Vickers «Wellington» Mk.IC


  • Среди знаменитой «тройки» британских бомбардировщиков, поступивших на вооружение RAF в 1937-1938 гг. («Hampden», «Wellington» и «Whitley»), пожалуй наиболее оригинальной была разработка фирмы Vickers. Буквально «отточив» мастерство по производству самолётов с «геодезической» конструкцией на опытных экземплярах Type 207\246\253 и серийном бомбардировщике «Wellesley» британцам удалось получить действительно сверхнадежную машину. В годы 2-й мировой войны бывали случаи, когда «Wellington» возвращались на аэродром с почти катастрофическими для другого самолёта повреждениями и потеряв 15-20% обшивки. Не удивительно, что при моральной устарелости производство «Wellington» продолжалось вплоть до 1945-го года, а на службе Берегового командования они оставались некоторое время после войны.
     

    Понятно, что столь знаменитый самолёт должен быть в арсенале каждой уважающей себя фирмы, хотя тут не обошлось без нюансов! По геометрическим размерам в 72-м масштабе «Wellington» трудно назвать компактным, но кроме этого, в изготовлении пресс-формы для него имеются определённые нюансы, связанные с «геодезической» конструкцией.

    Фирма FROG выходила на рынок с различными моделями бомбардировщиков «Wellington» целых 4 раза. Причем это были не переиздания, а именно отдельные, не зависящие друг от друга разработки, причем из разных материалов, включая дерево. Но так уж получилось, что последняя модель из пластика стала очередной «лебединой песней» от FROG, не особо блиставшей деталировкой и копийностью — модели от конкурентов (Airfix и Matchbox) даже в 1970-1980-е годы оценивались выше.

    В 1977-м году пресс-форма была отправлена в Советский Союз, где массовое производство наладили на заводе Ташигрушка. Экспортные поставки так и не состоялись, поэтому вплоть до 1992-го года модель производилась только для внутреннего рынка. После ликвидации производства в Ташкенте оснастка была «эвакуирована» в Москву, где в начале 2000-х гг. модель ограниченными партиями выпускалась фирмами Maquette и Eastern Express.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Просвирнин, С. Васюткин, А.Алов, Pit и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Ещё до начала Мюнхенского кризиса 1938-го года в Великобритании было издано несколько спецификаций от Министерства Авиации, рассчитанных на перспективу. Одной из них была B.9/32, содержавшая требования к среднему двухмоторному бомбардировщику, обладающему более высокими тактико-техническими показателями, чем его предшественники. Чуть позднее спецификацию дважды уточняли, что было связано сначала с требованием использовать двигатели «Goshawk», а потом с отказом от него. В остальном самолёт должен был обладать следующими ТТХ: максимальная скорость 305 км\ч, посадочная скорость 105 км\ч, нормальная дальность – 966 км, дальность с дополнительными топливными баками 2032 км, потолок – 7800 метров.
     

    В конкурсе участвовало три проекта: Vickers Type 271 «Crecy», Handley Page H.P.52 «Hampden» и Bristol Type 131. Разработку фирмы Bristol отклонили, а вот два других проекта оказались весьма успешными. Особый интерес вызывал Type 271, обладавший так называемой «геодезической» конструкцией, образуемой из пересекающихся крест-накрест силовых элементов и обладающей чрезвычайно высоким коэффициентом прочности. Тем временем в Министерстве Авиации вновь пересмотрели требования, увеличив боевой радиус до 2413 км и максимальную скорость до 343 км\ч. Для установки на самолёт планировались двигатель Bristol «Pegasus». В результате, к ноябрю 1935 году появился совершенно другой самолёт, взлётная масса которого оценивалась в 13835 кг. В конечном итоге самолёт перешёл в класс тяжелых бомбардировщиков.
     

    Прототип Type 271 был поднят в воздух 15 мая 1936 года. Хотя боевым самолётом его можно было назвать с большой натяжкой, опытный образец показал максимальную скорость 402 км\ч на высоте 2438 метров. Бомбовая нагрузка включала девять бомб калибра 227 или 113 кг. Испытания проходили хорошо до апреля 1937 года, пока прототип не потерпел катастрофу. Это несколько замедлило подписание контракта на поставку серийных бомбардировщиков, которым 8-го сентября 1936 года присвоили новое название «Wellington», но в конечном итоге всё разрешилось благополучно.
    В течении всего серийного производства самолёты «Wellington» неоднократно подвергались модернизации, выполняя не только роль бомбардировщиков, но также служа в качестве противолодочных, патрульных, транспортных и гражданских самолётов. В общей сложности было создано более 30 модификаций, не считая различных проектов. Производство «Wellington» завершили только в 1945 году.
     

    Модификации для RAF Bomber Command:

    Type 285 Wellington Mark I – единственный предсерийный образец с двигателями Bristol «Pegasus» X;

    Type 290 Wellington Mark I – первая серийная модификация с двигателями Bristol «Pegasus» XVIII, построено 183 самолёта;

    Type 408 Wellington Mark IA – модификация с двигателями «Pegasus» XVIII и новыми турелями Nash & Thomson, построено 187 самолётов;

    Type 416 Wellington Mark IC – модернизированный Mk.IA с дополнительным вооружением и экипажем из 6 человек, построено 2685 самолётов;

    Type 406 Wellington Mark II – модификация с двигателями Rolls-Royce «Merlin» X, построено 400 самолётов;

    Type 417 Wellington B Mark III – модификация с двигателями Bristol «Hercules» III или XI и четырехпулеметными турелями, построено 1519 самолётов;

    Type 424 Wellington B Mark IV – модификация с двигателями Pratt & Whitney «Twin Wasp», построено 220 самолётов, преимущественно переданных в польские эскадроны и RAAF;

    Type 442 Wellington B Mark VI – модификация с двигателями Rolls-Royce «Merlin» R6SM для тренировок операторов радаров, построено 63 самолёта;

    Type 440 Wellington B Mark X – модификация на основе Mk.III с двигателями «Hercules» VI или XVI и модернизированным фюзеляжем, построено 3803 самолёта.
     

    Модификации для Coastal Command:

    Type 429 Wellington GR Mark VIII – модель на основе Mark IC, построено 307 самолётов (58 прожекторами «Leigh light»);

    Type 458 Wellington GR Mark XI – модель на основе Mark X с измененным составом вооружения и носовым радаром ASV Mark III, построено 180 самолётов;

    Type 455 Wellington GR Mark XII – модель на основе Mark X с оборудованием для подвески торпед и радаром ASV Mark III, построено 58 самолётов;

    Type 466 Wellington GR Mark XIII – модель на основе Mark X с измененным составом вооружения и радаром ASV Mark II, построено 844 самолёта;

    Type 467 Wellington GR Mark XIV – модель на основе Mark X с радаром ASV Mark III и направляющими для ракет RP-3 под крылом, построен 841 самолёт.

    Транспортные модификации:

    Wellington C Mark XV – модель на основе Mark IA без вооружения и турелей, но с отсеком для транспортировки 18 солдат;

    Wellington C Mark XVI – модель на основе Mark IС без вооружения и турелей, но с отсеком для транспортировки 18 солдат.

    Тренировочные модификации:

    Type 487 Wellington T Mark XVII – опытный образец с двигателями Bristol «Hercules» XVII для тренировок с использованием Air Intercept radar

    Type 490 Wellington T Mark XVIII – модель с двигателями Bristol «Hercules» XVI, построено 80 самолётов;

    Type 619 Wellington T Mark X – послевоенная модель для обучения штурманов без носовой турели и новым оборудованием, самолёты поставлялись во Францию и Грецию;

    Wellington T Mark XIX – модель на основе Mark X для обучения штурманов, оставалась в эксплуатации до 1953 года.

    Экспериментальные модификации:

    Type 298 Wellington Mark II – прототип с номером L4520 оснащенный двигателями Rolls-Royce Merlin (1145 л.с.);

    Type 299 Wellington Mark III – построено два прототипа;

    Type 410 Wellington Mark IV – прототип с серийным номером R1220 оснащенный двигателями Pratt & Whitney «Twin Wasp»;

    Type 416 Wellington (II) – прототип с двумя 40-мм пушками Vickers S в верхней турели;

    Type 418 Wellington DWI Mark I – прототип минного тральщика с дополнительным мотором Ford V-8, генератором Mawdsley и кольцевой установкой, генерировавший электромагнитное поле;

    Type 419 Wellington DWI Mark II – аналогичный вариант, но с двигателем de Havilland «Gipsy», построено 11 самолётов;

    Type 407 и Type 421 Wellington Mark V – высотный вариант с двигателями «Hercules» VIII, герметичными кабинами и турбокомпрессорами, построено три прототипа;

    Type 449 Wellington Mark VIG – построено два прототипа на базе проекта Type 431;

    Type 435 Wellington Mark IC – прототип с прожектором Turbinlite;

    Type 437 Wellington Mark IX – прототип на основе Mark IC для транспортировки десантников;

    Type 439 Wellington Mark II – прототип с 40-мм пушкой Vickers S;

    Type 443 Wellington Mark V – прототип для испытаний двигателей Bristol «Hercules» VIII;

    Type 445 Wellington (I) – один из серийных самолётов выделенных для испытаний реактивного двигателя Whittle W2B/23
    Type 454 и Type 459 Wellington Mark IX – самолёты с двигателями Bristol «Hercules» VI and XVI предназначавшиеся для тестирования радаром ASV Mark II и ASV Mark III;

    Type 470 и Type 486 Wellington – два серийных самолёта Mark II выделенных для испытаний реактивных двигателей Whittle W2B и W2/700;

    Type 478 Wellington Mark X – один из серийных самолётов выделенных для испытаний двигателей Bristol «Hercules» 100;

    Type 602 Wellington Mark X – один из серийных самолётов выделенных для испытаний турбовинтовых двигателей Rolls-Royce»Dart»;

    Wellington Mark III – один из серийных самолётов использовавшихся как буксировщик планеров «Hadrian», «Hotspur» и «Horsa»;

    Wellington Mark VI – высотный вариант с двигателями Merlin 60, герметичными кабинами и турбокомпрессорами, построен один прототип;

    Wellington Mark VII – прототип с 40-мм пушкой Vickers S.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Vickers Type 271 (K4049) - прототип бомбардировщика "Wellington", 1936 г.
    Slider

    Наверх

  • Первый опыт выпуска масштабной модели под маркой FROG имел место в 1939-м году, когда в знаменитой серии Penguin вышла модель «Vickers Wellington», которая соответствовала модификации Mk.I (то есть, без башенных турелей). В продажу поступило сразу два набора – 49P с реальными опознавательными знаками и 55PM с вымышленными обозначениями RAF. Детали из ацетата целлюлозы упаковывались в коробки типа А с черно-белым рисунком самолёта.

    Производство «Vickers Wellington» первых двух изданий продолжалось до 1941-го года включительно. В годы войны выпуск моделей был прекращен и вновь возобновился в 1946-1949 гг., когда вышло переиздание под индексом 049P в более экономичной коробке типа В. Кроме того, в начале 1946-го года была выпущена большая партия деревянных моделей «Vickers Wellington III» (индекс 959.P9), которые относились к серии Penguin 9.
     

    Первая пластиковая модель появилась в 1959-м году и продавалась под коробочным названием «Vickers Armstrong Wellington». Данная «фроговская» разработка оказалась очень необычной. Начнем с того, что модель создавалась в масштабе 1:119 (возможно, он был выбран чтобы вместить отливки в стандартизированные габариты коробки). На половинках фюзеляжа и консолей крыла внутренним кроем были отмечены места для нанесения декалей. Какая-либо мелкая деталировка отсутствовала вовсе. Особенностью этой модели, которая по внешним признакам относилась к модификации Mk.IC, было убираемое шасси. Вместе с тем, имитация полотняной обшивки была выполнена откровенно плохо. Декаль содержала только один вариант для самолёта с бортовым кодом WP-F и номером L4251.

    Модель выпускалась двумя сериями. Первая вышла в 1959-1963 гг. и имела индекс 398P, а вторая выпускалась только в 1964-м году и отличалась только индексом F398. После этого пресс-форма отправилась на хранение и затем была утилизирована.
     

    С моделью в масштабе 1:72 разработчики из FROG не сказать, чтоб опоздали…

    Работы над пресс-формой начались ещё в 1968-м году, но в силу различных причин сроки постоянно переносились. В разработке находилась модификация «Wellington» Mk.IC с пулеметными башнями, для которой планировалось два варианта оформления RAF.

    В конечном итоге, когда всё было готово к производству, официального релиза модели под индексом F214 так и не состоялось. Предположительно в июле 1976-го года было сделано 100 тестовых отливок, причем одна их часть из была изготовлена из пластмассы темно-голубого цвета, а другая часть – из пластмассы серебристо-серого цвета. К этому времени была разработана декаль, однако ни коробок, ни инструкций напечатать не успели. Фактически сразу пресс-форма была продана Советскому Союзу.
     

    Между тем, на Западе бомбардировщик «Wellington» особой редкостью никогда не был. Первую модель из пластмассы в масштабе 1:72 представила в 1959-м году фирма Airfix. Комплект под коробочным названием «Vickers Armstrong Wellington BIII» (Cat.No.1419) нельзя было назвать большим успехом – несмотря на почти аутентичное воспроизведение обшивки фюзеляжа и крыла, общая степень копийности и технологическое членение оставляли желать много лучшего. Несмотря на это, модель выдержала 13 переизданий, включая одну перепаковку от фирмы МРС. Лишь на 2018-й год запланирован абсолютно новый релиз «Vickers Wellington Mk.IC». Кстати, в 1990-е гг. фирма Airmodel выпустила комплект вакуформованных деталей, позволяющих сделать из «фиксовского веллингтона» пассажирский самолёт «Valetta».

    Далее, в 1976-м году, на модельном рынке появилась модель «Wellington Mk.X» (PK-402) от фирмы Matchbox. До начала 1990-х гг. она переиздавалась ещё четыре раза, а также перепаковывалась фирмами АМТ и Revell. Стоит ли стремиться приобрести её в коллекцию – вопрос спорный, поскольку по уровню детализации «Wellington Mk.X» ничего не лучше изделия от FROG.

    В 2002-м году была выпущена модель «Vickers Wellington Mk.IC» (Cat.No.72099) от чешской фирмы MPM Production, а впоследствии в продаже появились модификации Mk.II, Mk.IC\Mk.VIII и Mk.IV. Разумеется, общий уровень и деталировки существенно выше, чем у предшественников – перепаковкой не побрезговали такие авторитеты, как Italeri, Revell и Airfix. Модель действительно хороша, и оттолкнуть от покупки может только стоимость, которая начинается от 30-35 USD.

    Ну и конечно же не забываем про Trumpeter. Эта китайская фирма выпускает модели «Wellington» сразу в двух масштабах – 1:48 и 1:72. Из них нас интересует второй, и тут нас ждут модификации Mk.IC, Mk.III, Mk.X и Mk.XIV. Качеством и детализацией они лучше, чем MPM Production, а по стоимости аналогичны.

    Кроме того, существую различные конверсионные наборы, позволяющие собрать практически любую модификацию этого самолёта, включая высотные бомбардировщики с гермокабинами. Так что, выбор более чем достойный, особенно с учетом того, что Ташигрушка в своё время наштамповала «Веллингтонов» на многие годы вперёд.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Vickers Wellington" - фото тестовых отливок из книги "Frog Model Aircraft 1932-1976: The Complete History of the Flying Aircraft & the Plastic Kits"
    Slider

    Наверх

  • Прибытие пресс-формы для модели с индексом F214 в советский Союз состоялось в 1977-м году. По всей видимости, после испытаний на одном из московских предприятий, процесс отправки отливок затормозился из-за отсутствия полиграфии от Novo Toys Limited. Массовое производство «Wellington» постановили организовать на фабрике Ташигрушка, где за следующее десятилетие была ушатана не одна фроговская пресс-форма. Судьба оснастки на «Веллингтон» сложилась тоже непросто.
    В Ташкенте модель начали делать с 1979-го года, но очень небольшими партиями. Поскольку британская сторона ничего готового под рукой не имела, то коробку разработали «с нуля», а вот инструкция сохранила массу «фроговских» черт, что позволяет судить о наличии заготовок, которые были переданы советской стороне.
     

    На внутренний рынок СССР модель поставлялась в большой картонной коробке под обезличенным названием «Самолёт индекс 214», хотя некоторое время в продаже находились упаковки с коробочным названием «Самолёт Веллингтон индекс 214». Первый вариант «бокс-арта» изображал бомбардировщик, идущий на взлёт (или заходящий на посадку), без каких-либо опознавательных знаков и схем окраски.
    В самом конце 1980-х гг., когда фабрика Ташигрушка внезапно превратилась в фирму Семург, дизайн коробки был изменен – на место рисунка с явно «фроговскими» очертаниями пришел некий «арт», изображавший самолёт, отдалённо напоминающий «Wellington». Коробочной название изменилось на «Самолёт F-214», но инструкция осталась старой. Аналогичная участь постигла и другие модели, которые на тот момент всё ещё находились в производстве на ташкентском предприятии – о том, насколько высокохудожественными были эти рисунки, можно судить по «лепесткам» для моделей истребителей. Кто и почему принял решение о столь неоднозначной замене ещё предстоит выяснить.
     

    Интересный факт!
    В самом начале 1990-х гг. выпуск пластиковых моделей в Ташкенте худо-бедно, но всё ещё продолжался. По воспоминаниям одного из минских предпринимателей в середине 1991-го года в Узбекистан прибыла небольшая делегация, которая ставила своей целью получение определенного количества отливок «непродажных» моделей, в число которых входили «Wellington» (F214), Boeing B-17 (F213) и «Lancaster» (F215). В планах было получить примерно по 100 комплектов каждого интересующего наименования, пусть даже без полиграфии.

    Прибыв непосредственно на фабрику, гости из далекой Беларуси испытали легкий культурный шок. По сравнению с ПО «Мир», где к пресс-формам отношение было то ещё (а минчане знали об этом отнюдь не понаслышке), процесс выпуска моделей на бывшей Ташигрушке было просто верхом халатности и безответственности. Помимо отсутствия культуры производства коробки для моделей служили прокладками-подкладками, а инструкции валялись по цехам как мусор. Качество ташкентского литья – это тема для отдельного разговора. Оставалось только удивляться, как некоторые пресс-формы (например на «Sea Fury») всё ещё оставались в производстве.

    О том, что на стендовых моделях можно делать деньги, руководство Семурга, по всей видимости, имело смутные представления. Переговоры затянулись, поскольку у минчан не было нужной суммы даже на столь незначительный объём, а Семург хотел поставить не менее 1000 отливок каждого наименования, с мотивировкой «иначе и пресс-формы на ТПА незачем ставить». В конечном итоге компромисс был найден – минчане договорились с рабочими, чтобы те вышли в третью смену за отдельные деньги, и внесли 30% предоплату. Судя по всему, также были изъяты некоторые складские запасы. Поскольку путь до Беларуси был не близкий, модели были тщательно упакованы и отправлены в Минск… почтой.
     

    Был ещё один забавный момент. Будучи в Ташкенте один из участников «экспедиции» решил посетить местный магазин с игрушками, где на тот момент продавались «Сборные модели самолёта F214». По всей видимости, в местной типографии что-то намутили с красками, поскольку рисунок на какой-то части коробок был зеленоватого оттенка. На вопрос «А какие модели у вас есть?» последовал невозмутимый ответ продавца «Вот! Синий и зеленый! Выбирай любой!»…

    Такая вот была история. Кстати, именно благодаря этой поставке вплоть до осени 1992-го года ташкентские «Wellington» продавались в Минске по 70-80 рублей (2 USD), да и впоследствии они периодически появлялись на клубе моделистов в ДК МТЗ.

     

    Тотальное разграбление некогда мощного предприятия началось 1993-1995 гг., причем активное участие в этом процессе приняла тогдашний директор фирмы Семург. С фабрики вывозили все, что можно было продать, либо распилить и потом всё-равно продать. Самая печальная участь постигла пресс-форму на «Proctor», которая была «убита» настолько, что уже не поддавалась восстановлению – её вывезли на свалку и разрезали на металлолом. Остальным моделям, включая бомбардировщики, повезло чуть больше.

    Предположительно в 1995-м году пресс-форма на «Typhoon» (F231), Boeing B-17 и «Wellington» была продана одному моделисту из Ташкента (вроде он был тогда директором фирмы, занимающейся моделями). Через него оснастка была переправлена в Россию, где вполне ожидаемо «всплыла» в Москве.
     

    Номинальным владельцем пресс-формы стала фирма Хобби-Холдинг, которая попыталась реанимировать производство «ташкентских» моделей. Было найдено предприятие с ТПА (возможно, это было ЦКТБИ, с которой у этой фирмы были тесные контакты) куда была перевезена пресс-форма.

    По неясной пока причине «Хобби-Холдинг» отказался от производства под собственной торговой маркой, поэтому в начале 2000-х гг. модель «Vickers Wellington Mk.Ic» (Cat.No.MQ-7227) поступила в продажу в коробке от фирмы Maquette. Новые комплекты имели одну интересную особенность – литники могли отливаться из разноцветной пластмассы (серые и черные, белые и черные), поскольку формы ставил на разные ТПА, загружая в них гранулированный пластик совсем не одинаковых цветов. Модель комплектовалась совершенно новой инструкцией и декалью на один вариант исполнения: No.301 (Polish) Squadron RAF, H-GR\R-1006, 1941 г.

    Спустя некоторое время Maquette выпустил модель «Vickers VC-1 Viking» в состав которой входили новые литые детали фюзеляжа, оперения и фонаря. Учитывая, что модель «Wellington» отливалась не «одним куском», этот факт даёт основания осторожно предполагать, что некоторое время в производстве находилась только часть «фроговской» пресс-формы.
     

    Также в 1990-е гг. польская фирма IntechCraft активно занималась перепаковкой «экс-фроговских» моделей, выпускавшихся тогда на различных предприятиях постсоветского пространства. Какое-то время в продаже находилась модель «Vickers Wellington Mk.Ic», но точно сказать с какого предприятия поставлялись отливки сейчас сложно.

    Ещё один «Wellington» в достаточно редкой модификации Mk.II выпускался фирмой Modelcraft из Канады. Фактически это были «фроговские» отливки с дополнением в виде «resin details»: цельнолитые капоты рядных двигателей, воздушные винты и коки для них. При этом «родные» капоты в наборе оставили.
     

    В середине 2000-х гг. фирма Maquette претерпела реорганизацию и стала называться MSD. Под этой торговой маркой «Wellington» не выпускался, но зато в продаже появился ограниченный тираж «Vickers Wellington Mk.Ic» (Cat.No.72025) от фирмы Alanger, причем дизайн упаковки был полностью заимствован от предыдущего производителя, который остался фактическим владельцем пресс-форм.

    Прошло ещё около года и вместо Alanger на рынок вышла модель «Bomber Vickers Wellington Mk.IC» (Cat.No.72305) от фирмы Eastern Express (Восточный экспресс), которая в очередной раз использовала обновленный вариант «макетовского» рисунка на коробке. Декаль была дополнена ещё одним вариантом для самолёта с бортовым кодом LF-P и номером L7779. Впрочем, в таком варианте она тоже производилась очень недолго.

    К настоящему времени производственная оснастка для «Wellington» от FROG всё ещё цела и находится в довольно приличном состоянии. Судя по тому, что фирмы MSD и ARK Models используют одни производственные мощности, вполне можно ожидать появление этой модели в новой упаковке в стиле «a-la Novo».

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Самолёт индекс 214" - один из вариантов упаковки фабрики Ташигрушка, начало 1980-х гг.
    Slider

    Наверх

  • Поскольку в рамках данной статьи обсуждаются только «экс-фроговские» отливки, то основательно испортить первое впечатление от сборки этой модели может качество самого литья, которое уже с 1980-х гг. стало отвратительным.

    Что с недостатками самого набора? Их не так уж и много. Основная проблема заключается в несбалансированности данной модели. Усиливать нужно буквально все основные элементы, что особенно касается крыла – в Ташкенте пресс-форма была повреждена, в следствии чего консоли стали немного загнутыми вниз. Если не выровнять их и не вставить лонжероны, то со временем консоли имеют тенденцию выгибаться ещё больше. Также, неплохо было бы сделать вставки в фюзеляж, поскольку детали из набора, с учетом наличия посадочных мест для пулеметных турелей, стыкуются из рук вон плохо.

    Дальше по мелочам. Имитация лобовой части капота выполнена слишком упрощенно, в виде одной детали. Соответственно, «глухие» воздухозаборники и не совсем точные выхлопные патрубки тоже присутствуют. Стойки шасси тоже нельзя назвать особо прочными и, к тому же, выполнены они грубовато даже для своего времени.

    Отдельно про остекление. Если бортовые «оранжереи» и фонарь кабины пилота были выполнены достаточно точно (с «геодезическим» переплётом), то прозрачные детали для пулеметных турелей имеют совершенно непропорциональную толщину. Если прибыть к этому ташкентское «качество» литья, то решение данного вопроса очевидно.
     

    Делаем выводы – какую бы вы не взяли отливку, ташкентскую или московскую, даже для сборки модели «из коробки» вам потребуется масса терпения. А если вы точно собрались сделать модель-копию, то придется самому заново сделать не только всю мелочевку, но и заменить практически всю винтомоторную группу вместе с шасси и турелями. Такой вот у FROG получился самолёт…

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Самолёт индекс 214" - отливки из комплекта фабрики Ташигрушка, конец 1980-х гг.
    Slider

    Наверх

  • Vickers «Wellington» GR.Mk.VIII, W5674 DF-D, No.221 Squadron RAF — конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина

     

    Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674 DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674  DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674 DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674  DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674 DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674  DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674 DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674  DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674 DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674  DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674 DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674  DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674 DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674  DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674 DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674  DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674 DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина Vickers "Wellington" GR.Mk.VIII, W5674  DF-D, No.221 Squadron RAF - конверсированная модель производства фабрики Ташигрушка из коллекции С.Васюткина

    Vickers «Wellington» B.Mk.Iс — автор А.Жуковский\Мистюк

     



  • Ссылки (модель):
    NoFineLine — Vickers Wellington MkII – Modelcraft (Former Frog kit) 1/72
    Catalogue FROG — Vickers Wellington Mk.IC Ref 398P
     

    Ссылки (инфо):
    75(nz)squadron
    Vickers Wellington from the inside
    214 Squadron — WELLINGTON
    ww2aircraft.net — 1st operational AMTI radar on ?
     

    Литература:
    Ken Delve «Vickers Armstrong WELLINGTON». The Crowood Press. 1998. ISBN:1861261098
    Alan W.Hall «Vickers WELLINGTON» (Warpaint Series No.10)
    Ron Mackay «Vickers WELLINGTON in action» (Squadron Signal 1076 Number 76)
    Martin Velek «Ilustrovana historie letectvi- MB-200, Wellington, Iljusin Il-28». Naše vojskoю 1987
    «Vickers-Armstrongs WELLINGTON», 4+ Publication 15
    Н.Терец, А.Хаустов «Британский солдат «Веллингтон-Вимпи» («Авиация и Время» 2014-03)
    Аркадий Пинчук «Веллингтон глазами моделиста» («Аэроплан» 1995-03 (11))
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639