Westland «Wywern» S.4


  • Если составить рейтинг самых невезучих боевых самолётов, то наверняка в его первую 10-ку войдет британский штурмовик-торпедоносец Westland «Wyvern». Разработка этой уникальной машины с ТВД началась ещё в годы 2-й мировой войны, но в производство она пошла только в 1953-м году, когда её характеристики явно отставали от требований времени. Впрочем, именно проблемы с силовой установкой заставили вывести в резерв все «Wyvern» уже в 1958-м году.
     

    Фирма FROG создала пресс-форму для модели «Wyvern» в масштабе 1:72 в 1970-м году. Для своего времени она была очень неплоха и, к тому же, на долгие годы стала безальтернативной. К сожалению, после продажи производственной оснастки Советскому Союзу массовое производство «экс-фроговской» модели наладить не удалось — лишь на рубеже 1980-1990-х гг. предпринимателями из Харькова была выпущена небольшая партия отливок без полиграфии…
     

    При подготовке статьи использованы фотоматериалы, которые представили нам А.Алов и С.Васюткин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • История ударного самолёта Westland «Wyvern» является одним из наиболее ярких примеров того, как затянувшаяся разработка может буквально похоронить очень дорогостоящий проект. Спецификация под индексом 10/44 была выдана в 1944 году, когда командование FAA окончательно убедилось в том, что самолёты фирмы Fairey (имелись в виду «Firefly» и «Barracuda») станут временными мерами. Новая машина, относящаяся к категории TF (то есть Torpedo-Fighter) должна была заменить их обоих.

    Как это ни странно, но контракт на разработку был подписан с фирмой Westland Aircraft Ltd., которая не имела богатого опыта в проектировании палубных самолётов. Тем не менее, под руковосдтвом шеф-конструктора Уэльям «Тэдди» Петтера достаточно быстро был разработан аванпроект. В его основе лежал поршневой 24-цилиндровый Н-образный двигатель воздушного охлаждения Rolls-Royce Н-46L «Eagle», который должен был устанавливаться в районе центра тяжести – это позволяло установить шасси с носовым колесом и улучшить обзорность из кабины пилота. Такие новшества очень не понравились «корифеем флота», что привело к переделке проекта.

    Чтобы сохранить приемлемую обзорность Петтер переделал фюзеляж, придав ему характерный горбообразный вид, а схема шасси стала более привычной, с хвостовым колесом. Из предложений по воздушным винтам был выбран соосный четырехлопастный от фирмы Rotol.

    Обновленный проект P.10/W-34 был представлен в середине 1944-го года, а осенью последовал заказ на 6 прототипов для всесторонних испытаний и 10 машин малой серии для палубной авиации. Узнав о новом истребителе RAF также поспешили заказать 10 прототипов для себя, но выяснив, что разработка только начата, так же быстро отказались. А вот FAA находилось почти в патовой ситуации – новый самолёт Fairey «Firebrand» был явно хуже проекта от Westland.
     

    Первый прототип под индексом W-34 был готов летом 1946-го года, но уже спустя год он разбился при испытаниях. Несмотря на тревожные симптомы в работе силовой установки интенсивные тесты других машин, обозначенных позднее как T.F.Mk.1, продолжались вплоть до июня 1949-го года. Между тем, в 1947-м году W-34 присвоили название «Wyvern», что в британской мифологии означало «крылатый дракон с двумя орлиными ногами и змеиным хвостом».

    Испытания однозначно говорили об одном – ненадежный поршневой двигатель необходимо заменить. Но вот на что? В качестве наиболее вероятного варианта были предложены реактивные двигатели, но они были слишком громоздкими и потребляли слишком много топлива. Тогда возникла идея установить на «Wyvern» новейший ТВД типа RB.39 «Clyde», также разработанный фирмой Rolls-Royce и прошедший в декабре 1944-го года стендовые испытания. Был ещё вариант с ТВД Armstrong-Siddeley ASP, но его испытания только собирались начинать.
     

    Работа над модификацией «Wyvern» под установку ТВД началась в 1948-м году, а первый прототип T.F.Mk.2 с двигателем «Clyde» поднялся в воздух 18-го января 1949 года. Не прошло и трёх месяцев, как был готов прототип с альтернативным двигателем Armstrong-Siddley «Python», который создавался в большей спешке. Несколько ранее FAA разместил заказ на 20 предсерийных истребителей.

    Логичным казалось продолжение работ по «Clyde», но фирма Rolls-Royce была настолько занята другими проектами, что на ТВД просто не оставалось ни времени, ни ресурсов. Вместе с тем, доверие к ТВД «Python» было минимальным, поскольку второй прототип потерпел катастрофу. Фирма Westland даже предприняла попытку переделать самолёт под 20-цилиндровый поршневой мотор с многоступенчатым турбокомпрессором Napier Е-125 «Nomad» мощностью 4100 л.с., но в итоге решили остановиться на ТВД от Armstrong-Siddeley.

    Относительное разрешение проблемы произошло в 1950 году, когда был предъявлен более отработанный ТВД «Python 2» – теперь можно было говорить о крупносерийной постройке. Первая серийная модификация получила обозначение «Wyvern» T.F.Mk.4.

    Выпуск истребителей был налажен в 1953-м году, когда «Wyvern» устарели не только морально – за прошедшие годы сильно изменились требования и явными фаворитами стали реактивные истребители. Тем не менее, было принято решение переделать их в ударные самолёты, оснастив ракетно-бомбовой подвеской. Соответственно, обозначение изменилось на S.Mk.4 (Strike — ударный).

    Первые «Wyvern» поступили в состав No.813 NAS FAA в июне 1953 года, но лишь летом 1954 года их разместили на палубе авианосца HMS «Albion» и HMS «Eagle». Пилоты палубной авиации, не имевшие дела с самолётами оснащенными ТВД, были очень недовольны новой техникой, надежность которой была очень низкой. Так, в ходе учений на HMS «Eagle» было потеряно сразу пять самолётов, у которых разрушилось крыло и хвостовая часть фюзеляжа.
    Самолёты стали срочно модернизировать прямо на конвейере, заодно установив двигатели «Python 3», но всё было напрасно – от дальнейшего производства FAA разумно отказался, а «Wyvern» стали списывать на берег. И тут грянул Суэцкий кризис…
     

    Решив, что из «Wyvern» ещё можно что-то выжать в качестве штурмовика, командование FAA отправило No.830 NAS к берегам Египта. В ходе операции «Мушкетер» британские палубники сделали всего 79 боевых вылетов, безвозвратно потеряв три машины от огня ПВО. После того, как стало окончательно ясно, что самолёты с ТВД обладают чрезвычайно низкой живучестью, участь «Wyvern» была предрешена. Последние штурмовики взлетали с палубы HMS «Eagle» вплоть до весны 1958 года. После списания на берег большая часть из 127 серийных самолетов складировали в Лоссимуте, где они привлекались для периодических испытаний, обучения и прочих вспомогательных целей.

    В попытке спасти безнадежный проект фирма Westland предложила проекты учебно-тренировочного истребителя T.F.Mk.3, единственный прототип которого совершил первый полет 11 января 1950 г., но входе испытаний разбился. Чуть позже, в 1950-м, появился проект Т.F.Мк.5 с мотором Napier Е.141 мощностью 5000 л. с., представлявшим собой спарку ТВД. Он оказался настолько сложным и неудобным в производстве и эксплуатации, что эта модификация так никогда и не покинула чертежных досок.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Westland "Wywern" T.F.1 - первый прототип с серийным номером TS371
    Slider

    Наверх

  • Сколь скоротечна была карьера «Wyvern» в составе FAA, столько же коротким, если не сказать трагичным, оказался его жизненный цикл в качестве модели. Пресс-форма была готова в 1970-м году и на долгое время стала единственной для производства модели в 72-м масштабе. В каталоге FROG модель получила индекс F198 и вошла в Red Series. Первое издание в упаковках типа G1 и под коробочным названием «» находилось в производстве до 1973-го года включительно, в всего было выпущено 145.000 комплектов.
     

    Второе издание под коробочным названием «Wyvern S.4 Naval Strike aircraft», выпущенное только в 1974-м году в количестве 15.000 экземпляров, отличалось только коробкой типа Н1 с немного измененным бокс-артом – из-за изменения формата рисунок пришлось подрезать сверху и снизу.

    Схемы окраски и декаль были идентичными для обоих вариантов:

    «Wyvern» S.4 — No.827 NAS, FAA, WL880, H.M.S. «Eagle», 1955

    «Wyvern» S.4 — No.830 NAS, FAA, WN325, H.M.S. «Eagle» EG, Suez Crisis, 1956
     

    В начале 1970-х гг. часть «фроговских» отливок была предоставлена фирме Hasegawa, которая разработала для этой модели (Nr.JS-067) новую коробку, инструкцию и декаль. После завершения производства в Великобритании пресс-форма была отправлена в Советский Союз.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Westland Wyvern" F198 - упаковка типа G1 фирмы FROG, Red Series, 1970-1974 гг.
    Slider

    Наверх

  • Первым пунктом назначения для пресс-формы стало ЦКТБИ в Москве. Приблизительно в 1979-1980 гг. там была сделана пробная партия отливок из серого пластика, моментально ставшая раритетом. Производство «Wyvern» рассчитывали организовать на Донецком заводе игрушек, но с самого начала процесс начал давать сбои.

    По одной из версий производственная оснастка прибыла в Донецк слишком поздно – к началу 1980-х гг. ДЗИ не испытывал недостатка в импортных пресс-формах, и «ставить на конвейер» ещё одну модель, для которой требовалась полиграфия никому особо не хотелось.

    По сути, ДЗИ был лишь промежуточным пунктом, поскольку пресс-форма через некоторое время оказалась в Харькове, на местной фабрике игрушек. Там заниматься производством модели тоже не возникло большого желания и всё оснастка просто ржавела на фабричном дворе. Трагичнее всего сложилась история модели Vickers Super VC-10, для которой тогда не нашлось ТПА подходящей мощности…

    Всё изменилось с началом «перестройки» в Советском Союзе. Располагая информацией о местонахождении пресс-формы группа советских «предпринимателей» из четырех человек в буквальном смысле организовала её «эвакуацию», вместе с VC-10 вывезя в неустановленное место (скорее всего, это было одно из местных предприятий, где имелся соответствующий данной модели ТПА). Поскольку пресс-форма была сильно повреждена, а средств на реставрацию было немного, харьковчане организовали подписку среди моделистов. Благодаря этому удалось отремонтировать основную часть, хотя форма на прозрачную деталь погибла совершенно полностью.

    Вся партия «харьковских вайвернов» была изготовлена из белого пластика. Вплоть до середины 1990-х гг. отдельные отливки, без коробок, инструкций и фонаря (его иногда заменяли «вакуумной» деталью), можно было встретить в клубах моделистов. Качество отливок, надо отметить, было вполне приличное. На постсоветских просторах в комплект обычно входил «лепесток» формата А4, на лицевой стороне которого имелась ксерокопия «фроговского» бокс-арта и схем окраски, а на обороте – ксерокопия инструкции.
     

    Сколько всего было сделано харьковских отливок — вопрос остаётся открытым. Возможно, не менее 1000 тысячи, поскольку на «притирку» пресс-форм требуется несколько сотен отливок. Но в любом случае, производственный процесс был остановлен после развала Союза, а оснастка перешла из коллективного пользования в единственные руки, отправившись на хранение до лучших времен.

    Именно те самые лучшие времена могли наступить в 1994-1995 гг., когда недавно появившаяся фирма Токо из Киева задумала расширить свой ассортимент. В качестве одного из первых предложений рассматривался вопрос приобретения пресс-форм на «Wyvern», которые всё ещё находились в Харькове. Сделка вполне могла состояться, если не один нюанс — для модели отсутствовала форма на фонарь. Можно было сказать об этом сразу, но владелец предпочел стратегию затягивания переговоров, что в итоге привело к закономерному результату — руководство Токо предпочло иметь дело с более открытыми людьми, отправившись в Днепродзержинск и приобретя там оснастку для модели «Sea Venom». Таким образом, в 1995-м году был отличный шанс возобновить производство «Wyvern» в Киеве, тем более, что предприятие с которым работало Токо само занималось изготовлением пресс-форм!

    Дальнейшую судьбу «харьковского вайверна» удалось отследить лишь в краткосрочной перспективе. Пролежав ещё некоторое время в Харькове пресс-формы были проданы одному «коллекционеру» из Закарпатья. Тот, в свою очередь, перепродал оснастку в Польшу (по другим данным — выменял на партию моделей).

    На основании этих данных (которые ещё нуждаются в проверке) весьма правдоподобной является информация, что в указанный период польская фирма MasterCraft (Польша) также занималась выпуском модели, удивительно похожей на «экс-фроговский» вариант. При этом её коробочное название определялось как «Wyvern S Mk.3».
     

    Вот так закончилась история этой модели, которой просто фатально не повезло с новыми владельцами, после прибытия в Советский Союз…

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Westland Wyvern" - в 1992-1993 гг. харьковские отливки распространялись фирмой "Абрау-Дюрсо-Пласт" с цветными "лепестками" и черно-белыми инструкция "фроговского" образца, распечатанными на плотной вторичной бумаге.
    Slider

    Наверх

  • Модель, выпускавшаяся в 1970-1977 гг. под маркой FROG, представляла собой копию единственной серийной модификации Westland «Wyvern» S.Mk.4. С современной точки зрения это «дрова» и сравнивать её с моделью от «Trumpeter» (Nr.01619) просто бессмысленно – внешний раскрой очень грубый, внутренняя детализация у F198 практически отсутствует, а большинство мелких деталей из набора лучше заменить. Тем не менее, модель очень приятна в сборке и относительно неплохо ложится в чертежи.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Westland Wyvern" - комплект отливок из белого пластика изготовленный в Харькове в начале 1990-х гг.
    Slider

  • Westland «Wyvern» — модель «из коробки» харьковского производства

     

     

    Westland «Wyvern» S.4 — автор С.Васюткин

     


  • Ссылки (модель):
    Catalogues FROG — Westland Wyvern Ref F198
    Modelingmadness.com — Frog 1/72 Wyvern F.4
    Britmodeller.com — Westland Wyvern canopy types and type conversions
    Frog 1/72 Westland Wyvern S.4 (F198)
    Каропка.ру — Westland Wyvern S Mk4
    Axis and Allies Paintworks — Westland Wyvern
    UAMF — Paul’s Wyvern **DNF**
    Scalemodels — FROG/NOVO 1/72 Westland Wyvern S.Мк.4
     

    Ссылки (инфо):
    Микро Мир — СОСТАРИВШИЙСЯ В ДЕТСТВЕ ДРАКОН
     

    Литература:
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639