De Havilland DH.60G “Gipsy Moth”


  • Одна из самых маленьких моделей в масштабе 1:72 была выпущена фирмой FROG в 1964-м году в знаменитой серии Trail Blazers, посвященной гоночным и рекордным самолётам. Миниатюрный по размерам DH.60 «Gipsy Moth» отличился не только тем, что был превосходной «рабочей лошадкой», но и поистине рекордными достижениями. Впрочем, своим попаданием в серию Trail Blazers этот самолёт был обязан 19-дневным одиночным перелётом, проведённым британкой Эми Джонсон в мае 1930-го года.

    Модель долгое время выпускалась в Великобритании, пока из-за экономических трудностей пресс-форму для неё не продали Советскому Союзу. Здесь она попала в Минск и выпускалась вплоть до 1996-го года с очень небольшими перерывами, что сделало «Учебный биплан», как он назывался в советской версии, одной из самых массовых моделей за всю историю производства на «экс-фроговских» пресс-формах.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С. Просвирнин, С. Васюткин, А. Алов и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • В середине 20-х с чертежной доски Джефри Де Хэвиленда, создавшего через два десятка лет знаменитые «Hornet» и «Mosquito», выпорхнул целый рой «Мотылков» — бипланов семейства «Moth». ЛТХ первого самолета D.H.60, ставшего впоследствии одной из наиболее массовых машин своего времени, были достаточно скромными – 65-сильный двигатель «Cirrus» I компании A.D.C., скорость порядка 130 км/ч, высота полета до 4-х км. Невысокой была и цена, во многом определившая популярность самолета. Министерство авиации в 1925 г. согласилось выделить средства для пяти летных клубов, оснащенных «Мотыльками». До конца года было построено 20 самолетов, в следующем, когда заказы стали поступать и из-за рубежа, в серию пошла модель, оснащенная модифицированным двигателем Cirrus II, чья мощность была доведена до 85 «лошадок». В 1928 свет увидел вариант D.H.60X с увеличенной площадью крыла и мотором Cirrus III с повышенной до 90 л.с. мощность, производство которого фирма De Haviland решила развернуть самостоятельно.
     

    По заказу компании в 1927 конструктор Фрэнк Халфорд, разрабатывавший двигатели для A.D.C., приступил к проектированию нового варианта силовой установки, результатом его работы стал 100-сильный мотор «Gipsy», давший имя следующей модификации D.H.60 — «Gipsy Moth».
    Первый серийный самолет D.H.60G выиграл в 1928 г. гонку на Королевский кубок, показав скорость 169 км/час. В июле 1928 г. сам Джеффри Де Хэвилленд поднялся на рекордную высоту 6090 метров, а в следующем месяце ас Первой мировой, а в то время уже известный спортивный пилот Хуберт Брод на самолете D.H.60G с увеличенной емкостью топливных баков находился в воздухе в течение 24 часов. В декабре А.С. Батлер и его супруга показали рекордную для двухместных самолетов скорость 192,86 км/час на замкнутом кольцевом маршруте длиной 100 км. В испытаниях на надежность, проводившихся в течение девяти месяцев, начиная с конца декабря 1928 г., участвовал самолет D.H.60G, который налетал 600 часов только на текущем обслуживании, без капремонтов. Он закончил испытания в работоспособном состоянии, пролетев без поломок 82076 км.
     

    Также, в историю авиации вошел предпринятый британкой Эми Джонсон на самолете с номером G-AAAH в мае 1930 г. 19-дневный сольный перелет по маршруту между английским Кройдоном и австралийским Дарвином, итоговая длина которого составила 17700 км. В январе того же года тем же путем пролетел пилот Фрэнсис Чичестер, продолживший свою карьеру рекордными перелетами в Тихоокеанском регионе.

    Уже 1934 году другая женщина-авиатор, Джин Баттен, превзошла женский рекорд Джонсон четырехлетней давности, завершив перелет по аналогичному маршруту за 14 дней и 22 часа.
     

    Разошедшиеся по всему миру DH.60 также поступали на вооружение некоторых стран в качестве самолётов связи. В этом качестве их охотно использовали и иракцы, и югославы при вторжении немцев в апреле 1941 года, да и сами англичане.

    С началом войны RAF реквизировали около 150 самолётов этого типа. В 1940-1942 гг. большая их часть эксплуатировалась в подразделениях обслуживания и как учебные пособия. Не менее 40 машин использовались в макетах городов в качестве ложных целей.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    D.H.60G "Gipsy Moth" (G-AAAH)
    Slider

    Наверх

  • В начале 1964 года фирма FROG анонсировала новую модельную серию под названием Trail Blazers, которую в русскоязычной версии можно было бы назвать как «Выдающиеся самолёты». Не является секретом тот факт, что экспериментальные и рекордные самолёты крупные модельные фирмы обходят стороной, так что у британцев были все шансы отличиться, и они использовали их на все 100%. Помимо эксклюзивности, к каждой модели этой серии прилагались Golden Tokens – это была система вознаграждения, введённая в апреле 1964 года и представлявшая собой «монетки», распечатанные в инструкции. К примеру, 15 «токенов» можно было обменять на две модели типа “Chuck” Glider из бальзы, 30 – на книгу «Record breakers», 45 – на модель планера “Junior Sailplane” (Cat.No.720GK).
     

    Вплоть до 1968 года было изготовлено 11 пресс-форм, в число которых вошла «рабочая лошадка» частной авиации Великобритании – спортивно-тренировочный биплан de Havilland DH.60G «Gipsy Moth». Выпуск данной модели в Великобритании продолжался с 1965 по 1975 год включительно. Всего существовало четыре варианта упаковки:

    F169 – упаковка типа F1, коробочное название «DH60G Gipsy Moth», выпуск 1965-1967 гг. в серии Trail Blazers, вариант декали только для самолета Эми Джонсон с номером G-AAAH.

    F169 – упаковка типа F2, коробочное название «De Havilland Gipsy Moth», выпуск 1966-1969 гг. в серии Trail Blazers, вариант декали только для G-AAAH.

    F227F – упаковка типа J2, коробочное название «De Havilland Gipsy Moth», выпуск 1969-1971 гг. серии Trail Blazers, вариант декали для G-AAAH и No.601 (County of London) Sqd. Auxilary Air Force.

    F169 – упаковка типа H, коробочное название «D.H.60G Gipsy Moth Biplane», выпуск 1974-1975 гг., Green Series, вариант декали для G-AAAH и No.601 (County of London) Sqd. Auxilary Air Force.
     

    В середине 1960-х гг. перепаковкой модели занималась только фирма Tri-Ang из Франции, которая поставляла «фроговские» отливки в собственных коробках с новым бокс-артом, на котором был изображен тот же G-AAAH, но с несколько другого ракурса. Коробочное название модели сократили до «Gipsy Moth».

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "D.H..60G Gipsy Moth Biplane" F169 - упаковка типа H1, 1974-1975 гг.
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма на DH.60G была продана Советскому Союзу вместе с остальными и попала после распределения в 3-й филиал производственного объединения «Мир», мощности которого располагались в Минске. Выпуск моделей был налажен в 1979 году, когда первые партии моделей были отправлены в Великобританию. Благодаря небольшим размерами и массе, вплоть до конца 1980-го года, когда британская фирма-посредник Novo Toys Limited была ликвидирована по причине банкротства родительской компании Rovex, минское предприятие успело поставить около 65.000 отливок. Их основная масса разошлась в «синих лепестках» под коробочным названием «D.H.60G Gipsy Moth Biplane», которое было унаследовано от последнего британского издания модели, но были и другие варианты упаковок.

    В ходе работ над расширением экспортных поставок, часть продукции предполагалось реализовать на рынке стран Восточной Европы. Чтобы избежать реэкспорта, фирма Novo Toys Limited предложила немного измененный вариант «лепестка» с окантовкой красного цвета и логотипом Novoexport — такой полиграфии напечатали несколько тысяч экземпляров. Впрочем, существовала ещё более ранняя коробочная версия, которая не поступала в открытую продажу. А дело обстояло так:
     

    В 1976-м году, когда основная масса пресс-форм уже переехала в СССР, компания Rovex проявила завидную нетерпеливость, сразу приступив к печати полиграфии для ещё не полученных моделей. За основу была взята упаковка типа Н1, с которой удалили все атрибуты британских компаний. В таких безымянных коробках планировалось продавать три модели с «фроговскими» индексами F164, F169 и F404. Почему именно они — не совсем понятно. Возможно, это была всего лишь «проба пера».

    Частная инициатива Rovex завершилась вполне ожидаемо — после создания фирмы Novo Toys Limited было принято решение изменить дизайн упаковки, благодаря чему мы увидели «то самое синее Ново». Готовая «белая» полиграфия осталась лежать на складе и впоследствии была передана Советскому Союзу вместе с остатками инструкций и не реализованных отливок.
     

    На внутренний рынок DH.60G попал в достаточно оригинальной минской коробке, на лицевой части которой красовался утрированный «экс-фроговский» бокс-арт, а на нижней части – рисунок с радугой и мальчиком. Название модели сменилось на «Самолёт учебный биплан». Модели минского производства при СССР декалями никогда не комплектовались.

    В таком виде модель выпускалась вплоть до 1994 года, когда от упаковок отказались совсем в виду бедственного экономического положения ПО «Мир». Финальный выпуск 1997-го года ознаменовался новой коробкой от фирмы-преемника завода под названием Korpak, причем модели вернули «фроговское» название «D.H.60G Gipsy Moth Biplane» (Cat.No.KRP-011), наконец-таки дополнив комплект инструкцией с исторической справкой и декалью. Впрочем, «корпаковский» комплект существовал лишь около года, после чего производство в Минске было полностью ликвидировано. Пресс-форму (предположительно) в 1997 году продали одной из российских фирм и перевезли в Воронеж, где её следы на некоторое время потерялись. По имеющейся на данный момент информации, оснастка на «Мотылька», как и несколько других минских пресс-форм находятся в частных руках в Ростове-на-Дону.
     

    Если говорить об современных альтернативах, то с ними сейчас полный порядок! В настоящее время выпуском DH.60 занимается украинская фирма Amodel, причем модельный ряд представлен аж в семи(!) модификациях: DH.60, DH.60C, DH.60G, DH.60G III, DH.60M, DH.60T и DH.60X. Первоначально в наборах лежал тот же старый добрый минский пластик, позже фирма изготовила собственную оснастку. Кроме того, в 2015-2016 гг. под логотипом AviS (но по сути тот же Amodel) была выпущена новая серия гидросамолётов, в комплект которых входили поплавки и новые стойки.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "D.H.60G Gipsy Moth Biplane" F229 - первый вариант упаковки от фирмы Rovex, 1976 г.
    Slider

    Наверх

  • Модель под «фроговским» индексом F169 была выполнена простой как в исполнении, так и в сборке. Комплект из 32 деталей можно было собрать за один вечер (или даже за один час!), немного повозившись со стойками крыла и монтажом хвостового оперения. Впрочем, без нюансов не обошлось.

    Сравнивая бокс-арт и отливки фюзеляжа невольно напрашивается мысль, что разрабатывая свою модель, британские британцы из FROG немного упростили её конструкцию. Сомнения вызывала средняя часть фюзеляжа, которая на картинке была с одной кабиной пилота, в то время как на модели их две. Стало быть, модель FROG имеет опосредованное отношение к самолёту Эми Джонсон, представляя собой обычный туристический вариант. Стоит также отметить, что прозрачный пластик отсутствовал, хотя на реальном самолёте имелся плексигласовый козырёк.
     

    Отливки неплохо ложатся в чертежи, но доработки всё же требует фюзеляж – например, капот двигателя воспроизведён уж слишком упрощенно, а деталировка кабин пилотов отсутствует полностью. Задняя часть в месте сопряжения с хвостовым оперением — это вообще отдельная песня. Разработчики зачем-то решили выполнить киль, руль направления, стабилизаторы и рули высоты в виде отдельных деталей. Вместе стыкуются они неплохо, но треугольная дыра в фюзеляже не способствует получению приятных впечатлений от сборки. Кроме того, последние серии минских комплектов грешили очень низким качеством стоек, как шасси, так и между крыльями.
     

    Единственным приятным дополнением было наличие в комплекте дополнительной фигурки пилота, которая в отличии от своих «собратьев» соблюдала масштабность. В советские годы нередкими были случаи, когда модель приобреталась именно из-за «человека», а ненужный пластик выкидывался или сразу после сборки выполнял роль «пылающего врага».

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Самолёт учебный биплан" - цветовая гамма отливок, серый пластик (типичный практически для всех выпусков данной модели)
    Slider

    Наверх

  • DH.60 «Gipsy Moth», G-EBLV — автор модели С.Васюткин

     

     

    DH.60 «Gipsy Moth», G-AAH — автор модели Владимир (Redvostok)

     


  • Ссылки (модель):
    Novo/Frog 1/72 DH.60G Gypsy Moth by Zac Yates
    houseoffrog.co.uk — Gliders
    Britmodeller.com — Frog 1/72 DH.60G Gipsy Moth +++ FINISHED +++
     

    Ссылки (инфо):
    BAE Systems — De Havilland DH60 Cirrus Moth
    NZDF-SERIALS — RNZAF de Havilland DH.60G,DH.60M,DH.60GIII Moth,Moth Major
     

    Литература:
    A.J.Jackson “British Civil Aircraft since 1919: Volume 2”. London: Putnam, Second Edition, 1973. ISBN 0-370-10010-7
    A.J.Jackson “De Havilland Aircraft since 1909”. London: Putnam, Third edition, 1987. ISBN 0-85177-802-X
    Barry Ketley, Mark Rolfe “Luftwaffe Fledglings 1935-1945: Luftwaffe Training Units and their Aircraft”. Aldershot, Hikoki Publications, 1996. ISBN 978-5-9955-0028-5
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639