Avro «Lancaster» B.Mk.I


  • Если для американцев «бомбер-герой» — это Boeing B-17, то для британцев таким же героическим самолётом является Avro «Lancaster». Будучи созданным на базе не слишком удачного двухмоторного бомбардировщика «Manchester», отличавшегося не столько боевой эффективностью, сколько проблемами с силовой установкой, новый самолёт получил четыре более надежных двигателя «Merlin».
     

    В самом конце своего существования фирма FROG, входившая в группу под управлением компании Rovex, отличилась небольшой серией очень удачных моделей больших габаритов, среди которых был Avro «Lancaster». Трудно сказать, считался ли он заменой более раннему F359 в масштабе 1:96, но однозначно можно говорить о том, что модель в 72-м масштабе удалась. Пресс-форма для Avro «Lancaster» была готова в 1976-м году, но уже через несколько месяцев она была продана Советскому Союзу.

    Производство модели с очень большими перерывами осуществлялось на заводе Ташигрушка. На экспорт ни одного «советского ланкастера» официально поставлено не было. Крупносерийный выпуск был налажен только в 1991-1992 гг., но, в связи с тяжелым экономическим положением предприятия в Ташкенте, его пришлось свернуть. Впоследствии пресс-форма была вывезена из Узбекистана, однако возобновить выпуск «экс-фроговской» модели своевременно не удалось.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам А.Алов, Дмитрий (Минск), Sauron и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Историю создания и применения для стратегических бомбардировок в ходе Второй Мировой можно прочитать в первой части статьи, рассказывающей о модели самолета в масштабе 1:96.
     

    Наиболее известными отдельными операциями с применением “Ланкастеров” были налеты с применением особо мощных бомб.

    В 1943 г. состоялся названный “Chastise” (Порка) рейд против промышленного региона Рур, имевший целью разрушение плотин ГЭС, снабжавших энергией весь северо-запад Германии. Для этой задачи котором использовались специально разработанные инженером Барнсом Уоллисом бомбы и модифицированные под них бомбардировщики. Бомба, представлявшая собой цилиндр, содержавший 3 тонны взрывчатки, закреплялась поперек самолета и, предварительно раскручиваясь, сбрасывалась на высоте 18 м примерно за 400 м от цели. Отскакивая от воды, она достигала плотины и тонула, взрываясь у самого ее основания, на глубине около 9 м.

    Атака готовилась силами 617-й эскадрильи Королевских ВВС, впоследствии известной как “Dambusters” — разрушители плотин. Ночью с 14 на 15 мая “Ланкастеров” тремя волнами нанесли удары по шести объектам, разрушив плотины на реках Мёне и Эдере и слегка повредив стоящую на Зорпе. Долины рек затопило, в двух уцелевших водохранилищах Рура осталось всего 16% необходимого для населения и промышленности запаса воды. К осени ремонт дамбы на Мёне был закончен, но даже временный выход из строя насосных станций привёл к заметному падению сталелитейного производства. Главные потребители удовлетворяли свои нужды лишь на 50–60 процентов.

    Следующими “спецоперациями” были удары с помощью особо мощных бомб “Tallboy”, предназначенных для разрушения бункеров и прочих подземных объектов. Изготовленная из особо прочной стали и сбрасываемая с высоты около 10 км, 5.5-тонная бомба заглублялась в грунт и взрывалась, создавая эффект, подобный землетрясению. Нести это грозное оружие должны были обладавшие объемным бомбоотсеком “Ланкастеры”. Для снижения веса с самолёта снималась броня и вооружение, кроме двух хвостовых пулемётов. Однако, даже облегчённый, “Ланкастер” не мог подняться с бомбой на проектную высоту 12 км, поэтому обычно сброс происходил с высоты около 8 км., чего оказалось более, чем достаточно для успеха. С помощью “Тэллбоев” после высадки союзников в Нормандии был разрушен железнодорожный тоннель в Сомюре, что затруднило подвоз подкреплених и техники. Следующими целями стали укрепленные пусковые площадки ракет “Фау-2” и подземные заводы по их производству.
     

    Большим успехом стала кампания по уничтожению линкора “Тирпиц”, когда осенью 1944-го, после 2-х лет малорезультативных попыток, в ходе двух налетов с применением “Тэллбоев” в сентябре и октябре корабль был сперва серьезно поврежден, а 12 ноября корабль получил 2 пробития, в результате которых взрыв артиллерийского погреба сорвал одну из башен, а в борту образовалась пробоина около 60 м. в длину. Линкор перевернулся и затонул в течение 10 минут, унеся с собой почти 1000 человек.

    Следующей модификацией “Верзилы” была еще более мощная 10-тонная бомба «Grand Slam». Основанная на том же сейсмическом эффекте, она содержала почти вдвое больше взрывчатки — 4144 кг против 2358. На несущих ее самолетах створки бомболюка демонтировались, т.к. бомба не помещалась внутри фюзеляжа целиком. Самолет-носитель был в состоянии набрать высоту лишь немногим выше 5 км.

    После успешных испытаний, проводимых с весны 1944-го, в следующем году “Большой хлопок” начал применяться против мостов, железнодорожных виадуков и подземных баз подлодок, боевые задачи, как правило, решались крайне успешно. Ввиду их крайней сложности производства и высокой цены, экипажам, не отбомбившимся по цели, было приказано не сбрасывать бомбу в море, как в случае с обычными боеприпасами, а садиться вместе с ней. До конца войны по целям была сброшена 41 бомба.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Avro "Lancaster" B.Mk.I (R5689 \ V-NN)
    Slider

    Наверх

  • В семидесятых бушевал экономический кризис, конкуренция стала особенно жесткой, 70% модельного рынка Великобритании занимал Airfix, и крылатая лягушка стремительно сдавала свои позиции. Уже в 1974 Rovex начала переговоры с СССР о продаже производственной оснастки, завершившиеся созданием Novo.

    В следующие 2 года некоторые старые пресс-формы уже переезжали к новым владельцам, но продажа запасов отливок, как и разработка новых моделей продолжалась. В 1976 году вышли наиболее совершенные наборы FROG, среди которых под индексом F215 был и новый “Lancaster Haevy Bomber” в традиционном для авиации масштабе 1/72. Разработка производственной оснастки для неё велась с 1969-го года, поэтому не удивительно, что модель получилась на очень высоком уровне. Так уж получилось, что “Lancaster” B.1, вместе с не менее грандиозным В-17Е (F213), стали последними моделями, вышедшими на рынок под логотипом FROG. Для обоих моделей датой выпуска было объявлено 7-е сентября 1976-го года, а в продаже он находились всего три месяца – за это время успели выпустить 30.000 наборов, упакованных в коробки типа Н2 с бокс-артом, выполненным художником B.Knight.
     

    Геометрия модели была на высоте, и, по отзывам разбирающихся в теме людей, была точнее тогдашних наборов от Revell и Hasegawa. Несколько неточно получились мотогондолы и верхняя турель. Бомболюк можно было выполнить открытым, на створках и внутренней поверхности был отлично имитирован силовой набор. Внутри можно было разместить имевшуюся на литниках бомбу “Tallboy”. Присутствовал интерьер кабины пилотов и турелей. Схема окраски и декаль предполагали два варианта исполнения:

    “Lancaster” B.1 — No.617 Sqn.RAF, NG494 / KC-B, May 1945 (ранее код KC-B принадлежал самолёту с серийным номером NF992 из того же эскадрона, который был потерян 12-го января 1945 года)

    “Lancaster” B.1 — No.9 Sqn.RAF, LM220 / WS-Y, April 1945 (самолёт принимал участие в налёте на линкор «Тирпиц»)

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Lancaster Heavy Bomber" F215 - верхняя часть упаковки типа H2, FROG, 1976-1977 гг.
    Slider

  • После завершения кратковременного производства в Великобритании новенькая пресс-форма была отправлена в Союз и была передана в Узбекистан на фабрику Ташигрушка (г.Ташкент). На внешний рынок под маркой Novo бомбардировщик не поставлялся, присутствуя на внутреннем под названием “Самолет “Ланкастер” индекс 215”. Стоимость модели составляла 2 рубля 15 копеек. Модель упаковывалась в объемный пакет с желтым бумажным вкладышем, рисунок на котором, хоть и был незатейливым, но самолет был вполне похож сам на себя. Местная культура производства обусловила появление на отливках обширного облоя, к счастью, пресс-форма не успела деградировать настолько, чтобы некоторые детали вообще потеряли форму, как это произошло с “Корсаром”.
     

    С началом веселых 90-х фабрика была преобразована в фирму Семург, а модель начала снабжаться новым листком, где набор назывался просто “Сборная модель самолета F-215”, но снизу была горда приписка — Коллекционная! “Ланкастер” на картинке был изображен на фоне бескрайнего звездного неба без признаков земной поверхности. Художник, видимо, полагал, что в полете бомбардировщик поднимался, как минимум, в ближний космос.

    Для данного набора в Риге популярной в то время у моделистов фирмой KD decal выпускались декали аж на 3 реальных прототипа:

    NG494 — фроговский вариант,

    R5868 — 467-я эскадрилья, ныне находится в музее Королевских ВВС,

    LM378 — 619-я эскадрилья, не вернулся с задания на северо-востоке Франции 18 июля 1944.
     

    Интересный факт!

    Приблизительно в 1991-1992 гг. на «Ташигрушку» прибыла делегация предпринимателей из Минска. Предметом переговоров было возобновление выпуска ташкентского «Ланкастера» в количестве около 100 единиц, чтобы была возможность его быстро реализовать. Денег у белорусской стороны было немного, в то время как узбекская сторона настаивала на том, что им выгоднее будет отштамповать не менее 1000 штук, поскольку необходимо будет привезти пресс-формы со склада, поставить их на термофармопласт КуАСИ, наладить его и т.д. Общий смысл разговора сводился к тому, что при заказе небольшой партии «работы на рубль, а выхлопа на 5 копеек». Собственно, именно по этой причине в советские годы модели “Lancaster” B.1 и Boeing B-17E появлялись в розничной продаже крайне редко – на «Ташигрушке» никто не хотел возиться с большими пресс-формами, требующими значительных трудозатрат. С другой стороны, поточное производство более мелких моделей, таких как «Corsair», «Sea Fury» и «Proctor», привело к быстрому износу пресс-форм и их последующей утилизации в 1990-е гг.
     

    История с белорусской делегацией закончилась на мажорной ноте. Поскольку дело происходило в эпоху раннего накопления капитала, деньги нужны были обеим сторонам. В результате, минчане оставили предоплату в размере примерно 30%, рабочие вышли в 3-ю смену для штамповки отливок, а сами комплекты были отправлены почтой в Минск.

    К сожалению, производство моделей на “Ташигрушке”, преобразованной с началом девяностых в фирму “Семург”, было свернуто примерно к 1993 году. Часть пресс-форм, вместе с отливками была вывезена с предприятия и в частном порядке продана московской компании “Хобби-холдинг”, другая, скорее всего была сдана на металлолом.
     

    Возобновить производство модели так и не удалось, поскольку оснастка оказалась некомплектная — в процессе эксплуатации была сломана одна из форм для крыла — причиной тому послужило попадание постороннего предмета в пресс-форму (вроде гаечного ключа). Не исключено, что это было не случайностью, а целенаправленным вредительством, чтобы не дать возможность далее выпускать модель. Хотя, учитывая «трепетное» отношение местных рабочих к оборудованию на постсоветском пространстве, речь может идти об обыкновенном халатности. Исходя из последней информации пресс-форма на эту модель была доставлена в Украину и сейчас находится у частного лица.
     

    Вообще, описываемый бомбардировщик всегда был крайне популярен у производителей, своими версиями отметились многие известные фирмы. В настоящее время наиболее новым и точным является набор от AirFix, более дешевым вариантом будет модель Revell, вместе с тем, ее детализация и качество исполнения остается на высоте. На рынке также широко представлен афтермаркет, который неплохо подойдет и к изделию FROG.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Самолёт Ланкастер" - верхняя часть упаковки фабрики Ташигрушка, 1980-е гг.
    Slider

    Наверх

  • Что можно сказать о «ланкастере» от FROG? Конечно же, модель под индексом F215 получилась на порядок лучше, чем её более «древний» аналог в 96-м масштабе, пресс-форма для которого была разработана ещё в 1959-м году. Спустя 17 лет прогресс сильно продвинулся вперед, но без отрицательных особенностей тут тоже не обошлось.
     

    В плане общей геометрии модель Avro «Lancaster» от FROG достаточно хорошо соответствует чертежам. С деталировкой, как обычно, «фроговские» разработчики не сильно напрягались, однако на этот раз они снизошли до имитации бомбоотсека и бомбы «Tallboy». Кабины лётчиков имеют минимально необходимое количество деталей для столь большой модели: кресла, штурвал пилота, столы, бомбоприцел, турельные установки со стволами пулеметов. С этими элементами можно без особого сожаления расстаться, а вот наружная «мелочевка» не столь плоха и большей частью пригодна для модели-копии.

    Кстати, по поводу турелей. В оригинальном «фроговском» исполнении все башенные установки выполнялись с возможностью вращения – и это действительно так, но ташкентские наборы отличаются очень некачественным литьём целого ряда деталей. Вот и получилось, что верхняя турель при сборке половинок фюзеляжа зажимается так, что её вращение становиться невозможным, а хвостовая турель (из-за дефекта литья) имеет сильно ограниченный угол вращения – вот эти факторы надо учитывать при сборке модели от Ташигрушки. Кроме того, сборка фюзеляжа представляет собой суровое испытание даже не для новичков, ведь кроме трех турелей надо будет точно установить длинную панель в бомбоотсеке (которая в ташкентском наборе имеет название «пол кабины», деталь 33) и «внутренности» кабины пилотов.

    Консоли крыла тоже имеют свои особенности. С фюзеляжем они стыкуются хорошо, но даже при наличии продольной вставки в центроплане фиксировать их надо очень жестко. Также было бы неплохо добавить дополнительные лонжероны и ребра жесткости. Самый неприятный момент – это места стыков с мотогондолами. Вполне вероятно, что в фирменном «фроговском» наборе тут всё в порядке, но ташкентское качество не позволяет собрать эти важные детали без огромных щелей, которые необходимо тщательно шпатлевать. Элероны на крыле и горизонтальном оперении выполнены подвижными, но если у вас на руках ташкентский набор, то тут как повезет. С другой стороны, рули высоты просто отмечены внутренним раскроем на «шайбах» вертикального оперения.
     

    Теперь переходим к наиболее проблемным местам «фроговской» модели. Первое, что сразу бросается в глаза, это переразмеренные колеса основных стоек шасси, которые к тому же выполнены слегка упрощенно. Толщина пластика позволяет немного обточить их, но стоит ли заниматься данным процессом – вопрос открытый. Между тем, сами стойки выполнены очень неплохо, а вот ниши шасси сделали очень своеобразно. Учитывая огромный размер колёс было бы логичным выполнить ниши углубленными, но тут разработчики из FROG пошли своим путем, сделав «платформу» из двух профильных половинок с очень толстыми щитками шасси на каждой из них (детали 52 и 53), причем стойки и подкосы крепились к её нижней части. Такое вот технологическое решение. К этому ещё добавим хвостовое колесо, выполненное единой деталью со стойкой, хотя размеры модели вполне позволяли сделать их отдельно.

    Следующая отрицательная особенность касается винтомоторной группы. Помимо того, что отливки деталей мотогондол не очень хорошо ложатся в чертежи, входные отверстия для водорадиаторов имеют очень странное сечение, близкое к прямоугольному, с чрезмерно толстыми стенками. По обыкновению, выхлопные патрубки и воздухозаборники выполнены «глухими», в то время как в носке крыла воздухозаборники – это две квадратные «дырки». Попытку имитации решетки радиаторов (деталь 43) очень трудно назвать удачной, поскольку выполнена как единое целое с «кольцом», через которое проходит ось винта (деталь 26). В совокупности с выше описанными особенностями входных отверстий водорадиаторов вид у «Lancaster» получается более чем странный, особенно, если учитывать наличие хорошо заметных щелей. Так что вариант «из коробки» в данном случае не самый оптимальный.

    Таким образом, после шпатлевки основных узлов соединений встает вопрос о поврежденном раскрое. На «фроговской» модели он хоть и тонкий, но всё-таки наружный, так что есть смысл не заниматься его восстановлением, а сделать новый внутренний в соответствии с чертежами.
     

    Итак, что мы имеем в «сухом остатке». На текущий момент модели Avro «Lancaster» не являются большой редкостью – благодаря высокому тиражированию комплект от Ташигрушки\Семурга можно приобрести на российских «барахолках» за 600-1500 рублей, а комплект от FROG на аукционах типа eBay обойдется вам в пределах 20-50 Euro. Правда, тут надо учитывать, что ташкентские отливки будут намного ниже качеством, особенно если они были сделаны после 1990-го года.

    Все особенности «фроговской» модели описаны выше. Будут ли лучше модели от других производителей? Несомненно, да. Последняя новинка от фирмы Airfix (Cat.No.A08013) хорошее тому подтверждение, но и стоимость у неё соответствующая. В качестве альтернативы есть комплект от фирмы Revell, который несколько хуже «фикса», но в любом случае выполнен лучше «фрога». Также не составляет особо труда раздобыть «древние дрова» от той же Airfix и Matchbox. В общем, всё это на любителя…

    Модель от FROG хороша тем, что по ней не просто не жалко, а надо пройтись напильником! С учетом замены или доработки ряда основных деталей она просто идеальна для различного рода экспериментов, благо, при наличии открытых источников имеется возможность ознакомиться с тоннами чертежей и фотографий. Так что, приобретая ташкентские или «фроговские» отливки, вы получаете самые широкие возможности для конверсии!

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Модель сборная самолёта F-215" - отливки крыла и фюзеляжа из комплекта фирмы Семург, 1991 г.
    Slider

  • Несколько слов о модели в варианте «из коробки» которая представлена на фото. Набор ташкентских литников с деталями (пожалуй, иначе сказать трудно), без инструкции, но с копией «фроговской» декали, был приобретен в минском клубе Микромодель летом 1999 года за неимоверные 4 USD. В комплекте не хватало некоторых мелких деталей и одного элерона. Модель была собрана и оставлена до лучших времен, в ожидании доработки и окраски. В таком состоянии она сохранилась до марта 2018 года. Желтые потеки — это следы клея. Часть недостающих деталей была заменена на самодельные, которые выделяются цветом.
     

    Avro «Lancaster» B.Mk.I (F215) — автор Chubakka

    Автор модели – Олег Тенячкин, работа выполнена в 1993 г.

    Наверх

  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — Avro «Lancaster» B.I.
    Catalogue FROG — Avro Lancaster B.Mk.I Réf F215
    FIGHTERS! — Avro Lancaster B. I, Frog de 1976
    Литник — Обзор модели самолета Airfix 1/72 Avro Lancaster B.1 (F.E.)/B.III от foxbot
    «УКРАИНСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ ХАТА» — Avro Lancaster B.Mk.III Dambusters, 1/72 Hasegawa E24
     

    Ссылки (инфо):
    LiTOT — Lancaster
    lancaster-archive.com —
    Lancaster Test Bed Images

    lancaster-archive.com — Lancaster: Bomb Bay
     

    Литература:
    «Avro Lancaster» («Война в воздухе» 106)
    А.Харук «Лучший бомбардировщик Королевства. Самолет Авро «Ланкастер»»(«Авиация и Время» 2011-04)
    В.Котельников «Авро: от «Манчестера» к «Ланкастеру»» («Авиация и Космонавтика» 2010-04)
    К.Кузнецов «Прыгающие бомбы доктора Уоллеса» («Авиация и Космонавтика» 2000-02)
    Martin Derry, Neil Robinson «Avro Lancaster 1945-1965: In British, Canadian and French Military Service». 2014. Pen & Sword Aviation. ISBN:9781473851207
    Harold Skaarup «Canadian Warbirds 5: The Post War Piston Era»
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639