Bristol «Beaufort» Mk.II\Mk.VIII


  • Из всех «наследников» британского бомбардировщика Bristol “Blenheim” наименее известным на пост-советском пространстве является торпедоносец Bristol “Beaufort” — в году существования СССР про него лишь вскользь упоминалось в журналах технической тематики, а зарубежные печатные издания были доступны далеко не всем. Тем не менее, именно “Beaufort” считался одной из лучших машин в своем классе, а его служба на в составе Королевских ВВС Австралии продолжалась вплоть до завершения 2-й мировой войны.
     

    Среди крупных модельных фирм “Beaufort” также не пользовался особой популярностью и фирма FROG оказалась первой, кто сделал пластиковую модель этого торпедоносца в масштабе 1:72. В коммерческом плане разработка оказалась очень удачной, но с чертежами «фроговский Бофорт» совершенно не дружил.
    После продажи Советскому Союзу пресс-форма долгое время находилась на хранении и только в 1991-м году было начато серийное производство. К сожалению, высокая степень изношенности оснастки и постоянные нарушения технологического процесса привели к тому, что уже в середине 1990-х гг. выпуск “Beaufort” был прекращен.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам А.Алов и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • В соответствии со спецификацией, выданной Министерством Авиации в 1935 году, фирмы Bristol и Blackburn приступили к разработке двухмоторного дневного бомбардировщика-торпедоносца. Фирма Bristol первоначально представила проект на базе бомбардировщика «Blenheim», в то время как конкуренты разработали абсолютно новую конструкцию. Оба проекта были одобрены МА, но со временем явный приоритет получила фирма Bristol, сумевшая в более короткий срок справиться с заданием.
     

    Проект под обозначением Type 150 во многом соответствовал серийному бомбардировщику «Blenheim», но его конструкция была доработана под торпедную подвеску и установку более мощных двигателей. Повторное рассмотрение состоялось в ноябре 1935 года, после чего были внесены новые изменения. В частности, было внесено требование увеличить экипаж до 4-х человек. Модернизированный проект получил обозначение Type 152 к которому впоследствии прибавилось название “Beaufort”.
     

    Многие элементы конструкции по-прежнему заимствовались от «Blenheim», но во многом «Beaufort» был уже новой машиной. По схеме самолёт представлял собой свободнонесущий моноплан с крылом среднего расположения и однокилевым оперением. Фюзеляж был значительно доработан, что позволило не только подвешивать торпеду, но и ввести новую компоновку мест экипажа. В передней кабине с большой площадью остекления размещался бомбардир. За ним, чуть выше, оборудовали кабину для пилота и штурмана, которые сидели плечом к плечу. В турельной установке, расположенной за гарготом, находился стрелок. Изначально планировалось, что «Beaufort» получит радиальные двигатели Bristol «Perseus», но уже на начальной стадии проектирование стало понятно, что при увеличенной по сравнению с «Blenheim» взлётной массе самолёт не сможет показать расчетных характеристик. Вместо них было предложено использовать двигатели Bristol «Taurus» большей мощности, но менее надежные в эксплуатации.
     

    Финальные проект «Beaufort» был одобрен в августе 1936 года, одновременно с заключением контракта на сборку первых 78 машин. Тем не менее, из-за большой загрузки другими проектами, первый прототип «Beaufort» смог подняться в воздух только 15-го октября 1938 года. Испытания показали, что опытный образец требует значительного количество доработок, которые были применены на серийной модификации «Beaufort» Mk.I.
     

    Новые бомбардировщики-торпедоносцы были приняты на оснащение частей Берегового Командования в январе 1940 года. Первый боевой вылет «Beaufort» из 22-го эскадрона провели в ночь с 15 на 16 апреля 1940 года, совершив постановку мин. Тем не менее, проблемы с двигателями «Taurus» оказались настолько значительными, что уже в мае самолёты временно вывели из эксплуатации.
     

    Тем временем интерес к «Beaufort» проявила Австралия, которая тогда являлась британским доминионом. Первые 20 машин были получены в 1939 году, что совпало с мнением австралийского правительства о возможности развертывания их серийного выпуска на собственных производственных мощностях. Зная о проблемах с британскими моторами австралийскими инженерами была разработана модификация с американскими двигателями Pratt & Whitney «Twin Wasp».
     

    Первый самолёт австралийской постройки, получивший обозначение «Beaufort» Mk.V, впервые поднялся в воздух в мае 1941 года. В дальнейшем было разработано ещё несколько модификаций, в основном различавшихся только типом силовой установки. Начиная с лета 1942 года австралийские «Beaufort» широко применялись в боях на Тихом океане и были выведены из частей первой линии только после войны. В период с 1941 по 1944 гг. серийно выпускались следующие модификации:

    «Beaufort» Mk.V – вариант с двигателями Pratt & Whitney «Twin Wasp» S3C4-G и увеличенной площадью крыла, сравнительно с Mk.I. Построено 50 самолётов;

    «Beaufort» Mk.VA – модернизированный вариант Mk.V. Построено 30 самолётов;

    «Beaufort» Mk.VI – вариант аналогичный Mk.V, но с двигателями «Twin Wasp» S1C3-G и воздушными винтами Curtiss. Построено 60 самолётов;

    «Beaufort» Mk.VII – вариант аналогичный Mk.VI, но с воздушными винтами Hamilton. Построено 40 самолётов;

    «Beaufort» Mk.VIII – модернизированный вариант Mk.VII с двигателями «Twin Wasp» S3C4-G, дополнительными топливными баками и навигационной системой Loran. Построено 520 самолётов;

    «Beaufort» Mk.IX – транспортный вариант, в который переделывали более ранние модификации. В общей сложности было переоборудовано 46 самолётов, на которых отсутствовала турель и часть военного снаряжения.
     

    Успешный австралийский опыт побудил МА заимствовать идею с использованием американских двигателей, что привело к появлению модификации «Beaufort» Mk.II. Соответствующие доработки были проведены в ноябре 1940 года, однако первый серийный Mk.II был получен только в сентябре 1941 года. Модификация оказалась очень успешной, но из-за нехватки двигателей «Twin Wasp» было построено только 164 самолёта. За это время британские моторостроители успели провести модернизацию собственных моторов и с 1941 года было вновь налажено производство модификации «Beaufort» Mk.I, но уже с двигателями «Taurus» XII и XVI. Помимо прочего, самолёт получил прочностное усиление конструкции, новую пулеметную турель и противолодочный локатор с антеннами Yagi.

    Серийная постройка «Beaufort» Mk.I была завершена в 1944 году. Следующие попытки модернизации оказались не столь успешными. Вариант с рядными двигателями Rolls-Royce «Merlin» XX, обозначенный как «Beaufort» Mk.III, оказался невостребованным по причине высокого дефицита данной силовой установки – проект так и не вышел из стадии чертежей. В единственном экземпляре был построен «Beaufort» Mk.IV, который получил двигатели «Taurus» XX мощностью 1250 л.с.
     

    Единственной страной, получившей на вооружение бомбардировщики-торпедоносцы “Beaufort”, стала Турция. Заказ от турецкого правительства был получен ещё в 1940 году, когда “Beaufort” Mk.I входил в число наиболее современных самолётов, но выполнять его англичане не спешили. Причиной тому послужила сложная обстановка на фронтах и на море, требовавшая активного участия бомбардировщиков и торпедоносцев, а также неясная позиция Турции, которая хотя и сохраняла нейтралитет на деле выжидала, когда чаша весов окончательно склониться в чью-либо пользу. Так продолжалось до 1943 года, ставшего переломным в войне. Тогда правительство Великобритании наконец разрешило продать 32 бомбардировщика-торпедоносца “Beaufort”, которые выводились из частей первой линии RAF. Поставленные в Турцию самолёты были далеко не новыми и несли привычный британский камуфляж и турки лишь нанесли собственные опознавательные знаки. В 1944 году они поступили на вооружение в 105-ю торпедоносную эскадрилью, где ранее служили “Blenheim” Mk.V. Активная служба турецких торпедоносцев “Beaufort” продолжалась очень недолго – в 1947 году их заменили тяжелые многоцелевые истребители “Beaufighter”, также списанные из состава RAF и проданные в Турцию.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Bristol "Beaufort" - первый прототип с серийным номером L4441
    Slider

    Наверх

  • Модель бомбардировщика-торпедоносца Bristol “Beaufort” была разработана в начале 1960-х гг. и долгое время находилась в Red Series каталогов Frog. Отливки выпускались тремя большими партиями в упаковках разных типов.
     

    В 1963-1965 гг. модель получила упаковку типа Е с тремя проекциями на лицевой стороне (вид сбоку, сверху и снизу) и индекс 337P. В коробочном названии указывалась конкретная модификация — “Bristol Beaufort II Torpedo Bomber”. После того, как фирма Frog решила вернуться к обычным бокс-артам, а заодно провести ревизию модельного ряда и сменить индексы, в 1965 году была выпущена небольшая партия упаковок Е-типа с индексом F337. Правда неизвестно, поступили ли они в открытую продажу (о наличии таких “гибридов” на фабрике Frog стало известно несколько позже). Декаль предусматривала только один вариант оформления для RAF: бортовой код L2, номер X8931, 5th (Coastal) OTU, Devon.
     

    Прошло ещё несколько месяцев и в продаже появился комплект в упаковке типа F2. Улучшения сводились к наличию полноценного бокс-арта и изменению коробочного названия на чуть сокращенное “Bristol Beaufort Torpedo Bomber”. Выпуск этого издания состоялся в 1965-1969 гг., а всего, в упаковках типа E и F2, было выпущено 190.000 моделей.
     

    Третье издание появилась в 1971-м году — когда упаковку заменили на тип G1, а в каталоге модель переместилась в Green Series. Коробочное название было изменено на совсем сокращенное “Bristol Beaufort”. В дополнение к этому были изменены варианты оформления – теперь схема окраски на нижней части коробки и декаль включали:

    Bristol “Beaufort” Mk.II – 42 Sqd. Coastal Command RAF, W6476 / G-AW, 1940

    Bristol “Beaufort” Mk.VIII – 93 Sqd.RAAF, A9-408 / A-SK, Labaun, Borneo, 1945
     

    На момент завершения производства в 1973-м году было выпущено ещё 105.000 комплектов, но и это ещё не всё. Помимо прочего, Bristol “Beaufort” стал одной из немногих моделей категории Spin-a-Prop, который представлял собой комплект «моторизации» с индексом F20 – такие модели имели на лицевой стороне упаковки отдельный комментарий. Кроме того, в набор был добавлен литник с дополнительными деталями.
     

    В 1973-м году вышло два подарочных набора под индексами F520 и F530, содержавшие Bristol “Beaufort” и Messerschmitt Bf.109F. Различия между ними заключались в том, что наборы с 520-ми индексами предназначались для экспорта и не содержали моделей Spin-a-Prop, в то время как наборы с 530-ми индексами предназначались для внутреннего рынка. Кстати, изначально все упаковки печатались с индексом F520, а индекс F530 появлялся на них в виде отдельно наклеенного стикера.
     

    Разумеется, не обошлось без перепаковок. Модель Bristol “Beaufort” в 1964-1965 гг. выпускалась в упаковках фирм Air Lines (“Beaufort”, Cat.No.7907) и Tri-Ang (“Bristol Beaufort Bombardier-Torpilieur”, Cat.No.337P), а в 1968 году некоторое количество “фроговских” отливок было продано в коробках американской фирмы UPC (“Beaufort” ,Cat.No.5089).
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Bristol Beaufort II Torpedo Bomber” 337P - верхняя часть упаковки типа Е, FROG, 1963-1965 гг.
    Slider

    Наверх

  • По всей видимости, пресс-форма для Bristol “Beaufort” прибыла в 1977 году. Модель комплектовалась стандартной синей коробкой с новым бокс-артом и названием на лицевой стороне “Bristol Beaufort – Torpedo Bomber” (номер по каталогу 78145).
    Остается открытым вопрос, где и когда именно выпускалась эта модель до сих пор остаётся открытым. По одной из версий пресс-форма была сначала доставлена в Донецк, откуда потом она переместилась в неизвестном направлении. Во времена СССР в широкой продаже Bristol “Beaufort” замечен не был – это даёт основания полагать, что по каким-то причинам пресс-форма не использовалась.
     

    Возвращение на модельный рынок состоялось в 1991-м году, когда “нововские” отливки появились в упаковке некой неизвестной фирмы с российским триколором вместо логотипа и под коробочным названием «Бристоль Бьюфорт — торпедоносец» (по другим неподтвержденным данным производитель находился где-то на территории Молдовы). Декаль отсутствовала, но продавцы сами добавляли этот необходимый элемент для полного комплекта.

    В открытой продаже «Бьюфорт» находился до 1994-го года, причем цветовая гамма пластика была самой разнообразной, от белого до темно-серого. На рубеже 1992-1993 гг. была даже партия отливок из очень необычного серого пластика, который «светился» на просвет и имел тенденцию расслаиваться при обработке.
     

    Примерно в этот же период модель появилась в упаковке от американской фирмы Encore Models, причем польский «производитель» в буквальном смысле сделал «ход конём», начав паковать отливки как две отдельные модификации. На самом же деле радикальное различие было только в инструкции, фотоэтчете для имитации антенн и новых декалях.
    Model Kit 1009. Bristol «Beaufort» Mk.II

    No.86 Sqn.RAF Coastal Command, AW350, St. Eval, Cornwall, June 1942

    No.16 Sqn.SAAF, DW883, 1943

    Turkish Air Force (Bristol «Beaufort» Mk.IIA)
    Model Kit 1010. Bristol «Beaufort» Mk.VIII

    6 Sqn.RAAF FX-F / A9-609

    7 Sqn.RAAF, FO-K / A9-356, Salome

    32 Sqn.RAAF JM-S / A9-609, Lowood, Queensland, 1944

    100 Sqn.RAAF, QH-B / A9-427, Wewak Peninsula PG, October 1945
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Bristol Beaufort - Torpedo Bomber" (Cat.No.78145) - экспортная упаковка Novo, верхняя часть с бокс-артом, 1979-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Даже с учетом того, что модель Bristol “Beaufort” была разработана в начале 1960-х гг. общее впечатление от неё можно передать как «страх и ненависть в Бобруйске». Качество отливок начало страдать ещё при жизни FROG, а после передачи пресс-форм СССР страдания только усилились – помимо тотальной залистостью облоем модель от пост-советского «анонимуса» отличалась на редкость плохим пластиком, который при обработке имел тенденцию к расслоению.
     

    Но это всё нытьё и лирика. Настоящие проблемы заключаются в том, что «нововский» (он же «фроговский») Bristol “Beaufort” совершенно не ложится в чертежи. Как и почему – читайте ниже:

    — неправильно выполнен раскрой

    — фюзеляж короче на 7 мм

    — неправильно сделаны иллюминаторы в правом борту

    — хвостовое оперение мало по площади (проще вообще отрезать хвостовую часть и сделать новую

    — все детали из прозрачного пластика требуют полной замены

    — неправильно сделаны капоты двигателей, мотогондолы, воздушные винты и коки

    — стойки основного шасси, колёса, щитки и заднее колесо также можно сразу выкинуть
     

    Это не считая различной «мелочевки», которая в комплекте F229 практически отсутствует, а та что есть никуда не годится. Тем не менее, очень долгое время альтернативы «фроговской» модели просто и не было, да и сейчас кроме Special Hobby и High Planes Models ей никто не занимается. Так что выводы делайте сами.
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Бристоль Бьюфорт - торпедоносец" - отливки из серого пластика неизвестного производителя, 1991 г.
    Slider

    Наверх



  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — Bristol Beaufort Mk.II Réf F229
    FROG MODEL AIRCRAFT — The Spin-A-Prop Motors F20
    The Airfix Tribute Forum — Frog 1/72 Bristol Beaufort
    FIGHTERS! — [Tri-ang] Bristol Beaufort II
    AIMPS Indianapolis — In Box Review of Airlines 1/72nd Scale. Bristol Beaufort Torpedo-Bomber
     

    Ссылки (инфо):
    ADF-SERIALS — RAAF A9 DAP Bristol Beaufort A9-501 to A9-600
    Canadian Military Aircraft of the Second World War (Part 1)
    A Brief History of the Royal Australian Air Force: World War Two – 1939 to 1945
     

    Литература:
    А.Харук «Морской лорд: торпедоносец-бомбардировщик Бристоль «Бофорт»» («АвиаПарк» 2010-02)
    Дениэл Дж.Марч «Английские военные самолёты Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель. 2002
    Tony Buttler «Bristol Beaufort» (Warpaint Series Nr.50)
    C.H.Barnes «Bristol Aircraft Since 1910». London. Putnam. 1964
    Richard Lines, Lief Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639