Focker F.VII «Southern Cross»


  • Самолёт Fokker F.VII продолжил линию развития своих предшественников, сумев не только удержать лидирующие позиции с сфере гражданских авиаперевозок, но и завоевать прекрасную репутацию одной из самых надежных машин — достаточно сказать, что последние F.VII были списаны лишь в 1950-х гг. Более того, отличные эксплуатационные показатели позволили использовать F.VII в военных целях, что было особенно ярко выражено во время гражданской войны в Испании.
     

    Несмотря на приличное разнообразие модификаций, разработчики из FROG решили воспроизвести в масштабе 1:72 самолёт с собственным именем «Southern Cross» (англ. — «Южный крест»), который в мае-июне 1928-го года впервые пересёк Тихий океан. Этот вариант очень удачно вписывался в серию Trail Blazers, и пресс-форма для модели с индексом F175 была готова в 1966-м году.

    После банкротства FROG производственная оснастка была продана Советскому Союзу. Где именно производились отливки для экспортных поставок — пока остается загадкой, но в начале 1990-х гг. пресс-форма неожиданно «всплыла» в Украине, откуда спустя почти 10 лет отправилась снова в Москву на фирму «Звезда» и, после выпуска в 2000-х годах нескольких партий, находится на хранении.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С. Просвирнин, Дмитрий (Минск) и Sauron , а также с интернет-аукциона eBay.

  • Самолёт Fokker F.VII, созданный в 1923-м году по заказа авиакомпании KLM (Нидерланды), продолжил линию развития своих предшественников. Поставленная перед конструкторской бригадой цель сконструировать скоростной и экономичный пассажирский самолет для дальних трасс была выполнена с отличием. При этом, Энтони Фоккер сохранил конструктивную основу машины в одно-, двух- и трехмоторном вариантах.
     

    Первый прототип F.VII, оснащенный одним двигателем Rolls-Royce “Eagle” мощностью в 365 л.с., впервые поднялся в воздух в апреле 1924-го года под управлением летчика-испытателя фирмы Fokker. После серии тестовых полетов был подобран штатный экипаж, и с октября 1924-го года начались напряженные 27-дневные испытания в тропическом климате Голландской Ост-Индии (самолёт базировался в Джакарте). Тесты были столь успешными, что уже в том же году были получены первые заказы от различных авиакомпаний, а к концу 1925-го года только в Нидерландах насчитывалось 42 F.VII. Стоит отметить, что коммерческий успех практически одинаково сопутствовал как одномоторному, так и трехмоторному варианту этого самолёта, быстро нашедшему применение в таких странах, как Чехословакия, Великобритания, Франция, Эфиопия, Венгрия, Швейцария, Польша, Испания, Италия, США, Швейцария и многих других.
     

    Кроме того, фирма Fokker подписала очень выгодные контракты на лицензионное производство, что позволило заметно расширить парк самолётов собственной разработки:

    Calcas Nacionales / Republicanos SABCA – 29 самолётов F.VIIb, Испания

    IMAM – 3 самолёта под обозначением Ro.10 с тремя двигателями Alfa Romeo «Lynx», Италия

    Plage i Laskiewicz – 11 пассажирских и 20 военных самолётов F.VIIb (о них будет рассказано ниже), Польша

    Avro — 14 самолётов под обозначением Avro 618 «Ten».

    Кроме чисто гражданских вариантов F.VII некоторое время был популярен в военном исполнении. Достаточно сказать, что в Чехословакии на фирме Avia с 1929 по 1932 год выпустили 21 экземпляр самолета с наружными бомбодержателями для подвески на них 800 кг авиабомб – эти самолёты использовались по прямому назначению до начала 1930-х гг.
     

    Гораздо дольше оказалась карьера польских бомбардировщиков. В тот же период 20 самолётов модели F.VIIb/3m модифицировали до уровня ночного бомбардировщика, а несколько самолётов F.VIIb/2m переоборудовали в дальние разведчики. Несмотря на то, что с 1938 года почти все имевшиеся «фоккеры» F.VII\3m переориентировали на выполнение десантных задач, им всё же довелось принять непродолжительное участие во 2-й мировой войне.
     

    Не отставали и Нидерланды – ещё в 1927-м году на вооружение ВВС Метрополии поступило три бомбардировщика модификации F.VII\3mM. От гражданского варианта они отличались установкой военного оборудования, включавшего внутренние фюзеляжные бомбодержатели для 1200 кг бомб (обычно это могли быть 12 100-кг бомб) и одного оборонительного 7,62-мм пулемета на верхней фюзеляжной турели за крылом. Весьма интересно, что при наличии намного более современных самолётов того же типа, устаревшие «фоккеры» формально продолжали числиться бомбардировщиками и служили вплоть до 10 мая 1940 года, пока все они не погибли под немецкими бомбами на аэродромах Состерберг и Хаамстеде. Ещё два самолёта, конверсированных аналогичным образом, вплоть до 1942 года летали в Голландской Ост-Индии, но использовали их больше как транспортные машины.
     

    Кроме того, в 1932 году самолёты поступили на вооружение Aeronautique Miltaire (ВВС Бельгии) и были сосредоточены на аэродроме в Эвере. Годом позже их переопределили на роль ночных бомбардировщиков, составив основу единственного в Бельгии ночной бомбардировочной эскадрильи 3\I3Ae. Дальнейшая судьба бельгийских самолётов несколько туманна. Достоверно известно, что последний F.VII\3m (регистрационный код OO-AIV) находился в эксплуатации у компании “Sabena” в Бельгийском Конго, и летом 1940 года был реквизирован Weermacht/Force Publique, чтобы служить на пользу колониальных британских ВВС в Эфиопии.
     

    Самое интенсивное применение военных вариантов F.VII имело место во время гражданской войны в Испании. Не обладая достаточным количеством бомбардировщиков, обе враждующие стороны принялись за переделку гражданских самолётов, значительно преуспев в этом направлении. Бывшие авиалайнеры получили бомбодержатели и верхнюю пулеметную турель, однако успех их применения оказался более чем скромным, и, уже с 1937-м года испанские «фоккеры» преимущественно использовались в качестве учебных самолётов, что позволило единичным экземплярам пережить войну.
     

    Между тем, наибольшую известность приобрёл самолёт с названием «Southern Cross», который в период с 31-го мая по 9-е июня 1928-го года впервые в истории авиации пересёк Тихий океан. Этот «Фоккер» интересен тем, что свою карьеру он начинал как «Detroiter» и первоначально входил в состав Арктической экспедиции Уилкинсона (Wilkins Arctic expedition). В 1926-м году он разбился на Аляске, но затем был восстановлен и модернизирован.

    Маршрут самолёта «Southern Cross» пролегал от Окленда (штат Калифорния, США) через острова Гавайи и Фиджи до Брисбена (штат Куинслэнд, Австралия). Экипаж в составе австралийских пилотов Чарльза Кингсфорда Смита (Charles Kingsford Smith) и Чарльза Ульма (Charles Ulm), а также американского штурмана Гэрри Лайона (Harry Lyon) и радиста Джеймса Уорнера (James Warner) в общей сложности преодолел расстояние в 11.670 километров.
     

    В виду появления новых авиалайнеров типа Douglas DC-3, век «фоккеров» заметно укоротился. Тем не менее, надежные голландские самолёты продолжали эксплуатировать даже в послевоенный период. Последний F.VIIA летал в Швейцарии вплоть до 1955 года, выполняя весьма интересную роль – этот самолёт принадлежал медицинской легочной клинике и возил детей больных коклюшем на высоту, где они дышали чистым озонированным воздухом.
     

    Остальным самолётам повезло не столь сильно — до нашего времени сохранились лишь единичные экземпляры, которые являются музейными экспонатами. К этому можно добавить, что в лётном состоянии находится реплика «Southern Cross».

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Fokker F.VIIb\3m "Southern Cross" - фото самолёта сделанное во время перелёта через Тихий океан, 1928 г. Обратите внимание, что на борту нет никаких регистрационных кодов.
    Slider

    Наверх

  • Как уже было сказано в превью, фирма FROG остановила свой выбор именно на трехмоторной модификации Fokker F.VIIb/3m с названием «Southern Cross». Пресс-форма для неё была готова в апреле 1966-го года, а сама модель получила индекс F175 и стала финальной в серии Trail Blazers.
     

    Выпуск модели под коробочным названием «Fokker VIIb 3m Southern Cross» продолжался до 1972-го года включительно исключительно в упаковках типа F2 — это была коробка с бокс-артом и прямоугольной боковой «панелью» слева, цвет которой менялся в зависимости от период выпуска.
     

    Так, на момент своего появления эта модель ещё успела принять участие в акции Golden Tokens, причем она стала одной из самых дорогих (вместе с ней полагалось 12 «золотых» купонов). Соответственно, на вставке золотистого цвета размещалась информация о проводимой акции и бонусе.
     

    После закрытия серии Trail Blazers модель «Southern Cross» была переведена в Orange Series, что привело к изменению цвета вставки, которая стала оранжевой. Информация об акции Golden Tokens была полностью удалена.
     

    В общей сложности, за 7 лет производства было выпущено 85.000 комплектов. Некоторое количество отливок в 1968-м году было перепаковано фирмой Hasegawa. Планы возобновить производство этой модели в 1973-м году не состоялись.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Fokker VIIb-3m Southern Cross" F175 - упаковка типа F2 фирмы FROG, серия Trail Blazers, акция Golden Tokens, 1966-1972 гг.
    Slider

    Наверх

  • История пресс-формы для Fokker F.VIIb/3m «Southern Cross» (F175) после её продажи Советскому Союзу весьма загадочна и туманна. Производство моделей на экспорт началось в 1978-м году, но предприятие, где именно производились отливки в тот период, точно не определено. По наиболее вероятной версии, это был Донецкий завод игрушек, однако есть сведения, что «Southern Cross» всё-таки делали в Саратове на заводе «Контакт». В книге «FROG Model Aircraft 1932-1978» местонахождение пресс-формы вообще указано, как завод «Кругозор» в Москве, что тоже вполне вероятно, поскольку в рамках существовавшей тогда хаотичной системы распределения оснастка могла сменить несколько предприятий.
     

    Ещё более интересно, что для поставок в Великобританию был сделан синий «лепесток» с немного измененным «фроговским» рисунком. А вот красный «лепесток» Novoexport имел совсем другой рисунок самолёта «Southern Cross», с изображением на заднем плане статуи Свободы в Нью Йорке (чего не могло быть в принципе, поскольку в 1928-м году самолёт базировался на аэродромах только Западного побережья). Предположительно, данная упаковка являлась «перестроечной» и появилась на фоне резкого улучшения отношений с США. В обоих случаях модель имела экспортное название «Fokker – Southern Cross» и индекс 76072 по каталогу Novo.
     

    В общей сложности, до конца 1980-го года (то есть до того момента, когда была ликвидирована фирма Novo Toys Limited) британская сторона получила около 80.000 отливок. Остатки нереализованной продукции, включая полиграфию («лепестки», декали, инструкции), были переданы Советскому Союзу во второй половине 1981-го года.
     

    Настоящие приключения «фоккера» начались где-то после 1990-го года. По всей видимости, в ходе «перестройки», пресс-форма была перекуплена предпринимателями из Украины и уже через год появилась в продаже в новой коробке от фирмы «Свiт» из Киева. Также была напечатана новая инструкция и изменена декаль. В массовых количествах «свитовская» модель встречалась в 1992-1994 гг. Перепаковкой этих отливок в середине 1990-х гг. также занимались фирмы Toga (Германия), Chematic и Intech (обе из Польши). При этом, второй из перечисленных польских «производителей» предложил вариант оформления для 211 Eskadry Bombowej ВВС Польши, хотя коробочное название по-прежнему позиционировалось как «Fokker F.VIIb/3m Southern Cross».
     

    Что случилось с фирмой «Свiт», история умалчивает, но для неё бывший F175 стал единственной моделью. В конце 1990-х российская «Звезда» перекупила пресс-форму и перевезла её в Москву. В 2000-2004 гг. модель производилась в ограниченных количествах под коробочным названием «Фоккер F-VIIB/3m Южный Крест \ Fokker F-VIIB/3m Southern Cross» (Cat.No.7233) и сейчас является своего рода раритетом. В 2010 г. вышел последний известный тираж модели, причем на коробке имелись подписи «Limited edition 2010/Ограниченный выпуск 2010» и «только для опытных моделистов».
     

    Так что же сейчас? Неужели для 72-го масштаба все закончилось на «фроговской» пресс-форме? А вот и нет!
    Наверное, одной из самых «древних» является ваку-модель от польской фирмы Broplan, которая тиражировала свои изделия на рубеже 1980-1990-х гг. Самолёт был выполнен в варианте бомбардировщика ВВС Польши с бортовым номером «6» из состава 214 Eskadry Bombowej.
     

    В начале 2000-х гг. испанская фирма Bum представила свой вариант с оформлением в двух вариантах – для ВВС республиканцев и националистов время Гражданской войны 1936-1939 гг. («Fokker FVIII-3B Calcas Nacionales/Republicanos»). Впрочем, есть ряд оснований полагать, что образцом для неё послужила «экс-фроговская» модель.
     

    Из самостоятельных разработок следует отметить фирму Valom из Чехии, которая на рубеже 2000-2010 гг. выпустила сразу 9 (!) вариантов, включая не только «чистые» Fokker F.VII с новым декалями, но и вариант Avro 618. Правда, стоит учитывать, что чешские модели представляют собой «resin kit» и их стоимость в большинстве случаев заметно превышает 20 USD.
     

    Для тех, кому масштаб не принципиален, или соотношение 1:72 кажется не оптимальным, также есть выбор. Чешская фирма AZ Model выпускает целую серию из шести разновидностей Fokker F.VII в масштабе 1:144, а фирма X-Resin и Польши освоила производство «фоккера» в 48-м масштабе, причем тоже в нескольких вариантах упаковок и декалей.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Fokker – Southern Cross" Cat.No.76072 - верхняя часть экспортной упаковки Novo, 1977-1980 гг.
    Slider

    Наверх


  • Сравнивая отливки модели Fokker F.VIIb/3m «Southern Cross» от различных производителей (а в данному случае это были фирмы FROG, «Свiт» и «Звезда») можно прийти к выводу, что после прибытия пресс-формы в Москву она явно прошла ремонт. Хотя различия минимальны, можно обнаружить следующие нюансы:
     

    Внешние поверхности фюзеляжа и крыла у FROG-а несколько шероховаты, что не исключает возможности имитации полотняной обшивки. На отливках от «Свiт» шероховатость осталась, но далеко не везде (выглядит она скорее как «потертость») плюс к этому пострадал тонкий внешний раскрой, который в ряде мест стал вообще невидимым. А вот у «Звезды» с раскроем всё в порядке, но все поверхности стали абсолютно гладкие. Кроме того, на фюзеляже появилась более «мощная» имитация полотняной обшивки, правда, при этом пострадали заклёпки-звёздочки, которые стали менее чёткими.
     

    Впрочем, наиболее «узким» местом модели от FROG являются мотогондолы. Проблема в том, что фотографии «Southern Cross» высокого качества отсутствуют, а по сохранившимся снимкам проблематично определить, должны они быть прямоугольными или конусообразными. Не исключено, что для перелёта мотогондолы были видоизменены.
     

    В остальном, модель, если собирать её «из коробки», выглядит очень достойно. Конечно же, придется повозится с мелочевкой, которой очень не хватало в 1960-е гг., но по «геометрии» серьёзных отклонений не наблюдается. Также, несколько упрощены стойки шасси, а колёса несколько тонковаты для 72-го масштаба, но это уже на любителя «распилки дров». Дополнительным бонусом в комплектах от FROG, Novo и «Свiт» шёл отдельно стоящий пилот, рост которого в масштабе 1:1 составлял бы больше 2 метров.
     

    Ещё один нюанс имеется с оформлением. Заключается он в том, что реальный самолёт при перелёте через Тихий океан имел регистрационный код 1985, хотя его официальная регистрация в США была как NC1985 – по всей видимости, подобное сокращение имело какой-то смысл. Соответственно, декаль от FROG и «Звезды» содержала только этот вариант. В то же время, в комплект для модели от «Свiт» входила, так сказать, расширенная версия декали, которая также содержала регистрационный код VH-USU – он был присвоен в Австралии в июне 1928-го года уже после завершения перелёта.
     

    Для перелёта на самолёт нанесли двуцветную окраску. Хвостовое оперение и фюзеляж до границы мотокапота имели синий цвет (True Blue). В то же время, крыло, диски колёс, втулки винтов, мотокапоты и участок до пилотской кабины окрашивались серебряной краской. Черными были только шины, лопасти винтов и двигатели. Надпись «Southern Cross» и код 1985 наносились белой краской, код 1985 на крыле (сверху слева и снизу справа) – черной. После перерегистрации американский код закрасили, а вместо него появился австралийский VH-USU, который наносился белой краской по бортам фюзеляжа и черной – на консолях (сверху – разнесённо, снизу – полный код на обоих поверхностях).
     

    Кстати, сейчас тот самый Fokker F.VIIb/3m «Southern Cross» находится в кондиционируемом, полностью стеклянном ангаре в Брисбене. Однако следует учитывать, что за время эксплуатации в Австралии он несколько раз перекрашивался. В добавок к этому, на некоторых фотографиях самолёт запечатлён с трехлопастными винтами и дополнительными окнами пассажирского салона.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Фоккер F-VIIB/3m Южный Крест \ Fokker F-VIIB/3m Southern Cross" Cat.No.7233 - отливки фюзеляжа и крыла из комплекта фирмы Звезда, ограниченная серия 2010 г
    Slider

    Наверх

  • Автор модели — Сергей Васюткин

    Автор модели — пользователь karopka.ru Михаил Бабченко

  • Ссылки (модель):
    Frog 1/72 Fokker F.VIIA/3m (by Brian Baker)
    Hangar 47 — Fokker F. VIIb/3m — “Southern Cross” by Frog
    airliner.narod.ru — Fokker F.VII-3m
    Каропка.ру — Fokker F- VIIb/3m
     

    Ссылки (инфо):
    Dutch Aviation History — Fokker F-VII
     

    Литература:
    Е.Подольный «Покоритель двух полюсов: Самолёт «Фоккер» F.VII» («Крылья Родины» 1997-04)
    Дэвид Дональд «Полная энциклопедия мировой авиации». 1997. ISBN:0-7607-05920-5,
    de Agostini «Fokker F.VII/F.VII-3m — Межвоенный авиалайнер» («Мировая Авиация» 97)
    A.R.Weyl «Fokker: The Creative Years». London. Putnam. 1965
    Richard Lines, Lief Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639