Gloster E28/39 «Whittle»


  • Появившись на два года позже, чем первый в мире реактивный самолёт Heinkel He-178, именно эта экспериментальная машина фирмы Gloster послужила катализатором процесса постепенного перехода британской авиации на реактивную тягу. При таком условии остаться незамеченным этот самолёт просто не мог и в 1966-м году фирма FROG выпустила модель «Gloster Whittle», которая очень удачно дополнила знаменитую серию Trail Blazers, состоявшую из гоночных и рекордных самолётов. Праздник для моделистов не испортило даже то обстоятельство, что специалисты из FROG каким-то образом ухитрились сделать совершенно немасштабные консоли крыла.
     

    После банкротства британской фирмы пресс-форма для «Gloster Whittle» была продана Советскому Союзу. Модель этого самолёта была не особо популярной, зато весьма доступной по стоимости, что при отсутствии альтернатив на долгие годы сделало её уникальной.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Просвирнин, С.Васюткин, А.Алов, Pit и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Началось всё с проекта двигателя W.1, разработанного Френком Уиттлом (Frank Whittle) в 1938-м году. После стендовых испытаний настала пора опробовать новинку на реальном самолёте, но некоторое время конструктор не мог определиться с лётным образцом. На выручку пришла фирма Gloster, которая согласилась доработать проект двухбалочного истребителя с толкающим винтом, создаваемого по спецификации F.18/37. Как это ни странно, но инициатива Уиттла была поддержана в Министерстве Авиации, которое в 1939-м году выдало отдельную спецификацию E.28/39.
     

    Согласно предъявленным требованиям реактивный двигатель должен был развивать тягу 545 кгс, при которой скорость самолёта составляла бы 616 км\ч. Вооружение не планировалось, но инженеры фирмы Gloster заложили в проект установку четырех 7,69-мм пулеметов с общим боекомплектом 2000 патронов.
     

    В рамках контракта SB/3229 сразу же было решено строить два опытных экземпляра самолета, получивших фирменное обозначение G.40 и собственное название «Pioneer». Первый предназначался для изучения самой возможности полета на реактивной тяге с двигателем W.1X и оснащался крылом с хорошо зарекомендовавшим себя профилем NACA23012. Вторую машину предполагалось использовать для изучения высоких скоростей полета, на нее решили установить крыло с новым профилем ЕС 1240/090040, отличающимся малой относительной толщиной – от 12% до 9% (так называемое крыло типа Е).
     

    Планер первого прототипа с серийным номером W4041/G был готов в марте 1941-го года, а первые рулёжки по ВПП, с кратковременными отрывами от земли, провели в апреле. Первый полёт «Pioneer» совершил 15-го мая – длился он всего 17 минут, но за это время практически всем стало ясно, что реактивную авиацию ждёт великое будущее.
     

    В начале февраля 1942-го года первый прототип был оснащен более новым двигателем W.1A, с которым он летал до ноября, после чего планер вернули фирме Gloster. Второй прототип с серийным номером W4046 был полностью готов в том же месяце – задержка была связана с доработкой двигателя W.2B. испытания проходили хорошо и 17-го апреля 1943-го года было решено провести демонстрацию «решающего превосходства» реактивной тяги над поршневой. В этот день на аэродроме присутствовало множество высокопоставленных чиновников, включая У.Черчилля. Лётчик-испытатель Майкл Донт, по договорённости с лидером группы истребителей, совершил «трюк», включив полный газ и быстро выйдя из строя «тайфуна» и «спитфайров». Премьер-министр был очень доволен.
     

    Несмотря на столь внушительные успехи второй прототип был потерян 30-го июня – во время испытаний на достижение максимального потолка механики смазали узлы навески элеронов не специальной незамерзающей смазкой, как им предписывалось, а обычным техническим вазелином, который при низких температурах превращается в некое подобие цемента. Самолёт разбился, но пилот остался жив.
     

    Полёты продолжились на первом прототипе, который оснастили двигателем W2/500. Заключительная часть программы испытаний завершилась только в декабре 1944-го года, когда уже было налажено серийное производство истребителей-перехватчиков G.41 «Meteor».
     

    Летом 1945 года он был доставлен на «выставку Победы», организованной на Оксфорд-стрит в Лондоне. А 26 апреля 1946 года самолёт G.40 «Pioneer», вместе с двигателем W.1, стал экспонатом в Научном музее британской столицы, где пребывает до сих пор.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Gloster "Whittle" - первый прототип с серийным номером W4041/G до модернизации, 1941 г.
    Slider

    Наверх

  • Предпоследней моделью в серии Trail Blazers стал именно Gloster G.40 «Pioneer» (E28/39). К разработке пресс-формы фирма FROG не очень ответственно, сумев при этом раздобыть оригинальные чертежи непосредственно у фирмы Gloster. Однако тут случилась оказия – часть листов содержала неправильные схемы крыла, площадь которого была настолько маленькой, что не смогла бы создать требуемой подъёмной силы. Несмотря на столь вопиющий недостаток разработчики оставили этот момент без внимания. Можно было бы обратиться в музей, где находился реальный G.40, но и этого они почему-то не сделали.
     

    Впрочем, такие мелочи совершенно не помешали фирме FROG успешно продавать модель Gloster G.40 «Pioneer» (E28/39) в масштабе 1:72. Пресс-форма была готова в 1966-м году, а первое издание под индексом F174 имело упаковку типа F2 и коробочное название «Gloster Whittle». Бокс-арт на коробке содержал рисунок самолёта на стоянке. Декаль и схема окраски предусматривали вариант только для первого прототипа W4041/G. Всего было выпущено 130.000 таких комплектов.
     

    В 1969-м году, после перехода на более экономичные «лепестки» типа J2 модель сменила индекс на F174. Рисунок на лицевой стороне представлял собой «обрезку» от более раннего бокс-арта. Поскольку серии Trail Blazers к тому времени уже не существовало в каталоге FROG модель перевели в Black Series. Вариант оформления остался прежним, но коробочное название изменили на более чем развернутое «Gloster Whittle E28/39 Pioneer».
     

    Выпуск модели продолжался до 1972-го года включительно, когда собрали последний из 85.000 комплектов. В 1973-м году производство собирались продолжить (причем включив G.40 в более престижную Blue Series), но из-за экономических трудностей эти планы пришлось отменить.
     

    Надо отметить, что особого разнообразия в моделях Gloster E.28/39 любого масштаба не наблюдается от слова совсем, поскольку тема экспериментальных самолётов близка далеко не каждому опытному моделисту, а просто любителю – и подавно. Тем не менее, модель Gloster E28/39 «Whittle» в масштабе 1:72 в течении 1990-2000 гг. выпускалась австралийской фирмой «High Planes».
     

    Отливки изготовленные по технологии литья низкого давления не отличаются особым изяществом и детализацией, которая у данной модели ещё более низкая, чем у FROG. В наборе присутствует единственная деталь типа «white metal» (цельнолитая стойка шасси с колесом) и вакуформованный фонарь кабины пилота. Единственное, что отличает модель от австралийской фирмы в лучшую сторону, это более высокая степень копийности.
     

    Ограниченными тиражами эту модель в 72-м масштабе также выпускают чешская фирма Pavla Models и немецкая Toga. С последней ознакомиться пока не пришлось, а вот модель из Чехии, хоть и сделана по технологии ЛНД, на данный момент можно считать лучшей. В комплект из 20 деталей входят два вакуформованных фонаря и «резина» для имитации интерьера кабины пилота, стоек и ниш шасси.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Gloster Whittle" F174 - упаковка типа F2 фирмы FROG, серия Trail Blazers, акция Golden Tokens, 1966 г.
    Slider

    Наверх

  • Проданная в 1975-м году пресс-форма волею судеб оказалась на Донецком заводе игрушек и была запущена в производство в 1977-м году. Для экспортных поставок был сделан «лепесток» с незначительно измененным рисунком от упаковки типа F2. Вариант оформления по-прежнему был только один, а в каталоге Novo модель проходила под индексом 76012 и входила в «красную» Series 1.
     

    Собственно, «Gloster Whittle E28/39 Pioneer» стал одним из первых, поставляемых в Великобританию по контракту о расчетах за пресс-формы. В общей сложности до середины 1980-го года было поставлено 105.000 комплектов отливок, что сделало данную модель одним из лидеров экспортных поставок. Впрочем, после банкротства фирмы Novo Toys Limited не реализованные в Великобритании остатки пластика и несколько тысяч экземпляров полиграфии в 1981-м году были переданы Советскому Союзу.
     

    В начале 1980-х гг. эта модель появилась на прилавках советских магазинов. На внутреннем рынке СССР донецкие отливки упаковывались в стандартную «малую» коробку, которая также использовалась для моделей, как «Супермарин С-6Б» и «Д-520», с сильно утрированным бокс-артом «а-ля Ново». Цвет отливок сильно не варьировался — при производстве «Whittle» в основном использовался пластик серого, желтого или коричневого цвета. Другое дело — донецкие упаковки! На данный момент известно по меньшей мере 6 различных вариантов, отличающихся «цветовыми решениями», включая знаменитую «сеточку».
     

    Интересная ситуация вышла с коробочным названием. Если в первой половине 1980-х гг. надпись на коробке идентифицировала модель как «Глостер Уитл Е 28 39. Ф174» (такое же название было и на первой странице инструкции по сборке), то впоследствии его изменили на обезличенное «Сборная модель самолёта Ф174». Есть версия, что руководство ДЗИ перестраховалось, поскольку в 1984-1985 гг. проводилась активная кампания против любых «натовских-капиталистических» проявлений и «под раздачу» тогда попали «Jaguar» (F402) и «Phantom II» (F262), выпуск которых временно прекратили. Кстати, с того же времени исчезла схема окраски на нижней части коробки, содержавшая британские опознавательные знаки.
     

    Выпуск «Сборной модели самолёта Ф174» на ДЗИ продолжался и после развала Союза. Одно можно сказать точно – в начале 1990-х гг. эту модель можно было без проблем приобрести как в магазинах, так и на «толкучках». В этот же период перепаковкой донецких отливок занималась польская фирма Chematic и чешская Modellhobby.
     

    В начале 2000-х гг. модель стала встречаться в коробке от российской фирмы Eastern Express (Восточный Экспресс) под названием «Реактивный самолёт Е28/39 Пионер \ Jet Aircraft E28/39 Pioneer» (Cat.No.72259). Вариант оформления, по сути остался «фроговским», однако на бокс-арте был изображен модернизированный самолёт с двумя дополнительными шайбами на горизонтальном оперении.
     

    После ликвидации ДЗИ пресс-формы были проданы фирме ARK Models, где производство возобновили с 2012-го года под новым названием «Экспериментальный самолёт Е28/39 Пионер \ Gloster Whittle E28/39 Pioneer Experimental Plane» (Cat.no.72022). Бокс-арт, заимствованный у фирмы Eastern Express, также решили не менять, лишь немного скорректировав элементы декали.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Gloster Whittle E28/39 Pioneer" Cat.No.76012 - экспортный "лепесток" Novo, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Ну что тут можно сказать? Разработчики от FROG явно облажались на ровном месте, хотя в годы существования этой фирмы такой подвох заметили далеко не все. Так что, если вы хотите получить модель-копию, то… лучше приобрести модель Gloster G.40 «Pioneer» от другого производителя, хоть это и не просто. Основная проблема заключается в том, что доверившись чертежам, британцы сделали крыло в масштабе 1:72, а вот фюзеляж у них получился в масштабе примерно 1:65. Про шайбы на стабилизаторах разработчики тоже как-то забыли. В добавок в этому, даже «фроговские» отливки имели достаточно грубый и не совсем точный раскрой, не говоря уже про донецкие.
     

    Впрочем, если вы является коллекционером моделей FROG\Novo, то подобные излишества вам совершенно ни к чему, тем более, что на пост-советском рынке «экс-фроговский» Gloster G.40 «Pioneer» почти не имеет альтернатив.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Экспериментальный самолёт Е28/39 Пионер" Cat.No.72022 - отливки деталей из комплекта фирмы ARK models, 2010-е гг.
    Slider

    Наверх

  • Gloster E28/39 “Whittle”
    Автор модели — Д.Догадов

    Gloster E28/39 “Whittle”
    Автор модели — С.Васюткин


  • Ссылки (модель):
    modelingmadness.com — Eastern Express 1/72 Gloster E.28/39
    esm.wikia.com — Eastern Express 1/72 72259 Gloster E28/39 Pioneer
    nofineline.com — Gloster E28/39 “Whittle” – High Planes 1/72
    web.ipmsusa3.org — Gloster G.40 Pioneer by Pavla Models
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    Сергей Дуленко, Александр Котлобовский «Пионеры: человек и самолет» («Авиация и Время» 2002-02)
    Derek N.James «Gloster Aircraft since 1917». London. Putnam, 1987. ISBN:0-85177-807-0.
    Jim Winchester «X-Planes and Prototypes». London. Amber Books Ltd. 2005. ISBN:1-904687-40-7
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639