Bleriot XI


  • Самолёт Bleriot XI в особом представлении не нуждается, чего не скажешь об отношении к нему производителей моделей. За всё время существования пластикового моделизма этот самолёт был воспроизведён в масштабе 1:72 только тремя фирмами FROG, Renwal и Brifaut. Модели двух последних фирм наверняка можно найти «барахолках» в штучных количествах и за большие деньги, а вот изделие фирмы FROG периодически попадается в продаже с рук. И всё благодаря ярославскому химзаводу «Луч», который освоил производство «экс-фроговской» модели в 1978-м году и штамповал её крупными партиями вплоть до краха СССР. Правда, во всей этой истории есть один нюанс — с точки зрения копийности модель Bleriot XI британской разработки получилась отвратительной.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, С.Просвирнин, А.Алов, Дмитрий (Минск) и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.


  • Создавая самолёт с номером «XI» Луи Блерио вряд ли предполагал, какая известность будет ему сопутствовать. Собственно, данная машина разрабатывалась под общим руководством конструктора Реймонда Сольнье, работавшего с группой инженеров.

    Конструкция Bleriot XI была весьма простой с современной точки зрения. Фюзеляж прямоугольного сечения обтягивался полотном только в носовой части, а консоли крыла крепились на растяжках от стоек на фюзеляже. Поскольку руль направления как таковой отсутствовал, управление по курсу осуществлялось перекашиванием крыла («гошированием»). Стабилизатор находился под фюзеляжем в хвостовой части. Для Bleriot XI было разработано оригинальное шасси «пирамидального» типа с рычажно-пружинной амортизацией и самоориентирующимися колесами, рама которого придавала самолету характерный вид. В качестве костыля использовалось колесо или две перекрещивающиеся металлические дуги. Ручка управления в виде «руля», который не крутился, а поворачивался. Снизу монтировалась колоколообразная конструкция, к которой крепились тросы управления.
     

    Впервые Bleriot XI был представлен на Парижском авиасалоне в конце 1908-го года – тогда самолёт оснащался 30-сильным двигателем REP и четырехлопастным винтом. Первый полёт состоялся 18-го января 1909-го года, а в скором времени самолёт прошел доработку, получив 25-сильный двигатель Anzani и двухлопастный воздушный винт.

    Вполне возможно, Bleriot XI мог получиться вполне «проходным», если не бы не ряд обстоятельств. Конечно же, имеется в виду знаменитый перелёт через Ла-Манш, совершенный самим конструктором 25-го июля 1909 года. Полёт проходил не в самых благоприятных метеоусловиях и при посадке самолёт был фактически разбит, но цель была выполнена!

    Кроме приза, учрежденного британской газетой Daily Mail, Луи Блерио обрел поистине всемирную популярность, а его самолёт без преувеличения стал «культовым». Но так уж получилось, что первое достижение затмило собой другие, не менее значимые. Достаточно сказать, что на Bleriot XI были выполнены и другие перелёты, включая самый опасный, совершенный в марте 1913-го года швейцарским пилотом Оскаром Бидером через Альпы.
     

    В течении 1909-1914 гг. самолёты Bleriot XI строились относительно большими сериями, постоянно проходя модернизацию. Наиболее массовым стал вариант Bleriot XI-2, отличавшийся более мощным двигателем, удлиненным фюзеляжем, а также улучшенной конструкцией шасси. Кроме того, в инициативном порядке были построены самолёты с крылом типа «парасоль» и гидросамолёт на поплавковом шасси. Разумеется, весьма активно велись экспортные поставки, причем не только для гражданских целей.
     

    Впрочем, военная карьера у Bleriot XI не сложилась. Разумеется, до начала 1-й мировой войны эти самолёты успели поступить на вооружение таких стран, как Франция, Великобритания, Россия, Сербия, Болгария, Турция и других, но их боевое применение было возможно только при условии полного отсутствия ПВО у противника. Если в 1914-м году «Блирио» ещё сопутствовал некоторый успех в разведывательных миссиях на Западном фронте, то уже к концу 1915-го года их полностью вывели во вторую линию. Тем не менее, полёты уцелевших Bleriot XI продолжались вплоть до 1931-го года, а больше всего повезло тому самому «Traverser la Manche», который был впоследствии подарен музею и прошел реставрацию.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Луи Блерио за штурвалом самолёта Bleriot XI
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма для Bleriot XI в варианте «Traverser la Manche» (тот самый, на котором 25-го июля 1909 года Луи Блерио совершил перелёт через пролив между Францией и Великобританией) была разработана в 1965 году и тогда же поступила на прилавки магазинов. В каталогах фирмы FROG 1965-1966 гг. эта модель получила индекс F173 и числилась в серии Trail Blazers, снабжаясь соответствующей упаковкой типа F2. Помимо основных литников и подставки в виде зелёной лужайки, также поставлялась декаль в виде прямоугольной кокарды в национальных цветах Франции, хотя оригинальный самолёт не имел окраски и обозначений. В дополнение к инструкции шли 5 «золотых» купонов.
     

    Выпуск «коробочной» серии моделей Bleriot XI под индексом F173 был завершен в 1969 году, после чего, вплоть до 1973 года включительно, был налажен выпуск отливок в новых «лепестках» типа J2. Соответственно, индекс изменился на F173F. К тому времени серия Trail Blazers уже давно прекратила своё существование, поэтому в каталогах модель находилась в Black Series. В общей сложности было выпущено 120.000 и 85.000 комплектов соответственно.
     

    Интересно, что в «арсенале» фирмы FROG было всего две модели, реальные прототипы которых были созданы ещё до 1-й мировой войны. Первой из них стала копия Avro 504K из целлулоида, выпускавшаяся в 1937-1940 гг. под индексами 7Р и 30РМ. Продавались эта модель как «специальное коронационное издание» («Special Coronation Issue»), поскольку именно на одном из таких бипланов учился летать король Георг VI.

    Второй моделью, уже из пластика, стала копия Bleriot XI. После этого фирма FROG занималась «древностью» только один раз – в ноябре 1977 году была изготовлена оснастка для изготовления модели Анатра ДС\Анасаль (F312). Выпускалась она уже под логотипами других фирм, хотя до полной ликвидации FROG успели выпустить 500 отливок.
     
     

    Также весьма необычным выглядит то, что «фроговский» Bleriot XI при жизни фирмы-разработчика никогда и никем не был перепакован в индивидуальной коробке. Исключение составил набор «Ocean Pioneer Set» (Cat.No.3901-8A), выпущенный в 1968-м году фирмой AMT. В его состав вошли три модели: Ryan «Spirit of St.Louis», Fokker «Southern Cross» и Bleriot XI.
     

    Что с альтернативами из пластика в масштабе 1:72, то их на сегодняшний момент попросту нет. В первой половине 1960-х гг. определённую конкуренцию FROG в данном отношении могли составить только модели фирм Renwal (США) и Brifaut (Франция). Причем в обоих случаях Bleriot XI производился в рамках тематических серий датируемых 1964-м годом. Американский производитель даже оказался более щедрым, предлагая вариант «два в одном» под коробочным названием «Fabulous Flying Machines Bleriot 1909 monoplane & Kitty Hawk 1903 biplane» (Cat.No.234-100).

    В какой-то мере нишу попыталась заполнить польская фирма Choroszy Modelbud, выпустившая в 2011-2012 гг. целую серию моделей типа «resin kit», включавшую модификации Bleriot XI и Bleriot XI-2 с различными вариантами декалей. Кроме того, британская фирма Accurate in Miniatures Limited выпустила собственную модель из «white metall», также в масштабе 1:72.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Bleriot XI" F173 - верхняя часть упаковки фирмы FROG типа F1, серия Trail Blazers, 1965-1966 гг.
    Slider

    Наверх

  • После нескольких лет консервации пресс-форма была приобретена СССР и отправлена в Ярославль на химический завод «Луч». Несмотря на солидный возраст оснастка находилась в очень приличном состоянии. На экспорт модель поставлялась под индексом 76001 в двух типах упаковок: синий «лепесток» Novo (1978-1980 гг.) и красный «лепесток» Novoexport (1979-1980 гг.) В обоих случаях сохранялось коробочное название «Bleriot XI». Цвет экспортного пластика был преимущественного серым. В общей сложности британская сторона получила около 70.000 отливок советского производства, но в 1981-м году, после ликвидации фирмы Novo Toys Limited, какая-то часть их была передана СССР, вместе со значительным количеством полиграфии.
     

    На внутренний рынок модель поставлялась в пластиковом пакете с цветным вкладышем «a-la Novo» и упрощенным вариантом инструкции на русском языке. Как это ни странно, но «ярославское» название осталось полным и звучало как «Блерио XI. Сборная модель». За все время выпуска, продолжавшегося до 1991-го года включительно, было произведено несколько десятков (если не сотен) тысяч «ярославских блерио». И «лепесток», и инструкция в советский период оставались стабильно шаблонными — могли лишь незначительно меняться тона полиграфических красок. Цвет пластика периодически менялся от светло-желтого и молочно-белого до светло-розового.
     

    После свёртывания производства пластиковых моделей на химзаводе «Луч» пресс-формы отправились на хранение — в начале 1990-х гг. предприятие было занято собственной выживаемостью. Поскольку условиях хранения были далеки от идеальных оснастка на «Тандерболт» скорее всего попросту сгнила, а вот «Блерио» и «Темпесту» повезло — ближе к 2000-м гг. их выкупила фирма Eastern Expres (Восточный Экспресс).

    Возобновлённое производство не было столь крупносерийным, как при Советском Союзе. Фирма ограничилась небольшими партиями моделей из серого пластика, которые попали на рынок под коробочным названием «Самолёт Блерио XI \ Aircraft Blriot XI» (Cat.No.72219). Помимо новой упаковки (на этот раз это была полноценная коробка) модель получила два абсолютно новых варианта исполнения: Aeronautique Militaire Francaise и Российский императорский военно-воздушный флот. При всем уважении к стараниям специалистов из Eastern Express второй вариант является несколько мифическим, поскольку на вооружении российской армии находились самолёты более поздней модификации, но уж никак не ранний «Bleriot — Traverser la Manche».

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Bleriot XI" Cat.No.76001 - лицевая часть "лепестка" из экспортного комплекта Novo, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Комплект включает 39 деталей из цветного пластика (во оригинальном варианте – 41 деталь). Подставка на советской версии отсутствовала, но фигурка человека, явно изображавшая Луи Блерио и совершенно непропорциональная к размеру пилота, всё же осталась.

    В своё время неплохой обзор на «экс-фроговскую» модель был сделан в журнале «Аэроплан» (1993-02). Там же были напечатаны вполне сносные чертежи, которые помогут моделисту довести набор деталей до состояния модели-копии, поскольку то, что предлагается в исходном комплекте, лишь приблизительно соответствует Bleriot XI в масштабе 1/72.
     

    Начнем с того, что фюзеляж сделан совершенно неправильно – он меньше по высоте на 3 мм и длиннее на 10 мм. Крыло тоже «пляшет» не в нашу пользу, поскольку его общий размах меньше на 8 мм, не считая искаженной формы законцовок. Также совершенно не соответствует чертежам хвостовое оперение, передние стойки и колёса, диаметр которых меньше необходимого на 1 мм, что для столь миниатюрной модели критично. В дополнение ко всему необходимо заменить двигатель, добавить три полотняных мешка, баллоны с воздухом, растяжки и ряд других мелочей. Вот тогда действительно получится масштабный Bleriot XI.
     

    И ещё немного об окраске. На настоящем самолёте обшивка была полотняной и имела светло-кремовый цвет. Деревянные и металлические элементы конструкции не окрашивались, сохраняя натуральный цвет. Воздушный винт изготовлялся из орехового дерево и покрывался лаком. Колеса велосипедного типа оснащались черными резиновыми шинами и спицами из натурального металла.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Блерио XI. Сборная модель" - отливки деталей из комплекта химзавода "Луч", 1979-1991 гг. Цвет пластика - светло-розовый
    Slider

    Наверх


  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — Bleriot XI [1:72]
    The Modelling Man Cave — NOVO (ex-FROG) 1/72 Bleriot XI (1965)
    wingsofintent.blogspot.com.by — 1/72 Bleriot XI (Possibly a KGB knock-off of the Frog kit)
    Catalogue FROG — Blériot XI Réf F173
    FIGHTERS! — Bleriot XI Brifaut

    Ссылки (инфо):
    Escadrille BLC 4
    Histoire de l’appareil
    Авионы с шампанским

    Литература:
    А.С.Шепс «Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты». 2003. ISBN:5-89173-184-3
    В.Кондратьев «Фронтовые самолеты Первой мировой войны (Часть 1. Великобритания, Италия, Россия, Франция)». Москва. Техника — молодежи. 1997
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639