Hawker “Typhoon” Mk.I (car door)


  • Среди британских самолётов 2-й мировой войны особое место занимает истребитель Hawker “Typhoon”, при проектировании которого использовался задел, полученный в ходе работ над “Hurricane”. Использование мощного рядного двигателя Rolls-Royce “Vulture”, нуждавшегося в очень хорошем охлаждении, привело к появлению блока радиаторов, который в русскоязычных источниках именуется не иначе, как “борода”. Именно этот элемент конструкции сделал “Typhoon” абсолютно узнаваемым! Впрочем, силовая установка оказалась капризной, а конструкция фюзеляжа не выдерживала высоких нагрузок — в сумме это привело к целой серии доработок и последующему переводу “Typhoon” в класс штурмовиков.
     

    Фирма FROG, в годы своего существования, разработала две пресс-формы для пластиковых моделей истребителя “Typhoon” в масштабе 1:72, причем первая представляла собой позднюю модификацию Mk.Ib с каплевидным фонарем кабины пилота (389P\F389, bubble), а вторая являлась те же Mk.Ib, но с гарготом и дверью кабины (F231, car door). Именно модель с индексом F231, несмотря на ряд неточностей, оказалась одной из самых успешных, но появилась она слишком поздно, чтобы FROG смогла снять “все сливки” — в Великобритании выпуск продолжался с 1975-го по 1977-й год.

    В Советском Союзе модель “Typhoon” с индексом F231 отправилась на фабрику “Ташигрушка” (г.Ташкент, УзССР), где выпускалась с 1979-го по 1991-й год. Порядком изношенная пресс-форма затем была вывезена в Россию и в конце 1990-х гг. небольшую партию моделей выпустила фирма “Maquette”.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Просвирнин, О.Тенячкин, С.Васюткин и А.Алов, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Ещё до появление немецких “мессеров” и “фокке-вульфов”, летавших на скоростях свыше 600 км\ч, британские авиационные фирмы приступили к работам над перспективными истребителями, в основе которых находились сверхмощные 24-цилиндровые двигатели фирм Rolls-Royce и Napier. Один из первых проектов был разработан Сиднеем Кэммом, занимавшим в 1937 году пост главного конструктора фирмы Hawker.

    Предварительный вариант был представлен Министерству авиации в июле 1937 года, а в начале 1938 года была выдана официальная спецификация F.18/37 на одноместный истребитель с двигателем Napier “Sabre” или Rolls-Royce “Vulture”. Кэмм решил идти в обоих направлениях и в скором времени предложил два проекта – “Typhoon” (N-type) и “Tornado” (R-type). В обоих случаях это были монопланы с низкорасположенным крылом относительно толстого профиля, в котором устанавливалось двенадцать 7,69-мм пулеметов (по шесть в каждой консоли). Шасси трехопорное, с хвостовым колесом, полностью убираемое в полёте. Характерной особенностью этих самолётов была дверь в левом борту кабины пилота и фонарь с вытянутым гарготом. В целом, “Typhoon” и “Tornado” сильно напоминали переработанный “Hurricane”.
     

    Первым, 6-го ноября 1939 года, поступил на испытания “Tornado” (Р5219). Этот самолёт был оснащен двигателем Rolls-Royce “Vulture” II мощностью 1760 л.с. и трехлопастный винт изменяемого шага De Havilland Hydromatic. Несмотря на высокие скоростные показатели (максимальная скорость превысила 600 км\ч) проблемы с новой силовой установкой были слишком большими и предварительные заказ на 500 самолётов “Tornado” Mk.I был отменен. После установки двигателя «Vulture» V мощностью 1980 л.с. скорость удалось повысить до 638 км\ч, но и в этом случае количество дефектов превысило все допустимые нормы. Испытания второго прототипа “Tornado” (Р5224), первый полет которого состоялся 5-го декабря 1940 года, прошли с чуть большим успехом. Этот самолёт был оснащен двигателем “Vulture” II и четырьмя 20-мм пушками. По итогам тестов истребитель был запущен в серийное производство, но собрать успели только одну машину. Впоследствии три прототипа и единственный серийный образец использовались для установок различных экспериментальных двигателей и в конечном итоге “Tornado” с двигателем Bristol «Centaurus» CE.45 открыл дорогу для модификации истребителя “Tempest” Mk.II.

    Испытания первого прототипа истребителя «Typhoon» начались 24-го февраля 1940 года. Этот самолёт был во многом идентичен “Tornado”, за исключением двигателя Napier “Sabre” и ряда более мелких доработок. Начальный вариант вооружения включал 12 пулеметов в крыле.

    Эксплуатационные тесты также не обошлись без проблем с силовой установкой, но положение на фронтах подтолкнуло министерство с выбором именно этого варианта истребителя. Первый серийный образец поднялся в воздух 27-го мая 1941 года и получил обозначение “Typhoon” Mk.Ia. Производство самолётов развернули на фирме Gloster, поскольку фирма-разработчик была загружена другими заказами, в том числе на сборку устаревших “Hurricane” Mk.II.
     

    В мае 1941 года появился модернизированный вариант «Typhoon» Mk.Ib, главное отличие которого заключалось в установке четырех 20-мм пушек вместо многочисленных пулеметов. Поставки серийных самолётов обоих модификаций начались с сентября 1941 года и до завершения производства в 1944 году было собрано 3300 машин.
     

    Первый бой с участием “Typhoon”, проведенный в ноябре 1941 года против FW-190A, показал преимущество немецкого истребителя. Кроме того, при пикировании произошло несколько катастроф, являвшихся следствием недостаточной прочности конструкции хвостового оперения. В результате, от начальной идеи использования “Typhoon” Mk.I в качестве истребителя-перехватчика достаточно быстро отказались, перенаправив потенциал этого самолёта в несколько другой русло. Модификация ночного истребителя «Typhoon» NF.Mk.Ib так и осталась в единственном экземпляре.
     

    Как оказалось, после проведения доработок, из “Typhoon” получился хороший истребитель-бомбардировщик и легкий штурмовик. Помимо мощного пушечного вооружения в 1943 году самолёты стали оснащаться направляющими для восьми реактивных снарядов типа RP.3. Вместо них можно подвесить под консолями крыла две бомбы массой 227 или 454 кг. Последние серии самолётов Mk.IB также оборудовались более мощными двигателям “Sabre” IIB и IIC. Штурмовики очень хорошо показали себя в боях над странами Бенилюкса и Францией, хотя с 1944 года их постепенно стали заменять на более современные «Tempest» Mk.V. Кроме прочего, эксплуатировалась небольшая серия тактических разведчиков «Typhoon» FR.Mk.IB, которые были оснащены фотоаппаратурой.
     

    Помимо RAF небольшое количество “Typhoon” использовалось в составе ВВС Канады (RCAF) и Новой Зеландии (RNZAF). Большинство истребителей было выведено во вторую линию в мае 1945 года, но эксплуатация “Typhoon” продолжалась ещё несколько лет и последний самолёт был списан в начале 1950-х гг.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Hawker "Typhoon" - первый прототип с серийным номером P5212, 1940 г.
    Slider

    Наверх

  • По прошествии довольно значительного времени после появления модели “Typhoon” Mk.Ib (389P\F389) с каплевидным фонарем разработчики из FROG задумались над созданием нового варианта этого истребителя, но на этот раз в более ранней модификации с гарготом и дверями кабины пилота. Предполагалось, что будущая модель заменит в производстве явно устаревший F389, однако экономическая ситуация диктовала свои жёсткие условия и более дешёвый ранний вариант выпускался вплоть до конца существования FROG.
     

    К великому сожалению для британских моделистов появилась она слишком поздно – пресс-форма была готова только в 1975-м году и получила индекс F231 (ранее, в 1968-м году, этот индекс планировалось присвоить доработанной модели B-25C «Mitchell»). Для первых партии отливок использовались упаковки типа Н1 (коробки из отдельных верхней и нижней половинок), а в 1976-м году им на смену пришли упаковки типа H2 (коробки из цельного листа картона открывавшиеся на манер шкатулки). Схемы окраски и декали позволяли оформить модель в двух вариантах:

    “Typhoon” Mk.Ib — No.609 Sqn. R7855 / PR-D (F/Off. R.A.F. Lallement, ‘A’ Flight), RAF Manston, Kent, 1943

    “Typhoon” Mk.Ib — No.56 Sqn. DN317 / US-C, RAF Matlaske, Norfolk, 1943
     

    Выпуск модели продолжался до 1977-го года включительно, но ещё до появления на прилавках магазинов прорабатывался вариант Spin-a-Prop, который должен был получить индекс F182. В общей сложности британский тираж составил 45.000 экземпляров. Цвет пластика «фроговских» отливок был только черный.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Typhoon I.B. Fighter-bomber" F231 - упаковка типа H1, FROG, 1975-1976 гг.
    Slider

    Наверх

  • Процесс хаотичного распределения пресс-форм по предприятиям Советского Союза жестоко обошелся с Hawker “Typhoon” Mk.I (F231). Попав на завод “Ташигрушка” с своём первоначальном состоянии модель прожила очень недолго – уже в начале 1980-х гг. отливки стали заплывать облоем. Тем не менее, поставки на экспорт никто не отменял и силами фирмы “Novo Toys Limited” была разработана новая коробка с сохранением “фроговского” бокс-арта и вариантов оформления. В каталоге модель с коробочным названием “Typhoon – Fighter Bomber” проходила под индексом 78078.
     

    Экспортное производство так и не состоялось — британская сторона успела получить лишь партию тестовых отливок, после чего практически вся масса ташкентской продукции была переориентирована на внутренний рынок. В течении 1980-х гг. отливки продавались в коробках с надписью “Истребитель Индекс 231”, на лицевой стороне которых был утрированный “нововский” бокс-арт, а на нижней части – три проекции истребителя, вместо схем окраски. Декалью, понятное дело, ташкентская модель не комплектовалась. Цветовая гамма пластика, как и у всех моделей ташкентского производства, оказалась весьма скромной — отливки были серого или грязно-желтого цвета.
     

    В 1990-м году коробка уступила место двухстороннему (но разрезанному пополам) “лепестку” к которому прилагался пластиковый пакет и новое коробочное название “Сборная модель самолёта F-231”. Казалось бы, подобная экономия должна компенсироваться качеством оформления, но не тут-то было! По всей видимости, узбекские художники-оформители, пребывая на волне «перестроечного угара”, совершенно забыли, что рисунок должен быть привлекательным с эстетической точки зрения. Вместо этого, лицевая часть “лепестка” содержала целых два изображения некоего самолёта, в котором распознать “Typhoon” было просто невозможно. Скажем прямо – подобное “творчество” было бы более уместно на конкурсе живописи среди школьников младших классов, чем на упаковке модели, предназначенной для широкой продажи. Кстати, к тому времени фабрика “Ташигрушка” изменила название на фирму “Семург”, которая входила в состав ВАО “Развитие”.
     

    Интересный факт!

    В 1980-е гг., когда ташкентские модели во всё большем количестве стали распространяться на внутреннем рынке СССР, наиболее предприимчивые “бизнесмены советского розлива” наладили выпуск “лепестков”, базой для которых послужила графика с коробок “Novo Toys Limited” — не избежал этой участи и “Typhoon – Fighter Bomber”. В эстетическом плане самодельная полиграфия выигрывала у “лепестков” от “Ташигрушки”, что позволяло выдавать ташкентские наборы за “истинное Ново”. Обман раскрывался лишь в тот момент, когда наиболее пытливый любитель стендового моделизма начинал интересоваться, как в “нововский” комплект смогла попасть ташкентская инструкция и почему на экспортных отливках так много дефектов литья…

    Когда именно было прекращено производство “ташкентского Тайфуна” сказать затруднительно, но в 1991-1992 гг. модель ещё попадалась далеко не в штучных количествах на прилавках модельных магазинов постсоветского пространства. По всей видимости, старые запасы были настолько велики, что позволили сохранять присутствие этой модели в товарном количестве ещё несколько лет.
     

    Дальнейшая судьба пресс-формы, согласно имеющимся данным, сложилась следующим образом. Приблизительно в 1997-м году, когда с бывшей “Ташигрушки” практически продали всё, что только можно было продать, пресс-форма на F231 была перекуплена небольшой московской фирмой Хобби-Холдинг и затем появилась в коробке от фирмы Maquette. Помимо нового бокс-арта российский производитель предложил два новых варианта оформления:

    “Typhoon” Mk.I — PR-G\DN421 – пилот груп-капитан Р.Бьюмонт (Group-Capt.R.Bewmon), авиабаза Мэнсон (Manson AB), зима 1942-1943 гг.

    “Typhoon” Mk.I — EL-C\K7752 – самолёт из состава No.187 Sqn.RAF, аэродром Эпплдрем (Appledram), июнь 1943 г.
     

    На постсоветском пространстве этот комплект распространялся под коробочным названием “Истребитель “Тайфун” \ Hawker Typhoon Mk.Ib” (MQ-7202), причем на бокс-арте был изображен самолёт с бортовым кодом PR-F\DN406, варианта декали для которого не было.
     

    Финал эпопеи “экс-фроговской” производственной оснастки вышел вполне прозаическим. В самом начале 2000-х гг. фирма “Maquette” прекратила своё существование, преобразовавшись в “MSD”. Часть пресс-форм (не только британских) пришлось оставить другим владельцам при разделении собственности, что фактически означало отправку на металлолом — по последним данным подобная участь постигла и Hawker “Typhoon”…
     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Typhoon - Fighter Bomber" (78078) - экспортная упаковка Novo, 1978-1980 гг.
    Slider

    Наверх

  • Учитывая более высокую популярность модификации истребителя “Typhoon” с каплевидным фонарем нет ничего странного в том, что ведущие модельные производители обошли стороной “дверной” вариант. Ближайший аналог появился в 2006 году, когда фирма “Pavla Models” из Чехии ограниченным тиражом выпустила модель “Hawker Typhoon Mk.IB (car door)” (72044). В плане общей копийности чешская разработка оказалась лучше “фроговской”, однако по части деталировки существенного прогресса не произошло. Кроме прочего, основные отливки изготовлялись методом литья под низким давлением, а два варианта фонаря были вакуформованными. Зато в набор включены детали из смолы (причем тоже не самого высокого качества) и декаль на три варианта оформления.
     

    Следующая модель в масштабе 1/72 вышла в 2013-2014 гг. Точнее говоря, чешская фирма “Brengun” выпустила сразу три варианта модели на базовой пресс-форме:

    72006 — “Hawker Typhoon Mk.Ib car doors — early production”

    72007 — “Hawker Typhoon Mk.Ib car doors — early-mid and mid production”

    72012 — “Hawker Typhoon Mk.Ia Early and Late production”

    Относительно предыдущих двух образцов улучшения были, что называется, на лицо — отливки отличались более высокой деталировкой при наличии литого фонаря, который можно было сделать в открытом варианте. Соответственно, каждый комплект получил собственную декаль, в которую включалось от 4 до 6 вариантов оформления.
     

    Также в 72-масштабе модели Hawker “Typhoon” в 1998-2002 гг. выпускались фирмой “CMR — Czech Master Resin”. Как можно догадаться, изготовлялись они из смолы и присутствовали на модельном рынке по меньшей мере в пяти разных вариантах, различаясь по большей части декалями и дополнительными деталями (в виду наличия версий прототипа, серийного Mk.Ia с непрозрачной задней частью фонаря и ночного истребителя).

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    “Hawker Typhoon Mk.IB (car door)” (72044) - коробка модели фирмы "Pavla Models", 2006 г.
    Slider

  • Следовало бы ожидать, что модель Hawker “Typhoon” Mk.Ib (F231) попадет в число тех самых “лебединых песен” от FROG, которые и в наше время считаются более чем удачными разработками, однако, этого не произошло. Причин для этого было несколько: во-первых — создание пресс-форм производилось по общим видам и фотографиям реальных истребителей, во-вторых — на момент своего появления Тайфун с дверью не имел прямых конкурентов и для внутреннего рынка Великобритании (как уже было сказано ранее, фирма “Airfix” выпускала только вариант “bubble”).
     

    Технологически F231 был разделен на четыре литника (9+6+8+9) и ещё одна деталь из прозрачного пластика изготовлялась отдельно – то есть общее количество деталей составило 33 штуки. Отливки от FROG были только черного цвета, ташкентский пластик в основном был бежевый или серый, московский – серый. Сравнение “экс-фроговской” модели с чертежами наглядно показывает следующие расхождения:

    — фюзеляж выше и шире примерно на 2 мм, чем нужно в 72-м масштабе

    — фонарь кабины пилота шире, чем нужно в 72-м масштабе

    — кок винта и лопасти имеют неправильную форму

    — линия сопряжения крыла с фюзеляжем выполнена неправильно

    — абрис носового радиатора выполнен неправильно
     

    И это только самые крупные недостатки, видимые невооруженным глазом, поскольку при сборке модели-копии предстоит также заново сделать всю мелочевку. Вообще, “фроговская” разработка производит впечатление глубокой “халтуры”, которую сделали только ради того, чтобы поскорее заменить более “древнюю” модель. Однако…
     

    Абсолютному большинству советских любителей сборных моделей такие нюансы были незнакомы в силу отсутствия чертежей, в связи с чем “ташкентский тайфун” ценился гораздо выше, чем “донецкий”, и собирался с большим удовольствием. При его приобретении (а стоил он у спекулянтов на знаменитой “толкучке” возле московского “Детского мира” порядка 10 рублей) особую радость доставляли ранние отливки, не успевшие отправиться на экспорт. Так что модель в состоянии “из коробки” просто должна занять своё место в коллекции настоящего “новофила”.

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Истребитель индекс 231" - отливки из пластика серого цвета. комплект фабрики Ташигрушка, конец 1980-х гг.
    Slider

    Наверх

  • Hawker “Typhoon” Mk.Ib, PR-D/R7855, 609 Sqn.RAF, A.Lallemant, Manson, February 1943
    Автор модели — О.Тенячкин
    “Ташигрушка”, выпуск 1980-х гг.

     


  • Ссылки (модель):
    Catalogue FROG — Hawker Typhoon Mk.IB (Car door) Réf F231
    Indy AMPS — In Box Review of Frog 1/72nd Scale Hawker Typhoon I.B. Fighter-Bomber
    The Airfix Tribute Forum — Frog/Novo 1/72 Hawker Typhoon Ib (F231)
    Каропка.ру — Hawker Typhoon Mk.IB (car door) FROG/Ташигрушка — Frog /Novo без границ (Готово)
    Scalemodels.ru — НОВО 1/72 Hawker Typhoon 1B — Реинкарнация старой игрушки
    Каропка.ру — Typhoon Mk.IB (Борис)
    IPMS Deutschland — Hawker Typhoon Mk. Ib – car doors — early production BRENGUN — BRP72006 Spritzguss mit Fotoätzteilen — 1/72
     

    Ссылки (инфо):
    BAE Systems — Hawker Typhoon
     

    Литература:
    В.Котельников “»Тайфун» — «Торнадо» — «Буря»: стихийные бедствия от Сиднея Кэмма” (“Авиация и Космонавтика” 1996-08)
    В.Котельников “Тайфун” (“Авиация и Космонавтика” 2007-11)
    Дениэл Дж.Марч “Английские военные самолёты Второй Мировой войны”. Москва. АСТ\Астрель. 2002
    Francis K.Mason “Hawker Aircraft since 1920”. London: Putnam Aeronautical Books, 1991. ISBN 0-85177-839-9
    Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639