Avro «Shackleton» MR.3


  • Дальний патрульно-противолодочный самолёт «Shackleton» был разработан фирмой Avro как ответ на экспансию Советского Союза в северных водах мирового океана. Основой для него послужил тяжелый бомбардировщик «Lincoln», созданный, в свою очередь, как развитие более известного «Lancaster». В составе RAF, RAAF и SAAF «Shackleton» служили более 30 лет, будучи списанными лишь по причине полного износа конструкции. В боевых действия принять участия им не довелось.

    В годы существования Советского Союза модель этого самолёта, созданная фирмой FROG в 1967-м году, была практически недоступна. Лишь в постсоветский период Донецкий завод игрушек наладил массовый выпуск, который продолжался вплоть до ликвидации предприятия в 2007-м году. Впоследствии пресс-форма была выкуплена российской фирмой ARK Models, продолжившей производство «Shackleton» на собственных мощностях.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам C Просвирнин, С.Васюткин, А.Алов, Дмитрий (Минск) и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Спецификация R.5/46 была выдана Министерством Авиации в конце 1945-го года. Работы велись под руководством главного конструктора Роя Чедвика (Roy Chadwick) который, не мудрствуя лукаво, предложил использовать огромный задел по тяжелым бомбардировщикам, накопленный фирмой Avro за годы 2-й мировой войны. Кроме того, в конструкции морского самолёта использовали ряд компонентов от военно-транспортного «Tudor».

    Будущий «Shackleton» (фирменное обозначение Type 696) сохранил крыло и шасси от «Lincoln», однако имел абсолютно новый фюзеляж, который стал короче, а также шире и выше. Новый фюзеляж обеспечивал размещение экипажа из 10 человек. Оборонительное вооружение состояло двух 20-мм пушек в надфюзеляжной турели и двух 12,7-мм пулеметов в хвостовой турели. Внутри объемного бомбоотсека самолёт мог нести обычные или глубинные бомбы общей массой 4536 кг. Горизонтальное оперение из низкорасположенного стало высокорасположенным, а характерные концевые шайбы вертикального оперения увеличились в весе, став с виду круглее и массивнее. Вместо двигателей Rolls-Royce «Merlin» были установлены двигатели Rolls-Royce «Griffon» 57А (внутренние) и «Griffon» 57 (внешние) с трехлопастными соосными винтами.
     

    Первый прототип «Shackleton» GR.1 с серийным номером VW135 поднялся в воздух 9-го марта 1949-го года. Несмотря на ряд технических издержек уже в декабре было принято решение о начале серийного производства, а с февраля 1951-го года новые самолёты стали поступать на вооружение RAF. Позднее, обозначение GR.1 сменили на MR.1, что означало «Maritime Reconnaissance Mark I».

    Модификация MR.1A отличалась только установкой всех четырех двигателей «Griffon» 57А из-за чего гондолы внешних двигателей стали увеличенными. Более радикальные изменения были произведены на модификации MR.2, которая получила новую обтекаемую носовую часть со спаренной 20-мм пушкой, расположенной над местом бомбардира. Вместо обтекателя антенны РЛС в нижней передней части Shackleton получил наполовину убирающийся обтекатель в подфюзеляжной пушечной турели, что обеспечило обзор в 360 градусов. Кроме того, был убран задний пулемет и прозрачный хвостовой обтекатель, а неубирающаяся одноколесная хвостовая опора была заменена на убирающуюся двухколесную.

    Третьей серийной модификацией стала MR.3. Самолёты этой модели оснащались измененной конфигурацией крыла, усовершенствованными элеронами и дополнительными концевыми крыльевыми топливными бакамии. Также была модернизирована кабина пилотов, получившая улучшенный обзор и усиленную звукоизоляцию, а верхнюю турель демонтировали. Наступательное вооружение усилили за счет введения внешних узлов подвески под крылом. Всего было построено 42 серийных MR.3, из которых 8 было поставлено ВВС Южной Африки. Кроме того, в проекте остались модификации MR.4 (фирменное обозначение Avro 717\719 для самолётов MR.1 с двигателями «Napier») и MR.5 (MR.2 с двигателями «Nomad»).
     

    В процессе эксплуатации «Shackleton» MR.2 и MR.3 прошли три фаз модернизации (Phase 1, 2 и 3), связанные с установкой нового или дополнительного оборудования. Отслужившие своё самолёты переделали в тренировочные модификации T.2 и T.3.

    Последней модификацией стала AEW.2 (Airborne Early Warning), которая являлась конверсией 12 серийных самолётов MR.2. Доработки коснулись установки перед бомбовым отсеком неподвижного выпуклого обтекателя РЛС АРS-20, который также использовался на самолётах Fairey «Gannet». Процесс модернизации был проведен в 1971-м году, после чего AEW.2 были направлены в состав No.8 Squadron RAF – здесь они эксплуатировались вплоть до 1991 года, пока им на смену не пришли Boeing E-3D «Sentry» AEW.Mk.1.

    В общей сложности, в период с 1951-го по 1971-й год, самолёты «Shackleton» находились на вооружении 12 эскадронов RAF, не считая вспомогательных и тренировочных соединений. В составе SAAF служба «Shackleton» MR.3 продолжалась несколько дольше – по причине апартеида было наложено эмбарго на военные поставки и модернизацию до уровню Phase 3 прошли только два самолёта. Именно они стали последними южноафриканскими «Shackleton», служба которых была продлена до 1982-го года. К этому времени остальные самолёты были утилизированы или частично разобраны по причине отсутствия запасных частей.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Avro "Shackleton" MR.3 Phase 2 - самолёт из состава No.206 Sqd.RAF, ставший прототипом для варианта оформления модели от фирмы FROG
    Slider

    Наверх

  • После ряда откровенных провалов FROG удалось реабилитировать себя выпуском пресс-формы для модели с коробочным названием «Avro Shackleton MR.3 Long Range Maritime Reconnaissance Bomber» в масштабе 1:72. Модель получилась знаковой не только из-за геометрических размеров (ранее титул самой большой модели принадлежал Short Empire «C» ещё довоенного выпуска) – вплоть до настоящего времени именно «фроговская» разработка 1967-го года считается одной из лучших. В каталоге FROG модель получила индекс F172F и относилась к особой Deluxe Series.
     

    Первое издание получило коробки типа F2 и бокс-арт в преимущественно синих тонах, на котором «Shackleton» наносил удар по подводной лодке вероятного противника. Схема окраски и декаль позволяли оформить модель Avro «Shackleton» MR.3 Phase 2 в двух вариантах:

    No.206 Squadron RAF, серийный номер XF707, бортовой код C, 1960 г.

    No.35 Squadron SAAF, бортовой номер 1720, бортовой код M, 1959 г.

     

    Нюанс этого издания был в том, что на стадии производства возникли некоторые проблемы с пресс-формой, по причине которых две носовые 20-мм пушки в комплект не попали. А вот на бокс-арте они присутствовали. Внешнее впечатление также портила имитация заклёпок, которые в 72-м масштабе больше напоминали болты на 32. Тем не менее, модель удалась и до 1974-го года включительно было выпущено 80.000 комплектов.
     

    Второе издание с тем же индексом было выпущено в гораздо скромном количестве – всего 20.000 комплектов. На этот раз отливки были полностью комплектными и упаковывались в коробки типа Н с новым бокс-артом от Rush менее агрессивного содержания (хотя самолёт остался тот же). Была также разработана коробка третьего типа увеличенных размеров, однако в продажу она не поступала. В Великобритании модель производилась вплоть до 1976-го года – продажи «Shackleton» шли весьма неплохо и пресс-форма была отправлена в Советский Союз далеко не в первых рядах.
     

    Перепаковкой модели занимались только две фирмы. В 1968-м году часть отливок досталась фирме АМТ, которая в тот период тесно сотрудничала с FROG и даже произвела реставрацию более старых пресс-форм. Другая партия в 1970-м году перешла к фирме Hasegawa, также на пике совместного сотрудничества.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Avro Shackleton MR.3 Long Range Maritime Reconnaissance Bomber" F172 - верхняя часть коробки типа G2, 1972-1974 гг.
    Slider

    Наверх

  • Схема хаотичного распределения пресс-форм по СССР волею судеб доставила пресс-форму на F172 в Донецк. Для производства в СССР из комплекта (как обычно) изъяли две детали подставки. Выпуск модели «Shackleton» также производился не менее хаотично – проблема заключалась в том, что огромная и дорогая пресс-форма требовала особого обслуживания, а отлить модель «одним шлепком» было невозможно. Вот и ставили её на ТПА в исключительно редких случаях, как правило — при ежегодных отливках небольших контрольных партий, проводить которые требовала технология.
     

    Получаемые в результате литники шли напрямую к спекулянтам, связанным с «верхушкой» производственной иерархии. В связи с этим, «Шеклтон» был одной из самых дорогих моделей, цена на который могла доходить до 200 и более советских рублей. На форуме scalemodels.ru публиковалось сообщение, что зажиточные покупатели с  Кавказа выкладывали порой за «эксклюзив» до 350 руб! Напомним, что зарплата инженера составляла 120-140 руб, студенческая стипендия — порядка 40 руб, так что получаемые торговцами и заводским начальством доходы в разы превышали официальные.
     

    Праздник жизни для дельцов черного рынка закончился в конце 80-х, когда сложившуюся схему пресекли компетентные органы и модели начали попадать на прилавок по госцене. Наряду с «Shackleton», из небытия вернулись «Sea Vixxen», «Mitchell», «Marauder», «Ventura», «Blackburn Shark» и некоторые другие модели. С другой стороны, благодаря редкому использованию, они неплохо сохранились и современные наборы производства ARK Models отличаются весьма достойным качеством.
     

    За рубеж донецкие отливки «Shackleton» так и не попали в связи с ликвидацией в 1980-м году фирмы Novo Toys Limited, которая являлась не только дистрибьютером на территории Великобритании, но должна была напечатать упаковки и инструкции. Ни того, ни другого сделать не успели, поэтому готовая продукция в очень скромных количествах буквально просочилась на внутренний рынок, а по большей части осела у спекулянтов, имевших прямые контакты с «несунами» из ДЗИ.

    Вместе с тем, существовала упаковка советского варианта, на лицевой стороне которой был рисунок «Shackleton», но как бы в зеркальном виде – отсюда не ясно, была ли это инициатива художников ДЗИ, или наброски для «нововской» коробки всё же были готовы. Инструкция была стандартного «донецкого» типа. Сведения о наличии декали в комплектах того периода отсутствуют.
     

    Возобновить производство удалось только в начале 1990-х гг., когда процесс первоначального накопления капитала вошел в пиковую стадию. С 1996-го года отливки стали упаковывать канадская фирма Modelcraft (Cat.No.72-050) и немецкая Revell (Cat.No.04101), причем немцы подошли к процессу более творчески и, кроме новой коробки в своём фирменном стиле, предложили два других варианта оформления для No.120 и No.201 Squadron RAF. Своё слово также сказала польская фирма Chematic – в 1999-м году перепакованый набор получил декали для No.206 Sqn.RAF (XF707, 1964 г.) и No.35 Sqn.SAAF (WR972, 1961 г).

    На территории бывшего СССР донецкие отливки распространялись в упаковках от фирмы Eastern Express («Восточный экспресс») под коробочным названием «Противолодочный самолёт Авро Шеклтон Mk.3 \ Antisubmarine aircraft Avro Shackleton Mk.3» (Cat.No.72258). Соответственно, российское стороной была разработана новая коробка и декаль на один вариант для No.206 Sqn.RAF (XF706).

    После ликвидации ДЗИ пресс-форма была выкуплена московской фирмой ARK Model и производится до настоящего времени под несколько измененным коробочным названием «Многоцелевой противолодочный самолёт Шеклтон \ Anti-submarine striker Avro Shackleton MR.3» (No.72004). Бокс-арт на лицевой стороне коробки и схему окраски позаимствовали от Eastern Express.
     

    К сожалению, долгое пребывание на складе не лучшим образом отразилось на состоянии пресс-формы — в ряде мест на отливках заметны следы коррозии и чтобы убрать их, не повредив клепку, придется действовать предельно аккуратно. Фотографии пластика, выпущенного на рубеже 80-90-х годов, свидетельствуют о том , что дефекты наблюдались уже тогда, ремонт оснастки для их устранения, судя по всему, не производился.
     

    Между тем, в 2016-м году фирма Revell совершенно новую модель в модификации «Shackleton» AEW.2. О том, что представляет из себя данная модель, можно прочитать на зарубежных сайтах — в качестве примера можно привести Scale Modelling Now.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Avro Shackleton MR.3" Cat.No.F172 - комплект с обновленной коробкой ДЗИ, 1990-е гг.
    Slider

    Наверх

  • Особой критики в адрес Avro «Shackleton» MR.3 Phase 2 (F172) не будет хотя бы потому, что в период существования FROG и ДЗИ у этой модели просто не было конкурентов. Ваку-резиновое изделие от «Gerald J. Elliott» образца 1987-го года в расчет не принимаем в виду высокой эксклюзивности.

    Конечно же, «экс-фроговской» модели не хватает деталировки, но в целом серьёзных доработок она не требует. Если вам достались отливки FROG, nо «Shackleton» можно собирать прямо из коробки. С донецкими отливками всё сложнее, поскольку уже в середине 1980-х гг. (даже при мизерном объёме выпуска) в больших количествах появился облой, а стыкуемость деталей ухудшилась. С набором от ARK ситуация схожая — при минимуме облоя придется поработать над устранением следов коррозии, в остальном впечатление отливки производят приятное.
     

    В общем, на 2018-й год из альтернатив имеется только Revell и Airfix образца 2016-го года. На аукционах типа eBay цены на комплекты от FROG варьировались в пределах 20-60$ без учета пересылки. Донецкий пластик без коробки и декали оценивают сейчас в 20-50$.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Авро 696 Шеклтон" - отливки деталей фюзеляжа из комплекта ДЗИ, начало 1990-х гг.
    Slider

    Наверх


  • Ссылки (модель):
    scalemodels.ru — Восточный Экспресс 1/72 Avro Shackleton MR Mk.3
    aim72.co.uk — Shackleton MR3, phase 3 (Viper engines) Conversion Set
    nofineline.com — Avro Shackleton Mk.3 ~ Frog / amt 1:72
    modelingmadness.com — Frog 1/72 Shackleton AEW.2
    1/72 — Avro Shackleton MR.2 and AEW.2 by Airfix — MR.2 & AEW.2 released
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    Warpaint 6 — Avro Shackleton — Color Profiles
    Flight Craft 9: Avro Shackleton — Color Profiles. Mushroom Model Publications
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639