Fokker D.XXI


  • Несмотря на то, что Fokker D.XXI является самым известным голландским истребителем, с моделями в масштабе 1/72 ему тотально не повезло. И дело даже не в количестве попыток воспроизвести этот самолёт – дело в качестве. За всё время существования индустрии пластиковых моделей из крупных производителей на выпуск модели решились только фирмы FROG и Matchbox.
     

    Пресс-форма от FROG была готова в 1963-м году. Модель получилась коммерчески успешной и, выдержав четыре переиздания, находилась в производстве до 1977-го года. После продажи производственной оснастки Советскому Союзу «фоккер» сначала выпускался на фабрике Одесская игрушка, а затем на одном из российских предприятий. Вероятнее всего, в виду сильного износа, пресс-форма отправилась на свалку в первой половине 2000-х гг.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, А.Алов, Sauron и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Разработка истребителя D XXI была начата в конструкторском бюро фирмы «Фоккер» летом 1935 г. по техническому заданию, выданному штабом авиации армии Голландской Ост-Индии (ныне Индонезии). Новая машина являлась весьма своеобразным типом истребителя, предназначенным для прикрытия с воздуха стратегических объектов на этой обширной территории.
     

    Для решения поставленной задачи конструкторскому коллективу во главе с Э. Шацки очень подошла традиционная для фирмы «Фоккер» смешанная конструкция — сочетание стальных труб, легких сплавов, дерева, фанеры и полотна. Такой подход позволял создать простую в производстве, дешевую и надежную в эксплуатации машину, поскольку большинство технологических и конструкторских решений уже многократно опробовались.
     

    В итоге спроектировали очень «консервативный» моно план с низкорасположенным крылом. Основой фюзеляжа стала ферма, сваренная из труб хромомолибденовой стали закрытая в передней части съемными панелями из легкого сплава «электон», а в задней — обшитая полотном. В передней части фюзеляж имел круглое сечение, в задней — эллиптическое. Кабина летчика располагалась посередине машины отапливалась горячим воздухом и полностью закрывалась прозрачным фонарем из триплекса и плексигласа. Для посадки летчика средняя секция фонаря раскрывалась по продольной оси. и левая часть откидывалась на петлях вниз. В аварийной ситуации ее можно было сбросить совсем. За сиденьем пилота несущая ферма фюзеляжа была развита вверх, образуя противокапотажную раму.

    Крыло трапециевидной формы с округлыми законцовками имело два коробчатых лонжерона из спрюса (орегонской со сны) и фанерные нервюры (часть из них — кессонного типа). Обшивка носка выполнялась из «электона» а дальше — из фанеры. пропитанной бакелитовой смолой (что-то вроде нашей «дельта-древесины»). Крыло несло посадочные щитки и элероны (стальной каркас, обтянутый полотном), крепившиеся к заднему лонжерону На элеронах стояли флеттнеры.
     

    Оперение имело металлический набор и целиком обтягивалось полотном Стабилизатор снизу поддерживали подкосы а сверху он соединялся с килем расчалками. На рулях высоты устанавливались триммеры, а на руле поворота — флеттнер.

    Шасси основного («колониального») варианта D XXI по техническому заданию было неубирающимся. Колеса прикрывались каплевидными обтекателями с небольшой подножкой для механика. Свободнонесущие стойки, тоже капотированные имели масляно пневматические амортизаторы. Разработали и вариант с убирающимся шасси (с гидроприводом) — стойки складывались к оси самолета с укладкой колес в ниши крыла. Хвостовое колесо во всех случаях не убиралось. Оно имело механическую связь с рулем поворота и амортизировалось пакетом резиновых пластин. Для колеса предусматривался каплевидный обтекатель, но смонтировали его лишь на одном из опытных образцов.
     

    На D XXI мог устанавливаться практически любой двигатель мощностью от 600 до 1100 л.с. По заданию предполагался английский мотор воздушного охлаждения Bristol «Mercury» VI-S (645 л с), но конструкторы проработали установку на самолет и других модификаций «Mercury», звеэдообразных двигателей Bristol «Perseus» X, Wright R-1820 «Cyclone», Pratt & Whitney R-1535 «Twin Wasp Junior», Hispano-Suiza 14На, а также рядных V образных Rolls-Royce «Kestrel» IV и Hispano-Suiza 12 Ycrs. Эти моторы должны были вращать различные двух- и трехлопастные винты изменяемого шага. Смещение центра тяжести при разных двигателях компенсировалось изменением емкости переднего (перед кабиной) и заднего (за кабиной) бензобаков Дополнительный бак можно было разместить в левом крыле. Проектом предусматривалось протектирование всех бензобаков.
     

    Не меньше вариантов подготовили по вооружению. «Колониальный» D.XXI должен был нести один 7,92-мм пулемет FN-Browning М3B в фюзеляже (боезапас 500 патронов) и два таких же в крыльях (300 патронов на ствол). Помимо того, существовало еще по крайней мере шесть схем размещения на истребителе двух-четырех пулеметов калибра 7.92 и 12,7 мм или сочетания их с 20-мм пушками Madsen, Oerlikon, Hispano, включая компоновку с установкой моторпушки при использовании двигателя Hispano-Suiza 12Ycre. Например, в проспекте фирмы на Парижском авиасалоне 1938 г. предлагались варианты с 20-мм пушкой в развале цилиндров мотора и четырьмя пулеметами калибра 7.62, 7,5 или 7.69 мм в крыле, с двумя такими пушками в крыле и двумя пулеметами в фюзеляже или двумя 12,7-мм пулеметами над мотором и двумя 7,62-мм в крыле и т.д. Еще больший выбор обеспечивался по приборам, электро- и радиооборудованию.
     

    Первый опытный экземпляр D.XXI с бортовым обозначением FD-322, соответствовавший требованиям задания Ост-Индии, собрали в феврале 1936 г. На нем стоял «Mercury» VI-S, заключенный в удлиненный капот типа NACA с небольшими выштамповками под головки цилиндров, и двухлопастной металлический винт с шагом, изменяемым на земле. Радиостанция и задний бензобак на FD-322 не устанавливались. 27 марта на аэродроме Вельшап под Эйндховеном шеф-пилот фирмы «Фоккер» Эмиль Майнеке совершил на нем первый полет. Истребитель оказался достаточно маневренным, устойчивым, приятным в пилотировании и, несмотря на довольно посредственные летные данные, превзошел основные требования задания.
     

    Однако основной заказчик неожиданно изменил свои планы. Министерство колоний сочло. что более эффективным средством обороны Голландской Ост-Индии станут не истребители, распыленные по сети местной ПВО, а группы бомбардировщиков, способные нанести упреждающий удар. В связи с этим от закупки истребителей временно отказались, а деньги потратили на заказ в США средних бомбардировщиков Martin 139WH. Выгодный заказ на D.XXI «повис в воздухе», но в таком состоянии он находился очень не долго.

    Поскольку ВВС Нидерландов как можно скорее требовался новый истребитель уже 22 июля был облетан первый серийный экземпляр. Постройка заказанных 36 штук завершилось 8 августа 1939 года. Параллельно на фирме велись работы по усовершенствованию «двадцать первого» путем установки на него более мощных двигателей. Рассматривались варианты с Bristol «Hercules», Rolls-Royce «Merlin» или немецким Damler-Benz DB-600, но из-за начавшейся войны все они были отклонены.
     

    К моменту начала гитлеровского «блицкрига» на Западном фронте в голландских ВВС насчитывалось 29 боеготовых «Фоккеров». Они были сведены в три эскадрильи: 1-ю, размещенную на авиабазе Де-Коой, 2-ю, базирующуюся на столичном аэродроме Шипхол, и 5-ю — в Гааге.
     

    К 14 мая в авиагруппе осталось пять самолетов. В тот день, вылетая на задание, пилоты уже в воздухе получили радиосообщение о капитуляции Голландии. Они вернулись на аэродром и сожгли свои «Фоккеры». По немецким данным потери люфтваффе в воздушных боях с голландскими «Фоккерами» составили 32 самолета.
     

    Тем временем «Фоккер» уже удалось существенно продвинуться в области экспортных поставок. 18 ноября 1936 г. финское правительство обратилось с просьбой продать семь D.XXI и предоставить лицензию на изготовление 14 истребителей. 7 мая 1937 г. был подписан контракт, а 15 июня его дополнили лицензией еще на 21 самолет. Финских специалистов привлекла в первую очередь технологическая простота машины, для производства которой не требовалось дорогого оборудования, сложной оснастки и большого количества высококвалифицированных специалистов. Она вполне подходила для освоения маломощным авиазаводом VL (Valtlonlentokonetehdas) в Тампере.

    С начала 1939 года финны развернули лицензионную постройку D.XXI на государственном авиазаводе «Валтион Лентокотенендас» в Тампере. При этом они внесли в конструкцию машин дальнейшие изменения. Вместо одинарного подкоса крепления стабилизатора установили двойной V-образный. На закабинном гаргроте появилась дополнительная прямоугольная прозрачная панель для улучшения обзора задней полусферы. Несколько изменился и верхний узел подвески руля поворота. Такими характерными деталями отличались истребители с номерами FR-83 — FR-117. Последний из них покинул сборочный цех 27 июля 1939 года.

    К лету 1940 года Финляндия осталась единственной страной, имеющей на вооружении D.XXI. Чуть больше двадцати изрядно потрепанных машин были сведены в авиагруппу LeLv 32. Из-за выского износа силовых установок и отсутствия запасных частей было принято решение заменить британские «Mercury» на амриканские Pratt & Whitney «Twin Wasp Junior». Попутно в конструкцию внесли еще ряд изменений: установили два дополнительных крыльевых пулемета и бронеспинку сиденья, улучшили обзор из кабины, полностью застеклив гаргрот, увеличили площадь руля поворота. Все это привело к дальнейшему росту массы машины и, следовательно, к ухудшению летных характеристик. Максимальная скорость понизилась на 22 км/ч при удудшении горизонтальной маневренности. От всех достоинств исходного варианта остались только простота управления, высокая выносливость и неприхотливость в обслуживании. Тем не менее, к июню 1941-го было построено 50 экземпляров истребителя. Кроме того, в 1942-м году была предпринята попытка установки убираемого шасси на самолёт с номером FR-167.

    До конца боевых действий общие (боевые и не боевые) безвозвратные потери среди «двадцать первых» составили 39 машин. Последние пять фирнских «Фоккеров» были построены для частичного восполнения потерь за месяц до подписания перемирия — в августе 1944-го. Последние самолёты этого типа были сданы на слом только в 1952-м году.
     

    К весне 1940 года датчане построили 10 «фоккеров», один из которых оснастили 20-миллиметровыми пушками «Мадсен» в гондолах под крыльями. Вместе с двумя машинами голландского производства они базировались на аэродроме Фаэрлозе, под Копенгагеном, где была сосредоточена вся немногочисленная датская авиация. 9-го апреля 1940-го года в 4.30 утра датские ВВС фактически перестали существовать. Из двенадцати «фоккеров» девять были уничтожены, остальные — серьезно повреждены. В боевых условиях был сбит всего один Fokker C-V, в то время как D.XXI просто не успели подняться в воздух.
     

    Пожалуй, самой загадочной страницей в биографии машины является история так называемых «испанских фоккеров». Известно, что несколько самолетов (в различных источниках приводятся разные цифры — от двух до шести) каким-то образом попали в республиканскую Испанию во время гражданской войны с франкистами. Однако нет никаких данных о том, как эти самолеты оказались за Пиренеями, и какова была их дальнейшая судьба. В архивах фирмы «Фоккер» нет и намека на продажу истребителей испанскому правительству. Голландия строго соблюдала запрет, наложенный Лигой наций на поставки вооружений в Испанию. В то же время в испанских документах упоминается D.XXI с двигателем «Райт-Циклон» (под таким названием у испанцев проходила и советская копия этого мотора — М-25).
     

    Модификации:

    D.XXI-1 — вариант с 645-сильным двигателем Bristol «Mercury» VI-S. 1936 г.

    D.XXI-2 — вариант с 760-сильным двигателем Bristol «Mercury» VIII. Вариант для ВВС Голландии и Финляндии. 1937 г.

    D.XXI-3 — вариант с 760-сильным двигателем Bristol «Mercury» VIII. Вариант с вооpужением в каплеобразных обтекателях. Построено 38 самолётов для ВВС Финляндии. 1939 г.

    D.XXI-4 — вариант с 1050-сильным двигателем Pratt & Whitney R-1535 «Twin Wasp Junior». Поставлено 50 самолётов с вооружением в крыле. 1941 г.

    D.XXI-5 — вариант с 920-сильным двигателем Bristol «Pegasus» X. Последняя партия из пяти финских машин, 1944 год.

    D.XXI-E1 — вариант с 760-сильным двигателем Bristol «Mercury» VIII. Экспериментальный вариант с резко выраженным сужением крыла к концу. 1938 г.

    D.XXI — испанский вариант с советским двигателем М-25. Предположительно переоборудовано несколько истребителей, включая самолёт с бортовым кодом CF-6. 1938 г.

    D.XXI — датская лицензиозная модель с 760-сильным двигателем Bristol «Mercury» VIII. Самолёт с номером J-42 голландской постройки был оснащен двумя 20-мм подкрыльевыми пушками Madsen. 1939-40 гг.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Fokker D.XXI - первый прототип с номером FD-322, 1936 г.
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма от FROG для пластиковой модели в масштабе 1:72 появилась в 1963 году. Судя по всему, «фроговская» разработка стала первой в своём классе и, на какое-то время, безальтернативной на модельном рынке. Хронология её существования была следующей:

    156P – упаковка типа Е, Blue Series, 1963-1965 гг.

    F156 – упаковка типа F2, Black Series, 1965-1969 гг., суммарно с 156Р выпущено 160.000 комплектов

    F223F – упаковка типа J2, Black Series, 1968-1974 гг., выпущено 280.000 комплектов

    F156 – упаковка типа H1, Blue Series, 1974-1975 гг., выпущено 25.000 комплектов

    F223 – упаковка типа H2, Black Series, 1976-1977 гг., выпущено 35.000 комплектов
     

    В дополнение к этому, в 1964 году некоторое количество моделей Fokker D.XXI, предназначавшихся для реализации на территории США, было выпущено в упаковке от Air Lines.
     

    Комплекты, выпускавшиеся в 1960-е гг. (Е и F2) оснащались инструкцией на один вариант оформления, предполагавший наличие опознавательных знаков межвоенного период и бортового номера 213. Это был второй серийный истребитель с двигателем Bristol «Mercury» VII, переданный в состав ВВС Нидерландов (Luchtvaartafdeling, LVA). В день немецкого вторжения в Голландию самолёты авиагруппы 2.Ja.V.A. базировались на аэродроме Буйкслоот и приняли активное участие в воздушных боях с Luftwaffe. Летавший на этом истребителе лейтенант Фокуин де Грейв в течении 10-го мая заявил об уничтожении 1940 года двух Bf.109E, но спустя несколько дней он сам был сбит.
     

    Кстати, изображение на бокс-арте Fokker D.XXI с трехцветными кокардами на фоне сбитого Ju-87B было некорректным, хотя бы потому, что с октября 1939 года все голландские военные самолёты получили двухцветные черно-оранжевые опознавательные знаки.

    Начиная с 1968-го года и до конца выпуска (J2 и H) количество вариантов оформления увеличилось до двух. Первый из них относился к истребителю с номером 223 и новыми опознавательными знаками. В мае 1940-го года истребитель входил в состав 2-й эскадрильи 1-й истребительной авиагруппы (2 Eskadrille 1.Ja.V.A., эмблема «Три белых мыши»), дислоцированной на авиабазе Де Коой (De Kooy). Летал на этом «фоккере» сержант ван Зуйлен, который существенных боевых успехов не достиг.
     

    Во втором варианте имелись опознавательные знаки для истребителя из состава 12-й тренировочной эскадрильи ВВС Финляндии (TLeLv 12, Ilmavoimat): голубая свастика в белых кругах и номер FR-92. Дата на схеме окраски была указана как июнь 1941-го года, но на самом деле в этом соединении «фоккеры» появились только в июле.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Fokker D21 Foghter" 156P - верхняя часть упаковки типа Е, FROG, 1963-1965 гг.
    Slider

    Наверх

  • С учетом того, что выпуск модели Fokker D.XXI под логотипом FROG продолжался до 1977 года включительно, порядком изношенная пресс-форма прибыла в Советский Союз далеко не в первых рядах. После испытаний в Москве производство было налажено на фабрике Одесская игрушка, а в каталоге Novo Toys Ltd модель появилась d 1980 годe под номером 78101.
     

    Тем не менее, предприятие в Одессе то ли «раскачивалось» слишком долго, то ли пресс-формы прибыли с большим опозданием, но факт остается фактом — на экспорт не было отгружено ни одного комплекта отливок. Есть неподтвержденная информация о том, что британская сторона успела напечатать небольшую партию полиграфии, но редакция сайта Retromodels.ru пока не располагает оригиналами. Реконструкции коробки, инструкции и декали Novo вы можете посмотреть на сайте novokits.ru. Вероятнее всего, представители фирмы Novo смогли получить только тестовые московские изделия.
     

    На внутренний рынок Fokker D.XXI поставлялся в картонной коробке с собственным рисунком под названием «Сборная модель самолёта Фоккер Д-21». В комплекте шли «липкие аппликации» для ВВС Голландии, которые являлись своеобразным «переосмыслением» фирменной декали. Если не считать определённого количества облоя, что было естественно для всех пластиковых моделей советского производства, качество отливок можно было считать хорошим.
     

    Вместе с тем, цена на модель одесского производства для обычного потребителя была, по советским меркам, довольно «кусачей» — 1 рубль 50 копеек. Для сравнения, минские модели стоили по 50-90 копеек, бакинские — 50-90 копеек, большая часть донецких — до 1 рубля.
     

    Судя по всему, производство в Украине продолжалось как минимум до 1996 года, когда эту модель можно было встретить в упаковке от фирмы Хобби. Новая коробка предполагала два варианта оформления: ВВС Испании (республиканцы, номер CF-6, 1938 г.) и ВВС Финляндии (FR-104, 1944 г.).
     

    Также в 1990-е гг. одесские отливки появились в продаже под логотипом польской фирм Intech, а в 2000-м году очередную перепаковку сделала украинская Siga Model. На данный момент сведения и местонахождении и состоянии пресс-формы отсутствуют.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Fokker D.21 - Single Seat Fighter" Cat.No.78101 - в таком виде на интернет-аукционах часто продают "экспортные комплекты Novo образца 1980 года". Фактически на снимке представлены отливки более позднего выпуска, а полиграфия коробки является репликой, купленной на eBay у продавца с Украины. Декаль - частичная цифровая реконструкция.
    Slider

    Наверх

  • «Экс-фроговская» модель Fokker D.XXI, как и многие другие, пресс-формы для которых были разработаны в первой половине 1960-х гг., сразу может отпугнуть современного коллекционера-моделиста излишней простотой исполнения и минимумом детализации. В комплект первоначально входило 37 деталей: 34 из цветного пластика, 1 деталь остекления и 2 детали прозрачной подставки. Модели одесского выпуска подставкой не снабжались.
     

    Вопреки распространенному мнению о том, что Fokker D.XXI является копией серийного самолёта для ВВС Нидерландов и Дании, «экс-фроговская» модель не так уж проста. Для тех, кто хорошо знаком с историей торговой марки FROG, не составляет секрета, что на заре создания производственной оснастки для пластиковых моделей огромное внимание уделялось именно прототипам реальных самолётов, а не их серийным образцам. Почему именно так? Да потому, что надо было идти в ногу со временем, а не ждать, пока в открытом доступе появятся чертежи наиболее современных образцов авиационной техники. Вот тут напрашивается вопрос — а при чем тут «фоккер», которому в обед сто лет? А при том, что по сути это тоже прототип…
     

    По всей видимости, в наличии у разработчиков из IMA была пачка фотографий или даже «синьки» чертежей этого истребителя. Съездить в Нидерланды и ознакомиться с реальным самолётам им почему-то не захотелось, поэтому в итоге получился очередной «гибрид» из прототипа с номером FD-322 и серийного самолёта. Больше всего вопросов возникает к передней части фюзеляжа, которая имеет избыточную длину для обоих вариантов. Соответственно, кабина пилота также смещена вперед. Более того, очень своеобразно был выполнен фонарь кабины — на реальных D.XXI его сдвижная часть несколько приподнята вверх, в то время как на модели весь фонарь сужается и уменьшается по высоте к задней части. Впрочем, данная деталь из одесского набора всегда отличалась отвратительным качеством, поэтому именно её стоит заменить в первую очередь.
     

    Другими словами, «экс-фроговский» набор предлагает аж три альтернативных пути:

    1. Собрать «гибрид» без доработок

    2. Собрать прототип — для этого надо немного доработать руль направления, переднюю часть фюзеляжа, кабину пилота и мотокапот.

    3. Собрать серийный истребитель для ВВС Нидерландов — тут объём доработок практически равен пункту 2, но потребуется другой фонарь, немного измененный мотокапот и дополнительный воздухозаборник.
     

    Плюс к этому, было бы весьма кстати нарезать новый внутренний раскрой (на модель он внешний и очень грубый), заменить хвостовое колесо и добавить мелочевки.
     

    В целом же, несмотря на всю примитивность и указанные выше недостатки, эту модель нельзя назвать плохой, поскольку по «геометрии» больших отклонений не наблюдалось. В своё время, именно благодаря своей простоте и невысокой цене, «экс-фроговский» Fokker D.XXI был отличной базой для различного рода экспериментов. Например, не особо опытный моделист, без особых опасений «зарубить дорогущую фирму», мог сделать из набора одесских деталей любую модификацию этого истребителя, включая варианты с подвесным вооружением, лыжным или убираемым шасси. Для особо дерзких был вариант трансформации Fokker D.XXI в Koolhhoven FK-58\FK-58A – как-никак оба они имели в своей основе проект истребителя для Голландской Ост-Индии.
     

    В качестве альтернативы на сегодняшний день можно приобрести модели Fokker D.XXI от таких фирм, как Matchbox, МРМ, Pioneer 2 и Special Hobby, хотя по уровню исполнения и детализации последние три не лучше «экс-фрога», поскольку изготовляются по технологии short-run.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Сравнение "экс-фроговской" отливки фюзеляжа и фотографии прототипа Fokker D.XXI
    Slider

    Наверх

  • Fokker D.XXI — автор С.Васюткин

     


  • Ссылки (модель):
    Fokker D.XXI, 1/72 — Frog /Novo без границ (Готово)
    The Airfix Tribute Forum — Frog 1/72 Fokker D.21/D.XXI (F156P)
    Airfix Collecting — The Novo Fokker D.XXI
     

    Ссылки (инфо):
    Маленький самолет маленькой страны, или датский Fokker D.XXI
     

    Литература:
    Peter de Jong «Le Fokker D.XXI». Lela Presse. 2005. ISBN-13:978-2-914017-26-8
    В.Котельников «Фоккер D.XXI» («Мир Авиации» 1993-03)
    К.-Ф.Геуст «Воздушная мощь маленькой страны» («Авиация и Космонавтика» 1997-11)
    А.Степанов «Пиррова победа Люфтваффе на Западе» («История Авиации» 2000-03)
    М.Жирохов, М.Морозов «Волонтеры зимней войны» («АвиаМастер» 2002-05)
    М.Иммельманов «Четыре минуты Йормы Сарванто» («АвиаПарк» 2009-04)
    Х.Сиропяа «Еще раз о необыкновенной удаче Йормо Сарванто» («История Авиации» 2000-04)
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639