Supermarine «Spitfire» Mk.XIV


  • Supermarine «Spitfire» Mk.XIV стал одной из последних модификаций этого знаменитого самолёта, которой пришлось принять участие во 2-й мировой войне. Кроме всего прочего, по скоростным качествам она вполне могла составить конкуренцию первым реактивным самолётам. Впрочем, строевая карьера «Spitfire» Mk.XIV оказалась очень короткой и в первые послевоенные годы они были выведены из состава RAF.
     

    Будучи созданной как очередная замена «древнего» «Spitfire» Mk.I\V (F394) данная модель появилась достаточно поздно и лишь дополнила модельный ряд. Тем не менее, «Спифтайр с Фау-1» оказался коммерчески успешным и производился вплоть до ликвидации торговой марки FROG в 1977 году. После продажи пресс-формы Советскому Союзу данная модель более 20 лет выпускалась на Донецком заводе игрушек, а в настоящее время её производство продолжается российской фирмой ARK Models.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, А.Алов, А.Соколов, С.Просвирнин и Custo, а также с интернет-аукциона eBay и сайта Каропка.ру.

  • Отдельным направлением развития истребителя “Spitfire” стали модификации с двигателями Rolls-Royce “Griffon”. Внешне они заметно отличались формой капота, став выглядеть более массивно. Впрочем, лётно-технические характеристики заметно улучшились.

    “Spitfire” Mk.XIV — модификация на основе Mk.VIII с усиленной конструкцией и мотором Rolls-Royce “Griffon” 65 мощностью 2050 л.с. Также на этой модификации был установлен более широкий стабилизатор и элероны корневой части крыла. Увеличение мощности двигателя, несомненно, пошло на пользу истребителю – при прежней маневренности Mk.XIV мог развивать скорость до 720 км\ч. До 1945 года было построено 957 истребителей, включая несколько низковысотных истребителей LF.

    “Spitfire” Mk.XVIII — модификация на основе Mk.XIV с незначительными усовершенствованиями в конструкции и увеличенным запасом топлива. До окончания боевых действий RAF так и не получили ни одного Mk.XVIII, поэтому все построенные самолёты поступили на службу в послевоенный период.

    “Spitfire” Mk.XX — обозначение было временно присвоено серийным Mk.IV, выпуск которых был отменен.

    “Spitfire” FR.Mk.XIVE — разведчик на основе Mk.XIV с одной фюзеляжной камерой, установленной за кабиной пилота,и полным комплектом вооружения. Часть разведчиков оснащалась каплевидным фонарем с пониженным гарготом и укороченным крылом

    “Spitfire” FR.Mk.XIVE — разведчик на основе Mk.XVII (устанавливалось два плановых и один перспективный аппарат типа F.24 или один большой плановый F.52), построено 200 самолётов.
     

    На самолётах “Spitfire” с двигателям «Griffon» использовалось крыло двух типов:

    Type C – одна 20-мм пушка Hispano и два 7,71-мм пулемета Browning или две 20-мм пушки Hispano в каждой консоли (Mk.XIV)

    Type E – одна 20-мм пушка Hispano и два 12,7-мм пулемета в каждой консоли (Mk.XIV, Mk.XVIII)
     

    В процессе эксплуатации часть самолётов переоборудовали в истребители-бомбардировщики с возможностью подвески двух бомб под крылом по 227 кг каждая. Силами полевых ремонтных бригад несколько Mk.XIV также получили пилона для ракет. Боевая карьера истребителей с двигателями «Griffon» сложилась весьма удачно – в частности, на одном из Mk.XIV закончил войну лучший британский ас Дж.Джонсон (34 победы).

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Supermrine Mk.XIVe
    Slider

    Наверх

  • Истребитель «Spitfire» Mk.XIV стал второй моделью из пластмассы, выпущенной фирмой FROG. Разработанная для него пресс-форма отличалась одним интересным элементом – на специальной подставке должен был размещаться не только сам истребитель, но и самолёт-снаряд Fieseler Fi-103 (V-1). Вообще планировалось, что «Spitfire» Mk.XIV, получивший индекс F194, полностью заменит устаревший «Spitfire» Mk.I\Mk.V, но продажи недорогого «старичка» шли столь уверенно, что в производстве решили оставить обе модели. Кстати, у фирмы FROG имелись планы выпуска Mk.XIV с каплевидным фонарем, оставшиеся только на бумаге.
     

    Первое издание, вышедшее в 1969-м году, оказалось очень популярным – вплоть до 1974-го года включительно было выпущено 285.000 комплектов под коробочным названием «Supermarine Spitfire Mk14 & German Flying Bomb». Упаковка типа G1 содержала бокс-арт, на котором истребитель с номером RM619 эффектно уничтожал «летающую бомбу». Варианты оформления, кроме уже упомянутого самолёта, также предполагали окраску одного из «Spitfire» Mk.XIV, входившего в состав SEAC. В каталоге FROG модель находилась в Red Series.
     

    Второе, и последнее, издание под коробочным названием «Spitfire Mk.XIV & Flying Bomb» вышло в том же 1974-м году. Упаковка была сменена на стандартизированный тип Н1 с новым бокс-артом от Chris Golds, который изображал тот же истребитель, но уже с другого ракурса (если на предыдущем рисунке RN619 был показан спереди при выходе из успешной атаки, то на более позднем варианте истребитель показали в момент ведения огня по V-1). Схема окраски и декаль изменений не претерпели. До завершения производства в 1977-м году выпустили ещё 80.000 комплектов.
     

    Перепаковками «фроговской» модели занимались только две фирмы — это были японская Hasegawa («Supermarine Mk.14 Spitfire», Cat.No.JS-049, 1972 г.) и американская UPC («Spitfire», Cat.No.5052-100).

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Supermarine Spitfire Mk14 & German Flying Bomb" F194 - верхняя часть упаковки типа G1 фирмы FROG, Red Series, 1969-1974 гг.
    Slider

    Наверх

  • Первоначально пресс-форма на «Spitfire» Mk.XIV (F194) была доставлена в Институт игрушки (г.Загорск), где выпустили пробную партию отливок. О первом предприятии, куда была отправлена пресс-форма, сведения ещё нуждаются в подтверждении. Согласно отрывочным и неполным данным в 1979 году выпуск «Spitfire» Mk.XIV осуществлялся в Тбилиси (Грузинская ССР). Впрочем, на данный момент нет никакой информации об инструкции и упаковке с этого предприятия. Не исключено, что на тот момент выпускался только «голый пластик», который затем отправлялся в Великобританию через Москву.
     

    Точно можно утверждать, что, как и в случае со «Spitfire» Mk.I\Mk.V (F394), производственная оснастка для «Spitfire» Mk.XIV (F194) была затем доставлена на Донецкий завод игрушек. Модель была заявлена в каталоге Novo от 1980-го года, где получила индекс 78073 и вошла в Series 4. Экспортная с коробочным названием «Spitfire Mk.XIV & Flying Bomb» имела незначительно измененный «фроговский» бокс-арт и аналогичными вариантами оформления.
     

    Для внутреннего рынка, была разработана картонная коробка, на лицевой стороне которой имелся рисунок по образцу бокс-арта от «фроговской» упаковки типа G1. Коробочное название было изменено на обезличенное «Сборная модель самолёта Ф194», однако на первой странице инструкции указывалось «Супермарин Спитфайр XIV». В таком виде модель производилась вплоть до начала 1990-х гг., когда наличие коробки стало больше опциональным значением.
     

    Донецкие отливки перепаковывала чешская фирма Modelhobby, снабжая их черно-белым вкладышем и новой декалью. В последние годы существования ДЗИ модель с коробочным названием «Истребитель Спитфайр Mk.XIV и бомба ФАУ-1 \ Fighter Spitfire Mk.XIV & Flying Bomb V-1» (Cat.No.72263) выходила под маркой фирмы Eastern Express (Восточный экспресс), которая занималась перепаковками донецких моделей.
     

    После краха ДЗИ в 2007-м году «экс-фроговские» пресс-формы были выкуплены фирмой ARK Models, которая продолжает их производство до настоящего времени. Модель сменила название на «Британский истребитель Спитфаер. Немецкая ракета Фау-1 \ Supermarine Spitfire Mk.XIV vs V1 flying bomb» (Cat.No.72012) и в первом издании заимствовала оформление от Eastern Express. В 2014-м году упаковка претерпела изменение — кроме новых габаритов был возвращен «нововский» бокс-арт, а название изменилось на «Истребитель Спитфайр Mk.XIV и ракета ФАУ-1 \ Fighter Spitfire Mk.XIV and Flying Bomb V-1».

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Spitfire Mk.XIV & Flying Bomb" Cat.No.78073 - экспортная упаковка Novo, 1979-1080 гг.
    Slider

    Наверх

  • После подписания договора о передаче пресс-форм абсолютное большинство моделей лишилось подставок – одним из немногих этой участи избежал F194. Наверное потому, что в его состав входили детали для V-1, от которых решили не отказываться. Таким образом в обоих версиях модель содержала 34 детали (7+14+2+9+3). Кроме «летающей бомбы» одним из достоинств данного комплекта было наличие трех деталей остекления, позволявших выполнить фонарь кабины пилота как в открытом, так и в закрытом варианте. Впрочем, именно прозрачный пластик был плохого качества, в то время как остальные отливки ещё долго «сохраняли форму».
     

    Сама модель «Spitfire» Mk.XIV (F194) получилась очень неплохой, если не считать отсутствия мелочевки, слишком тонких консолей крыла, а также неточных абрисов капота, зализов крыла и фонаря. Впрочем, необходимые доработки вполне по силам даже не самому опытному моделисту, а при наличии избытков донецкого пластика из Mk.XIV можно собрать практически любую позднюю модификацию «Spitfire», о чем было рассказано в журнале «Аэроплан» (1993-04 и 1994-01).
     

    Как уже указывалось ранее схема окраски и декаль предполагали два варианта оформления модели, прототипами для которых послужили истребители из состава RAF, служивших на разных театрах боевых действий:

    AP-D \ RM619 – истребитель выпуска 1944 г., последовательно сменивший три соединения: 33 MU (апрель), No.91 Sqn. (июль) и 130 Sqn. (октябрь). Самолёт участвовал в отражении атак V-1, но был сбит зенитным огнём 16-го января 1945-го года над Аахеном.

    FF-B \ RN133 «Jean VII» – истребитель из состава No.132 Sqn. подчинявшейся SEAC (South-East Air Command). Данный самолёт принадлежал скуодрон-лидеру Кеннету Черни (Sqn.Ldr. Kenneth L.Charney), который принял командование No.132 Sqn. летом 1944-го года и прошел кампанию в Нормандии на «Spitfire» Mk.IX, завершив её с 6 победами. Осенью эскадрон был отправлен на Дальний Восток, но передислокаций затянулась и в Индию он прибыл только в начале 1945-го года. Там же пилоты пересели в кабины более новых истребителей «Spitfire» Mk.XIV. Эскадрон планировали подключить к операции по вторжению в оккупированную японцами Малайю, но в конечном итоге их помощь не понадобилась. В сентябре 1945-го года No.132 Sqn. перебросили в Гонконг и разместили на аэродроме Каи Так (Kai Tak). Вплоть до расформирования в апреле 1946-го года боевые вылеты ограничились рутинным патрулированием и борьбой с местными пиратами. Впоследствии самолёт с номером RN133 был отправлен в Японию, где завершил свою карьеру в составе Occupation Force.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная модель самолёта Ф194" - отливки производства ДЗИ в заводской упаковке, конец 1980-х гг. (фото: retromodels.ru)
    Slider

    Наверх

  • Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, NX911, “Channel Picket III”, Unit-X, RAF
    Автор модели — С.Васюткин

    Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, Lympne, 1945
    Автор модели — автор М.Чизганов, фото С.Боровик

    Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик Supermarine “Spitfire” F.Mk.XIV, AP-D, RM619, No.130 Squadron RAF, 1945 - автор М.Чизганов, фото С.Боровик

  • Ссылки (модель):
    Scalemates — Supermarine Spitfire Mk14 & German ‘Flying Bomb’
    The Unofficial Airfix Modellers\’ Forum — Another Spitfire XIV/ Flying Bomb takes the skies *FINISHED*
    Каропка.ру — Supermarine Spitfire XIV
     

    Ссылки (инфо):
    aircrewremembered.com —
    Sq/Ldr. Kenneth Langley Charney DFC and bar

     

    Литература:
    Andrew Thomas “Griffon Spitfire Aces”. Osprey Publishing
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639