Douglas A-20 «Boston»


  • Douglas A-20 (DB-7) – самолёт легендарный, но остающийся в тени таких более именитых бомбардировщиков, как North-American B-25 и de Havilland «Mosquito». Проиграв конкурс на скоростной бомбардировщик для USAF эта разработка заслужила хорошую репутацию при экспортных поставках и, впоследствии, взяла реванш — победить конкурса Martin А-22 так и не стал боевым самолётом, зато «дугласы» успешно прошли всю войну и оставались на вооружении в первые послевоенные годы.
     

    Модель Douglas A-20, пресс-форма для которой была разработана в 1963-м году, стала одним из рекордсменов по количеству изданий — вплоть до 1977-го года она сменила четыре типа упаковок (не считая разделения на подтипы Н1 и Н2) и ровно столько же коробочных названий! В общей сложности для западного рынка было поставлено около 225.000 комплектов.

    А вот в Советском Союзе такого успеха не было. Несмотря на то, что модель выпускалась предприятием Черноморская игрушка многотысячными тиражами, встретить её на прилавках магазинов было очень проблематично, а качество отливок стремительно падало. Финал пребывания «экс-фроговской» пресс-формы в Одессе, как можно догадаться, был далеко не лучшим.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С. Васюткиным, Pit и С. Просвирниным, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Разработка была начата в марте 1937 года, когда команда инженеров под руководством Д.Дугласа, Дж.Нортропа и Э.Найнеманна приступила к работе над проектом двухмоторного легкого бомбардировщика Model 7A, оснащенного двумя двигателями Pratt & Whitney R-985 «Wasp Junior» мощностью 450 л.с. каждый, установленными под крылом высокого расположения. Бомбовая нагрузка определялась в 1000 фунтов (454 кг), а максимальная скорость должна была составлять 250 миль\ч (400 км\ч). Впрочем, уже на начальной стадии проектирования стало совершенно ясно, что с такими показателями самолёт будет обречен на неудачу – об этом однозначно свидетельствовал опыт применения авиации в Испании.
     

    Осенью 1937 года проект был в значительной мере переработан с учетом требований USAAC создать ударный самолёт непосредственной поддержки наземных сил. Обновленная версия, получившая фирменное обозначение Model 7B, должна была оснащаться двигателями Pratt & Whitney R-1830 «Twin Wasp» мощностью 1100 л.с. каждый. Бомбовая нагрузка была увеличена до 907 кг за счет введения внешних бомбодержателей. Стрелковое вооружение состояло из двух неподвижно установленных в фюзеляже передних 7,62-мм пулеметов и ещё двух пулеметов аналогичного калибра в верхней и нижней оборонительных установках.
     

    Первый полёт опытного образца состоялся 26-го октября 1938 года. Вместе с самолётом фирмы Douglas в конкурсе приняли участие North American NA-40, Stearman X-100 и Martin 167F. Первые два быстро сошли с дистанции, а вот «мартину» повезло чуть больше – армия заказала небольшую партию самолётов под обозначением А-22, но никогда не применяла их в боевых условиях. Победителем конкурса стал Douglas Model 7B, показавший лучшую маневренность и скоростные характеристики.

    Несмотря на то, что бомбардировщик считался секретной разработкой, информация о нем была получена французской закупочной комиссией, которая заказала сначала 100, а потом ещё 170 самолётов Model 7B. Потребность в таких самолётах была настолько высокой, что даже авария 23-го января 1939 года не заставила изменить эти планы. Больше того, заказ на 16 самолётов поступил от Бельгии.
     

    Экспортная модификация с двигателями Pratt & Whitney R-1830-SC3-G поставлялась Франции под новым обозначением DB-7 (Douglas Bomber 7). В составе Armee de l`Air самолёты стали обозначаться как DB-7B3 и совершали боевые вылеты вплоть до 1945-го года.
    Не полностью реализованный заказ для европейских стран выкупила Великобритания – 200 самолётов из французского и 18 самолётов из бельгийского заказов обозначались как «Boston» Мk.I, вторая партия французских DB-7 получила название «Boston» Мk.II, а самолёты DB-7B из непосредственно британского заказа стали называться «Boston» Мk.III.

    Также обозначение «Boston» Мk.III получили 480 самолётов DB-73, но британцы успели принять далеко не все из них. Во второй половине 1942 года 151 самолёт отправили в СССР, в то время как другие 356 остались в США и были приняты на вооружение USAAF. Впоследствии 22 из них передали австралийским ВВС, где их обычно обозначают как DB-7B.

    Ночные истребители для RAF получили названия “Rainger” и “Moonfighter”, но официально они именовались как “Havoc” Мk.I (“Нарушитель”). В общей сложности было конверсирован 181 самолёт, включая 12 так называемых «Havoc-Pandora», которые могли нести «воздушную мину» типа LAM. Также имелась модификация “Havoc” Мk.II, базой для которой послужила модель DB-7A из того же французского заказа.

    В составе USAAF двухмоторники Douglas использовались как бомбардировщики, разведчики и тренировочные самолёты, имея множество модификаций: А-20А, A-20B, A-20C, A-20G, A-20H, A-20J («Boston» Mk.IV), A-20K («Boston» Mk.V), F-3A , O-53 и TA-20K. Эксплуатация последних машин продолжалась до 1949-го года.
     

    Отдельного упоминания заслуживает история применения А-20 в составе советской авиации. Абсолютное большинство из 2771 самолётов (3414 отправленно), начиная от модификации А-20В и заканчивая A-20H, было принято на вооружение морской авиации. Бомбардировщики летели своим ходом через Аляску и Сибирь, а по прибытии в СССР нередко проходили модернизацию: устанавливались советские бомбодержатели, а пулеметы Browning заменялись на более скорострельные ШКАСы. Кроме того, часть А-20G получила оборонительные турели МВ-3 с одним 12,7-мм пулеметом УБТ. Более подробно использование А-20 освещено в книге «Бостоны» в Советском Союзе».

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Douglas A-20A (USAAF)
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма для модели под первым коробочным названием «Douglas Boston III Light Bomber» была разработана в 1963-м году. Почему этот самолёт в «фроговском» исполнении был назван именно «Light Bomber» (т.е. «легкий бомбардировщик») сказать затруднительно, но впоследствии эта ошибка была исправлена.

    В каталоге FROG модель получила индекс 151Р и формально входила в Green Series. Первое издание выпускалось в стандартизированной и, не очень удачной в плане дизайнерского решения, упаковке типа Е, представлявшей собой картонную коробку с двумя проекциями самолёта на лицевой части. Схема окраски и декаль позволяли оформить модель как Douglas DB-7B Boston Mk.III из состава 24 Sqn.SAAF (Z2218), базировавшейся на аэродроме Kasfareet (Египет) в 1943-м году.
     

    Начиная с 1966-го года отливки стали упаковывать в коробки типа F2, на лицевой части которых красовался бокс-арт и новый индекс F151. Единственный вариант оформления оставили прежним, но коробочное название изменили на «Douglas Boston Medium Bomber». В общей сложности, до 1968-го года включительно, было выпущено 70.000 комплектов Е и F2. Часть отливок попала в коробки трех фирм, которые занимались их перепаковкой в 1966-1968 гг.:

    Air Lines«Douglas A-20», Cat.No.9803, для реализации на территории США

    Tri-Ang«Douglas Boston III», Cat.No.?, для реализации на территории Западной Европы

    AMT-FROG«Douglas A-20 Havoc Attack Bomber», Cat.No.A-648, для реализации на территории США
     

    В 1969-м году последовали очередные инновации. Вместе с коробочным названием, изменившемся на «Douglas Havok Intruder or Boston Medium Bomber», появилась упаковка типа G1 с новым бокс-артом, обновлённой инструкцией и декалью для два вариантов оформления:

    Douglas A-20C Boston III – No.22 Sqn. Royal Australian Air Force (A28-15, Flt.Lt. W.T.Newton VC), Vivigani Strip, Goodenough Island, March 1943

    Douglas A-20 Havoc Intruder – No.418 Sqn. Royal Canadian Air Force (W8268, Bradwell Bay, 1942)
     

    Индекс модели по каталогу FROG сменился на F208. Третье издание стало наиболее многочисленным — вплоть до 1974-го года включительно было выпущено 135.000 комплектов! И это при том, что аналогичную модель, даже лучшую по копийности, выпускала фирма Revell.
     

    Финальное издание, четвертое по счету, получило коробочное название «Douglas Havok Intruder or Boston» при сохранении индекса F208. Модель выпускалась в коробках типа Н1 (1974-1976 гг.) и Н2 (1976-1977 гг.). Выпуск в Великобритании был завершен после изготовления 20.000 экземпляров, после чего пресс-форма была отправлена в Советский Союз.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Douglas Boston III Light Bomber" 151P - верхняя часть упаковки типа Е фирмы FROG, 1963-1964 гг. (фото: retromodels.ru, очищенное изображение)
    Slider

    Наверх

  • Прибыв одной из последних пресс-форма для «Douglas Havok Intruder or Boston», предположительно, прошла испытания в ЦКТБИ. Что происходило в 1977-1980 гг. пока неизвестно, но после отправки на фабрику Черноморская игрушка в г.Одесса (Украинская ССР) выпуск данной модели на экспорт организовать так и не смогли. Более того, фирма Novo Toys Limited не успела сделать запас полиграфии, хотя не исключено, что какие-то наработки всё же имелись.
     

    На внутренний рынок отливки поставлялись в огромной коробке под названием «Самолёт-бомбардировщик Б-20Ж» с неплохой инструкцией и «детским» рисунком на лицевой части.
     

    «Декаль» была выполнена только в виде звезд, причем одесское предприятие освоило целых два типа данного элемента. В первом варианте звезды печатались прямо в инструкции по сборке, а во втором случае, получившем распространение с середины 1980-х гг., это были «липкие аппликации».
    Выпуск модели предположительно продолжался до 1989-й года. Неточность в дате объясняется тем, что в конце 1980-х гг. порядком изношенные пресс-формы были отправлены на ремонт, где их окончательно «убили» и отправили на металлолом. Вот так банально и трагически завершилась карьера одной из самых удачных, в коммерческом плане, модели от FROG.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Самолёт-бомбардировщик Б-20Ж" - упаковка завода Одесская игрушка, 1980-е гг.
    Slider

    Наверх

  • Что можно сказать о модели Douglas A-20 от фирмы FROG? Она «кривая» от начала и самого конца! По сравнению с ней даже явно неудачные «Beaufort» и D.520 смотрятся лучше и ближе к своим реальным прототипам. Отчего же всё так плохо?

    Причина, по которой Douglas A-20 получился не просто плохой, а откровенной ужасной моделью, довольно проста. Когда создавалась пресс-форма у разработчиков не было никаких чертежей! Все эскизы делались по фотографиям, далеко не все из которых были хорошего качества. В первых сериях отливок даже присутствовала странная выпуклость под фюзеляжем в районе кабины стрелка, которая была следствием неправильной обработки фотоматериалов (нижняя часть мотогондолы была воспринята как элемент фюзеляжа). Эта эпическая ошибка была устранена только в 1968 году после исправления оснастки фирмой АМТ.
     

    Детально описывать все недостатки нет большого смысла, проще написать, что вышло более-менее хорошо – это инструкция. В остальном пилить нужно абсолютно всё, за исключением тех деталей, которые можно просто выкинуть (это касается в первую очередь «мелочевки»). В общем, при наличии хороших чертежей и наклонностей маниакального типа по доработке «дров», модель Douglas A-20 (она же Б-20Ж) является вашим выбором.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Самолёт-бомбардировщик Б-20Ж" - отливки из комплекта завода Одесская игрушка, вторая половина 1980-х гг.
    Slider

    Наверх


  • A20 Boston ВВС ЮАР, автор модели — Сергей Васюткин



  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — Douglas Boston III / Havoc Réf F208
     

    Ссылки (инфо):
    Aviarmor — Douglas A-20 “Boston” \ “Havoc”
     

    Литература:
    Д.Дональд «Американские военные самолёты Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель. 2002
    В.Котельников «Бостоны» в Советском Союзе». ООО «БТВ-МН». 2002
    В.Котельников «Краснозвездные «американцы» Сталина. A-20 «Бостон». ЭКСМО. 2010. ISBN:9785699450138
    А.Медведь, В.Марковский «Ночные «Ерши» (Радиолокационные истребители ВВС Красной Армии)» («Авиация и Время» 1995-02)
    А.Фирсов «Тяжелые истребители» («Авиация и Космонавтика» 1999-07)
    H.Taylor «Flying the Douglas Twins \ Viewed from the Cockpit» («Air Enthusiast» 1971-12)
    Harry Gann «The Douglas A-20 (7A to Boston III)». London. Profile Publications, 1971
    Jim Mesko «A-20 «Havoc in action». Squadron/Signal Publications. ISBN 0-89747-131-8. 1983
    Scott Thompson «Douglas Havoc and Boston: The DB-7/A-20 Series» (Crowood Aviation Series). The Crowood Press. ISBN 978-1861266705. 2004
    E.R.Johnson «American Attack Aircraft Since 1926». Mcfarland. 2012. ISBN-13:978-0786471621
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639

Запись опубликована Novo