De Havilland DH.88 «Comet»


  • В довоенный период ряды известных гоночных самолётов в очередной раз пополнила разработка фирмы De Havilland, известная сейчас как DH.88 «Comet Racer». Обладая не только изящными аэродинамическими формами, но и высокой надежностью, эти машины быстро завоевали популярность у пилотов, совершив в 1934-1938 гг. целую серию сверхдальних перелётов.
     

    Именно DH.88 «Comet Racer» пополнил серию Trail Blazers, которая была создана фирмой FROG в 1964-м году специально для рекордных и гоночных самолётов. Несмотря на некоторую упрощенность, модель пользовалась спросом и была выпущена общим тиражом около 200.000 экземпляров, составив солидную конкуренцию аналогичному изделию от фирмы Airfix. После продажи пресс-формы Советскому Союзу она оказалась на Ташкентской фабрике игрушек, где и закончила свои дни.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, А.Алов, Sauron и С. Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • 1920-1930-е годы. Золотой век авиации.

    Время открытия новых воздушных маршрутов, эпохальных перелётов и разнообразных гонок, среди которых особо выделилась MacRobertson Air Race, идея которой появилась в 1933-м году по случаю юбилейных торжеств в австралийском штате Виктория. Начало было назначено на октябрь 1934-го года, а приз в 10.000 фунтов стерлингов должен был достаться экипажу, который за наименьшее время преодолеет 19.800 км между аэродромами Мендейгейл (графство Саффолк, Великобритания) и Флемингтон (Мельбурн, Австралия). Сверхсложная трасса пролегала через Багдад, Аллахабад, Сингапур и Дарвин. Самолётам с небольшой дальностью полёта разрешалось совершать промежуточные посадки.

    На тот момент в Великобритании не нашлось ни одного подходящего самолёта отечественной постройки, который был имел большую дальность при высокой скорости полёта. Выход из положения предложила фирма De Havilland, пообещавшая, что её специалисты смогут спроектировать и построить такую машину за 5000 фунтов стерлингов. Также была дана гарантия, что на трассе гоночный самолёт, обозначенный как DH.88, будет иметь среднюю скорость 322 км\ч!

    В общей сложности было получено три заказа, но для проверки ряда конструкторских решений фирма построила один прототип для себя. Строительство первого опытного образца было проведено на заводе в Стейдж Лейн в обстановке строгой секретности, после чего, в октябре 1934-го года, один за другим были переданы другие три заказанных DH.88, получивших к тому времени полуофициальное название «Comet», которое в наши дни трансформировалось в «Comet Racer»:

    G-ACSP – первый в серии, предназначался для Эйми и Джима Моллисон, гоночный номер 63

    G-ACSR – для автогонщика Б.Рубина и лётчика К.Х.Уоллера, самолёт нёс имя «Black Magic» и гоночный номер 19

    G-ACSS – для владельца отеля «Grosvenor House», самолёт должны были пилотировать С.Скотт и Т.Кэмбпелл-Блэк, гоночный номер 34.
     

    Основными конкурентами выступали более тяжелые авиалайнеры Douglas DC-2 и Boeing 247-D, но кто бы мог тогда подумать, что именно «Grosvenor House» станет победителем в этой гонке. На маршруте не обошлось без неприятностей – между Сингапуром и Дарвином стал давать перебои один из двигателей, поэтому его пришлось остановить и продолжать полёт в одномоторном режиме. Тем не менее, самолёт благополучно приземлился на аэродроме Флемингтон спустя 70 часов 54 минуты и 18 секунд, после старта от берегов Туманного Альбиона.
    Другим DH.88 повезло гораздо меньше. Самолёт G-ACSP сошёл с дистанции из-за использования некачественного топлива, а G-ACSR сбился с маршрута и совершил вынужденную посадку у иранского города Дизфул, с трудом вернувшись на маршрут и завершив гонку на четвертом месте.
     

    Впоследствии G-ACSS был выкуплен RAF, получив там серийный номер K5084 и пройдя «модернизацию» по установке менее мощных, но более надежных двигателей DH «Gipsy Six II». Некоторое время он использовался для различных испытаний, но в 1937-1938 гг. уже снова участвовал в сверхдальних перелётах с прежней гражданской регистрацией.
     

    Дополнить коллекцию наград помешала война. Самолёт целых 13 лет простоял на аэродроме в Грейвсленде, пока его не его восстановили в 1951-м году для состязания MacRobertson Air Race. Затем последовал ещё один период забвения и только после повторной реконструкции, законченной в 1988-м году, он стал экспонатом музея Shuttleworth Trust.
     

    Также стоит отметить, что спустя год был построен ещё один самолёт с регистрационным кодом G-ABEF («Boomerang»), на котором в сентябре 1935-го года была предпринята попытка совершить перелёт Лондон-Кейптаун-Лондон. Но тут рекорд не удался – над Суданом начались проблемы с воздушными винтами и пилотам пришлось покинуть падающую машину.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    DH.88 "Comet" (G-ACSS)
    Slider

    Наверх

  • Фирма FROG, переживавшая свой «золотой век» как раз в 1960-е гг., просто не могла обойти стороной этот знаменитый самолёт. Тем более, что ни тогда, ни сейчас масштабная модель DH.88 «Comet Racer» явно не была в почете у ведущих фирм-производителей.
     

    Пресс-форма для производства модели под коробочным названием «DH.88 Comet Racer» в масштабе 1\72 была разработана в 1965-м году и поступила в продажу в упаковке типа F1, успев принять участие в акции Golden Tokens (инструкция включала 5 «золотых» купонов). В каталогах она получила индекс F168 и была включена в серию знаменитых самолетов Trail Blazers.
     

    В 1966-1970 гг. модель сменила упаковку F1 на F2, снабженную новым бокс-артом. После того, как в 1968-м году серия Trail Blazers прекратила существование, DH.88 перевели в Black Series. Между тем, в обоих выпусках был предусмотрен только один вариант оформления — победитель гонки, самолет «Grosvenor House» с кодом G-ACSS. В общей сложности, в упаковках F-типа было выпущено 120.000 комплектов.
     

    Последний выпуск DH.88 под логотипом фирмы FROG состоялся в 1969-1971 гг. В связи с началом периода тотальной экономии, произошла ревизия оформления моделей — упаковку F-типа сменили на «лепесток» типа J2, а название расширили до «De Havilland DH.88 Comet Racer». В каталоге индекс изменился на F226F. Как бы в компенсацию за отсутствие полноценной коробки, декаль была полностью изменена и включала уже два варианта – один для G-ACSP «Black Magic» и второй для RAF (K5084). На момент окончательного завершения выпуска было поставлено ещё 80.000 комплектов.
     

    Экспортные поставки производились в 1964-1965 гг. через фирмы Air Lines и Tri-Ang. Первая из них продавала «фроговские» отливки в своей упаковке под коробочным названием «Comet Racer» (Cat.No.4901) на территории США. Бокс-арт при этом использовался от поздней упаковки типа F2. Вторая фирма обосновалась во Франции, продавая модели на европейском рынке под тем же названием, но с новым бокс-артом.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "DH 88 Comet Racer" F168 - комплект с упаковкой типа F2, 1966-1970 гг.
    Slider

    Наверх

  • Несколько лет пресс-форма для DH.88 лежала на хранении, пока в 1975-м году её не продали Советскому Союзу. К глубокому несчастью моделистов, попала она на завод Ташигрушка (г.Ташкент, Узбекская СССР), где и без того «видавшая виды» оснастка была окончательно «добита» уже в первые годы эксплуатации. Помимо многочисленного облоя ташкентские отливки выделялись утяжинами в особо жестокой форме, а прозрачные детали являлись таковыми только в инструкции.
     

    Тем не менее, с 1978-го года были начаты экспортные поставки под коробочным названием «DH-88 Comet Racer» в рамках взаиморасчетов с прежним британским владельцем – тогда отливки ещё имели вполне приемлемое качество. В комплект к модели входил синий «лепесток» и декаль для G-ACSS «Grosvenor House». Номер по каталогу Novo – 76007.
     

    На внутренний рынок модель также поставлялась с «лепестком», но уже советского образца и под названием «Спортивный самолёт «Комета» индекс 168″. Рисунок на лицевой части был несколько упрощен, а схема окраски на обороте стала черно-белой. При этом, фоновый цвет мог быть как красным, так и синим (по всей видимости, зависело от года выпуска полиграфии). Более поздний вариант «бокс-арта» отличался отзеркаленным изображением самолёта. Инструкция была максимально упрощенным «фроговским» вариантом, а декаль в ташкентском наборе вообще отсутствовала как таковая. Зато розничная цена была более чем доступной – 50 копеек.
     

    Когда именно был прекращен выпуск ташкентских отливок сейчас сказать затруднительно. Учитывая «убитость» пресс-форм можно предположить, что произошло это ещё до финала «перестройки» в начале 1990-х гг. Судьба оснастки также сложилась печально – после закрытия Ташигрушки все «неликвидные» пресс-формы были утилизированы, либо отправлены на свалку.
    Тем не менее, в открытой продаже ташкентские отливки появлялись вплоть до середины 1993-го года — настолько велик был запас, созданный ещё годы существования СССР. Правда, очень часто отсутствовали «лепестки», но этот недостаток восполняли полиграфией в стиле «hand-made», периодически дополняя наборы «нововскими» декалями.
     

    Что есть из альтернатив?

    Наиболее распространенный набор деталей (иначе этот комплект назвать трудно) периодически выпускает фирма AIrfix. По уровню копийности и детализации данная модель DH.88 близка к так называемой «юниорской серии Ново». Достаточно сказать, что «интерьер» кабины реализован в виде голов пилотов, а контуры крыла и фюзеляжа лишь приблизительно ложатся в чертежи.

    Наиболее точной и проработанной копией является смоляная модель DH.88 от фирмы S.B.S.Models. Есть модели от ещё более мелких производителей типа Kellog`s, но достать их даже на интернет-барахолках сейчас затруднительно.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "DH-88 Comet Racer" Cat.No.76007 - экспортный "лепесток" Novo, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Модель DH.88 (F168) от фирмы FROG особым изяществом исполнения не блещет. Абстрагируясь от ташкентского «качества» можно прямо сказать, что отливки выполнены примитивно, что в общем-то соответствует уровню пресс-форм начала 1960-х гг. По геометрическим размерам длина фюзеляжа больше, а размах крыла меньше на 2 мм. В остальном всё не так уж страшно:

    — неверен абрис законцовок крыла и оперения

    — неправильно сделаны входные отверстия радиаторов в мотогондолах

    — неправильно сделано соединение консолей крыла и фюзеляжа

    — очень грубо воспроизведены коки и лопасти воздушных винтов

    — отсутствует интерьер кабины пилотов и ниш шасси

     

    Кроме того, прозрачные детали далеки от реальных чертежей, а в совокупности с дефектами ташкентского литья использовать их по прямому назначению не представляется возможным. Так что, фонарь и носовой обтекатель придётся сделать заново. Ещё желательно сделать новый внутренний раскрой, предварительно удалив внешний «фроговский».
     

    Несколько проще с окраской. Рекордный самолёт DH.88 (G-ACSS «Grosvenor House») полностью окрашен блестящей светло-красной краской. Регистрационные коды и продольные полосы по бортам фюзеляжа – белого цвета. Гоночный номер «34» наносился черной краской в белом овале по обеим сторонам руля направления. Лопасти и коки винтом имели цвет полированного дюраля.
     

    В итоге, после всех нетрудоёмких доработок и покраски, из ташкентского набора деталей у вас должна получиться настоящая модель-копия в масштабе 1/72. Для тех, кто интересуется историей MacRobertson Air Race, можно посоветовать австралийский телефильм «The Great Race» (1990), где было задействовано множество раритетных самолётов, включая реплику самолёта «Grosvenor House».

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Спортивный самолёт «Комета» индекс 168″ - отливки фабрики "Ташигрушка" из светло-зеленого пластика, начало 1980-х гг.
    Slider

    Наверх


  • DH-88 «Comet Racer» — автор С.Васюткин


    DH-88 «Comet Racer» — автор М. Чизганов, фото — С. Боровик


  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — De Havilland DH.88 Comet Réf F168
    Airfix 1/72 (Injected)
    Scalemates — The Trail Blazers DH 88 Comet Racer
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    С.Хасегавенко «DH-88 Comet. Самолёт и модель» («Аэроплан 1993-03»)
    В.Морозов «Из Англии в Австралию: дальше уже некогда» («Авиация и Время» 2012-02)
    В.Морозов «Великая воздушная гонка» («Авиация и Космонавтика» 2013-10)
    Мировая Авиация 105
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639