Armstrong Whithwort “Whitley” B.Mk.V \ GR.Mk.VII


  • Armstrong Whitworth “Whitley” трудно назвать лучшим бомбардировщиком RAF, но свою функцию в начальный период 2-й мировой войны этот самолёт выполнил в полной мере. Боле того, в его конструкции использовался ряд интересных технических решений, которые редко повторялись в авиастроении. Помимо вагонообразного фюзеляжа “Whitley” получил достаточно большой угол установки крыла, что позволило улучшить взлётно-посадочные характеристики, но в воздухе самолёт находился с заметно опущенным носом, что стало поводом для разнообразных шуток со стороны пилотов.
     

    Модель “Whitley” в масштабе 1:72 не частый гость на модельном рынке, поэтому тем интереснее будет рассматривать разработку FROG, впервые представленную в 1970-м году. После завершения производства в Великобритании пресс-форма была продана Советскому Союзу и отправилась в Минск, где эта модель с 1980-го года стала выпускаться под названием “Самолёт Бомбардировщик”. К великому сожалению, после ликвидации фирмы “Корпак” в 1997-м году и продажи производственной оснастки для “экс-фроговских” моделей в Россию, её следы теряются.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, А.Алов, С.Просвирнин, Дмитрий (Минск) и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • К началу 1930-х гг. британское военное ведомство рассматривало в качестве одного основных противников Советский Союз, до которого ещё нужно было добраться через территории европейских государств. Другими словами RAF был необходим самолёт с дальностью полёта не менее 6000 км.
     

    На конкурсной основе было представлено три проекта – Armstrong Whitworth AW.23, Bristol 130 “Bombay”, Handley Page HP.51 и Vickers Type 230 из которых в металле реализовали только первые три. Самолёты показали примерно равные характеристики, однако на вооружение их принимать не стали – исключение составил только “Bombay”, который хорошо подошел для действия в колониальных владениях. К тому времени тенденции изменились и в 1933 году RAF потребовался новый двухмоторный ночной бомбардировщик для замены сразу трех машин – давно устаревших Vickers “Virginia”, а также двух относительно современных НР.50 “Heyford” и Fairey “Hendon”. При этом требовалось сохранить возможность транспортировки различных грузов в фюзеляже. Все эти требования были оформлены в спецификации В.3/34.

    На этот раз состав участников изменился. В конкурсе приняло участие только две фирмы — Armstrong Whitworth и Vickers, но наиболее оптимальным для RAF оказался проект AW.38. Фюзеляж оригинальной конструкции, хоть и сохранил форму вагона, но был существенно доработан. Также изменили размеры и форму двухкилевого хвостового оперения, доработали конструкцию шасси. Впрочем, самым главным нововведением стало крыло. Этот элемент был разработан заново – консоли получили увеличенное поперечное V, а сам угол установки крыла был также увеличен до 8.5°. По мнению разработчиков, на взлётно-посадочных режимах самолёт должен был поднимать и опускать нос, что улучшало обзорность. Фактически, даже в горизонтальном полёте AW.38 всегда летел с креном на нос, что сделало этот конструкторский просчет своеобразной визитной карточкой бомбардировщика. Вооружение AW.38 состояло из носовой стрелковой установки с одним 7,71-мм пулеметом Vickers и хвостовой турели с педальным приводом и четырьмя пулеметами Vickers. На прототипе устанавливались радиальные двигатели Armstrong Siddeley “Tiger” IX мощностью 795 л.с. и металлические трехлопастные винты изменяемого шага.
     

    Проектные работы над бомбардировщиком начались в 1934 году, а первый полёт опытного образца AW.38, также получившего название “Whitley”, состоялся 17-го марта 1936 года под управлением лётчика Алана Кэмпбел-Орда. Как оказалось, большой угол установки крыла благоприятствовал низкой посадочной скорости, которая составила всего 100 км\ч. Кроме того, эффективная работа элеронов ещё более благоприятствовала мягкой посадке.
    В скором времени к нему присоединился второй прототип, который впервые поднялся в воздух 24-го февраля 1937 года под управлением лётчика Чарльза Хагеса. Этот самолёт строился в соответствии со спецификацией В.21/35 на средний двухмоторный бомбардировщик.

    Поскольку серьёзных дефектов выявлено не было RAF немедленно одобрило скорейший запуск “Whitley” в серийное производство. Впрочем, вопрос о его выпуске был решен ещё до сборки первого прототипа. Ещё в августе 1935 года был размещён заказ на первые 80 машин, а в скором времени общее количество было увеличено до 1824 экземпляров.
     

    Первая модификация бомбардировщика “Whitley” Mk.I оснащалась двигателями Armstrong Siddeley “Tiger” X мощностью 810 л.с. и была построена в количестве 34 экземпляров. Первым на новый тип самолётов переучился No.10 Squadron RAF, который получил “Whitley” в начале 1937 года. В скором времени в производство поступила модификация “Whitley” Mk.II, на которой устанавливались двигатели Armstrong Siddeley “Tiger” VIII мощностью 920 л.с., оснащенные двухскоростных нагнетателем – всего было построено 46 самолётов.

    Более существенные доработки появились на модификации “Whitley” Mk.III, которая получила переднюю электрическую турель Nash & Thompson, нижнюю выдвижную турель с двумя 7,71-мм пулеметами Browning, гидравлическую систему управления створками бомболюка и возможность размещения в бомбоотсеке бомб крупного калибра. Среди вариантов “Whitley” с радиальными двигателями этот вариант оказался одним из самых удачных и был выпущен в количестве 80 единиц.
     

    Выпуск бомбардировщиков “Whitley” с двигателями Armstrong Siddeley “Tiger” завершился в 1938 году после чего им на смену пришли варианты с рядными двигателями. Первым из них стал серийный “Whitley” Mk.I, на котором “обкатали” установку очень моторов Rolls-Royce “Merlin” II. Первый полёт с ними самолёт совершил 11-го февраля 1938 года и, хотя уже во втором вылете случился отказ одного из двигателей, испытания были продолжены. В конечном итоге эти работы привели к появлению модификации “Whitley” Mk.IV, которая была оснащена более доведенными Rolls-Royce “Merlin” IV мощностью 1030 л.с. Также были установлены два дополнительных топливных бака, что довело до общий запас топлива до 3205 литров, и задняя электрифицированная турель Nash & Thompson с четырьмя 7,71-мм пулеметами Browning. Всего построили 33 бомбардировщика данной модификации, в число которых включили 7 самолётов модификации “Whitley” Mk.IVA с двигателями Rolls-Royce “Merlin” X мощностью 1145 л.с.

    По-настоящему массовой стала модификация “Whitley” Mk.V, также оснащенная Rolls-Royce “Merlin” X, но имевшая целый ряд конструктивных отличий. В частности, на передней кромке крыла появился резиновый противообледенительный протектор, а запас топлива вновь увеличили и довели до 4405 литров (за счет баков в бомбоотсеке). Для увеличения сектора обстрела из хвостовой турели вертикальное оперение отнесли от фюзеляжа ещё на 381 мм. Постройка этой модификации велась с декабря 1938 по июнь 1943 года и завершилась после сборки 1466-го самолёта. Правда, последние самолёты выпускались исключительно в транспортном варианте.

    В 1939 году, когда двигателей “Merlin” катастрофически не хватало, британское Министерство Авиации решило перестраховаться, заказав вариант с американскими двигателями Pratt & Whitney “Twin Wasp” (1200 л.с.). Эта модификация, известная под обозначением “Whitley” Mk.VI, так и осталась на бумаге, поскольку экстренных мер вводить не потребовалось.

    Последней модификацией стал “Whitley” GR.Mk.VII, созданный по заказу Берегового Командования (Coastal Command). Основные изменения заключались в установке дополнительных топливных баков, увеличивших запас топлива до 5001 литра, что обеспечило дальность полёта 3700 км. Кроме того, на самолёте устанавливалась радиолокационная станция ASV2 (ASV — Air-to-Surface Vessel) со специфическими антеннами, закрепленными на фюзеляже и под консолями крыла. Всего было построено 146 новых “Whitley” GR.Mk.VII и ещё несколько переделали из “Whitley” Mk.V.
     

    Последней попыткой модернизации конструкции “Whitley” стало участие в конкурсе по спецификации B.1/35, в котором также участвовали фирмы Handley Page, Airspeed и Vickers. Обновленный самолёт, имевший обозначением AW.39, должен был оснащаться трехрядным радиальным двигателем Armstrong Siddeley “Dirhound” мощностью 1350 л.с., носовой оборонительной турелью фирмы Boulton-Paul с гидроприводом и иметь бомбовую нагрузку до 2200 кг. Этот проект так и остался на бумаге, поскольку более приемлемым посчитали вариант фирмы Vickers, ставший впоследствии более известным как “Warwick”.
     

    В первые месяцы 2-й Мировой войны бомбардировщики “Whitley” были отнюдь не самыми массовыми самолётами RAF. Тем не менее, применяли их достаточно интенсивно. Первая “боевая” акция с их участием состоялась 2-го сентября, когда несколько “Whitley” провели разведывательно-тренировочный полёт к Берлину и обратно. Спустя сутки, 4-го сентября 1939 года, десять бомбардировщиков из состава No.51 и No.58 Squadron забросали листовками территорию Германии. Полёты проводились в ночное время, поэтому потерь долгое время удавалось избежать. Исключение составил вылет 7-го сентября, когда во время пролёта над территорией Голландии британские бомбардировщики были атакованы тяжелыми истребителями Fokker G.1B. в завязавшемся бою один голландский истребитель был сбит, но и один “Whitley” совершил вынужденную посадку.
     

    С зимы 1940 года бомбардировщики переключили на удары по территории Германии. В частности, в ночь на 20-е марта “Whitley” бомбили базу гидросамолётов на острове Силт, а в ночь с 10 на 11 мая они провели бомбардировку объектов в Рейнской области. Незадолго до этого часть “Whitley” из состава Йоркширской Группы перевели на аэродромы Южной Франции. Но в целом никакого серьёзного влияния рейды “Whitley” на ход боевых действий не оказали. Пожалуй, единственной крупной акцией стал знаменитый налёт “1000 бомбардировщиков” на Берлин, произведенный 31-го мая 1942 года. После этого “Whitley” из состава RAF стали выводится во вторую линию и уже к началу следующего года они действовали как десантные, транспортные и тренировочные самолёты.
     

    Несколько лучше сложилась карьера “Whitley” переданных Береговому Командованию, где они частично заменили морально устаревшие Avro «Anson». С сентября 1939 года самолёты вели патрулирование над Ла-Маншем и Северным морем, периодически привлекаясь к противолодочной борьбе и охране конвоев. Успех сопутствовал экипажам “Whitley” не часто, но всё же свой посильный вклад они внесли. Так, 17-го июля 1941 года подбил и принудил к посадке на воду немецкий дальний разведчик FW-200C. Другой экипаж 30-го ноября 1941 года бомбардировщик из состава No.502 Squadron обнаружить и смог потопить глубинными бомбами немецкую подлодку U-205.

    Тем не менее, срок службы “Whitley” вполне логично походил к своему завершению. С 1941 года эти бомбардировщики использовались для буксировки планеров и тренировок парашютистов, а также для заброски агентов и снаряжения для групп Сопротивления в тылу противника. В мае 1942 года пятнадцать “Whitley”, с демонтированным вооружением и дополнительными баками, были переданы авиакомпании ВОАС. Транспортный вариант оказался весьма удачным и многие переоборудованные самолёты летали между Мальтой и Гибралтаром, перевозя снабжения для местного гарнизона.

    В общей сложности на “Whitley” летали 24 эскадрона и 7 авиакрыльев RAF, последний из которых сдал свои самолёты в феврале 1944 года. После войны практически все “Whitley” были отправлены на слом.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Armstrong Whitworth "Whitley", первый прототип с серийным номером K4586
    Slider

    Наверх

  • 1970-й – ещё один успешный год в истории торговой марки FROG. Помимо перепаковки моделей от “Hasagawa” и “Sankyo” было реализовано несколько интереснейших собственных проектов, среди которых оказался Armstrong Whitworth “Whitley”.
     

    Первое издание под коробочным названием «Armstrong Whitworth Whitley Mk.V\Mk.VII Bomber» имело упаковку типа G2, на лицевой стороне которой был бокс-арт с бомбардировщиком, атакующим немецкую подводную лодку, а на нижней части – две схемы окраски. Соответственно, декаль была на два варианта:

    “Whitley” Mk.V – No.102 Sqn.RAF, P5005/DY-N (P/O G. Leonard Cheshire), November 1940

    “Whitley” GR.Mk.VII – No.502 Sqn.RAF, EB392/YG-R, Aldergrove, November 1942

     

    В каталоге FROG модель получила индекс F207 и не входила ни в одну из “цветных” серий. В течении 1970-1973 гг. было выпущено 55.000 комплектов.
     

    Второе издание выпускалось в упаковке типа H1 в период с 1974-го по 1976-й год под коробочным названием “Whitley Long Range Bomber”. Декаль и схемы окраски изменений не претерпели. Также для этой модели сохранялась подставка с клиновидной основой. В общей сложности было произведено ещё 15.000 комплектов, после чего пресс-форма была продана Советскому Союзу.
     

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Armstrong Whitworth Whitley Mk.VMk.VII Bomber" F207 - верхняя часть упаковки типа G2 фирмы FROG, 1970-1973 гг. (фото: eBay)
    Slider

    Наверх

  • После распределения в Москве пресс-форма для модели с индексом F207 была отправлена на минское производственное объединение “Мир” (3-й филиал). В отличии от других предприятий, где основное внимание уделяли мелким моделям и лайнерам, в Минске решили пойти своим путем и сразу поставили на конвейер большие модели. Штамповать “Whitley” начали в 1979-м году, но тут выяснилось, что фирма “Novo Toys Limited” не сделала для них полиграфии и отливки “застряли” на складе. Более того, эта модель не анонсировалась в каталогах и даже не получила индекса Novo!
     

    Пока шло выяснение обстоятельств, в конце 1980-го года британскую фирму-посредника ликвидировали. Но не пропадать же готовой продукции! Так, в Минске была разработана собственная коробка с “фирменным” фиолетовым “Whitley”, на боковых частях которой имелось разнесённое название “Самолёт-бомбардировщик”. Инструкция также была сделана своя, но на основе “фроговской”. Интересно, что в советской версии модель сохранила подставку, в то время как большинство других моделей её лишились.

    В таком виде модель производилась ограниченными партиями до конца 1980-х гг. (по крайней мере, в 1987-1988 гг. “фиолетовый бомбардировщик” ещё мелькал на прилавках советских магазинов). Но вот наступила “перестройка” и тогда стало возможным выпускать модели под настоящими названиями. Новая коробка получила не только цветной рисунок, но и схемы окраски на нижней части. Также была разработана новая инструкция, в которой описывалась история “Самолёта Уитли” и имелся перечень деталей. В набор также была включена декаль на два варианта.
     

    Время шло, и в 1990-м году ПО “Мир” сначала превратилось в фирму “Мир”, а затем в “Актамир”, но на качестве и ассортименте моделей самолётов это никак не отразилось – на постперестроечных коробках лишь изменились данные фирмы-производителя. Один из переломных моментов настал в ноябре 1993-го года, когда фирма “Мир” сменила название на “Корпак”. Первый год модели продолжали выпускаться в коробках советского образца, однако в 1995-м году последовала мощная ревизия упаковок, в результате которой появились те самые “черные Корпаки”. Помимо коробки была изменена инструкция и обновлена декаль. Впрочем, ремонтом пресс-формы на “Whitley” никто не занимался и качество отливок постоянно снижалось.
     

    Первая половина 1990-х гг. принесла и такую новую тенденцию, как скупку за копейки готовых отливок (а то и бартер) у отечественного производителя с их последующей перепродажей за рубеж. Партнеров, готовых сотрудничать с белорусскими бизнесменами, оказалось немного, но и они внесли свою лепту в распространении “экс-фроговских” моделей. В числе первых (вполне естественно) оказались фирмы из Польши.

    Судя по цвету отливок и их качеству, которое падало на “Мире”\“Корпаке” из года в год, в течении 1991-1996 гг. польские “товарищи” получили по меньшей мере две большие партии отливок — более ранние светло-зеленые и более поздние серо-зеленого или серого цвета. В остальном польские комплекты различались только полиграфией. Например, идентичные издания от “AGA”\“Gomix” (“Whitley MKV\MKVII RAF night Bomber”, 108) содержали варианты оформления для самолётов N1347/KN-F и Z9138/WL-R. Они же использовались для модели, издаваемой под торговой маркой “ZTS Plastyk” (“Armstrong Whitworth Whitley Mk V / Mk VII”, S121), но здесь декаль имела другое расположение графических элементов. В свою очередь, фирма “Intech” (“Whitley Mk.V/VII”, T36), чья версия оформления содержала только один вариант декали для самолёта EB392\YG-R из состава No.502 Sqd. Coastal Command RAF.

    Несколько особняком от них осталась фирма “Modelhobby” (“A.W. 38 Whitley”, 010), которая предложила “лепестковую” упаковку с черно-белой полиграфией, но декаль содержала сразу три варианта оформления: N1352/KN-B, T4261/DY-S и Z9190/YG-B.

    Относительно инструкций по сборке польские фирмы не изобретали никаких велосипедов, взяв за основу минский вариант со схемой сборки и адаптировав его под собственный формат с дополнительной исторической справкой (а то и без неё вообще).

     

    По стечению обстоятельств минские отливки оказались и в Канаде. Развившая в указанный период бурное партнерство фирма “Modelcraft” из Ванкувера (которая в основном занималась перепаковкой моделей других производителей) вышла на кооперацию с бизнесменами из республик бывшего СССР, благодаря чему внутренний канадский рынок получил более широкий модельный ассортимент. Модель “экс-фроговского” бомбардировщика выпускалась сразу в двух вариантах — “Armstrong Whitworth Whitley Mk.V” (72-030) и “Armstrong Whitworth Whitley Mk.VII” (72-031), что было явно маркетинговым ходом, поскольку оба издания содержали идентичный набор деталей из светло-зеленого пластика. Соответственно, для Mk.V был выбран вариант P5005\DY-N, а для Mk.VII предусмотрели варианты EB392/YG-R и Z9190/YG-B. Судя по логотипу “Modelcraft” на декали этот элемент полиграфии выпускался тем же канадским “производителем” или печатался по отдельному заказу. Кстати, схема сборки модели для обоих вариантов заимствовалась из минского издания.
     

    Интересный факт!

    Для модификации “Whitley” Mk.V оформители из FROG и “Modelcraft” не случайно остановились на варианте P5005\DY-N. Этот самолёт из состава No.102 Sqd.RAF в ночь с 12 на 13 ноября 1940-го года принимал участие в рейде на Рурский район. Пытаясь определить местонахождение железнодорожного сортировочного узла бомбардировщик попал под огонь зенитных орудий — один из осколков пробил обшивку фюзеляжа и попал прямо в сигнальную ракету, вызвав её детонацию. Из-за возникшего на борту пожара с левого борта выгорело 15 квадратных футов обшивки, но даже с такими повреждениями самолёт под управлением флайнг-офицера Чешира (Flying Officer G.L.Cheshire) смог дотянуть до авиабазы Линтон-он-Уз (Linton-on-Ouse) в графстве Йоркшир.

    Несмотря на экспортные поставки развязка для “Корпака” наступила в конце 1996-го года, когда предприятие находилось на грани банкротства. Тут можно долго рассуждать на тему “почему же так получилось, ведь модели успешно продавались за границу”, но результат был предсказуем – “Корпак” никто спасать не собирался, поскольку уже имелись предварительные договоренности о продаже земли, на которой находилось предприятие-изготовитель. Последний директор этой фирмы распорядился продать остатки продукции на складах вместе с пресс-формами за 15.000 USD. Производственную оснастку на танки и самолёты приобрело некое частное лицо из России, после чего она отправилась в Воронеж. Пресс-формы на автомобили в масштабе 1:43 погибли безвозвратно.

    В конечном итоге, в 1998-м году, на сцену вышло ООО “Табак-инвест”, которое снесло завод, а на его месте был построен ТЦ “Корона”. С этого момента судьба пресс-формы на “Whitley” остаётся весьма туманной.
     

    По неподтвержденным данным все “экс-фроговские” пресс-формы были проданы одной из российских фирм и перевезены в Воронеж. Для части из них даже успели сделать тестовые отливки, но дальше этого в конце 1990-х гг. продвинуться не удалось — вероятнее всего, причиной послужила кризисная ситуация в российской экономике.
     

    Как выяснилось позже, основная часть производственной оснастки для выпуска пластиковых моделей была в 1998-1999 гг. продана частному предпринимателю из Ростова-на-Дону, который периодически ставил её на ТПА одного из местных предприятий. Это позволило в начале 2000-х гг. передать фирме “Maquette” некоторое количество отливок и модель “Whitley” вновь, на но очень короткое время, появилась в “макетовской” упаковке под индексом MQ-7299 (согласно другим данным “Maquette” перепаковал отливки, которые были вывезены из Минска после ликвидации “Корпака”). На этом история модели “Whitley” заканчивается.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Самолёт Бомбардировщик" - упаковка ПО "Мир" образца 1980 г.
    Slider

    Наверх

  • К радости руководителей фирмы “Rovex” (которой в 1970-е гг. принадлежала торговая марка FROG) модель “Armstrong Whitworth Whitley Mk.V\Mk.VII Bomber” в 72-м масштабе оказалась безальтернативной не только в период её производства в Великобритании, но и много лет после. Из крупных производителей на разработку производственной оснастки для “Whitley” долгое время никто не решался, зато небольшая британская фирма “Gerald J. Elliott” в 1980-е гг. ограниченным тиражом выпустила модель “A. W. Whitley Mk 2 / 3” (то есть, с радиальными двигателями “Tiger”), изготовленную по “вакуумной” технологии с добавлением деталей типа “white metal”.

     

    Далее, в 1990-е гг., наступил период массовых перепаковок минских отливок, и лишь совсем недавно модельные фирмы вновь обратили внимание на этот уникальный в своём роде самолёт. В первых рядах оказалась чешская фирма , которая в 2011-м году выпустила сразу две модели под индексами 72006 и 72006, которые соответствовали модификациям Mk.V и Mk.VII. А в 2014-м году появились модели с индексами 72004 и 72005, для модификаций Mk.I-II и Mk.III соответственно. Все перечисленные комплекты содержат фотоэтчет.

     

    В скором времени практически тот же путь повторила фирма “Airfix”. В 2015-м году в продажу поступила модель “Armstrong Whitworth Whitley Mk.V” (A08016), а в следующем году – “Armstrong Whitworth Whitley GR.Mk.VII” (A09009), причем второй из них содержал декаль с вариантов для ВОАС.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Armstrong Whitworth Whitley Mk.V" (A08016) - верхняя часть коробки модели фирмы "Airfix", 2015 г.
    Slider

    Наверх

  • Модель “Whitley” от FROG неудачной назвать никак нельзя, поскольку отливки достаточно неплохо ложатся в чертежи, хотя и недостатков в неё порядочно. Перечень наиболее крупных из них представлен ниже:

     

    — традиционно мало мелочевки

    — прозрачные детали для пулеметных турелей нуждаются в замене

    — пулеметы также необходимо сделать заново

    — отсутствует астрокупол (Mk.VII)

    — отсутствуют антенны РЛС по бортам фюзеляжа

    — подкрыльевые антенны РЛС имитированы слишком грубо

    — отсутствуют балансиры на рулях

    — отсутствуют БАНО и фары

    — ниши шасси выполнены “глухими”

    — колеса также желательно заменить (в минских наборах они отлиты ужасно)

    — хвостовое колесо отлито вместе со стойкой

    — воздухозаборники и выхлопные патрубки на мотокапотах тоже “глухие”
     

    Другими словами, для создания модели-копии вам предстоит оставить только основные элементы. При этом, много придется приложить усилия к месту стыковки фюзеляжа с консолями крыла, а заодно перекроить раскрой. Но в целом модель своих денег стоит.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Самолёт Уитли” - комплект деталей из серого пластика, начало 1990-х гг.
    Slider

    Наверх

  • Фотографии оригинальных чертежей для модели Armstrong Whithwort “Whitley” B.Mk.V \ GR.Mk.VII
    FROG, 1967

     

  • Armstrong Whitworth “Whitley” GR.Mk.VII, No.502 Sqn.RAF, Z9190/BY-G, November 1941
    Автор модели — С.Васюткин

     


  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — Armstrong Whitworth Whitley MkII-III
    Каропка.ру — Armstrong Whitworth Whitley MK VII
    Catalogue FROG — Armstrong Whitworth Whitley Réf F207
     

    Ссылки (инфо):
     

    Литература:
    Дениэл Дж.Марч “Английские военные самолёты Второй Мировой войны”. АСТ\Астрель. Москва. 2002
    В.Котельников “Бомбардировщик, летавший носом вниз” (“АвиаМастер” 1999-05)
    Oliver Tapper “Armstrong-Whitworth Aircraft since 1913” (2nd edition) Putnam Aeronautical Books. 1988. ISBN-10: 0851778267
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639