De Havilland «Mosquito» Mk.IV \ Mk.IV


  • De Havilland «Mosquito» — легендарный самолёт и не менее легендарная, если не сказать мифическая, пластиковая модель! В наши дни «Мосси» не делает разве очень ленивый производитель, но в годы существования СССР достать эту модель было очень проблемно. А ведь
    в конце 1970-х гг. у одного из московских предприятий были все шансы начать выпуск «экс-фроговского» изделия, которая выпускалась в Великобритании с 1968-го по 1977-й год.
     

    Особенность ситуации была в том, что в преддверии экспортных поставок в Великобританию на производственных мощностях ЦКТБИ, куда были доставлены «экс-фроговские» пресс-формы, была выпущена тестовая партия отливок. В открытую продажу они не поступали, поскольку одну их часть передали британской стороне для оценки, а вторая разошлась на «черном рынке» возле московского «Детского мира». С тех пор считалось, что ни одного комплекта «нововского Мосси» не сохранилось…
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам Bubnov и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Разработка фронтового бомбардировщика под фирменным обозначением DH.98 была начата в инициативном порядке в 1938 году инженерами фирмы de Havilland под общим руководством Уилфреда Фримэна и Джеффри де Хэввиленда. Не связанные никакими спецификациями и требованиями британские специалисты решили создать самолёт полностью деревянной конструкции, обладающий очень чистыми аэродинамическими формами и мощной силовой установкой. Руководство фирмы само выдвинуло главные требования: максимальная скорость 640 км/ч, дальность 2400 км с бомбовой нагрузкой в 450 кг, хорошая маневренность, высокая скороподъемность и технологичность в изготовлении.
     

    Проект, в основной своей части, был готов к октябрю 1938 года и представлен для обсуждения в Министерстве Авиации. Чиновники почти единогласно отвергли DH.98, сославшись на архаичную деревянную конструкцию, но в конце 1939 года к этому проекту пришлось вернуться вновь.
    Опасаясь срыва поставок авиационных металлов, и их огромную потребность при постройке бомбардировщиков, в министерстве вспомнили о DH.98 и уже в январе 1940 года, специально для этого проекта, была издана спецификация B.1/40. Потребность в таком самолёте была настолько высока, что контракт на поставку 50 машин первой партии выдали 1-го марта – то есть, за полгода до полёта первого прототипа.
     

    Опытный образец DH.98, позже получившего название «Mosquito», впервые поднялся в воздух в ноябре 1940 года. С двигателями Rolls-Royce “Merlin” 21 по 1480 л.с. этот самолёт смог развить скорость 640 км\ч, что определило начальный успех. Испытания, завершившиеся в феврале 1941 года, окончательно убедили чиновников, что «Mosquito» вполне может заменить собой более ранние средние и легкие бомбардировщики. Вместе с тем, высокие летные качества прототипа позволили министерству сделать вывод о возможности использования его в качестве ночного истребителя.
     

    Можно сказать, что с этого момента началась длинная история «Mosquito», завершившаяся лишь во второй половине 1950-х гг. В общей сложности было построено 5583 “Mosquito” в 48 модификациях. Из этого количества фирма de Havilland Canada в Торонто собрала 1032 машин, а австралийская фирма de Havilland of Australian в 1943-1945 гг. выпустила 212 машин. Последними в 1961 году сняли с вооружения буксировщики мишеней «Москито» ТТ.Мк.35.
     

    Британские модификации:

    «Mosquito» NF.Mk.II – ночной истребитель, созданный по спецификации F.18/40.

    «Mosquito» PR.Mk.IV — разведывательный вариант на основе B.Mk.IV, на котором устанавливалось до четырех фотокамер.

    «Mosquito» B.Mk.V — усовершенствованный вариант B.Mk.IV с подкрыльными подвесками; построен один прототип.

    «Mosquito» FB.Mk.VI — истребитель-бомбардировщик на основе опытного экземпляра истребителя F.Mk.II; мог переносить внутри фюзеляжа и под крылом бомбы, а с 1944г. и реактивные снаряды.

    «Mosquito» PR.Mk.VIII — разведывательный вариант, подобный самолету B.Mk.IV, но с двигателями Мерлин с двухступенчатыми нагнетателями.

    «Mosquito» PR.Mk.IX — разведывательный вариант с моторами, оборудованными двухступенчатыми нагнетателями, и увеличенным запасом топлива.

    «Mosquito» B.Mk.IX — высотный бомбардировщик; с 1944 года стал способен нести одну сверхмощную фугасную бомбу массой 1814 кг.

    «Mosquito» NF.Mk.X — ночной истребитель с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.

    «Mosquito» FB Мк XI — истребитель-бомбардировщик с двигателями с двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.

    «Mosquito» NF.Mk.XII — обозначение самолета NF.Mk.II после установки сантиметрового радара AL Mk.VIII.

    «Mosquito» NF.Mk.XIII — новый серийный ночной истребитель, эквивалентный переделанным самолетам NF.Mk.XII.

    «Mosquito» NF.Mk.XIV — был предложен как усовершенствование самолета NF.Mk.XIII; не был построен.

    «Mosquito» NF.Mk.XV — высотный ночной истребитель с увеличенным размахом крыла, герметичной кабиной, радаром AL Mk.VIII и с двухступенчатыми нагнетателями у двигателей.

    «Mosquito» B.Mk.XVI — развитие самолета D.Mk.IX с герметичной кабиной и способностью нести бомбу массой 1814 кг (4000 фунтов).

    «Mosquito» PR.Mk.XVI — разведывательный вариант самолета B.Mk.XVI с маленьким астрокуполом; первый герметичный вариант самолета PR.

    «Mosquito» NF.Mk.XVII — обозначение самолета NF.Mk.II после установки радара AL Mk.X.

    «Mosquito» FB.Mk.XVIII — модификация самолета FB.Mk.VI, оборудованная 57-мм пушкой Молинз, ракетными снарядами и усиленной броней; использовалась главным образом против подводных лодок и кораблей.

    «Mosquito» NF.Mk.XIХ — ночной истребитель на основе самолета NF.Mk.XIII с «универсальной» носовой частью для установки радаров AL.

    «Mosquito» Т.Mk.29 — тренировочные самолеты, переделанные из FB.Mk.26.

    «Mosquito» NF.Mk.30 — высотный ночной истребитель с двигателями “Merlin” с двухступенчатыми нагнетателями, с оборудованием для электронного противодействия ECM.

    «Mosquito» NF.Mk.31 — вариант NF.Mk.30 с двигателями Packard-Merlin; не был построен.

    «Mosquito» PR.Mk.32 — высотный разведывательный самолет, сходный с моделью NF.Mk.XV.

    «Mosquito» TR.Mk.33 \ “Sea Mosquito” — морской торпедоносец, разведчик, истребитель для использования с авианосцев; сходный с самолетом FB.Mk.VI, со складывающимися крыльями и тормозным крюком.

    «Mosquito» PR.Mk.34 — дальний разведчик с дополнительным топливом в бомбовом отсеке.

    «Mosquito» В.Mk.35 — дальний высотный самолет на основе модели B.Mk.XVI с герметичной кабиной.

    «Mosquito» NF.Mk.36 — в основном схож с вариантом NF.Mk.30, но с высотными двигателями “Merlin”.

    «Mosquito» TR.Mk.37 — вариант самолета TR.Mk.33 с радаром.

    «Mosquito» NF.Mk.38 — вариант NF.Mk.30 с радаром.

    «Mosquito» ТТ.Mk.39 — вариант B.Mk.XVI после переделки для буксировки мишеней.

    «Mosquito» FВ.Mk.40 — построенный в Англии вариант самолета FB.Mk.VI.

    В.36 – обозначение «»Mosquito»», эксплуатировавшихся в Чехословакии с 1945 по 1949 гг.
     

    Канадские модификации:

    «Mosquito» B.Mk.VII — вариант, построенный в Канаде на основе опытного самолета B.Mk.V.

    «Mosquito» В.Mk.XХ — бомбардировщик, построенный в Канаде.

    «Mosquito» FВ.Mk.21 — канадский эквивалент самолета FB.Mk.VI.

    «Mosquito» Т.Mk.22 — канадский эквивалент самолета T.Mk.III.

    «Mosquito» В.Mk.23 — канадский эквивалент самолета B.Mk.IX; не был построен.

    «Mosquito» FВ.Mk.24 — канадский истребитель-бомбардировщик с двигателями, оснащенными двухступенчатыми нагнетателями; не был построен.

    «Mosquito» В.Mk.25 — построенная в Канаде модификация самолета В.14 Mk.XX с двигателями Packard-Merlin.

    «Mosquito» FВ.Mk.26 — построенная в Канаде модификация самолета FB.Mk.21 с двигателями Packard-Merlin.

    «Mosquito» Т.Mk.27 — построенная в Канаде модификация самолета T.Mk.22 с двигателями Packard-Merlin.
     

    Австралийские модификации:

    «Mosquito» PR.Mk.40 — австралийский авиаразведчик, переделанный из варианта FB.Mk.40.

    «Mosquito» FВ.Mk.41 — австралийский истребитель-бомбардировщик, сходный с самолетом FB.Mk.40, но с двухступенчатыми нагнетателями.

    «Mosquito» PR.Mk.41 — австралийский разведывательный самолет; развитие модели PR.Mk.40, но с двухступенчатыми нагнетателями.

    «Mosquito» FВ.Mk.42 — единственная австралийская модификация самолета FB.Mk.40 с двигателями “Merlin” 69.

    «Mosquito» Т.Mk.43 — построенный в Австралии тренировочный вариант T.Mk.III.
     

    Разумеется, множество «Mosquito» было поставлено за рубеж. Эти самолёты летали в составе ВВС Франции, Бельгии, Швеции, Израиля, Доминиканской Республики, Чехословакии, Польши, Югославии и Китая. Один самолёт модификации FB.Mk.VI был поставлен СССР и в 1943 году проходил испытания в ЛИИ ВВС. Советским пилотам «Mosquito» понравился, но заказывать крупную партию этих машин не стали.
     

    Интересная история получилась с китайскими «Mosquito». В 1948 году правительство Гоминьдана приняло решение о закупке 300 самолётов модификации B.Mk.XIV. Поскольку доставить их в собранном виде было затруднительно самолёты разобрали, а сборку организовали на бывшем японском заводе в Шанхае. Производственный процесс протекал крайне вялыми темпами и к 1950 году успели собрать только 177 машин. К этому времени правительство Гоминьдана пало, и почти все сохранившиеся «Mosquito» вошли в состав ВВС НОАК. На Тайвань успели эвакуировать около 50 машин, но обе стороны использовали «Mosquito» до начала 1950-х гг.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Mosquito" B.Mk.IV из состава No.105 Sqd.RAF
    Slider

    Наверх


  • Остаться в стороне от столь известного самолёта фирма FROG просто не могла. Первый шаг был сделан ещё в 1946-м году с выпуском комплекта деревянных деталей под индексом 917.Р9 в серии Penguin 9. Спустя ещё несколько месяцев в продаже появилась модель из ацетата целлюлозы, которая в каталоге FROG имела индекс 117Р. Этот комплект выпускался до 1949-го года включительно, пока не была взята ориентация на разработку производственной оснастки для пластмассовых моделей.
     

    Хорошо известная сейчас модель FROG под индексом F187 появилась лишь в 1968-м году. Почему так поздно – вопрос остаётся открытым. Возможно, фирма FROG была слишком сильно занята другими проектами или рассчитывала позаимствовать пресс-форму у другого производителя. Вместе с тем, фирма Airfix, являвшаяся основным конкурентом, выпустила «De Havilland Mosquito FB.VI» (Nr.1402) ещё в 1957-м году и к тому времени трижды успела его переиздать. А вот Matchbox со своим «NF-30/Mk.IX Mosquito» (Nr.PK-116) вообще никуда не спешила – её модель появилась в 1976-м году и выдержала всего четыре издания, будучи снятой с производства в 1992-м году. Так что, фирма FROG получила неплохие шансы вновь отличиться.
     

    Модели первого издания (1968-1974 гг.) в коробках типа G1 входили в Green Series и были произведены в количестве 210.000 экземпляров. Тираж второго издания (1974-1977 гг.), для которого была разработана коробка типа Н, составил ещё 55.000 экземпляров. В обоих случаях схема окраски и декаль для «Mosquito» предполагали только два варианта оформления:

    Mosquito B.Mk.IV Series II – бомбардировщик с кодом GB-D\DZ548 и собственным названием «Knave of Diamonds» из состава No.105 Sqn.RAF, принадлежал экипажу винг-коммандера Л.Вулдриджа (Wg.Cdr. L.Wooldridge), Marham, июнь 1943 г. Ранее код GB-D принадлежал самолёту с номером W4072.

    Mosquito F.Mk.VI – истребитель с номером А52-500 и бортовым кодом NA-A из состава No.1 Sqn.RAAF. Самолёт был построен в ноябре 1943-го года как FB.Mk.VI и первоначально имел британский номер HR302. В состав RAAF он принят в марте 1945-го года, но уже в августе самолёт пришлось списать после неудачного взлёта с аэродрома на острове Лабуан (Labuan).
     

    Перепаковкой «Mosquito» занимались только две фирмы. В 1968-м году АМТ\FROG (Nr.A631-100) выпустила эту модель, заменив австралийский вариант окраски на американский с номером самолёта ММ532. Фирма Hasegawa свою часть отливок издавала дважды – в 1970-м и 1971-м году (Nr.JS-045).
     

    Ещё до свёртывания производства в Великобритании (что было связано с постепенной ликвидацией торговой мари FROG, как таковой) производственную оснастку продали в Советский Союз через фирму Novoexport. В рамках договора, подписанного в 1975-м году, советская сторона обязалась поставлять отливки по бросовым ценам в зачет приобретенных пресс-форм. И, кстати сказать, на «Mosquito» у британцев были особые планы…

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "De Havilland Mosquito Mk4 or Mk6" F187 - упаковка типа H1, FROG, 1974-1976 гг.
    Slider

    Наверх

  • Советская часть истории этой легендарной, а для советских моделистов — вообще мифической, модели началась в 1977-м гг. Пресс-форма, из которой FROG выжала всё, что только можно, прибыла в Москву и первоначально была доставлена в ЦКТБИ, где провели её испытания на собственных ТПА. По воспоминаниям сторонних свидетелей дело происходило в 1978-1979 гг., но сколько именно было сделано пробных отливок до сих пор неизвестно – по неподтвержденным данным их было несколько сотен штук (обычно, для «обкатки и притирки» пресс-формы выпускали порядка 500 комплектов).

    В общей сложности было сделано две партии «пробников» из пластмассы черного и серого цвета. По всей видимости, «серые Мосси» относились к официальным испытаниям, а вот «черные» выпустили либо при повторной попытке отштамповать пробные отливки, либо процесс запустили только для «нужных людей» (то есть, для спекулянтов).
     

    Пока развивались эти события британская сторона в лице представителей фирмы Novo Toys Limited заранее озаботилась печатью коробок, декалей и инструкций, которые были произведены в количестве нескольких десятков тысяч экземпляров. Модель даже присутствовала в каталоге 1980-го года под индексом 78082 и коробочным названием «D.H.Mosquito – Fighter Bomber», но как мы знаем, ни одного полного комплекта в продажу на территории Великобритании не поступило. Так что же случилось с «мосси»?

    Причина была очень прозаической. Если первые отливки были вполне приемлемого качества, то на завершающей стадии тестов пресс-форма, как говорится, «была уже не та». На отливках появились множественные технологические дефекты, и если с «плешинами» и утрированием раскроя на фюзеляже ещё можно было мириться, то недоливы половинок крыла были существенными недостатками. Впрочем, «последним гвоздем» стало повреждение пресс-формы для прозрачных деталей. Возможно, после ремонта оснастки в Великобритании, ещё можно было надеяться на массовый выпуск экспортных «D.H.Mosquito – Fighter Bomber», но банкротство концерна DCM, которой принадлежала фирма Rovex со всеми её филиалами (даже такими успешными, как Novo Toys Limited) не оставило этой модели никаких шансов.

    После ликвидации Novo Toys Limited вся полиграфия была передана фирме Novoexport, через которую в 1981-м году её доставили в Москву. Огромное количество невостребованного товара без отливок модели способствовало не просто спекуляции, а элементарном обману покупателя.
     

    Как известно, в 1977-1979 гг. на заводе «Огонёк» было налажено производство по меньшей мере трёх моделей с «фроговскими» индексами F165, F239 и F407. Нетрудно догадаться, что вторым из них был «Hornet» – прямой наследник «мосси». Абрисы фюзеляжа, хвостового оперения и крыла были у них схожи между собой, что побуждало советских «предпринимателей» упаковывать не имевшие в 1980-е гг. особой ценности отливки «Hornet» в коробки для «Mosquito» и, для пущей убедительности, снабжать их соответствующими декалями. Такой приём прекрасно работал вплоть до начала 1990-х гг., пока в советских авиационно-технических журналах об авиации не появилось чуть больше информации о реальном прототипе. Самое интересное, что некоторые «любители посклеивать самолётики» даже не догадывались, какую именно «подкидную» модель они приобрели.
     

    Что происходило с пресс-формой на «Mosquito» после 1979-го года и где она «бродила» более 20 лет – история довольно мутная. На данный момент высказываются различные версии, в наиболее вероятной из которых фигурирует московский завод «Огонёк», с которого пресс-форма была выкуплена фирмой «Звезда». Также есть неподтверждённая информация о том, что производственная оснастка некоторое время находилась в Киеве.
    В любом случае, во второй половине 2000-х гг. у фирмы «Звезда» имелись планы по возобновлению производства «Mosquito» (возможно даже с дополнительными деталями), но до практической реализации дело так и не дошло.
     

    И напоследок.

    Периодически на модельных формах в темах о FROG\Novo появляются воспоминания о «нововских мосси» с высказыванием сожаления того, что модель до сих пор не запустили в серийное производство. Возможно, для любителей винтажа «экс-фроговский» комплект действительно представлял бы ценность, но в условиях появления намного лучших аналогов от фирм Tamaya и Hasegawa эта затея выглядит бессмысленной. Почему так сурово — об этом можно прочитать в разделе «Модель».

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "D.H.Mosquito - Fighter Bomber" Cat.No.78082 - экспортная упаковка Novo, верхняя часть с бокс-артом, 1979-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Оценивать «нововскую» модель истребителя-бомбардировщика весьма затруднительно при причине исключительной раритетности отливок – на данный момент (октябрь 2017 года) известно только о двух комплектах, сделанных в ЦКТБИ в 1978-1979 гг.
     

    Что можно сказать об этом раритете советских времен? Сравнение отливок с чертежами даёт неутешительные результаты, хотя в целом «Mosquito» от FROG нельзя назвать плохим. Наиболее крупные недостатки заключаются в следующем:

    — неправильная форма мотогондол

    — глухие воздухозаборники радиаторов, которые к тому же выполнены не совсем верно

    — форма консолей крыла имеет ряд неточностей

    — аналогичная ситуация с остеклением и шасси

    — оперение для НУРС (в виде отдельных деталей) выполнено грубовато

    — стандартно не хватает мелких деталей
     

    Если не считать не критичные отклонения в геометрии, то это пожалуй всё. Впрочем, есть ещё один интересный момент, который состоит в том, что именно для этой модели фигурки пилотов были выполнены несколько немасштабно, более напоминая подростков 12-13 лет. Остальное можно рассмотреть на предоставленных фото тестовых и «фроговских» отливок.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "D.H.Mosquito - Fighter Bomber" Cat.No.78082 - поздние тестовые отливки ЦКТБИ
    Slider

    Наверх

  • De Havilland «Mosquito» — автор неизвестен

     



  • Ссылки (модель):
    Scalemates — De Havilland Mosquito Mk4 or Mk6

    Ссылки (инфо):
    adf-serials — RAAF A52 De Havilland Dh.98 Mosquito

    Литература:
    Stuart Howe «De Havilland Mosquito: An Illustrated History: 1». Crecy Publishing. 1998
    Graham M. Simons «Mosquito: The Original Multi-Role Combat Aircraft». Pen & Sword Aviation. 2011
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639