Fokker D.XXI


  • Несмотря на то, что Fokker D.XXI является самым известным голландским истребителем, с моделями в масштабе 1/72 ему тотально не повезло. И дело даже не в количестве попыток воспроизвести этот самолёт – дело в качестве. За всё время существования индустрии пластиковых моделей из крупных производителей на выпуск модели решились только фирмы FROG и Matchbox.
     

    Пресс-форма от FROG была готова в 1963-м году. Модель получилась коммерчески успешной и, выдержав четыре переиздания, находилась в производстве до 1977-го года. После продажи производственной оснастки Советскому Союзу “фоккер” сначала выпускался на фабрике “Одесская игрушка”, а затем на одном из российских предприятий. Вероятнее всего, в виду сильного износа, пресс-форма отправилась на свалку в первой половине 2000-х гг.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, А.Алов, С.Просвирнин и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Разработка истребителя D XXI была начата в конструкторском бюро фирмы Fokker летом 1935 г. по техническому заданию, выданному штабом авиации армии Голландской Ост-Индии (ныне Индонезии). Новая машина являлась весьма своеобразным типом истребителя, предназначенным для прикрытия с воздуха стратегических объектов на этой обширной территории.
     

    Для решения поставленной задачи конструкторскому коллективу во главе с Э.Шацки очень подошла традиционная для фирмы Fokker смешанная конструкция — сочетание стальных труб, легких сплавов, дерева, фанеры и полотна. Такой подход позволял создать простую в производстве, дешевую и надежную в эксплуатации машину, поскольку большинство технологических и конструкторских решений уже многократно опробывались.
     

    В итоге спроектировали очень “консервативный” моно план с низкорасположенным крылом. Основой фюзеляжа стала ферма, сваренная из труб хромомолибденовой стали закрытая в передней части съемными панелями из легкого сплава “электон”, а в задней — обшитая полотном. В передней части фюзеляж имел круглое сечение, в задней — эллиптическое. Кабина летчика располагалась посередине машины отапливалась горячим воздухом и полностью закрывалась прозрачным фонарем из триплекса и плексигласа. Для посадки летчика средняя секция фонаря раскрывалась по продольной оси. и левая часть откидывалась на петлях вниз. В аварийной ситуации ее можно было сбросить совсем. За сиденьем пилота несущая ферма фюзеляжа была развита вверх, образуя противокапотажную раму.

    Крыло трапециевидной формы с округлыми законцовками имело два коробчатых лонжерона из спрюса (орегонской со сны) и фанерные нервюры (часть из них — кессонного типа). Обшивка носка выполнялась из “электона” а дальше — из фанеры. пропитанной бакелитовой смолой (что-то вроде нашей “дельта-древесины”). Крыло несло посадочные щитки и элероны (стальной каркас, обтянутый полотном), крепившиеся к заднему лонжерону На элеронах стояли флеттнеры.
     

    Оперение имело металлический набор и целиком обтягивалось полотном Стабилизатор снизу поддерживали подкосы а сверху он соединялся с килем расчалками. На рулях высоты устанавливались триммеры, а на руле поворота — флеттнер.

    Шасси основного (“колониального”) варианта D XXI по техническому заданию было неубирающимся. Колеса прикрывались каплевидными обтекателями с небольшой подножкой для механика. Свободнонесущие стойки, тоже капотированные имели масляно пневматические амортизаторы. Разработали и вариант с убирающимся шасси (с гидроприводом) — стойки складывались к оси самолета с укладкой колес в ниши крыла. Хвостовое колесо во всех случаях не убиралось. Оно имело механическую связь с рулем поворота и амортизировалось пакетом резиновых пластин. Для колеса предусматривался каплевидный обтекатель, но смонтировали его лишь на одном из опытных образцов.
     

    На D XXI мог устанавливаться практически любой двигатель мощностью от 600 до 1100 л.с. По заданию предполагался английский мотор воздушного охлаждения Bristol “Mercury” VI-S (645 л с), но конструкторы проработали установку на самолет и других модификаций “Mercury”, звеэдообразных двигателей Bristol “Perseus” X, Wright R-1820 “Cyclone”, Pratt & Whitney R-1535 “Twin Wasp Junior”, Hispano-Suiza 14На, а также рядных V образных Rolls-Royce “Kestrel” IV и Hispano-Suiza 12 Ycrs. Эти моторы должны были вращать различные двух- и трехлопастные винты изменяемого шага. Смещение центра тяжести при разных двигателях компенсировалось изменением емкости переднего (перед кабиной) и заднего (за кабиной) бензобаков Дополнительный бак можно было разместить в левом крыле. Проектом предусматривалось протектирование всех бензобаков.
     

    Не меньше вариантов подготовили по вооружению. “Колониальный” D.XXI должен был нести один 7,92-мм пулемет FN-Browning М3B в фюзеляже (боезапас 500 патронов) и два таких же в крыльях (300 патронов на ствол). Помимо того, существовало еще по крайней мере шесть схем размещения на истребителе двух-четырех пулеметов калибра 7.92 и 12,7 мм или сочетания их с 20-мм пушками Madsen, Oerlikon, Hispano, включая компоновку с установкой моторпушки при использовании двигателя Hispano-Suiza 12Ycre. Например, в проспекте фирмы на Парижском авиасалоне 1938 г. предлагались варианты с 20-мм пушкой в развале цилиндров мотора и четырьмя пулеметами калибра 7.62, 7,5 или 7.69 мм в крыле, с двумя такими пушками в крыле и двумя пулеметами в фюзеляже или двумя 12,7-мм пулеметами над мотором и двумя 7,62-мм в крыле и т.д. Еще больший выбор обеспечивался по приборам, электро- и радиооборудованию.
     

    Первый опытный экземпляр D.XXI с бортовым обозначением FD-322, соответствовавший требованиям задания Ост-Индии, собрали в феврале 1936 г. На нем стоял “Mercury” VI-S, заключенный в удлиненный капот типа NACA с небольшими выштамповками под головки цилиндров, и двухлопастной металлический винт с шагом, изменяемым на земле. Радиостанция и задний бензобак на FD-322 не устанавливались. 27 марта на аэродроме Вельшап под Эйндховеном шеф-пилот фирмы «Фоккер» Эмиль Майнеке совершил на нем первый полет. Истребитель оказался достаточно маневренным, устойчивым, приятным в пилотировании и, несмотря на довольно посредственные летные данные, превзошел основные требования задания.
     

    Однако основной заказчик неожиданно изменил свои планы. Министерство колоний сочло. что более эффективным средством обороны Голландской Ост-Индии станут не истребители, распыленные по сети местной ПВО, а группы бомбардировщиков, способные нанести упреждающий удар. В связи с этим от закупки истребителей временно отказались, а деньги потратили на заказ в США средних бомбардировщиков Martin 139WH. Выгодный заказ на D.XXI “повис в воздухе”, но в таком состоянии он находился очень не долго.

    Поскольку ВВС Нидерландов как можно скорее требовался новый истребитель уже 22 июля был облетан первый серийный экземпляр. Постройка заказанных 36 штук завершилось 8 августа 1939 года. Параллельно на фирме велись работы по усовершенствованию “двадцать первого” путем установки на него более мощных двигателей. Рассматривались варианты с Bristol “Hercules”, Rolls-Royce “Merlin” или немецким Damler-Benz DB-600, но из-за начавшейся войны все они были отклонены.
     

    К моменту начала гитлеровского “блицкрига” на Западном фронте в голландских ВВС насчитывалось 29 боеготовых “Фоккеров”. Они были сведены в три эскадрильи: 1-ю (авиабаза Де-Коой), 2-ю (аэродром Схипхол под Амстердамом) и 5-ю (аэродром под Гаагой).
     

    К 14 мая в авиагруппе осталось пять самолетов. В тот день, вылетая на задание, пилоты уже в воздухе получили радиосообщение о капитуляции Голландии. Они вернулись на аэродром и сожгли свои “Фоккеры”. По немецким данным потери Luftwaffe в воздушных боях с голландскими “Фоккерами” составили 32 самолета.
     

    Тем временем фирме Fokker уже удалось существенно продвинуться в области экспортных поставок. 18 ноября 1936 г. финское правительство обратилось с просьбой продать семь D.XXI и предоставить лицензию на изготовление 14 истребителей. 7 мая 1937 г. был подписан контракт, а 15 июня его дополнили лицензией еще на 21 самолет. Финских специалистов привлекла в первую очередь технологическая простота машины, для производства которой не требовалось дорогого оборудования, сложной оснастки и большого количества высококвалифицированных специалистов. Она вполне подходила для освоения маломощным авиазаводом Valtion lentokonetehdas в городе Тампере.

    С начала 1939 года финны развернули лицензионную постройку D.XXI, но при этом они внесли в конструкцию машин дальнейшие изменения. Вместо одинарного подкоса крепления стабилизатора установили двойной V-образный. На закабинном гаргроте появилась дополнительная прямоугольная прозрачная панель для улучшения обзора задней полусферы. Несколько изменился и верхний узел подвески руля поворота. Такими характерными деталями отличались истребители с номерами FR-83 — FR-117. Последний из них покинул сборочный цех 27 июля 1939 года.

    К лету 1940 года Финляндия осталась единственной страной, имеющей на вооружении D.XXI. Чуть больше двадцати изрядно потрепанных машин были сведены в авиагруппу LeLv 32. Из-за высокого износа силовых установок и отсутствия запасных частей было принято решение заменить британские “Mercury” на амкриканские Pratt & Whitney “Twin Wasp Junior”. Попутно в конструкцию внесли еще ряд изменений: установили два дополнительных крыльевых пулемета и бронеспинку сиденья, улучшили обзор из кабины, полностью застеклив гаргрот, увеличили площадь руля поворота. Все это привело к дальнейшему росту массы машины и, следовательно, к ухудшению летных характеристик. Максимальная скорость понизилась на 22 км/ч при ухудшении горизонтальной маневренности. От всех достоинств исходного варианта остались только простота управления, высокая выносливость и неприхотливость в обслуживании. Тем не менее, к июню 1941-го было построено 50 экземпляров истребителя. Кроме того, в 1942-м году была предпринята попытка установки убираемого шасси на самолёт с номером FR-167.

    До конца боевых действий общие (боевые и не боевые) безвозвратные потери среди “двадцать первых” составили 39 машин. Последние пять финских D.XXI были построены для частичного восполнения потерь за месяц до подписания перемирия — в августе 1944-го. Последние самолёты этого типа были сданы на слом только в 1952-м году.
     

    К весне 1940 года датчане построили 10 “фоккеров”, один из которых оснастили 20-миллиметровыми пушками Madsen в гондолах под крыльями. Вместе с двумя машинами голландского производства они базировались на аэродроме Фаэрлозе, под Копенгагеном, где была сосредоточена вся немногочисленная датская авиация. 9-го апреля 1940-го года в 4.30 утра датские ВВС фактически перестали существовать. Из двенадцати “фоккеров” девять были уничтожены, остальные — серьезно повреждены. В боевых условиях был сбит всего один Fokker C-V, в то время как D.XXI просто не успели подняться в воздух.
     

    Пожалуй, самой загадочной страницей в биографии машины является история так называемых “испанских фоккеров”. Известно, что несколько самолетов (в различных источниках приводятся разные цифры — от двух до шести) каким-то образом попали в республиканскую Испанию во время гражданской войны с франкистами. Однако нет никаких данных о том, как эти самолеты оказались за Пиренеями, и какова была их дальнейшая судьба. В архивах фирмы Fokker нет и намека на продажу истребителей испанскому правительству. Голландия строго соблюдала запрет, наложенный Лигой наций на поставки вооружений в Испанию. В то же время в испанских документах упоминается D.XXI с двигателем “Райт-Циклон” (под таким названием у испанцев проходила и советская копия этого мотора — М-25).
     

    Модификации:

    D.XXI-1 — вариант с 645-сильным двигателем Bristol “Mercury” VI-S. 1936 г.

    D.XXI-2 — вариант с 760-сильным двигателем Bristol “Mercury” VIII. Вариант для Голландии и Финляндии. 1937 г.

    D.XXI-3 — вариант с 760-сильным двигателем Bristol “Mercury” VIII. Вариант с вооpужением в каплеобразных обтекателях. Построено 38 самолётов для ВВС Финляндии. 1939 г.

    D.XXI-4 — вариант с 1050-сильным двигателем Pratt & Whitney R-1535 “Twin Wasp Junior”. Поставлено 50 самолётов с вооружением в крыле. 1941 г.

    D.XXI-5 — вариант с 920-сильным двигателем Bristol “Pegasus” X. Последняя партия из пяти финских машин, 1944 год.

    D.XXI-E1 — вариант с 760-сильным двигателем Bristol “Mercury” VIII. Экспериментальный вариант с резко выраженным сужением крыла к концу. 1938 г.

    D.XXI — испанский вариант с советским двигателем М-25. Предположительно переоборудовано несколько истребителей, включая самолёт с бортовым кодом CF-6. 1938 г.

    D.XXI — датская лицензионная модель с 760-сильным двигателем Bristol “Mercury” VIII. Самолёт с номером J-42 голландской постройки был оснащен двумя 20-мм подкрыльевыми пушками Madsen. 1939-40 гг.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Fokker D.XXI - первый прототип с номером FD-322, 1936 г.
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма от фирмы “International Model Aircraft” (больше известной под торговой маркой FROG) для пластиковой модели в масштабе 1/72 появилась в 1963 году. Судя по всему, “фроговская” разработка стала первой в своём классе и, на какое-то время, безальтернативной на модельном рынке. Хронология её существования на британском рынке была следующей:

     

    Первое издание под коробочным названием “Fokker D21 Fighter” получило стандартизированную коробку типа Е, на лицевой части которой печатались три проекции самолёта — это было удобно с точки зрения изображения цветных схем окраски, но в эстетическом плане новые “фроговские” коробки заметно уступали упаковкам от “Airfix”. В каталоге FROG модель относилась к Blue Series и получила индекс 156P, который в 1965 году заменили на F156 (соответственно, были внесены изменения в полиграфию).

     

    После смены дизайна упаковок была введена коробка типа F2 с эффектным бокс-артом на лицевой стороне, на котором был запечатлен один из эпизодов воздушного боя голландских “фоккеров” против немецких Ju-87B. Вместе с тем, внутреннее содержимое комплекта осталось практически без изменений, если не считать замену подставки на новую, с клиновидным основанием. Более значительными были перемены в каталоге где модель переместилась в Black Series при сохранении индекса F.156. В общей сложности, до 1969 года включительно, выпустили 160.000 комплектов обоих изданий.

     

    Впрочем, самым многочисленным стало третье издание, которое продавалось в лепестковых упаковках типа J2, где инструкция печаталась на внутренней стороне. Модель получила новое коробочное название “Fokker D21” и индекс F223F, а всего, с 1969-го под 1974-й год, выпустили 280.000 комплектов.

     

    Последний период выпуска ознаменовался переходом на новые коробки типа H, со сменой коробочного названия на “Fokker D.21”. При этом, издание 1974-1975 гг. в коробках типа H1 получило индекс F156 и находилось в составе Blue Series (за счет подставки типа Skybase), а издание 1976-1977 гг. имело индекс F223 и вновь переместилось в Black Series. В общей сложности выпустили 25.000 и 35.000 комплектов соответственно.

     

    ********

     

    История “фроговского” периода будет неполной, если не упомянуть об поставках этой модели за рубеж. Первой в ряду экспортеров стал дочерняя фирма “Air Lines”, основанная в США специально для реализации моделей от FROG. Отливки были выпущены в 1964 году на пресс-формах, временно привезенных из Великобритании, причем американское издание получило коробочное название “Fokker” и индекс 3902. Официальные продажи под этой торговой маркой продолжались до 1966 года, когда IMA была вынуждена свернуть своё бизнес по экономическим причинам.

    В этот же период, пресс-формы успели побывать во Франции, где модель “Fokker D21 Fighter” продавалась под торговой маркой “Tri-ang”. В каталоге она сохранила индекс 156P, а отливки упаковывались в коробки “фроговского” типа E, но с надписями на французском языке и атрибутами местного производителя. Точное количество комплектов французского издания пока остается неизвестным.
     

    Прошло совсем немного времени, и в 1968-1969 года новый владелец торговой марки FROG, фирма “Rovex”, предприняла не очень удачные попытки продвинуться на рынках ещё трёх стран. При этом, в продажу должны были поступить модели только из Black Series в “лепестках” типа J2, так как более дешевую продукцию было легче продвинуть. Различия были лишь в деталях.

    Например, для Нидерландов была выбрана группа из 8 моделей, для которых заказали отдельную партию “лепестков” (в количестве около 10.000 штук для каждого наименования продукции), а поскольку реализацию моделей планировали производить через фирму HEMA, то в каталоге к индексам прибавилась буква H. Таким образом, модель “Fokker D21” получила индекс F223H, но открытой продаже она практически не появлялась. В дальнейшем “лепестки” отправили в Великобританию, где они были использованы для собственного рынка.

     

    Фирма-посредник “Bienengraber & Co.Gmbh.” из ФРГ поступила несколько иначе — фирменные “лепестки” от FROG оставили без изменений, но в дополнение к ним появилась картонная упаковка, которая была дешевой и делала внешний вид британской продукции более привлекательным. Таких комплектов реализовали несколько тысяч штук, но и тут бизнес не сложился.

     

    Наиболее загадочной была судьба экспорта в Австралию. Через дочернюю фирму “Minix” британский производитель намеревался продавать большую часть ассортимента из Black Series (всего 13 наименований моделей), количество которых колебалось в пределах от 2400 до 8800 штук. Аналогично голландскому заказу была напечатана новая партия “лепестков” с индексами, имевшими дополнительную букву М, в связи с чем модель стала обозначаться как F223M. До Австралии успела доехать небольшая партия, но дальнейшего развития событий не последовало.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Fokker D21 Fighter" (156.P) - верхняя часть коробки типа Е, FROG, 1963-1965 гг.
    Slider

    Наверх

  • С учетом того, что выпуск модели Fokker D.XXI под логотипом FROG продолжался до 1977 года включительно, порядком изношенная пресс-форма прибыла в Советский Союз далеко не в первых рядах. Тем не менее, до передачи фирме “Novoexport” вся “фроговская” производственная оснастка прошла ремонт, после которого в Великобритании изготовили малые партии тестовых отливок из черного пластика, который затем разошелся по частным коллекционерам и сейчас периодически появляется на аукционах типа eBay.

     

    Отчасти, именно по этой причине экспортный выпуск модели под коробочным названием “Fokker D.21 — Single Seat Fighter” так и не состоялся. Согласно данным из книги “Frog Model Aircraft 1932-1976” британская сторона в лице фирмы-посредника “Novo Toys Limited” успела получить несколько промо-отливок (предположительно изготовленных в ЦКТБИ), но в открытую розничную продажу они не поступали. Другими словами, если экспортные комплекты “Fokker D.21 — Single Seat Fighter” и существовали, то в буквально в единичных экземплярах. Тем не менее, в каталоге Novo 1980 данная модель вышла под индексом 78101 и входила в Series 3.

     

    Дальнейшая судьба пресс-формы для модели истребителя Fokker D.XXI выглядела достаточно туманной. По всей видимости, до отправки производственной оснастки в Одессу (вместе с “Buccaneer”, “Boston” и “Beaufort”), она некоторое время находилась на каком-то промежуточном предприятии, и лишь в первой половине 1980-х гг. удалось начать выпуск “экс-фроговских” моделей для внутреннего рынка СССР. Впрочем, всё было не так просто.

    Ещё во время обсуждения списка продаваемых пресс-форм FROG советская сторона обратила внимание на наличие в нём моделей стран Оси и голландского “фоккера”. С первыми разобрались моментально, в стиле “Модели идеологических противников советскому моделисту не нужны!”, а вот по поводу Fokker D.XXI британцам с большим трудом, но всё же удалось доказать, что этот самолёт не имеет никакого отношения к Focke-Wulf. Кроме того, финские опознавательные знаки с синей свастикой (которая, кстати, появилась намного раньше немецкой и к нацизму тоже никак не относилась) не составит большого труда заменить на датские.

    О том, насколько большой была партия полиграфии для “Fokker D.21 — Single Seat Fighter”, до наших дней точной информации не сохранилось. Впрочем, учитывая советский размах производства отливок, объём полиграфической печати мог составлять более 10.000 комплектов (коробки, инструкции, декали). В конце 1981 года, после ликвидации фирмы “Novo Toys Limited”, всю невостребованную полиграфию передали советской стороне. Казалось бы, логичным было передать “картон и бумагу” на непосредственные предприятия-изготовители, но в итоге образовалось только два крупных центра складского хранения, которые располагались в Москве и Донецке. Можно сказать, что донецким сильно повезло — запасы оттуда выгребали вплоть до середины 1990-х гг. А вот с основным московским складом случилась очень неприятная история — в 1985-м (по другим данным — в 1986-м) году там возник сильный пожар — значительная часть полиграфии была уничтожена, в то время как остатки теперь уже редких коробок оказались поврежденными водой и потеряли товарный вид. В число таких “погорельцев” попал и “Fokker D.21 — Single Seat Fighter”…

    Тут возникает другой вопрос — что мешало комплектовать экспортными коробками одесские отливки? Ведь так же поступали с другими “нововскими” моделями и всё было хорошо! На этот моменте следует остановиться подробнее.

    Производство “фоккера” планировали развернуть на фабрике “Одесская игрушка” (которая, по сути, составляла единое целое с фабрикой “Черноморская игрушка”, также располагавшейся в Одессе). Модель успела получить название “Сборная модель самолёта Фоккер Д-21”, как вдруг обострилась “борьба с мировым капитализмом и натовской военщиной”, пик которой пришелся как раз на 1984-1986 гг. Не особо разбираясь в тонкостях названий авиастроительных фирм руководство одесского предприятия отказалось от выпуска “фоккера”, что предопределило печальную участь “нововских” коробок.

     

    Всё изменилось в 1987 году с началом “перестройки”. Хотя для обычных граждан она стала символом краха СССР, для моделистов новая эра советской жизни обозначила огромные перспективы по выпуску “непродажных” моделей. Отход от прежней идеологии позволил запустить в производство как “фоккер”, так и массу других “экс-фроговских” моделей, но были тут и свои нюансы.

    На внутренний рынок “Сборная модель самолёта Фоккер Д-21” поставлялась в картонной коробке с собственным рисунком под названием “Сборная модель самолёта Фоккер Д-21”. В комплекте шли “липкие аппликации” только для ВВС Голландии, которые являлись своеобразным “переосмыслением” фирменной декали. Если не считать определённого количества облоя, что было естественно для всех пластиковых моделей советского производства, качество отливок можно было считать хорошим.

    Вместе с тем, цена на модель одесского производства для обычного потребителя была, по советским меркам, довольно “кусачей” — 1 рубль 50 копеек. Для сравнения, минские модели стоили по 50-90 копеек, бакинские — 50-90 копеек, большая часть донецких — до 1 рубля.
     

    Судя по всему, производство в Украине продолжалось как минимум до 1993 года. Затем пресс-формы были перепроданы и в середине 1990-х гг. эту модель можно было встретить в упаковке от фирмы “Хобби”. Новая коробка предполагала два варианта оформления: ВВС Испании (республиканцы, номер CF-6, 1938 г.) и ВВС Финляндии (FR-104, 1944 г.).
     

    В тот же период отливки от неизвестного производителя дважды появились в продаже под логотипом польской фирмы “Intech”, а в 2000-м году очередную перепаковку сделала украинская “Siga Model”. На данный момент сведения и местонахождении и состоянии пресс-форм отсутствуют.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Fokker D.21 - Single Seat Fighter" (78101) - в таком виде на интернет-аукционах часто продают "экспортные комплекты Novo образца 1980 года". Фактически на снимке представлены отливки более позднего выпуска, а полиграфия коробки является репликой, купленной на eBay у продавца с Украины. Декаль - частичная цифровая реконструкция.
    Slider

    Наверх

  •  

    Так и не получив должного признания истребитель Fokker D.XXI оказался вне поля зрения крупных модельных фирм, которые в первую очередь ориентировались на более известные или современные самолёты. В период существования торговой марки FROG конкурентов у “Fokker D.21” просто не было и даже с появлением одесской версии на западный рынок это никак не повлияло.

     

    Альтернатива появилась только в 1990-м году, когда турецко-британская фирма “Pioneer 2” выпустила модель “Fokker D-XXI” (3004). Комплект включал 36 деталей из серого пластика, одну прозрачную деталь, инструкцию и декаль на два варианта для самолётов с номерами FR-110 (Ilmavoimat) и 237 (Koninklijke Luchtmacht).

    Сказать, что новая разработка, сделанная спустя почти 30 лет после издания модели от FROG, получилась достойным преемником — будет явным преувеличением. Модели от “Pioneer 2” никогда не блистали особой копийностью, что лишний раз подтвердил выход “Fokker D-XXI”. Кроме того, помимо проблем с геометрическими размерами, внутри отсутствовала достойная деталировка. Преимуществом этой модели перед FROG были разве что детали для лыжного шасси (которые, впрочем, также требовали доработок).

     

    Несмотря на все эти нюансы модели приглянулась фирме “Revell”, которая к тому времени приобрела права на торговую марку “Matchbox” вместе с копиями почти всех её пресс-форм. Комплект с новой полиграфией, в так называемой “черной” коробке, получил название “Fokker D.XXI” (40144) и поступил в продажу в 1996 году. Примечательно, что декаль была сокращена и сохранила только один вариант для голландского истребителя с номером 237.

     

    Тем временем, фирма “Pioneer 2” прекратила своё существование и в конце 1990-х гг. на её месте возникла фирма “PM Model”, формально располагавшаяся в Турции. Новая редакция под коробочным названием Fokker D.XXI (PM-201) в очередной раз отличалась только полиграфией, в состав которой входила декаль на два обновленных варианта оформления для самолётов из состава Ilmavoimat и Koninklijke Luchtmacht. На текущий момент выпуск этой модели завершен.

     

    ********

     

    Действительно достойная альтернатива появилась лишь недавно и всё благодаря производителям из Чехии. Начиная с 2002-го года фирма “MPM Production” выпускает несколько вариантов комплектов, основные отливки для которых производятся на одной базовой пресс-форме с добавлением дополнительных деталей из смолы — такой нехитрый маркетинговый ход позволил выпустить на рынок следующие модели:

    “Fokker D.XXI Dutch Defender” (72517) — базовый вариант с декалью для самолётов из состава Koninklijke Luchtmacht

    “Fokker D.XXI ‘Suomi III. Sarjan’” (72520) — вариант с декалью для самолётов из состава Ilmavoimat

    “Fokker D.XXI Finland version ‘Hi-Tech’” (72526) — вариант с дополнительными деталями для кабины и лыжного шасси, а также декалью для самолётов из состава Ilmavoimat

    “Fokker D.XXI ‘Danish Type’” (72544) — вариант с декалью для самолёта из состава Flyvevåbnet (ВВС Дании)

    “Fokker D.XXI ‘Dutch Patrol’” (72571) — переиздание базового варианта с новой декалью для Koninklijke Luchtmacht

    Стоит отметить, что несмотря на определённые особенности литья под низким давлением, модели от “MPM Production” обладали очень неплохой детализацией и действительно шагнули выше “фрого-пионеровского” уровня. Кроме того, в своей категории они выглядят вполне оптимальными по соотношению “цена-качество”.
     

    Далее, в 2006-м году свою линейку “фоккеров” предложила фирма “Special Hobby”. На этот раз чешский производитель не поленился воспроизвести ферменную конструкцию фюзеляжа (правда, после сборки фюзеляжа она не будет видна) и добавил ещё больше детализации. В общей сложности получилось выпустить четыре версии модели:

    “Fokker D.XXI 4.sarja ‘Slot Less Wing’” (SH72113)

    “Fokker D.XXI 4.sarja ‘Wing with Slots’” (SH72116)

    “Fokker D.XXI 4. Sarja ‘Post War Service’” (SH72189)

    “Fokker D.XXI ‘FR-167 with Retractable Landing Gear’” (SH72239)

    Как и в предыдущем случае разница между выше указанными комплектами состояла только в полиграфии и небольшом изменении состава дополнительных деталей, а в ценовом диапазоне они практически аналогичны моделям от “MPM Production”.

     

    ********

     

    Ещё можно упомянуть модели от фирмы “Kora Models”, которая на рубеже 2000-х гг. выпустила несколько вариантов модели Fokker D.XXI с двигателем Pratt & Whitney “Twin Wasp” на колесном шасси (как в обтекателях, так и убираемом). Кстати, этот же производитель выпускает дополнительные наборы для моделей “фоккера” в масштабе 1/72, включая не самую распространенную модификацию с советским двигателем М-25.

     

    Совсем мало известно об вакушечной модели “VL Fokker D.XXI” (72-004) от финской фирмы “KA-OK”, занимавшейся авиатехникой, состоявшей на вооружении ВВС Финляндии.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Fokker D-XXI" (3004, Series 3) - комплект фирмы "Pioneer 2", ТурцияВеликобритания, 1990 г.
    Slider

  • Модель Fokker D.XXI от FROG, как и многие другие, пресс-формы для которых были разработаны в первой половине 1960-х гг., сразу может отпугнуть современного коллекционера-моделиста излишней простотой исполнения и минимумом детализации. В комплект первоначально входило 37 деталей: 34 из цветного пластика, 1 деталь остекления и 2 детали прозрачной подставки. Для моделей одесского выпуска подставки отсутствовали не только из экономических соображений — старые “фроговские постаменты” давно не использовались, так как были признаны морально устаревшими, а производство новых Skybase в Советском Союзе решили не начинать, поскольку без них “нововский” комплект стоил дешевле.
     

    Вопреки распространенному мнению о том, что Fokker D.XXI является копией серийного самолёта для ВВС Нидерландов и Дании, “экс-фроговская” модель не так уж проста. Для тех, кто хорошо знаком с историей торговой марки FROG, не составляет секрета, что на заре создания производственной оснастки для пластиковых моделей огромное внимание уделялось именно прототипам реальных самолётов, а не их серийным образцам. Почему именно так? Да потому, что надо было идти в ногу со временем, а не ждать, пока в открытом доступе появятся чертежи наиболее современных образцов авиационной техники. Вот тут напрашивается вопрос — а при чем тут “фоккер”, которому в обед сто лет? А при том, что по сути это тоже прототип…
     

    По всей видимости, в наличии у разработчиков из IMA была пачка фотографий или даже “синьки” чертежей этого истребителя. Съездить в Нидерланды и ознакомиться с реальным самолётам им почему-то не захотелось, поэтому в итоге получился очередной “гибрид” из прототипа с номером FD-322 и серийного самолёта. Больше всего вопросов возникает к передней части фюзеляжа, которая имеет избыточную длину для обоих вариантов. Соответственно, кабина пилота также смещена вперед. Более того, очень своеобразно был выполнен фонарь кабины — на реальных D.XXI его сдвижная часть несколько приподнята вверх, в то время как на модели весь фонарь сужается и уменьшается по высоте к задней части. Впрочем, данная деталь из одесского набора всегда отличалась отвратительным качеством, поэтому именно её стоит заменить в первую очередь.
     

    Другими словами, “экс-фроговский” набор предлагает аж три альтернативных пути:

    1. Собрать “гибрид” без доработок

    2. Собрать прототип — для этого надо немного доработать руль направления, переднюю часть фюзеляжа, кабину пилота и мотокапот.

    3. Собрать серийный истребитель для ВВС Нидерландов — тут объём доработок практически равен пункту 2, но потребуется другой фонарь, немного измененный мотокапот и дополнительный воздухозаборник.
     

    Плюс к этому, было бы весьма кстати нарезать новый внутренний раскрой (на модель он внешний и очень грубый), заменить хвостовое колесо и добавить мелочевки.
     

    С окраской тоже всё не так просто. Комплекты, выпускавшиеся в 1960-е гг. (Е и F2) оснащались инструкцией на один вариант оформления, предполагавший наличие опознавательных знаков межвоенного период и бортового номера 213. Это был второй серийный истребитель с двигателем Bristol “Mercury” VII, переданный в состав ВВС Нидерландов (Luchtvaartafdeling, LVA). В день немецкого вторжения в Голландию самолёты авиагруппы 2.Ja.V.A. базировались на аэродроме Буйкслоот и приняли активное участие в воздушных боях с Luftwaffe. Летавший на этом истребителе лейтенант Фокуин де Грейв в течении 10-го мая заявил об уничтожении 1940 года двух Bf.109E, но спустя несколько дней он сам был сбит.
     

    Кстати, изображение на бокс-арте Fokker D.XXI с трехцветными кокардами на фоне сбитого Ju-87B было некорректным, хотя бы потому, что с октября 1939 года все голландские военные самолёты получили двухцветные черно-оранжевые опознавательные знаки.

    Начиная с 1968-го года и до конца выпуска (J2 и H) количество вариантов оформления увеличилось до двух. Первый из них относился к истребителю с номером 223 и новыми опознавательными знаками. В мае 1940-го года истребитель входил в состав 2-й эскадрильи 1-й истребительной авиагруппы (2 Eskadrille 1.Ja.V.A., эмблема “Три белых мыши”), дислоцированной на авиабазе Де Коой (De Kooy). Летал на этом “фоккере” сержант ван Зуйлен, который существенных боевых успехов не достиг.
     

    Во втором варианте имелись опознавательные знаки для истребителя из состава 12-й тренировочной эскадрильи ВВС Финляндии (TLeLv 12, Ilmavoimat): голубая свастика в белых кругах и номер FR-92. Дата на схеме окраски была указана как июнь 1941-го года, но на самом деле в этом соединении “фоккеры” появились только в июле.

     

    ********

     

    В целом, несмотря на всю примитивность и указанные выше недостатки, эту модель нельзя назвать плохой, поскольку по “геометрии” больших отклонений не наблюдалось. В своё время, именно благодаря своей простоте и невысокой цене, “экс-фроговский” Fokker D.XXI был отличной базой для различного рода экспериментов. Например, не особо опытный моделист, без особых опасений “зарубить дорогущую фирму”, мог сделать из набора одесских деталей любую модификацию этого истребителя, включая варианты с подвесным вооружением, лыжным или убираемым шасси. Для особо дерзких был вариант трансформации Fokker D.XXI в Koolhhoven FK-58\FK-58A – как-никак оба они имели в своей основе проект истребителя для Голландской Ост-Индии.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Сравнение "экс-фроговской" отливки фюзеляжа и фотографии прототипа Fokker D.XXI
    Slider

    Наверх

  • Fokker D.XXI, Koninklijke Luchtmacht, номер 223
    Автор модели — А.Пировских
    “Одесская игрушка”, 1980-е гг.

     

    Fokker D.XXI, Koninklijke Luchtmacht, номер 220
    Автор модели — С.Васюткин
    “Одесская игрушка”, 1980-е гг.

     


  • Ссылки (модель):
    Fokker D.XXI, 1/72 — Frog /Novo без границ (Готово)
    The Airfix Tribute Forum — Frog 1/72 Fokker D.21/D.XXI (F156P)
    Airfix Collecting — The Novo Fokker D.XXI
    UAMF — August’s Pioneer-2 Fokker D.XXI
    Internetmodeler.com — MPM 1/72 Fokker D.XXI ‘Dutch Defender’ By Chris Banyai-Riepl
    Каропка.ру — Fokker D.XXI Hi-Tech (Борис)
    Каропка.ру — Fokker D.XXI Suomi III Sarjan (Борис)
     

    Ссылки (инфо):
    Маленький самолет маленькой страны, или датский Fokker D.XXI
     

    Литература:
    Peter de Jong “Le Fokker D.XXI”. Lela Presse. 2005. ISBN-13:978-2-914017-26-8
    В.Котельников “Фоккер D.XXI” (“Мир Авиации” 1993-03)
    К.-Ф.Геуст “Воздушная мощь маленькой страны” (“Авиация и Космонавтика” 1997-11)
    А.Степанов “Пиррова победа Люфтваффе на Западе” («История Авиации” 2000-03)
    М.Жирохов, М.Морозов “Волонтеры зимней войны” (“АвиаМастер” 2002-05)
    М.Иммельманов “Четыре минуты Йормы Сарванто” (“АвиаПарк” 2009-04)
    Х.Сиропяа “Еще раз о необыкновенной удаче Йормо Сарванто” (“История Авиации” 2000-04)
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639