Fairey “Gannet” AS.Mk.1\Mk.4

  • Кто бы мог подумать, что появившаяся в 1956-м году пластиковая модель Fairey “Gannet” от фирмы FROG не только переживет свой реальный прототип, но будет сохранять коммерческий успех на протяжении почти 40 лет! Такой «выстрел в яблочко» удался по нескольким причинам, среди которых можно выделить две — это высокое (даже по сегодняшним меркам) соответствие геометрическим размерам в масштабе 1:72, а также безудержное стремление фирм-конкурентов «наклепать» побольше моделей более знаменитых самолётов. Всё это в итоге высвободило нишу для «фроговского Гэнита», а также позволило ему оставаться безальтернативным вплоть до начала 2000-х гг.
     

    Не менее интересный факт заключается в том, что после продажи пресс-формы Советскому Союзу, только на экспорт было поставлено около 25.000 отливок, а внутри страны Fairey “Gannet” имел тиража намного превышающий 100.000 экземпляров. Этой модели удалось пережить все невзгоды и сейчас она выпускается фирмой ARK Models. О ее современном издании с дизайном по мотивам Novo повествует раздел «Наши дни».
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С. Васюткин, А. Алов, компания ARK Models в лице А. Диментова, Sauron и С. Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • На протяжении первой половины двадцатого века для борьбы с подлодками использовались переоборудованные бомбардировщики, торпедоносцы, гидросамолеты и даже истребители. Эффективность их действий была невысока. С началом холодной войны советские ВМС начали массово вооружаться субмаринами и перед странами НАТО остро встал вопрос борьбы с ними. Потребовались специализированные палубные самолеты способные на длительное пребывание в воздухе, оснащенные радаром и эффективными средствами поражения подводных лодок.
     

    В конце 1945-го английское Адмиралтейство выдало трем своим поставщикам — фирмам Blackburn, Fairey и Short спецификацию на новый противолодочный самолет. Первый и наиболее удачный прототип четырьмя годами позднее представила Fairey. Уже в 1950 начались испытания с посадкой на палубу, окончательно в серию самолет пошел в 1952 г под именем “Gannet” — по-английски так называется морская птица северная олуша, парящая над волнами и камнем пикирующая на свою добычу на глубину до 15 метров.
     

    В отличие от первых опытных машин экипаж серийных образцов увеличился с двух до трех человек — к пилоту и оператору РЛС добавился размещенный в отдельной кабине в задней части фюзеляжа наблюдатель. Дальность и надежность полета обеспечивала установка двух спаренных турбовинтовых двигателей, вращавших соосные винты большого диаметра. Один из моторов мог отключаться из соображений экономии топлива, держаться в воздухе при этом машина могла без проблем, и время полета доходило до 5-6 ч.

    Интересно был решен вопрос с размещением самолета в ангарах старых авианосцев — для уменьшения стояночных габаритов крыло складывалось в двух местах, напоминая в сечении букву Z.
     

    Самолет нес три 115-килограммовых глубинных бомбы или две торпеды в бомбовом отсеке, а также 16-24 76 мм НАР под крылом, что позволяло эффективно бороться с дизель-электрическими подлодками 50-х годов, стрелковое вооружение не устанавливалось.

    За все годы службы “Gannet” не довелось поучаствовать в реальном бою, хотя, на заре карьеры такой случай мог предоставиться. Осенью 1956 года в восточном Средиземноморье произошло то, что в Англии и Франции называли «операцией «Мушкетёр», в Советском Союзе — «империалистической агрессией против Египта», а во всем остальном мире — «Суэцким кризисом».
     

    В ответ на национализацию Египтом Суэцкого канала, ранее принадлежащего англо-французской компании, англичане и французы высадили парашютный десант и за два дня с боями захватили зону канала. Правда, вскоре им пришлось уйти оттуда под нажимом ООН.

    Незадолго до операции британская разведка получила известие, что в Египет из СССР прибыло несколько субмарин. Для противодействия этой угрозе планировалось использовать “Gannet” из No.812 Squadron с авианосца “Eagle”. Но вскоре выяснилось, что египетские экипажи еще только приступили к обучению и заступить на боевое дежурство они не готовы. Ставшие ненужными самолеты на Мальте заменили эскадрильи ударных “Sea Venom”.
     

    В 1958 году “Gannet” из No.847 Squadron, базировавшегося на принадлежавшем еще Британской империи острове Кипр, использовались для патрулирования над Средиземным морем с целью недопущения тайного подхода к острову турецких и греческих судов с оружием и снаряжением для борющихся с со властью метрополии повстанцев. Никаких других эпизодов, которые можно хоть в какой-то мере отнести к боевым, в послужном списке героя нашего рассказа упомянуть более нельзя.
     

    Самолет, хоть и в скромных количествах, поставлялся и на экспорт — 18 штук купила Индонезия, 15 отправили в состав морской авиации ФРГ и еще 35 приобрела Австралия. Общий выпуск, считая прототипы, составил 349 экземпляров, но долгой службы в рядах ВМС ни одной из стран стран-эксплуатантов не состоялось — стремительный технический прогресс привел к массовому производству атомных подлодок, месяцами бороздивших глубины океанов без всплытия на поверхность. Против такой техники “Gannet” с его устаревшей РЛС “Ferranti” и гидроакустическими буями был бессилен. В 1966-67 гг. самолеты были сняты с вооружения почти повсеместно, только Индонезия продолжала их использование до 1969-го года.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Fairey "Gannet" - прототип с серийным номером VR546
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма для модель Fairey “Gannet” была разработана одной из первых и появилась в 1956 году. Оперативность, с которой фирма Frog выпускала модели в этот период просто впечатляла, поскольку на вооружение FAA самолёт модификации AS.Mk.1\Mk.4 поступил в 1955 году.
     

    В период с 1956-го по 1964-й год модель продавалась под индексом 331P в упаковке типа С1. Декаль предусматривала только один вариант для FAA (Fleet Air Arm – морская авиация Великобритании).
     

    После ревизии 1964-го года индекс сменился на F164, но упаковка и комплектность остались прежними. В этом плане интересно, что “Gannet” избежал участи быть упакованным в коробки типа Е, которые были стандартными для моделей Frog в 1963-1964 гг. В общей сложности было собрано таких 30000 комплектов, но уже в следующем году упаковка сменилась тип F1, войдя в списки Red Series (“Красная серия” каталогов FROG). Вплоть до 1970 года включительно было выпущено 100.000 таких комплектов.
     

    Параллельно с ними, в течении 1965-1968 гг. тиражом 20.000 экземпляров выпустили серию Inside Story. Индекс сменился на F145, а упаковка на тип S. Помимо самой модели серия Inside Story включала буклет с историей самолёта.
     

    Очередная ревизия моделей FROG была произведена в 1969-1970 гг., в ходе которой упаковки типа F1 заменили на G1. Индекс также изменился на F228. Кроме того, Fairey “Gannet” получил новую декаль на два варианта – для FAA (Fleet Air Arm — авиация ВМС Великобритании) и Bundesmarine (авиация ВМС ФРГ). Вплоть до 1973 года включительно выпустили 120.000 комплектов данного типа, но и это был не предел!
     

    В то время как ещё шестью годами ранее все модели разработанные фирмой Frog в середине 1950-х гг. были сняты с производства как устаревшие, Fairey “Gannet” продолжали штамповать многотысячными тиражами. Последняя серия в упаковке типа H1 была выпущена в 1974-1975 гг. в количестве 20000 экземпляров. Таким образом, за всю историю фирмы FROG модель Fairey “Gannet” AS.Mk.1\Mk.4 оказалась самой долгоживущей.
     

    Разумеется, не обошлось без перепаковок. Модель Fairey “Gannet” AS.Mk.1\Mk.4 оказалась настолько востребованной, что в течении 1950-1960-х гг. нашла себе сразу четырех новых «хозяев»: Lincoln International, Air Lines, Hasegawa\Frog и UPC.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Fairey Gannet" 331P - верхняя часть упаковки типа C1, FROG, 1956-1964 гг.
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма на Fairey “Gannet” оказалась в числе общего списка, утвержденного для поставки в СССР. Производство модели было развернуто на Донецкой фабрике игрушек и с небольшими перерывами продолжалось до 2006 года включительно. На внутренний рынок она поставлялась под коробочным названием “Сборная модель самолёта Ф228”, хотя зачастую коробка вообще отсутствовала как таковая. Декаль предусматривала два варианта:

    Fairey “Gannet” AS.Mk.4 — XA321\293, 815 Sqn.FAA (815 эскадрилья авиации ВМС Великобритании), HMS «Ocean», 1956

    Fairey “Gannet” AS.Mk.4 — UA109\09, Bundesmarine, MFG 1 «Zeppelin»(1-й полк авиации ВМС ФРГ), 1958
     

    Цена на “Сборную модель самолёта Ф228” была более чем демократическая – всего 55 копеек, причем держалась она до 1991-го года. Единственное, что смущало рядового моделиста, так это огромное количество облоя, который сопутствовал практически всем «экс-фроговским» моделям того периода.
     

    После развала СССР модель продолжали делать на ДЗИ, но объёмы производства были уже несколько скромнее. Отливки было выгоднее продавать за рубеж, но на «дрова» позарилась только фирма Revell, начавшая перепаковывать донецкие отливки в 1996-м году. Кстати, в Донецке для Fairey “Gannet” всё же успели разработать новую коробку.
     

    Интересный факт!
    Второе дыхание дал этой модели конверсионный набор, выпускающийся фирмой «Airmodel». Две половинки фюзеляжа, сделанные по ваку-технологии, позволяют превратить AS.Mk.4 в Fairey Gannet AEW 3, «изюминкой» которого был подфюзеляжный радар и одноместная кабина пилота. Стоит такой набор 5 евро (на 2017-й год).

    В конце 1990-х гг. пресс-форма перешла к фирме Eastern Express (Восточный Экспресс), которая изменила упаковку и инструкцию, но не выполнила реконструкцию пресс-форм.
     

    После этого, в 2007-м году, Fairey “Gannet” оказался у компании ARK Models, войдя в 2017 г в новую «историческую» серию, основанную на дизайне Novo. Все интересные подробности этого издания описаны в разделе «Наши дни»

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Fairey Gannet Mk.1 or Mk.4 Anti-submarine striker" Cat.No.76024 - экспортный "лепесток" Novo, 1978-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Итак, пройдя долгий и извилистый путь, спираль истории «Gannet» сделала очередной виток и подарила нам комплект, являющийся трибьютом ARK Models фирмам FROG и Novo. Наряду с прочими моделями, выпускавшимися ДЗИ, «Gannet» получил новую коробку в классическом стиле, содержащую на лицевой стороне кроме «фроговоского» бокс-арта, миниатюры старых коробок, включая раннюю С1 периода 1956-1965 гг! Подобный набор был предоставлен нам для ознакомления, за что коллектив сайта выражает признательность компании ARK Models.

    Внутри коробки находится пакет с отливками, инструкция старого образца, за основу которой взят макет Восточного Экспресса, а также основанная на дизайне Novo цветная схема окраски на отдельном листе и традиционно качественная декаль. Прототипы, само собой, следующие:

    Fairey “Gannet” AS.Mk.4 № XA321\293, 815 эскадрилья с британского авианосца HMS «Ocean», 1956

    Fairey “Gannet” AS.Mk.4 № UA109\09 из состава авиации флота ФРГ.

    Ознакомившись с полигафией, перейдем непосредственно к деталям. Модель, как и прочие современные, производится из качественного полистирола серого цвета, достаточно прочного и удобного в обработке. По поводу качества отливок можно сделать следующие выводы — активная эксплуатация оснастки на протяжении уже 60 лет дает о себе знать тонким слоем облоя по периметру мелких деталей, но геометрия и расшивка, к счастью, в полном порядке. Остается только благодарить фирму FROG, изготавливавшую свои пресс-формы из очень качественной стали. Радует качество остекления, не только гладкого и прозрачного, но и сохранившего четкий переплет.

    Резюмируя, можно сказать, что сборка модели «из коробки», по-прежнему, не составляет особого труда и доступна человеку с любым уровнем навыков, а непривычная внешность самолета всегда будет обращать на себя внимание. Низкая же цена набора оставляет широкое поле для экспериментов, в частности, при некотором желании, можно выполнить «Gannet» как в стояночном варианте со сложенными крыльями, так и в полете с раскрытым бомболюком. В любом случае, знакомство с «динозавром», пришедшим из «юрского периода» истории пластиковых моделей будет интересным и запоминающимся!

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Противолодочный самолет "Ганнет" Mk.1/Mk.4\ Fairey Gannet Mk.1 or Mk.4 Anti-submarine striker (Cat.No. 72024) - верхняя часть упаковки фирмы ARK Models в стиле Novo, 2018 г.
    Slider

    Наверх

  • Рассуждать на тему того, получилась у Frog модель Fairey “Gannet” или нет, по меньшей мере кощунственно. На фоне остальных моделей того же периода общая геометрия получилась на достаточно высоком уровне, детализация также находится на уровне своих современников, но стандарты на нее с тех пор сильно изменились 🙂

    Интерьер обеих кабин представлен в виде голов экипажа, а ниши для шасси выполнены глухими (отмечены только посадочные места). Основные стойки шасси отливались воедино с со щитками, а для передней стойки в выпущенном положении они отсутствовали вовсе. Кроме того, “советская” версия отличалась загнутыми назад лопастями воздушных винтов. Впрочем, при всех указанных нюансах, модель собиралась крайне легко и в покрашенном виде она смотрелась весьма эффектно.
     

    Очень долгое время модель Fairey “Gannet” AS.Mk.1\Mk.4 от Frog\Novo оставалась единственной на рынке, что в отсутствии альтернативы делало её вдвойне уникальной. Впрочем, это не мешало «настоящим моделистам» считать донецкие отливки «дровами» и дружно «обосревать» модель на интернет-сайтах и форумах. На данный момент хорошую, но гораздо более дорогую альтернативу, предлагают фирмы Trumpeter и Revell, причем вторая сподобилась выпустить сразу два варианта (AS.Mk.1\Mk.4 и T.5). Разумеется, качество отливок и детализация не идет в сравнение с FROG – слишком уж велика разница в периоде создания пресс-форм.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Сборная модель самолёта Ф228" - цветовая гамма отливок ДЗИ, серый пластик, середина 1980-х гг.
    Slider

    Наверх

  • Fairey «Gannet» AS.4 (Marineflieger) — автор С.Васюткин

     

  • Ссылки (модель):
    frogmodelaircraft.co.uk — Fairey Gannet a Tribute
    esm.wikia.com — Eastern Express 1/72 72266 Fairey Gannet Mk.1
    FIGHTERS! — Fairey Gannet AS 1/4, Frog-Triang, 1/72, 1956
     

    Ссылки (инфо):
    FAAAA — The Fairey Gannet – ASW Warrior
    Warpaint Series No.23 Fairey Gannet
    HMS Sanderling — RNAS Abbotsinch (Photos by Neil Aird © and Gordon Macadie ©)
    ADF-SERIALS — RAN N3 Fairey Gannet AS.1 & T.2
     

    Литература:
    Г.Минский «Королевский пеликан. Палубный противолодочный самолет Фэйри «Гэнит»» («АвиаМастер» 2000-04)
    М.Жирохов, А.Котлобовский «Небесные войны Индонезии» («АвиаМастер» 2003-03)
    T.Buttler «Anti-submarine insurance» («Air Enthusiast» 2003-05)
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639