De Havillnad “Vampire” Mk.5\Mk.50 — FROG


  • Не успев принять участие во 2-й мировой войны этот необычный самолёт, разработанный фирмой de Havilland, оказался на редкость долгоживущим. Речь идет, разумеется, об истребителе DH.100 “Vampire”, который со временем столь сильно “оброс” другими функциями, что его истребительное начало быстро отошло на второй план. Помимо роли штурмовика и разведчика “Vampire” активно использовался в качестве учебно-тренировочного самолёта — последние экземпляры из состава ВВС Южной Родезии летали в этом качестве вплоть до начала 1980-х гг.
     

    Фирма FROG разработала пресс-форму для пластиковой модели “Vampire” FB.Mk.5\Mk.50 лишь в 1971-м году, когда основные конкуренты выпускали аналоги в массовых количествах. Тем не менее, разработка оказалась популярной и выпускалась вплоть до начала 1997-го года.

    После продажи пресс-формы Советскому Союзу “Vampire” был произведен Бакинской фабрикой игрушек в количестве более 100.000 экземпляров, что наряду с “минским Спитфайром” и несколькими донецкими моделями на “экс-фроговской” оснастке сделало его одним из самых распространенных в СССР. К сожалению, после развала страны и ликвидации предприятия в Баку пресс-форма была утилизирована.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам О.Тенячкин, С.Васюткин, А.Алов, С.Просвирнин и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • В рамках спецификации E.6/41, выданной британским Министерством Авиации 11-го апреля 1942 года, фирма de Havilland разработала проект одноместного реактивного истребителя под обозначением DH.100. После одобрения и доработок он был принят для реализации по контракту SB\24539\C23, согласно которому предстояло построить три прототипа с номерами LZ548, LZ551 и МР838. Это были чисто экспериментальные самолёты, на которых отрабатывались новые конструктивные решения.
     

    По схеме DH.100 представляли собой двухбалочные самолёты с центральной гондолой фюзеляжа, где находилась одноместная кабина с каплевидным фонарем, реактивный двигатель и батарея из четырех 20-мм пушек Hispano. Шасси трехопорное с носовым колесом. Основные стойки вместе с колесами убирались в крыльевые ниши, носовое колесо – в нишу перед кабиной пилота. Под крылом среднего расположения можно было подвесить дополнительное вооружение.
     

    По мнению некоторых зарубежных историков на конструкцию DH.100 прямое влияние оказал немецкий проект Focke-Wulf “Flitzer”. Впрочем, ни одним официальным документом это не подтверждается. Работа над реактивным истребителем не была приоритетной, поскольку фирма de Havilland усиленно работала над проектом ночного бомбардировщика DH.102 и развитием DH.98 “Mosquito”. Ситуация в корне изменилась в 1943 году, когда министерство приказало сосредоточиться над DH.100 и истребителем DH.103.
     

    Первый прототип DH.100, носивший тогда обозначение “Spider Crab” и номер LZ584\G, поднялся в воздух летом 1943 года. В январе и августе 1944 года к нему присоединились два других прототипа. Испытания выявили необходимость ряда серьёзных доработок, в списке которых значилась замена двигателя.

    В силу наличия на вооружении Gloster “Meteor” в министерстве сомневались, стоит ли запускать в серийное производство ещё один реактивный истребитель. И всё же, весной 1944 года, после первых анализа данных об испытаниях DH.100, был сделан вывод о необходимости запуска этого самолёта в серию. Контракт на первые 130 истребителей был подписан 13-го апреля 1944 года, но задержки с испытаниями привели к тому, что в боях 2-й Мировой войны DH.100 принять участие не успели. Тем не менее, этому самолёту, получившем официальное название “Vampire”, была уготована долгая послевоенная карьера не только в составе военной авиации Великобритании. Истребители выпускались до 1950 года в более чем десяти модификациях.
     

    Истребители:

    DH.100 – три прототипа по спецификации E.6/41

    Mk.I – первая серийная модификация, построено 244 самолёта

    Mk.II – три прототипа с двигателями Rolls-Royce “Nene” (один новый и два переоборудованных из Mk.I)

    Mk.IV – проект истребителя с двигателем Rolls-Royce “Nene”

    F.Mk.3 – одноместный истребитель для RAF, построено 202 самолёта из которых 20 экспортировано в Норвегию

    F.Mk.8 – одноместный истребитель с двигателем “Ghost” переделанный из Mk.1, серийно не строился

    F.Mk.10 (DH.113) – два прототипа двухместного истребителя с двигателем “Goblin 3”

    F.Mk.11 (DH.115 «Vampire Trainer») – прототип двухместного учебно-тренировочного истребителя, созданного по частной инициативе фирмы de Havilland

    F.Mk.30 – одноместный истребитель-бомбардировщик с двигателем Rolls-Royce “Nene” для Австралии, построено 80 самолётов по лицензии

    F.Mk.32 – одноместный истребитель для RAAF с системой кондиционирования
     

    Истребители — бомбардировщики:

    FB.Mk.5 – одноместный истребитель-бомбардировщик оснащенный двигателем “Goblin 2”, построено 930 самолётов из которых экспортировано 88

    FB.Mk.6 – одноместный истребитель-бомбардировщик оснащенный двигателем “Goblin 3”, построено 178 самолётов из которых экспортировано 100 экспортировано в Швейцарию

    FB.Mk.9 – одноместный истребитель в “тропической” модификации и двигателем “Goblin 3”, построено 326 самолётов

    FB.Mk.25 – экспортный вариант FB.5 для Новой Зеландии, построено 25 самолётов

    FB.Mk.31 – одноместный истребитель-бомбардировщик с двигателем Rolls-Royce “Nene” для Австралии, построено 29 самолётов по лицензии

    FB.Mk.50 (J 28B) – экспортная модификация одноместного истребителя-бомбардировщика для Швеции, построено 310 самолётов из которых 12 переделаны в Т.55

    FB.Mk.51 – экспортная модификация одноместного истребителя-бомбардировщика для Франции, построен один прототип

    FB.Mk.52 – экспортная модификация одноместного истребителя-бомбардировщика на основе Mk 6, построен 101 самолёт из которых 36 экспортировано в Норвегию в 1949-1957 гг.

    FB.Mk.52A – лицензионная модификация одноместного истребителя-бомбардировщика строившаяся в Италии, 80 самолётов

    S.N.C.A.S.E. “Vampire” FB.53 – четыре предсерийных одноместных истребителя-бомбардировщика для Armee de l’Air, по лицензии построено 250 самолётов под обозначением “Mistral”.
     

    Ночные истребители:

    NF.Mk.10 – двухместный ночной истребитель для RAF, построено 95 самолётов из которых 29 впоследствии получили обозначение NF.54

    NF.Mk.54 – лицензионная модификация одноместного истребителя-бомбардировщика NF.10 строившаяся в Италии, 29 самолётов

    Палубные истребители:

    Sea Vampire F.Mk.10 – опытный истребитель для отработки посадок на палубу авианосца

    Sea Vampire F.Mk.20 – палубная модификация на основе FB.5, построено 18 самолётов ( English Electric)

    Sea Vampire F.Mk.21 – палубная модификация на основе F.3, оснащенная “подушкой” для посадки на палубу без шасси, построено 6 самолётов

    Учебные истребители:

    T.Mk.11 – двухместный учебно-тренировочный истребитель с двигателем “Goblin 25”, построен 731 самолёт

    Sea Vampire T.22 – двухместный учебно-тренировочный истребитель для Royal Navy, построен 73 самолёта

    T.Mk.33 – двухместный учебно-тренировочный истребитель с двигателем “Goblin” для RAAF, построено 36 самолётов по лицензии

    T.Mk.34 – двухместный учебно-тренировочный истребитель с двигателем “Goblin” для Royal Australian Navy, построено 5 самолётов по лицензии

    T.34A – модификация T.34 с катапультным креслом пилота

    T.Mk.35 – двухместный учебно-тренировочный истребитель для RAAF, построено 68 самолётов по лицензии:

    T.Mk.35A — конверсия T.33 до стандарта T.35

    T.Mk.55 – экспортная модификация DH.115, построено 216 самолётов и ещё 6 конверсировано из Т.11
     

    Поскольку война шла к завершению темпы выпуска были очень неторопливыми и лишь в мае 1946 года No.247 Squadron RAF получил первые серийные “Vampire” F.Mk.1. Начиная с 41-й машины стал устанавливать двигатели D.GN.2 тягой 1400 кг, а с 76-й машины вместо сдвижной части фонаря и заголовника появилась большая сдвижная “капля”. Несмотря на положительные отзывы уже к 1953-му году истребитель был признан устаревшим и переведён для службы во вспомогательные части.

    На одной из специально подготовленных “единичек” с двигателем Ghost (2275 кг) и увеличенным размахом крыла известный военный летчик Джон Кэннингэм установил абсолютный мировой рекорд высоты – 18.119 метров.
     

    Дольше всех в Европе летали шведские “Vampire”. Достаточно сказать, что именно Швеция стала самым крупным импортером этих истребителей – всего было поставлено 417 боевых и тренировочных машин, которые получили обозначения А28 и Sk.29C. Боевые самолёты сняли с вооружения в 1965 г., а тренировочные – только в 1968 г. Впрочем, рекорд продолжительности службы принадлежит “Vampire”, использовавшимся в составе ВВС Южной Родезии (теперь Зимбабве). Последние тренировочные истребители были списаны здесь только в 1981 году по причине полного износа конструкции.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Vampire" F.Mk.I (TG278, RAF)
    Slider

    Наверх

  • Впервые под торговой маркой FROG (которой тогда владела фирма “International Model Aircraft”) модель истребителя “Vampire” появилась в 1946-м году – это был набор деталей из ацетата целлюлозы, входивший в возобновлённую серию Penguin. Модель, имевшая индекс 165Р, позиционировалась как “Vampire II”, хотя была более близка к первому прототипу.
     

    Возвращение к этому самолёту состоялось достаточно поздно – пресс-форма для изготовления модели из пластика была готова только в 1971-м году, когда торговая марка FROG перешла в собственность фирмы “Rovex Scale Models Ltd.”. Зато из нового набора деталей можно было собрать как “британский” FB.5, так и “шведский” FB.50 (J28B). Первое издание под коробочным названием “de Havilland Vampire F.B.Mk.5 or 50” получило упаковку типа J2, представлявшую собой “лепесток” с изображением истребителя из состава RAF. На оборотной стороне была схема окраски для двух вариантов оформления:

    “Vampire” FB.5 – No.502 Sqn.RAF, WA309, Aldergrove, North Ireland, 1956

    “Vampire” FB.50 (J 28B) – 3 Flygdivision F15 Flygflottilj (Svenska Flygvapnet), 15\Р, Soderhamn

    Вплоть до 1974-го было выпущено 195.000 наборов, которые в каталоге FROG имели индекс F217F и входили в Black Series.
     

    После ревизии модельного ряда, проведенной в том же году, модель “Vampire F.B.5\50 Fighter-bomber” получила индекс F431 и новую коробку типа Н1 с тем же бокс-артом и вариантами оформления. В каталоге FROG модель переместилась в Blue Series, а до 1976-го года включительно было выпущено 70.000 наборов.
     

    Третье издание, выпускавшееся в 1976-1977 гг., отличалось лишь тем, что появилась коробка типа Н2. Индекс в каталоге сменился на F217, а модель вернулась в Black Series. Всего было выпущено 35.000 наборов, после чего пресс-форма отправилась в Советский Союз.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "de Havilland Vampire F.B.Mk.5 or 50" (F217F) - комплект в "лепестковой" упаковке типа J2, FROG, Black Series, 1971-1974 гг.
    Slider

    Наверх

  • Попав в СССР пресс-форма для модели истребителя “Vampire” FB.5\ FB.50 (F217\F431), вместе с “Aircobra” (F415) и “Twin Mustang” (F405), была отправлена на Бакинскую фабрику игрушек. Британская фирма “Novo Toys Limited”, отвечавшая за реализацию советски отливок на внутреннем рынке Великобритании, для оформления полиграфии использовала бокс-арт и схемы окраски от последнего издания FROG. В каталоге модель под коробочным названием “D.H.Vampire – Fighter Bomber” получила индекс 78052 и входила в Series 3.

    До конца 1980-го года БФИ, успела поставить около 85.000 комплектов отливок. Между тем, запасы британской полиграфии были несколько большими, и в 1981-м году, после ликвидации “Novo Toys Limited”, они были доставлены в Советский Союз.
     

    На внутренний рынок модель от БФИ попала не ранее 1979 года, причем она оказалась единственной, которая получила бакинскую упаковку (на “лепестке” имелся “нововский” рисунок в упрощенном исполнении) и почти сохранило “фроговское” фирменное название, которое в русской версии звучало как “Истребитель-бомбардировщик Вампир”. Стоимость комплекта в коробке составляла 62 копейки, но во второй половине 1980-х гг., когда бакинские модели продавались исключительно в жутком “шелестящем” целлофане, цена была снижена до 50 копеек. Впрочем, периодически отливки упаковывались в коробки Novo, но в розничной продаже такая комплектация появлялась редко.

     

    Надо отдать должное производителям из Азербайджана – качество отливок вплоть до конца 1980-х гг. было на очень высоком уровне. Положительное впечатление портило только отсутствие декали, вместо которой в бакинском наборе шла обычная цветная полиграфия с таким неестественным смещением цветов, что использовать её по прямому назначению не представлялось возможным.

    Инструкция для внутреннего рынка, прилагаемая к модели, была сделана по образцу Novo – в зависимости от года выпуска она могла быть напечатана синей или красной краской.
     

    К сожалению, информация о дальнейшей судьбе пресс-формы отсутствует, но несмотря на внезапное исчезновение модели в начале 1990-х гг. запасы отливок оказались настолько огромными, что ещё почти 10 лет бакинский Вампир можно было свободно приобрести в любом клубе моделистов. Кроме того, в 1983 году фирма “I.D.Models” выпустила конверсионный набор “DH.115 Vampire T.11/T.55” с дополнительным примечанием “Conversion using «Novo Vampire FB Mk 5”.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "D.H.Vampire – Fighter Bomber" Cat.No.78052 - верхняя часть экспортной упаковки Novo, 1979-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Модель “Vampire” FB.5\ FB.50 (F217\F431), как в исполнении фирмы FROG, так и в исполнении БФИ, состоит из 34 деталей, размещенных на четырех литниках, и одной детали из прозрачного пластика (9+11+7+6+1).
     

    В целом, геометрические размеры выдержаны достаточно верно, однако, если вы любитель абсолютной точности, следует обратить внимание на следующие детали:

    — практически полностью отсутствует деталировка кабины и ниш шасси

    — корневые части консолей крыла немного меньше в плане

    — высота и длина фюзеляжа меньше требуемых примерно на 1 и 2 мм соответственно

    — основные стойки шасси выполнены упрощенно, а передняя стойка вообще отлита вместе с колесом

    — бомбы отлиты вместе с бомбодержателями

    — вырезы под стволы пушек обозначены раскроем

    — желательно перекроить модель на внутренний раскрой, поскольку внешний немного не соответствует чертежам.
     

    Кроме того, бакинский пластик хорошо обрабатывается, поэтому при определённом запасе моделей можно попробовать сделать другие модификации истребителя “Vampire”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Истребитель-бомбардировщик "Вампир" Ф217" - литники с деталями из комплекта Бакинской фабрики игрушек, цвет пластика - темно-серый, 1983 г.
    Slider

    Наверх

  • De Havilland “Vampire” Mk.5, WA331\A-T, No.112 Sqn.RAF, Fassberg, 1951
    Автор модели — А.Пировских
    Бакинская фабрика игрушек, 1980-е гг.

     

    De Havilland “Vampire” FB.50 (J28B), 15, Svenska Flygvapnet
    Автор модели — О.Тенячкин
    Бакинская фабрика игрушек, 1980-е гг.

     

  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — De Havilland Vampire FB Mk.V Réf F217
    Каропка.ру — Истребитель-бомбардировщик «Вампир» (De Havilland Vampire)
    Каропка.ру — D.H.Vampire 100 F.3 (Frog /Novo без границ)
    Scalemodels — Обзор Amodel 1/72 D.H.100 Vampire Mk.1
     

    Ссылки (инфо):
    BAE Systems — De Havilland DH100 Vampire
    PEARCE RAAF BASE VAMPIRES
    De Havilland DH100 Vampire F.3 (F Mk 3) cockpit and aircraft
     

    Литература:
    С.Сахаров “Реактивный вампир»: боевой и учебный” (“Моделист-Конструктор” 1995-02)
    В.Морозов “В небе над Синаем” (“Авиация и Космонавтика” 2017-05)
    А.Котлобовский, М.Жирохов “Пылающий Индостан” (“Авиация и Время” 2002-04)
    А.Котлобовский, А.Богданов “Адью, Алжир!” (“Авиация и Время” 2008-05)
    T.Buttler “UK jet pioneers” (“Air Enthusiast” 2003-04)
    “Мировая Авиация” 106\175\181
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639