Bleriot XI


  • Самолёт Bleriot XI в особом представлении не нуждается, чего не скажешь об отношении к нему производителей моделей. За всё время существования пластикового моделизма этот самолёт был воспроизведён в масштабе 1:72 только тремя фирмами FROG, “Renwal” и “Brifaut”. Модели двух последних фирм наверняка можно найти “барахолках” в штучных количествах и за большие деньги, а вот изделие фирмы FROG периодически попадается в продаже с рук. И всё благодаря ярославскому химзаводу “Луч”, который освоил производство “экс-фроговской” модели в 1978-м году и штамповал её крупными партиями вплоть до краха СССР. Правда, во всей этой истории есть один нюанс — с точки зрения копийности модель Bleriot XI британской разработки получилась отвратительной.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, С.Просвирнин, А.Алов, Дмитрий (Минск) и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.


  • Создавая самолёт с номером “XI” Луи Блерио вряд ли предполагал, какая известность будет ему сопутствовать. Собственно, данная машина разрабатывалась под общим руководством конструктора Реймонда Сольнье, работавшего с группой инженеров.

    Конструкция Bleriot XI была весьма простой с современной точки зрения. Фюзеляж прямоугольного сечения обтягивался полотном только в носовой части, а консоли крыла крепились на растяжках от стоек на фюзеляже. Поскольку руль направления как таковой отсутствовал, управление по курсу осуществлялось перекашиванием крыла (“гошированием”). Стабилизатор находился под фюзеляжем в хвостовой части. Для Bleriot XI было разработано оригинальное шасси «пирамидального” типа с рычажно-пружинной амортизацией и самоориентирующимися колесами, рама которого придавала самолету характерный вид. В качестве костыля использовалось колесо или две перекрещивающиеся металлические дуги. Ручка управления в виде “руля”, который не крутился, а поворачивался. Снизу монтировалась колоколообразная конструкция, к которой крепились тросы управления.
     

    Впервые Bleriot XI был представлен на Парижском авиасалоне в конце 1908-го года – тогда самолёт оснащался 30-сильным двигателем REP и четырехлопастным винтом. Первый полёт состоялся 18-го января 1909-го года, а в скором времени самолёт прошел доработку, получив 25-сильный двигатель Anzani и двухлопастный воздушный винт.

    Вполне возможно, Bleriot XI мог получиться вполне “проходным”, если не бы не ряд обстоятельств. Конечно же, имеется в виду знаменитый перелёт через Ла-Манш, совершенный самим конструктором 25-го июля 1909 года. Полёт проходил не в самых благоприятных метеоусловиях и при посадке самолёт был фактически разбит, но цель была выполнена!

    Кроме приза, учрежденного британской газетой Daily Mail, Луи Блерио обрел поистине всемирную популярность, а его самолёт без преувеличения стал “культовым”. Но так уж получилось, что первое достижение затмило собой другие, не менее значимые. Достаточно сказать, что на Bleriot XI были выполнены и другие перелёты, включая самый опасный, совершенный в марте 1913-го года швейцарским пилотом Оскаром Бидером через Альпы.
     

    В течении 1909-1914 гг. самолёты Bleriot XI строились относительно большими сериями, постоянно проходя модернизацию. Наиболее массовым стал вариант Bleriot XI-2, отличавшийся более мощным двигателем, удлиненным фюзеляжем, а также улучшенной конструкцией шасси. Кроме того, в инициативном порядке были построены самолёты с крылом типа “парасоль” и гидросамолёт на поплавковом шасси. Разумеется, весьма активно велись экспортные поставки, причем не только для гражданских целей.
     

    Впрочем, военная карьера у Bleriot XI не сложилась. Разумеется, до начала 1-й мировой войны эти самолёты успели поступить на вооружение таких стран, как Франция, Великобритания, Россия, Сербия, Болгария, Турция и других, но их боевое применение было возможно только при условии полного отсутствия ПВО у противника. Если в 1914-м году “Блирио” ещё сопутствовал некоторый успех в разведывательных миссиях на Западном фронте, то уже к концу 1915-го года их полностью вывели во вторую линию. Тем не менее, полёты уцелевших Bleriot XI продолжались вплоть до 1931-го года, а больше всего повезло тому самому “Traverser la Manche”, который был впоследствии подарен музею и прошел реставрацию.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Луи Блерио за штурвалом самолёта Bleriot XI
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма для модели “Bleriot XI” в варианте “Traverser la Manche” (тот самый, на котором 25-го июля 1909 года Луи Блерио совершил перелёт через пролив между Францией и Великобританией) была готова в 1965 году. В каталогах FROG выпуска 1965-1966 гг. эта модель получила индекс F.173 (позднее унифицированный до F173) и числилась в серии Trail Blazers, снабжаясь соответствующей упаковкой типа F2.

    Самих коробок было три подтипа. Поскольку появление модели “Bleriot XI” совпало с проведение акции Golden Tokens, первый вариант имел блок золотистого цвета с левой стороны верхней части коробки с соответствующими дополнительными надписями и изображением “золотого” купона (всего для данной модели их было 5 штук, а печатались они в инструкции). Когда в 1968 году акция завершилась блок на коробке и инструкция стали “чистыми”. Практически одновременно в продажу поступили коробки с блоком черного цвета, что означало окончательный перевод модели из серии Trail Blazers в Black Series.

    В то же время, на протяжении всего периода выпуска основной состав комплекта не изменялся. Помимо основных литников и подставки в виде зелёной лужайки, также поставлялась декаль с прямоугольной кокардой в национальных цветах Франции, хотя оригинальный самолёт не имел окраски и обозначений. В период 1965-1969 гг. было выпущено 120.000 “коробочных” комплектов всех типов.
     

    Второе издание выпускалось в “лепестках” типа J2 — на этот шаг FROG заставила пойти неблагоприятная экономическая ситуация, в которой оказалась фирма “Rovex Industries Ltd.” (являвшейся новым владельцем этой торговой марки). В каталоге индекс модели изменился на F173F, но в целом оптимизация свелась только к введению пакетов и картонных вкладышей, на лицевой стороне которых был бокс-арт и схема окраски, а на внутренней печаталась черно-белая инструкция по сборке. В общей сложности, с 1969-го по 1973-й год включительно, было выпущено 85.000 “лепестковых” комплектов.
     

    Интересный факт!
    В “арсенале” фирмы FROG было всего две модели, реальные прототипы которых были созданы ещё до 1-й мировой войны. Первой из них стала копия Avro 504K из целлулоида, выпускавшаяся в 1937-1940 гг. под индексами 7Р и 30РМ. Продавались эта модель как “специальное коронационное издание” (“Special Coronation Issue”), поскольку именно на одном из таких бипланов учился летать король Георг VI.

     

    Второй моделью, уже из пластика, стала копия Bleriot XI. После этого фирма FROG занималась “древностью” только один раз – в ноябре 1977 году была изготовлена оснастка для изготовления модели Анатра ДС\Анасаль (F312). Выпускалась она уже под логотипами других фирм, хотя до полной ликвидации FROG успели выпустить 500 отливок.

    Также весьма необычным выглядит то, что “фроговский” Bleriot XI при жизни фирмы-разработчика так и не была перепакован в индивидуальной коробке другими издателями, которые сотрудничали с FROG. Например, эта модель имелась в списках дочерней фирмы “Air Lines” под индексом 5905, но так и не была выпущена в США. В то же время, фирма “Tri-ang” по неизвестной причине вообще проигнорировала Bleriot XI.
     

    Исключение составил набор “Ocean Pioneer Set” (3901-8A), выпускаемый в 1969-1970 гг. фирмой “AMT”. В его состав вошли три модели: Ryan NYP “Spirit of St.Louis”, Fokker “Southern Cross” и Bleriot XI.
     

    Годом позже на внутренний рынок ФРГ вышли модели из Black Series в “лепестковых” упаковках, среди которых находился “Bleriot XI” (F173F). Распространением продукции FROG в 1969-1974 гг. занималась фирма “Bienengraber & Co.Gmbh” из Гамбурга, которая для упаковки “лепестков” использовала дополнительные картонные коробки желто-черного цвета с вырезом на лицевой части и текстом на немецком языке.

     

    Снятие с производства модели “Bleriot XI” в 1973 году было вполне логичным шагом со стороны FROG, если учитывать обилие новинок, появившихся за прошедшие 7 лет и выполненных на гораздо более высоком технологическом уровне. Пока производственная оснастка лежала на складе родительская компания “Rovex Models & Hobbies” приняла стратегическое решение погасить часть долгов за счет полной продажи пресс-форм FROG. Покупатель на них нашёлся очень быстро — это была советская фирма “Novoexport”, представители которой выполняли постановление МЛП СССР о расширении ассортимента игрушек, включая сборные пластиковые модели…

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Bleriot XI" F173 - верхняя часть упаковки фирмы FROG типа F1, серия Trail Blazers, 1965-1966 гг.
    Slider

    Наверх

  • Как уже было сказано ранее, после двух лет консервации пресс-форма в 1975 году была приобретена фирмой “Novoexport” и доставлена в Советский Союз. Производилось ли тестирование оснастки в Москве — пока остается неизвестным, но вполне вероятно, что тестовые партии всё же были выпущены на мощностях ЦКТБИ или Института Игрушки. Несмотря на солидный возраст пресс-форма находилась в очень приличном состоянии и единственное, что помешало поставить модель на экспорт в действительно крупных (по советским меркам) количествах, была инертность советской системы производства. В каталоге “Novo Toys Limited” модель находилась под индексом 76001 и входила в Series 1, что фактически соответствовало “фроговской” Black Series. Экспортный вариант получил коробочное название “Bleriot XI”.

    Для первых 15 моделей с индексами, начинавшимися с цифры 76, была предусмотрена упаковка типа “лепесток”, от которой FROG ушел несколькими годами ранее. Такой подход позволял не только упростить полный производственный цикл, но и сделать готовый комплект более дешевым, что было очень важно для повторного выхода на рынок теперь уже “экс-фроговских” моделей.
     

    В течении 1976-1979 гг. было выпущено два вида “лепестков”. Первыми появились образцы с синим фоном, которые предназначались для реализации на внутреннем рынке Великобритании. Затем, принимая во внимание наладить поставки моделей в страны СЭВ (и опасаясь реэкспорта “истинно нововских” комплектов), компания “Rovex Models & Hobbies” напечатала крупные партии “лепестков” с красным фоном и логотипом фирмы “Novoexport” — модели с этим типом упаковки официально так не продавались в Восточной Европе, однако, после впоследствии они периодически стали появляться в советских магазинах. Цвет экспортного пластика был преимущественного различных оттенков серого цвета.
     

    Интересный факт!
    История перемещения пресс-формы для модели “Bleriot XI” в рамках программы распределения по советским предприятиям нуждается в уточнении. До недавнего времени считалось, что из Москвы производственная оснастка для моделей с “фроговскими” индексами F173, F183 и F212 была сразу отправлена в Ярославль на химический завод “Луч”. Однако, для данной модели существует инструкция по сборке от Донецкой фабрики игрушек, датируемая примерно 1976-1977 гг. Это даёт косвенные основания полагать, что её выпуск изначально планировался на ДФИ (где успели выпустить партию полиграфии и, возможно, часть отливок), но затем пресс-формы передали ярославскому заводу для расширения ассортимента.

    В общей сложности британская сторона получила около 70.000 отливок советского производства, но в конце 1980 года фирма “Novo Toys Limited” была ликвидирована в связи с банкротством “Rovex Models & Hobbies” и дальнейшее сотрудничество пришлось вынужденно завершить. Какая-то часть отливок, предназначенных на экспорт в Великобританию, так и осталась в СССР, а в 1981 году советской стороне были переданы остатки нереализованной полиграфии.

    Вторая попытка наладить поставки “экс-фроговских” моделей в Великобританию была предпринята в сентябре 1982 года фирмой “Capital Model Supply” (“CMS”). Переговоры получились очень долгими, поскольку советская сторона никак не могла понять специфики бизнеса пластиковых моделей в Великобритании (как будто истории с “Novo Toys Limited” и вовсе не было). В результате, когда в августе 1984 года дело дошло до подписания соглашения, внезапно выяснилось, что фирма “CMS” объявлена банкротом. До этого времени обсуждалась возможность поставки 39 наименований моделей в двух сериях, первая из которых включала “Bleriot XI” (76001).

     

    На советский внутренний рынок модель поставлялась в пластиковом пакете с цветным вкладышем “a-la Novo” и упрощенным вариантом инструкции на русском языке. Как это ни странно, но “ярославское” название осталось полным и звучало как “Блерио XI. Сборная модель”. За все время выпуска, продолжавшегося до 1991-го года включительно, было произведено несколько десятков (если не сотен) тысяч “ярославских блерио”. И “лепесток”, и инструкция в советский период оставались стабильно шаблонными — могли лишь незначительно меняться тона полиграфических красок. Цвет пластика периодически менялся от светло-желтого и молочно-белого до светло-розового.
     

    После свёртывания производства пластиковых моделей на химзаводе “Луч” пресс-формы отправились на хранение — в начале 1990-х гг. предприятие было занято собственной выживаемостью. Поскольку условиях хранения были далеки от идеальных оснастка на “Тандерболт” скорее всего попросту сгнила, а вот “Блерио” и “Темпесту” повезло — ближе к 2000-м гг. их выкупила фирма “Eastern Expres” (“Восточный Экспресс”).

    Возобновлённое производство не было столь крупносерийным, как при Советском Союзе. Фирма ограничилась небольшими партиями моделей из серого пластика, которые попали на рынок под коробочным названием “Самолёт Блерио XI \ Aircraft Blriot XI” (ЕЕ72219). Помимо новой упаковки (на этот раз это была полноценная коробка) модель получила два абсолютно новых варианта исполнения: Aeronautique Militaire Francaise и Российский императорский военно-воздушный флот. При всем уважении к стараниям специалистов из “Eastern Expres” второй вариант является несколько мифическим, поскольку на вооружении российской армии находились самолёты более поздней модификации, но уж никак не ранний “Bleriot — Traverser la Manche”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Bleriot XI" (76001) - лицевая часть "лепестка" из экспортного комплекта Novo образца 1976 г.
    Slider

    Наверх

  • Что с альтернативами из пластика в масштабе 1:72, то их на сегодняшний момент попросту нет. В первой половине 1960-х гг. определённую конкуренцию FROG в данном отношении могли составить только модели фирм “Renwal” (США) и “Brifaut” (Франция). Причем в обоих случаях Bleriot XI производился в рамках тематических серий датируемых 1964-м годом. Американский производитель даже оказался более щедрым, предлагая вариант “два в одном” под коробочным названием “Fabulous Flying Machines Bleriot 1909 monoplane & Kitty Hawk 1903 biplane” (234-100).

     

    В какой-то мере нишу попыталась заполнить польская фирма “Choroszy Modelbud”, выпустившая в 2011-2012 гг. целую серию моделей из смолы (“resin kit”), включавшую модификации Bleriot XI и Bleriot XI-2 с различными вариантами декалей. Кроме того, британская фирма “Accurate in Miniatures Limited” выпустила собственную модель из “white metall”, также в масштабе 1:72.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Bleriot XI 1909" - верхняя часть упаковки от модели фирмы "Brifaut", 1964 г.
    Slider

    Наверх

  • Комплект включает 39 деталей из цветного пластика (во оригинальном варианте – 41 деталь). Подставка на советской версии отсутствовала, но фигурка человека, явно изображавшая Луи Блерио и совершенно непропорциональная к размеру пилота, всё же осталась.

    В своё время неплохой обзор на “экс-фроговскую” модель был сделан в журнале “Аэроплан” (1993-02). Там же были напечатаны вполне сносные чертежи, которые помогут моделисту довести набор деталей до состояния модели-копии, поскольку то, что предлагается в исходном комплекте, лишь приблизительно соответствует Bleriot XI в масштабе 1/72.
     

    Начнем с того, что фюзеляж сделан совершенно неправильно – он меньше по высоте на 3 мм и длиннее на 10 мм. Крыло тоже “пляшет” не в нашу пользу, поскольку его общий размах меньше на 8 мм, не считая искаженной формы законцовок. Также совершенно не соответствует чертежам хвостовое оперение, передние стойки и колёса, диаметр которых меньше необходимого на 1 мм, что для столь миниатюрной модели критично. В дополнение ко всему необходимо заменить двигатель, добавить три полотняных мешка, баллоны с воздухом, растяжки и ряд других мелочей. Вот тогда действительно получится масштабный Bleriot XI.
     

    И ещё немного об окраске. На настоящем самолёте обшивка была полотняной и имела светло-кремовый цвет. Деревянные и металлические элементы конструкции не окрашивались, сохраняя натуральный цвет. Воздушный винт изготовлялся из орехового дерево и покрывался лаком. Колеса велосипедного типа оснащались черными резиновыми шинами и спицами из натурального металла.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Блерио XI. Сборная модель" - отливки деталей из комплекта химзавода "Луч", 1979-1991 гг. Цвет пластика - светло-розовый
    Slider

    Наверх

  • Bleriot XI “Traverser la Manche”
    Автор модели — А.Гурский (Karopka.ru)
    Модель производства химзавода “Луч”, выпуск 1980-х гг.

     


  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — Bleriot XI [1:72]
    The Modelling Man Cave — NOVO (ex-FROG) 1/72 Bleriot XI (1965)
    wingsofintent.blogspot.com.by — 1/72 Bleriot XI (Possibly a KGB knock-off of the Frog kit)
    Catalogue FROG — Blériot XI Réf F173
    FIGHTERS! — Bleriot XI Brifaut

     

    Ссылки (инфо):
    Escadrille BLC 4
    Histoire de l’appareil
    Авионы с шампанским

     

    Литература:
    А.С.Шепс “Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты”. 2003. ISBN:5-89173-184-3
    В.Кондратьев “Фронтовые самолеты Первой мировой войны (Часть 1. Великобритания, Италия, Россия, Франция)”. Москва. Техника — молодежи. 1997
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639