Hawker Siddeley «Buccaneer» S.2


  • “Лучше Бэкканира может быть только другой Бэкканир” — примерно так можно охарактеризовать мнение британских пилотов об ударном самолёте “Buccaneer”, разработка которого была начата фирмой Blackburn ещё в середине 1950-х гг., а серийная постройка производилась концерном Hawker Siddeley. Если первая модификация (S.1) была скорее “подготовительной”, вторая (S.2) оказалась на редкость успешной. Служба “Buccaneer” в составе FAA, продолжалась до конца 1970-х гг., зато в составе RAF эти самолёты находились в первой линии гораздо дольше и успели принять активное участие в ходе операции “Буря в пустыне”. Кроме того, экспортная модификация S.50 поставлялась в ЮАР, где срок службы “Buccaneer” был ещё более долгим.
    “”
     

    Фирма FROG выпустила на рынок собственную модель “Buccaneer” S.2 только в 1972-м году, что было несколько странно, учитывая стремление британских разработчиков поскорее разработать пресс-формы для самых новых самолётов. Ещё более странным было то, что детализацию выполнили едва ли не на уровне 1950-х гг. Вместе с тем, модель оказалась коммерчески успешной и производилась вплоть до ликвидации торговой марки в 1977-м году.

    После продажи пресс-форм Советскому Союзу “Buccaneer” оказался в Одессе и выпускался под торговой маркой “Черноморская игрушка”, где модель производилась примерно с 1980-го года. К великому несчастью, производственная оснастка не пережила “переходный период” 1990-х гг. и была утилизирована.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, А.Алов, С.Просвирнин и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Проектирование самолёта, которому на несколько десятилетий основной ударной силой британского флота, началось в далёком теперь 1952-м году с выдачи требований под индексом NA.39. Новый палубный “ударник” должен был стать грозным оружием против новых советских крейсеров и эсминцев, которые в количественном отношении существенно изменяли баланс флота не в пользу Великобритании. Соответственно, в требованиях закладывалось наличие большой ракетно-бомбовой нагрузки, часть которой размещалась бы на внутренней подвеске. Кроме того, самолёт должен был выдерживать крейсерскую скорость 0.85 Маха на высоте 60 метров и радиус действия около 740 км, при этом оставаясь вне зоны действия РЛС противника.

    Как реализовать столь противоречивые требования в одном самолете в те годы было не совсем понятно, но тем не менее, на конкурсной основе было представлено 12 проектов, из которых для дальнейших работ отобрали Blackburn B.103. Это был огромный самолёт, чем-то напоминающий Gloster “Javelin”, но со стреловидным крылом высокого расположения, двумя двигателями Armstrong Siddeley “Saphire” и вытянутым назад конусом фюзеляжа. Конструкторская бригада под руководством Барри Лейта, не без помощи американских коллег, вовремя сумела остановиться и кардинально переработать проект. Помимо конструктивных улучшений была пересмотрена наружная подвеска, которую в максимальном варианте ограничили четырьмя 454-кг бомбами.
     

    Окончательный облик будущего “Buccaneer” сформировался к июлю 1955-го года, когда Адмиралтейство подписало контракт на постройку двух прототипов с возможностью первого полета не позже апреля 1958-го года. Специалиста фирмы Blackburn уложились точно в срок – прототип с номером XK486 поднялся в воздух 30-го апреля и выполнил 39-минутный полёт. Второй прототип с номером XK187 облетали в августе 1958-го года.

    Результаты были столь обнадеживающими, что в скором времени был подписан контракт на 18 предсерийных самолётов (ХК488-491 и ХК523-536) с двигателями De Havilend “Gyron Junior” 101, которые предстояло использовать для различных испытаний. Сборка этой партии была произведена в 1959-1961 гг. Официальное обозначение “Buccaneer” S.1 было присвоено этому самолёту в августе 1960-го года.

    Специально сформированный эскадрон 700Z тщательно тестировал поступившие “Buccaneer”, выявляя всё новые “детские болезни”, на устранение которых ушло 4 года, но в итоге британский флот получил недорогой и необычайно мощный ударный самолет. Поставки серийных машин начались с января 1962-го года, а первая из них (XN925) поступили на вооружение No.801 Squadron, базировавшийся тогда в Лоссимуте (Шотландия). К началу 1964-го года на “Buccaneer” также переучились пилоты No.800 и No.807 Squadron, но век S.1 оказался недолгим.
     

    Тем времен была разработана модификация S.2, прототипами которой стали два предсерийных самолёта с номерами XK526 и XK527. От предшественника обновленный “Buccaneer” внешне отличался увеличенным диаметром воздухозаборников (из-за возросшего расхода воздуха), а также новой, неубирающейся штангой дозаправки в полете, модернизированной РЛС и упрощенной системой СПС. Главным же отличием стала установка новых двигателей Rolls-Royce “Spey”, что позволило подвешивать на подкрыльевых пилонах по три 454-кг бомбы, а при внутренней заправке максимальная боевая нагрузка достигала 7258 кг.

    Поскольку новой модификация оказалась лучше, производство S.1 завершили на 40-й машине, а остальные 10, строившиеся по контракту от 1958-го года, достроили уже как S.2 (XN974 – XN963). За ними последовала вторая партия из 20 машин (ХТ269-288). Соответственно, по мере поступления S.2, более старые S.1 были окончательно “уволены” в декабре 1970-го года.

    В то же время проводилась модернизация “Buccaneer” S.2. Часть машин оснастили заправочным контейнером Mk.20 на внутреннем пилоне, превратив в самолёты-заправщики под обозначением S.2С. Оставшиеся палубные “Buccaneer” переоборудовали с учетом подвески ракет “Martel”, которые могли оснащаться противорадиолокационными головками AS.37 или телевизионными AJ.168 – эти самолёты стали обозначаться как S.2D. В дополнение к этому под передней кромкой консолей и на киле разместили антенны широкополосной системы предупреждения об облучении РЛС.

    Между тем, в начале 1970-х гг. началась реорганизация морской авиации, в процессе которой практически все палубные “Buccaneer” S.2 были выведены из авианосных соединений. По состоянию на 1972-й года эти самолёты остались только в составе No.809 Sqd., дислоцированной на авианосце “Ark Royal”. Оказавшиеся лишние 62 (из 84 заказанных) S.2 были переданы RAF, а их последний взлёт с палубы состоялся 27-го ноября 1978-го года.
     

    В составе RAF история “Buccaneer» S.2 оказалась более длительной. К середине 1960-х гг. повальное увлечение ракетами привело к закрытию многих перспективных программ и в результате выяснилось, что в ближайшее время замены для бомбардировщика «Canberra» не предвидится. Пока шли бурные дебаты в парламенте в качестве «временной меры» командование RAF решило приобрести 26 «Buccaneer» (XW525 – XW551). Новые самолёты были оборудованы для несения ракет «Martel» и практически полностью соответствовали модификации S.2D. Тем не менее, им было присвоено обозначение S.2B, а бывшие флотские S.2C, переданные из состава морской авиации, стали обозначать как S.2A – именно из этих самолётов в октябре 1969-го года сформировали No.12 Squadron. Одновременно появилась No.237 OCU, где пилоты проходили переобучение на новую технику.
     

    В скором времени был сделан второй заказ из 26 самолётов (XW986 -988. XX885-901, XZ130-132), которые были поставлены тремя партиями – последний “Buccaneer” с номером XZ132 был собран 6-го октября 1977-го года на предприятии в Бро. Таким образом, вместе с прототипами и предсерийными самолётами, их общее количество составило 209 экземпляров (из них 133 S.2).

    Формирование эскадронов RAF продолжалось до 1979-го (No.15, 16, 208 и 216), но только двум из них предстояло действовать над морем. Кроме того, часть самолётов предназначалась для проведения различных испытаний в Исследовательском Центре. Командование полагало, что «Buccaneer» является исключительно временной мерой, пока не появится “Tornado” GR.1, но срок их службы оказался намного дольше планируемого.
     

    После инцидента, происшедшего 7-го февраля 1980-го года (при маневрировании на сверхмалых высотах разбился борт XV745), “Buccaneer” был введён временный запрет на полёты, который отменили после проведения дефектоскопии и устранения усталостных напряжений в конструкции. К этому времени часть самолётов, разделённых на три категории, пришлось вывести из эксплуатации и законсервировать. Оставшиеся “Buccaneer” в начале 1980-х гг. получили ракеты “Sidewinder” класса “воздух-воздух”, но самое главное – после вступления в строй “Tornado” и замены ракет “Martel” на “Sea Eagle”, эти самолёты стали выполнять роль “подсветчиков” целей.
     

    Боевая карьера «Buccaneer» оказалась весьма скромной. Самолёты модификации S.1 в середине 1960-х гг. привлекались к морской блокаде Родезии, но тогда дело ограничилось только вылетами на патрулирование у побережья Мозамбика.

    Первый факт применения боевого вооружения палубных самолётов состоялся при курьезных обстоятельствах. В марте 1967-го года у берегов Великобритании потерпел крушение супертанкер «Torrey Canyon» и, чтобы выжечь разливающуюся нефть, пилоты “Buccaneer” сбросили 42 бомбы, добившись 30 попаданий.

    Второй, и последний раз, когда “Buccaneer” пришлось применить боевое вооружение, стала война в Кувейте. Старые самолёты решили задействовать в ходе операции “Буря в пустыне”, для чего их перекрасили в “пустынно розовый” камуфляж и, вместе с наземным персоналом, 31-го января 1991-го года отправили на авиабазу Мухаррак в Бахрейне. В общей сложности 12 самолётов из No.12 Squadron выполнили 218 боевых вылетов, как на подсветку целей, так и нанесения бомбовых ударов. Обычно на задание вылетала группа в составе четырех “Tornado” и двух “Buccaneer”. За время боевых действий в Кувейте эскадрон потерь не понёс.

    В составе RAF служба “Buccaneer” завершилась в сентябре 1993-го года, после расформирования двух оставшихся эскадронов.
     

    Единственным иностранным покупателем стали ВВС ЮАР, заказавшие 16 самолётов “Buccaneer” S.2 и оговорили возможность поставки дополнительной партии из 14 единиц. Эти машины, обозначенные S.50, имели встроенные ракетные ускорители Bristol Siddley BS.605 развивавшие тягу 3630 кг в течение 30 секунд. Поставки был проведены в период с января 1965-го по октябрь 1966-го года, при этом, один самолёт был потерян при перелёте.

    Южноафриканские “Buccaneer” S.50 на рубеже 1970-1980-х гг. привлекались для борьбы с повстанцами в Намибии. К сожалению, подробности их боевого применения почти неизвестны. На вооружении последние 5 самолётов оставались до июня 1991-го года – возможно, они прожили бы дольше, но после ввода санкций против ЮАР поставки запасных частей были прекращены.
     

    Экспортные поставки могли быть намного более успешными, если бы не целый ряд внешних факторов. Ещё в конце 1960-х гг. интерес к “Buccaneer” проявили ВВС ФРГ, но усиленная рекламная кампания фирмы Lockheed привела к отказу от более выгодного контракта с Великобританией и закупке многоцелевых истребителей F-104G (о чём впоследствии немцы сильно пожалели).

    Не сложилось и с Аргентиной, которая нуждалась в ударном самолёте. Впрочем, здесь причины были совсем другие – спор из-за принадлежности Фолклендских (Мальвинских) островов в 1982-м году перешёл в стадию войны, что исключило поставки любой военной техники и эту латиноамериканскую страну.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    Blackburn NA.39 (XK486)
    Slider

    Наверх

  • В то время, как реальный “Buccaneer” буквально стал самолётом-легендой, его уменьшенная в 72 раза копия из пластмассы от фирмы “Rovex” (владевшей тогда торговой маркой FROG), стала “легендарной” по несколько иным причинам.
     

    Пресс-форма для модели “Buccaneer” S.2 появилась в 1972-м году, когда этот самолёт уже 10 лет находился в строю морской авиации Великобритании. По какой-то неведомой пока причине разработчики решили настолько сильно упростить ряд ключевых элементов модели, что, не зная года выпуска, вполне могло сложиться впечатление о её принадлежности к так называемой “юниорской” серии. Тем не менее, модель попала в далеко не самую дешевую Orange Series и в течении 1972-1973 гг. выпускалась в упаковке типа G1 под коробочным названием “Hawker Siddeley Buccaneer S.Mk.2A/S.Mk.50” и внутренним индексом F238. На верхней части коробки имелся бокс-арт с изображением двух самолётов из состава SAAF. Модель пользовалась определённым успехом и за два неполных года было произведено 75.000 комплектов.
     

    Второе издание, выпущенное после ребрендинга тиражом 30.000 экземпляров, отличалось упаковками типа Н1 (1974-1976 гг.) и Н2 (1976-1977 гг.), а также обновленным дизайном инструкции по сборке. Индекс, серия в каталоге FROG, бокс-арт и схемы окраски не изменились. После завершения выпуска в Великобритании пресс-форма была продана фирме Novoexport и отправлена в Советский Союз.
     

    На всём протяжении британского выпуска модель имела только два варианта оформления:

    “Buccaneer” S.Mk.2A – No.12 Sqn.RAF, XV348, Honington, 1970

    “Buccaneer” S.Mk.50 – No.24 Sqn.SAAF, 418, Waterkloof, 1970
     

    В обоих случаях самолёты-прототипы, на тот момент, представляли собой обычные “рабочие лошадки”, хотя, как уже было сказано ранее, оба эскадрона привлекались к боевым операциям и эксплуатировали «Buccaneer» вплоть до полного износа конструкции.
     

    Следует отметить, что своим “Hawker Siddeley Buccaneer S.Mk.2A/S.Mk.50” фирма FROG явно опоздала. Причем не на год или два, а больше чем на 10 лет! Фирма “Airfix”, выпустив в 1960-м году модель прототипа “Blackburn N.A.39” (Nr.384), оказалась тут впереди планеты всей. Вплоть до 1994-го года было выпущено ещё 10 переизданий в новых коробках, причем по ходу производства модель прошла путь до модификации S.2B. На смену ей в 2010-м году пришла совершенно новая разработка под коробочным названием “Hawker Siddeley Buccaneer S2B/S2D/SMk50” (Nr.A04049).
     

    Немного отстала от FROG фирма “Matchbox”, выпустившая модель “Buccaneer S2B” (PK-106) в 1974-м году. Впоследствии она переиздавалась ещё трижды, а последнее издание вышло в 1997-м году. Далее пресс-форма перешла к фирме “Revell”, которая также выпустила ограниченный тираж моделей “Buccaneer S Mk.2B” (Nr.04902).
     

    Надо отметить, что наборы, выпускавшиеся с середины 1970-х гг. фирмами “Airfix” и “Matchbox”, более выгодно отличались от FROG лучшей детализацией, а “фиксовский” вариант обладал ещё и наличием вариантов подвесного вооружения.
     

    Из более альтернативных вариантов имеется “Hawker Siddeley Buccaneer S.Mk.2B”, выпускавшийся в 2006-2013 гг. ограниченными партиями под торговой маркой “Czech Master Resin” (Чехия) и представляющий собой “resin kit”.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Hawker Siddeley Buccaneer S.Mk.2A/S.Mk.50" F238 - упаковка типа G1, FROG, 1972-1973 гг.
    Slider

    Наверх

  • Пресс-форма для “Buccaneer” прибыла в Советский Союз достаточно поздно. Несмотря на то, что британская фирма-посредник Novo Toys Limited успела включить бывший F238 под индексом 78181 в свой каталог ни одного “нововского” комплекта в продажу на территории Великобритании не поступило, хотя не исключено, что пробные отливки британская сторона всё же получила. Относительно полиграфии редакция сайта Retromodels.ru не располагает точными данными. Информацию о том, что к концу 1980-го года британцы успели напечатать некоторое количество коробок с коробочным названием “Buccaneer – Low Level Bomber” и новым бокс-артом, ещё предстоит проверить. Так это или нет — ещё предстоит выяснить, но на данный момент мы не располагаем оригиналами коробки, инструкции и декали, а с реконструированными версиями можно было ознакомиться на сайте novokits.ru, который сейчас прекратил своё существование (временно или навсегда — пока неизвестно).
     

    Тем временем, пресс-форма отправилась из Москвы в Одессу, где попала на фабрику “Черноморская игрушка”. Здесь, не особо разбираясь в нюансах, модель получила коробочное название “Самолёт морской истребитель Букканир МК 2” без дополнительных индексов. Коробка “нововского” образца уступила место упаковке из вторичного картона, причем в двух видах. Если ранний вариант больших габаритов содержал цельные литники, то под конец 1980-х гг. размерность коробки значительно уменьшили за счет разрезания тех же литников.
     

    Остальные компоненты набора одесского производства постигла не менее печальная участь. Инструкция по сборке имелась в двух видах:

    — ранний вариант (1980-е гг.) содержал перечень деталей, комплектность набора и схему нанесения опознавательных знаков, текст был напечатан типографским шрифтом;

    — поздний вариант (1990-е гг.), из-за тотального дефицита, потерял три выше указанных компонента, а шрифт сменился на “рукописно-чертежный”.
     

    Объединяли эти инструкции только “нововские” шаги сборки и 5 (из 10 “фроговских”) советов по сборке пластиковых моделей. Цветовая гамма типографской краски был переменчив, в зависимости от года размещения заказа, поэтому полиграфия могла иметь черный, светло-синий или красно-оранжевый цвет. Что не менялось с течением времени, так это лист с “бокс-артом”, который наклеивался на верхнюю часть коробки из очень жесткого картона.
     

    Ещё хуже обошлись с декалью. Точнее говоря, декаль заменили на “липкую аппликацию” с единственным вариантом оформления для самолёта с номером ХТ130 из состава RAF. Поскольку основа аппликации была молочно-белого цвета каждый элемент было весьма желательно вырезать ко контуру.
     

    Одесский “букканир” стал выпускаться большими партиями с конца 1980-х гг., когда “перестройка” открыла новые горизонты для предпринимательства. В связи с этим, если ранее стоимость модели составляла 1,50 руб., то в 1991-м году её можно было приобрести в магазинах государственной торговли уже по 2,50 руб. В дальнейшем цены только увеличивались, но даже в 1992-м году, когда выпуск моделей на фабрике “Черноморская игрушка” был уже прекращен, “букканир” оценивался не выше 2 USD.

    Таким образом, при отсутствии массовости (сравнительно с моделями донецкого или минского производства) одесский “букканир” так и не стал раритетом. Помимо изначальной излишней упрощенности самой пресс-формы с каждым годом качество литья становилось всё хуже, пока в 1991-1992 гг. не достигло отрицательной отметки. Огромное количество облоя, вперемешку с утяжинами и недоливами, явно не делали эту модель желанной. Особо серьёзным моментом была отливка деталь фонаря кабины пилота, которую назвать “прозрачной” можно было с большой натяжкой.
     

    Дальнейшая судьба пресс-формы остаётся не выясненной. В лучшем случае, она могла быть выкуплена кем-то из “частников” (что часто практиковалось в те годы), но скорее всего “экс-фроговский” F238 сгнил где-то на задворках одесской фабрики.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Buccaneer - Low Level Bomber" Cat.No.78181 - реконструкция экспортной упаковки Novo образца 1980 г.
    Slider

    Наверх

  • Трудно сказать, почему “Buccaneer” от FROG получился именно таким. Впечатление от осмотра отливок складывается двойственное – кажется, как-будто над пресс-формой работали два человека. Один из них взял старую разработку, времен “пионерской” серии, а второй приложил к ней несколько более современных элементов. Возможно, экономический кризис, в который попала владелец торговой марки фирма “Rovex”, наложил свой суровый отпечаток, но нельзя исключать факта обычной “халтуры” – периодически у разработчиков из FROG бывали форменные провалы, что подтверждает наличие таких моделей, как D.520 (F155), “Boston” (F151\F208) и “SB-2” (F176).

    В плане общей геометрии модели не имеет существенных отклонений от чертежей, однако в деталях творится настоящая “содом и гоморра”. Начнем с того, что внутри фюзеляжа нет абсолютно никаких переборок или внутренних компонентов – при виде спереди и сзади он буквально светится насквозь. Детализация кабины лётчиков состоит только из кресел, приблизительно похожих на Martin-Baker. Прибавьте к этому фонарь кабины лётчиков, который даже во “фроговском” исполнении смотрелся не лучшим образом.

    Консоли крыла выполнены цельнолитыми, а с учетом одесского качества с фюзеляжем они стыкуются отвратительно. В нишах шасси вообще нет никаких мелких деталей (просто вырезы), стойки основных колёс выполнена очень “топорно”, хотя сами колеса сделаны очень хорошо. Передняя стойка шасси вообще отлита вместе с колесом, что смотрится ужасно, учитывая их размеры и период изготовления оснастки

    С подвесным вооружением вообще решили все сделать максимально просто – была разработана единая форма для противорадиолокационных ракет “Martel” (AS.37), которая впоследствии использовалась на моделях “Buccaneer” (F238) и “Jaguar” (F402). Учитывая специализацию британского штурмовика можно было продумать другие вариации подвесных компонентов, включая атомную бомбу, НАРы, контейнеры и ПТБ, но и тут не сложилось.
     

    Из всего этого напрашивается только один вывод – может разработчики из FROG и хотели сделать масштабную модель ударного самолёта “Buccaneer” S.Mk.2, но в очередной раз получился конструктор из пластмассовых деталей.

     

    previous arrow
    next arrow
    ArrowArrow
    "Самолёт морской истребитель Букканир МК 2" - литники с деталями из комплекта фабрики Одесская игрушка. Цвет пластика - светло-серый. Печальный финал производства в Одессе ознаменовался масштабным количеством облоя и недоливами целого ряда деталей. Начало 1990-х гг. (фото: retromodels.ru)
    Slider

    Наверх


  • Ссылки (модель):
    Каропка.ру — Blackburn Buccaneer S.Mk.2A/S.Mk.50 F238 Одесса (поддержка)
    Britmodeller.com — +++Finished+++ Tim’s 1/72 Frog Buccaneer S2 — Britain’s last bomber
    Buccaneer Model Information Page
     

    Ссылки (инфо):
    Thunder and Lightnings — Blackburn Buccaneer History
    FighterControl.co.uk — Buccaneers at Holme On Spalding Moor
    SAAF Fighters-Buccaneer
     

    Литература:
    С.Цветков «Карманный линкор британской авиации» («Мир авиации» 1997-01\02)
    Мировая Авиация 47
    Мировая Авиация 148
    Richard Lines, Lief Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639