущено 130.000 комплектов, часть которых была перепакована фирмами-партнерами.
     

    Для внутреннего рынка США модель распространялась фирмой “Air Lines”, которая сделала для неё совершенно новый бокс-арт — именно он впоследствии послужил образцом для рисунка на коробке Novo. В каталоге американизированный комплект “WALALCE” проходил под индексом 7903 и продавался вплоть до закрытия фирмы в 1966 году.

    Прошло всего два года, и на заре сотрудничества с FROG с фирмой “Hasegawa” японской стороне была поставлена большая партия британских отливок. В Японии модель получила название “WESTLAND WALLACE. The TRAIL BLAZERS” и индекс JS-040. Дата начала продаж определяется 1968-м годом.
     

    Также, в период с 1964-го под 1965-й год модель “Westland Wallace” участвовала в акции Golden Tokens – в качестве бонуса к неё шли 6 “золотых” купонов. После закрытия серии Trail Blazers последние два года модель выпускалась в Red Series, а на акционных коробках появился стикер с надписью “Gold token scheme now discounted”.
     

    Свёртывание производства “Westland Wallace” было обусловлено не паданием спроса, а переориентацией на ввод более новых пресс-форм. Между тем, в 1970-м году имелись планы конверсии пресс-формы в Westland “Wapity”. Для этого требовался ряд доработок (доработать фюзеляж, добавить другой двигатель, переделать заднюю кабину, добавить пулеметную турель и бомбовую подвеску). Впрочем, фирма FROG довести дело до конца так и не смогла.
     

    После закрытия серии Trail Blazers в 1972-м году уникальные пресс-формы для знаменитых самолётов (включая дирижабль R-100) отправились на хранение. Тем не менее, модели пользовались популярностью и на 1973-й год были идея возродить серию в новой упаковке, но из-за кризиса она тоже не была осуществлена. Так они и пролежали до 1976-го года, вплоть до продажи и отправки в Советский Союз.
     

    Модель Westland PV.6 “Wallace” от FROG действительно является безальтернативной, но это не говорит о том, что всё семейство бипланов фирмы Westland было обделено вниманием. В 2000-е гг. отличную модель из смолы (resin kit) выпустила фирма “Czech Master Resin”. Производилась она в двух вариантах: “Westland Wapiti Mk.IIA in «Royal Air Force» service” (CMR72-139) и “Westland Wapiti Mk.IIA in «Royal Australian Air Force» service” (CMR72-155). Соответственно, различались они только оформлением.

    Кроме того, в 1980-е гг. ограниченную партию моделей “Westland Wapiti” выпустила британская фирма “Merlin Models”, а на 2018-2019 гг. аналогичную разработку анонсировала украинская фирма “Dora Wings”.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Westland Wallace" F167 - упаковка типа F1, Red Series, 1966-1972 гг.
    Slider

    Наверх


  • После продажи пресс-формы Советскому Союзу производство Westland “Wallace” PV.6 было организовано на московском заводе “Кругозор”. Это была одна из первых моделей, отправлявшихся с 1977 года на экспорт. Комплект упаковывался в стандартную синюю упаковку Novo, а коробочное название было обновлено до “Westland PV-6 Wallace”. Как уже было сказано ранее, при подготовке полиграфии было решено использовать бокс-арт не от FROG, а от “Air Lines”, но в немного доработанном виде. Сравнительно с “фроговским” комплектом была изменена декаль — в британском исполнении в набор входила подставка с овальным основанием, на лицевую часть которого переводилась отдельная лейба с названием самолёта. В экспортном советском варианте подставки не предусматривалось, что повлекло за собой исключение указанного элемента и изменение расположения опознавательных знаков на листе. В каталоге фирмы Novo Toys Limited модель проходила под индексом 76062 и входила в состав Series 3.
     

    Точное время начала реализации не внутреннем рынке СССР определяется примерно 1980-1981 гг., когда экспортные поставки были свёрнуты по причине ликвидации британской фирмы-посредника вместе с родительской компанией “Rovex” и концерном DCM. В общей сложности до конца 1980-го года было поставлено около 105.000 комплектов отливок, причем часть британской полиграфии была впоследствии передана Советскому Союзу.
     

    Для советского варианта “Westland PV-6 Wallace” была использована более простая стандартизированная коробка с двумя проекциями самолёта в стиле “фроговских” упаковок тип Е. Инструкция также была стандартизированной и имела двухстороннюю печать на листе размерами примерно 200х205 мм. В продажу эта модель поступила под названием “Сборная модель самолёта индекс 167” при розничной цене всего 60 копеек.
     

    Наиболее широкое распространение “Индекс 167” получил во второй половине 1980-х гг., когда “кругозоровские” комплекты стал более активно распространять по регионам Советского Союза. При условии высокой доступности и более низкой цены (по сравнению с моделями от ДФИ или ПО Мир) модель этого “неизвестного биплана” была очень хорошо известна даже среди неопытных моделистов, что провоцировало не особо бережное отношение к ней. Тем не менее, “кругозоровские” тиражи были столь велики, что достать полный комплект в нетронутом состоянии можно даже в наши дни за приемлемые деньги (примерно 5-8 USD в эквиваленте).

     

    Выпуск Westland “Wallace” PV.6 продолжался и после распада СССР, причем комплект претерпел ряд изменений. Первое заключалось в добавлении липкой аппликации, соответствовавшей декали Novo, и ещё одного листа со схемой нанесения опознавательных знаков — это нововведение появилось примерно в 1989-1990 гг.

    Далее, в начале 1990-х гг. завод “Кругозор” перешел на коробки “унифицированного” образца, где модель позиционировалась как “Вестланд Уоллас (Индекс 167)” — такая вот произошла “встреча поколений”. Инструкцию при этом заменить не догадались, оставив полиграфию советского образца. Такая замена была очень неоднозначным решением, поскольку на верхней и нижней части печатались мини-арты выпускавшихся моделей, а на боковой стороне имелись ячейки с названиями самолётов, куда требовалось наклеить стикер. Что мешало сделать на лицевой стороне коробки полноценный рисунок (тем более, что он был готов), пока остается загадкой.

    Ещё одно изменение произошло с пластиком, а точнее говоря — с его цветовой палитрой. Экспортные отливки, предназначавшиеся для отправки в Великобританию, были только серого и темно-серого цвета. Когда в 1981 году завод перешел на выпуск отливок для внутреннего рынка СССР цвет пластика стал исключительно белым — собственно, такого же цвета был весь модельный ряд “Кругозора”, в то время как “Прогресс” и “Огонёк” для некоторых моделей продолжали использовать серый пластик. Зато в 1990-х гг. когда плановая экономика ушла в небытие, отливки “Вестланд Уоллас” приобрели разнообразную цветовую гамму — в этот период можно было встретить пластик как серого, так и коричневого цвета.

     

    Дальнейшая судьба пресс-формы для бывшего F167 несколько туманна. По состоянию на 2007-й год она всё ещё находилась на заводе “Кругозор”, причем достаточно крупная партия отливок была выпущена в продажу в упаковке от фирмы “Maquette” (“Макет”), под коробочным названием “Самолёт ВЕСТЛАНД ПВ-1 Westland PV-1” и номером в каталоге MQ-7260. На данный момент местонахождение пресс-формы неизвестно.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Wesyland PV.6 Wallace" Cat.No.76052 - экспортная упаковка Novo, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Комплект Westland “Wallace” PV.6 состояла из 47 деталей, большая часть которых размещалась на четырех литниках. Исключение составили половинки фюзеляжа, крылья, отливавшиеся отдельно, а также отдельный литник с двумя деталями остекления. Геометрические размеры выдержаны достаточно точно, если не считать небольшой погрешности в позиционировании задней кабины. Следует также обратить внимание на отсутствие разметки для нижнего люка, предназначенного для аэрофотосъёмки.
     

    Оформление предполагало только один вариант для того самого G-ACBR. Опознавательные знаки в виде трехцветных кокард наносились только на верхнее и нижнее крыло. На руль направления с обеих сторон наносились три цветные полосы равной ширины. А вот регистрационный код G-ACBR был как на фюзеляже, так и на крыльях. Серийный номер RAF на этом самолёте отсутствовал.
     

    Самолёт полностью окрашивался в серебряный цвет, за исключением верхней части фюзеляжа от капота двигателя и почти до конца гаргота. Воздушный винт имел коричневый цвет.

    Наверх

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная модель самолёта Индекс 167" - литники с деталями производства завода "Кругозор", конец 1980-х гг.
    Slider

  • Westland PV.6 Wallace
    Оригинальные чертежи модели FROG

     


  • Westland PV.6 «Wallace» — автор Владимир (Redvostok)

     



  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — Westland PV.6 Wallace Réf F167
    Каропка.ру — Westland P.V.6 Wallace
     

    Ссылки (инфо):
    The Westland Wallace (Flight May 4th 1933)
    The Aviation Forum — Westland Wallace
    Wonders of World Aviation — Over Everest by Air
     

    Литература:
    В.Котельников “Забытый «Уоллэс” (“АвиаМастер” 1998-04)
    C.F.Andrews “The Westland Wapiti”. “Aircraft Profile (Red)” Nr.32
    M.Velek “Westland Wapiti a Wallace” (“L+K” 1982-22\26)
    P.Webb “First over Everest” (“Aeroplane Monthly” 1982-04)
    Derek N.James “Westland Aircraft Since 1915”. Naval Institute Press. 1991. ISBN-13: 978-1557509215
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639