Blackburn «Shark» Mk.II


  • Торпедоносец-бомбардировщик Blackburn «Shark» вряд ли можно назвать широко известным и популярным у моделистов самолётом. Так уж получилось, что его боевая карьера получилась более чем скромной, не в пример тому же Fairey «Swordfish». Одно бесспорно — модель «Shark» в масштабе 1:72, изданная фирмой FROG в 1968-м году, оказалась настолько удачной, что фактически не имела достойных конкурентов вплоть до недавнего времени! Помимо высокой степени детализации и копийности «фроговская» модель содержала два варианта шасси и три варианта оформления.
     

    Другое дело, что после продажи пресс-формы Советском Союзу, выпуск модели долгое время откладывался и был фактически возобновлен только в начале 1990-х гг. В связи с этим, на экспорт в Великобританию «Shark» не поставлялся, зато в постсоветское время эта модель стала одной из наиболее распространенных на модельном рынке. В данный момент она входит в «историческую» серию компании ARK Models, предлагающей коробку и декали «под Novo», подробный обзор комплектации приведен в разделе «Наши дни».
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С. Васюткин, А. Алов, Custo, Sauron, компания ARK Models в лице А. Диментова и С. Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Для замены бомбардировщиков-торпедоносцев «Ripon» британское Министерство Авиации сформулировало в 1930 году требования с новому самолёту. Спецификация М.1/30А, по большому счету, не предполагавшая создания ничего радикально нового, привела к появлению прототипов Blackburn M.1/30A (В.3), Handley-Page HP.46 и Vickers Type 207. Поступив на испытания в 1932-1933 гг. ни один из них не показал требуемых характеристик, но первой в данной обстановке сориентировалась фирма Blackburn, всего несколько месяцев спустя предложившая проект В.6.

    По сути, это был уже новый самолёт с доработанным фюзеляжем, новым хвостовым оперением и радиальным двигателем Armstrong Siddley “Tiger” IV мощностью 700 л.с. Кроме того, была полностью переделана бипланная коробка крыльев, что потребовало введения дополнительных стоек. Экипаж состоял из трех человек, которые размещались в двух открытых кабинах, разделенных перегородкой. Спереди находилось место пилота, а в задней кабине размещались наблюдатель и бортстрелок. Вооружение состояло из одного синхронного и одного оборонительного пулемета калибра 7,71-мм. На внешней подвеске имелась возможность разместить одну торпеду или до 680 кг бомб. Самолёт мог эксплуатироваться как на колесном, так и на поплавковом шасси.
     

    Первый полёт опытного образца В.6 состоялся 24 февраля 1933 года. В скором времени самолёт отправили для палубных испытаний на авианосце «Coragious», которые завершились вполне успешно. Это позволило заключить в августе 1934 года контракт на поставку установочной серии из 16 машин для нужд FAA, получивших официальное название «Shark» («Акула»).

    Первый серийный вариант «Shark» Mk.I (англ. — «Акула»), как и прототип, оснащался радиальным двигателем Armstrong Siddley “Tiger” IV мощностью 700 л.с. и двухлопастным винтов постоянного шага. На последнем самолёте этой серии установили более мощный «Tiger» VI (760 л.с.), создав тем самым прототип для модификации «Shark» Mk.II. Выпуск этой модели наладили в 1936 году. Последней модификацией стал «Shark» Mk.III с двигателем Bristol «Perseus» III мощностью 800 л.с. и рядом мелких доработок. В период с апреля по декабрь 1937 года было собрано 95 самолётов, после чего выпуск «Shark» был полностью завершен. Общие объёмы выпуска составили 238 экземпляров.
     

    Служба «Shark» в частях первой линии FAA протекала достаточно спокойно. По мере поступления на вооружение бомбардировщиков-торпедоносцев Fairey «Swordfish» морально устаревшие самолёты фирмы Blackburn стали переводить на выполнение второстепенных задач, одной из которых стала буксировка мишеней. Тем не менее, в 1940 году несколько «Shark», оставшихся в метрополии, вновь вернули в строй. В частности, во время эвакуации из Дюнкерка в конце мая 1940 года эти самолёты использовались для патрулирования береговой зоны.
     

    Настоящее боевое крещение «Shark» приняли в первой половине 1942 года, когда японские войска вторглись на территорию британских колоний в Юго-Восточной Азии. Из 17 самолётов, которые базировались на аэродроме Селетар и использовались в качестве буксировщиков мишеней, наиболее боеспособные машины решили привлечь для штурмовых ударов. К настоящему времени известен только один подтвержденный факт боевого применения «Shark» в этом качестве – в феврале 1942 года четыре бывших буксировщика атаковали японскую колонну вблизи г.Бату-Пхат. Впоследствии все «Shark», находившиеся в этом регионе, были уничтожены. Последние пять «Shark» Mk.II эксплуатировались в составе британской школы воздушных наблюдателей, расположенной на острове Тринидад. Эти самолёты были переданы в июне 1944 года и были списаны только после завершения войны.
     

    В качестве помощи доминионам семь «Shark» Mk.II было продано Канаде. Самолёт настолько понравился канадским пилотам, что было решено наладить лицензионное производство на дочернем предприятии американской фирмы Boeing в Ванкувере. Серийно строилась уже не «двойка», а «тройка», два образца которой приобрели в 1937 году. В отличии от британского образца, канадские «Shark» Mk.III оснащались двигателями Bristol “Pegasus” IX мощностью 840 л.с. Всего было построено 17 самолётов, находившихся в эксплуатации в частях первой линии до 1944 года. В основном их использовали для патрулирования побережья и поиска немецких подводных лодок, изредка появлявшихся у канадских берегов. За этот период пилоты «Shark» лишь один раз смогли провести безрезультатную противолодочную атаку – это произошло 27-го октября 1942 года. После войны все канадские «Shark» были списаны и впоследствии разобраны.
     

    Единственным зарубежным покупателем стала Португалия, которая для нужд своих военно-морских сил приобрела шесть самолётов модификации «Shark» Mk.IIA. От основного варианта Mk.II они отличались незначительными доработками, но на них также устанавливались двигатели «Tiger» VI. Самолёты были доставлены заказчику в марте 1936 года и использовались вплоть до 1941 года для охраны побережья.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Blackburn "Shark" - первый прототип с бортовым кодом В-6, 1933 г.
    Slider

    Наверх

  • Первая масштабная копия Blackburn «Shark» под маркой FROG появилась ещё в довоенный период – это была модель из ацетата целлюлозы, выпускавшаяся аж в двух вариантах (с реальным и вымышленным номером RAF), не считая послевоенное переиздание 1947-го года.
     

    Пресс-форма для сборки пластиковой модели появилась в 1968-м году и, надо сказать, это был тот самый «выстрел в яблочко», который добавил положительной репутации FROG. Впрочем, внутри фирмы Rovex, которой тогда принадлежала эта торговая марка, не было единства мнений – часть сотрудников полагала, что модель слишком усложнена и обладает избыточным количеством деталей.
     

    Первое издание комплектовалось коробкой типа F2 с бокс-артом на лицевой стороне. В каталоге модель получила индекс F179 и попала в Red Series. До 1973-го года включительно было выпущено 180.000 комплектов под коробочным названием «Blackburn Shark Torpedo-Bomber». На упаковке отдельно упоминалось, что модель имеет целых три схемы окраски, что в те годы нельзя было назвать очень распространенным явлением.
     

    Второе издание, выпущенное в 1976-1977 гг. серией в 15.000 экземпляров, отличалось упаковками типа H — некоторое количество успели получить более ранние «шкатулки» H1, но в обоих вариантах подставка Skybase отсутствовала. В каталоге FROG модель переместили в Green Series. Декаль предполагала уже четыре варианта оформления модели:

    «Shark» Prototype – серийный номер K4295, 1934. Первоначально этот самолёт носил обозначение В-6 и аналогичный бортовой код, но после передачи прототипа для палубных испытаний на борту авианосца «Courageous», на нём появился серийный номер K4295.

    «Shark» Mk.II – No.820 NAS, FAA, серийный номер K8471, HMS «Courageous», 1937 – судьба этого самолёта, спокойно отслужившего свой срок в составе первой линии FAA и затем переданного Abbotsinch TTU, сложилась трагически – во время тренировочного вылета 16-го августа 1940-го года он врезался в землю близ фирмы Meikle Busbie. Пилот саб-лейтенант Дрейн (Drane) впоследствии умер в госпитале от ран. Разбитый «Shark» был списан.

    «Shark» Mk.II (Trainer) – R.N.A.S., серийный номер K8453, Ford, November 1940 – информации о реальном прототипе найти не удалось.

    «Shark» Mk.IIA – Forcas Aereas da Armada, Bom Suceso, 74, Lisbon PL, 1936 – один из самолётов морской авиации Португалии.
     

    Перепаковкой «фроговской» модели в 1968-1972 гг. занимались фирмы АМТ (Nr.A605-80) и Hasegawa (Nr.JS-041). В обоих случаях были разработаны собственные упаковки с новыми бокс-артами (у Hasegawa даже было одно переиздание), хотя варианты оформления остались без изменений.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Blackburn Shark Torpedo-Bomber" F179 - верхняя часть упаковки типа F2 фирмы FROG, 1968-1973 гг. (фото: eBay)
    Slider

    Наверх

  • Несмотря на достаточно высокую стоимость и сложность в сборке F179 сопутствовал большой коммерческий успех. В связи с этим, британская сторона, уже подписавшая контракт с СССР, немного затянула отгрузку пресс-формы, успев напоследок заработать ещё немного денег.

    Производственная оснастка попала на Донецкий завод игрушек, но пока до неё дошли руки, сотрудничество с фирмой Novo Toys Limited было завершено по причине ликвидации последней в 1980-м году. Предположительно это послужило одной из причин «забвения» модели – в тот период на ДЗИ хватало других «экс-фроговских» пресс-форм, а экспортные заказы отсутствовали. Тем не менее, при СССР модель F179 выпускалась небольшими партиями. Для неё разработали коробку, на лицевой стороне был рисунок в сине-белых тонах, являвшийся утрированной «зеркальной» копией последнего бокс-арта от FROG. Соответственно, имелась и «фирменная» инструкция от ДЗИ с декалями на все три «фроговских» варианта.
     

    Всё изменилось в «лихие 90-е», когда стремление заработать денег побольше не обошло и хозяев ДЗИ. Из «закромов родины» стали извлекаться бывшие раритеты и Blackburn «Shark» не стал в этом плане исключением. В этой связи надо отметить, что отсутствие в серийном производстве пошло только на пользу модели и на рынок она вышла просто в изумительном состоянии, практически без облоя, не говоря уже про отсутствие утяжин, недоливов и деформации деталей.
     

    Слухи о появлении отливок нового выпуска появились в 1992-м году, а спустя ещё год эту модель можно было спокойно встретить в продаже с донецкой инструкцией и «экс-фроговской» декалью. Пик производства, по всей видимости, пришелся на 1995-2000 гг., когда продукция ДЗИ массово отправлялась на экспорт. Для западного рынка перепаковку производили фирмы:

    Chematic – польский «производитель» пошел на хитрость, разработав два коммерческих варианта: в первом случае упаковывались отливки только с колесным шасси («Blackburn Shark III Wersja plywakowa», Nr.72007), а во втором – только с поплавками («Blackburn Shark III Wersja pokladowa», Nr.72008). Положительным моментом было только наличие новой декали и схем окраски, благодаря которым модели можно было оформить как K8454 и K8814.

    Smer – коробочное название «Blackburn B-6 Shark». Модель проходила в каталоге под номером 0853. Варианты оформления остались «фроговские».

    Modellhobby – коробочное название «Blackburn B-6 Shark». На данный момент известно, что чешская фирма упаковывала отливки в пластиковые пакеты с черно-белым вкладышем и комплектовала новой декалью.

    Modelcraft – коробочное название «Blackburn Shark Mk.II». Канадская фирма, помимо новой упаковки, внесла разнообразие в оформление. Вместо тренировочного варианта с номером K8453 был включен канадский вариант для No.3 General Purpose Sqn., 503, Trenton, Ontario,1937.

     

    Тем временем, во второй половине 1990-х гг. в Донецке разработали новую коробку для «Blackburn Shark», на которой был изображен самолёт в «популярной» окраске морской авиации Португалии. Кроме того, появилась новая, более современная и информативная инструкция, а также декаль с альтернативными вариантами оформления. «Португальца» оставили как есть, а вот двух «британцев» заменили на K4382\645 (No.820 NAS FAA, HMS «Courageous», 1938).
     

    В начале 2000-х гг. модель появилась в упаковке от Eastern Express (Восточный экспресс) под коробочным названием «Торпедоносец Шарк II \ Torpedoplane Blackburn Shark II» (Cat.No.72286). Покупателя в очередной раз порадовали новой коробкой и новым вариантом оформления для морской авиации Португалии – вместо самолёта с бортовым номером «2» появился самолёт с бортовым номером «3».
     

    После ликвидации ДЗИ пресс-форму выкупила фирма ARK Models, которая занимается её производством на данный момент. В первом издании 2009-го года на лицевой стороне коробки присутствовал бокс-арт от Eastern Express и коробочное название «Торпедоносец-разведчик Шарк \ Blackburn Shark Mk.I Torpedo bomber» (Cat.No. 72008). Во втором издании, появившемся весной 2017-м года, состоялось возвращение к бокс-арту от FROG и соответствующим вариантам оформления, а название изменилось на «Английский бомбардировщик-торпедоносец Блекбёрн Шарк \ Blackburn Shark British torpedo bomber».

    В скором времени дизайн был еще немного изменен, обзор самого современного комплекта находится в разделе «Наши дни».

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная модель самолёта Ф179" - лицевая часть упаковки ДЗИ рисунок на которой был сделан "по мотивам" бокс-арта от FROG, 1992 г. (восстановленное изображение)
    Slider

    Наверх

  • В 2016 году компания ARK Models решила «вернуться к корням» своих экс-фроговских наборов и начала их перевыпуск в коробках в стиле Nоvo и с соответствующими декалями и вариантами оформления. Естественно, обновленная упаковка досталась и герою данной статьи. Ее первый вариант имел классическое изображение поплавкового «Шарка» на верхней части и расположенный ниже него боковик самолета, но дальше проекта данный дизайн не продвинулся, для печати был выбран макет, где под бокс-артом расположены миниатюры коробок FROG и Novo. Название стало более лаконичным — «Бомбардировщик-торпедоносец «Шарк»\Blackburn Shark torpedo bomber». И именно такой комплект «Арки» предоставили нам для изучения, за что мы выражаем компании искреннюю благодарность!

    Внутри коробки нас, кроме, собственно, упакованных в удобный пакет на «липучке» отливок и инструкции, ожидал цветной постер с тремя схемами окраски и качественная декаль на классические варианты от FROG.

    Перечислим их:

    «Shark» Mk.1 № K4295 820-я воздушная эскадрилья флота Великобритании, авианосец «Courageous»,

    «Shark» Mk.II № K8471, той же эскадрильи, HMS «Courageous»,

    «Shark» Mk.IIA № 74 из числа авиация ВМФ Португалии.

    Инструкция базируется на варианте Восточного Экспресса, но в планах производителя заменить ее на репринт «нововской».

    После старых отливок ДЗИ, чьи фото приведены в предыдущем разделе, их современное состояние приятно удивило. Облой, полного отсутствия которого трудно ожидать у столько пожилой модели, встречается только в нескольких местах, и уж никак не идет в сравнение с большими «кляксами» пластика в старых комплектах. Клепка на фюзеляже и поплавках сохранилась в исходном виде, решетка радиатора может похвастаться абсолютно четкими и ровными линиями, все отверстия в деталях ровные и обладают требуемой глубиной. Небольшой литник с остеклением упакован в отдельный пакетик, что позволит не только избежать потертостей, но и не потерять их.

    В итоге, комплект ARK models оставляет приятные впечатления. Очень радует, что производителю удается поддерживать «здоровье» пресс-формы на должном уровне, что позволяет быть уверенным не только в настоящем, но и в завтрашнем дне модели. Рекомендовать ее к приобретению можно не только фанатам ретро-наборов, но и всем любителям моделей авиации и бипланов, больших сложностей при сборке «Shark» не вызывает.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Английский бомбардировщик-торпедоносец Блекбёрн Шарк \ Blackburn Shark torpedo bomber" (Cat.No. 72008) - проект упаковки фирмы ARK Models в стиле Novo, 2016 г.
    Slider

    Наверх

  • Что и говорить, сборная модель Blackburn «Shark» от FROG (считай, от ARK Models), безусловно удалась! Более того, даже в 2018-м году она является безальтернативной в масштабе 1:72. В оригинальном исполнении набор F179 включал 110 деталей, но поверьте на слово, ни одна из них не является лишней. Помимо отличной для своего времени проработки основных элементов в комплект входило два варианта шасси – колесное и поплавковое. Впоследствии такая практика была использована при создании модели Fairey «Swordfish».
     

    Однако, давайте поговорим о «ложках дёгтя в бочке мёда». Несмотря на большое количество деталей, модели F179, как это ни странно… не хватает деталировки. В кабинах пилотов кроме пола, кресел и пулеметной турели хоть шаром покати. Имитация двигателя Armstrong Siddley «Tiger» выполнена слишком упрощенно – всего одна лобовая деталь с «сеткой», которая вставляется в капот. Подкосы крыла также не слишком похожи на оригинал.
     

    Короче говоря, все подробности того, как сделать из «экс-фроговского» набора уникальную модель-копию можно найти на сайте karopka.ru. Но если вам лень заниматься кропотливой многомесячной работой, то «коробочный» вариант – ваш выбор!

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная модель самолёта Ф179" - цветовая гамма отливок, пластик желтого цвета
    Slider

    Наверх

  • Автор модели — Александр Жуковский

  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — Blackburn Shark Ref F179
    Каропка.ру — Blackburn Shark Mk.II 1/72 Восточный Экпресс, Проба сил — попытка аккуратно собрать и покрасить
    Scalemodels — Ново(Novo) 1/72 Blackburn B-6 Shark F-179
    Scalemodels — Восточный экспресс 1/72 Blackburn Shark II
    Hangar 47 — Blackburn Shark Mk.II by Modelcraft (Frog)
    AIMP Indianapolis — In Box Review of AMT (Frog) 1/72nd Scale Blackburn Shark II Torpedo Bomber
    Scalemates — Blackburn Shark Torpedo-bomber FROG — Nr. F179 — 1:72
    Das ModellBoard — FROG 1:72 F.179 Blackburn SHARK (Gelesen 4377 mal)
    Britmodeller.com — Modelcraft/Frog Blackburn Shark — Finished
     

    Ссылки (инфо):
    Sub-Lt.(A) Douglas Drane Fleet Air arm, killed 16 August 1940
     

    Литература:
    Н.Околелов, А.Чечин. «Акула», так и не показавшая зубов» («Моделист-Конструктор» 2002-05)
    A.J.Jackson «Blackburn Aircraft Since 1909». Putnam. 1988. ISBN-13:978-0870210242
    Harold Skaarup «Canadian Warbirds 1: The Biplane Era, Fighters, Bombers and Patrol Aircraft». 2001. ISBN:9780595183630
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639