Hawker «Tempest» Mk.V


  • Потерпев неудачу с истребителем «Typhoon», недостатков у которого оказалось больше, чем преимуществ, главный конструктор фирмы Hawker Сидней Кэмм приступил к разработке его улучшенного варианта, получившего название «Tempest». На этот раз самолёт не просто соответствовал требованиям заказчика, а стал основой для одного из лучших британских палубных истребителей «Sea Fury». Несмотря на достаточно позднее появление, не позволившее стать «Tempest» основой истребительной авиации RAF, эти самолёты хорошо показатели себя и как истребители-перехватчики, и как штурмовики. После завершения войны почти все самолёты этого типа быстро вывели из первой линии, однако, несколько эскадронов на «Tempest» Mk.VI оставались нести службу на Ближнем Востоке до 1949-го года.
     

    Под логотипом FROG пластиковая модель самолёта Hawker «Tempest» с масштабе 1:72 появилась в 1967-м году и успешно продавалась на западном рынке в течении следующих 10 лет. После продажи пресс-формы Советскому Союзу производство было возобновлено на химзаводе Луч (г.Ярославль), где выпуск «Темпеста» продолжался до 1992-го года. Впоследствии оснастка была приобретена фирмой Звезда, выпустившей в 2000-х гг. несколько ограниченных серий.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам А.Соколов и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Работы велись в рамках спецификации F.10/41, выданной в начале 1942 года, которая предполагала создание истребителя с максимальной скоростью 700 км\ч и обязательным пушечным вооружением. Новый самолёт сохранил множество общих черт с серийным «Typhoon», но по большому счету объём доработок был настолько большим, что по сути получился совершенно новый истребитель. Фюзеляж был удлинен и увеличили по площади хвостовое оперение. Также изменили крыло, которое стало тоньше и короче на 127 мм, а в передней кромке устанавливались щелевые радиаторы. Для увеличения дальности установили дополнительные баки в фюзеляже. Вооружение состояло из четырех 20-мм пушек Hispano, установленных попарно в каждой консоли. Параллельно разрабатывалось несколько вариантов с различными типами силовых установок:

    «Tempest» Mk.I – рядный 24-цилиндровый Н-образный двигатель «Sabre» Mk.IV

    «Tempest» Mk.II – радиальный 18-цилиндровый двигатель Bristol «Centaurus»

    «Tempest» Mk.III – рядный двигатель Rolls-Royce «Griffon» 11B

    «Tempest» Mk.IV – рядный двигатель Rolls-Royce «Griffon» 61
     

    Когда планер для истребителя модификации Mk.I был готов, двигатель для него ещё только проходил испытания. Вместо него решили установить первый прототип двигателя «Sabre» II мощностью 2180 л.с., что привело к появлению модификации «Tempest» Mk.V. Опытный образец ещё имел дверцу в кабине пилота и фонарь с переплетом. Испытания этого самолёта начались в сентябре 1942 года. Тем временем, был получен двигатель «Sabre» IV и модификация «Tempest» Mk.I наконец-то поступила на испытания в феврале 1943 года. От Mk.V он также отличался носовой частью фюзеляжа без «бороды» для радиатора и новым каплевидным фонарем. Прототип показал максимальную скорость 750 км\ч и потолок около 12000 метров, однако его силовая установка оказалась слишком «сырой». От внедрения в серийное производство модификаций Mk.III и Mk.IV также отказались, отдав приоритет Mk.V.
     

    Первые «Tempest» Mk.V series I, относившиеся к варианту, оснащались пушками с длинными стволами, а все последующие серийные самолёты (series II) получили короткоствольные орудия. Кроме того, под крылом установили держатели для двух бомб массой 227 или 454 кг. Вместо них можно было подвесить два 205-литровых бака с напалмом или два топливных бака на 409 литров.

    Второй серийной версией стала модификация «Tempest» Mk.II, серийную постройку которой запланировали на заводе фирмы Gloster ещё в 1942 году. Однако, испытания первого прототипа начались только в июне 1943 года, причем на нём же прошли тесты несколько вариантов двигателя Bristol «Centaurus» (Мк.IV, V, XII, XV и XVIII). В августе 1943 года заказ на 600 самолётов передали фирме Bristol, но серийные «Tempest» Mk.II, оснащенные двигателями «Centaurus» V или VI, появились лишь в октябре 1944 года. Несмотря на то, что до мая 1945 года успели собрать 152 самолёта, в боевых действиях они участия не принимали.
     

    Последним серийным вариантом стал «Tempest» Mk.VI, который представлял собой Mk.V с более мощным двигателем «Sabre» V мощностью 2340 л.с. Опытный образец впервые поднялся в воздух в мае 1944 года, а всего было выпущено 142 истребителя. Эти самолёты также не приняли участие во 2-й мировой войне, но нескольким британским Mk.VI довелось стать невольными участниками арабо-израильского конфликта 1948-1949 гг. На экспорт поставлялись только самолеты модификации Mk.II. Сначала в августе 1947 года несколько десятков «Tempest» поделили между собой Индия и Пакистан, а в 1949 году индийцы заказали дополнительную партию из 89 самолётов, которые были переданы из состава RAF. Обе стороны активно применяли свои «Tempest» Mk.II в качестве штурмовиков в ходе первой индо-пакистанского войны 1947 года. Вывод этих самолётов во вторую линию состоялся в 1953-1954 гг., когда из Великобритании начала поступать реактивная техника.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Hawker "Tempest" Mk.I (WM599)
    Slider

    Наверх

  • Пластмассовая модель фирмы FROG была в её послужном списке не первой. Ещё в феврале 1946-го, в серии Penguin 9, был выпущен набор деталей из дерева для сборки модели «Hawker Tempest F.II» (индекс 903.Р9). В том же году, но несколькими месяцами позже, было возобновлено производство моделей из ацетата целлюлозы, в числе которых также находился «Hawker Tempest F.II» (индекс 103Р). И только в 1967-м году была готова пресс-форма для варианта из пластмассы.
     

    Первое издание под коробочным названием «Hawker Tempest», выпущенное в 1967-1969 гг. в количестве 115.000 экземпляров, получило в каталоге FROG индекс F189 и относилось к Black Series. Отливки упаковывались в коробки типа F2, а схема окраски и декаль предполагали два варианта оформления:

    «Tempest» Mk.V Srs.I – No.274 Sqn.RAF, JJ-N\EJ783 – состояние самолёта приведено на октябрь 1944 года, когда эскадрон находился на авиабазе Фолькен (Volken) в Нидерландах, пилотом был флайт-лейтенант Бейрд (Flight Lieutenant A.H.Baird)

    «Tempest» Mk.V Srs.II – No.3 Sqn., RAF, JF-E\NV784 – на этом самолёт летал и закончил войну лучший французский ас винг-коммандер Пьер Клостерман (Wing Commander Pierre Closterman, 33 победы)
     

    И вот тут возник небольшой казус, связанный с тем, что на лицевой стороне коробки имелся бокс-арт, изображавший истребитель с кодом JJ-N и серийным номером JN730, летящий рядом с «летающей бомбой» Fi-103 (V-1). Эта ошибка затем «перекочевала» на бокс-арты всех остальных коробок.
     

    Второе издание, вышедшее в 1968-1974 гг., представляло собой «лепесток» с коробочным названием «Hawker Tempest Mk.5» и обновленным бокс-артом, на котором «летающая бомба» была убрана. В каталоге FROG индекс изменился на F189F, а всего было выпущено 320.000 комплектов. Интересной деталью комплектов первых двух изданий был отдельный диск из прозрачного пластика, имитировавший вращающийся пропеллер, однако в 1973-м году он был удален.
     

    Третье издание, ставшее последним, вышло в 1974-1977 гг. Модель сменила упаковку на тип Н и коробочное название на «Tempest MK.V Fighter-bomber», хотя бокс-арт и варианты оформления остались прежними. В каталоге FROG индекс был изменен на F212, а модель перенесена в Blue Series. До окончания производства в Великобритании было произведено ещё 85.000 комплектов.
     

    Перепаковкой «фроговской» модели занималась только фирма AMT, которая в 1968-м году выпустила набор «Famous Fighters Series II» (Cat.No.3956-135), в который вошли Hawker «Tempest» V, Dewoitine D.520 и Focke-Wulf FW-190A-3.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Hawker Tempest" F18 - верхняя часть упаковки типа F2 фирмы FROG, Black Series, 1967-1969 гг.
    Slider

    Наверх

  • Трудно сказать, посчастливилось ли пресс-форме на Hawker «Tempest» Mk.V, но попала она на химический завод Луч в Ярославле, куда также отправили производственную оснастку для Republic P-47D-25 «Thunderbolt» (F232) и Bristol «Britannia» (F350). Производство было развернуто в 1979-м году (предположительно).

    Экспортный вариант представлял собой ярославские отливки, упакованные в коробки от Novo Toys Limited, при сохранении немного измененного бокс-арта и схем окраски от FROG. На декали изменили только расположение элементов. В каталоге Novo модель с коробочным названием «Tempest Mk.V Fighter Bomber» получила индекс 78071.

    Насколько качественными были отливки, предназначенные для поставок в Великобританию, сказать сейчас трудно, но уже к 1983-му году пресс-форма серьёзно деградировала. Раскрой стал грубым, а некоторые детали просто утопали в облое. Качество единственной детали из прозрачного пластика вообще не обсуждается.
     

    Тем не менее, для внутреннего рынка модель продолжала выпускать многотысячными тиражами. В «советской» версии отливки упаковывались в пакет с «лепестком», сохранившим рисунок с коробки Novo, но со смещением цветовой гаммы и резкости. Коробочное название в полной версии звучало совсем не лаконично — «Сборная масштабная модель самолёта Темпест», хотя в обиходе его почти всегда сокращали до приемлемого «Темпест», что было очень необычно, учитывая практику обезличивания «экс-фроговских» моделей. Комплекты, выпускавшиеся до середины 1980-х гг. отличались ни́точной прошивкой, и только в «перестроечные» годы её заменили на скрепки. Цвет пластика долгое время оставался только черным, но в годы «перестройки» его цвет изменился на серый и темно-серый.
     

    После развала СССР производство пластиковых моделей на химзаводе Луч прекратили. Пресс-форма на «Thunderbolt» (F183) где-то сгинула, а вот двум другим «товарищам по несчастью» повезло несколько больше – «Britannia» была выкуплена фирмой Eastern Express, а «Tempest» достался фирме Звезда. Обе модели выпускались в 2000-х гг. небольшими партиями и даже сейчас их можно найти в интернет-магазинах за вполне приемлемые деньги. Кстати, Звезда произвела косметический ремонт пресс-формы, хотя проблемы с облоем ещё остались.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Tempest Mk.V Fighter Bomber" Cat.No.78071 - верхняя часть экспортной упаковки Novo, 1979-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Первое, что бросается в глаза даже у старой «фроговской» модели (F189) – это очень «жестокий» внешний раскрой, который с учетом масштаба представлял бы собой полосы высотой около 2-3 см. Этот нюанс исправляется новым внутренним раскроем, но вот с остальными элементами модели всё не так просто.
     

    Модель стандартно для FROG пуста внутри – проработки ниш шасси нет совсем, а в кабине пилота присутствует только кресло. Лопасти винта выполнены отдельными деталями, но если у вас имеются отливки, сделанные «Лучом» во второй половине 1980-х гг., то с ними придётся повозиться. Замены также требуют колеса основных стоек шасси, подвесное вооружение и фонарь, а вырезы под 20-мм пушки совершенно непропорциональны.
     

    Впрочем, всё не так уж и плохо – основные геометрические размеры выдержаны достаточно правильно и, если вы не боитесь пройтись напильником по «винтажным» отливкам от FROG или «Луча», то в итоге может получиться совсем недурственная модель-копия.

    Наверх

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная масштабная модель самолёта Темпест" - отливки из черного пластика производства завода Луч, 1983 г. Крупным деталям повезло несколько бошьше - они отлиты практически без брака, хотя местами присутствует крупный облой
    Slider


  • Ссылки (модель):
    FIGHTERS! — Hawker Tempest V
    Modelingmadness — Frog 1/72 Tempest V
     

    Ссылки (инфо):
    Hinaidi To Fritzlar — Hawker Tempest Pilot of 33 Squadron, Germany 1945
    IAF Aircraft Database — Types, Serial Numbers, Fates
     

    Литература:
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639