Curtiss P-40B «Tomahawk»


  • Среди «рабочих лошадок» 2-й мировой войны истребитель Curtiss P-40 занимает особое место. Начав трудный путь в 1936 году с прототипа ХР-36 этот самолёт прошел множество модернизаций и заслужил хорошую репутацию у пилотов стран антигитлеровской коалиции, воевавших на нем в 1941-1943 гг. Правда, несмотря на использование вплоть до последнего дня войны, Р-40 оказался не таким удачливым, как например Messerschmitt Bf.109. Потенциал развития у обоих истребителей был заложен очень хороший, но если последние модификации «мессера» выпускались даже после войны, то последние «кертиссы» вышли из сборочного цеха в конце 1944 года и в очень скором времени были вытеснены «мустангами» и «тандерболтами».
     

    В «арсенале» фирмы FROG было две модели Curtiss P-40 — первой была модификация P-40E «Kittyhawk», а второй появилась P-40B «Tomahawk». Несмотря на разницу в 10 лет каждая из них имела свои недостатки, явно перекрывающие преимущества. Более ранняя модель (391P\F391) неплохо ложилась в чертежи при фактическом отсутствии мелкой деталировки, в то время как более поздняя (F197F\F427) имела более высокий технологический уровень исполнения при серьёзных отклонениях в геометрии.

    После продажи пресс-формы Советскому Союзу модель «Tomahawk-Fighter» производилась в Ташкенте и Кишиневе, а в постсоветский период ограниченные партии выпускала российская фирма Звезда.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Просвирнин,С.Васюткин, А.Алов, Serg, и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Идея использовать рядный двигатель на ХР-36 появилась практически сразу. В 1936 году началась работа над проектом, который чуть позже получил обозначение ХР-37. Испытания прототипа однозначно показывали, что схема с рядным двигателем имеет хорошие перспективы, однако неудачная компоновка и проблемы с двигателем привели к тому, что было построено только 13 предсерийных самолётов YP-37.
     

    Работа над ошибками была выполнена в очень сжатые сроки и следующий проект оказался намного успешнее. В отличии от предыдущей модели было решено использовать один из серийных Р-36А, на котором был установлен двигатель Allison V-1710-19 (С13) мощностью 1160 л.с. на взлете и 1000 л.с. на 305 метров. Воздухозаборник карбюратора размещался над двигателем, а воздушный радиатор – под фюзеляжем. Вооружение состояло из двух 12,7-мм пулеметов над капотом и двух 7,62-мм пулеметов в крыле, а под крылом можно было подвесить шесть бомб массой 9 кг.

    Полёт первого прототип ХР-40 (Model 75A) состоялся 18-го октября 1938 года. В ходе испытаний была достигнута максимальная скорость 550 км\ч, но проблемы с охлаждением силовой установки привели к первой фазе модернизации, в ходе которой появилась характерная для всех истребителей этого типа «борода» под капотом.

    Р-40 (Model 81A-1) – первая серийная модель

    P-40A – один из серийных Р-40 с фотокамерой

    Р-40В (Model 81B) – серийный истребитель аналогичный Р-40, но с четырьмя 7,62-мм пулеметами в крыле.

    Р-40С (Model 81B, “Tomahawk” Mk.IIb) – серийный истребитель аналогичный Р-40В, но с возможностью подвески подвесного топливного бака, самозатягивающимися внутренними топливными баками и некоторыми более мелкими улучшениями.

    P-40D (Model 87A-2) – серийный истребитель с измененной носовой частью, что было с связано установкой двигателя Allison V-1710-39 с выступающим наружу редуктором, сдвинутым вперед радиатором, укороченными стойками шасси и вооружением из четыре 12,7-мм пулеметов в крыле

    Р-40Е (Model 87B-2, “Kittyhawk” Mk.IA) – серийный истребитель на базе P-40D с шестью пулеметами в крыле. Часть переоборудовано в учебно-тренировочные истребители TP-40N.

    XP-40F (Model 87B-3) — вариант с двигателеми фирмы Packard, которые являлся лицензионным вариантом английского Rolls-Royce “Merlin”. Единственный прототип показал скорость 600 км\ч на высоте 5500.

    YP-40F — третий серийный P-40F (s\n 41-13602) с новым подфюзеляжным воздухозаборником и прочими доработками, включавшими обновленное вертикальное оперение.

    P-40F (“Kittyhawk” Mk.II \ IIA) – серийный истребитель, производившийся в 6 моделях: F, F-1, F-5, F-10, F-15 и F-20. Первые 260 истребителей имели такой же фюзеляж как у Р-40Е, но следующие P-40F модернизировали, удлинив хвостовую часть фюзеляжа на 51 см. В составе RAF эти истребители получили обозначение.

    XP-40G (Model 81-AG) – неофициальное обозначения для прототипа серии Р-40G. Опытный образец представлявшая собой «гибрид» из фюзеляжа P-40F и крылом от P-40E и четырьмя 12,7-мм пулеметами

    P-40G – серийная модификация, выпускавшаяся в августе-сентябре 1941 года.

    P-40H – индекс отклонен.

    P-40J – истребитель с двигателем Allison V-1710 и турбонагнетателем. Проект отклонен от реализации 18 мая 1942 года.

    P-40K – серийная модификация в вариантах K-1, K-5, K-10 и K-15 с двигателем Allison V-1710-73 мощностью 1325 л.с. и новым капотом.

    XP-40K – один из серийных истребителей Р-40К-10 переданный фирме Curtiss для отработки новых систем охлаждения и совершенствования формы капота.

    P-40L (Model 87B-3) – серийный истребитель с двигателем Packard V-1650-1 (L-1, L-5, L-10, L-15 и L-20).

    P-40M (“Kittyhawk” Mk.III) – серийный истребитель с двигателем V-1710-81 мощностью 1360 л.с.

    P-40N (“Kittyhawk” Mk.IV) – серийный истребитель на основе P-40L, но без переднего фюзеляжного топливного бака. Варианты Р-40N-1, N-10, N-15, N-20, N-25, N-30 и N-35 различались составом вооружения и модификацией двигателя. Несколько самолётов было переделано в учебно-тренировочные переделанные P-40N-30 и ТР-40N с двойным управлением

    P-40R – самолёты этой модификации представляли собой P-40L и P-40F переоборудованые под двигатель Allison V-1710-81.

    XP-40Q – попытка модернизации на базе серийного P-40K. Было построено три прототипа, последний из которых достиг максимальной скорости 679 км\ч на высоте 6250 метров.

     

    Кроме USAAC\USAAF истребители Р-40 поставлялись в Канаду, Австралию, Бразилию, Турцию, Китай и Советский Союз. Трофейные самолёты нашли ограниченное применение в Luftwaffe, а также в ВВС Финляндии и Японии.
     

    Теперь более подробно о модификации, которая была воплощена фирмой FROG в масштабе 1:72. Истребитель Р-40В представлял собой «американизированную» версию ленд-лизовского «Tomahawk» IIB, но с американским прицелом и двумя 7,62-мм пулеметами Browning в крыле, вместо четырех. В свою очередь, «британец» являлся развитием истребителя Р-40, которые в 1939-м году были заказаны Францией, но до перемирия отгрузить заказчику их не успели. Французский заказ перекупили британцы, а в составе RAF они получили обозначение «Tomahawk» I – их использовали только для подготовки пилотов. Контракт для Великобритании 1940-го также подразумевал поставку Р-40, но уже под обозначением «Tomahawk» II, причем в него тоже включили часть французского заказа. В общей сложности было поставлено 1040 «Tomahawk» II в двух вариантах:

    «Tomahawk» IIA – с британскими радиостанциями и кислородным оборудованием, 110 самолётов

    «Tomahawk» IIB – с американским оборудованием, 930 самолётов

    Оба варианта оснащались лобовым 38-мм бронестеклом и бронированием кабины пилота толщиной 7-9 мм. Большинство «Tomahawk» II было отправлено в Северную Африку и Юго-Восточную Азию, хотя первое боевое крещение британские истребители получили над Ла-Маншем в 1941-м году.
     

    Тем временем, в США более новые Р-40В стали вытеснять Р-40 в учебные части, хотя из-за возросшей массы (3322 кг против 3078 кг) и при прежнем двигателе Allison V-1710-33 скорость снизилась до 567 м\ч и ухудшилась маневренность. До 7-го декабря 1941-го года 55 истребителей успели отправить на Гавайи и 31 – на Филиппины. Участь авиагрупп, оснащенных Р-40В, оказалась незавидной, поскольку почти все самолёты были уничтожены в начальные период японского вторжения.

    Следующая модификация для USAAC, получившая обозначение Р-40С, оснащалась четырьмя пулеметами в крыле и держателями для подвесного топливного бака. Между тем, устаревшие Р-40 также прошли аналогичную модернизацию (но без установки ПТБ), после чего получили обозначение P-40G.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Curtis P-40 "Warhawk" (USAAC)
    Slider

    Наверх

  • Когда разрабатывалась пресс-форма в планах фирмы FROG подразумевалась замена морально устаревшего Curtiss P-40E, на Curtiss P-40B. Однако, в 1964-м году фирма Airfix выпустила сразу две аналогичные модификации этого истребителя, что повлияло на изменение принятого решения. Кстати, ещё один Curtiss Р-40Е с бомбовой подвеской делала тогда фирма Aurora.
     

    Производственная оснастка, для модели, идентифицируемой фирмой FROG как «Curtiss P-40B Warhawk (Tomahawk II)», была готова лишь в 1969-м году. Появление модели совпало с очередной ревизии упаковок, которая была сделана в пользу большей экономичности. В связи с этим, первое издание получило пакеты с «лепестком» типа J2, на лицевой стороне которого был изображен истребитель Р-40В из состава эскадрильи «Flying Tigers». На обратной стороне была схема окраски, позволявшая оформить модель в двух вариантах:

    Curtiss P-40B «Warhawk» – 2nd Pursuit Squadron A.V.G. («Flying Tigers»), number 38, Toungoo, Burma, pilot Hank Geselbracht 1942 г.

    Curtiss «Tomahawk» IIb – No.250 Sqn, 238th Wing, RAF, AK498\LD-C, pilot Flight-Lieutenant Clive «Killer» Caldwell, Desert Air Force, 1942 г.

     

    В каталогах FROG эта модель получила индекс F197F и входила в Black Series. Выпуск «лепесткового» издания завершился в 1974-м году, когда было собрано 285.000 комплектов.
     

    В течении 1974-1976 гг. упаковка изменилась на тип Н1 – это была коробка из двух отдельных половинок с бокс-артом, изображавшем тот же истребитель, но в несколько другом ракурсе. В каталогах модель теперь появлялась под индексом F428 и была включена в Blue Series. Варианты оформления изменений не претерпели. Всего было выпущено 60.000 таких комплектов.
     

    Последнее издание, в упаковке типа Н2 («шкатулочная» коробка из цельного листа картона), но уже снова в составе Black Series, вышло в 1976-1977 гг. За последние два года производства собрали ещё 30.000 комплектов под индексом F197. После этого оснастка была продана Советскому Союзу.
     

    Как это ни странно, но «экс-фроговский» P-40B приглянулся южнокорейской фирме «Academy», которая в 1987-м году выпустила первый «ремастированный» комплект под брендом «Academy/Minicraft» и номером 1655 в каталоге. Модель действительно была очень похожа на FROG, поскольку при разработке пресс-формы использовались соответствующие отливки, в связи с чем южнокорейский P-40B в точности повторил многие ошибки британских разработчиков. Тем не менее, модель под коробочным названием «Curtiss P-40B Tomahawk» не являлась полной «экс-фроговской» копией — кое-какие улучшения всё же были сделаны:

    — наружный раскрой заменен на тонкий внутренний

    — обе половинки фюзеляжа выполнены симметричными (на модели от FROG руль направления был выполнен вместе с левой половиной)

    — в центроплане выполнены новые посадочные места для наружной подвески

    — изменена деталь подвесного бака вместе с добавлением новых деталей подвески

    — добавлены детали для подвески бомбы

    — улучшена детализация кабины пилота: добавлен пол, штурвал и приборная доска, а кресло и фигурка пилота выполнены заново

    — изменены детали хвостового колеса, стоек основного шасси как в выпущенном, так и в убранном положении

    — изменена винтомоторная группа с введением раздельных деталей для воздушного винта, кока улучшенной формы, задней стенки, кольца и втулки.

    Вместе с тем, фирма «Academy» так и не решила ни одну из проблем с геометрией модели, оставив всё «как есть». Кроме того, комплект предусматривал оформление модели только в одном варианте для самолёта из состава — No.3 Sqn. American Volunteer Group, номер P-8102\“68”, пилот Чарльз Олдер (Charles Older), аэродром Куньмин, 1942 год.

    Впоследствии эта модель была переиздана ещё трижды, причем последнее издание вышло в начале 2000-х гг. под весьма интересным номером 12456.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Curtiss P-40B Tomahawk" F197F - упаковка типа J2, 1969-1974 гг.
    Slider

    Наверх

  • Волей случая, после изготовления пробной партии отливок на московском заводе «Кругозор» (по другим данным – в ЦКТБИ), пресс-форма попала в Ташкент. На «Ташигрушке» к выпуску модели приступили на рубеже 1978-1979 гг. По каталогу Novo «Tomahawk-Fighter» проходил под индексом 78051. Экспортный вариант включал коробку с немного измененным «фроговским» бокс-артом, декалью на два «фроговских» варианта оформления и инструкцию на 8 языках, кроме русского.
     

    Для внутреннего рынка модель выпускалась под названием «Истребитель Томагавк Ф197», что было несколько странно, учитываю тенденцию к обезличиванию всех изделий фирмы FROG. Ташкентские отливки сначала упаковывались в стандартизированные коробки, которые потом заменили на пластиковые пакеты с «лепестками». При этом, рисунки на лицевой стороне были как минимум двух типов. Первый вариант представлял собой весьма своеобразную переработку «нововского» бокс-арта в стиле «художник так видит», больше напоминавшей рисунок школьника (не исключено, что так оно и было). Второй, более поздний вариант, был уже почти «полноценной» картинкой с измененным расположением логотипа завода и знака качества. При этом, оба варианта изображали британский Curtiss «Tomahawk» IIb с бортовым кодом G-LD. Впрочем, тогда на подобные ошибки никто внимания не обращал.
     

    Как долго производился «Истребитель Томагавк Ф197» в Ташкенте сказать сейчас сложно, но одно известно точно – в конце 1980-х гг. пресс-форма нашла себе новых хозяев в лице неких молдавских предпринимателей. В условиях общего хаоса, в который погружалась страна, исчезновение одной модели с крупного предприятия прошло бесследно, зато с 1991-го года в магазинах стала появляться модель в новой упаковке.

    Кооператоры из кишинёвской фирмы «Конфимаре» подошли к вопросу более ответственно, «творчески» переработав «нововскую» атрибутику для этой модели. Проще говоря, на красно-синем логотипе слово «Novo» заменили на словосочетание «Сборная модель». Инструкция, в целом, также осталась «нововской», но с добавлением текста на русском языке вместо многоязычных вариантов. Между тем, на моделях выпуска 1991-1992 гг. было отпечатано название фирмы «Абрау-Дюрсо-Пласт» (г.Новороссийск), что наводит на мысль о перемещении пресс-формы в Россию. В любом случае, на модельном рынке «Tomahawk-Fighter» перестал появляться с 1993-го года. Впоследствии эту модель можно было встретить в коробке от фирмы «Грань».
     

    Казалось бы, потасканная жизнью пресс-форма канула в лету, но как бы не так! Под конец 1990-х она объявилась в Москве, а её новым хозяином стала фирма «Звезда». Отливки остались те же, с теми же дефектами, но декаль и схема окраски позволяли теперь выбрать такие варианты:

    Curtiss P-40B «Warhawk» – USAAC, бортовой номер 333, Гавайи, декабрь 1941 г.

    Curtiss «Tomahawk» IIb – 147-й ИАП ВВС РККА, пилот старший лейтенант А.Хлобастов, Заполярье, зима 1942 г.

    На данный момент модель всё ещё находится в мелкосерийном производстве.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Tomahawk - Fighter" Cat.No.78051 - экспортная упаковка Novo, верхняя часть, 1979-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • По логике событий, более поздняя модель должна быть лишена недостатков предыдущей, раз планировалась она на замену. Однако, в случае с FROG этот принцип не сработал, поскольку в «геометрию» существующих чертежей 72-го масштаба эта модель не ложится совсем. Перечень того, что нужно переделать получился бы слишком длинным, поэтому скажем проще – если вы не маньяк-дровопил, то просто примите «экс-фроговскую» модель такой, как она есть.
     

    Масла в огонь подливает качество самих отливок. На рубеже 1991-1992 гг., когда модель «Tomahawk-Fighter» вроде как производилась фирмой «Абрау-Дюрсо-Пласт», пластик для неё был очень странного серого цвета, с порядочной долей прозрачности. Отливки, которые появились во второй половине 1992-го года, были уже из светло-коричневого пластика, но общая проблема у них была одна – многочисленный облой, которым были буквально залиты некоторые детали.
     

    После прибытия на «Звезду» пресс-форма если и прошла ремонт, то исключительно косметический. Облоя стало меньше, но зато усугубились недоливы на вертикальном оперении и дефекты на фюзеляже. Раскрой на модели местами исчез вообще. Впрочем, при удачной покраске и минимуме доработок «экс-фроговский» Curtiss P-40 смотрится очень неплохо.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Истребитель. Индекс 197" - отливки из серого пластика фабрики Ташигрушка, 1985 г.
    Slider

    Наверх

  • Curtiss P-40B «Tomahawk» — автор А.Жуковский\Мистюк

     


  • Ссылки (модель):
    Scalemodels — Звезда 1/72 P-40 Tomahawk
    Каропка.ру — P-40B Tomahawk от «Звезды» (1/72)
     

    Ссылки (инфо):
    Britmodeller.com — Clive Caldwell Tomahawk II photo, anywhere?
     

    Литература:
    А.Котлобовский «Ястребы» Донована Берлина» («Авиация и Время» 2000-03)
    В.Романенко «Истребители P-40 в советской авиации» («Авиация и Время» 2006-02)
    А.Демин «Летающие тигры». P-40 в боях» («Авиация и Космонавтика» 2015-07)
    В.Морозов «P-40 с красными звездами» («Авиация и Космонавтика» 2015-06)
    Marek Rys «Curtiss P-40 Tomahawk/Kittyhawk/Warhawk» cz.1, AJ-Press, Monografie Lotnicze 64
    Richard Lines, Lief Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639