Gloster «Meteor» Mk.4


  • Первому британскому серийному реактивному истребителю Gloster “Meteor” была уготована долгая строевая карьера, правда, практически обошедшаяся без успешного боевого применения — в годы 2-й мировой войны встреч с самолётами противника так и не состоялось, а австралийцы во время войны в Корее не смогли достойно противостоять МиГ-15. Вместе с тем, на второстепенных ролях “Meteor” служили вплоть до 1960-х гг.
     

    Фирма FROG (IMA) последовательно занималась выпуском сразу трех различных версий этого истребителя в едином масштабе 1:72, начиная с модели, выполненной в 1946-м году из ацетата целлюлозы и продолжив эстафету в 1955-м году “пионерской” (как это было принято считать на постсоветском пространстве) пластиковой версией под индексом 326P\F326. Самой успешно стала третья версия образца 1970-го года, получившая индекс F200 — производство этой модели продолжалось вплоть до ликвидации торговой марки FROG в 1977-м году.

     

    Будучи отправленной в Советский Союз пресс-форма вытянула не самый счастливый билет, попав на фабрику “Ташигрушка”. Слишком долгое освоение британской производственной оснастки привело к тому, что на экспорт отправились только тестовые отливки, а основная масса продукции получила распространение внутри СССР. Но самое плохое было в том, что должное обслуживания пресс-формы практически отсутствовало — в конечном итоге это привело к сильной деградации (хотя не столь ужасающей, как это случилось с “Sea Fury”) и последующей отправке на металлолом…
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, С.Просвирнин и Custo, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Успешные испытания британского реактивного двигателя W.1, созданного Фрэнком Уиттлом, сподвигли Министерство Авиации выдвинуть в феврале 1940 года спецификацию E.28/39 на одноместный экспериментальный самолёт. Помимо основной функции предполагалось, что эта машина послужит прототипом для истребителя-перехватчика, вооруженного четырьмя 7,69-мм пулеметами. Этот самолёт, получивший название «Pioneer», был построен фирмой Gloster и прошел всесторонние испытания в 1941-1942 гг. Помимо прочего выяснилось, что для до достижения максимально возможной скорости и облегчения доступа к недоработанной силовой установке необходима двухмоторная схема с размещением двигателей на крыле.
     

    Спецификация F.9/40 на тяжелый истребитель-перехватчик была выпущена ещё в 1940 году. В качестве особых условий оговаривалась установка шести 20-мм пушек со 120 снарядами на ствол и гермокабины. Проект, также разработанный фирмой Gloster, получил обозначение G.41 и за следующие три года прошел несколько стадий доработок. Эскизы были готовы в декабре 1940 года, а в январе 1941 года был представлен полноразмерный макет. Проект одобрили в феврале и сразу же заказали 12 опытных самолётов, один из которых затем собирались обменять на американский реактивный истребитель Bell XP-59 в порядке обмена опытом.
     

    Не дожидаясь завершения работ над рабочими чертежами 21-го июня 1941 года министерство подписало контракт на поставку сразу 300 самолётов. К этому времени истребителю присвоили название «Meteor». При постройке прототипов выбор обозначился между двумя двигателями более новых силовых установок – de Havilland H.1 «Goblin» и Metropolitan Vickers F.2. Испытания первого прототипа, поднявшегося в воздух 5-го марта 1943 года, проходили с двигателями Н.1, а второй опытный образец оснащался двигателями F.2. В конечном итоге выбор был сделан в пользу двигателей W.2B/23, которые производились фирмой Rover Motors под обозначением «Welland».
     

    Первой серийной модификацией стал «Meteor» F.I (фирменное обозначение G.41A). Головной самолёт поднялся в воздух в январе 1944 года, но общее количество заказанных истребителей не превысило 20 единиц, поскольку данный вариант считался переходным. По-настоящему массовыми стали более поздние модификации:

    «Meteor» F.1 «Trent turboprop» – один из серийных F.I (номер ЕЕ227) конвертированный для тестов турбовинтового двигателя Rolls-Royce «Trent» с воздушными винтами Rotol. Первый полет совершен в сентябре 1945 г., публично продемонстрирован в 1946 г. Программа завершена в 1948 г.;

    «Meteor» F.2 – единственный прототип с двигателями Halford H1s, строившийся в рамках спецификации F.9/40;

    «Meteor» F.3 – первая крупносерийная модификация с двигателями «Derwent» I. Поставки начались с сентября 1944 года, а всего было собрано 210 самолётов (первые 25 оснащались двигателями «Welland»);

    «Meteor» F.4 – модификация с двигателями «Derwent» V, построено 489 самолётов. Истребители также экспортировались в Аргентину (50), Бельгию (48), Данию (20), Египет (12) и Нидерланды (38);

    «Meteor» FR.5 – единственный прототип разведчика на базе F.4, оснащенный вертикально установленными камерами в фюзеляже вместо пушек. Самолёт был потерян 15-го июня 1949 года во время испытаний;

    «Meteor» F.6 – проект с измененным крылом на базе F.4;

    «Meteor» T.7 – двухместный тренировочный вариант, свершивший первый полет 19-го марта 1949 года. Построено 640 самолётов, поставлявшихся также в Бельгию, Бразилию, Данию, Египет, Францию, Израиль и Нидерланды (всего 73 самолёта). Кроме того, 20 F.4 из состава бельгийских ВВС позднее были переделаны в T.7;

    «Meteor» F.8 – модифицированная модель на базе F.4 с удлинённым фюзеляжем, увеличенной ёмкостью баков, катапультируемым креслом пилота и рядом других доработок. Эта модификация была стандартным истребителем RAF в течении 1950-1954 гг.;

    «Meteor» F.8 «Prone Pilot» – экспериментальный вариант на базе F.8;

    «Meteor» FR.9 – разведывательный вариант на базе F.8, совершивший первый полёт 23-го марта 1950 года. Отслужившие в RAF самолёты поставлялись затем в Эквадор, Израиль и Сирию;

    «Meteor» PR.10 – фоторазведывательный вариант на базе F.8, совершивший первый полёт 29-го марта 1950 года. Построено 59 самолётов для RAF;

    «Meteor» NF.11 – ночной истребитель с радаром типа AI (Airborne Interception) строившийся фирмой Armstrong Whitworth. Было построено 311 самолётов для RAF и 20 самолётов для ВВС Дании;

    «Meteor» NF.12 – ночной истребитель на базе NF.11 с удлиненной носовой частью и радаром AN/APS-21. Первый полёт совершен 21-го апреля 1951 года. Фирмой Armstrong Whitworth собрано 100 самолётов;

    «Meteor» NF.13 – «тропическая» модификация истребителя для замены «Mosquito» NF.36. Первый полет совершен 21-го декабря 1952 года. Впоследствии 20 самолётов отслуживших в RAF были проданы Египту (6), Франции (8), Израилю (6) и Сирии (6);

    «Meteor» NF.14 – модификация с новой кабиной пилотов и удлиненной носовой частью. Прототип был получен путем переделки из NF.11 и совершил первый полёт 23-го октября 1953 года. Построено 100 самолётов;

    «Meteor» U.15 – самолёт-мишень конвертированный из F.4, 92 единицы;

    «Meteor» U.16 – самолёт-мишень конвертированный из F.8, 92 единицы;

    «Meteor» TT.20 – скоростной буксировщик мишеней на базе NF.11. Фирмой Armstrong Whitworth переоборудовано 20 самолётов для RAF и ещё четыре бывших NF.11 доработали в Дании;

    «Meteor» U.21 – самолёт-мишень конвертированный из F.8 для ВВС Австралии;

    «Reaper» (Ground Attack Fighter) – штурмовик на базе F.8 с усиленным крылом и возможностью подвески RATOG. Первый полет совершен 4-го сентября 1950 года. Работы прекращены в связи с отсутствием поддержки.
     

    Британские истребители «Meteor» служили на различных ролях вплоть до начала 1960-х гг., пока их не заменили более современными самолётами. Встреч с истребителями противника они не имели, а в последние два года 2-й мировой войны привлекались для перехвата ракет V-1 и штурмовым рейдам.
     

    Испытать «Meteor» в бою с достойным противником удалось только Австралийским ВВС. В 1950 году 77-й эскадрон прибыл в Корею, где встретился с советскими истребителями МиГ-15. При равной подготовке пилотов превосходство МиГа было более чем очевидным, и с января 1952 года австралийские истребители перевели на штурмовую работу.
     

    В других странах «Meteor» также завершили свою карьеру в середине 1950 – начале 1960-х гг. Большинство из них отправилось на слом, но некоторые образцы удалось спасти и сейчас они являются музейными экспонатами.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Gloster "Meteor" F.1 (VT340, RAF)
    Slider

    Наверх

  • Gloster G.41 «Meteor» вошел в число избранных самолётов, которые выходили под торговой маркой FROG в различных вариациях. Первая из них производилась в течении 1947-1949 гг., когда после вынужденного перерыва фирма IMA вновь наладила выпуск моделей в масштабе 1:72 из ацетата целлюлозы. В каталоге FROG она получила индекс 163Р и позиционировалась как «Meteor F.IV» (именно с латинскими цифрами, хотя в системе обозначений RAF и FAA с 1948-го года они были полностью заменены на арабские). Декаль позволяла оформить модель только в одном варианте для самолёта RAF.
     

    Решив идти в ногу со временем FROG (эта торговая марка тогда принадлежала фирме IMA) отказалась от производства моделей из ацетата целлюлозы и перешла на пластик. Тут «Meteor» очень повезло – пресс-форма для него был готова в 1955-м году, когда появилась первая серия из 9 пластиковых моделей FROG.
     

    Первое издание с коробочным названием «Gloster Meteor 8» выпускалось в период с 1955-го по 1965-й год под индексом 326HP. На лицевой части коробки типа С1 был нанесен бокс-арт самолёта с серийным номером WF753 (который также являлся единственным вариантом оформления).
     

    В 1964-м году, когда произошла ревизия модельного ряда и упаковок, индекс в каталоге FROG изменился на F326. Однако, несмотря на выпуск партии инструкции с новым индексом, отливки упаковывались в коробки со старым индексом. В общей сложности, вплоть до 1965-го года включительно, было выпущено 15.000 комплектов, часть которых упаковались в коробки фирмы Tri-Ang. Дальнейшую судьбы пресс-формы для 326P\F326 отследить не удалось.
     

    Третья попытка выпустить модель истребителя-перехватчика «Meteor» состоялась в последние годы существования IMA как независимой фирмы. В 1970-м году появилась пресс-форма для модели с коробочным названием «Gloster Meteor F.Mk.IV». Первое издание упаковывалось в коробки типа G1, где на лицевой стороне имелся бокс-арт с изображением двух самолётов из состава ВВС Нидерландов. В каталоге FROG модель получила индекс F200 и входила в Red Series. Схема окраски и декаль содержали два варианта оформления:

    Gloster Meteor F.Mk.IV — номер Y9-8, No.323 Squadron, Royal Netherlands Air Force, 1950

    Gloster Meteor F.Mk.IV — номер VT328, No.263 («Fellowship of Bellows») Squadron, Royal Air Force, 1950
     

    Опять-таки, выбор разработчиков из IMA в пользу именно этих вариантов труднообъясним, поскольку оба самолёта являлись обычными «рабочими лошадками». Впрочем, VT328 был удостоен чести быть воспроизведенным в игре Microsoft Flight Simulator X (по состоянию на октябрь 1950-го года, когда эскадрон базировался на авиабазе Уоттисхэм). Кроме того, интересна сама история No.263 Squadron – начало войны пилоты первого соединения с таким номером встретили на «Gladiator» Mk.I\Mk.II, затем в течении нескольких месяцев 1940-го года они поочередно пересели в кабины «Hurricane» Mk.I и «Whirlwind» Mk.I, с сентября 1942-го года и до конца войны они летали на «Typhoon» Mk.Ib. После расформирования No.263 перешло к бывшему No.616 Squadron, который в 1945-м был перевооружен новейшими на тот момент истребителями «Meteor» F.Mk.3, а в 1950-1955 гг. им на смену пришли F.Mk.8.

    Относительно самолёта 323-го эскадрона ВВС Нидерландов (Koninklijke Luchtmacht) тоже не удалось обнаружить сколь-нибудь значительных данных. Этот истребитель имел шансы попасть в пилотажную группу, организованную в 1955-м году, но в конечном итоге продолжил службу как обычный истребитель.
     

    Относительно модели можно сказать, что она оказалась очень успешной в коммерческом плане – в течении 1970-1974 гг. было выпущено 180.000 комплектов, часть которых была передана фирме Hasegawa и производилась по тем же коробочным названием и индексом JS-059.
     

    Второе издание с тем же индексом и серией в каталоге FROG выпускалось в период с 1974-го по 1977-й год. Из значительных изменений можно было отметить только коробки типа Н, лицевая сторона которых содержала немного укрупненный и обрезанный рисунок с голландскими истребителями. На завершающей стадии выпуска под маркой FROG была произведено ещё 55.000 комплектов под коробочным названием «Meteor F.Mk.IV. Interceptor fighter». С 1975-го года пресс-форма находилась в списке для продажи в СССР, где ей была уготована не самая завидная участь.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Gloster Meteor F.Mk.IV" F200 - упаковка типа G1 фирмы FROG, Red Series, 1970-1974 гг.
    Slider

    Наверх

  • Волею случая, после доставки в Москву и изготовления пробной партии отливок, пресс-форма для модели с индексом F200 попала на фабрику «Ташигрушка» в г.Ташкент (УзССР). Экспортная версия коробки сохранила «фроговский» бокс-арт и варианты оформления. В каталоге модель с коробочным названием «Meteor-Interceptor Fighter» попала в престижную Series 4. Судя по индексу 78077 в каталоге Novo Toys Limited, производство на экспорт собирались наладить со второй половины 1978-го года, но пока на «Ташигрушке» шёл трудный процесс «раскачки» британская фирма-посредник прекратила своё существование. В итоге, если ташкентские отливки и попали в Великобританию, то в очень небольшом количестве и в розничную продажу не поставлялись. В начале 1981-го года весь запас полиграфии Novo Toys Limited был передан советской стороне.
     

    С этого времени бывший «Meteor» производился только для внутреннего рынка под обезличенным названием «Самолёт индекс 200», которое впоследствии изменили на «Самолёт Метеор». Относительно других пресс-форм попавших в Ташкент можно сказать, что «Метеору» очень повезло – за долгие годы эксплуатации, а производилась она вплоть до 1992-го года, оснастку не успели убить до уровня «Sea Fury» (F154), так что качество отливок сохранялось более-менее приличное. На лицевой стороне упаковке присутствовал утрированный «нововский» рисунок с одним самолётом, а на тыльной стороне распоалаглись проекции истребителя. Декаль в ташкентский комплект никогда не входила. Розничная стоимость составляла 70 копеек.
     

    После развала СССР на бывшей Ташигрушке (в 1990-м году переименованной в фирму Семург) произошли отнюдь не положительные изменения. Старые союзные контакты потерялись, а новые рынки сбыта так и не были найдены, хотя спрос на ташкентские модели сохранялся очень высокий. В итоге пресс-форма была снята с ТПА и отправлена на хранение. По неподтвержденным данным в 1995-1996 гг. она была продана частному лицу и её дальнейшая судьба пока неизвестна.
     

    Модель «Gloster Meteor F.Mk.IV» (F200) появилась одновременно с моделью «Meteor III» (Cat.No.268) от фирмы Airfix. По уровню исполнения они были схожи, причем «фикс» отличался в лучшую сторону наличием отдельных деталей для посадочных щитков и чуть лучшей детализацией кабины пилоты, зато все стойки шасси были зачем-то выполнены вместе с колёсами. Декаль содержала только один вариант для самолёта с номером ЕЕ239\YQ-Q. Впоследствии этой пресс-форме была уготована очень долгая жизнь – только фирма Airfix вплоть до 2012-го года переиздала модель ещё 8 раз.
     

    Фирма Matchbox в очередной раз оказалась в роли аутсайдера, выпустив свою модель «Armstrong Whitworth Meteor» (Cat.No.PK-129) лишь в 1987-м году, но зато этот комплект позволял сделать сразу три поздние модификации ночного двухместного истребителя: NF.Mk.11, NF.Mk.12 и NF.Mk.14. Переиздание этой модели вышло в 1998-м году, а в 21-м веке ограниченную серию выпустила «Gloster Meteor NF 11/12/14» (Cat.No.XK72002) выпустила британская фирма Xtrakit.
     

    В наше время «Meteor» выпускается такими фирмами, как MPM Production, Revell, Special Hobby и Cyber Hobby. Разумеется, их качество и деталировка выше, чем у выше перечисленных моделей – дело только в стоимости…
     

    Также стоит обратить внимание на различного рода «conversion set», которые выпускались в 1990-2000 гг. и предназначались для доработки именно «экс-фроговской» модели. В частности, фирма Airmodel предлагала комплект деталей для «Armstrong Whitworth Meteor N.F.14 + Meteor T.7» и «Gloster Meteor F.8».
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Meteor-Interceptor Fighter" Cat.No.78077 - экспортная упаковка Novo, 1979-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Модель «Метеора» от FROG содержала 39 деталей, включая подставку и фонарь. В советском исполнении подставку убрали в целях экономии пластика. Несмотря на весьма скромное количество деталей модель выполнена весьма хорошо, хотя есть некоторые неточности в геометрических размерах и раскрое. Ещё один нюанс касается двигателей – имитация обтекателя лонжерона выполнена грубовато, а сопла сделаны совсем неправильно – эти элементы потребуют существенной доработки.

    В качестве преимуществ данного комплекта можно отметить неплохую степень воспроизведения основных стоек шасси (хотя они не безупречны), а также два варианта топливных баков – два подкрыльевых и один подфюзеляжный.
     

    С учетом того, что в Ташкенте успели выпустить огромное количество «Метеоров» на бывшей британской пресс-форме, эта модель вполне доступна и в наши по вполне разумной цене. А с учетом того, что никаких радикальных доработок она не требует, выбор для настоящего моделиста не боящегося трудностей очевиден. Кроме того, ташкентский комплект вполне пригоден для конверсии в модификации F.Mk.2, F.Mk.3 и FR.Mk.5, благо различия между ними минимальны.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Модель сборная самолёта F200" - литники с деталями фирмы Семург, 1990 г.
    Slider

    Наверх

  • Gloster «Meteor» F.4, No.263 Squadron RAF, Wattisham, 1950
    Автор — С.Васюткин

    Gloster «Meteor» F.3, EE231, No.616 Squadron RAF, 1945
    Автор — А.Жуковский\Мистюк

    Gloster «Meteor» F.8, Y9-8, Koninklijke Luchtmacht, 1950
    Автор — М.Чизганов, фото С. Боровик


  • Ссылки (модель):
    Modelingmadness.com — Frog 1/72 Meteor F.IV by Victor Scheuerman
    Catalogues FROG — Gloster Meteor Mk.IV Ref F200
    NoFineLine — Gloster Meteor III ~ Airfix 1/72
    FIGHTERS! — Gloster Meteor F. 4, Frog 1/72, 1970.
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    В.Котельников «Глостер «Метеор»» («Авиация и Космонавтика» 2002-03)
    И.Сеидов ««Метеоры» терпят фиаско» («Мир Авиации» 1995-02)
    Мировая Авиация 179
    Richard Lines, Lief Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639