Bristol «Blenheim» Mk.I \ Mk.IF


  • Разработанный в середине 1930-х гг. британский бомбардировщик Bristol «Blenheim» постигла та же судьба, что и советский СБ конструкции Туполева и Архангельского — в начале своей карьеры он считался одним из лучших представителей в своём классе, но уже в начальный период 2-й войны потери среди бомбардировочных эскадронов RAF были столь высоки, что часть из них пришлось в скором времени переформировать. В то же время, на второстепенных театрах военных действий «Blenheim» проявили себя с лучшей стороны.
     

    Фирма FROG (IMA) в период своего существования трижды выпускала модели бомбардировщика «Blenheim», причем все три были очень разные. Первой была модель из ацетата целлюлозы в масштабе 1:72, второй — пластиковая модель в масштабе 1:79 и, наконец, третьей также была модель из пластика, но уже в «самолётном» масштабе 1:72. Именно о последней из них, имевшей в каталоге FROG индекс F190, пойдет речь далее.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Ф.Васюткин, А.Алов, А.Соколов, Sauron и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Идея создать легкий транспортно-пассажирский самолёт принадлежала главному конструктору Bristol Фрэнку Барнвеллу. Новый самолет имел оригинальную конструкцию и был оснащен двумя 500 л. с. (373 кВт) двигателями “Aquila”I фирмы Bristol, которые так­же были в разработке. Проект получил обозначение Bristol Type 135, но из-за задержек моторостроительного отдела на фирме разработали альтернативный вариант с двигателями двигателя Bristol “Mercury” VI мощностью 640 л.с. — в результате появился Bristol Type 142. Обе модели прорабатывались параллельно, однако первым поднялся в воздух Type 142, в то время как Type 135 остался лишь в виде макета, продемонстрированного на выставке в Париже летом 1935 года.

    Первый полет Type 142 в Филтоне 12 апреля 1935 г. вызвал поток возбужденных комментариев. Скоростные показатели самолёта были настолько впечатляющими, что ВВС срочно провело серию собственных испытательных полётов – оказалось, что Type 142 летает на 85 км/ч быстрее, чем истребитель “Gladiator”.

    Немного ранее финская делегация высказала заинтересованность в лицензионном строительстве самолёта Type 143 – эта машина представляла собой переработанный вариант Type 135. В начале 1935 года фирма проработала модификацию Type 143F – многоцелевого самолёта с двигателями “Mercury” VI-S2 и сменными передними и задними частями фюзеляжа. По идее проектировщиков Type 143F мог использоваться, в зависимости от комплекта запчастей, как истребитель, или как бомбардировщик. Приоритет, отданный RAF, похоронил эти планы, оставив Type 143F на уровне чертежей.

    Сознавая интерес Министерства авиации к их Type 142, на фирме Bristol деятельно занялись подготовкой к переделке своего самолета в военную версию (Type 142М), и летом 1935 г. Министерство авиации решило принять предложение компании и разместить первый заказ на 150 машин по спецификации 28/35 в сентябре. Новые самолеты были, конечно, очень похожи на тип 142, но имелись, конечно, и изменения, связанные с военным приме­нением: например, размещение бомбардировочного прицела, бомбовый отсек и верхняя пулеметная турель. Первый полет прототипа состоялся 25 июня 1935 г., первые поставки в эскадрильи КАР начались в марте 1937 г., а в июле 1937 г. Министерство авиации разместило следующий заказ на 434 дополнительных “Blenheim” Мк.I, как отныне стал называться самолет.
     

    “Blenheim” Мк.I был свободнонесущим среднепланом цельнометаллической конструкции, обтянутым полотном, с крылом, оснащенным элеронами типа Фрайз, с весовой компенсацией и щелевыми закрылками. Носовая часть фюзеляжа лишь немного выступала вперед за гондолы двигателей, а весь фюзеляж и его хвостовая часть представляли собой обычную конструкцию из легкого сплава. Шасси – с убираемым хвостовым колесом, приводимым в действие тросом, соединенным с главными стойками, но это новшество благоразумно не передали в дальнейшее производство самолета. Силовая установка состояла из двух 840 л.с. (626 кВт) двигателей “Mercury” VII, размещенных в мотогондолах на передней кромке крыла, оснащенных трехлопастными винтами изменяемого шага. Экипаж составляли пилот, штурман-бомбардир и стре­лок-радист. Бомбовая нагрузка размещалась в бомбоотсеке в центроплане, вмещавшем максимум 454 кг бомб, стандартное стрелковое вооружение состояло из пулемета в левом крыле и пулемета Vickers K в верхней турели.
     

    В процессе производства бомбардировщик постоянно модернизировался. В 1937 году, по заказу Берегового Командования на “Blenheim” Мк.I установили пушку COW калибра 37-мм, стрелявшую вертикально вниз и предназначенную для борьбы с кораблями противника. Подобное усиление вооружение себя не оправдало – отдача была слишком сильной, а точность попаданий слишком низкой. Ещё один образец проходил цикл испытаний с трехстоечной схемой шасси с носовым колесом.

    Несколько позже появился экземпляр с удлиненной на 90 см кабиной пилотов – так фирма Bristol пыталась увеличить жизненное пространство для пилотов. 24 сентября 1937 года лётчик К.Ф.Увинсон поднял самолёт в воздух и чуть не поплатился за это жизнью – после приземления он весьма категорично высказался против подобного “улучшения” конструкции самолёта.

    Все эти эксперименты, тем не менее, не решали главных проблем, поэтому основные усилия были сосредоточены на модификациях, созданных в рамках официальных требований.
     

    “Blenheim” Мк.II – спецификацию В.11\36 от декабря 1936 г. Самолёт имел запас топлива, увеличенный до 2123 литров, позволявших достичь перегоночной дальности в 2800 км, и два центропланных бомбодержателя для 113-кг или 227-кг бомб. Оборонительное вооружение усилили установив турель Bristol Mk.IIIA с двумя пулеметами. На испытаниях “Blenheim” Мк.II развил скорость всего 380 км\ч, поэтому его серийное производство не состоялось.

    “Blenheim” Мк.III – обозначение было зарезервировано за модификацией Mk.II с дополнительными баками

    “Blenheim” Мк.IV – прямое развитие Mk.I с новой «ступенчатой» кабиной пилота и штурмана. Самолёт оснащался 905-сильными двигателями “Mercury” XV и развивал максимальную скорость 428 км\ч. Потолок снизился до 6700 метров. Оборонительное вооружение было усилено за счет установки турелей Bristol B.I Mk.II \ IIIA со спаркой пулеметов Browning FN.

    “Blenheim” PR.Мк.I – разведывательный вариант Mk.I. На самолёте были полностью ликвидировали створки бомболюка, уменьшили площадь остекления в носовой части фюзеляжа и применили прямые законцовки крыла вместо полуэллиптических, уменьшив размах на 1,12 метра. Стыки листов тщательно зашпатлевали, покрыв сверху специальным лаком. На испытаниях в январе-феврале 1940-го года разведчик развил скорость 489 км\ч, так и не достигнув требуемых 533 км\ч. Серийно не строился.

    “Blenheim” Мк.V \ “Bisley” Mk.I – создавался по спецификации В.6\40 как двухмоторный самолёт с усиленной бронезащитой для непосредственной поддержки пехоты и ударов по наземным целям в условиях сильного противодействия ПВО. Производством штурмовиков занималась фирма Roots, но значительное количество этих машин строилось в учебном варианте. Серийные самолёты оснащались двигателями “Merlin” XXX мощностью 950 л.с., а их вооружение включало четыре 20-мм пушки и шесть, 7,71-мм пулеметов.

    Как и следовало ожидать, в качестве дневного среднего бомбардировщика на Европейском ТВД “Blenheim” ждала крайне незавидная участь. Если во время Странной войны (сентябрь 1939 — апрель 1940 гг.) эти самолёты вроде бы неплохо справлялись с обязанностями разведчиков, то после вторжения во Францию британские бомбардировочные эскадроны были в буквальном смысле уничтожены немцами. Самый крупный погром был устроен 14-го мая, когда союзники всеми силами пытались разрушить немецкие переправы у Седана – здесь нашли могилу около 200 французских и английских самолётов. События развивались следующим образом.

    Ранним утром переправы успешно атаковали 10 “Battle”, сбросившие мелкие бомбы и вернувшиеся без потерь. Затем, около 11:00, к цели вышли 12 “Blenheim” под прикрытием 18 истребителей, но на этот раз немцы готовы к встрече и потери составили два самолёта. Таким образом, ни о каком элементе внезапности более не могли идти речи, и когда в 14:25 следующая группа из 71 “Blenheim” попыталась прорваться к цели, немецкая ПВО просто разорвала их, уничтожив 41 машину! Третий налет провели 16 “Blenheim” и 27 истребителей – англичане потеряли ещё четыре самолёта. Между 15:00 и 16:00 зенитные батареи были атакованы французскими штурмовиками Br.693, позволив шедшим за ними 63 “Battle” разбомбить два понтонных моста. На обратном пути их подкараулили Bf.109E «настреляв» ещё 43 одномоторных бомбардировщика. Общий итог боев 14 мая был таков: в 114-й эскадроне не осталось ни одного самолёта, 82-й, 107-й и 139-й имели по одной машине, а 110-й – шесть…

    Однако выводить “Blenheim” из боёв никто не собирался. Эти бомбардировщики затем участвовали в прикрытии эвакуируемых с континента войск и наносили удары по прорвавшимся немецким частям. Впрочем, к 20-м числам июня все было кончено. Потеряв 300 самолётов, жалкие остатки британских эскадронов перелетели в метрополию, оставив французов наедине с немцами.
     

    В течении 1941 года “Blenheim” все ещё использовался как дневной истребитель и бомбардировщик, за первое полугодие потеряв ещё 250 машин. Таких катастроф, вероятно, не переживал тогда ни один самолёт в мире. Провальные операции наподобие “Circus” свели к минимуму количество бомбардировщиков, только ускорив переход на новые самолёты.

    В 1942 году ситуация не изменилась, разве что “Blenheim” стали использовать в составе смешанных групп бомбардировщиков, как например при налете на Кельн 30 мая 1942 года. Закономерно, что к осени их применяли лишь две эскадрильи (254 и 404-я). В последний раз “Blenheim” вылетели на боевое задание с баз в Англии 19 августа. Во время неудачного рейда на Дьепп бомбардировщики ставили дымовую завесу, ослепившую не немцев, а экипажи истребителей “Typhoon”, летевших подавлять точки ПВО.
     

    Несколько лучше развивались события в Северной Африке. В июне 1940 года англичане начали успешное наступление в Ливии, быстро смяв непрочную оборону итальянцев — немалую роль при этом сыграли 13 «южных» эскадронов RAF. Впрочем, с прибытие Афкиканского Корпуса под командованием Э.Роммеля удача быстро отвернулась от англичан, хотя использование “Blenheim” Mk.IV продолжалось здесь вплоть до 1943 года.

    В той же Африке, но уже на Северо-Востоке, силы Британского Союза быстро отступали под натиском итальянцев. Переломить ситуацию помогли всё те же “Blenheim”, совершавшие вылеты и Адена и не давшие противнику развить успех — здесь кампания завершилась в июне 1941 года полной победой союзников.

    Роль тяжелого истребителя досталась “Blenheim” не случайно – в середине 1930-х гг. он являлся единственным достойным кандидатом на эту роль, хотя работы в данном направлении велись больше 10 лет. Пока шла разработка Type 156 (“Beaufighter”) конструкторы переделали бомбардировщик в истребитель-перехватчик, сняв с него бомбардировочное оборудование, установив под законтренными с сложенном положении створками бомболюка контейнер с четырьмя 7,71 мм пулеметами Browning FN и прорезав отверстия под рукава патронных лент. При необходимости можно было подвесить две 227-кг бомбы под крылом. “Blenheim” Мк.IF вышел довольно посредственным истребителем – по всем данным, включая массу секундного залпа (0,7 кг против 2,35 у аналогичного по назначению Bf.110C), он уступал одномоторным истребителям.

    Поскольку днем тяжелый истребитель сам превращался в жертву “Blenheim” Мк.IF перевели на ночную работу. Для этого на самолет установили радар с максимальной дальностью определения цели типа “двухмоторный бомбардировщик” порядка 2 км. Первые шесть самолётов с РЛС AI Mk.I поступили в FUI в конце декабря 1938 года, а к лету 1939 года, оснастив более совершенными радарами AI Mk.II\III ими укомплектовали восемь эскадрилий.

    В октябре-ноябре количество “Blenheim” Мк.IF возросло настолько, что Истребительное Командование начало формирование дополнительно 13 эскадрилий в метрополии, вернув на родину 64-ю эскадрилью из Египта. При этом к ним прибавились и новые истребители, созданные на основе “Blenheim” Мк.IV. Переделка осуществлялась в расчете на лучшие характеристики последнего, но в целом оба варианта оказались равноценными при лучшем обзоре у “Blenheim” Мк.IVF.

    Весной 1940 года RAF не сильно нуждалось именно в ночных истребителях, определив “свободные” самолёты на морской перехват немецких бомбардировщиков. Впрочем, особенными успехами экипажи “Blenheim” похвастать не смогли. Встречи над морем с самолётами врага были редки, да и боевая выучка была довольна низка. Только в марте 1940 года истребителям удалось сбить три Не-111 и четыре Do-18.

    Впрочем, вклад в победу у экипажей “Blenheim” Мк.IF и Мк.IVF оказался более чем скромным. Чуть лучше дела обстояли у “моряков”. К весне 1941 года некоторые экипажи могли похвастать пятеркой побед, однако время ночного истребителя “Blenheim” вышло и британские эскадроны начали срочно перевооружать на “Beaifighter”.
     

    Несколько сотен “Blenheim” было продано другим странам:

    Финляндия – в первой партии прибыло 18 Mk.I, во второй – 13 (12) Mk.IV, в третьей – 12 Mk.I. Самолёты вполне удачно действовали в 1940-1941 гг., но техническая устарелость в конечном итоге заставила перевести их в тренировочные эскадрильи.

    Югославия – на 01.04.1941 года ВВС этой страны располагали 58 Mk.I, которые действовали совместно с самолётами RAF. Уцелевшие “Blenheim” передали хорватам, а два из них в после войны вновь ввели в состав своих ВВС, где и летали до 1947 года.

    Румыния – получила 40 “Blenheim” Мк.I в 1939-1940 гг., сформировав четыре эскадрильи. В годы 2-й мировой войны они действовали на южном фланге советско-германского фронта, не добившись существенных успехов. Последние самолёты были списаны в конце 1942 года.

    Турция – получила 30 самолётов двумя партиями. Турецкие “Blenheim” летали до начала 1950-х гг.

    Греция – получила 14 “Blenheim” Мк.I, сведенных в 32-ю эскадрилью. Наиболее активная часть их боевой работы пришлась на октябрь-ноябрь 1940 года и апрель 1941 года. Все сохранившиеся машины были потеряны во время немецкого вторжения.

    Португалия – получила 16 “Blenheim” Мк.IV в обмен на базы для британского флота на Азорских островах.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Bristol "Blenheim" Mk.I (L1295)
    Slider

    Наверх

  • Фирма IMA, более известная под торговой маркой FROG, в течении 30 лет трижды пыталась выйти на рынок с моделью Bristol “Blenheim”. И надо отметить, эти попытки не были безуспешными.

    Первая модель “Blenheim” Mk.I появилась ещё в 1939 году в серии Penguin. Набор деталей из ацетата целлюлозы производился в двух вариантах – 46P и 52PM. Второй из них отличался только вымышленными обозначениями RAF. Модель получилась несколько «халтурной» поскольку у неё наблюдалось почти полное отсутствие внешней деталировки, а капоты двигателей были идентичны для «Lysander», «Skua» и «Hampden». Впрочем, всё это не помешало переиздать модель в послевоенный период – в течении 1946-1949 гг. она производилась под индексом 046P.
     

    Новую пресс-форму для модели “Blenheim” Mk.I из пластмассы пришлось ждать 10 лет – она появилась только в 1959-м году. Правда, масштаб у неё, по сегодняшним меркам, был несколько странным (1:79), а деталировка всё так же отсутствовала. Помимо этого, в «фроговском» стиле был выполнен глубокий внутренний раскрой, которым также обозначили места для опознавательных знаков и серийных номеров. Но кто тогда обращал внимание на такие нюансы? Главное, что уникальная в своём роде разработка от FROG уже появилась в продаже!

    Данная модель выдержала всего одно издание, но успела сменить два индекса – в 1964-м году «пингвинье» обозначение 395Р заменили на «истинно фроговское» F395. Упаковка типа D, схема окраски и декаль на один вариант (самолёт с бортовым номером K7037) остались без изменений. Общий тираж за 1959-1964 гг. составил 40.000 экземпляров. Часть моделей в 1964-м году была продана в коробках от фирмы Tri-Ang.
     

    Прошло ещё 10 лет и в 1969-м году была готова пресс-форма для модели под коробочным названием “Bristol Blenheim MkI or MkIF” в масштабе 1:72. В каталоге FROG модель получила индекс F190 и вошла в Green Series. Бокс-арт на коробке типа G1 изображал группу британских бомбардировщиков, на переднем плане которого был самолёт с бортовым кодом WB-E.

    Почему была выбрана именно первая модификация “Blenheim”? Скорее всего, причиной этому послужило появления у фирмы Airfix модели “Blenheim” Mk.IV (Cat.No.257), а выводить на рынок аналогичную модель посчитали нецелесообразным. Впрочем, обе разработки были отчасти равноценны и взаимно дополняли друг друга – модель от «фикса» выгодно выделялась внутренним раскроем и имитацией заклёпок, а у «фрога» в комплекте было лыжное шасси и подвесной пулеметный контейнер.
     

    В том же 1969-м году фирма Rovex, в собственность которой перешла торговая марка FROG, выгодно подгадала момент и приобрела у кинокомпании Spitfire Productions Ltd. права на использование логотипа и названия фильма «Battle of Britain», имевшего большой успех у зрителей. В продажу тотчас поступило шесть подарочных наборов по две модели в каждом, три из которых предназначались только для реализации за пределами Великобритании. Для них даже была разработана пластмассовая рамка с отдельным индексом F22, а к набору прилагалась схема окраски всех шести самолётов.

    Два из этих наборов, имевшие индексы F512 и F522, включали модели “Blenheim” Mk.I\Mk.IF (F190) и Messerschmitt Bf.109F (F192). Кстати, в годы существования FROG «мессер» был настоящим бестселлером – в период с 1968-го по 1977-й год было продано 520.000 комплектов разных изданий. Таким образом, популярность обеих моделей только пошла вверх, хотя и на короткий период – до 1972-го года включительно фирма FROG выпустила 40.000 наборов.
     

    Перепаковкой «фроговской» модели занималась только фирма Hasegawa, с которой тогда поддерживались партнерские отношения. В период с 1969-й по 1974-й гг. некоторое количество отливок было передано японскому производителю и впоследствии поступили в продажу в коробках двух изданий с новым бокс-артом.
     

    В последние годы существования как фирмы Rovex, так и торговой марки FROG, производство модели “Bristol Blenheim Mk.I\Mk.IF Light bomber” существенно сократилось. В 1974-1977 гг. было выпущено всего 25.000 комплектов в коробках типа Н1 и H2, имевшим новый бокс-арт, после чего пресс-форма была продана Советскому Союзу. За всё время выпуска схема окраски и декаль не менялись. Британские разработчики (разумеется) выбрали вариант для RAF, а также по одному варианту для бывших стран-союзников:

    Bristol Blenheim Mk.I (Fortele Aeriene Regale ale Romaniei, 12, 1941) — подробная информация отсутствует.

    Bristol Blenheim Mk.I (Ilmavoimat, BL-104, 1938) — бомбардировщик из первой партии для ВВС Финляндии – прибыл вместе с BL-105 в июле 1937 года. Именно для него был разработан вариант модели на лыжном шасси. Этот самолёт, приписанный к эскадрилье LeLv 42, благополучно пережил Зимнюю войну, однако Продолжительная война оказалась для него последней – 15 марта 1942 года он пропал без вести вместе с экипажем. Вероятнее всего, BL-104 был сбит советскими истребителями.

    Bristol Blenheim Mk.IF (RAF, No.248 Sqn., L1336 / WR-E, Hendon, 1940) — единственный истребительный вариант в наборе. Самолёты этой модификации находились на вооружении No.248 Squadron (Coastal Command) в период с декабря 1939-го по февраль 1940-го года.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Bristol Blenheim MkI or MkIF" F190 - верхняя часть упаковки типа G1 фирмы FROG, 1969-1974 гг. (фото: eBay)
    Slider

    Наверх

  • С популярными моделями, приносившими неплохую прибыль, фирма Rovex расставалась в последнюю очередь. Судя по всему, пресс-форма прибыла на Донецкий завод игрушек только в 1979-1980 гг., когда сотрудничество с фирмой-посредником Novo Toys Limited шло к логическому завершению. В любом случае, британская сторона так и не успела отпечатать коробок и инструкций, а из СССР поставки отливок не состоялись – причиной тому стало банкротство концерна DCM, в которую входила фирма Rovex, вместе со своими дочерними предприятиями. Соответственно, под торговыми марками Novo и Novoexport модель Bristol “Blenheim” Mk.I\Mk.IF (F190) никогда не выпускалась.

    Тем не менее, есть все основания полагать, что от Novo остались эскизы для бокс-артов, которые были использованы при разработке советской версии коробки. Кроме того, из вариантов оформления убрали Финляндию, но в то же время оставили румынские кресты. На внутренний рынок модель поступила под коробочным названием «Сборная модель самолёта Ф190», но в инструкции она была указана как «Бристоль Бленхейм».
     

    На протяжении 1980-1990 гг. донецкий Bristol “Blenheim” был одной из самых массовых моделей. Цветовая гамма пластика, при этом, не была особо широкой – на данный момент известно всего три цвета: белый, светло-серый и коричневый. Коробки советского типа содержали на лицевой стороне утрированную картинку с «фроговского» бокс-арта второго издания. В зависимости от периода выпуска тональность цветов была следующая: сине-белая, фиолетово-белая и красно-белая.
     

    Перепаковкой донецкого пластика занималось немало западных фирм с весьма широкой географией: Польша, Чехия, Канада, Германия. В таблице ниже представлены известные на данный момент издания.

    Chematic — коробочное название «Bristol Blenheim Mk I», 25 Sqn. L1428 / RX-M, Hawkinge, 1939

    ZTS Plastyk — коробочное название «Bristol Blenheim MkI/MkIF», Cat.No.131, 54 OTU, K7159/YX-N и PlLeLv 42, BL-104

    Modelcraft — коробочное название «Bristol Blenheim Mk.I or Mk.IF», Cat.No.72-001

    Revell — коробочное название «Bristol Blenheim Mk.I/IF», Cat.No.04102, 25 Sqn. L1428 / RX-M, Hawkinge, 1939

    Cooperativa — коробочное название «Bristol Blenheim Mk.I/IF», Cat.No.R72003, 54 OTU K7159 / YX-N, September 1941 и 1./LeLv 44, BL-149 (Erkkl Ahmo) October 1941

    Intech — коробочное название «Bristol Blenheim Mk I / IF», Cat.No.T31, 54 OTU K7159 / YX-N, September 1941 и PLeLv 42, BL-104б 1942

    Modellhobby — коробочное название «Bristol Blenheim», Cat.No.027, 25 Sqn. L1428 / RX-M, Hawkinge, 1939

    AIRmolds — коробочное название «Bristol Blenheim Mk.I/IF», Cat.No.72002, UQ \ L4479
     

    Российские фирмы тоже не остались в стороне. Наиболее известное предприятие по перепаковке моделей (причем, не только донецких, но также молдавских и многих других) «Восточный экспресс» на рубеже 1990-2000 гг. представило свой вариант оформления.

    Комплект под коробочным названием «Light Bomber Bristol Blenheim Mk.1» (Cat.No.72262), кроме новой коробки, включал декаль и схему окраски для RAF и Ilmavoimat. Соответственно, для «британца» предусматривалось колесное шасси, а для «финна» – лыжное. Интересный казус вышел с инструкцией – на первой странице масштаб модели был указан как 1:48. Немного о самолётах, послуживших прототипами при создания декали.

    Финский Bristol «Blenheim» Mk.I был получен в первой партии 1938-го года и первоначально нёс британский камуфляж: верхние поверхнисти окрашивались в Olive Green (FS 34096), нижние — в Light Grey (FS 36440). Бомбардировщик был отправлен в состав эскадрильи 1./LeLv 44 и получил бортовой номер BL-117. Вскоре, в одном из тренировочных вылетов, он совершил вынужденную посадку близ Тампере, но впоследствии был отремонтирован и впоследствии принял участие в Зимней войне. Летал на этой машине уоррент-офицер Вильйо Салминен, который после 21 успешного боевого вылета нанес на киль рисунок черепа на бомбой и цифрой «21». Незадолго до завершения конфликта (25-го февраля 1940-го года) BL-117 получил повреждения от огня советских истребителей, но смог вернуться на свой аэродром.

    Если с «финном» всё более-менее очевидно, то к британскому варианту есть вопросы. На схеме окраски якобы представлен самолёт с бортовым кодом YN-B, принадлежащий No.601 Squadron RAF – то есть относится он к периоду январь 1939-го – март 1940-го года. Однако, пока не удалось найти никаких данных о том, что серийный номер L8681 соответствовал именно этой машине.
     

    После ликвидации ДЗИ пресс-форма на Bristol «Blenheim» была выкуплена фирмой ARK Models и переехала в Москву. Возобновление производства состоялось в 2009-м году, но перед этим капитального ремонта производственная оснастка не прошла, так что сейчас всё ещё есть возможность ознакомиться с донецким «качеством» последних лет существования ДЗИ. Кроме того, был сделан вполне логичный маркетинговый ход с разделением модели на две версии – «Средний бомбардировщик финских ВВС «Бленхейм» Mk.I» (Cat.No.72003, декаль для BL-104) и «Английский ночной истребитель Бристоль «Бленхейм» Mk.IF» (Cat.No.72035, 54 OTU, K7159/YX-N).

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная модель самолёта Ф190" - цветовая гамма упаковок ДЗИ: доминирующий цвет - светло-фиолетовый, рисунок самолёта - зелено-бежевый. Конец 1980-х гг.
    Slider

    Наверх

  • Однозначного мнения по «экс-фроговской» модели Bristol «Blenheim» Mk.I\Mk.IF (F190) сейчас вряд ли будет, хотя на момент своего появления она являлась одним из достойных образцов на модельном рынке. Безусловно, радовал факт наличия аж трёх вариантов исполнения:

    — тяжелый истребитель Mk.IF с подвесным контейнером для четырех пулеметов

    — средний бомбардировщик Mk.I (британский\румынский) на колёсном шасси с внешней бомбовой подвеской

    — средний бомбардировщик Mk.I (финский) на лыжном шасси без внешней подвески
     

    Конечно же, после появления в 2014-м году Bristol «Blenheim» Mk.I от фирмы Airfix (Nr.A04016) смысл приобретать модель от ARK Models вроде бы исчезает, но это далеко не так! Однозначно бывший F190 можно порекомендовать коллекционерам FROG\Novo, но если вы любитель «попилить дрова», постепенно доводя их до уровня «конфетки» (а это вполне достижимо даже моделистам со средним опытом) – то эта модель явно является вашим выбором. К тому же, цена на изделие от ARK Models меньше, чем у Airfix.
     

    На чем, собственно, стоит заострить внимание? Прежде всего – это остекление. Половинки носовой секции в их исходном виде правильно состыковать невозможно, а башня для пулеметной турели выполнена явно немасштабно. К тому же, переплёт на всех прозрачных деталях уж очень «яркий». Ну и мелкая деталировка интерьеров кабин и ниш шасси – прямо беда с ней была у FROG – отсутствует напрочь.

    В остальном «экс-фроговский» Bristol «Blenheim» Mk.I\Mk.IF (F190) можно дорабатывать на свой вкус, добавляя различные мелкие элементы и заменив внешний раскрой на тонкий внутренний.

    Наверх


  • Автор модели — пользователь сайта karopka.ru Сергей Ткач.
     

  • Ссылки (модель):
    Airfix Tribute Forum — Frog 1/79 Bristol Blenheim I (395P)
    NoFineLine — Bristol Blenheim I ~ Frog 1/72
    Каропка.ру — Bristol Blenheim МК.1 Финских ВВС
    Каропка.ру — Bristol Blenheim Mk.I/IF 1/72 Донецкий завод игрушек — Изкоробка (Готово), Изкоробочная сборка без каких-либо дополнений
    asisbiz.com — Bristol Blenheim
    Airfix — Bristol Blenheim Mk.IF 1:48
     

    Ссылки (инфо):
    flibusta.website — ВВС Финляндии 1939-1945 Фотоархив (fb2)
     

    Литература:
    Александр Булах «Бристоль Бленхейм» («Авиамастер» 1998-01, спецвыпуск)
    Владимир Котельников «Тяжелые истребители. Бристол «Бленхейм» — истребительные варианты» («Авиация и Космонавтика»)
    C.H.Barnes «Bristol Aircraft Since 1910». Brassey’s: Putnam Aeronautical. 1988. ISBN-13:978-0851778235
    Jarrod Cotter «Bristol Blenheim Manual: Blenheim Mk I» (Owners’ Workshop Manual). J H Haynes & Co Ltd. 2015
    Ron MacKay «Bristol Blenheim in action» (Squadron/Signal publications). 1968. ISBN:139780897472098
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639